Конвертация кислорода в разные единицы измерения — КРИОТЕХ

Конвертация кислорода в разные единицы измерения — КРИОТЕХ Кислород

Получение кислорода из воздуха

В больших количествах кислород получают из жидкого воздуха.

Впервые жидкий воздух был получен в 80-х годах прошлого столетия. До этого времени ученые — физики и химики — тщетно старались получить его путем сжатия газообразного воздуха до высоких давлений. Много энергии и труда потратили они напрасно — жидкий воздух получить им не удалось.

Почему даже при давлении в 200 атмосфер воздух не сжижается, тогда как другие газы, например углекислый газ или хлор, переходят в жидкое состояние при значительно меньших давлениях? В чем же причина?

На этот вопрос ответил Менделеев. Он установил, что каждый газ обладает своей особой критической температурой, то есть температурой, выше которой данный газ не сжижается ни при каких давлениях.

Критическая температура воздуха равна —141°, а критическая температура кислорода —119°.

С этим открытием стало ясно, почему многолетние труды ученых не принесли положительных результатов. Оказалось, что нельзя получить жидкий воздух только при высоких давлениях, его нужно охладить до критической температуры.

В то время таких низких температур еще получать не умели, а пользовались различными охлаждающими смесями, с помощью которых можно было понизить температуру только до —80—90°. Естественно, что никаким высоким давлением нельзя было компенсировать недостающий холод.

Воздух, охлажденный до температуры —141°, может быть превращен из газообразного состояния в жидкое при давлении не ниже 37 атмосфер. Следовательно, для получения жидкого воздуха газ необходимо сжать до 37 атмосфер и охладить до температуры —141°. Если охладить воздух до температуры —195°, то он превратится в жидкость и при атмосферном давлении.

Но как охладить воздух до такой низкой температуры?

Поместите в стакан с холодной водой нагретую металлическую пластинку. Она охладится, а вода в стакане нагреется. Чтобы охладить тело, его нужно привести в соприкосновение с более холодным телом. Чем больше будет разница в температурах этих тел, тем больше тепла перейдет от более теплого тела к более холодному — тем больше будет теплообмен.

Приборы, в которых происходит обмен тепла, называются теплообменниками.

Простейший тип теплообменника можно изготовить, поместив одну цилиндрическую трубку в другую. Если по наружной трубке снизу пропустить холодный воздух, а навстречу ему по внутренней — теплый, то последний охладится, отдавая свое тепло холодному воздуху, идущему по наружной трубке. В таком теплообменнике даже при низкой температуре холодного воздуха нельзя достичь хорошего охлаждения поступающего сверху газа.

Имеются более сложные конструкции теплообменников, в которых внутренняя трубка сделана в виде спирали или заменена большим количеством трубок малого диаметра. Это увеличивает площадь соприкосновения трубок с проходящим мимо них холодным воздухом.

Теплообменники изготовляются преимущественно из красной меди. Она обладает хорошей теплопроводностью.

Снаружи теплообменники покрываются теплоизоляционным материалом, который предохраняет их от внешнего тепла. В хорошем теплообменнике можно охладить воздух до очень низких температур, но для этого нужен еще более холодный воздух.

Откуда его взять?

Если быстро сжать газ, то он нагреется; если же его быстро расширить, то он охладится.

Пропустите сжатый воздух через пористую пробку, вставленную в середину небольшой трубки. Нажмите на поршень. Левая сторона трубки, где воздух сжимается, нагреется. Одновременно заметно охладится правая часть трубки, куда поступает сжатый воздух, расширяясь при выходе через пробку.

Ученые-физики объясняют нагревание газа при его сжатии тем, что при уменьшении объема сжатого газа молекулы настолько близко подходят друг к другу, что между ними начинают действовать силы притяжения, молекулы газа еще больше сближаются — совершается работа, которая как бы приводит к дополнительному сжатию. Происходит выделение тепла, температура газа повышается.

При быстром расширении сжатого газа происходит увеличение его объема. Молекулы газа стремятся отойти друг от друга, но силы притяжения препятствуют этому. На преодоление сил притяжения затрачивается работа, расходуется часть тепла, и газ охлаждается.

Величина, на которую понизится температура газа при расширении, зависит от начального и конечного давления. В практике принято считать, что при понижении давления на 1 атмосферу температура газа понижается на 1/4 градуса.

Если в специальной машине, называемой компрессором, сжать некоторый объем воздуха до 200 атмосфер, затем пропустить его через специальный кран — расширительный вентиль — и дать ему быстро расшириться до первоначального объема, температура его понизится примерно на 50°. Если температура сжатого воздуха до его прохождения через расширительный или дроссельный вентиль была 10°, то после его расширения она станет —40°. Чем ниже температура сжатого воздуха до его расширения, тем ниже она будет после дросселирования, то есть после пропускания через узкую щель дроссельного вентиля. Постепенно понижая температуру сжатого воздуха, можно достичь температуры, при которой он начнет сжижаться.

Но прежде чем приступить к получению жидкого воздуха, его нужно очистить.

В воздухе обычно содержится много пыли — мелких твердых частиц песка и угля. В среднем в кубическом метре воздуха содержится до 0,01 грамма примесей. Механические примеси, попадая между трущимися частями компрессора, образуют царапины и приводят к преждевременному износу машины. Поэтому воздух нужно освободить от пыли.

Для очистки воздуха используют специальные масляные фильтры, которые устанавливают на всасывающей трубе компрессора.

Образование тумана при охлаждении влажного воздуха.

Кроме механических загрязнений, воздух содержит влагу, углекислый газ и другие газообразные примеси.

Количество влаги в воздухе зависит от его температуры.

Наибольшее количество влаги в 1 кубическом метре воздуха при температуре —30° составляет около 0,1 грамма, а при температуре 30° — примерно 30 граммов. При небольшом охлаждении воздуха пары воды конденсируются и превращаются в туман.

Налейте в банку немного воды и закройте ее пробкой, в которую вставлена трубка. Наденьте на трубку резиновую грушу и сожмите ее так, чтобы весь воздух из груши перешел в банку. В банке создастся давление. Если после некоторой выдержки быстро ослабить грушу, воздух з банке расширится и охладится — в банке появится туман. Это значит, что водяные пары, которые находились в банке вместе с воздухом, сконденсировались. Мельчайшие капельки воды равномерно распределились по всему объему.

При более низкой температуре влага вымораживается и образуется иней, который может осесть в виде льда на стенках аппаратуры.

Если в теплообменник или расширительный вентиль пустить воздух, содержащий влагу, на их стенках образуется сначала тонкий, а затем более толстый слой льда. Чтобы лед не закупорил трубки, воздух, прежде чем приступить к его охлаждению, нужно осушить.

Воздух можно осушить, пропуская его через пористые вещества, способные поглощать влагу. Такими веществами являются силикагель и специально обработанный — активированный — глинозем. Когда эти вещества поглотят столько влаги, что перестанут осушать воздух, их прокаливают и снова используют для просушки.

Влагу из воздуха можно также поглотить каустической содой или прокаленным хлористым кальцием. Эти вещества загружают в специальные баллоны, через которые пропускают воздух. Пройдя через них, воздух становится совершенно сухим.

На крупных установках, вырабатывающих кислород, влагу вымораживают в специальных ловушках — вымораживателях, где поддерживается температура —40—50°. Когда в одной ловушке набирается много льда, воздух переключают на другую ловушку, а первую нагревают. Лед тает, и воду из нее сливают через специальный кран.

Очистив воздух от пыли и осушив его, нельзя еще приступить к ожижению.

В воздухе имеется углекислый газ. При температуре около —80° этот газ превращается в снегообразную массу, которая при дальнейшем охлаждении образует твердое вещество, похожее на лед.

Если кусочек такого льда положить на чистый лист белой бумаги, лед постепенно начнет уменьшаться в объеме, не оставляя после себя никаких следов. Вот он окончательно исчез, а бумага по прежнему осталась такой же чистой и сухой. Сухой лед — это твердая углекислота. Он широко применяется в пищевой промышленности.

Для получения жидкого воздуха нельзя обойтись без очистки газообразного воздуха от углекислого газа. Иначе через некоторое время в холодильной установке накопится большое количество сухого льда, который может вывести ее из строя.

Как же очистить воздух от углекислого газа?

Раствор щелочи помещают в колонку, через которую пропускают воздух. Углекислый газ, находящийся в воздухе, соединяется с едким натром и образует соль (CO2 2NaOH → Na2CO3 H2O). Выходящий из колонки воздух практически не содержит углекислоты.

Очистив газообразный воздух от всех примесей, которые могут помешать его сжижению, можно приступить к получению жидкого воздуха.

Для этого необходимо соединить между собой компрессор, простой холодильник, теплообменник и расширительный вентиль по схеме холодильного цикла с дросселированием.

Предварительно очищенный воздух направляют в компрессор и сжимают его до 200 атмосфер; так как воздух нагреется, его следует охладить, пропустив через простой холодильник с проточной холодной водой. Сжатый газ, проходя в холодильнике по внутренней трубке, отдаст свое тепло воде, которая омывает трубку снаружи. Из холодильника газ выйдет более холодным, чем из компрессора: его температура будет приблизительно 10°. Сжатый воздух из холодильника направляют в теплообменник. Но так как теплообменник еще ничем не охлаждается, газ пройдет через него без изменения температуры и, попав в дроссельный вентиль, расширится в нем. При расширении газ охладится и перейдет в ожижитель, из ожижителя — обратно в теплообменник. С этого момента начинается работа теплообменника.

Воздух, идущий из ожижителя, будет охлаждать сжатый воздух, поступающий из компрессора. Температура сжатого воздуха после прохождения через расширительный вентиль понизится еще больше и, уходя через теплообменник в атмосферу, еще сильнее охладит свежие порции поступающего сжатого воздуха.

Итак, ежеминутно автоматически все больше и больше понижается температура воздуха, входящего в расширительный вентиль. Наконец наступает момент, когда воздух охладится настолько, что часть его ожижится.

Жидкий воздух собирается в ожижителе, откуда его сливают через кран.

Неожиженная часть воздуха поступает в теплообменник с температурой около —190°, а выходит из него с температурой, близкой к комнатной. Идет непрерывное ожижение небольшой части воздуха, проходящего через холодильную установку.

В описанном цикле только 5 процентов пропускаемого воздуха переходит в жидкое состояние, большая часть его не сжижается и уходит обратно в атмосферу.

Это объясняется тем, что цикл с дросселированием обладает малой производительностью холода, то есть расход энергии на сжатие газа до высокого давления велик, а снижение температуры при дроссельном расширении газа мало. Холодильный цикл прост по своему устройству, но малоэкономичен.

Ученые стали настойчиво искать более экономичных способов получения жидкого воздуха. Было установлено, что если сжатый воздух расширить в цилиндре поршневого двигателя или на лопатках ротора — вращающейся части воздушной турбины — и заставить его при расширении производить внешнюю работу, то воздух охладится значительно сильнее, чем при расширении в дроссельном вентиле, где производится только внутренняя работа, которая идет на преодоление сил взаимного притяжения молекул.

Машины, в которых происходит расширение сжатого газа с получением внешней работы, называются детандерами.

Охлаждение газа в детандере тем больше, чем больше он производит работы при своем расширении. Для охлаждения газа в детандере не требуется высокого давления. Достаточно давления 50—60 атмосфер. Температура газа при его наибольшем расширении понизится до —120—125°. Таким образом, при снижении давления газа в детандере на 1 атмосферу температура понижается приблизительно на 2° — в 8 раз больше, чем при дросселировании.

Производительность холодильного цикла с детандером в 2—3 раза выше производительности цикла с дросселированием. Из всего воздуха, проходящего через такую систему, ожижается не 5, а 10—15 процентов. Затрата энергии на сжатие газа в холодильном цикле среднего давления с детандером примерно в 3 раза меньше, чем в холодильной установке с дросселем.

В установке с детандером воздух, сжатый до 40—50 атмосфер, поступает сначала в холодильник, где он охлаждается водопроводной водой. Из холодильника весь воздух поступает в первый теплообменник, где он еще больше охлаждается.

При выходе из первого теплообменника сжатый воздух пускают по двум направлениям. Большая часть газа отводится в детандер, где он расширяется до 1 атмосферы и сильно охлаждается.

Охлажденный в детандере воздух направляется через теплообменники в атмосферу. По пути он отбирает тепло от идущего навстречу воздуха, поступающего из компрессора.

Оставшаяся часть сжатого воздуха охлаждается во втором теплообменнике и поступает в расширительный вентиль. При расширении воздух еще больше охлаждается и, достигнув температуры сжижения, частично ожижается. Жидкий воздух собирается в ожижителе. Неожиженная, холодная часть воздуха направляется через теплообменники в атмосферу. По мере накопления жидкий воздух сливают.

Сравнительно недавно в одном из институтов Академии наук СССР был разработан способ получения жидкого воздуха в установках с низким давлением.

Принцип получения кислорода из жидкого воздуха основан на том, что температура кипения основных составных частей воздуха различна.

Температура кипения кислорода равна —183°, а температура кипения азота —196°. Поэтому при медленном испарении жидкого воздуха из него сначала улетучивается главным образом азот. После того как основная часть азота испарится, температура оставшейся жидкости повысится до —183°, и кислород начнет кипеть.

На этом принципе основана любая дробная, или фракционная, перегонка жидкой смеси, состоящей из нескольких веществ, которые обладают различными температурами кипения. Дробной такая перегонка называется потому, что смесь жидкостей перегоняется по частям, начиная от той жидкости, которая кипит при более низкой температуре. До тех пор пока не перегонится основная часть низкокипящей жидкости, температура всей смеси, несмотря на подогревание, будет оставаться почти без изменения. Как только жидкость, кипящая при более низкой температуре, будет отогнана, температура быстро повысится до точки кипения следующей части смеси, и так до тех пор, пока не отгонится по частям вся перегоняемая жидкость.

На этом принципе основана перегонка нефти, из которой отгоняют сначала бензин, который кипит при более низкой температуре, чем другие составные части нефти, за ним — керосин, далее перегоняют более тяжелый вид топлива — так называемое дизельное топливо, или соляровое масло.

В перегонном аппарате после отгона бензина, керосина и дизельного топлива остается мазут. Нагревая мазут до еще более высокой температуры, получают различные смазочные масла и гудрон.

При однократной фракционной перегонке нельзя сразу получить чистые продукты отгона. После первой перегонки полученные продукты загрязнены соединениями, температуры кипения которых близки. Чтобы освободиться от примесей, необходимы последующие перегонки.

При однократном испарении жидкого воздуха также невозможно получить чистый кислород и азот. Вначале, когда в жидком воздухе содержится 21 процент кислорода и 78 процентов азота, испаряется главным образом азот. Однако чем меньше азота будет оставаться в жидкости, тем больше одновременно с азотом начнет испаряться кислорода. Так, например, когда в жидкой фазе останется 50 процентов азота, в парах над такой жидкостью будет уже около 20 процентов кислорода. Чтобы получить чистый кислород и азот, недостаточно испарить жидкий воздух один раз.

Газообразные продукты, полученные после испарения, конденсируют — превращают снова в жидкость, которая подвергается вторичной перегонке. Чем больше повторяют процесс испарения и конденсации, тем чище получают продукты отгона.

Конденсация и испарение являются двумя противоположными процессами. При испарении жидкости необходимо затратить тепло, при конденсации пара — тепло выделяется. Если никаких потерь тепла нет, то теплота испарения вещества будет равна теплоте его конденсации.

Для получения кислорода из жидкого воздуха необходимо затратить некоторое количество тепла — скрытую теплоту испарения.

Если газообразный кислород пропустить через жидкий воздух, он сконденсируется и превратится в жидкость. При этом выделится тепло, называемое скрытой теплотой конденсации. Жидкий воздух, получив это тепло, сразу же израсходует его на испарение азота, температура кипения которого ниже температуры кипения кислорода.

Так как скрытая теплота конденсации кислорода почти равна скрытой теплоте испарения азота, то из жидкого воздуха выделится по объему приблизительно столько же азота, сколько сконденсировалось кислорода.

На принципе многократной конденсации кислорода с одновременным испарением азота из жидкого воздуха основан процесс разделения жидкого воздуха на чистый газообразный азот и чистый жидкий кислород.

Такой процесс разделения носит название ректификации.

Он заключается в том, что газообразная смесь азота и кислорода, которая образуется при испарении жидкого воздуха, вновь пропускается через жидкий воздух. При этом кислород конденсируется, выделяя тепло. За счет этого тепла испаряется новая часть азота. Пропуская вновь образовавшиеся газы через жидкий воздух, можно в конце концов получить чистый газообразный азот и жидкий чистый кислород.

Аппарат, в котором разделяют жидкий воздух на азот и кислород, называется ректификационной колонной.

Ректификационная колонна разделена перегородками на камеры-тарелки. Сверху в колонну медленно подают жидкий воздух. По сливным стаканам он постепенно стекает вниз, заполняя все тарелки колонны. Перегородки сделаны из латунного листа, в котором на расстоянии около 3 миллиметров друг от друга в шахматном порядке пробиты мелкие отверстия диаметром 0,8—0,9 миллиметра. Газы, образующиеся при испарении жидкого воздуха, легко проходят через такие отверстия, не давая жидкости просочиться через них. Попадая в жидкость, газы вспенивают ее и перемешиваются с ней. Во время перемешивания газообразный кислород конденсируется и переходит в жидкость, а азот, испаряясь, уходит через отверстия в перегородках вверх, на следующую тарелку. Таким образом, на каждой тарелке газы обогащаются азотом и обедняются кислородом.

По мере накопления жидкость стекает через края сливных больше и больше обогащаясь кислородом.

В результате наверху, на выходе из колонны, получается чистый газообразный азот, а внизу собирается чистый жидкий кислород, который сливают через кран.

Так из атмосферного воздуха получают для промышленности кислород.

Источник: В. Медведовский. Кислород. Государственное Издательство Детской литературы Министерства Просвещения РСФСР. Ленинград. Москва. 1953

Превращение — жидкий кислород
— большая энциклопедия нефти и газа, статья, страница 1

Cтраница 1

Превращение жидкого кислорода в газообразный происходит в газификаторах. Тепловые газификаторы предназначены для зарядки баллонов газообразным кислородом на зарядных станциях. Холодными газификаторами пользуются в сварочных цехах для непосредственного питания сварочных постов.
[2]

Превращение жидкого кислорода в газообразный производится в газификаторных установках низкого и высокого давления. Установки низкого давления или холодные газификаторы, рассчитанные на максимальное давление кислорода до 15 ати, изготовляются передвижными или стационарными.
[3]

Для превращения жидкого кислорода в газообразный и для наполнения баллонов применяются специальные аппараты-газификаторы. Различают два типа газификаторов: теплые и холодные.
[5]

Для превращения жидкого кислорода в газообразный служат гази-фикационные установки. Применяют два типа газификацион-ных установок — насосные и безнасосные.
[6]

Для превращения жидкого кислорода в газ используют газификаторы или насосы с испарителями для жидкого кислорода. При нормальном атмосферном давлении и температуре 20 С 1 дм3 жидкого кислорода при испарении дает 860 дм3 газообразного. Поэтому доставлять кислород к месту сварки целесообразно в жидком состоянии, так как при этом в 10 раз уменьшается масса тары, что позволяет экономить металл на изготовление баллонов, уменьшать расходы на транспортировку и хранение баллонов.
[7]

Одним из первых способов, предложенных Гейландтом для превращения жидкого кислорода в газообразный, был теплый газификатор, или теплый испаритель. Схема его показана на фиг.
[8]

Жидкий кислород хранится и перевозится в специальных танках или цистернах, хорошо изолированных для предотвращения нагрева за счет внешней среды. Превращение жидкого кислорода в газообразный производится в кислородных газификаторах.
[9]

К месту сварки кислород доставляется в кислородных баллонах, а в жидком виде — в специальных сосудах с хорошей теплоизоляцией. Для превращения жидкого кислорода в газ используются газификаторы или насосы с испарителями для жидкого кислорода. При нормальном атмосферном давлении и температуре 20 С 1 дм3 жидкого кислорода при испарении дает 860 дм3 газообразного. Поэтому доставлять кислород к месту сварки целесообразно в жидком состоянии, так как при этом в 10 раз уменьшается масса тары, что позволяет экономить металл на изготовление баллонов, уменьшать расходы на транспортировку и хранение баллонов.
[10]

Потребители, снабженные жидким кислородом, должны иметь у себя газифика-ционные установки для превращения жидкого кислорода в газ под требуемым давлением. Га-зификационные установки для жидкого кислорода бывают низкого и высокого давлений.
[11]

Значительный экономический интерес представляет доставка кислорода с кислородного завода потребителям в жидком виде, при котором вес тары составляет около 50 % общего веса груза; при том же весе перевозимого груза доставляется жидкого кислорода в 5 раз больше, чем при перевозке его в газообразном виде. Для возможности использования жидкого кислорода необходимы: 1) транспортный танк для перевозки жидкого кислорода, установленный на автомашине, обычно принадлежащий кислородному заводу; 2) газификатор, служащий для превращения жидкого кислорода в газообразный и устанавливаемый обычно у потребителя кислорода.
[12]

За последние годы советские специалисты разработали и продолжают усовершенствовать способ непрерывной газификации жидкого кислорода при помощи насосов. Принцип этого способа состоит в том, что жидкий кислород из резервуара ( танка) непрерывно подается в рабочее пространство цилиндра поршневого кислородного насоса специальной конструкции, откуда перекачивается в змеевик испарителя. В последнем происходит превращение жидкого кислорода в газ соответствующего давления.
[13]

Технический кислород транспортируют также по трубопроводу. Давление кислорода, транспортируемого по трубопроводу, должно быть согласовано между изготовителем и потребителем. К месту сварки кислород доставляется в кислородных баллонах, а в жидком виде — в специальных сосудах с хорошей теплоизоляцией. Для превращения жидкого кислорода в газ используют газификаторы или насосы с испарителями для жидкого кислорода. При нормальном атмосферном давлении и температуре 20 С 1 дм3 жидкого кислорода при испарении дает 860 дм3 газообразного. Поэтому доставлять кислород к месту сварки целесообразно в жидком состоянии, так как при этом в 10 раз уменьшается масса тары, что позволяет экономить металл на изготовлении баллонов, сократить расходы на транспортировку и хранение баллонов.
[14]

Технический кислород транспортируют также по трубопроводу. Давление кислорода, транспортируемого по трубопроводу, должно быть согласовано между изготовителем и потребителем. К месту сварки кислород доставляется в кислородных баллонах, а в жидком виде — в специальных сосудах с хорошей теплоизоляцией. Для превращения жидкого кислорода в газ используют газификаторы или насосы с испарителями для жидкого кислорода. При нормальном атмосферном давлении и температуре 20 С 1 дм3 жидкого кислорода при испарении дает 860 дм3 газообразного.
[15]

Страницы:  

   1

   2

Расчет объема газообразного кислорода в баллоне

Объем газообразного кислорода в баллоне (V) в кубических метрах при нормальных условиях вычисляют по формуле:

где

Vб вместимость баллона, дм3. В расчетах принимают среднюю статистическую величину вместимости баллонов не менее чем из 100 шт.;
K1 коэффициент для определения объема кислорода в баллоне при нормальных условиях, вычисляемый по формуле:

где

P давление газа в баллоне, измеренное манометром, кгс/см2;
0,968 коэффициент для пересчета технических атмосфер (кгс/см2) в физические;
t температура газа в баллоне, °С;
Z коэффициент сжигаемости кислорода при температуре t.

Значения коэффициента K1 приведены в таблице 3.

Таблица 3 — Значения коэффициента для определения объема кислорода в баллоне
Температура газа в баллоне, °С Значение коэффициента K1 при избыточном давлении, МПа (кгс/см2)
13,7
(140)
14,2
(145)
14,7
(150)
15,2
(155)
15,7
(160)
16,2
(165)
16,7
(170)
17,2
(175)
17,7
(180)
18,1
(185)
18,6
(190)
19,1
(195)
19,6
(200)
20,1
(205)
20,6
(210)
-50 0,232 0,242 0,251 0,260 0,269 0,278 0,286 0,296 0,303 0,311 0,319 0,327 0,335 0,342 0,349
-40 0,212 0,221 0,229 0,236 0,245 0,253 0,260 0,269 0,275 0,284 0,290 0,298 0,305 0,312 0,319
-35 0,203 0,211 0,219 0,226 0,234 0,242 0,249 0,257 0,264 0,272 0,278 0,286 0,293 0,299 0,306
-30 0,195 0,202 0,211 0,217 0,225 0,232 0,239 0,248 0,253 0,261 0,267 0,274 0,281 0,288 0,294
-25 0,188 0,195 0,202 0,209 0,217 0,223 0,230 0,238 0,243 0,251 0,257 0,264 0,270 0,277 0,283
-20 0,182 0,188 0,195 0,202 0,209 0,215 0,222 0,229 0,235 0,242 0,248 0,255 0,261 0,267 0,273
-15 0,176 0,182 0,189 0,196 0,202 0,208 0,215 0,221 0,227 0,234 0,240 0,246 0,252 0,258 0,263
-10 0,171 0,177 0,183 0,189 0,195 0,202 0,208 0,214 0,220 0,226 0,232 0,238 0,244 0,250 0,255
-5 0,165 0,172 0,178 0,184 0,190 0,195 0,202 0,207 0,213 0,219 0,225 0,231 0,236 0,242 0,247
0 0,161 0,167 0,172 0,179 0,184 0,190 0,196 0,201 0,207 0,213 0,219 0,224 0,229 0,235 0,240
5 0,157 0,162 0,168 0,174 0,179 0,185 0,190 0,196 0,201 0,207 0,212 0,217 0,223 0,228 0,233
10 0,153 0,158 0,163 0,169 0,174 0,180 0,185 0,191 0,196 0,201 0,206 0,211 0,217 0,222 0,227
15 0,149 0,154 0,159 0,165 0,170 0,175 0,180 0,186 0,191 0,196 0,201 0,206 0,211 0,216 0,221
20 0,145 0,150 0,156 0,160 0,166 0,171 0,176 0,181 0,186 0,191 0,196 0,201 0,206 0,211 0,215
25 0,142 0,147 0,152 0,157 0,162 0,167 0,172 0,177 0,182 0,186 0,191 0,196 0,201 0,206 0,210
30 0,139 0,143 0,148 0,153 0,158 0,163 0,168 0,173 0,177 0,182 0,187 0,192 0,196 0,201 0,206
35 0,136 0,140 0,145 0,150 0,154 0,159 0,164 0,169 0,173 0,178 0,182 0,187 0,192 0,196 0,201
40 0,133 0,137 0,142 0,147 0,151 0,156 0,160 0,165 0,170 0,174 0,178 0,183 0,188 0,192 0,196
50 0,127 0,132 0,136 0,141 0,145 0,149 0,154 0,158 0,163 0,167 0,171 0,175 0,180 0,184 0,188

Свойства

Основные свойства кислорода приведены в таблице 1.

Таблица 1 — Основные свойства кислорода
Показатель Данные показателя
Формула О2
Молекулярная масса 31,9988
Плотность (при 0 °С и давлении 760 мм рт. ст.), кг/м3 1,43
Плотность (при 20 °С и давлении 760 мм рт. ст.), кг/м3 1,33
Температура критическая, °С -118,8
Давление критическое, кгс/см2 51,35
Температура кипения (при 760 мм рт. ст.), °С -182,97
Температура плавления (затвердевания) (при 760 мм рт. ст.), °С -218,4
Масса 1 л жидкости кислорода при -182,97 °С и 760 мм рт. ст., кг 1,13
Количество газообразного кислорода, получающегося из 1 л жидкого, л 850

Массовая концентрация механических примесей в медицинском кислороде, предназначенном для авиации, – не более 0,001 г/м3 с размером частиц не более 0,1 мм при 15 °С и 101, 3 кПа (760 мм рт. ст.).

По физико-химическим показателям газообразный технический и медицинский кислород должен соответствовать нормам, указанным в таблице 2.

Таблица 2 — Физико-химические показатели кислорода
Наименование показателя Норма для марок
Технический кислород Медицинский кислород
Первый сорт Второй сорт
Объемная доля кислорода, %, не менее 99,7 99,5 99,5
Объемная доля водяных паров, %, не более 0,007 0,009 0,009
Объемная доля водорода, %, не более 0,3 0,5
Объемная доля двуокиси углерода, %, не более Не нормируется 0,01
Запах Не нормируется Отсутствие
Примечания:

1. По согласованию с потребителем допускается в медицинском кислороде объемная доля кислорода не менее 99,2 %.

2. Медицинский кислород, предназначенный для авиации, должен выпускаться с объемной долей водяных паров не более 0,0007 %.

3. В техническом кислороде 2-го сорта, вырабатываемом на установках высокого, среднего и двух давлений, оснащенных щелочными декарбонизаторами для очистки воздуха от двуокиси углерода, а также на установках типа СКДС-70М допускается объемная доля кислорода не менее 99,2 %.

Таблица перевода «объемы и массы газа» | техногаз-сервис

Объемы и массы газов (коэффициенты перевода)

Наименование газа

масса, кг

объем

газ, м3

жидкость, л

Кислород

1,36

1

1,19

1,14

0,84

1

1

0,74

0,86

Азот

1,19

1

1,47

0,81

0,68

1

1

0,84

1,24

Аргон

1,69

1

1,22

1,39

0,82

1

1

0,59

0,72

Водород

0,085

1

1,2

0,071

0,83

1

1

11,7

14,1

Углекислота

1,87

1

1,59

1

0,53

0,85

1,18

0,63

1

Гелий

0,169

1

1,35

0,125

0,741

1

1

5,91

7,89

Ацетилен

1,11

1

1

0,902

Оцените статью
Кислород
Добавить комментарий