Альманах педагога | Химические свойства и применение кислорода. Оксиды. Круговорот кислорода в природе

Альманах педагога | Химические свойства и применение кислорода. Оксиды. Круговорот кислорода в природе Кислород

Конспект урока по химии: «свойства и применение кислорода»

Тема урока:Свойства и применение кислорода.

Цель урока: изучить физические и химические свойства кислорода, дать общее понятие об оксидах, реакциях горения; рассмотреть практическую значимость и применение; доказать, что кислород — один из важнейших элементов на Земле.

Задачи урока:

Образовательные:

Расширить представления обучающихся о кислороде.

Познакомить со свойствами и применением кислорода.

Совершенствовать умения составлять уравнения химических реакций.

    Воспитательные:

    Формировать умения работать в парах у каждого обучающегося, считаться с мнением соседа и отстаивать свою точку зрения корректно, выполняя упражнения.

    Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, окружающей природе, учить понимать прекрасное, ценить произведения искусства.

      Развивающие:

      Способствовать продолжению развития устойчивого интереса к химической науке и практике.

      Совершенствовать навыки самостоятельной работы, развивать умения наблюдать, формулировать высказывания.

      Способствовать развитию исследовательских навыков, соблюдая правила техники безопасности.

      Совершенствовать умения обобщать и делать выводы.

        Планируемые результаты:

        личностные: готовность и способность учащихся к саморазвитию, самоопределению; ответственное отношение к учению; способность ставить цели и строить жизненные планы; формирование коммуникативной культуры, ценности здорового и безопасного образа жизни;

        метапредметные: уметь ставить цель и планировать пути её достижения, выбирая более рациональные способы решения данной проблемы; учиться корректировать свои действия в связи с изменением создавшейся ситуации; уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и потребностей; уметь организовывать совместную работу со сверстниками в парах; уметь находить информацию в различных источниках; владеть навыками самоконтроля, самооценки;

        предметные:

        знать: основные химические понятия «катализаторы», «оксиды», «реакции горения», «реакции окисления»; физические и химические свойства кислорода; области применения кислорода.

        уметь:отличить кислород от других газов; составлять уравнения реакций горения веществ в кислороде; записывать химические формулы оксидов и давать им названия; объяснять, как происходит круговорот кислорода в природе.

        Тип урока: урок формирования умений и навыков.

        Форма работы: фронтальная, групповая, работа в парах, игровая.

        Методы обучения: словесный,частично-поисковый, наглядный, демонстрационный, интерактивный.

        Приемы обучения: постановка проблемных вопросов.

        Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Свойства и применение кислорода. Круговорот кислорода в природе», колбы, пинцет, ложки для сжигания веществ, спиртовка.

        Реактивы: уголь, сера, красный фосфор, железная пластина, вода, известковая вода.

        ХОД УРОКА

        І. Организационный момент. (1 мин.)

        (Слайд № 1)Учитель: Добрый день! Прошу всех садиться. Тема сегодняшнего урока «Свойства и применение кислорода».

        (Слайд № 2)Мы с вами рассмотрим физические и химические свойства кислорода, сформулируем общие понятия об оксидах, реакциях горения, окисления; ознакомимся с практической значимостью и применением кислорода; а также докажем, что кислород — один из важнейших элементов на Земле.

        ІІ. Актуализация знаний. (7 мин.).

        Работа с карточками. От 2 до 4обучающихся получают задание на карточках и выполняют его у доски.

        (Слайд № 3)Фронтальный опрос «А ну-ка, химики».

        Учитель:Но перед тем как приступить к изучению новой темы, вам следует ответить на следующие вопросы:

        Химический знак кислорода?Ответ: О

        Относительная атомная масса кислорода?Ответ: 16.

        Химическая формула кислорода?Ответ: О2.

        Относительная молекулярная масса кислорода?Ответ: 32.

        В соединениях кислород обычно какой валентности?Ответ: II.

        Расскажите о нахождении кислорода в природе.Ответ: Кислород — самый распространенный химический элемент в земной коре. Кислород — самый распространенный на Земле элемент, на его долю приходится около 49% массы твердой земной коры. Морские и пресные воды содержат огромное количествосвязанного кислорода — 85,5% (по массе), в атмосфере содержание свободного кислорода составляет 21% по объёму и 23% по массе. Более 1500 соединений земной коры в своем составе содержат кислород. Кислород входит в состав многих органических веществ и присутствует во всех живых клетках. По числу атомов в живых клетках он составляет 20,9%, по массовой доле — около 65 %.

        Перечислите способы получения кислорода в лаборатории?Ответ:В лаборатории кислород получают следующими способами:

          1) Разложение перманганата калия. 2KMnO4 = K2MnO4 MnO2 O2

          2) Разложение перекиси водорода. 2H2O2 = 2H2O O2

          3) Разложение бертолетовой соли. 2KClO3 = 2KCl 3O2

          8. Перечислите способы получения кислорода в промышленности. Ответ: В промышленности кислород получают:

          1) Электролиз воды. 2H2O = 2H2 O2

          2) Из воздуха. ВОЗДУХ давление, -183˚C=O2 (голубая жидкость).

          В настоящее время в промышленности кислород получают из воздуха. В лабораториях небольшие количества кислорода можно получать нагреванием перманганата калия (марганцовка) KMnO4. Кислород мало растворим в воде и тяжелее воздуха, поэтому его можно получать двумя способами:

          (Слайд № 4. Рисунок1).9. Установите соответствие между способом получения кислорода и уравнением химической реакцией. Работа в парах.

          Способы получения кислорода

          Уравнения химических реакций

          А. Разложение перманганата калия.

          Б. Разложение перекиси водорода.

          В. Разложение бертолетовой соли.

          Г. Электролиз воды.

          Д. Из воздуха.

          1) 2KClO3 = 2KCl 3O2

          2) 2H2O2 = 2H2O O2

          3) ВОЗДУХ = O2

          4) 2KMnO4 = K2MnO4 MnO2 O2

          5) 2H2O = 2H2 O2

          Ответ: А-4; Б-2; В-1; Г-5; Д-3.

          10. Что называют катализаторами? Где эти вещества применяются? Ответ: Вещества, которые ускоряют химические реакции, но сами при этом не расходуются, называют катализаторами. Катализаторы широко применяют в химической промышленности. С их помощью удается повысить производительность химических процессов, снизить себестоимость выпускаемой продукции и более полно использовать сырье.

          (Слайд № 5. Рисунок2). На какой диаграмме распределение массовых долей элементов отвечает количественному составу (NH4)3PO4? Ответ: 4.

          ІІІ. Изучение нового материала. (12 мин.)

          (Слайд № 6) Учитель:Физические свойства. Кислород — бесцветный газ, без вкуса и запаха, относительно малорастворим в воде (в 100 объемах воды при температуре 20ºС растворяется 3,1 объема кислорода). Кислород немного тяжелее воздуха: 1л кислорода при нормальных условиях весит 1,43 г, а 1л воздуха — 1,29г. (Нормальные условия — сокращенно: н.у. — температура 0ºС и давление 760 мм.рт.ст., или 1 атм. 0,1 МПа). При давлении 760 мм.рт.ст. и температуре -183ºС кислород сжижается, а при снижении температуры до -218,8ºС затвердевает.

          (Слайд № 7)Химические свойства.Техника безопасности (провести инструктаж!)

          Кислород при нагревании энергично реагирует со многими веществами, при этом выделяются теплота и свет. Такие реакции называют реакциями горения. Если опустить в сосуд с кислородом O2 тлеющий уголек, то он раскаляется добела и сгорает, образуя оксид углерода(IV) СO2. Чтобы определить, какое образовалось вещество, в сосуд наливают известковую воду — раствор гидроксида кальция Са(ОН)2. Она мутнеет, так как при этом образуется нерастворимый карбонат кальция СаСO3:

          CO2 Ca(OH)2 = CaCO3 H2O

          Видеодемонстрация №1 «Горение угля в кислороде»

          (Слайд № 8)Сера горит в O2 ярким синим пламенем с образованием газа с резким запахом — оксида серы(IV)

          S O2 = SO2

          Видеодемонтсрация №2 «Горение серы в кислороде»

          (Слайд № 9)Горение фосфора в кислороде

          Видеодемонстрация №3 «Горение фосфора в кислороде»

          Опыт следует проводить под тягой. Следует соблюдать правила обращения с нагревательными приборами. Не допускать попадания горящего фосфора на рабочую поверхность стола. Не вдыхать выделяющийся дым фосфорного ангидрида.

          Фосфор Р сгорает в O2 ярким пламенем с образованием белого дыма, состоящего из твердых частиц оксида фосфора(V).

          4P 5O2 = 2P2O5

          (Слайд № 10) Горение железа в кислороде

          Видеодемонстрация №4 «Горение железа в кислороде»

          В кислороде горят и такие вещества, которые обычно считают негорючими, например железо. Если к тонкой стальной проволоке прикрепить спичку, зажечь ее и опустить в сосуд с кислородом, то от спички загорится и железо. Горение железа происходит с треском и разбрасыванием ярких раскаленных искр — расплавленных капель железной окалины Fe3O4. В этом соединении два атома железа трехвалентны и один двухвалентен. Поэтому реакцию горения железа в кислороде можно выразить следующим уравнением:

          3Fe 2O2 = FeO * Fe2O3 или Fe3O4

          (Слайд № 11)Взаимодействие вещества с кислородом относится к реакциям окисления.

          (Слайд № 12)Горение — это химическая реакция, при которой происходит окисление веществ с выделением теплоты и света.

          (Слайд № 13)В большинстве случаев при взаимодействии веществ с кислородом образуются оксиды.Оксиды — это сложные вещества, которые состоят из двух элементов, одним из которых является кислород.

          (Слайд № 14)Известны химические элементы, которые непосредственно с кислородом не соединяются. К ним относятся золото Au и некоторые другие. Оксиды этих элементов получают косвенным путем.

          (Слайд № 15)Применение кислорода. Основано на его химических свойствах. В больших количествах кислород используют для ускорения химических реакций в разных отраслях химической промышленности и в металлургии. Например, при выплавке чугуна для повышения производительности доменных печей в них подают воздух, обогащенный кислородом.

          (Слайд № 16)При сжигании смеси ацетилена или водорода с кислородом в специальных горелках температура пламени достигает 3000ºС. Такое пламя используется для сварки металлов. Если берут кислород в избытке, то пламенем можно резать металл.

          (Слайд № 17)Жидкий кислород применяют в ракетных двигателях.

          (Слайд № 18)В медицине кислород служит для облегчения затрудненного дыхания. В этом случае кислородом заполняют специальные подушки. Кислородные маски необходимы в высотных полетах, в космосе и при работе под водой.

          Кислород расходуется в громадных количествах на многие химические реакции, например на сжигание топлива.

          (Слайд № 19)Из сказанного видно, что очень много кислорода расходуется на разнообразную деятельность человека, тратится на процессы дыхания человека, животных, растений, а также на процессы гниения. Человек при дыхании в течение 1 мин в среднем употребляет 0,5 дм³ кислорода, в течении суток — 720 дм³, а в год — 262,8 м³ кислорода, что все жители земного шара (5 миллиардов) в течение года для дыхания используют 1578 миллиардов кубических метров кислорода. Если такой объем кислорода при нормальном давлении поместить в железнодорожные цистерны, то поезд был бы протяженностью более 300 млн км, что равняется расстоянию до Солнца и обратно.

          (Слайд № 20)Но все же общая масса кислорода в воздухе заметно не изменяется. Это объясняется процессом фотосинтеза, происходящим в зеленых растениях на свету. В результате этого процесса выделяется кислород. Анимация «Фотосинтез» .

          С фотосинтезом вы уже знакомились в курсе ботаники. Упрощенно процесс фотосинтеза изображают так:

          6CO2 6H2O = C6H12O6 6O2.

          Так в природе происходит непрерывный круговорот кислорода.

          В целях сохранения кислорода в воздухе вокруг городов и крупных промышленных центров создаются зоны зеленых насаждений. Специальная служба систематически контролирует содержание кислорода в воздухе. При необходимости применяют меры по устранению загрязнения воздуха.

          Физкультминутка. (1 мин.)

          IV. Закрепление знаний. (6 мин.)

          (Слайд № 21)Задание №1. «Правда или ложь? Если знаешь — разберешь»

          Для кислорода верны следующие утверждения:

          а) Кислород – бесцветный газ, без вкуса и запаха.

          б) Кислород немного легче воздуха.

          в) В кислороде горят и такие вещества, которые обычно считают негорючими, например железо.

          г) Известны химические элементы, которые непосредственно с кислородом соединяются. К ним относятся золото Au и некоторые другие.

          д) Применение кислорода основано на его физических свойствах.

          е) Непрерывный круговорот кислорода непосредственно связан с таким процессом, как фотосинтез.

          Ответ: а; в; е.

          (Слайд № 22)Задание №2. «Скорая помощь»

          Вставьте пропущенные вещества в уравнениях реакций:

          а) …….. Ca(OH)2 = CaCO3 H2O

          б) S ……. = SO2

          в) ….. 2O2 = FeO * Fe2O3 или Fe3O4

          Ответ: а)CO2 б)O2 в) 3Fe

          (Слайд № 23)Задание №3. «Мозговой штурм»

          Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций.

          а) CO2 H2O = C6H12O6 O2

          б) P O2 = P2O5

          (Слайды № 24-25)Задание №4. «Ассоциации»

          С каким применением кислорода ассоциируется данное изображение?

          1) в металлургии;

          2) для резки металлов;

          3) в авиации для дыхания;

          4) в авиации для двигателей;

          5) для сварки металлов;

          6) на взрывных работах;

          7) в медицине.

          (Слайд № 26)V. Домашнее задание. (1 мин.)

          §20,21; №6-9 (с.60). Решите задачи 1-2 (с.60).

          Творческое задание: подготовить сообщение №10 с. 60 «Что делается в вашей местности для поддержания определенного содержания кислорода в воздухе? В чем может заключаться ваше участие в этой деятельности?»

          (Слайд № 27)VI. Рефлексия. (1 мин.)

          Учитель:

          Сегодня я узнал…

          было трудно…

          я понял, что…

          я научился…

          я смог…

          было интересно узнать, что…

          меня удивило…

          мне захотелось…

          VII. Подведение итогов урока. (1 мин.)

          (Слайд № 28)В чём горят дрова и газ,
          Фосфор, водород, алмаз?
          Дышит чем любой из нас
          Каждый миг и каждый час?
          Без чего мертва природа?
          Правильно, без….

          Обучающиеся: кислорода

          (Слайд № 29) Учитель: Правильно. Спасибо за урок! До свидания!

          Литература:

          [1] Горковенко М. Ю. Поурочные разработки по химии 8 класс к учебникам О. С. Габриеляна, Л. С. Гузея, Г. Е. Рудзитиса. — М: «ВАКО», 2004;

          [2] Радецкий А. М., Горшкова В. П. Дидактический материал: химия 8-9 классы — М: Просвещение, 1997.

          [3] Химия: неорганическая химия: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. — М: «Просвещение», 2022 г.

          Интернет-ресурсы:

          . alhimik.ru/

          Презентация к модели урока "химические свойства кислорода. применение кислорода" (по фгос) | презентация к уроку по химии (8 класс) на тему: | образовательная социальная сеть

          Слайд 1

          Химические свойства кислорода. Применение кислорода

          Слайд 2

          Цель урока: Изучить химические свойства и применение кислорода

          Слайд 3

          Умения: Составлять уравнения реакций окисления Составлять формулы оксидов по валентности элементов Составлять названия оксидов Характеризовать физические свойства простых веществ

          Слайд 4

          Химические свойства — это совокупность химических реакций в которые вступает вещество

          Слайд 5

          Химические свойства кислорода Вещества, их названия и обозначения. Описание физических свойств Уравнение реакции окисления Продукты окисления – оксиды, их названия и обозначения Описание внешнего вида оксидов 2. Сера, S 1. Фосфор, Р Порошок красного цвета P O 2 = P 2 O 5 4 5 2 P 2 O 5 – оксид фосфора ( V) Белый дым Порошок желтого цвета S O 2 = SO 2 SO 2 — Оксид серы ( IV) Бесцветный газ с резким запахом, ядовит. 3. Уголь, С Твердое, темно-серого цвета C O 2 = CO 2 CO 2 — Оксид углерода ( IV) Бесцветный газ, не ядовит 4. Железо 3 Твердое с металлическим блеском Fe O 2 = Fe 3 O 4 2 железная окалина FeO · Fe 2 O 3 Оксид железа (II) Оксид железа (III) Твердое, хрупкое

          Слайд 6

          Химические свойства кислорода Горение фосфора Горение серы Горение угля Горение железа Горение метана

          Слайд 7

          Ответьте письменно на вопросы: Ответьте на вопросы: Какие реакции называются реакциями окисления? Какие вещества вступают во взаимодействие с кислородом? Какое условие необходимо для начала реакции? Укажите тип реакций горения простых веществ (по числу исходных и образующихся веществ)? Отметьте сходные признаки в составе оксидов. Запишите определение оксидов.

          Слайд 8

          Реакции окисления — — реакции взаимодействия веществ с кислородом с выделением тепла и света (реакции горения)

          Слайд 9

          Оксиды – сложные вещества состоящие из атомов двух химических элементов, один из которых кислород

          Слайд 10

          1. В ряду формул веществ выберите оксиды , составьте уравнения реакций их получения ; дайте названия веществам : 1 вариант 2 вариант CS 2 , MgO, CO 2 , Mg 3 N 2 , N 2 O 5 , CH 4 PH 3 , SO 2 , Al 2 O 3 , ZnO, NH 3 , Li 3 N 2 . Составьте формулы оксидов по названиям : оксид азота ( V), оксид лития, оксид водорода, оксид кремния

          Слайд 11

          Взаимопроверка 1 вариант 2 вариант 1.Оксиды: 1.Оксиды: MgO CO 2 NO SO 2 Al 2 O 3 ZnO 2Mg O 2 = 2MgO C O 2 = CO 2 N 2 O 2 = 2NO S O 2 = SO 2 4Al 3O 2 = 2Al 2 O 3 2Zn O 2 = 2ZnO Оксид магния Оксид углерода ( IV) Оксид азота ( II) Оксид серы ( IV) Оксид алюминия Оксид цинка 2. N 2 O 5 , Li 2 O, H 2 O, SiO 2

          Слайд 12

          Оцени свою работу на уроке Составлять уравнения реакций окисления Составлять формулы оксидов по валентности элементов Составлять названия оксидов Характеризовать физические свойства простых веществ

          Слайд 13

          Домашнее задание § 29 упражнение 1,2, 4* (составить схему применения кислорода на отдельном листке формата А4)

          Слайд 14

          Спасибо за внимание

          Слайд 15

          План самоанализа 1. Тема урока 2. Дидактическая цель 3. Тип урока 4. Планируемые результаты (цели по содержанию) 5. Методы обучения 6. Формы организации познавательной деятельности 7. Средства обучения 8. Ход урока

          Урок 11. кислород: получение, физические и химические свойства,применение. оксиды. круговорот кислорода в природе —
          химия —
          8 класс —
          российская электронная школа

          Конспект
          Кислород: нахождение в природе, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот кислорода в природе
          Кислород – самый распространённый химический элемент на Земле: около 47% массы земной коры составляют атомы кислорода, он входит в состав воды, песка, глины, известняка. Организм человека содержит 65% кислорода. Свободный кислород является частью атмосферы (20,95%). Молекула кислорода состоит из двух атомов кислорода, его химическая формула O2.
          Существует более пяти химических способов его получения в лаборатории, но в промышленности его получают физическим способом из сжиженного воздуха.
          Кислород – это газ без цвета и запаха, при температуре −182,98 °C становится жидкостью бледно-голубого цвета. Кислород тяжелее воздуха, поэтому его мало в горах, он плохо растворим в воде.
          Кислород – волшебное вещество. Его когда-то называли огненным воздухом, потому что другие вещества горят в кислороде. Кислород обеспечивает реакцию горения: тлеющая лучина вспыхивает в чистом кислороде, уголь горит красно-оранжевым пламенем (C O2 = CO2), сера – синим (S O2 = SO2, фосфор – светящимся пламенем вокруг которого образуются белые клубы дыма (4P 5O2 = 2P2O5), железо рассыпается яркими искрами (3Fe 2O2 = Fe3O4).
          В кислороде горят не только простые, но и сложные вещества: в газовых плитах горит смесь пропана и бутана, ацетиленовые горелки используют для резки и сварки металлов, при получении металлов из руд некоторые руды подвергают обжигу.
          C3H8 (пропан) 5O2 = 3CO2 4H2O
          2С2Н2 (ацетилен) 5O2 = 4CO2 2H2O
          2PbS (сульфид свинца) 3O2 = 2PbO 2SO2
          Кислород это необходимое для нас вещество. Мы дышим кислородом на земле, в небе и под водой, когда мы больны, нам нужен чистый кислород, без кислорода мы не сможем полететь к звёздам и построить ракету.
          Кислород расходуется и на окисление продуктов вулканической деятельности, огромное количество кислорода тратит человечество для своих нужд. А вот попадает в атмосферу в результате фотосинтеза, но число зелёных насаждений постепенно уменьшается, поэтому нужно бережно относиться к зелёным лёгким нашей планеты.

          Оцените статью
          Кислород
          Добавить комментарий