- «технодинамика» под водой
- Взрывы газовых баллонов, причины и последствия
- Кислород экипажа boeing-737 classic
- На строительной площадке
- Особенности эксплуатации систем кислородного питания и высотного снаряжения экипажей | авиация — коммерческая, гражданская, спецавиация…
- Рисунок 2 — ацетиленовый баллон
- Серийные адсорбционные кислородные станции акс — сайт ао «грасис»
- Характеристики кислородного баллона
- Хранение и установка газовых баллонов
«технодинамика» под водой
Кислородное оборудование «Технодинамики» так же широко используется подводниками и аквалангистами. Одна из разработок НПП «Респиратор», входящего в холдинг − воздушно-дыхательный аппарат ШАП-Р, предназначенный для обеспечения дыхания водолаза при выполнении им работ на глубинах до 60 м с легочной вентиляцией до 60 л/мин при работе в шланговом варианте, а также в автономном варианте и для экстренных всплытий.
Аппарат используется службами МЧС и может работать в условиях сильных загрязнений, например, при разливе нефти. Все узлы аппарата собраны в ударопрочный пластиковый корпус. Его компактные размеры позволяют выполнять подводные работы даже в стесненных условиях.
Еще одна модель «Респиратора» – воздушно-дыхательный аппарат АВМ-15. Этот акваланг предназначен для обеспечения дыхания при выполнении подводно-технических, аварийно-спасательных и других видов водолазных работ в автономном и шланговом варианте на глубине до 60 метров.
АВМ-15, кроме простоты и надежности, обладает некоторыми отличительными характеристиками, которые обеспечили ему особую популярность. В частности, в состав аппарата входит запатентованное сигнальное устройство «пузырькового» типа, сигнализирующее об израсходовании основного запаса воздуха.
Кроме того, аппарат при подключении к нему второго легочного автомата обеспечивает дыхание двух водолазов одновременно. Незамерзающий АВМ-15 был успешно испытан в Антарктике, использовался в числе изделий для подводных погружений в экспедициях проекта «13 морей России».
Кроме АВМ-15, у «Технодинамики» есть аппарат, созданный специально для погружения в холодную воду − АВМ-21 «Морж». При низких температурах выдыхаемый водолазом воздух имеет 100-процентную влажность. Это может стать причиной обмерзания легочного аппарата и, как следствие, перекрытия подачи дыхательной смеси или перехода на постоянную подачу.
Благодаря современным техническим решениям «Морж» успешно справляется с данной проблемой. Новый легочный автомат ЛАМ-21 и редуктор ВР-172 рассчитаны на работу при температурах воды до -4 градусов по Цельсию. Для повышения надежности «Морж» снабжен двумя дыхательными трактами, которые могут подключаться к баллонам аппарата независимо друг от друга.
Взрывы газовых баллонов, причины и последствия
ВЗРЫВЫ ГАЗОВЫХ БАЛЛОНОВ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
Г.В. Плотникова,
доцент кафедры ПТЭ ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России, кандидат химических наук, доцент
Д.А. Бодров,
оперуполномоченный по особо важным делам СОБР ГУ МВД России по Иркутской области
По статистике в России из-за взрывов бытовых газовых баллонов ежегодно гибнет около 200 человек. Последствия таких взрывов сопоставимы с детонацией 122 -миллиметрового артиллерийского снаряда. Особую опасность представляют газовые баллоны при пожаре. Пожары на объектах, где используются баллоны с газом, находящимся под давлением, характеризуются проявлением в различном сочетании опасных факторов, которые могут привести к катастрофическим последствиям.
According to statistics, in Russia because of the explosions of household gas cylinders die every year about 200 people. The consequences of such explosions are comparable with the explosion of a 122 — millimeter artillery shell. Of particular danger are the gas cylinders in the event of fire. Fires on the objects, which are used cylinders with gas under pressure, are characterized by the expression of a different combination of hazards, which may lead to disastrous consequences .
Под взрывом понимают явление, связанное с внезапным изменением состояния вещества, сопровождающееся резким звуковым эффектом и быстрым выделением энергии, которое приводит к разогреву, движению и сжатию продуктов взрыва и окружающей среды. Возникновение повышенного давления в области взрыва вызывает образование в окружающей среде ударной волны с сильным разрушающим действием [1].
По статистике в России из-за взрывов бытовых газовых баллонов ежегодно гибнет около 200 человек. Последствия таких взрывов сопоставимы с детонацией 122 миллиметрового артиллерийского снаряда. Металлические осколки разлетаются на десятки метров, создавая зону сплошного поражения.
*
Plotnikova G., Bodrov D. Explosions of gas cylinders, causes and consequences
Газовый баллон — сосуд, имеющий одну или две горловины для установки вентилей, фланцев или штуцеров, предназначенный для транспортировки, хранения и использования сжатых, сжиженных или растворенных под давлением газов [2].
Для приготовления пищи в домах индивидуальной постройки повсеместно используются баллоны стальные сварные для хранения углеводородных газов, выпускаемые 25 заводами Российской Федерации в соответствии с требованиями ГОСТ 15860. В настоящее время их количество насчитывает порядка 40 млн. штук.
Основным видом газовых баллонов (около 85 %) являются резервуары вместимостью 50 и 27 л, рассчитанные на рабочее давление 1,6 Мпа (16 атм). По данным заводов изготовителей, диапазон давлений разрушения составляет для баллонов вместимостью 5 л — 12-16 Мпа (120-160 атм), для 27л — 7,5-13 Мпа (75-130 атм), а для 50 л — 7,5-12 Мпа (75-120 атм). Промышленные 40-литровые баллоны рассчитаны на давление, в 1,5 раза превышающее рабочее давление газа.
Пожары на объектах, где используются баллоны с газом, находящимся под давлением, характеризуются проявлением в различном сочетании следующих опасных сценариев [3]: тепловое воздействие «пожара-вспышки»; воздействие волны сжатия взрыва; тепловое воздействие огненного шара; тепловое воздействие струйного факела горящего газа; воздействие осколков разорвавшегося баллона; удушье в результате уменьшения содержания кислорода в воздухе при скоплении в нем газов в избыточном количестве; наркотическое действие отдельных газов, даже при незначительной концентрации в воздухе.
При попадании баллона с бытовым газом в очаг пожара происходит нагревание сосуда, что приводит к кипению жидкой фазы и повышению давления в нем. Пламя нагревает стенки сосуда и ослабляет их первоначальную прочность вследствие неравномерного прогрева поверхности, что, как правило, приводит к разрушению сосуда. При этом пары от мгновенного испарения жидкой фазы воспламеняются и образуется «огненный шар».
В результате проведенных исследований на открытой площадке [3] было установлено следующее: при попадании 50-литрового газового баллона со сжиженным газом в очаг пожара его разгерметизация с последующим взрывом происходит в течение первых 3,5 мин. При этом разрыв баллона, как правило, происходит по боковой образующей. Максимальный радиус разлета осколков баллона, разорвавшегося на открытой площадке, составляет 250 м, высота подъема осколков около 30 м. При взрыве газового баллона со сжиженным газом возможно образование «огненного шара» диаметром 10 м; вследствие снижения прочности стенок баллона его разгерметизация происходит при давлении 5,3-8,5 Мпа (53-85 атм). При пожаре сжиженный газ, выходящий из баллона, может гореть в паровой, жидкой и парожидкостной фазах. Каждая из них, имеет свою температуру горения.
Характер истечения газа из баллона можно определить по цвету и виду пламени: в паровой фазе газ горит светло-желтым пламенем; в жидкой фазе пламя ярко-оранжевое с выделением сажи; в парожидкостной фазе горение
происходит с периодически меняющейся высотой пламени. Данные признаки видимого пламени являются косвенными характеристиками разгерметизации баллона с бытовым газом.
Основными, и вместе с тем, наиболее общими причинами взрывов газовых баллонов являются:
— чрезмерное переполнение баллона сжиженными газами;
— значительный перегрев или переохлаждение стенок баллона;
— попадание масел и других жировых веществ в баллон, приводящее к образованию взрывоопасных смесей;
— образование коррозии и ржавчины внутри баллона;
— удары по стенкам баллона вследствие их падения, соударения при транспортировании и др.;
— неправильное наполнение баллона, приводящее к образованию взрывоопасных сред;
— чрезмерно быстрое наполнение баллонов сжиженным газом ведет к перегреву вентиля баллона до 400оС;
— попадание масел или взрывоопасной пыли;
— образование ржавчины, окалины, искрообразование.
Эксперты выделяют причины, характерные для отдельных видов газов.
Газообразный кислород технический и медицинский заправляются в баллоны по ГОСТ 949-73 до давления 150 кгс/см2.
Смеси газообразного кислорода с горючими газами взрывоопасны. Смазочные материалы и жировые загрязнения поверхностей, контактирующие с кислородом, являются причиной возгораний. Уплотнительные материалы (фибра, капрон, резина, пластмасса) могут легко воспламеняться в среде кислорода высокого давления.
При расследовании аварий, связанных с кислородными баллонами, выявлены следующие характерные признаки:
— отрыв днища баллона с лучеобразными трещинами на нем (толщина днища примерно 15 мм);
— отрыв горловины баллона;
— корпус баллона разрывается на мелкие фрагменты (до сотни кусков), которые также имеют трещины;
— на вентиле баллона остается только гайка от подключенного редуктора, штуцер отрывается;
— прокладка между вентилем баллона и штуцером полностью выгорает;
— поликарбонатная вставка на латунном клапане вентиля выгорает или находится в состоянии по твердости не уступающей самой латуни;
— клапан находится в открытом состоянии, его резьба заклинена в корпусе вентиля;
— нижняя часть вентиля, вкрученного в баллон, покрыта нагаром;
— проходное сечение в латунном вентиле и его комплектующие имеют розовый цвет побежалости от высокой температуры.
Указанные повреждения могут произойти только при возгорании смеси кислорода с горючим газом, при этом давление в баллоне мгновенно возрастает по
2
расчетам до 1500-2000 кгс/см . Если рядом с взорвавшимся баллоном находится полный баллон, то происходит его детонационное разрушение со следующими характерными признаками:
— отрыв днища баллона;
— отрыв горловины баллона;
— корпус баллона разрушается на 2-3 части;
— вентиль баллона находится в рабочем состоянии.
Рис.1 — 3. Горловина баллона, фрагменты корпуса баллона, вентиль баллона
после взрыва
Подавляющее большинство горючего газа (пропан) попадает в кислородный баллон во время газосварочных работ, в момент, когда давление кислорода в баллоне становится ниже, чем давление горючего газа (пропан) в газовом баллоне и возможен переток его в кислородный баллон. Попадание других горючих газов в кислородный баллон возможно при его использовании не по назначению [4].
Все зависит от того, какое количество газа попало в кислородный баллон. Если его количество значительно, то происходит самовоспламенение горючей смеси при наполнении и взрыв баллона с разрушением самой наполнительной станции и с человеческими жертвами. Аварийная разгерметизация кислородного баллона приводит к воспламенению промасленных строительных конструкций и одежды участников тушения пожара, а также к интенсификации процесса горения.
Рис. 4 -5. Повреждение баллона и последствия взрыва баллона с кислородом
Углекислотный баллон может взорваться при перекачке нормативной емкости с последующим перемещением баллона в тёплое помещение. Также причинами взрывов баллонов являются удары, падения, нагрев их солнечными лучами и другими источниками тепла, переполнение баллонов сжиженным газом, неправильное использование с нарушением правил техники безопасности, нарушение герметизации, неисправность запорной арматуры.
Рис.6. Повреждение баллона с углекислым газом в результате взрыва
Для баллонов, заполненных водородом характерна следующая особенность в условиях пожара. При увеличении температуры (соответственно и давления) водород диффундирует в материал стенок баллона, что влечет за собой потерю первоначальной прочности баллона и его взрыв.
При попадании баллонов, заполненных азотом, в зону пожара увеличивается давление азота в баллоне, что может повлечь за собой деформацию и разрушение стенок баллона. Баллоны, наполненные ацетиленом, могут взорваться вследствие воспламенения струи ацетилена, что приводит к разогреву баллона и взрывному распаду ацетилена. Опасно нагревание ацетиленовых баллонов внешними источниками тепла, так как при этом в них создается высокое давление, происходит процесс полимеризации ацетилена, который сопровождается значительным
выделением тепла и может привести к взрывному распаду ацетилена. При прогрессирующем распаде ацетилена стенки баллона разогреваются, в некоторых случаях до температуры красного каления. Если не принять меры для достаточного снижения давления в баллоне, произойдет взрыв.
Рис. 7. Последствия взрыва баллона с ацетиленом
Ацетиленовые баллоны, в отличие от технических, применяемых для хранения и транспортировки в сжатом или сжиженном состоянии нейтральных, горючих и окислительных газов, содержат наполнитель -пористую нейтральную массу с капиллярной структурой. Необходимость использования насыпного или литого наполнителя вызвана особенностями ацетилена — взрыво- и пожароопасного при отсутствии кислорода или других окислителей.
Одной из функций пористой массы является надежная локализация (гашение) ацетиленокислородного пламени обратного удара, который возможен при выполнении газопламенных работ. Раствор ацетилена в ацетоне представляет собой флегматизированную смесь ацетилена, при этом ацетилен-ацетоновый раствор практически не способен к взрывному распаду.
На практике наблюдаются отдельные случаи разрушения ацетиленовых баллонов при обратном ударе. Предсказать, как поведет себя баллон при попадании в него пламени обратного удара очень сложно. При этом время до взрывного разрушения баллона после перекрытия вентиля может составлять как несколько минут, так и несколько часов. Это свидетельствует о том, что локализация взрывного разложения растворенного ацетилена не всегда обеспечивается. Процессы гашения или горения, происходящие внутри замкнутого баллона, заполненного пористой массой, специфичны, сложны и до настоящего времени они не изучены в полной мере.
Основная потенциальная опасность, связанная с разрушением ацетиленовых баллонов, заключается в появлении таких поражающих факторов, как ударные волны и осколки, приводящие к тяжелым последствиям.
Анализ происходящих аварий при работе с ацетиленовыми баллонами и требований действующих нормативно-технических документов позволяет сделать следующие выводы.
Существующая научно-техническая документация не содержит требований об обязательной защите единичных баллонов от обратных ударов с использованием защитных устройств.
Для защиты ацетиленового баллона от обратного удара при выполнении газопламенных сварочных работ необходима установка специального защитного устройства, обеспечивающего задержку (гашение) пламени и перекрытие потока (истечения ацетилена из баллона).
Наиболее распространенными причинами взрывов баллонов с пропан-бутановой смесью являются: чрезмерное переполнение баллона сжиженными газами; значительный перегрев или переохлаждение стенок баллона; образование коррозии и ржавчины внутри баллона; образование ржавчины, окалины, искрообразование. Нередко взрыв баллона с пропанбутановой смесью происходит при соприкосновении газа с огнем.
Взрыв пропан-бутановой смеси сопровождается
высокотемпературным выбросом газов (пламени), при этом летят осколки и детали разорвавшихся баллонов, возникает тепловое излучение. При взрыве пропан-бутана помимо основных факторов пожара (открытый огонь, повышенная температура окружающей среды, токсичные продукты горения и т.д.), как правило, проявляются вторичные факторы: волна сжатия, образующаяся при взрыве баллона и влекущая за собой разрушение зданий или отдельных их частей, разрушение (или повреждение) наружного и внутреннего водопроводов, пожарной техники, стационарных средств тушения, технологического оборудования, возникновение новых очагов пожаров и взрывов.
Рис.8-9. Возможные повреждения баллонов с пропан-бутаном
Особую опасность представляют газовые баллоны при пожаре. При пожаре на объектах, где хранятся или используются баллоны с пропан-бутаном, часто происходят взрывы газобаллонного оборудования под давлением. При тушении объектов с наличием газовых баллонов следует учитывать физико-химические свойства применяемого газа.
При попадании баллона пропан-бутана в очаг пожара происходит нагревание сосуда, что приводит к кипению жидкой фазы и повышению давления в нем. Пламя нагревает стенки сосуда и ослабляет их первоначальную прочность вследствие неравномерного прогрева поверхности, что, как правило, приводит к разрушению сосуда. При этом пары от мгновенного испарения жидкости воспламеняются и образуется «огненный шар».
Размеры возможных зон поражения осколками при разрушении баллонов в результате взрыва определяют дальностью полета наиболее крупных осколков. Так, радиус зон поражения осколками при взрыве ацетиленового, кислородного, водородного, пропанового тонкостенного баллонов, а также ацетиленового генератора и бачка с керосином составляет соответственно 2500, 2200, 1100, 2100, 200 и 800 м.
Таким образом, анализ, обработка и обобщение сведений о взрывах газовых баллонов показали, что основными причинами взрывов, которые ставят специалисты являются: механическое повреждение, перегрев, коррозия металла, неправильная эксплуатация, утечка газа.
В процентном соотношении причины взрывов распределились следующим образом:
— утечка газа — 25 %;
— механическое повреждение-16 %;
— перегрев-15 %;
— коррозия металла — 20 %;
— неправильная эксплуатация-24 %.
Наряду с этим выделяют причины, характерные для отдельных видов
газов.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Таубкин, С.И. Пожар и взрыв, особенности их экспертизы. — М. ВНИИПО, 1999. —
600 с.
2. Информационное агентство «Оружие России». — http://www.lifeo2.ru/049051124050055053052052.html
3. Верзилин М.М., Савельев Л.Н., Шебеко Ю.Н. Тактика действий подразделений пожарной охраны в условиях возможного взрыва газовых баллонов в очаге пожара: Рекомендации — М.: ВНИИПО? 2000.
4. Чижиченко, В.П. Анализ причин взрывов кислородных баллонов / В.П. Чижиченко // Охрана труда. 2022. № 4. — Электронный ресурс: http://www.kislorod.in.ua/index.php/2022-06-21-07-41-11.
Кислород экипажа boeing-737 classic
Между тем, на высоте давление воздуха в природе недостаточно для спокойного сна пилотов, и потому самолётная кабина, салон и багажники наддуваются воздухом от двигателей до безопасных величин.
Но иногда возможны случаи, когда давление воздуха в кабине не доходит до нормального значения.
И на такие случаи у пилотов Boeing-737 Classic тоже имеется свой личный подышать в виде эксклюзивной кислородной системы!
Как вы помните, мы уже рассматривали пассажирскую кислородную систему на примере B737 NG, немного затронули экипажную систему B737 NG, а также узнали всё про экипажную систему на Airbus-320.
Принципиально кислородная система на 737 Классике не очень отличается от 737NG, и схожа с A320 (принципиально).
Но, естественно, у неё есть свои особенности, которые мы сегодня и увидим.
Принцип работы экипажного кислорода на Классике такой же, как на описанных самолётах — есть кислородный баллон, и оттуда чистейший альпийский кислород распределяется до пилотов.
Классический баллон находится в переднем багажнике, за багажной сеткой.
Там живёт специально обученный отсек с крышкой, которая заклеена противопожарной стеклопластиковой лентой.
Оторвав ленту, получаем доступ к замкам крышки.
После их открытия видно содержимое отсека.
Это — баллон с кислородом.
Баллоны бывают разных размеров.
Крепятся они быстроразъёмными хомутами в нижней
и верхней частях.
Верхняя часть содержит голову баллона с маховичком открытия-закрытия и манометром давления в баллоне.
Баллон заряжается до 1850 psi = 130 атм.
К штуцеру баллона присоединён редуктор до 4-6 атм, которые и подаются дальше в систему.
Также к баллону присоединяются:
— трубка выброса кислорода за борт при превышении давления внутри баллона,
— опционально — шланг от панели заправки кислородом на фюзеляже (это редкость),
— датчик давления, передающий сигнал на прибор в задней части потолочной панели кабины пилотов.
Для индикации выброса кислорода за борт на обшивке слегка спереди переднего багажника есть небольшое круглое зелёное очко.
При выбросе оно разрушается, и зияющая дыра вопиет о дефекте.
Указанные 4-6 атм приходят в кабину сзади второго пилота.
Там на панели АЗСов, снизу справа, есть перекрывной вентиль.
Он закрывается после полёта, чтобы уменьшить утечки кислорода, и открывается перед полётом.
С наружного бока от настоящих пилотов есть кислородные маски, устройство и работа которых ничем не отличаются от таковых на Airbus, кои мы уже рассматривали.
Остаётся добавить, что у наблюдающих за полётом из проёма двери — 3 и 4 членов экипажа — тоже есть свои маски.
У 3-го члена (наблюдателя) она находится справа, в нише выше складного сидения.
А у 4-го — слева, над гардеробом.
Маски подсоединяются в систему быстросъёмным разъёмом.
И эдакими октопусами сидят в своих нишах, ожидая удобного момента напасть на лицо пилота.
Тогда-то им и поздоровится.
Ужас, короче.
Фотографии в альбоме «737 Crew Oxygen», автор Lx-photos на Яндекс.Фотках
§
На строительной площадке
Право использовать газовые баллоны, другое оборудование, необходимое для производства огневых работ, в том числе по нарезке металлолома, сварке стальных строительных конструкций; разогреву грунта, битумной мастики, имеют только те специалисты предприятий, подрядных организаций, что имеют профильное образование, включая курсовое пожарно-техническое обучение, подтвержденное дипломами, свидетельствами.
Требования к хранению, обращению с баллонами со сгораемыми газами на стройплощадке:
- К местам выполнения работ их следует доставлять вручную, используя носилки, а также тележки, санки, снабженные крепежными приспособлениями.
- При переноске запрещены как падения резервуаров с газами, ударные нагрузки, так и резкие сотрясения.
- При перевозке, переноске, хранении на горловины газовых резервуаров должны быть навинчены колпаки, предохраняющие запорную арматуру от случайных механических повреждений.
- Чрезвычайно опасно хранить баллоны со сгораемыми газами, а также О2, с лакокрасочной, горюче-смазочной продукцией; карбидом кальция, необходимым для выработки ацетилена – это может привести к взрыву, пожару.
- Предосторожность при обращении с опорожненными емкостями из-под сгораемых газов, кислорода следует соблюдать, как с закачанными ими.
Правила транспортировки:
- Исключительно на специально оборудованной автотехнике, обозначенной знаками, предупреждающими о взрывопожарной опасности груза.
- Для осуществления перевозок необходимо оформить допуск.
- Перевозка баллонов с газами разных видов совместно в одном автомобиле, а также пустых и полных баллонов одного вида – запрещена.
- При перевозке в кузовах грузовых автомобилей их укладка выполняется горизонтальной – максимально в три ряда, ни в коем случае не выше края борта; а специальных контейнерах – стоймя, в том числе допускается вместе транспортировать баллоны с ацетиленом, О2.
- Баллоны с топливной смесью можно устанавливать в кузове стоя – при наличии специального ограждения, с использованием прокладок между резервуарами.
Не допускается при выполнении погрузоразгрузочных работ с такими баллонами:
- Выполнять их поодиночке, требуется не меньше 2 работников.
- Работать в специальной одежде, защитных рукавицах, имеющих следы нефтепродуктов, растительных масел.
- Производить переноску, держа баллоны на руках, укладывая на плечи; катать по любым поверхностям; сбрасывать, ударят их о твердые препятствия, друг друга.
- Переносить запирающей арматурой вниз.
- Выполнять работы с баллонами, не имеющими защитных колпаков.
Выборочные требования из «Правил по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте»
При выполнении кровельных работ газопламенным способом необходимо выполнять следующие требования безопасности:
- баллоны должны быть установлены вертикально и закреплены в специальных стойках;
- тележки стойки с газовыми баллонами разрешается устанавливать на поверхностях крыши, имеющей уклон до 25%. При выполнении работ на крышах с большим уклоном для стоек с баллонами необходимо устраивать специальные площадки;
- во время работы расстояние от горелок (по горизонтали) до групп баллонов с газом должно быть не менее 10 м, до газопроводов и резинотканевых рукавов – 3 м, до отдельных баллонов – 5 м.
Погрузка, разгрузка и перемещение баллонов осуществляется в соответствии с правилами по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов.
При перемещении баллонов со сжатым газом необходимо принимать меры против толчков и ударов.
Запрещается переносить и перевозить баллоны с кислородом совместно с жирами и маслами, а также горючими и легковоспламеняющимися жидкостями.
В жаркое время года баллоны необходимо укрывать брезентом без жирных (масляных) пятен.
Только такой комплексно грамотный, осторожный подход к складированию, перевозке, переноске, использованию стальных резервуаров с горючими газами позволяет избежать трагических ситуаций, связанных со взрывами, быстрым развитием, распространением пожаров после разрушения их корпусов.
Особенности эксплуатации систем кислородного питания и высотного снаряжения экипажей | авиация — коммерческая, гражданская, спецавиация…
Состоянию систем кислородного питания и высотного снаряжения экипажа и пассажиров в процессе эксплуатации должно уделяться особое внимание, поскольку от этого зависит не только выполнение полета, но и жизнь людей.
Прежде всего необходимо во всех случаях следить, чтобы на элементы кислородной системы и вблизи источников возможных утечек кислорода (клапаны, штуцеры, регуляторы давлений и т. д.) не попадали масло и вазелин. Нарушение этого требования в ряде случаев приводило к появлению взрывов, пожаров. Следует контролировать, чтобы в местах сочленений кислородных приборов и трубопроводов отсутствовали утечки кислорода. О наличии утечек можно судить по показаниям манометров в замкнутой системе кислородных приборов и трубопроводов после их отключения при помощи вентилей от источников кислорода.
Технический состав, производящий работы с кислородным оборудованием, должен иметь чистую (без масляных пятен) одежду и использовать специальный хромированный инструмент.
Чтобы исключить возможность попадания посторонних газообразных п механических примесей в кислородную систему, нельзя допускать полного падения давления в кислородных баллонах. Для обеспечения нормальной работы кислородного прибора минимальное давление кислорода в баллоне должно быть в 2—2,5 раза больше установочного давления редуктора прибора.
Если по какой-либо причине давление в кислородных баллонах уменьшается до атмосферного, то баллоны должны быть сняты с летательного аппарата, два-три раза продуты чистым кислородом, заряжены кислородом до номинального давления и снова установлены на летательный аппарат. Кислородные емкости при наличии в них воды, окалины, коррозии и других посторонних примесей к эксплуатации не допускаются.
В практике встречались случаи, когда баллоны системы жизнеобеспечения заполнялись не медицинским, а техническим кислородом, который предназначается для системы подпитки авиадвигателей при их запуске. Для исключения таких случаев бортовые кислородные системы любого назначения заряжаются медицинским кислородом.
Зарядка бортовых систем газообразным кислородом производится с помощью автомобильных кислородно-зарядных станций (АКЗС) до полного рабочего давления. Лишь в исключительных случаях при отсутствии АКЗС можно использовать для зарядки медицинский кислород, хранящийся в транспортных кислородных баллонах.
При обращении с жидким кислородом следует быть очень осторожным с тем, чтобы капли его не попали на кожу человека. Пары кислорода, появляющиеся при заправке системы кислородом, длительное время сохраняются в волосах, в шерстяной одежде. При этом пламя спички, тлеющий огонь папиросы, электрическая искра могут вызвать воспламенение одежды и тяжелые ожоги тела. Поэтому после участия в заправке систем кислородом необходимо тщательно проветривать свою одежду и некоторое время остерегаться близости огня. В процессе предполетной подготовки следует проверить по манометру давление кислорода в баллонах, герметичность кислородной системы, работу кислородного прибора при избыточном давлении и без него, крепление объединенного разъема кислородной системы.
Для создания избыточного давления кислорода в маске на земле рукоятка автомата подсоса ставится в положение «100% 02», чем выключается подсос воздуха из атмосферы. Укрепив на лице маску, следует плавным поворотом специального маховичка создать в системе избыточное давление 300 мм вод. ст., наблюдая за показаниями манометра М-1000.
О правильной работе кислородной системы при отсутствии избыточного давления можно судить по поведению прибора-инди — 11* 115
катора кислорода и по величине сопротивления вдоху и выдоху. На мембрану индикатора кислорода воздействуют давления и разрежения, появляющиеся под мембраной кислородного прибора при дыхании. Это вызывает периодическое открытие и закрытие двух шторок кислородного индикатора, установленного на приборной доске члена экипажа. Если кислородная магистраль между кислородным прибором и маской негерметична (или негерметична сама маска), то шторки индикатора будут открыты, показывая непрерывный расход кислорода.
В процессе предварительной подготовки система кислородного оборудования проверяется специальной переносной установкой КУ-6 или КУ-8.
В полете члены экипажа должны быть очень внимательны к состоянию кислородного оборудования. Следует помнить, что человек может не ощутить начальных признаков кислородного голодания, являющегося следствием неполного прилегания маски, негер- метичности кислородного шланга. В результате развития кислородного голодания наступает внезапное обморочное состояние. Если в полете возникают затруднения дыхания или плохое самочувствие, то необходимо включить аварийную подачу кислорода с помощью специальной рукоятки на кислородном приборе. В этом случае кислород в маску будет поступать непрерывным потоком.
Рисунок 2 — ацетиленовый баллон
Максимальное давление ацетилена в баллоне составляет 3 МПа. Давление ацетилена в полностью наполненном баллоне изменяется при изменении температуры:
Температура, °С | -5 | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | |
Давление, МПа | 1,34 | 1,4 | 1,5 | 1,65 | 1,8 | 1,9 | 2,15 | 2,35 | 2,6 | 3,0 |
https://www.youtube.com/watch?v=hw723ksEqls
Давление наполненных баллонов не должно превышать при 20°С 1,9 МПа.
При открывании вентиля баллона ацетилен выделяется из ацетона и в виде газа поступает через редуктор и шланг в горелку или резак. Ацетон остается в порах пористой массы и растворяет новые порции ацетилена при последующих наполнениях баллона газом.
Для уменьшения потерь ацетона во время работы необходимо ацетиленовые баллоны держать в вертикальном положении. При нормальном атмосферном давлении и 20°С в 1 кг (л) ацетона растворяется 28 кг (л) ацетилена.
Растворимость ацетилена в ацетоне увеличивается примерно прямо пропорционально с увеличением давления и уменьшается с понижением температуры.
Для полного использования емкости баллона порожние ацетиленовые баллоны рекомендуется хранить в горизонтальном положении, так как это способствует равномерному распределению ацетона по всему объему, и с плотно закрытыми вентилями. При отборе ацетилена из баллона он уносит часть ацетона в виде паров. Это уменьшает количество ацетилена в баллоне при следующих наполнениях. Для уменьшения потерь ацетона из баллона ацетилен необходимо отбирать со скоростью не более 1700 дм3/ч.
Для определения количества ацетилена баллон взвешивают до и после наполнения газом и по разнице определяют количество находящегося в баллоне ацетилена в кг.
Пример. Масса баллона с ацетиленом 89 кг, порожнего — 83 кг, следовательно, количество ацетилена в баллоне равно: по массе — 89-83=6 кг, по объему — 6/1,09=5,5 м3 (1,09 кг/м3 — плотность ацетилена при атмосферном давлении и температуре 20°С).
Масса пустого ацетиленового баллона складывается из массы самого баллона, пористой массы и ацетона. При отборе ацетилена из баллона вместе с газом расходуется 30- 40 г ацетона на 1 м3 ацетилена. При отборе ацетилена из баллона необходимо следить за тем, чтобы в баллоне остаточное давление было не менее 0,05-0,1 МПа.
Использование ацетиленовых баллонов вместо ацетиленовых генераторов дает ряд преимуществ: компактность и простота обслуживания сварочной установки, безопасность и улучшение условий работы, повышение производительности труда газосварщиков.
Причинами взрыва ацетиленовых баллонов могут быть резкие толчки и удары, сильный нагрев (свыше 40°С).
Серийные адсорбционные кислородные станции акс — сайт ао «грасис»
НПК «Грасис» предлагает своим Заказчикам современные серийные адсорбционные кислородные станции АКС.
Кислородные станции серии АКС — это транспортабельные станции нового поколения, позволяющие получать до 100 баллонов кислорода в сутки. Чистота кислорода на выходе составляет 95% (до 99% при применении дополнительной ступени очистки).
Кислородная станция АКС позволяет развернуть полный цикл по производству и закачке кислорода чистотой до 99% в баллоны под давлением 150 атм, при этом станция очень компактна и легко транспортабельна. Для обеспечения работы станции требуется только подвод электричества напряжением 380 В, а потребление электроэнергии составляет всего 60 кВт. Время выхода кислородной станции на рабочий режим — всего 10 минут. Такая оперативность в выходе на режим позволяем Заказчику производить кислород на станции АКС только тогда, когда он необходим. Еще одно преимущество – применяемые для закачки баллонов качественные и надежные компрессоры, значительно превышающие по времени наработки используемые сегодня аналоги, что обеспечивает надежность работы кислородных станций АКС.
Все оборудование размещено в стандартном контейнере с габаритами 2500×2500×6000 мм и благодаря этому легко может быть поставлено на шасси и доставлено у нужному участку работ. Контейнер оснащен системой принудительной вентиляции, обогревом, а также единым блоком управления и контроля. Управление кислородной станцией АКС сделано максимально удобным и упрощенным.
Ранее поставляемые станции ТАдК позволяли получать кислород с чистотой 93-95%, но имели меньшую производительность по кислороду. При проектировании станции АКС был учтен опыт продаж станций тадк. Обновленная кислородная станция АКС, обладая всеми преимуществами кислородной станции ТАдК-0,018, обеспечивает значительно большую производительность по кислороду — до 25 м³/ч, что эквивалентно 4 баллонам кислорода в час. Применение адсорбента последнего поколения и качественных комплектующих обеспечивает высокую производительность и стабильность работы кислородной станции.
Станции АКС производства «Грасис» позволяют оперативно развернуть на месте производство кислорода и закачку его в баллоны под давлением 150 ати.
Узнать более подробно о выполненных проектах компании
Характеристики кислородного баллона
Состоит кислородный баллон из углеродистой (45Д) или высоколегированной (30ХГСА) стали. Если вас интересует, может ли сжатый кислород храниться в таре из иных материалов, то ответ – конечно же да. Для производства баллонов нередко используют металлопластик и композитные материалы.
Толщина стенки – 7-9 миллиметров. Форма цилиндрическая; одна сторона сосуда имеет закругление, в то время как вторая оснащена горловиной, предназначенной для редуктора. От воздействий окружающей среды редуктор защищен колпаком, который крепится на расположенное на горловине кольцо. Устойчивость конструкции придает башмак.
Сжатый кислород при транспортировке и хранении тяжело перепутать, например, с баллоном с углекислотой или емкостью с пропаном, так как его закачивают в баллоны голубого цвета, на которых черной краской прописано название газа, находящегося внутри. Кроме того, боковой вентиль штуцера кислородного баллона оснащен правой трубной резьбой, благодаря чему снижается риск ошибочной закачки в баллоны горючих газов.

Чтобы узнать, сколько весит пустой кислородный баллон, стоит обратить внимание на маркировку, которая находится в верхней части емкости, на конусе. Кислородный баллон обязательно содержит выбитые товарный знак производителя; дату изготовления с указанием года следующего освидетельствования; показатели давления (рабочее и пробное гидравлическое), вместимости, массы;
Кислород в баллонах имеет давление 14,7 – 19,6 МПа. Сжатый кислород может помещаться в емкости, имеющие объем 1 л, 5 л, 10 л, 15 л, 20 л, 25 л, 40 л, 50 л. Баллон кислородный 50-литровый, как и 40-литровый баллон, предназначены для использования на производстве.
Узнать, сколько весит пустой кислородный баллон, а также наполненный газом, можно здесь.
Виды емкостей, в которые помещают сжатый кислород, можно выделить не только на основании их объема и массы, но и с учетом длины и диаметра. Длина различных моделей может быть от 250 до 1485 мм, а диаметр – от 89 до 219 мм.
Хранение и установка газовых баллонов
Необходима постоянная защита от попадания прямого солнечного света, для исключения сильного нагрева, критического повышения давления в баллонах.
Установка в проходах на путях эвакуации, возле выходов при производстве временных огневых работ.
Запрещена установка баллонов ближе 1 м от радиаторов стационарных отопительных систем, электронагревательного оборудования; 5 м – от промышленных установок отопления с открытым пламенем.
Не допускается устанавливать и хранить баллоны с кислородом в зданиях медицинских организаций, если это не предусмотрено проектной документацией. Кроме того, баллоны с горючими газами запрещено использовать в зданиях торгово-развлекательных заведений для заправки воздушных шаров.
При хранении газа:
- окна помещений, где хранятся баллоны с газом, закрашиваются белой краской или оборудуются солнцезащитными устройствами из негорючих материалов;
- при хранении баллонов на открытых площадках сооружения, защищающие баллоны от осадков и солнечных лучей, выполняются из негорючих материалов;
- баллоны с горючим газом должны храниться отдельно от баллонов с кислородом, сжатым воздухом, хлором, фтором и другими окислителями, а также от баллонов с токсичным газом;
- размещение групповых баллонных установок допускается у глухих (не имеющих проемов) наружных стен зданий. Шкафы и будки, где размещаются баллоны, выполняются из негорючих материалов и имеют естественную вентиляцию, исключающую образование в них взрывоопасных смесей;
- при хранении и транспортировании баллонов с кислородом нельзя допускать попадания масел (жиров) и соприкосновения арматуры баллона с промасленными материалами. При перекантовке баллонов с кислородом вручную не разрешается браться за клапаны;
- в помещениях должны устанавливаться газоанализаторы для контроля образования взрывоопасных концентраций. При отсутствии газоанализаторов руководитель организации должен установить порядок отбора и контроля проб газовоздушной среды;
- баллоны при обнаружении утечки из них газа должны убираться из помещения склада в безопасное место;
- на склад, где размещаются баллоны с горючим газом, не допускаются лица в обуви, подбитой металлическими гвоздями или подковами;
- баллоны с горючим газом, имеющие башмаки, хранятся в вертикальном положении в специальных гнездах, клетях или других устройствах, исключающих их падение. Баллоны, не имеющие башмаков, хранятся в горизонтальном положении на рамах или стеллажах. Высота штабеля в этом случае не должна превышать 1,5 метра, а клапаны должны закрываться предохранительными колпаками и быть обращены в одну сторону;
- хранение каких-либо других веществ, материалов и оборудования в помещениях складов с горючим газом не разрешается;
- помещения складов с горючим газом обеспечиваются естественной вентиляцией.