Кислород — Кинопоиск

Кислород — Кинопоиск Кислород

«кислород» ивана вырыпаева

В отфотошопленно-летний день Санек из Серпухова увидал рыжеволосую Сашу из Большого Города, что сидела около памятника известному писателю и курила траву. Тогда он внезапно понял, что она и есть кислород, а его темноволосая, не очень красивая жена – не есть кислород, поэтому Санек взял лопату и изрубил жену на куски. Все из-за того, что когда бог сказал «Не убий» он не слышал, потому что был в плеере и танцевал. Саша из Большого Города грешила иным образом – она клялась небом, когда ее целовал на улице какой-то парень из провинции, и клялась землей, на которую ее рвало от водки с пельменями.

С одной стороны, все предельно просто. Экранизировать программное произведение «новой драмы», к тому же собственного сочинения Вырыпаеву понадобилась примерно затем же, зачем пару лет назад австриец Ханеке покадрово переснял свои «Забавные игры»: материал добротный, актуальный, а, жалко, мало, кто видел – театр «Практика», где неизменно с аншлагами шла вырыпаевская пьеса, вмещает человек пятьдесят. Обидно только, что в пресловутой актуальности отечественный обличитель нравов заметно проигрывает – критический анализ событий 11 сентября, допустим, воспринимается под конец десятилетия как повторение пройденного. Вдвойне обидно за текст, претендовавший на звание манифеста потерянного поколения.

С другой стороны, все гораздо интереснее. В исходном материале одна из заповедей комментировалась следующим образом: «Когда ударили тебя по правой щеке, не подставляй левую, а сделай так, чтобы тебя ударили и по левой». Реплика эта почему-то не вошла в фильм, но она наиболее точно характеризует метод Вырыпаева. Все то, за что плевались на «Эйфорию» – унылый формализм, приторная правдивость, манерность, граничащая с пошлостью – здесь выделили красным маркером, поставили восклицательный знак на полях, а для тех, кто проморгал, перемотали и прокрутили еще раз – вот вам, критики ср.ные, кушайте. Поразительно, как на глазах пьеса, всячески подчеркивающая свою «двадцатьпервовековость», зарывается поглубже в девяностые – некоторые кадры очень органично смотрелись бы, например, в клипах Алены Свиридовой.

Но неуемная энергия (энергетика?) Вырыпаева, в пространстве экрана неизбежно сублимирующаяся в визуальную порнографию, на этот раз нашла разумное применение. Драматург больше не играет в кино (в титрах вместо привычного «фильм…» значится «текст Ивана Вырыпаева»), он честно дает понять, что ему нужен, в первую очередь, не широкий экран, а вместительный кинозал. Вырыпаев обескураживает критиков, вытравив из текста мат (а вместе с ним, правда, несколько интересных мыслей), все-таки осознав, что на показатели детектора лжи он не сильно влияет. Наконец, в повествовании «о главном», совершается кубриковский прыжок от античных схем до ультрасовременного клипового монтажа, ибо только так, по мнению автора, мы теперь в состоянии полноценно воспринимать информацию. После (да и во время) клипа, длящегося 75 минут острая кислородная недостаточность ощущается уже на физиологическом уровне. Если Вырыпаев сознательно добивался такого эффекта, то он – безусловно, гений, и ему срочно надо экранизировать пьесу «Июль», вот уж тогда точно получится самый страшный фильм в истории.

Нареченный в трейлере «фильмом-скандалом» «Кислород», на первый взгляд, действительно кажется довольно смелым высказыванием. На самом деле, амбиций-то поубавилось, сверхзадачи оставлены, планка культурного пророка деградировала до ярлыка модного режиссера. Вырыпаев смел, но только чего ему бояться? Он свято (и не безосновательно) верит, что его текст о главном и относительно этого главного – он чист. Вырыпаев-автор не нарушил ни одной заповеди – он не убил зрителя, просто час с небольшим продержал его под водой, он не сотворил себе кумира, избежав тем самым и нежелательных сравнений с хрестоматийной киноклассикой, соблюдение заповеди «Чти субботний день», видимо, иллюстрирует финал фильма, который явно снимали в отсутствие режиссера. Авторская позиция сходная с позицией вышеупомянутого режиссера Ханеке. Еще одна иллюстрация того, как недалеко от пророка до патологоанатома в белых перчатках, который одной рукой осеняет хладный труп крестным знамением, другой – с удовольствием выдергивает из него кишки.

«кислород» ивана вырыпаева — кино и сериалы на dtf

Фильм, ставший голосом поколения нулевых: 10 разговоров-заповедей о смысле жизни, Родине и совести

Иван Вырыпаев – важный российский драматург, а «Кислород» – знаковая пьеса нулевых, которая показывалась в столичном театре DOC, а спустя несколько лет была экранизирована.

Вырыпаев, уроженец Иркутска, в конце 90-х основал в родном городе театр-студию «Пространство игры». С 2006-го Вырыпаев работал (или служил, если быть предельно корректным) в театре «Практика», экспериментальной театральной площадке Москвы, сперва в должности арт-директора, а затем — худрука.

Раздавать непрошенные советы — последнее дело, но если вы вдруг в следующий свой приезд в Москву не будете знать, на какие культурные мероприятия потратить лишний вечер, настойчиво рекомендую вам посетить «Практику». Только стоит учитывать, что билеты (в силу маленького зала и просто большого количества желающих) придется покупать сильно заранее.

В 2009 году Вырыпаев перенес свою пьесу «Кислород» на большие экраны, убрав из нее часть содержания (некоторые главы в спектакле и в фильме различаются).

«Кислород» — второй фильм Вырыпаева как режиссера, до этого Иван снял, пожалуй, даже более известную зрителям драму «Эйфория», которая в 2006-м получила «Малого золотого льва» на Венецианском кинофестивале.

Кислород также собрал немало, в том числе международных, наград, включая несколько призов «Кинотавра».

Из любопытного киноопыта стоит еще отметить, что Вырыпаев был, например, одним из сценаристов картины «Бумер. Фильм второй» и даже сыграл там эпизодическую роль, обозначенную в титрах как «бомж в кафе».

«Кислород» — это не фильм в привычном для нас понимании этого слова. Он даже начинается с уточняющего титра: ТЕКСТ ИВАНА ВЫРЫПАЕВА.

По форме — это десять музыкальных видеоклипов, в каждом из которых мы видим рассказчика, повествующего нам об истории главных героев, и собственно, видеоряд с этими самыми безмолвными героями.

В самом начале нам так и заявляют эти клипы — музыкальным альбомом, сопровождая каждый «трек» названием и продолжительностью.

Режиссер монтажа картины уточнял, что такая форма была использована сознательно, «для доступа к подсознанию молодежи», воспитанной MTV. В какой-то момент череда видеоклипов даже прерывается на рекламную паузу (реклама, разумеется, вымышленная, про грибы из Санкт-Петербурга).

По содержанию «Кислород» — это десять монологов, разговоров-заповедей, каждый из которых начинается с прямого цитирования Библии (буквально первые слова, звучащие в фильме: «вы слышали, что сказано в Библии «не убивай»? Кто же убьет — подлежит суду»).

Прочитавшие предыдующие несколько абзацев неизбежно вспомнят Евгения Гришковца, еще одного прославленного мастера моноспектаклей, а также поляка Кшиштофа Кесьлёвского и его «Декалог». Наверно, для понимания того, что вам предстоит посмотреть (если вы этого еще не делали), в какой-то мере, сравнения будут уместными.

Ну и еще я нашел для себя забавным, что, как любитель постить на DTF тенриды, я рассказываю про фильм, который вновь состоит из 10 частей.

Сюжет «Кислорода» (если рассказывать о нем буквально, без каких-либо метафор) — это история о простом пареньке Саше из подмосковного города Серпухов, который приезжает в столицу и влюбляется в рыжеволосую девушку (тоже Сашу), которую случайно встречает на улице. Саша-мальчик влюбляется в Сашу-девочку, понимая, что она для него тот самый жизненно необходимый «чистый кислород». Тогда он убивает свою нелюбимую жену лопатой и закапывает её в огороде. А Саша-москвичка замужем за человеком, которого точно также никогда не любила. И муж узнает об измене, и Саша уходит от него, и уезжает в Серпухов, потому что Саша из Серпухова тоже дает ей столь необходимый в ее жизни «чистый кислород».

Если хотите, вот более точно авторское описание истории (спектакля, не фильма) с официального сайта Вырыпаева (там же, кстати, можно скачать PDF с самой пьесой, если надумаете еще и почитать ее):

10 разговоров-заповедей на самые острые темы, от терактов 11 сентября до мировых экологических проблем. И двое молодых героев, отчаянно выхватывающих кислород из окружающего мира, мужчина Саша и девушка Саша, нашедшие друг друга, чтобы разложить на десять композиций поколенческие размышления о смысле жизни, Родине, импотенции и совести. А поводом для этих разговор становится сквозной сюжет, в котором парень Саша слушал музыку в плеере, когда говорили “Не убий” и, поэтому, не найдя в своей жене кислорода, решил убить её лопатой, чтобы потом вместе с рыжеволосой девушкой Сашей, внезапно оказавшейся для него тем самым необходимым ему для жизни кислородом, на могиле жены слепить снеговика, “Не сотворив себе кумира”.

Главные (и в принципе, единственные сколько-нибудь значимые) роли в фильме исполняют Каролина Грушка и Алексей Филимонов.

Филимонов — актер театра и кино (тоже, кстати, иркутянин) впервые появился на экране все в том же продолжении «Бумера», а недавно вы могли видеть его, например, в картинах «Бык» и «Девятаев». В прошлом году Филимонов исполнил главную роль в сериале Авдотьи Смирновой «Вертинский» о знаменитом русском шансонье.

Грушка — многолетняя муза Вырыпаева. Полячка по происхождению, Каролина с самого раннего детства появлялась на экранах Польши, а первую свою роль в кино и вовсе исполнила у Кшиштофа Занусси в фильме «Шопен во дворце».

С начала двухтысячных актриса стала появляться и в российском кино («Русский бунт», «В августе 44-го…»).

Любопытно отметить, что Каролина сыграла и в «Ведьмаке». Только не в том, о котором вы подумали, а в польском телесериале 2002 года, где исполнила роль Моренн, дриады, обитающей на болотах близ Вызимы.

Грушка и Вырыпаев женаты и Каролина практически неизменно появлялась в каждом дальнешем кинопроекте режиссера: «Танец Дели», «Спасение».

Фильм «Кислород» каждый, его посмотревший, совершенно очевидно, охарактеризует кратким «артхаус». Тем забавней цитата из самого Вырыпаева:

Тут стоит пояснить, что сам Иван не считает себя кинорежиссером и вообще не очень хочет снимать авторское кино, которое «о чем-то». При этом, отвечая на прямой вопрос, режиссер говорит, что вполне был бы не прочь снять какой-нибудь большой фильм вроде уже упомянутых «Джокера» или «Чернобыля».

Из нереализованных в кино задумок, Вырыпаев упоминает лишь одну идею, у которой пока нет даже сценария — фильм про драматурга. «Просто рассказать людям, кто такой драматург«.

В 2022 году, когда вышел закон о запрете мата на экране, Вырыпаев заявлял, что не будет заниматься больше режиссурой. Мат — один из естественных инструментов для рассказа истории и режиссер сам признавал, чтобы посмотреть его произведения — нужно быть готовым пройти опреденные блоки, первый же из которых — возможная обсценная лексика. Говоря об этом, Иван рассуждал в рамках кинематографа в целом, а не только своего творчества, приводя в пример Квентина Тарантино, чьи фильмы, при всей их популярности и кассовости, никогда не будут иметь столь же широкий диапазон зрителей, как более «причесанное» голливудское кино, без такого количества насилия и ругательств на минуту экранного времени.

Однако, недавно режиссер сменил гнев на милость и стал в 2020 году генеральным продюсером бюро «Okko Театр», успев выпустить на платформе фильм «UFO», также основанный на своем одноименном спектакле — сборнике историй, рассказанных людьми из разных стран мира о своем контакте с внеземной цивилизацией. В «Практике» Вырыпаев сам исполнял всю пьесу (но был и другой вариант постановки), в кино это делают актеры, каждый со своей ролью. Если вдруг вы смотрели «Кислород» и он пришелся вам по душе, но не видели «UFO» — посмотрите, вам точно понравится.

То же самое касается и тех, кто «Кислород» не смотрел и кого отторгает формат фильма — в «UFO» форма подачи более традиционная, а само высказывание ничуть не слабее. Так что вполне можно начать свое знакомство с творчеством Вырыпаева с «UFO» (снятого уже вместе со старшим сыном режиссера Геннадием Вырыпаевым).

Практически все кинокритики сходились на том, что «Кислород» — фильм новаторский и такого по форме, по крайней мере в России, не снимал никто (правда, противники картины тут же поправляли, что никакого новаторства тут нет, и это просто какая-то бессвязная нарезка музыки и текста). Сам режисер отмечал, что ему удалось сделать то, что, в принципе, считается странным или даже невозможным для киноязыка — чтобы «с экранов зазвучал текст«.

Вообще, стоит отметить, что противников фильма было слышно гораздо громче и выступали они гораздо эмоциональней, чем его поклонники. Достаточно залезть в верхние пользовательские рецензии фильма на киноагрегаторах или посмотреть программу «Закрытый показ» с Александром Гордоном, в рамках которой «Кислород» был показан по Первому каналу в январе 2022 года.

Разумеется, сама суть подобных ток-шоу в том, чтобы вызывать бурное обсуждение, состоящее из броских безапелляционных мнений (что-то напоминает, неправда ли?), но забавно отметить, что из часа с небольшим эфирного времени, процентов восемьдесят приходится именно на монологи противников картины. Негативные эмоции всегда сильнее позитивных, и как на это ответил сам режиссер:

Ведь фильм, по задумке его создателей, построен именно как диалог со зрителем. Да, у нас нет никакой возможности отвечать рассказчикам на экране, но картина скорее задает вопросы, чем отвечает на них. Как было замечено в одном из сюжетов о новой российской драме начала нулевых, где в числе прочего упоминался и «Кислород»:

А вопросы фильм поднимает, порой, весьма деликатные, учитывая, что каждый акт начинается с одной из библейских заповедей (что послужило еще одной причиной шквала критики по отношению к картине), а одна из частей носит название «Арабский мир».

Прикрепляю ссылку на видео «Закрытого показа», если кому-то будет интересно посмотреть:

Закрытый показ с Александром Гордоном, 2022 год. Фильм «Кислород».

«Кислород» — музыкальный фильм. На протяжении всей картины звучит музыка, задающая настроение происходящему на экране, это не просто саундтрек, а важная эмоциональная составляющая, о чем сам режиссер неоднократно упоминал — для него важно, чтобы музыка была «на одной волне» с его собственным восприятием мира и при этом несла в себе какой-то авторский смысл.

В фильме звучат мелодии, например, питерских рокабилли Markscheider Kunst или Айдара Гайнуллина, баяниста с мировым именем, а также Андрея Самсонова, неизменного композитора всех кинокартин Вырыпаева.

Сам режиссер неоднократно упоминал, что его любимая музыка — Radiohead, но, полагаю, даже всего трехмилионного бюджета «Кислорода» не хватило бы, чтобы затащить Тома Йорка в российское кино.

Кстати, о бюджетах: фильм провалился в прокате. При бюджете в 3 миллиона долларов, его сборы составили менее 200 тысяч. Стоило ли ожидать от подобного кино другого результата, справедливо спросит часть из вас, и какое это вообще имеет значение для таких картин, не менее справедливо ответит другая часть.

Заканчивается фильм титром-посвящением трем людям, для обративших на это внимание поясню: тут нет никакого трагизма или символизма, эти имена — коллеги Ивана, с которыми он вместе работал над спектаклем «Кислород», и потому решил поблагодарить их в кино.

Подходя к самому интересному вопросу, о чем, собственно, кино, что оно нам хочет сказать, хотелось бы остановиться. Мне видится, что для подобных картин это будет, с одной стороны, попыткой объяснить смысл синих занавесок, а с другой — невольным программированием ожиданий тех, кто фильм еще не смотрел. Любопытно, что этим же самым вопросом (что, собственно, хочет нам сказать автор?) Гордон замучил не одного зрителя своего «Закрытого показа».

Кто-то видит в заглавном для картины «кислороде» очевидную метафору любви, кто-то — свободы, кто-то — совести (которая, кстати, упоминается героями самого фильма, на что Гордон, вновь закрыв все форточки в студии, начал выяснять «а что такое совесть?»).

Кто-то может увидеть в фильме историю эдаких серпуховских Бонни и Клайда. Кто-то — современное высказывание на тему «Преступления и наказания».

Кто-то скажет, что это просто фильм-медитация, ведь недаром он заканчивается «бонусным треком» ведийской Гаятри-мантры. Или что это сборник красивых треков с хорошим текстом и приятной музыкой, которые, в общем-то, можно просто слушать в плеере по дороге на работу (главное, не прослушать при этом, совсем как Саша, важные заповеди).

Пожалуй, все эти люди будут по-своему правы, ведь, как мы уже говорили, фильм скорее задает вопросы, чем старается на них ответить. Кому-то, из все тех же многоуважаемых экспертов с «закрытого показа», это показалось в корне неправильным, возможно, покажется таким и кому-то из вас.

Главное, что если хоть кто-то после прочтения этого поста посмотрит фильм «Кислород» и придет сюда же в комментарии, чтобы высказать свое мнение – я уже буду рад. Ведь как сказал сам Иван Вырыпаев:

Так давайте говорить друг с другом, люди. Говорить и слушать.

Спасибо, что прочитали.

P.S. Прикрепляю ссылку на КиноПоиск; для всех, у кого есть Яндекс Плюс — фильм бесплатный.

#лонгрид#кислород#вырыпаев#кино

Кислород — иван вырыпаев

Обо всём и ни о чем. О том, чего мы не видим, без чего не можем жить. Да, о кислороде. А кислород бывает разным и для каждого он свой — кто-то находит, кто-то всю жизнь голодает или сидит на безкислородной диете, кто-то знает, как сложно от него отказаться, когда ты познал этот вкус, запах, ритм танцующих легких… Как легко получить передоз и сойти с ума.
Ты переключаешь трэки в плеере — о чем они? О любви, сексе, наркотиках, терроризме, войне, религии — 11 библейских заповедей приобретают совсем новую форму, новое обоснование. Диалог мужчины и женщины — о чём? Да всё о том же.
Непростое, китчевое, отрезвляющее произведение. Сплошной поток образов закручивает, затягивает тебя туда, где ты ничего не видишь, но зато отчетливо чувствуешь. Кончиками пальцев, каждым вдохом, радужкой глаз -…

Развернуть

Кислород, 2008

Был обычный летний день. Санек гулял по бульвару и с интересом рассматривал всех окружающих. Кто-то танцевал хип-хоп, кто-то катался на скейтбордах, кто-то целовался, в общем, все как обычно, но… Санек повернул голову и увидел ЕЕ – свободную, красивую, рыжеволосую девушку, ту которая стала для него – «Чистым КИСЛОРОДОМ»! И с этой минуты все, что было в его жизни раньше, потеряло смысл — ОНА стала воздухом, без которого жить он больше не смог.

Читать кислород онлайн (полностью и бесплатно)

Аннотация: Иван Вырыпаев – одно из самых ярких открытий в современном российском искусстве. Его популярность как драматурга и актера стремительно нарастает, и это тот случай, когда жребий стать модным и осыпанным наградами кажется вовсе не слепым, а прицельно точным и справедливым. Захлебывающийся рэп сценической прозы Ивана Вырыпаева и на книжных страницах сохраняет колоссальную энергетику. За стебовыми сценками и ненормативной лексикой стоит серьезная и глубокая попытка осмыслить сегодняшнюю действительность, нащупать взаимосвязь современного человека с вечными категориями, такими как Бог и совесть.

«13 текстов, написанных осенью» – это 13 шагов за порог литературы. Все оттого, что автор хочет посмотреть на мир не с парадного входа готовых словесных форм, а с «черного» – чего-то дословесного, дочеловеческого. А драматичный «Текст № 11» («Кислород»), подозрительно напоминающий «прикольный» рэп, и вовсе разрастается в целую «Библию». То есть священный текст человека, для которого нет смысла вне мелочей его обезбоженного существования. И гласит он, что все существует только «для главного»: «картины Микеланджело и матерные слова», окурки в клумбе, застреленная кошка, героин в венах и концерты Баха – все важно и необходимо. Едва появившись на сцене театра. DOC , «Кислород» молодого иркутского актера и драматурга Ивана Вырыпаева был немедленно объявлен «манифестом поколения 30-летних».

Пресса – о драме «Кислород» Ивана Вырыпаева:

«С Гришковца начал свою робкую жизнь на сцене «маленький человек» новейшего времени, неумело, но стойко бунтующий против штампов и фальши официозного театрального быта. Теперь он обнаружился в «Кислороде» Ивана Вырыпаева совсем на другом витке стремительно проживаемой жизни».

———————————————

Иван Вырыпаев

Ольге Мухиной

Это АКТ, который нужно производить здесь и сейчас.

Композиция 1. Танцы

1 куплет:

ОН: Вы слышали, что сказано древним: не убивай; кто же убьет, подлежит суду? А я знал одного человека, у которого был очень плохой слух. Он не слышал, когда говорили, не убей, быть может, потому, что он был в плеере. Он не слышал, не убей, он взял лопату, пошел в огород и убил. Потом вернулся в дом, включил музыку погромче, и стал танцевать. А музыка была такая смешная, такая смешная, что и танцы его сделались смешными в такт музыки. И плечи его сделались смешными, и ноги, и волосы на голове, и глаза. Танцы стали увлекать его, увлекать, и увлекли в какую-то новую страну. В этой стране, было только движение, только танцы и танцы . И танцы увлекали его, увлекали, и уже так сильно увлекли, что он решил навсегда остаться в этой стране, и он решил, что больше не одной минуты не будет жить не танцуя, а будет только танцевать и танцевать.

Припев:

А в каждом человеке есть два танцора: правое и левое. Один танцор – правое, другой – левое. Два легких танцора. Два легких. Правое легкое и левое. В каждом человеке два танцора – его правое и левое легкое. Легкие танцуют, и человек получает кислород. Если взять лопату, ударить по груди человека в районе легких, то танцы прекратятся. Легкие не танцуют, кислород прекращает поступать.

2 куплет:

А у этого человека с танцами все было в порядке, а со слухом плохо. Он танцевал, а к нему приехали его друзья на машинах, такие же бандиты, как и он. Из-за танцев не слышно было, как они вошли в дом. И из-за танцев не слышно было, как один из них стал кричать, что: Ты че, Санек, блядь, охуел, ты че сделал то, блядь?! Ты же, блядь, жену свою изрубил почти на куски. Санек, ты че, не слышишь? Ты че натворил, ты че свихнулся, тебя че передернуло?. Но Санек не слышал из-за плеера, как к нему обращался его друг.

Оцените статью
Кислород
Добавить комментарий