Контрольная работа по теме: «Кислород и сера» | Учебно-методический материал по химии (9 класс): | Образовательная социальная сеть

Контрольная работа по теме: «Кислород и сера» | Учебно-методический материал по химии (9 класс):  | Образовательная социальная сеть Кислород

Контрольная работа по теме: «кислород и сера» | учебно-методический материал по химии (9 класс): | образовательная социальная сеть

Спецификация КИМ по химии

для проведения тематической контрольной работы  по теме:

«Кислород и сера»

9 класс

1.Назначение КИМ

Проверочная работа проводится с целью  определения уровня знаний учащихся по теме: «Кислород и сера», выявить затруднения в условии учебного материала и определить пути их преодоления.

Тема: «Кислород и сера»»

Цель: определить уровень знаний учащихся по теме: «Кислород и сера»» , выявить затруднения в усвоении

2. Документы, определяющие содержание КИМ

Содержание КИМ определяется на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства  образования и науки РФ №1897 от 29 декабря 2022г)  и основной образовательной программы ООО по МБОУ «».

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

-Ким ориентирован на проверку усвоения системы знаний, которая рассматривается в качестве инвариантного ядра содержания действующих программ по химии для основной школы. Требования к результатам обучения определяются в соответствии с ФГОС ООО.

— Учебный материал, на базе которого строятся задания, отбирается по признаку его значимости для общеобразовательной подготовки выпускников основной школы.

4.Характеристика структуры и содержание КИМ

Работа состоит из 3 частей. Каждый вариант проверочной работы состоит из 12 заданий:

7 заданий –  с выбором ответа (часть А);

4 задания – с кратким ответом (часть В).

2 задания – высокого уровня сложности с развернутым ответом (часть С)

Варианты соответствуют базовому уровню сложности.

В каждом задании части А предложены четыре варианта ответа, из которых

нужно выбрать 2 правильных.

Задания части B-  ответ к заданиям этой части записывается в виде последовательных цифр  таблицу. Каждому элементу первого столбца надо поставить в соответствие элемент второго столбца (причем в этом столбце могут быть и лишние элементы).

В задании части С – необходимо  осуществить превращения и решить задачу.

Распределение заданий КИМ по уровню сложности

В результате изучения темы: «Кислород и сера» учащиеся должны

Знать

важнейшие химические понятия: аллотропия, аллотропные видоизменения; особенности строения атомов элементов подгруппы кислорода;

 строение, свойства аллотропных модификаций серы, химические свойства серы, ее применение;

свойства сернистой кислоты и сероводородной кислоты и их солей; качественную реакцию на сульфид-ионы.*

 состав и свойства оксида серы (VI); серной кислоты, ее солей, качественную реакцию на сульфат-ионы; особенности взаимодействия

концентрированной серной кислоты с металлами.

Уметь

характеризовать свойства аллотропных модификаций серы

характеризовать свойства кислот с точки зрения ТЭД;

записывать формулы изученных веществ и уравнения реакций с их участием, уравнения реакций, отображающих генетическую связь;

записывать уравнения ОВР концентрированной серной кислоты с металлами;

проводить химический эксперимент, соблюдая правила ТБ;

решать экспериментальные задачи на распознавание веществ;

подтверждать экспериментально качественный состав веществ;

вычислять по химическим уравнениям массу, объѐм и количество вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объѐму или

количеству вещества, содержащего определѐнную долю примесей.

5. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

А) Каждое задание части А ( 7 заданий) оценивается  1балл. ИТОГО 7 баллов.

Б) Задание части  В: 1 задание  оценивается в 3 балла, 2-4 задания в 2 балла. ИТОГО 9 баллов.

В) Задание части С  1 и 2 задание оценивается по 3 балла. ИТОГО 6 баллов.

Общая сумма баллов – 22.

Критерии оценок:

6. Продолжительность выполнения работы

На выполнение всей проверочной работы отводится 45 минут.

7. Дополнительные материалы и оборудование

• Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;

• таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде;

• электрохимический ряд напряжения металлов;

• непрограммируемый калькулятор.

Вариант 1.

Часть А

1. Степень окисления 6  и -2   сера  проявляет  в соединениях:

   1.  Nа2SO4, H2SO4,                    2. H2SO4, H2S,  

   3.  Nа2S,   H2SO3                                   4. H2SO3,     SO2

2. С разбавленной серной кислотой не взаимодействуют:

       1. цинк       2. серебро       3. магний        4. алюминий    5. ртуть

3. Минимальная и максимальная степень окисления серы

     А. 0         Б. -2         В. -3        Г. 6     Д. 2      Е. 4  

4.         Сера является восстановителем в реакциях …

  1. Zn S = ZnS        3) S 02 = S02
  2. Н2  S = H2S        4) 2S02  02  →2S03

5.  Кислород можно получить в результате: 2HgO → 2Hg O2.

Эта реакция — … и …

  1. эндотермическая        3) экзотермическая

2) обмена                                     4) окислительно-восстановительная

6.   Из предложенного перечня внешних воздействий выберите те, которые приводят к увеличению скорости реакции обжига пирита в кислороде.

1) измельчение пирита;

2) понижение температуры;

3) понижение давления;

4) использование катализатора;

5) увеличение концентрации кислорода.

Запишите в поле ответа номера выбранных внешних воздействий.

7. Расположите химические элементы в порядке уменьшения значения электроотрицательности атомов. (Ответ приведите в виде последовательности цифр).

1) Se          2) Te              3) O                 4) S

Часть В.

1.  Составьте уравнения  реакций, которые могут протекать между: КОН, Н2S, ZnCl2.

2.  Установите соответствие между названием вещества и классом, к которому оно принадлежит:

               Название вещества                                     Класс соединений

1) оксид серы (IV)                                        А) бескислородная кислота

2) сернистая кислота                                    Б) амфотерный гидроксид

3) сероводородная кислота                         В) кислородсодержащая кислота

4) сульфат натрия                                         Г) кислотный оксид

                                                                       Д)  кислая соль

                                                                       Е) средняя соль

Ответ оформите в виде таблицы:

3.  Установите соответствие между названием вещества и его формулой:

  Название вещества                 Формула                                  

1) сернистый газ                        А) H2SO4

2) сернистая кислота                 Б) H2SO3

3) сероводородная кислота       В) H2S

4) сульфид натрия                      Г) SО2

                                                     Д) Na 2SO4 

                                                     Е) Na2S

4. Задана следующая схема превращений веществ:

             Sx    H2SO4y  SO2

Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y. 

1)  O2

2)  H2O

3)  Na2SO3

4)  HNO3

5)  Cu(OH)2

ЧАСТЬ С

1. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса. Укажите окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления:

                                    H2S Вr2 → НВr   S          

2.  Решите задачу: вычислите массовую долю соли в растворе сульфата меди (II), если из 80г такого раствора выпадает в осадок гидроксид меди (II) массой 4.9г

Вариант 2.

Часть А

1.  Степень окисления   4  и -2  сера  проявляет  в соединениях

     1. SO2, H2S                     2. H2SO4,  SO3       

     3. SО2 SO3                    4. H2SO4,  SO2

2. С концентрированной серной кислотой  не реагируют:

       1. цинк         2.медь        3.железо        4. золото   5. алюминий

3. Максимальная и минимальная степень окисления серы

      А. 4            Б. 6          В. 7         Г. 5            Д. -2

4. Сера является восстановителем в реакциях … и …

  1. Н2  S = H2S        3) 2S02  02 = 2S03
  2. S03  Н20 = H2S04        4) S 02 = S02

5. Кислород можно получить по реакции:

2О   Контрольная работа по теме: «Кислород и сера» | Учебно-методический материал по химии (9 класс):  | Образовательная социальная сеть 2Н2↑ О2↑  

      Эта реакция …. и ….

  1. замещения
  2. окислительно-восстановительная
  3. разложения

4) обмена

6. Из предложенного перечня внешних воздействий выберите два воздействия, которые приводят к увеличению скорости реакции углерода с кислородом.

1) увеличение объёма

2) охлаждение

3) нагревание

4) добавление углекислого газа

5) измельчение углерода

Запишите в поле ответа номера выбранных внешних воздействий

7.  Расположите химические элементы в порядке увеличения значения электроотрицательности атомов. (Ответ приведите в виде последовательности цифр).

1) Se,            2) Te,            3) O,               4) S

Часть В.

1. Составьте уравнения  реакций, которые могут протекать между: NaOH, H2S, CuCl2.

2.  Установите соответствие между названием вещества и классом, к которому оно принадлежит:

               Название вещества                                     Класс соединений

1) оксид серы (VI)                                  А) бескислородная кислота

2) серная кислота                                    Б) амфотерный гидроксид

3) гидросульфат натрия                         В) кислородсодержащая кислота

4) сульфат натрия                                   Г) кислотный оксид

                                                                 Д)  кислая соль

                                                                 Е) средняя соль

Ответ оформите в виде таблицы:

3. Установите соответствие между названием вещества и его формулой:

 Название вещества                         Формула

1) оксид серы (VI)                           А) H2SO4

2) сернистая кислота                       Б) H2SO3

3) сероводород                                 В) Na2S

4) серная кислота                             Г) H2S

                                                           Д) FeS2 

                                                           Е) SО3

4. Задана следующая схема превращений веществ:

             Sx    SO2y  CaSO3

Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y. 

1)  H2S

2)  NaOH

3)  CaCl2

4)  H2SO4

5)  Ca(OH)2

ЧАСТЬ С

1. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса. Укажите окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления:

                                    SO2    H2S = S ↓ 2H2O

2.  Решите задачу: вычислите массовую долю соли в растворе сульфата меди (II), если из 160г такого раствора выпадает в осадок гидроксид меди (II) массой 9,8г.

Ответы:

Часть В. вариант1

2. 1-Г, 2-В, 3-А, 4-Е

3. 1-Г, 2-Б, 3-В, 4-Е

4. 43

ЧАСТЬ С

2. Ответ : 10,06

Часть В. вариант 2

2. 1-Г, 2-В, 3-Д, 4-Е

3. 1-Е, 2-Б, 3-Г, 4-А

4.45

ЧАСТЬ С

2. Ответ : 10,06

Контрольная работа по химии по теме "галогены. кислород и сера" (9 класс, химия")

Контрольная работа по химии по теме: «Галогены. Кислород и сера». Может быть использована для проверки знаний учащихся по данной теме. Материал соответствует УМК Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, 9 класс. В работе 4 варианта, по пять заданий в каждом. Количество баллов за задания можно менять на свое усмотрение. Время выполнения 45 минут. Все задания носят открытую форму, что позволит объективно оценить уровень знаний учащихся. При выставлении оценок можно пользоваться предложенной шкалой.

Кр-3. вариант 1

  1. Проанализируйте положение галогенов в Периодической системе Д.И. Менделеева:
    1) Сколько протонов и электронов в атоме фтора?
    2) Схема распределения электронов по уровням в атоме фтора
    3) У какого атома радиус больше, у фтора или хлора?
    4) У какого атома, фтора или брома, валентные электроны слабее удерживаются в атоме, и их легче оторвать? Почему?
    5) У какого атома, фтора или брома, электроотрицательность больше? Почему?
    6) Какой ион, F или Сl, обладает более выраженными восстановительными свойствами? Ответ поясните.
  2. Подчеркните предложение, в котором речь идёт о галогене — простом веществе: а) фторсодержащая зубная паста; б) хлорирование питьевой воды; в) бромсодержащие лекарственные препараты.
  3. Из приведённых характеристик простых веществ выберите ту, которая описывает свойства хлора: а) плотность в жидком состоянии 1 г/мл; б) плотность в жидком состоянии 1,57 г/мл; в) плотность в жидком состоянии 3,14 г/мл; г) плотность в жидком состоянии 4,94 г/мл.
  4. Составьте уравнения возможных реакций, укажите окислитель и восстановитель:
    а) алюминия с хлором
    б) водорода с хлором
    в) иодида натрия с хлором
    г) гелия с хлором
  5. Изучите рисунок. По приведённой схеме составьте описание опыта. Сформулируйте цель опыта, опишите предполагаемые наблюдения. Приведите уравнение реакции. Корректно ли записать ионное уравнение этой реакции? Почему? Почему газоотводная трубка не опущена в воду? Контрольная работа по теме: «Кислород и сера» | Учебно-методический материал по химии (9 класс):  | Образовательная социальная сеть
  6. С какими из перечисленных веществ: Na, AgNO3, CuO, Ag, Zn(OH)2, Na2SO3, CO2 реагирует соляная кислота? Составьте уравнения реакций в молекулярной и ионной форме, для ОВР укажите окислитель и восстановитель.
  7. Составьте уравнения реакций в соответствии с предложенной цепочкой превращений:
  1. Поясните причину наблюдаемых явлений:
    1) Газ, выделявшийся при производстве сульфата натрия действием концентрированной серной кислоты на поваренную соль в начале 19 века, пытались отводить с помощью труб длиной 300 м. Однако вредное воздействие этого газа не прекращалось. Особенно сильно оно в сырую погоду.
    2) Если пробирку, заполненную хлороводородом, перевернуть вверх дном в стакан с водой, то через некоторое время в пробирке начнёт подниматься столб жидкости.
  2. В трёх пробирках находятся растворы хлорида натрия, азотной и соляной кислот. Как определить, в какой пробирке находится какой раствор? Составьте схему исследования и напишите уравнения соответствующих реакций.
Реактив Азотная кислота Хлорид натрия Соляная кислота
1)
2)
3)
  1. Проведите необходимые вычисления:
    1) Определите объём хлороводорода (н. у.), необходимого для нейтрализации раствора, содержащего 10 г гидроксида натрия.
    2) Действием 24,5 г концентрированной серной кислоты на 30 г хлорида натрия было получено 8,76 г хлороводорода. Можно ли получить хлороводород из оставшейся смеси, не прибавляя к ней ничего? Почему?
    3) Вычислите массовую долю соли, образовавшейся в растворе при смешивании 243,33 г 15%-ной соляной кислоты и 266,67 г 15%-ного гидроксида натрия.

Неметаллы. хлор. кислород. сера. — пройти онлайн тест | online test pad

Внимательно читайте задания. Не спешите. В некоторых заданиях возможны несколько вариантов правильных ответов. В процессе выполнения вам возможно понадобится черновик, таблица периодической системы Д.И. Менделеева, таблица растворимости с рядом активности металлов, калькулятор. Количество прохождений теста неограничено. Желаю вам успехов!)

Химия 9 рудзитис контрольная работа 3ответы на задания варианта 1:

№ 1. Проанализируйте положение галогенов в Периодической системе Д.И. Менделеева:1) Сколько протонов и электронов в атоме фтора?2) Схема распределения электронов по уровням в атоме фтора3) У какого атома радиус больше, у фтора или хлора?4)

У какого атома, фтора или брома, валентные электроны слабее удерживаются в атоме, и их легче оторвать? Почему?5) У какого атома, фтора или брома, электроотрицательность больше? Почему?6) Какой ион, F– или Сl–, обладает более выраженными восстановительными свойствами? Ответ поясните.ОТВЕТ:  1) 9;  2) 2; 7;  3) хлора;  4) брома;  5) фтора;  6) Сl–.

№ 2. Подчеркните предложение, в котором речь идёт о галогене — простом веществе: а) фторсодержащая зубная паста; б) хлорирование питьевой воды; в) бромсодержащие лекарственные препараты.ОТВЕТ: б).

№ 3. Из приведённых характеристик простых веществ выберите ту, которая описывает свойства хлора: а) плотность в жидком состоянии 1 г/мл; б) плотность в жидком состоянии 1,57 г/мл; в) плотность в жидком состоянии 3,14 г/мл; г) плотность в жидком состоянии 4,94 г/мл.ОТВЕТ: б).

№ 4. Составьте уравнения возможных реакций, укажите окислитель и восстановитель:а) алюминия с хлоромб) водорода с хлоромв) иодида натрия с хлоромг) гелия с хлором ОТВЕТ: а) 2Al 3Cl2 → 2AlCl3; алюминий – восстановитель, хлор – окислитель.б)

№ 5. Изучите рисунок. По приведённой схеме составьте описание опыта. Сформулируйте цель опыта, опишите предполагаемые наблюдения. Приведите уравнение реакции. Корректно ли записать ионное уравнение этой реакции? Почему? Почему газоотводная трубка не опущена в воду?ОТВЕТ: Растворимость хлороводорода в воде очень велика.

№ 6. С какими из перечисленных веществ: Na, AgNO3, CuO, Ag, Zn(OH)2, Na2SO3, CO2 реагирует соляная кислота? Составьте уравнения реакций в молекулярной и ионной форме, для ОВР укажите окислитель и восстановитель.ОТВЕТ: Na, AgNO3, CuO, Zn(OH)2, Na2SO3.

№ 7. Составьте уравнения реакций в соответствии с предложенной цепочкой превращений…ОТВЕТ: FeO → FeCl2 → Fe(OH)2 → FeCl2 → Fe.

№ 8. Поясните причину наблюдаемых явлений:1) Газ, выделявшийся при производстве сульфата натрия действием концентрированной серной кислоты на поваренную соль в начале 19 века, пытались отводить с помощью труб длиной 300 м. Однако вредное воздействие этого газа не прекращалось.

Особенно сильно оно в сырую погоду.2) Если пробирку, заполненную хлороводородом, перевернуть вверх дном в стакан с водой, то через некоторое время в пробирке начнёт подниматься столб жидкости.ОТВЕТ: Растворимость хлороводорода в воде очень велика.

№ 9. В трёх пробирках находятся растворы хлорида натрия, азотной и соляной кислот. Как определить, в какой пробирке находится какой раствор? Составьте схему исследования и напишите уравнения соответствующих реакций.ОТВЕТ: Лакмус/нитрат серебра.

№ 10. Проведите необходимые вычисления:1) Определите объём хлороводорода (н. у.), необходимого для нейтрализации раствора, содержащего 10 г гидроксида натрия.2) Действием 24,5 г концентрированной серной кислоты на 30 г хлорида натрия было получено 8,76 г хлороводорода.

Можно ли получить хлороводород из оставшейся смеси, не прибавляя к ней ничего? Почему?3) Вычислите массовую долю соли, образовавшейся в растворе при смешивании 243,33 г 15%–ной соляной кислоты и 266,67 г 15% –ного гидроксида натрия. ОТВЕТ: 1) 5,6 л;  2) можно;  3) 11,5%.

Оцените статью
Кислород
Добавить комментарий