№8 Кислород

№8 Кислород Кислород

Взаимодействие  со  сложными  веществами

Некоторые  сложные вещества  также  взаимодействуют  с  кислородом  с  образованием  оксидов. Например, при горении пропана, который входит в состав природного газа, протекает следующая реакция:

При автогенной сварке и резке металлов горит ацетилен:

В  металлургии  в  обжиговых  печах  протекают  реакции  окисления обогащенных руд: 

Реакции взаимодействия простых и сложных веществ с кислородом называются реакциями окисления.

ДЕЛЛЕМ ВЫВОДЫ

  • 1.    Кислород — самый распространенный в природе элемент. Он встречается в виде двух аллотропных модификаций: кислород (О.,) и озон (О3).
  • 2.    С участием кислорода идут процессы медленного окисления, горения, гниения, брожения.
  • 3.    Явление образования нескольких простых веществ одним элементом называется аллотропией.
  • 4.    Кислород вступает в реакцию с металлами, неметаллами и сложными веществами.

Услуги по химии:

  1. Заказать химию
  2. Заказать контрольную работу по химии
  3. Помощь по химии

Лекции по химии:

  1. Основные понятия и законы химии
  2. Атомно-молекулярное учение
  3. Периодический закон Д. И. Менделеева
  4. Химическая связь
  5. Скорость химических реакций
  6. Растворы
  7. Окислительно-восстановительные реакции
  8. Дисперсные системы
  9. Атомно-молекулярная теория
  10. Строение атома в химии
  11. Простые вещества
  12. Химические соединения
  13. Электролитическая диссоциация
  14. Химия и электрический ток
  15. Чистые вещества и смеси
  16. Изменения состояния вещества
  17. Атомы. Молекулы. Вещества
  18. Воздух
  19. Химические реакции
  20. Закономерности химических реакций
  21. Периодическая таблица химических элементов
  22. Относительная атомная масса химических элементов
  23. Химические формулы
  24. Движение электронов в атомах
  25. Формулы веществ и уравнения химических реакций
  26. Химическая активность металлов 
  27. Количество вещества
  28. Стехиометрические расчёты
  29. Энергия в химических реакциях
  30. Вода 
  31. Необратимые реакции
  32. Кинетика
  33. Химическое равновесие
  34. Разработка новых веществ и материалов
  35. Зеленая химия
  36. Термохимия
  37. Правило фаз Гиббса
  38. Диаграммы растворимости
  39. Законы Рауля
  40. Растворы электролитов
  41. Гидролиз солей и нейтрализация
  42. Растворимость электролитов
  43. Электрохимические процессы
  44. Электрохимия
  45. Кинетика химических реакций
  46. Катализ
  47. Строение вещества в химии
  48. Строение твердого тела и жидкости
  49. Протекание химических реакций
  50. Комплексные соединения

Лекции по неорганической химии:

  1. Важнейшие классы неорганических соединений
  2. Водород и галогены
  3. Подгруппа кислорода
  4. Подгруппа азота
  5. Подгруппа углерода
  6. Общие свойства металлов
  7. Металлы главных подгрупп
  8. Металлы побочных подгрупп
  9. Свойства элементов первых трёх периодов периодической системы
  10. Классификация неорганических веществ
  11. Углерод
  12. Качественный анализ неорганических соединений
  13. Металлы и сплавы
  14. Металлы и неметаллы
  15. Производство металлов
  16. Переходные металлы
  17. Элементы 1 (1А), 2 IIA и 13 IIIA групп и соединения
  18. Элементы 17(VIIA), 16(VIA) 15(VA), 14(IVA) групп и их соединения
  19. Важнейшие S -элементы и их соединения
  20. Важнейшие d элементы и их соединения
  21. Важнейшие р-элементы и их соединения
  22. Производство неорганических соединений и сплавов
  23. Главная подгруппа шестой группы
  24. Главная подгруппа пятой группы
  25. Главная подгруппа четвертой группы
  26. Первая группа периодической системы
  27. Вторая группа периодической системы
  28. Третья группа периодической системы
  29. Побочные подгруппы четвертой, пятой, шестой и седьмой групп
  30. Восьмая группа периодической системы
  31. Водород
  32. Озон
  33. Водород
  34. Галогены
  35. Естественные семейства химических элементов и их свойства
  36. Химические элементы и соединения в организме человека
  37. Геологические химические соединения

Лекции по органической химии:

  1. Органическая химия
  2. Углеводороды
  3. Кислородсодержащие органические соединения
  4. Азотсодержащие органические соединения
  5. Теория А. М. Бутлерова
  6. Соединения ароматического ряда
  7. Циклические соединения
  8. Карбонильные соединения
  9. Амины и аминокислоты
  10. Химия живого вещества
  11. Синтетические полимеры
  12. Органический синтез
  13. Элементы 14(IVA) группы
  14. Азот и сера
  15. Растворы кислот и оснований

Урок в 9 классе "подгруппа кислорода. сера" | план-конспект урока по химии (9 класс) на тему: | образовательная социальная сеть

Урок в 9 классе «Подгруппа кислорода. Сера.»

Учитель высшей квалификационной категории

Серебрякова А. В.

Цель : изучить особенности строения атома серы в основном и возбужденном состоянии, аллотропные модификации серы, основные свойства серы и области её применения

Задачи :

1. Образовательная – изучить особенности строения атома серы в основном и возбужденном состоянии, аллотропные модификации серы, физические и химические свойства: взаимодействие с активными металлами, неметаллами, окислительно- восстановительные свойства.

2. Развивающая – развивать у учащихся умения работать с дополнительной литературой при подготовке к уроку, проводить эксперимент, наблюдать за результатами, делать выводы.

3. Воспитательная – формировать у учащихся

 -взгляды и убеждения, соответствующие здоровому образу жизни, потребности в труде, познании, творчестве;

 -чувство ответственности, умения работать в коллективе, отстаивать свое мнение и уважать мнение других.

Тип урока: урок овладения новым материалом.

Структура урока: 1. Организация начала урока

                                   2. Проверка знаний

Про кислород:  Виды пульсоксиметров

                                   3. Введение нового материала

                                   4. Закрепление

                                   5. Домашнее задание

                                   6.Окончание урока

Методы обучения, используемые на уроке:

1. Наглядные: а) Наблюдение( особенности строения атома серы)

                            б) Демонстрация( эксперимент, раскрывающий особенности физических свойств серы, перехода аллотропных модификаций)

2. Словесные: а) Рассказ(история применения серы в древности)

                            б)Объяснение(особенности физических и химических свойств серы)

3. Практические: а) практическая работа на уроке(исследование аллотропных модификаций серы

 4. Упражнения: тестовая работа, помогающая учащимся закрепить полученные знания.

Формы организации познавательной деятельности, применяемые на уроке:

  1. Фронтальная работа.
  2. Индивидуальная работа.
  3. Парная работа.
  4. Групповая работа.

фронтальный, объяснительно – иллюстративный, наглядный, эксперимент, работа с дидактическим материалом, ИКТ

Характер деятельности учащихся:

  1. Репродуктивный.
  2. Частично- поисковый.
  3. Исследовательский.

План урока.

  1. Организационный этап: постановка цели и задач урока.
  2. Проверка знаний особенности строения атомов элементов VI-A подгруппы и причин закономерности их изменения
  3. Введение нового материала

3. Закрепление: тестовая работа (5мин.)

4. Домашнее задание.

5. Окончание урока.

Ход урока.

Постановка целей и задач:

Мы продолжаем изучение отдельных элементов периодической системы Д.И.Менделеева и я не сомневаюсь в том, вас ждут сегодня открытия, потому что по словам Пиаже «Понять что-либо, значит открыть вновь». Урок посвящен одному из самых интересных элементов, соединения которого известны с глубокой древности. В средние века считалось, что это обязательная составная часть всех веществ.Сегодня на уроке мы должны изучить особенности строения атомов серы в основном и возбужденном состоянии, физические и химические свойства, составить соответствующие уравнения реакций; провести эксперимент, показывающий  основные аллотропные модификации серы.

Учащиеся заранее распределяются по группам. Каждая группа получает задание самостоятельно подготовиться по каждому разделу(строение атомов, нахождение в природе, аллотропия, историческая справка, физические и химические свойства, области применения)

Проверка знаний

Учитель:На прощлом уроке мы начали изучение VI группы главной подгруппы ПСХЭ(подгруппы кислорода).

Какие элементы входят в состав VI-А подгруппы?

O, S, Se, Te, Po

Что общего и в чем различие в строении атомов элементов VI-А подгруппы?

Учащиеся на доске изображают особенности строения атомов элементов  VI-А подгруппы и отмечают сходство и различие в строении атомов элементов

Общее: количество электронов на внешнем энергетическом уровне

Различие: число энергетических уровней

Каким образом изменяются свойства элементов в группе сверху вниз?

Объясните причины

Металлические свойства увеличиваются, неметаллические свойсва уменьшаются, т. к. радиус атома возрастает, энергия связи электронов внешнего энергетического уровня с ядром уменьшается, следовательно, они слабее удерживаются ядром и легче отщепляются.

Изучение нового материала

На прошлом уроке мы изучали особенности строения и свойства кислорода, темой нашего сегодняшнего урока будет Сера.

1 группа учащихся

Немало сера знаменита,
И в древности ее Гомер воспел,
С ней много тысяч лет прожито,
И человек в ней пользу разглядел.

Сера была известна народам с глубокой древности. Свое название она получила от санкритского слова «сира»- светло- желтый.

Сера применялась в Древнем Египте- уже за 2 тыс. лет до н. э.- для приготовления красок, косметических средств, для беления тканей;

в Древнем Риме- для лечения кожных заболеваний; в Древней Греции серу сжигали для дезинфекции вещей и воздуха в помещениях.

В средние века у алхимиков сера была выражением одного из «основных начал природы» и благодаря её горючести обязательной составной частью «философского камня».

В Ветхом завете также упоминается сера: на расплавленной сере сжигали грешников. Запах горящей серы олицетворяет запах ада.

Запишем строение атома серы

S    2    8   6          1s22s22p63s23p43d0№8 Кислород

Про кислород:  Гипоксия головного мозга у взрослых – чем опасно? Первые признаки и лечение

Составьте схему расположения электронов на энергетических уровнях?

№8 Кислород№8 Кислород№8 Кислород№8 Кислород№8 Кислород№8 Кислород№8 Кислород

№8 Кислород№8 Кислород№8 Кислород№8 Кислород

№8 Кислород№8 Кислород№8 Кислород№8 Кислород№8 Кислород№8 Кислород

        3d№8 Кислород№8 Кислород№8 Кислород№8 Кислород

        3p

        3s

Имея 2 свободных электрона на внешнем энергетическом уровне, сера в обычном состоянии 2-хвалентна и проявляет степень окисления-2.

В кислородных соединениях сера может проявлять валентность IV и  VI и степени окисления 4 и 6

Объясните причину, основываясь на особенностях строения атома серы?

При переходе  в возбужденное состояние электроны распариваются и сера оказывается способной проявлять степени окисления 4 и 6

№8 Кислород№8 Кислород№8 Кислород№8 Кислород№8 Кислород№8 Кислород№8 Кислород

№8 Кислород

№8 Кислород№8 Кислород№8 Кислород№8 Кислород

№8 Кислород№8 Кислород№8 Кислород№8 Кислород

№8 Кислород№8 Кислород№8 Кислород

2 группа учащихся:

В природе сера встречается в 3-х формах:

Самородная:

Вулканическая сера образуется при извержении вулканов, содержит примеси, требует тщательной очистки. №8 Кислород№8 Кислород№8 Кислород

 2H2S SO2        3S 2H2O №8 Кислород№8 Кислород№8 Кислород

Комовую серу получают из сульфидов.

Серный цвет— порошок желтого цвета, применяют для экспериментов.

Черенковая сера- самая чистая

Сульфидная:

PbS- свинцовый блеск

Cu2S- медный блеск

ZnS- цинковая обманка

HgS- киноварь

H2S- сероводород( в природном газе- яд!; в минеральных источниках- лечебное средство от заболеваний кожи). Уникальное месторождение сероводорода- вода Черного моря.

Сульфатная:

Глауберова соль(Na2SO4 * 10H2O)- сильное слабительное средство

Гипс(CaSO4 * 2H2O)

Горькая соль(MgSO4 * 7H2O)                №8 Кислород№8 Кислород№8 Кислород

На прошлом уроке мы отмечали особенности аллотропных соединений кислорода.

Вспомним определение аллотропии?

Аллотропия- способность атомов одного элемента образовывать несколько простых веществ.

Какие аллотропные модификации кислорода вам известны?

Кислород О2 и озон О3

Для серы также характерны аллотропные модификации.

3 группа учащихся  проводит эксперимент получения пластической серы.

По ходу эксперимента идет комментарий ученика:

Наиболее устойчива модификация, известная под названием ромбической серы( S8)№8 Кислород№8 Кислород№8 Кислород

При нагревании  происходит образование пластической серы- вязкого вещества темно- коричневого цвета.

В средние века пластическую серу использовали в качестве зубной пасты для дезинфекции полости рта.

№8 Кислород 

По мере остывания пластическая сера будет опять переходить в ромбическую.

Рассмотрим основные свойства серы?

Физические свойства: твердое кристаллическое вещество желтого цвета, не проводит тепло и электрический ток, не растворяется в воде.

Учащийся проводит эксперимент, подтверждающий  несмачиваемость серы  водой( порошок серы насыпать в стакан с водой).

Сера- типичный химически активный неметалл, взаимодействующий с металлами, неметаллами, сложными веществами.

4 группа учащихся составляет уравнения соответствующих реакций, используя электронный баланс, уравнивают.

2Na0  S0 = Na2S-2

Na0 -1e = Na 1              2 в-ль

S0  2e = S-2          2     1  о-ль   №8 Кислород№8 Кислород№8 Кислород

H20  S0 = H2S-2 

H20 -1e *2 = 2H 1         1 в-ль№8 Кислород№8 Кислород№8 Кислород

S0  2e = S-2            2   1  о-ль  

S0  O20 = SO2 №8 Кислород№8 Кислород№8 Кислород

S0 —  4e = S 4             4        1 в-ль

O20  2e *2 =2O-2                 1 о-ль

Какие свойства- окислительные или восстановительные- наиболее характерны для серы- простого вещества?

И окислительные, и восстановительные.

5 группа учащихся рассказывает об областях применения серы.

Применение серы описано еще в романе А. Дюма « Граф Монте-Кристо». Герой романа аббат Фариа притворился, что у него кожная болезнь, и ему дали для лечения серу, которую предприимчивый аббат использовал для изготовления пороха.

Основные составные компоненты пороха( «греческого огня»): сера, калийная селитра, уголь. С его помощью еще в 670г. защитники Константинополя сожгли арабский флот.

 В настоящее время серу используют в производстве спичек, бумаги, резины, красок, взрывчатых веществ, лекарственных препаратов, пластмассы, серной кислоты, «сусального золота» SnS2 –для покрытия куполов церквей, золочения украшений дворцов и скульптур, в сельском хозяйстве- для борьбы с вредителями. №8 Кислород

Закрепление изученного материала( тест)

Вариант 1

Вставьте пропущенные слова

1. Сера- элемент… группы, … подгруппы.

2. В атоме серы …электронов.

3. На внешнем уровне в атоме …электронов.

4. Какие степени окисления проявляет сера:

а) 2, 3, 4.
б) –2, 0, 4, 6.
в) –1, –2, 0,   6.

5. Флотация – это свойство серы

а) растворяться в воде;
б) не смачиваться в воде;
в) частично растворяться в горячей воде.

6. При горении серы образуется:

а) сероводород;
б) сульфид;
в) сернистый газ.

7. В какой форме сера встречается в природе:

а) сульфатная;
б) гидросульфидная;
в) сульфитная.

8. С какой целью серу применяют в сельском хозяйстве:

Про кислород:  Круглосуточная продажа, заправка и доставка газовых баллонов по Москве

а) как удобрение;
б) для борьбы с вредителями;
в) для подкормки скота  

9. Составьте формулы сульфидов натрия, магния, алюминия.

Вариант 2

Вставьте пропущенные слова:

1. Заряд ядра атома серы равен…

2. Атом серы имеет … энергетических уровня.

3.Простое вещество сера является…

4. Сере принадлежит электронная формула:

а) 1s22s22p63s23p4
б) 1s
22s22p6,
в) 1s
22s22p63s23p6.

5. При нагревании серы на воздухе образуется:

а) монооксид серы;
б) диоксид серы;
в) триоксид серы;
г) сероводород.

6. Как называется метод удаления и обезвреживания ртути из разбитого термометра серой:

а) флотация;
б) демеркуризация;
в) нейтрализация

7. В какой форме сера не встречается в природе:

а) самородная;
б) сульфидная;
в) сульфитная.

8. При растворении сероводорода в воде образуется:

а) серная кислота;
б) сера;
в) сероводородная кислота.

9.  Составьте формулы сульфатов калия, магния, железа(III).

Домашнее задание.

§17. упр 3, 4, 6 творческое задание придумать сказку о сере

Химические свойства кислорода

кислород горение
Кислород поддерживает горение.

Горение — б

ыстрый процесс окисления вещества, сопровождающийся выделением большого количества теплоты и света.

Чтобы доказать, что в склянке находится кислород, а не какой-то другой газ, надо в склянку опустить тлеющую лучинку. В кислороде тлеющая лучинка ярко вспыхивает. Горение различных веществ на воздухе – это окислительно-восстановительный процесс, в котором окислителем является кислород. Окислители – это вещества, «отбирающие» электроны у веществ-восстановителей. Хорошие окислительные свойства кислорода можно легко объяснить строением его внешней электронной оболочки.

Валентная оболочка кислорода расположена на 2-м уровне – относительно близко к ядру. Поэтому ядро сильно притягивает к себе электроны. На валентной оболочке кислорода

2s

2

2p

4

находится 6 электронов.

кислород степени окисления
Кислород имеет вторую (после фтора) электроотрицательность в шкале Полинга. Поэтому в подавляющем большинстве своих соединений с другими элементами кислород имеет

отрицательную

степень окисления. Более сильным окислителем, чем кислород, является только его сосед по периоду – фтор. Поэтому соединения кислорода с фтором – единственные, где кислород имеет положительную степень окисления.

Итак, кислород – второй по силе окислитель среди всех элементов Периодической системы. С этим связано большинство его важнейших химических свойств.
С кислородом реагируют все элементы, кроме Au, Pt, He, Ne и Ar, во всех реакциях (кроме взаимодействия со фтором) кислород — окислитель.

кислород химические свойства
Кислород легко реагирует с щелочными и щелочноземельными металлами:

4Li O

2

→ 2Li

2

O,

2K O

2

→ K

2

O

2

,

2Ca O

2

→ 2CaO,

2Na O

2

→ Na

2

O

2

,

2K 2O

2

→ K

2

O

4

Мелкий порошок железа ( так называемого пирофорного железа) самовоспламеняется на воздухе, образуя Fe

2

O

3

, а стальная проволока горит в кислороде, если ее заранее раскалить:

3 Fe 2O

2

→ Fe

3

O

4

2Mg O

2

→ 2MgO

2Cu O

2

→ 2CuO


С неметаллами (серой, графитом, водородом, фосфором и др.) кислород реагирует при нагревании:

S O

2

→ SO

2

,

C O

2

→ CO

2

,

2H

2

O

2

→ H

2

O,

4P 5O

2

→ 2P

2

O

5

,


Si O

2

→ SiO

2

, и т.д

Почти все реакции с участием кислорода O

2

экзотермичны, за редким исключением, например:

N

2

O

2

2NO – Q

Эта реакция протекает при температуре выше 1200

o

C или в электрическом разряде.


Кислород способен окислить сложные вещества, например:

2H

2

S 3O

2

→ 2SO

2

2H

2

O   (избыток кислорода),

2H

2

S O

2

→ 2S 2H

2

O   (недостаток кислорода),

4NH

3

3O

2

→ 2N

2

6H

2

O   (без катализатора),

CH

4 (метан)

2O

2

→ CO

2

2H

2

O,

4FeS

2 (

пирит

)

11O

2

→ 2Fe

2

O

3

8SO

2

.

Известны соединения, содержащие катион диоксигенила O

2

, например, O

2

[PtF

6

]

(успешный синтез этого соединения  побудил Н. Бартлетта попытаться получить соединения инертных газов).


Озон химически более активен, чем кислород O

2

. Так, озон окисляет иодид — ионы I

в растворе  Kl:

O

3

2Kl H

2

O = I

2

O

2

2KOH

Озон сильно ядовит, его ядовитые свойства сильнее, чем, например, у сероводорода. Однако в природе озон, содержащийся в высоких слоях атмосферы, выполняет роль защитника всего живого на Земле от губительного ультрафиолетового излучения солнца. Тонкий озоновый слой поглощает это излучение, и оно не достигает поверхности Земли.

Применение кислорода O

2

: для интенсификации процессов получения чугуна и стали, при выплавке цветных металлов, как окислитель в различных химических производствах, для жизнеобеспечения на подводных кораблях, как окислитель ракетного топлива (жидкий кислород), в медицине, при сварке и резке металлов.


Применение озона О

3

:

для обеззараживания питьевой воды, сточных вод, воздуха, для отбеливания тканей.
кислород в земной коре теле

Оцените статью
Кислород
Добавить комментарий