Технические газы — это взрывоопасные вещества, а баллоны, в которых эти газы находятся под давлением представляют собой особую опасность. Их хранение, транспортировка и эксплуатация должны осуществляться в соответствии с действующими нормами безопасности, которые устанавливают «Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» (дальше «Правила»).
На предприятиях, использующих баллоны с газом, должны соблюдаться инструкции по работе с ними, утвержденные в установленном порядке. К работе допускается только специально обученный персонал, проинструктированный согласно «Правилам».
Для выполнения газовой сварки и резки металлов широко применяется ацетилен. Не так давно его получали при помощи генератора, обеспечивающего распад карбида кальция. Но такая установка, несмотря на все принимаемые меры, отличается повышенной опасностью.
Поэтому сейчас все чаще применяется ацетилен в баллонах, который помимо всего прочего отличается и высокой чистотой, что позволяет выполнять сварку и резку более производительно и качественно.
В нормально заправленном баллоне СО2 находится в виде жидкости, над которой всегда имеется небольшая подушка из его паров. Давление в нем будет определяться давлением паров диоксида при данной температуре. Т.е. примерно от 60 атм (21С) до тех же 73 (31
Давление, превышающее эти самые 73 атм. может развиться только в одном случае — когда паровой подушки в баллоне нет совсем и он весь заполнен жидкостью. Причем пережатой! Казалось бы, такого быть не может. Однако именно с СО2 и возможно. При его интенсивном испарении (во время слишком быстрой перекачки, например) происходит столь сильное падение температуры, что часть СО2 замерзает в «сухой лёд». Понятно, что когда он намерзает внутри баллона, а потом там тает, может получиться так, что весь объем оказывается заполнен жидкостью, задавившей паровую подушку. Жидкости почти несжимаемы, поэтому если внести такой баллон, заправленный, например, при 10С в комнату с 25, то вследствие ее термического расширения без демпфирующей паровой подушки давление может развиться совершенно сумасшедшее! И рвануть может так, что мало не покажется.
Именно во избежание подобных проблем баллоны и заправляют по весу. Тогда неважно, замерз там СО2 при заправке или остался жидким — количество его рассчитывается так, чтоб немного пара после оттаивания было всегда.
Поэтому надо контролировать вес заправки, это не тот случай, когда чем больше, тем лучше. А уж если такое случилось и давление забирается за 73 атм., срочно стравить избытки. Поскольку, повторюсь, пережатая жидкость — вещь страшная! Давление её растёт экспоненциально при каждом лишнем градусе.
Стырил здесь, чтобы долго не писать.
Вывод немедленно стравливай газ с баллона.
- Правила безопасности при работе с медицинским кислородом
- Физические и химические характеристики
- Особенности работы с цистернами и иными крупными емкостями
- Виды продукции
- Как должен поступать потребитель
- Какие CO2 баллончики лучше
- Технические требования
- Процедура зарядки
- Разница в параметрах давления
- Вес баллона
- Какое давление разрушения у обычных заправляемых баллонов СО2?
- Баллоны для ацетилена
- Требования к баллонам для ацетилена
- Несколько слов о заправке баллонов
- Преимущества применения ацетилена в баллонах
- Правила безопасной работы с баллонами с газами
- Свойства ацетилена
Правила
безопасности при работе с медицинским
кислородом
Правила
безопасности при работе с медицинским
кислородом
1.
К работе с медицинским кислородом
допускаются лица, изучившие инструкцию
и сдавшие зачет по технике безопасности
при работе с кислородом. Допуск оформляется
приказом командира корабля (организации
ВМФ) ежегодно.
2.
При отпуске кислорода завод выдает на
него паспорт с данными лабораторного
анализа. Кислород отпускается с завода
в 40-литровых (транспортных) баллонах
под давлением 15—20 МПа (150—200 кгс/см2)
при температуре 20° С. Все кислородные
баллоны должны быть окрашены в голубой
цвет. На горловине они должны иметь
клеймо, указывающее номер баллона,
емкость, массу, рабочее и испытательное
гидравлическое давления, а также клеймо
инспектора Котлонадзора и дату очередного
освидетельствования (испытания) баллона.
Запрещается использование
баллонов с истекшими сроками испытаний.
При
получении кислорода со склада
довольствующего органа последний обязан
выдать паспорта или выписку из паспортов.
Паспорта (выписки) хранятся у водолазного
специалиста корабля или организации
ВМФ до израсходования кислорода.
3.
Для предохранения от ударов баллоны с
кислородом перевозятся на рессорном
транспорте уложенными на специальных
подкладках. На штуцер отвода вентиля
каждого баллона навертывается заглушка,
а сам вентиль должен быть закрыт
предохранительным колпаком. Переносить
транспортные баллоны на руках запрещается. Для
переноски баллонов необходимо
пользоваться специальными носилками
с гнездами под баллоны. При перемещении
баллонов с места на место браться за
вентили запрещается.
4.
Перед началом работы с кислородом
необходимо вымыть с мылом руки и
проверить, не загрязнена ли одежда
маслом или легковоспламеняющимися
веществами. Рабочий инструмент должен
быть обезжирен. Во избежание взрыва
касаться баллонов с кислородом
замасленными руками, промасленными
рукавицами или ветошью, а также быстро
открывать вентили запрещается.
В
помещении, где производится зарядка
баллонов кислородом, не допускается
храпение горючего и смазочных материалов,
легковоспламеняющихся веществ и
разведение открытого огня. На тех
предметах, которые могут соприкасаться
с кислородом, не должно быть следов
растительных и животных жиров. Курение
около кислородных баллонов и в помещении,
где производится зарядка баллонов,запрещается.
5. Запрещается ставить
кислородные баллоны на расстояние ближе
3 м от печей, электрических машин,
трансформаторов. Для защиты от нагрева
солнечными лучами баллоны, находящиеся
на открытом воздухе, следует помещать
в тень, накрывать брезентом и время от
времени поливать брезент водой.
6. Запрещается отвинчивать
колпаки и открывать вентили кислородных
баллонов ударами молотка или с помощью
зубила. Колпаки отвинчивают обеими
руками или специальным ключом. Вентиль
следует открывать руками и, в крайнем
случае, ключом без применения большого
усилия. В случае замерзания вентиля
разрешается отогревать его, обкладывая
чистой ветошью, смоченной кипятком.
7. Запрещается полностью
расходовать (выпускать) кислород из
баллона. Остаточное давление в баллоне
должно быть не менее 0,3 МПа (3 кгс/см2) во
избежание попадания в него атмосферного
воздуха. Использованный баллон с
давлением кислорода не менее 0,3 МПа (3
кгс/см2) должен иметь надпись мелом
«Пустой». В тех случаях, когда из-за
неисправности вентиля баллона кислород
не был использован, на баллоне делается
надпись:
«Осторожно,
с неисправным вентилем, полный».
8.
Перед установкой редуктора на штуцер
отвода вентиля производится предварительная
продувка штуцера для удаления посторонних
частиц путем кратковременного открывания
вентиля баллона. Перед установкой
редуктора проверяется, нет ли на редукторе
следов масла и жира, а также исправность
фибровой прокладки, резьбы у накидной
гайки и у штуцера отвода вентиля баллона.
После
установки редуктора вентиль баллона
открывать медленно. В момент открывания
вентиля запрещается стоять
против редуктора (манометров) и выходных
отверстий трубопровода. Пользоваться
манометрами, на которых отсутствует
надпись «Кислород» или
«Маслоопасно», запрещается.
9.
Для наполнения баллонов кислородом
выделяется специальное зарядное
помещение, температура воздуха в котором
не должна превышать 35° С. Электрооборудование
помещения и телефонная аппаратура
должны быть пожаробезопасного
(безискрового) исполнения.
Перед
началом перекачки кислорода инструмент
должен быть насухо вытерт чистой ветошью,
компрессор проверен и подготовлен к
работе. Кислородный компрессор должен
смазываться только водоглицериновой
смесью, состоящей из 50% дистиллированной
воды и 50% химически чистого глицерина,
или специальными смазками, предусмотренными
инструкцией по использованию кислородного
компрессора.
10.
Наполненные кислородом баллоны хранятся
в хранилищах на стеллажах, оборудованных
гнездами, в горизонтальном или вертикальном
положении, с вентилями, обращенными в
одну сторону. Хранилища кислородных
баллонов и помещения кислородных насосов
должны оборудоваться вытяжной вентиляцией.
11.
Использование кислорода для дыхания в
декомпрессионных камерах производится
по разрешению врачаспецфизиолога или
лица, осуществляющего медицинское
обеспечение водолазных спусков. Перед
использованием кислорода в камере
проверяется исправность герметичных
электрогрелок, заземление и целость
защитных кожухов на них, отсутствие в
камере других горючих предметов.
Размещение в камере транспортных
кислородных баллонов для питания
кислородной системы дыхательных
аппаратов запрещается. Концентрация
кислорода в отсеках недолжна превышать
25%.
12.
Кислородные баллоны, компрессоры,
приборы и другое оборудование после
использования их для воздуха использовать
для кислорода запрещается.
Физические и химические характеристики
При комнатных давлении и температуре это вещество является бесцветным газом. Оно имеет свой, немного кисловатый, запах. Если в баллоне углекислота находится в жидком состоянии, она должна находиться под давлением, которое не меньше, чем 5850 КПа.
При охлаждении до температуры -56 градусов и давлении 519 КПа углекислота переходит в твёрдое состояние. Такое вещество называют «сухой лёд». Давление углекислоты в баллоне нужно знать для того, чтобы быть уверенным в том, что вещество находится в нужном состоянии.
Особенности работы с цистернами и иными крупными емкостями
Давление углекислоты в баллоне необходимо знать и при осуществлении работ по осмотру крупных емкостей, таких как канистры или цистерны (в промышленных масштабах).
Перед началом необходимо защитить глаза и руки, а сам осмотр производить, пользуясь дополнительно еще и шланговым противогазом. Работы начинаются лишь тогда, когда емкость приобретет температуру окружающего воздуха. Углекислота в виде газа активно используется в процессах сварки. Газ может подаваться в прибор, как в чистом виде, так и в составе смеси из газов, все зависит от типа аппарата.
Сварка углекислотой может питаться следующим образом:
- от станции, производящей углекислый газ;
- от баллона с этим веществом;
- от стационарного накопителя.
При больших объемах потребления углекислого газа и отсутствии у предприятия автономной станции углекислота хранится в специализированных стационарных сосудах, при меньших объемах – в емкости. При небольших объемах потребления или простой невозможности проведения трубопроводов к сварочным аппаратам для снабжения их углекислым газом используются знакомые всем и каждому емкости, поэтому – то очень важно знать, какое давление углекислоты в баллоне.
Для извлечения жидкости из углекислого газа применяется элемент под названием осушитель газа. Он представляет собой корпус, заполненный материалом с адсорбирующими свойствами, то есть хорошо впитывающим влагу. Осушители различаются по степени давления – высокого давления углекислоты, устанавливаемые до редуктора, и низкого давления, устанавливаемые после редуктора. Таким образом, давление углекислоты в баллоне является знанием, которое определяет качество выполняемых работ, а также безопасность для самих операторов, которым все же необходимо наличие специальных защитных костюмов.
Альвеолярное напряжение углекислого газа в нормальных условиях является всегда постоянным и поддерживается на уровне 40 мм рт. ст. При таком парциальном давлении углекислого газа в альвеолах насыщенная кислородом кровь покидает легкие при парциальном давлении в ней углекислоты, равном таковому в альвеолах. В венозной крови, поступающей в легкие, парциальное давление углекислого газа доходит до 46 мм рт. ст. Избыток напряжения углекислого газа, равный 6 мм рт. ст., при прохождении крови через легкие быстро ликвидируется.
Углекислый газ образует с кровью непрочные соединения и переносится вместе в физически растворенном и химически с кровью связанном состоянии. Так, например, каждые 100 мл артериальной крови содержат:
- 43 мл углекислого газа в виде бикарбонатов,
- 3 мл углекислого газа, связанного с гемоглобином, с образованием карбоаминогемоглобина или карбогемоглобина и 2,4 мл углекислого газа, растворенных в плазме крови.
В венозной крови эти три значения повышаются соответственно до 46; 3,7 и 2,7 мл. Что касается этого газа, поступающего из тканей к легким, то 75% его выводится в виде бикарбонатов, 17,5% вместе с восстановленным гемоглобином и 7,5 % в виде газа, находящегося в крови в растворенном состоянии. В тех случаях, когда человек, находящийся под давлением, дышит чистым кислородом, в крови создается избыточное содержание растворенного кислорода. При этом оксигемо- глобин не восстанавливается, вследствие чего выведение избытка углекислого газа из тканей может уменьшиться на 17,5 %. Задержка углекислого газа в тканях сопровождается также повышением напряжения газа и в клетках дыхательного центра, что приводит к компенсаторной гипервентиляции.
Под давлением в рекомпрессионной камере или при спуске под воду в водолазном снаряжении могут быть созданы такие условия, когда углекислый газ во вдыхаемом воздухе будет отсутствовать. Если при этом будет обеспечена достаточная легочная вентиляция, то парциальное давление углекислого газа в легких будет точно таким же, как и на поверхности, а именно 40 мм рт. ст., так как оно в данном случае будет определяться напряжением углекислого газа в венозной крови, отражающим количество углекислого газа, продуцируемого в тканях. Такое постоянное напряжение углекислого газа в легких обеспечивается механизмом регуляции напряжения углекислого газа в артериальной крови, хеморецепторами и деятельностью дыхательного центра. Для того, чтобы соотношение процентного содержания и парциальных давлений газов в альвеолах стало совершенно ясным, давайте сравним эти величины при дыхании воздухом на поверхности воды (1 атм) и на глубине 30 м (4 атм)
Из анализа данных, представленных в приведенной ниже таблице, может быть сделан важный вывод о том, что по мере увеличения глубины погружения процентное содержание углекислого газа в альвеолярном воздухе уменьшается, составляя на глубине 30 м всего 1,3. Это важно в том отношении, что такая концентрация углекислого газа (1,3%), которая на поверхности воды не оказывает на человека никакого влияния, при подаче воздуха на глубину 30 м вызывает у него такие же нарушения в организме, которые наблюдаются при дыхании на поверхности газовой смесью, содержащей 5,3% углекислого газа. Эти соображения приобретают совершенно особый смысл, когда мы сталкиваемся с необходимостью осуществления аварийного выхода из затонувшей подводной лодки. Нормальная процедура такого выхода предусматривает затопление одного из отсеков подводной лодки для увеличения давления в нем до давления окружающей воды.
Обычно после того, как подводная лодка находится на грунте длительное время, концентрация углекислого газа в атмосфере лодки становится достаточно высокой, хотя и не опасной. Однако эта концентрация при затоплении одного из отсеков лодки и при увеличении окружающего давления в нем может быстро стать опасной. Если при дыхании на поверхности газовой смесью, содержащей 3% углекислого газа, никаких особых сдвигов в организме человека не возникает, то на глубине 30 м и более эта концентрация быстро оказывает на него смертельное действие. Для изоляции человека от атмосферы повышенным содержанием углекислого газа при повышении давления внутри подводной лодки подводники обычно пользуются специальными дыхательными аппаратами.
Углекислый газ дешев и используется в пищевой, холодильной промышленности, а также во многих областях техники. Получается углекислый газ из дымовых газов, образующихся при сжигании угольного топлива, газов известково-обжигательных печей, газообразных отходов спиртовой и сахарной промышленности. Углекислый газ бесцветен, не ядовит. При давлении 760 мм рт. ст. удельный вес углекислого газа равен 1,98 кг/мА. При температуре +31° и давлении 75,3 атм углекислый газ сжижается. Давление сжижения уменьшается при понижении температуры. При температуре -78,5° углекислый газ переходит в жидкость при атмосферном давлении 760 мм рт. ст. При испарении 1 кг жидкой углекислоты образуется 505 л углекислого газа (при 0° и 760 мм рт. ст.). Хранится и транспортируется углекислый газ в стальных баллонах под давлением 60-70 атм, находясь в них в жидком состоянии. Баллоны окрашиваются в черный ивет и имеют надпись «Углекислота», сделанную белыми буквами. В стандартный баллон емкостью 40 л вмещается 25 кг жидкой углекислоты, которые при испарении дают 12 600 л газа. Жидкая углекислота занимает 60- £0% объема баллона, остальное заполнено газом.
Углекислый газ, применяемый для , должен быть сухим и иметь концентрацию не ниже 98% СО 2, а для сварки ответственных конструкций — не менее 99% СОг. Для осушки от влаги газ из баллона иногда пропускают через специальный патрон, заполненный обезвоженным медным купоросом, или через силикагелевый осушитель.
В табл. 37 приведены составы различных сортов углекислого газа, выпускаемого промышленностью.
Еслй углекислый газ содержит влагу, то шов получается пористым, а наплавленный металл менее пластичным. Растворимость воды в жидкой углекислоте не превышает 0,05%, поэтому избыточная влага скапливается в виде конденсата на дне баллона.
При пользовании неосушенным углекислым газом следует перед началом сварки дать баллону минут 15-20 постоять в вертикальном положении для того, чтобы влага осела на дно. Первые порции углекислого газа, содержащие наибольшее количество примесей (преимущественно азота), выпускают наружу и затем начинают сварку.
Отбор газа заканчивают при остаточном давлении его в баллоне около 4 атм, так как последние порции неосушенного газа содержат много влаги.
При большом расходе газа (свыше 20 л/мин) возможно вымерзание влаги в каналах редуктора вследствие охлаждения газа, происходящего при понижении его давления в момент прохождения через клапан редуктора, и закупорка редуктора льдом. Для предупреждения этого явления отбор газа при большом его расходе производят из нескольких баллонов, включенных параллельно, или применяют предварительный подогрев газа перед редуктором. Для подогрева газа используют электрические подогреватели, питаемые током 36 в.
Рабочее давление углекислоты перед поступлением его в горелку может колебаться от 0,5 до 2,5 атм. Для понижения давления газа применяются стандартные кислородные редукторы. Расход газа при сварке контролируют с помощью поплавковых указателей расхода (ротаметров). Применяются ротаметры типов РС-3; PC-За; ИРКС-6,5 и др.
Применения углекислоты под давлением за последнее время активно пополняется новыми сферами. Если изначально материал использовался исключительно на производстве и промышленных площадках за счет того, что сварочный шов максимально правильный и избавлен от лишней гари, то за последнее время баллоны нашли свое применение в медицине, в качестве замораживающего препарата в операционных блоках; на парфюмерных фабриках, чтобы получить чистый без химических оттенков, запаха и равномерную консистенцию; в пищевом сегменте, в кафе и ресторанах.
Виды продукции
Двуокись углерода производят в следующем виде:
- Сжиженный газ, который хранится под давлением 50 кг/кв.см. Для этого требуется обеспечить температуру воздуха, не превышающую 31 градуса.
- Жидкий углекислый газ для хранения в специальных термосах.
- В виде сухого льда.
После этого продукт помещают в чёрные резервуары с жёлтыми предупредительными надписями и доставляют потребителям для использования.
Как должен поступать потребитель
Если фирма использует углекислоту в своей работе, ей необходимо найти тех, кто организует поставку. Процедура получения выглядит таким образом:
- В компании, которая занимается поставками, оставляют заявку на получение определённого количества продукта.
- В назначенное время получить баллоны, заправленные газом.
- Вернуть те резервуары, углекислота из которых уже была использована.
Для заправки используются различные типы баллонов:
- 40-литровая ёмкость вмещает 24 килограмма газа. Баллон имеет диаметр 21,9 см, высоту 140 см.
- В 20-литровом диаметр 21,9 см — высота составляет 85 см. Здесь помещается вдвое меньше газа — 12 килограммов.
- 10-литровая ёмкость более миниатюрная. Диаметр равен 14 см, а высота — 86,5 см. Покупателю предоставляется 6 кг углекислого газа.
Существуют ещё несколько типов баллонов, для которых может быть выполнена заправка.
Какие CO2 баллончики лучше
Они могут иметь объём от 0,4 до 50 л. Такие баллоны могут использоваться в течение десятков лет.
Эти ёмкости могут применяться не только для выдачи потребителям, но и для хранения или промежуточной транспортировки. Ёмкости в обязательном порядке должны соответствовать требованиям ГОСТа 949-73.
Для указанного использования применяются цельнолитые баллоны, имеющие в своём составе конструкционную сталь марки 45Д, а также легированную марки 40ХГСА. Каждая модель используется с условием, что давление газа не превысит предельную величину. При ёмкости не выше 20 л она составляет 20 МПа, для больших может достигать 20 МПа.
Технические требования
Стальные сосуды под давлением объёмом 0,4–50 л используются без малого век. Отечественный ГОСТ 949-73 распространяется на ёмкости для транспортировки промежуточного хранения, технологической раздачи потребителям. Цельнотянутые бесшовные баллоны малого и среднего объёма из конструкционной стали 45Д и легированной 40ХГСА рассчитаны на рабочее давление 15 и 20 МПа для сосудов 50–20 л и 15 МПа для меньших, которые допускается выпускать с плоским дном.
Отличительная маркировка – жёлтая надпись эмалью «углекислота», «СО2» «двуокись углерода» по чёрному полю. Основные физические параметры и типоразмеры представлены в таблице:
Сосуды меньших объёмов выполнены из стали 45Д, рабочее давление 15 МПа
В комплектацию входят:
- запорный вентиль кислородный с правой резьбой латунный;
- предохранительные кольца из резины на цилиндрическую часть;
- опорный башмак прямоугольной формы для устойчивости;
- колпак предохранительный стальной либо формованный из неметаллов.
Эксплуатирующиеся баллоны проходят через 5 лет периодическую переаттестацию, включающую техосмотр и испытание избыточным давлением, превышающем рабочее на 50%. Информация с датой освидетельствования наносится ударными клеймами на зачищенную горловину, обрамляется жёлтой полосой по периметру.
Это «паспорт углекислотного баллона» с полным перечнем информации:
- дата выпуска, переаттестации;
- № баллона, присвоенный производителем;
- литраж наполнения;
- технологическое гидродавление;
- марка стали и физические величины веса и размеров.
Процедура зарядки
Перед тем, как производить заправку, нужно внимательно осмотреть резервуар. Даже незначительные повреждения могут привести к взрыву. Если баллон исправен, приступают к проведению заправки углекислым газом.
В баллон заливают сжиженный газ. Для этого нужно создать разность давлений. Ёмкость нужно заполнить только на 80%. Оставшаяся часть отводится для газообразной части. Если этого не сделать, давление в баллоне может превысить норму.
Разница в параметрах давления
Каждый баллон для углекислоты имеет два показателя давления. Первый – рабочее давление; в процессе соблюдения технических правил эксплуатации и транспортировки этот показатель не должен превышать 150 Атм. Второй тип – проверочное давление, которое важно на этапе подсоединения основной системы; этот показатель не должен превышать 225 Атм. Отметим, что для каждого объема сохраняется общее допустимый показатель давления.
Заказывая один или партию баллонов, в обязательном порядке необходимо позаботиться о наличии защитного колпака. Согласно правилам хранения и перевозки, каждый баллон маркируется соответствующей надписью желтого цвета– Углекислота.
Вес баллона
При использовании, транспортировке и зарядке необходимо контролировать наличие в баллоне углекислого газа. Для этой цели применяется взвешивание. Из полного веса нужно вычесть массу следующих деталей:
- Сосуд, где содержится сжиженный газ.
- Вентиль, через который производится зарядка.
- Защитный колпак.
- Предохранительные железные кольца.
- Если используется, должно быть учтено то, сколько весит башмак.
Производится взвешивание всей конструкции, затем вычитается масса перечисленных деталей. Оставшаяся часть говорит о том, сколько осталось внутри углекислого газа. Средний вес этих узлов равен:
- Вес кольца составляет 300 г.
- Масса металлического колпака достигает 1,8 кг.
- Башмак обычно весит 5,2 кг.
Вес баллона различается в зависимости от его ёмкости и предельно допустимого давления. Например, при давлении до 150 атм он составит 73 кг, а при 200 — 88 кг.
Какое давление разрушения у обычных заправляемых баллонов СО2?
Сообщение Zverev » 16 ноя 2013, 00:59
Сижу тут за чаем читаю и Ромин баллон разглядываю. Написано давление при 20С 5,8МПа или 58bar, а давление разрушеня 47Мпа тлт 470 бар. А кто-нить в курсе, какое давление разрушения у обычных заправляемых баллонов, понятно что разные, но примерно ?
сейчас почитал, для больших строительных есть ГОСТ,
т.е. 196+ bar. Баллоны свои 2л, которые я привожу с Невского Углекислотного завода, имеют давление исходно порядка 70-80 bar, там все правильно делают, вентиль мне там поставили на 20Мпа, собственно испытывают их я так понимаю при переосвидетельствовании при 225 атм, это стандартные при рабочем давлении для них 100-200 бар в зависимости от вида, испытывают явно не в предельном режиме, без риска, дабы при испытаниях не взрывать позря. Итого получается, что запас прочности довольно приличный, при условии что соблюден коэффициент заполнения, т.е. не залили жидкую углекислоту под завязку которая без газовой подушки может оказаться пережатой, но тогда мы на редукторе увидим что-то под 200, а стравив ее до нормального получаем более чем достаточный запас прочности чтобы не особо волноваться используя дома баллоны. Коэффициент наполнения как я понял в зависимости от типа баллонов бывает от 0,72 до 0,29 килограмм на литр, что по сути можно можно и проверить если есть весы и знать объем баллона
Да, кстати, ежели у нас в 40литровом баллоне 25 кг или 12,6 куба углекислоты, то в пол литровом ее получается всего (если пренебречь коэффициентами наполнения и т.д.) всего 0,16 куба , т.е. 160 литров ? Итого данный объем разом выплеснутый в объем квартиры в плане отравления углекислотой не опасен.
Получается таки, что ежели Вам какой-то идиот не влил в баллон углекислоты до отказа, что собственно видно сразу как повесишь редуктор, то что в плане разрушения баллона, что в плане выпуска всего газа в объем комнаты где все тихо спят, ничего опасного в них нет. Ну естественно я думаю что ни у кого в тумбе под аквариумом нет выше 50С и яркое летнее солнце на них не светит.
В общем можно брать переходник на 500гр. баллон к этой системе и не парится безопасностью
Баллоны для ацетилена
Сам баллон для хранения ацетилена практически не отличается от аналогичного кислородного, он так же изготавливается из цельнотянутой стальной трубы. На него устанавливается ацетиленовый вентиль особой конструкции, штуцер которой не имеет резьбы (шланги крепятся при помощи специального хомута).
По объему различают баллоны малой (5 л), средней (10 л) и большой (40 л) емкости.
Основное отличие заключается во внутреннем наполнении баллона. Так как баллон с ацетиленом в газообразном состоянии отличается высокой взрывоопасностью, на практике применяется хранение растворенного в ацетоне газа. При этом для предотвращения возможности обратного удара пламени и самопроизвольного распада ацетилена до взрывчатого состояния в баллон помещается специальный наполнитель.
В качестве наполнителя применяется БАУ-А (активированный уголь) или пористая силикатная масса ЛПМ (литая пористая масса). Данный материал занимает третью часть объема баллона, при этом пористый наполнитель способен абсорбировать большее количество газа.
Для того, чтобы обеспечить взрывобезопасность ацетилен растворяют в ацетоне, которым и наполняется баллон с пористым наполнителем. Количество ацетона составляет ориентировочно 230 грамм на 1 литр емкости баллона, именно это и определяет, сколько ацетилена в баллоне можно разместить при полной заправке.
При открытии вентиля баллона происходит испарение ацетилена, который и подается на рабочие устройства.
Требования к баллонам для ацетилена
Баллоны для хранения ацетилена должны быть окрашены в белый цвет, допускается применение светло-серой краски, при этом на них должна иметься красная надпись «АЦЕТИЛЕН», кроме того, если используется литой пористый наполнитель, то добавляется надпись «ЛМ».
Так же как и кислородные баллоны, сосуды для хранения ацетилена должны проходить техническое освидетельствование и гидравлическое испытание 1 раз в 5 лет. Дата последней и следующей тарировки должна быть выбита в паспорте баллона.
Испытание проводится при давлении, превышающем нормативное в 1,5 раза (35 Мпа). Кроме того, каждые два года необходимо проводить проверку массы пористого наполнителя.
Максимально допустимое давление ацетилена в баллоне регламентируется ГОСТ 5457-60 и зависит от температуры окружающего воздуха. При 190С давление не должно превышать 150 атмосфер (15 Мпа), в большинстве случаев баллоны заполняются до 150 атм.
Запрещено эксплуатировать баллоны в следующих случаях:
- На более 30% площади поверхности баллона отсутствует покраска.
- Нет надписи «Ацетилен» или она выполнена не красной краской.
- На корпусе сосуда имеются вмятины, трещины.
- Неисправности вентиля, в том числе и частичная или полная его закупорка.
- Отсутствие требуемых клейм на корпусе баллона.
- Просроченные даты проверки (освидетельствования) баллона и массы пористого наполнителя (в этом случае заправка баллонов ацетиленом категорически запрещена).
- При наличии данных (визуальные признаки) того, что баллон подвергался воздействию открытого огня или находился в пожаре.
- Если масса пустого баллона существенно отличается от значения, выбитого на корпусе.
Нельзя эксплуатировать и при сильном его нагреве. Нарушение всех этих правил может привести к взрыву ацетилена.
Несколько слов о заправке баллонов
Количество закаченного газа, а, следовательно, и цена баллона ацетилена, определяется простым взвешиванием. Баллон взвешивают до и после заправки, разница в значениях умножается на 1,09 (масса 1 кубического метра ацетилена при 20 градусах Цельсия). Нормативная масса пустого, но готового к закачке баллона выбивается в его паспорте.
Ориентировочно в транспортный баллон (40 литров) можно закачать не менее 5,5-7,5 кг ацетилена, в 10-ти литровый баллон 1,4-2 кг, в 5-ти литровый 0,7-0,8 кг. Кроме того, в баллоны с литым пористым наполнителем входит больше газа, чем в сосуды с активированным углем.
Кроме того, стоит учитывать то, что при каждом использовании всего газа из баллона, из него выходит и около 150 грамм ацетона, который необходимо пополнять.
Преимущества применения ацетилена в баллонах
Применение растворенного в ацетоне ацетилена позволяет существенно повысить выполнение работ по сварке и резке металла.
Кроме этого, применение баллонов с ацетиленом имеет и другие преимущества:
- Компактность и мобильность оборудования для сварки.
- Закачанный в баллон ацетилен имеет более высокие качественные характеристики, он отличается высокой чистотой, наличием минимального количества водяных паров.
- Высокое давление рабочего газа позволяет добиться высокой стабильности пламенного горения.
- Производительность сварки и резки при помощи такого ацетилена значительно выше, чем при использовании газа, полученного при помощи генератора.
Несмотря на то, что стоимость ацетилена в баллонах несколько выше, экономический эффект от его применения существенный, и объясняется он именно возможностью выполнения большего объема работ и высокой производительностью оборудования, работающего на таком горючем газе.
https://youtube.com/watch?v=Cd63GUd6pRw%3Ffeature%3Doembed
Правила безопасной работы с баллонами с газами
К эксплуатации допускаются только не поврежденные, окрашенные в соответствующий цвет баллоны, маркированные согласно установленным требованиям. Емкости с истекшим сроком проведения освидетельствования использовать запрещено.
- Размещать баллоны с газом необходимо на расстоянии не менее 1 метра от радиаторов отопления, печей и других отопительных приборов. А оборудование с открытым огнем должно находиться на расстоянии не менее 5 метров от баллонов. Особенно это важно для баллонов с кислородом.
- Во время работы с любым техническим газом следует контролировать давление в баллоне, при превышении допустимой нормы, работа должна быть остановлена.При эксплуатации газовых баллонов, не следует полностью расходовать газ, находящийся в них. Остаточное давления газа внутри баллона должно быть не меньше 0,5 кгс/см2 (0,05 МПа).По окончании использования баллоны помещают на склад, закрыв вентили и выпустив газ из шлангов. Обо всех возникших во время работы неисправностях и проблемах следует немедленно сообщить ответственному лицу. Хранение газовых баллонов должно выполняться в полном соответствии с действующими «Правилами».
- При необходимости выпустить газ из баллона в емкость с меньшим давлением используют редуктор, предназначенный для данного газа (азота, аргона, кислорода, углекислоты). Камера низкого давления должна иметь манометр и предохранительный клапан, который должен быть отрегулирован на разрешенное давление сосуда, в который выпускают газ.При невозможности выпустить газ на месте эксплуатации баллона из-за неисправности вентилей следует вернуть баллон на наполнительную станцию, где выпуск газа будет произведен согласно инструкции.
- Запрещается самостоятельно производить ремонт, окраску баллона или арматуры. Категорически запрещается сбивать молотком или другими предметами не снимающийся по какой-то причине колпак, поскольку может возникнуть искра и, как результат, пожароопасная ситуация. Примерзший вентиль можно отогревать только кипятком. Неисправный баллон должен быть изъят из эксплуатации и отправлен на заправочную станцию.Все работы по замене вентилей, перенасадке башмаков и колец для колпаков должны выполняться только в пунктах освидетельствования баллонов. Насадку башмаков производят только на баллон, из которого выпущен газ, открутив вентили и выполнив дегазацию. Запрещено очищать и окрашивать заполненные газом баллоны.
- Закачивать газ в баллоны разрешается только наполнительным станциям по утвержденным инструкциям. Перед наполнением баллона необходимо прочно укрепить его и присоединить к рампе наполнения.При закачке газа в баллон обязательно ведется документация (запись в журнале), содержащая информацию об операции: номер баллона, дату выполнения, дату последнего освидетельствования, массу газа, подпись лица, выполнившего заполнение баллона.Запрещено закачивать газ в баллоны:не окрашенные в соответствующий цвет и не имеющие маркировки;с несоответствующим сроком освидетельствования;не имеющие нужного остаточного давления газа.
- не окрашенные в соответствующий цвет и не имеющие маркировки;
- с несоответствующим сроком освидетельствования;
- не имеющие нужного остаточного давления газа.
- Для передвижения баллонов в местах их наполнения и эксплуатации следует использовать специальные тележки или другое предусмотренное оборудование.Перевозку полных баллонов с газом рекомендуется производить рессорным транспортом или автокарами. Баллоны должны укладываться горизонтально и между ними необходимо положить специальные прокладки — деревянные бруски, веревочные или резиновые кольца толщиной не менее 25 мм.Транспортировка авто-, ж/д, водным или воздушным транспортом должна выполняться согласно правилам соответствующего и ведомства.
Свойства ацетилена
Ацетилен — горючий газ, смесь которого с кислородом позволяет обеспечить температуру горения до 3150 градусов Цельсия. Это вещество, не имеющее цвета и запаха (технический ацетилен имеет резкий запах благодаря имеющимся в нем примесям). Ацетилен практически не растворяется в воде, но в других жидкостях его растворимость достаточно высокая, особенно в ацетоне (до 28 литров газа в 1 литре жидкости).
Газ относится к разряду токсичных и вредных для человека, поэтому при его применении необходимо выполнять определенные меры, обеспечивающие безопасность выполнения работ.
Но главная опасность, с которой связано хранение ацетилена, это его взрывоопасность не только в смеси с воздухом, но и в чистом виде при определенных условиях. При этом данный газ выделяет при взрыве гораздо больше тепловой энергии, чем нитроглицерин или тротил (в 1,5и 2 раза соответственно).
Именно поэтому хранить ацетилен в стандартных условиях в чистом виде невозможно.