Урок-практикум по теме «Качественные реакции в химии». 7-й класс

Урок-практикум по теме "Качественные реакции в химии". 7-й класс Кислород

Как работает дыхательная система? просто о сложном

Эволюционно сложилось так, что для жизнедеятельности человека необходим кислород. Как доставить его к органам и тканям? Сегодня говорим о дыхательной системе и особенностях её функционирования.

Как всё устроено?

Дыхательная система представлена целым рядом анатомических образований. Классификационно их подразделяют на дыхательные пути (верхние и нижние) и дыхательные органы. Верхние дыхательные пути — это полость носа, носовая и ротовая часть глотки. Нижние — гортань, трахея и бронхи. К дыхательным органам относят легкие. В обиходе и по факту, говоря об органах дыхания человека, могут подразумеваться отдельные анатомические образования и дыхательных путей. Например, гортань, трахея — это не только часть нижних дыхательных путей, но и самостоятельные органы.

Воздух попадает в легкие не сам по себе, туда его необходимо «втянуть», что и происходит в процессе вдоха. В этом участвуют диафрагма, наружные межреберные и межхрящевые мышцы. Во время вдоха диафрагма несколько уплощается, грудная клетка расширяется, что обеспечивается поступательное движение воздуха в дыхательные пути и легкие.

Пройдя весь путь от ноздрей до конечных разветвлений бронхиального дерева, воздух попадает в замкнутые «пузырьки» — альвеолы. Они и составляют основную функциональную часть легких.

Читайте по теме: Дышите легко и чисто! Вся правда о бронхитах

Но как кислороду дойти до конечных целей — органов? Снаружи альвеола покрыта сетью мелких кровеносных сосудов, по которым непрерывно течет кровь. Одна из разновидностей клеток крови — эритроциты, заполненные веществом гемоглобином. Именно он и осуществляет перенос газов в организме.

Кислород из альвеолярного воздуха «просачивается» в кровь, где «захватывается» гемоглобином. При этом в альвеолу поступает углекислый газ — продукт жизнедеятельности клеток. Обогатившиеся кислородом эритроциты разносят его по организму, а углекислый газ выделяется во внешнюю среду путем выдоха. В отличие от вдоха — всегда активного процесса — выдох пассивен, но при необходимости может быть и активным. В активном выдохе также участвуют мышцы — внутренние межреберные и мышцы брюшной стенки.

Определенную роль в процессе дыхания играет отрицательное внутриплевральное давление.

Процесс дыхания человека сложен и регулируется различными способами. Рассмотрим некоторые из них.

За дыхание отвечает дыхательный центр — скопление нервных клеток в продолговатом мозге.

Читайте по теме: Что поможет от кашля: барсучий жир или горчица в носках? Лечим детей правильно

Поток нервных импульсов идет к мышцам, отвечающим за вдох, задавая им определенный размах движений. У дыхательного центра имеется автоматия: приблизительно раз в четыре секунды здесь возникает возбуждение, стимулирующее мышцы, обеспечивающие вдох. Затем оно сменяется торможением, мышцы вдоха расслабляются — происходит выдох. Ритмичная смена этих состояний — врожденное свойство.

Частота и глубина дыхания зависит от интенсивности процессов окисления, происходящих в организме. Физическая нагрузка приводит к увеличению поглощения кислорода и повышению концентрации в тканях и крови углекислого газа. Последний через кровь активирует работу дыхательного центра, и, как следствие, усиливается сокращение дыхательных мышц. Это позволяет быстрее удалить избыток углекислого газа и восполнить недостаток кислорода.

Не на пользу телу: что вредит нашей дыхательной системе?

Человек сформировался в условиях с определенным содержанием кислорода. Однако для оптимального процесса дыхания необходимо не только само его наличие, но и определенные характеристики вдыхаемого воздуха. Их обеспечивают наши дыхательные пути, поэтому к легким — в норме — поступает очищенный, увлажненный и согретый воздух.

На любой из этих параметров могут воздействовать изменения окружающей среды.

Чистота. Пыль различного происхождения, выхлопные газы автомобилей, выбросы вредных веществ в атмосферу, табачный дым, шерсть животных, пыльца растений… Список можно было бы продолжить.

Увлажненность. Наверняка многим знакомо чувство сухости и першения в горле в помещениях в зимнее время года, особенно поутру. Причина до банальности проста: отопление в квартирах и домах пересушивает воздух, который затем сушит слизистые оболочки дыхательных путей. В результате повышается восприимчивость их к инфекции.

Читайте материал по теме: Чем отличаются ОРВИ и ОРЗ?

Низкая температура. Дышать через нос, а не через рот, советуют не просто так: помимо очищения и увлажнения, слизистая носовой полости согревает проходящий транзитом воздух.

Среди других факторов, способных нанести вред нашим органам дыхания — многочисленные инфекции. ОРВИ, бактерии, грибки — все эти представители микромира способны вызывать различные заболевания.

Когда дышать тяжело. Что говорит статистика?

Пневмония, острый ларингит, трахеит и бронхит. По данным министерства здравоохранения РФ наиболее распространенные заболевания среди взрослых связаны с дыхательной системой.

Сохраняют актуальность бронхиальная астма, хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ), рак и туберкулез легких.

Читать материал по теме: Что такое хроническая обструктивная болезнь легких?

А над нами — километры воды, а над нами бьют хвостами киты…

Сколько воздуха в день вдыхает человек?

Давайте посчитаем. В норме в покое объем воздуха, вдыхаемого или выдыхаемого взрослым человеком при одном дыхательном цикле, составляет 500 мл, а частота дыхания у него — от 16 до 20 (во время сна — до 12). Таким образом, в покое в минуту человек вдыхает от 8 литров воздуха, а в течение суток — около 11 500 литров (с поправками на частоту дыхания во время сна — соответственно меньше).

Сколько человек может не дышать?

Ответ на этот вопрос зависит от многих факторов. Находится ли человек в покое или двигается? Какова температура окружающей среды? И т.д.

Итак, сколько может не дышать человек? Диапазон колебаний составляет от менее чем 1 минуты до нескольких минут. Один из мировых рекордов принадлежит датскому ныряльщику Стигу Северинсену — 22 минуты. Правда, перед своей попыткой он почти 20 минут активно дышал чистым кислородом. Ткани организма обогатились этим газом и одновременно снизилось содержание углекислоты.

Критичен не только дефицит кислорода, но и избыток углекислого газа. При невозможности организма избавиться от углекислоты через легкие, начинает увеличиваться ее содержание в крови. Возможно нарушение ориентации, спазмы в мышцах, учащенное сердцебиение, потеря сознания и смерть.

Что будет, если часто задерживать дыхание?

Исходя из описанного выше, в зависимости от частоты и длительности задержек в организме может постепенно накапливаться углекислый газ. При выходе его за границы нормы и сравнительно длительном сохранении этого состояния возможны пагубные влияния на здоровье.

Обычно после ощутимой задержки дыхания и закономерном повышении уровня углекислоты отмечается углубление дыхания: организм удаляет ее избыток и стремится получить кислород.

Лечебное дыхание

На пользу стройности

Существуют методики для похудения, основанные на различных способах дыхания — например бодифлекс, оксисайз.

Можно ли похудеть, употребляя супы? Рассказывает врач-терапевт и диетолог «Клиника Эксперт Ставрополь» Мальцева Валентина Сергеевна

Один из примеров — дыхание по типу «брюшного» дыхания, т.е. при вдохе живот выпячивается, при выдохе — втягивается.

Мнения ученых по поводу снижения веса с помощью только дыхательных упражнения противоречивы. Кроме того, необходимо помнить, что слишком глубокие вдохи и выдохи могут нарушить равновесие между кислородом и углекислым газом. Это может вызвать головокружение, а у кого-то и обморок.

Поэтому перед началом такой практики необходимо посоветоваться с врачом, в том числе и особенно если имеются какие-то проблемы со здоровьем.

Вдох, выдох, покой

Взволнованы? Понервничали? «Нужно сделать глубокий вдох и успокоиться». Знакомая мысль? А может кто-то давал вам такой совет.

Как оказалось, эта техника не только «работает», но и имеет под собой материальную основу. Ученым удалось установить (правда, пока на мышах), что в головном мозге имеются нервные клетки, связанные как с областями, регулирующими дыхание, так и анализирующими психологическое состояние.

Схема работает примерно так. Когда организм эмоционально возбуждается, обнаруженные клетки передают сигналы на нейроны, учащающие дыхание. Однако, как оказалось, работает система и в обратном направлении. Иными словами, если начать дышать чаще, то мозг может возбуждаться. Отсюда напрашивается вывод, почему глубокое замедленное дыхание может успокаивать.

Как дышать, чтобы быстро уснуть?

Существует методика, основанная на практиках йогов. Разработал ее доктор Эндрю Уейл (Andrew Weil). Техника называется «4-7-8» и выполняется следующим образом:

— поместите кончик языка на слизистую оболочку сразу за верхними передними зубами (с внутренней стороны) и держите его там на протяжении всего упражнения;

— полностью выдохните через рот со свистящим звуком;

— закройте рот и спокойно вдохните через нос, досчитав про себя до четырех;

— задержите дыхание, посчитав мысленно до семи;

— полностью выдохните через рот, издавая свистящий звук, посчитав до восьми.

Это одно дыхание. Теперь повторите цикл еще три раза.

Если вам сложно задерживать дыхание, вы можете ускорить упражнение, но придерживайтесь соотношения 4:7:8 для трех фаз. Выполняйте упражнение дважды в день.

Материал по теме: Бессонница – это болезнь или нет?

Метод относится к альтернативным методам лечения и, возможно, не проверялся с точки зрения принципов доказательной медицины.

Сохраняем здоровье

Как же сохранить здоровье дыхательной системы? С учетом неблагоприятных факторов, которые могут влиять на ее состояние, целесообразны достаточная физическая активность — в идеале на свежем воздухе; регулярное проветривание помещений; увлажнение воздуха; избавление от вредных привычек (курение); использование во время работы, связанной с профессиональными вредностями, индивидуальных средств защиты (маски, респираторы).

Важна профилактика респираторных инфекций, а также своевременное лечение любых заболеваний органов дыхания.

Необходимо обязательно проходить плановые диспансеризации и профосмотры с выполнением флюорографии с частотой, предусмотренной ими.

Текст: Энвер Алиев

Другие материалы по теме:

Опасен ли рентген легких?

Пневмония: симптомы, диагностика и лечение

Как помочь детям и взрослым с бронхиальной астмой?

Урок-практикум по теме "качественные реакции в химии". 7-й класс

Общая дидактическая
цель:

  • развитие и воспитание учащихся в процессе обучения в рамках
  • урока-практикума, продолжить формирование общеучебных навыков: умение
    наблюдать, сравнивать, анализировать изученное.

Задачи:

Обучения

:

  • дать понятие о качественных реакциях в химии, аналитическом сигнале
  • показать, что применение веществ основывается на их свойствах;
  • формировать понятие о реактиве

Развития

:

  • вычленять главное содержание в химических текстах и составлять схемы,
    таблицы;
  • устанавливать причинно-следственные связи между свойствами и применением
    веществ;
  • продолжить формировать умения и навыки в работе с веществами, проведении
    химических опытов.

Воспитания

:

  • на конкретных примерах применения веществ раскрыть роль химии в народном
    хозяйстве и быту;
  • воспитание чувства коллективизма, ответственности, взаимопомощи;
  • чувства патриотизма и уважение к Родине на примере деятельности Д.И.
    Менделеева

Оборудование:

Презентация к уроку, (Power
Point), медиапроектор,
интерактивная доска; углекислый газ, кислород (в пробирках или в колбах),
лучинки, демонстрационный столик, известковая вода (раствор известковой
воды); информационно-раздаточный материал, дидактический материал;

  • У учащихся
  • : алюминий, уксусная кислота, медный купорос; стакан с
    водой, пробирки, известковая вода, стеклянные трубочки, склянки под
    номерами: 1– вода, 2 – р-р соли, 3 – р-р сахара, 4 – известковая вода.
    Картофель, хлеб, макаронные изделия. Майонез, йогурт, рисовая крупа, вареное
    мясо. Таблицы для заполнения результатов эксперимента.

    Программное обеспечение:

    ОС Windows
    XP,
    Microsoft Office
    Word 2007,
    Microsoft Office PowerPoint 2007.

    Учебно-методическое обеспечение:

    . Вводный курс. 7 класс: учебное пособие/ О.С.
    Габриелян, И.Г.Остроумов, А.К.Ахлебинин.-5-е изд., стереотип.– М. : Дрофа,
    2022.– 159с.

  • ПРОГРАММА КУРСА ХИМИИ ДЛЯ 7 КЛАССА Авторы О. С. Габриелян, Г. А.
    Шипарева
  • Тип урока: Химия

    – урок-практикум.

    Форма проведения урока:

    • Групповая работа с текстом.
    • Работа в парах при выполнении лабораторных опытов.

    Технология:

    проблемный подход при изучении нового

    ,

    урок–
    исследование

    ,

    информационная технология.

    Методы:

    беседа, демонстрация, лабораторная работа, заочная экскурсия,
    работа в парах.

    Ход урока

    I. Организационный момент. Приветствие

    Здравствуйте ребята, садитесь. Приглашаю вас к сотрудничеству.

    Объявление темы урока его девиза, (Приложение 1,
    слайд 1).

    Девиз урока

    :

    “О, сколько нам открытий чудных
    Готовит просвещенья дух
    И опыт, сын ошибок трудных,
    И гений, парадоксов друг,
    И случай, бог изобретатель”.
    (А.С. Пушкин)

    II. Основная часть. Изучение нового материала.

    Актуализация знаний.

    Учитель: Сегодня вы пришли на необычный урок, а на урок – практикум.

    – Вспомним правила работы в лаборатории.

    (Учащиеся формулируют правила работы в лаборатории).

    Сформулировать правила работы в лаборатории

    .

    Работать только по указанию учителя.

    Запрещается оставлять открытыми склянки.

    Работать строго по инструкции и только с теми веществами, которые необходимы
    для эксперимента.

    Запрещается брать вещества руками

    Демонстрация слайда 2

    – Что изучает химия?

    – Да, это наука о веществах и их превращениях.

    – А как можно распознать вещества?

    (Учащиеся называют признаки)

    • Внешний вид.
    • Характерный запах.
    • Цвет
    • Плотность.
    • Растворимость в воде.
    • Состояние.

    Демонстрация слайда 3,

    Лабораторный опыт.

    Распознать вещества и описать их свойства:

    Алюминий, уксусную кислоту, медный купорос.

    Работа в парах. Защита задания. Заполнить таблицу 1. (Приложение
    4
    )

    ВЕЩЕСТВАСостояние
    вещества
    ЦветЗапахОтношение к
    воде.

    Демонстрация слайда 4

    Эти вещества трудно перепутать с другими.

    – А как распознать, например, кислород и углекислый газ?

    Они оба бесцветны и запаха не имеют.

    – Как узнать, какой газ находится в сосуде?

    Для этого проводят химические реакции.

    – Вспомним признаки химических реакций.

    Демонстрация слайда 5

    Распознавание углекислого газа и кислорода:

    Демонстрация слайда 6

    Демонстрационный опыт. Распознавание

    CO2
    и O2

    .

    Приоткрыв пробку колбы, наполненной углекислым газом и кислородом, учитель
    поочерёдно опускает тлеющую лучинку. В одной пробирке лучинка гаснет, а в другой
    – ярко вспыхивает.

    Демонстрация слайда 7

    • Как узнать, в каком сосуде находятся кислород и углекислый газ?
    • Составить план распознавания.
    • С помощью органов чувств: зрения, обоняния, слуха можно обнаружить
      характерные признаки, сопровождающие химические реакции.

    Подобные реакции называют качественными.

    Понятие о качественных реакциях, аналитическом
    сигнале.

    Качественные реакции

    – это химические превращения, сопровождающиеся
    характерными признаками, с помощью которых проводят распознавание веществ.

    Явления при проведении качественных реакций называют аналитическим
    сигналом.

    Демонстрация слайда 8

    Демонстрационный опыт.

    Распознавание

    CO2
    известковой водой.

    Как доказать, что во втором сосуде находится углекислый газ, а не
    азот, который тоже не поддерживает горение?

    Добавление в сосуд с углекислым газом известковой воды. Известковая вода
    мутнеет

    Известковая вода– это раствор гашёной извести в воде. (Гашёная известь
    применяется в сельском хозяйстве и строительстве).

    Лабораторный опыт:

    Демонстрация слайда 9

    В выданную учителем пробирку с прозрачной известковой водой опустите
    стеклянную трубку и аккуратно продувайте через неё выдыхаемый воздух.

    Что наблюдается?

    Раствор помутнеет.

    Какой газ содержится в выдыхаемом воздухе?

    Вещество, с помощью которого проводят качественную реакцию,

    называется реактивом на определяемое вещество.

    Известковая вода – реактив на углекислый газ

    . Однако верно и обратное : с
    помощью углекислого газа можно провести качественную реакцию на известковую
    воду.

    Демонстрация слайдов 10

    Чтобы реакцию можно было считать качественной,
    аналитический сигнал
    на определённый реактив должен появляться только при
    взаимодействии с одним или, по крайней мере, немногими веществами. Иначе трудно
    будет сделать вывод о том, какое вещество мы обнаружили с помощью данного
    реактива.

    Примером такой специфической пары “ определяемое вещество – реактив” могут
    служить крахмал и раствор йода.

    Крахмал с йодом какое даёт окрашивание?

    Демонстрация слайда 11.

    Сине-фиолетовое

    .

    Определение состава пищевых продуктов проводят с помощью качественных
    реакций.

    Наличие кислот с помощью веществ– определителей –
    индикаторов.

    Демонстрация слайда 12.

    Реактив на крахмал – раствор йода.

    Демонстрация слайда 13.

    Лабораторный опыт.

    С помощью йодной настойки из домашней аптечки проведите обнаружение крахмала
    в картофеле, хлебе, макаронных изделиях.

    Результаты зафиксируйте в выданной Вам таблице 2. (Приложение
    4
    )

    Продукты
    питания
    РеактивНаблюдения

    Работа в парах. Защита результатов.

    Демонстрация слайда 14

    Лабораторный опыт.

    Присутствует ли крахмал в майонезе, йогурте, рисовой крупе?

    Результаты занести в таблицу 3. (Приложение 4)

    Продукты
    питания.
    Реактив – ЙОДНаблюдения.
       

    Работа в парах. Защита результатов.

    Применение качественных реакций

    .

    В медицине – при приготовлении лекарств, проведении анализов на содержание
    различных веществ в организме человека.

    При определении качества питьевой воды.
    В судебной практике.
    В лабораториях химических производств, в пищевой промышленности.

    Демонстрация слайда 15.

    Качественные реакции используют для определения чистоты воды, нахождения
    примесей в ней.

    Демонстрация слайда 16.

    Демонстрация слайдов 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24

    Заочная экскурсия

    на очистные сооружения п. Товарково.

    Выступления учащихся

    (Приложение 2)

    Демонстрация слайдов 25, 26, 27, 28, 29.

    Дмитрий Иванович Менделеев – великий русский учёный. (Выступление учащихся)

    Занимался исследованиями растворов, создал гидратную теорию растворов.

    Актуально звучат работы Менделеева по сточным водам. Особый интерес
    представляет заключение Менделеева по делу о загрязнении вод Невы сточными
    водами Невской ниточной мануфактуры.

    Высказал мысль о принципе безотходности производства как способе защиты
    окружающей среды от загрязнения.

    Демонстрация слайда 30

    (Приложение 3)

    III. Подведение итогов изученного.

    Демонстрация слайда 31

    Лабораторная работа. (Экспериментальная задача). Работа в парах.

    В четыре одинаковых сосуда налейте равные объёмы: в 1-й – обычной воды; во
    2-й – раствора поваренной соли; в 3-й – раствора сахара; в 4-й – известковой
    воды.

    Перемешайте сосуды. Определите, в каком из сосудов находилась известковая
    вода, с помощью качественной реакции, т. е. пропуская через жидкость выдыхаемый
    воздух, обогащённый углекислым газом.

    Определить, в какой склянке находится известковая вода. Заполнить таблицу4 (Приложение
    4
    )

    Определяемые
    вещества
    Реактив —
    Известковая вода (Ca(OH)2
    Изменения.
    Склянка

    Демонстрация слайда 32.

    IV. Рефлексия

    Что вы узнали на уроке? Какие реакции называются качественными?Что такое аналитический сигнал? Приведите примеры, когда
    известковая вода является определяемым веществом, а когда –
    реактивом
    ? Какие реактивы вам стали известны?

    Слайды 33, 34

    V. Итоги урока

    1. Сегодня я понял…
    2. Теперь я могу…
    3. Я приобрёл…
    4. Меня удивило…
    5. Я попробую…
    6. Мне захотелось…

    VI. Домашнее задание. §9

    1. Какое яблоко – незрелое или спелое – содержит больше крахмала?
    2. Как определить это опытным путём?
    3. Проведите домашний эксперимент и наблюдения запишите в тетрадь.

    Демонстрация слайда 35, 36

    – Спасибо за работу, урок окончен. До свидания.

    Литература:

    1. Габриелян О.С. Химия

    . Вводный курс. 7 класс: учебное пособие/ О.С.
    Габриелян, И.Г. Остроумов, А.К.Ахлебинин.-5-е изд., стереотип.– М. : Дрофа,
    2022.– 159с.

  • Пичугина Г.В.
  • Химия и повседневная жизнь человека/ Г.В.Пичугина.– М.
    : Дрофа, 2004.-254 с. (Библиотека учителя)

  • Аксенова И.В., Остроумов И.Г., Сажнева Т.В.
  • Введение в химию
    вещества. Методическое пособие для учителей. – М., 2007. – 104с.

  • Журнал «Химия в школе», 8, 2005г.
  • Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К.
  • Старт в химию. М.:
    Дрофа, 2006.

  • Габриелян О.С., Шипарева Г.А
  • . Химия. 7 класс. Методическое пособие.
    М.: Дрофа, 2006.

  • Журнал «Химия» 12/2006 издательского дома «Первое сентября».Проблемы
    выживания учебного предмета “Химия” в условиях модернизации школьного
    образования.
  • Рабочая тетрадьавт.О.С. Габриеляна и И.Г.Остроумова, А.К.
    Ахлебинина “Химия. Вводный курс. 7 класс” (М: “Дрофа”, 2022г.)
  • ЦОРЫ:

    Оцените статью
    Кислород
    Добавить комментарий