Зимний и летний газ — в чем разница, какой сжиженный газ лучше для газгольдера

Основные различия зимнего и летнего газа в пропановых баллонах

Поставляемый в баллонах технический газ состоит из пропана и бутана. Это топливо, когда оно соответствует Госстандарту, хорошо смешивается с воздухом, горит равномерно и сгорает целиком. Никаких излишков не остаётся. При этом ГОСТ подразумевает, что доли пропана и бутана в составе могут варьироваться, поэтому такой газ подразделяется на летний и зимний.

Почему газовое топливо бывает летним и зимним

Сжиженный газ переходит в паровую фазу, когда находится в газгольдере. Причём бутан обходится гораздо дешевле, но у него есть заметный недостаток: он не переходит в паровое состояние, когда охлаждается до −0,5 °C. Пропан стоит дороже, зато выдерживает большее охлаждение — до −42 °C (при обычном давлении). До таких температур воздух даже в самую суровую зиму охладиться не успевает.

Что будет, если использовать летний газ зимой

Зимняя газовая смесь обходится дороже, потому что пропана в ней больше. Так что её используют только при морозе. У летнего топлива стоимость ниже. Но если его залить в газгольдер зимой, то в какой-то момент смесь перестанет испаряться.

Проблему решают, закапывая газгольдер согласно требованиям общих и региональных стандартов в грунт ниже того уровня, где он промерзает. Если от земли поступает достаточно тепла, то температура останется на уровне 0 °C или выше. При таких условиях даже летняя смесь будет стабильно испаряться.

Какой газ лучше купить — летний или зимний

Рассчитанные на лето смеси обходятся дешевле. Но зимой, если газгольдер закопан недостаточно глубоко, а температура воздуха опустится ниже нуля и грунт промёрзнет, наступит момент, когда пропановая доля смеси испарится, а бутановая так и останется в жидкой фазе.

Этого можно не бояться при коротких заморозках. Даже в резкий 15-градусный мороз, когда он проходит уже через день, земля промёрзнуть не успеет. А если и промёрзнет — имеющегося в запасе пропана вполне хватит, чтобы это компенсировать.

Если же заморозки далеко не кратковременные, а тем более если речь идёт о мобильном газгольдере — нужно использовать только зимнюю смесь. В данном случае попытка сэкономить ничего не даст: газ не испарится полностью, при этом неизвестно, в какой именно момент он перестанет поступать из баллона.

Зимний газ — очевидное решение для Москвы, как и для всех регионов с умеренным и холодным климатом. Попытка сэкономить однозначно неуместна, если газгольдер мобильный или закопан недостаточно глубоко. А ещё доставка зимней смеси — востребованная услуга среди тех, кому не нужен риск в самый неподходящий момент остаться без топлива. Покупатели обычно предпочитают не ждать до морозов, а заказывают зимний газ ещё осенью, чтобы быть готовыми к холодам заранее.

Зимний и летний газ — в чем разница, какой сжиженный газ лучше для газгольдера

Сегодняшнюю жизнь без таких удобств, как отопление, газ, вода и электроэнергия просто невозможно себе представить. Но ведь существуют такие места, в которых не проведены эти коммуникации. Проблему с автономной газификацией решили еще в 19 столетии, когда начали ставить газгольдеры, ёмкости для хранения сжиженного газа. Для их заправки на рынке предлагается зимний и летний газ, которые существенно различаются в цене. В статье мастер сантехник расскажет, в чем между ними разница и какой сжиженный газ лучше для вашего газгольдера.

Марки топлива для газгольдера

Зимний и летний газ — в чем разница, какой сжиженный газ лучше для газгольдера

Самое главное – следует однозначно различать газ магистральный и газгольдерный. Оба варианта используются как для отопления, так и готовки на плите. Однако это принципиально разные газовые составы. В случае с трубой мы имеем дело с метаном CH4, а из газгольдера поступает смесь пропана C3H8 и бутана C4H10.

Сжиженные газы получают из попутных нефтяных газов, а также газоконденсатных месторождений. На перерабатывающих заводах из них извлекают этан, пропан, а также газовый бензин. Наибольшую ценность для отрасли газоснабжения имеют пропан и бутан. Эти углеводороды или их смеси, при нормальном давлении и температуре окружающего воздуха находятся в газообразном состоянии, но при увеличении давления на относительно небольшую величину без изменения температуры переходят в жидкое состояние.

Обратите внимание! Свойства сжиженных газов влияют на меры безопасности, а также конструктивные и технические особенности оборудования, в котором они хранятся, перевозятся и используются

Отличительные особенности сжиженных газов:

  • Высокая упругость паров;
  • Не имеют запаха. Для своевременного выявления утечек сжиженным газам придают специфический запах — производят одоризацию этилмер-каптаном (C2H5SH);
  • Невысокие температуры и пределы воспламеняемости. Температура воспламенения бутана — 430°C, пропана — 504°C. Нижний предел воспламеняемости пропана — 2,3%, бутана — 1,9%;
  • Пропан, бутан и их смеси тяжелее воздуха. В случае утечки сжиженный газ может скапливаться в колодцах или подвалах. Запрещается устанавливать оборудование, работающее на сжиженном газе, в помещениях подвального типа;
  • Переход в жидкую фазу при увеличении давления или уменьшении температуры;
  • Высокая теплотворная способность. Для сжигания СУГ необходимо большое количество воздуха (для сжигания 1 м³ газовой фазы пропана необходимо 24 м³ воздуха, а бутана — 31 м³ воздуха);
  • Большой коэффициент объемного расширения жидкой фазы (коэффициент объемного расширения жидкой фазы пропана в 16 раз больше, чем у воды). Баллоны и резервуары заполняются не более чем на 85% геометрического объема. Заполнение более чем на 85% может привести к их разрыву, последующему быстрому истечению и испарению газа, а также воспламенению смеси с воздухом;
  • В результате испарения 1 кг жидкой фазы СУГ при н. у. получается 450 литров паровой фазы. Другими словами, 1 м³ паровой фазы пропан-бутановой смеси имеет массу 2,2 кг;
  • При сгорании 1 кг пропан-бутановой смеси выделяется около 11,5 кВт×ч тепловой энергии;
  • Сжиженный газ интенсивно испаряется и, попадая на кожу человека, вызывает обморожение.
Про кислород:  Плотность паров некоторого алкана по кислороду составляет 3, 125? - Химия

Сжиженный углеводородный газ получил широкое применение во многих странах мира, включая Россию, для нужд промышленности, жилищного и коммунально-бытового сектора, нефтехимических производств, а также в качестве автомобильного топлива.

ГОСТом регламентирует использование СУГ в виде:

  • Пропан (C3H8), он имеет высокую упругость паров вплоть до минус 35°C (температура кипения пропана при атмосферном давлении — минус 42,1°C). Даже при низких температурах из баллона или газгольдера, наполненного пропаном, легко отбирать нужное количество паровой фазы в условиях естественного испарения. Это позволяет устанавливать газовые баллоны со сжиженным пропаном на улице зимой и отбирать паровую фазу при низких температурах;
  • Бутан (C4H10), более дешевый газ, но отличается от пропана низкой упругостью паров, поэтому применяется только при положительных температурах. Температура кипения бутана при атмосферном давлении — минус 0,5°C. Температура газа в резервуарах системы автономного газоснабжения должна быть положительной, иначе испарение бутановой составляющей СУГ будет невозможно;
  • Смесь пропана и бутана. В коммунально-бытовой сфере используется смесь пропана и бутана технических (СПБТ), в быту называемая пропан-бутаном.
  • Помимо основных марок в продаже также встречается бутан-бутиленовая фракция (ББФ), это дешевый и низкокачественный газ с конденсатом. При его сжигании выделяется приблизительно на 10% меньше тепла, чем при использовании обычного СПБТ. Закачивать такое топливо в газгольдер и сжигать в котлах вполне допустимо. Однако его применение не самым лучшим образом сказывается на сроке службы газового оборудования, существенно снижая оный.

Применение этих марок в каждом конкретном случае зависит от климатических условий и типа газгольдера.

Отличие зимнего СУГ от летнего

Зимний и летний газ — в чем разница, какой сжиженный газ лучше для газгольдера

Смесь пропана и бутана в газообразном состоянии хорошо перемешивается воздухом, что гарантирует ее равномерное горение и полное сгорание. При этом ГОСТом предусматривается плавающее соотношение долей C3H8 и C4H10 в СУГ. Отсюда и идет разделение сжиженного газа на летнюю и зимнюю марки.

Обратите внимание! Газгольдер заправляется сжиженными углеводородными газами (СУГ), которые потом сначала из жидкой фазы переходят в паровую, а затем уже используются в качестве топлива для котлов и варочных печей

Переход СУГ из жидкого состояния в паровое происходит внутри газгольдера. При этом если бутан при нормальном давлении способен перейти из жидкости в газ при температурах только до -0,5 °С, то пропан до -42 °С. Если в сжиженном виде то или иное топливо охладится ниже данных показателей, то переход его в паровую фазу будет невозможен.

Зимний и летний газ — в чем разница, какой сжиженный газ лучше для газгольдера

При морозе на улице в минус 10–20 °С бутан так и останется в виде жидкости. В результате он станет непригоден для использования в газовом котле отопления или нагрева воды для ГВС. Чем его меньше зимой в газгольдере, тем лучше.

В «зимнем» газе доля пропана достигает 80%, а в «летнем» его лишь около 50%. Бутан значительно дешевле, поэтому его стараются добавить в СУГ как можно больше. Однако без пропановой составляющей тоже обойтись сложно.

Пропан отвечает за давление в системе и стабильность перехода жидкая/паровая фаза. Если на зиму в газгольдер залить «летний» вариант СУГ, то в какой-то момент испарение сжиженной смеси прекратится. В результате котел останется без топлива, а дом без тепла.

Обратите внимание! Частично проблема замерзания СУГ решается закапыванием газгольдера ниже уровня промерзания грунта. Так тепло земли согревает газовую смесь внутри емкости до температур около нуля, обеспечивая ее стабильное испарение

Базовая разница между «летней» и «зимней» марками газгольдерного газа – соотношение пропана и бутана в СУГ. Чем больше первого, тем лучше в любое время года. Однако с увеличением пропановой доли растет также цена топлива.

Если газгольдер не закопан в соответствии с требованиями СНиПов в землю, а зимой температура воздуха опускается ниже нуля, то «летняя» смесь СУГ в нем обязательно перестанет переходить в паровую фазу. И тогда в самый неподходящий момент пропан полностью испарится и израсходуется, а бутан так и не станет газом.

Какой вариант лучше выбрать

Зимний и летний газ — в чем разница, какой сжиженный газ лучше для газгольдера

Чем больше бутана в СУГ, тем дешевле сжиженный газ для газгольдера. Но эффективность и стабильность работы газгольдерного оборудования напрямую зависит от содержащегося в пропан-бутановой смеси более дорогого пропана. Далеко не всегда дешевизна хороша. Желая сэкономить на топливе, можно в холода оказаться вовсе без отопления.

Обратите внимание! Если используется мобильный газгольдер без закапывания в землю, то к зиме летний СУГ в нем обязательно следует поменять на зимний, иначе можно остаться без газа для котла и варочной плиты

В случае с заглубленной ниже уровня промерзания газгольдерной емкостью ситуация не столь однозначна. В теплом регионе тепла земли обычно с лихвой хватает, чтобы обеспечить качественное испарение бутана даже при кратковременных морозах до -15 °С. В результате смысла тратиться на дорогостоящий зимний вариант СУГ нет никакого.

Про кислород:  9. Явления переноса. Распределение Больцмана

Зимний и летний газ — в чем разница, какой сжиженный газ лучше для газгольдера

Вдобавок 50% пропана – это хороший запас на случай недолгих заморозков. В морозы будет тратиться он, а при потеплении в котел вновь пойдет бутан. Никаких проблем газовому оборудованию это не создаст.

Однако если дом с газгольдером расположен в холодном или очень холодном климатическом районе, то без использования топлива с повышенным содержанием пропана не обойтись. В таком регионе лучше еще по осени заранее осуществить заправку газовой емкости предназначенным специально для зимы газом. Экономить здесь не следует, иначе придется мерзнуть.

Также рекомендуем ознакомиться с правилами монтажа газгольдера на участке. Подробнее — переходите по ссылке.

Зимний и летний газ — в чем разница, какой сжиженный газ лучше для газгольдера

По нормам газгольдер заправляется сжиженным газом не полностью, а на 85%. Оставшиеся 15% нужны для перехода жидкая/паровая фаза и создания внутри емкости давления. Если заполнять резервуар в течение года только летней смесью, то зимой бутана в виде жидкости накопится в ней под завязку. Тогда добавить новое топливо с пропаном будет просто невозможно, а имеющееся нельзя будет использовать по назначению.

Обратите внимание! С точки зрения заправки между летним и зимним газом разницы нет никакой – в обоих случаях используется одна и та же машина-газовоз и один и тот же газгольдер

Забутанивание газгольдера – серьезная проблема. Чтобы откачать образовавшийся конденсат, придется вызывать газовщиков. При этом деньги они за откачку возьмут немалые, а выкачанный бутан потом разбавят пропаном и зальют вновь кому-то в газгольдерную емкость. Для поставщика двойной навар, а для владельца системы автономного газоснабжения одни затраты. Лучше изначально не допускать подобной ситуации.

Зимний и летний газ — в чем разница, какой сжиженный газ лучше для газгольдера

Чтобы избежать забутанивания, используется один из трех способов:

  • К зиме по осени в газгольдер заливается «зимний» СУГ.
  • Устанавливается специальный испаритель для принудительного перевода сжиженного бутана в газ.
  • Газгольдер снаружи оборачивается обогревающим кабелем.

Чаще всего применяется первый способ. Но два вторых также исключать не стоит. Работа испарителя и обогревающего кабеля – это затраты электроэнергии. Зато если установлено и используется подобное оборудование, то можно без опаски на зиму заказывать дешевый «летний» газ.

Какой сжиженный газ лучше для газгольдера

Зимний и летний газ — в чем разница, какой сжиженный газ лучше для газгольдера

Разница в цене между летним и зимним газом порядка 30–40%. Дешевле всего он продается весной, а дороже всего — осенью. И сэкономить здесь конечно хочется, особенно если газгольдер вместительный. Однако если СУГ предлагается по стоимости за литр сильно ниже рынка в конкретном регионе, то стоит серьезно задуматься.

Однозначно указать какой газ лучше всего заливать в газгольдер на зиму невозможно, окончательное решение зависит от:

  • Типа установленной емкости;
  • Климата региона;
  • Наличия/отсутствия дополнительного оборудования.

В одних ситуациях выгодней устанавливать принудительный испаритель для бутана и приобретать дешевый летний газ, а в других – делать выбор исключительно в пользу зимнего СУГ. Для каждого конкретного случая расчет затрат нужно делать индивидуально. Тем более, что цена сжиженного пропана в каждом регионе своя.

Зимний и летний газ — в чем разница, какой сжиженный газ лучше для газгольдера

Стоимость заправки газгольдера зависит от:

  • Наполненности емкости;
  • Удаленности населенного пункта;
  • Сезонности и типа газа (летний либо зимний);
  • Объема фактической закачки и размеров бочки заказанного газовоза.

Покупать для газгольдера топливо следует лишь у проверенных временем продавцов. Если вам на рынке попался поставщик с сильно заниженной ценой, то следует лишний раз подумать, насколько у него качественный газ. С одной стороны он способен подсунуть вместо зимнего СУГ летний, а с другой — вовсе залить в газгольдер некачественную смесь с конденсатом и примесями. Замена емкости для сжиженного газа и неизбежные затраты на ремонт газового оборудования, обойдутся в круглую сумму.

В сюжете — Чем отличаются зимний и летний газ для газгольдера

  • Новые сообщения
  • Лучшие темы

Страница 1 из 2

С появлением двигателей внутреннего сгорания поиск экономных и экологичных видов топлива не прекращается. Углеводородные газы уверенно, постепенно занимают нишу в этой области.

Несколько десятилетий владельцев транспортных средств волнует вопрос: какой вид газа оптимально решает проблемы экономичности топлива, пропан-бутан или метан?

Для чего нужно знать особенности пропана и метана?

Когда-то наиболее экономичным топливом было дизельное. Водители выбирали автомобили с соответствующим двигателем либо выполняли переоборудование. Со временем стоимость дизельного горючего намного увеличилась, самым дешёвым современным способом экономии топлива стало использование газа.

Сегодня газовые автомобильные системы активно внедряются в автопарках коммерческих, производственных предприятий, бюджетных учреждений. Переводят на ГБО свои автомобили многие владельцы частных транспортных средств.

Подключился и автопром. Появляются модели марок машин отечественного и зарубежного производства, которые на конвейере оборудованы газобаллонной системой. Причины понятны — газ позволяет существенно экономить средства на заправках. Если для кого-то не важен финансовый вопрос, экологичность применения газового топлива не оставляет сомнений.

Какой газ лучше для авто — пропан-бутановая смесь или метан? У каждого претендента на замену бензина есть положительные и отрицательные стороны. Автовладельцы делают выбор, исходя из условий использования альтернативного топлива. Разобраться в эксплуатационных характеристиках пропана и метана, значит сделать осознанный, просчитанный во всех отношениях выбор для своего автомобиля.

Если принято решение об установке газовой системы, следует учесть ряд особенностей. Нужно знать, как правильно заправлять автомобиль, определиться, ГБО какого поколения и производителя приобретать, куда обращаться за установкой, какой вид газового топлива для авто выбрать. Для начала нужно разобраться: чем отличается пропан от бутана и метана?

Про кислород:  Кислородотерапия при бронхиальной астме противопоказания

Метан, пропан и бутан

Зимний и летний газ — в чем разница, какой сжиженный газ лучше для газгольдера

Пропан-бутановое топливо — сжиженная газовая смесь, метановое горючее — сжатая субстанция. Два вида газового горючего имеют различия по составу, особенностям и специфике применения.

Углеводородный газ пропан имеет органическое происхождение. Является продуктом переработки нефтепродуктов либо выделенным компонентом природного газа.

Каким газом заправляют автомобили? Существуют две марки газовых смесей:

  • Пропан бутан автомобильный, используется как транспортное топливо;
  • Техническая пропан-бутановая смесь, для расхода в быту.

Потребительские свойства пропановому горючему придают следующим образом:

  • газ подвергается процедуре тщательной очистки;
  • пропан соединяют с этаном и бутаном, в сжиженном состоянии нагнетают в ёмкости с давлением 10-15 атм.

Таким образом, в состав горючего входят пропан и бутан разница у которых заключается в том, что первый — зимний газ, второй — летний.

Сжиженный бутан не работает на морозе. Чистому «зимнему» пропану противопоказано лето, высокая температура повысит давление в газовом баллоне.

По госту содержание бутана в топливной газовой смеси не должно быть более 60%, для северных регионов и зимой доля пропана не должна быть ниже 75%. Такая газообразная субстанция хорошо ведёт себя в цилиндрах двигателя автомобиля.

C3H8 тяжелее воздуха, становится взрывоопасным, вредным для человека, если концентрация превышает 2,1%.

Сжиженный нефтяной газ сохраняет газообразные свойства при нормальном температурном режиме, любом давлении. Тот факт, что пропан-бутан может сжижаться, позволяет загружать в автомобиль большие объёмы топлива, значительно увеличивая запас хода. Пропан авто не повредит, если будет высокого качества.

Метан газ — это углеводород, легче воздуха, практически не растворим в воде. Добывают газ из недр земли.

Чтобы попасть к потребителю, CH4 проходит несколько технологических этапов:

  • Газ фильтруют.
  • Дополняют одорантами.
  • Метан сжимают компрессором до 200-250 атм.
  • Автомобильную топливную смесь помещают в тяжёлые толстостенные резервуары повышенной прочности.

Взрывоопасным газ становится при концентрации в окружающей среде более 4,4%. Метан топливо имеет способность к накоплению в закрытых пространствах, быстро рассеивается. Стоит дешевле пропана, относится к самому чистому газовому топливу, в отличие от пропана, примесей в нём ничтожно мало, не требуется глубокая очистка.

На заметку! Влияние на человеческий организм метана минимально на открытых площадях из-за низкого веса.

В качественном компримированном метане не менее 90% природного газа.

Какое газовое горючее принесёт больше экономии автовладельцу?

Сравнительные характеристики метана и пропан-бутана:

  • Установка пропанового газобаллонного оборудования обойдётся более чем в два раза ниже по цене.
  • По стоимости топлива — метан гораздо дешевле пропан-бутана.
  • Суг снижает показатели мощности автомобиля по сравнению с бензином до 3-5%, что проявляется на скорости от 140 км в час. Метан способен «ослабить» двигатель автомобиля до 20%. Современные поколения ГБО этот показатель нивелируют.
  • По степени экологичности — у сжиженного газа больше примесей, пропан-бутан не относится к полностью безопасным веществам. Метановый газ отличается тем, что на данный момент это самый чистый топливный ресурс наряду со спиртовым, превосходит по безопасности электродвигатели.
  • По весу газовых баллонов и объему горючего, у пропана-бутана, сжатого под невысоким давлением, явное преимущество, его объёма хватит на путь в три раза длиннее.
  • Уровень взрывоопасности метана, который моментально рассеивается на открытом воздухе, в два раза ниже. Прочные метановые резервуары при аварии меньше подвержены деформации.
  • По доступности заправочных азс — пропановые искать не нужно, они почти на одном уровне с бензиновыми. Метановые автозаправки — в крупных городах.
  • Октановое число у пропан-бутановой смеси 100, у метановой 110.

Итоговая разница следующая: газ метан дешевле и безопасней, но дороже по монтажу и обслуживанию. Чтобы заправляться пропан-бутаном, не обязательно жить в большом городе. ГБО доступное по цене, баллоны более лёгкие, но газ более вредный и опасный.

Поэтому понятно, почему владельцы частных и коммерческих грузовых автомобилей останавливают выбор на метане. Машины не чувствуют веса баллонного оборудования, потеря мощности не чувствительна. Экономия на горючем существенная.

Почему выгодно заправлять авто газом

При всех достоинствах и недостатках, у разновидностей газового горючего есть общие «бонусы», привлекательные для автовладельцев:

  • автогаз имеет более низкую стоимость относительно бензина;
  • высокая экологическая составляющая, газ оказывает меньшее негативное воздействие на человека, токсичность газовых выхлопов незначительна;
  • установка ГБО увеличивает запас гсм в автомобиле, если залить полный бак бензина и наполнить газовый баллон;
  • использование газа в комплексе с бензиновым горючим замедляет износ деталей машины (эффективнее, если двигатель приспособлен к газу с завода).

Эти качества позволяют автовладельцам использовать газ вместо бензина, сеть агзс год от года расширяется.

Мнение о том, что газобаллонное оборудование способно выводить из строя верхнюю часть блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания, справедливо, когда ГБО на автомобиль установлено кустарным способом.

Газовая система будет иметь статус отличной надёжности, полную безопасность, высокий кпд, если устанавливать её у профессионалов, заправлять автомобиль качественным газом, не игнорировать регулярное прохождение технического осмотра. Правильно выполненный монтаж газового баллона поможет избежать повреждения оборудования в ДТП.

На заметку! Что касается утечек газа, то добавленные в газ меркаптаны с характерным запахом позволят сразу заметить дефекты в системе.

Оцените статью
Кислород