- Маркировка основных данных баллона
- Цветовая маркировка баллонов по типу газа
- Окраска и маркировка газовых баллонов
- Хотите получить консультацию?
- Маркировка баллонов для кислорода, азота, углекислоты, аргона и ацетилена
- Маркировка пропановых баллонов
- Примеры окраски газовых баллонов
- ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ
- Баллон серого цвета какой газ. Газовые баллоны — правила эксплуатации
- Кислородные, ацетиленовые, азотные, аргоновые и углекислотные баллоны
- Пропановые баллоны
- Отбраковка баллонов
- Надписи на баллонах
- Транспортировка и хранение
- Доставка баллонов к месту работ
- Хранение баллонов
- Перерывы в работе и её окончание
- Что важного?
- Как правильно прочитать маркировку
Маркировка основных данных баллона
Цветовая маркировка баллонов по типу газа
Описания газов — см. на странице Технические газы
Окраска и маркировка газовых баллонов
Газовые баллоны всегда окрашиваются в определенный цвет. Это необходимо для безошибочного и оперативного определения содержащегося вещества. Цветовое обозначение закреплено регламентом Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (ТР ТС 032/2013), а именно приложением № 3: «Требования к отличительной окраске и идентификации информации».
Кроме этого на корпусе также прописывается дополнительная информация. Она может включать:
Список сведений в маркировке отличается в зависимости от конкретной смеси. В этих записях важно разбираться, потому что они позволяют принять решение о пригодности тары к дальнейшему использованию. Рассмотрим их подробнее.
Хотите получить консультацию?
Позвоните нам по телефону!
+7 (495) 532 17 17 Пн.-Пт. с 9:00 до 18:00, обед с 13:00 до 14.00, Сб. с 9.00 до 15:00
Маркировка баллонов для кислорода, азота, углекислоты, аргона и ацетилена
Здесь данные выбиты на верхней части корпуса. Часто можно столкнуться с тем, что у старых баллонов некоторые из них могут быть покрыты краской.
На рисунке 1 схематично изображена маркировка газового баллона. Расшифруем отмеченные обозначения.
Маркировка пропановых баллонов
Размещается на специальной плашке вокруг вентиля баллона.
Мы работаем только с безопасными баллонами, заправляем их качественной сертифицированной продукцией. Осуществляем хранение и транспортировку с соблюдением всех обязательных требований. В ассортименте технические и пищевые газы, криогенные жидкости, баллоны различной вместимости и моноблоки.
Примеры окраски газовых баллонов
Ниже представлена таблица соответствия цвета балонна и газа внутри.
ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ
Зачем нужно каждому газу присваивать определенный цвет баллона?
Это нужно для того, чтобы в любой ситуации можно было быстро визуально определить, какое вещество находится в емкости.
В каком нормативном акте закреплено такое цветовое обозначение баллонов?
В регламенте Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (ТР ТС 032/2013), а именно в приложении №3: «Требования к отличительной окраске и идентификации информации».
Какого цвета должен быть баллон для аммиака?
Желтого с черной надписью без полосы.
Какие сведения должна содержать маркировка газового баллона?
Итоговый список зависит от вида смеси, но среди обязательных данных — вместимость тары, масса корпуса, рабочее и проверочное давление, дата выпуска и переаттестации, клеймо испытательной лаборатории.
Баллон серого цвета какой газ. Газовые баллоны — правила эксплуатации
На корпусе нанесены сведения о баллоне (масса корпуса, дата производства, даты аттестаций и прочее), позволяющие сделать вывод о пригодности баллона к дальнейшей эксплуатации. Ниже приведены наиболее типичные записи и дается их расшифровка.
Кислородные, ацетиленовые, азотные, аргоновые и углекислотные баллоны
Надписи выбиты непосредственно на корпусе баллона в районе горловины. Иногда (особенно у старых баллонов) частично закрыты слоями краски и не видны.
1. Только для ацетиленовых баллонов. Символы «ЛМ» или «ПМ» — тип наполнителя баллонов (ЛМ — литая масса, ПМ — пористая масса). Запись «ПМ» не всегда соответствует действительности, т.к. случается, что завод заменил наполнитель не сделав об этом отметки на корпусе.
2. Заводской номер баллона.
3. Фактическая вместимость баллона по воде при изготовлении в литрах. При превышении мерной вместимости балона над заводской более чем на 1.5% баллон к дальнейшей эксплуатации не допускается (нарушение геометрии корпуса, риск образования микротрещин).
4. Фактическая масса корпуса баллона при изготовлении. При уменьшении массы корпуса против номинальной более чем на 7.5% баллон к дальнейшей эксплуатации не допускается (унос массы, коррозия и истончение стенки).
5. Рабочее («Р») и проверочное («П») давления баллона в атмосферах.
6. Дата изготовления и следующей переаттестации в формате «MM.ГГ.АААА», где «MM» — номер месяца изготовления, «ГГ» — две последние цифры года изготовления, «АААА» — год следующей переаттестации (либо «АА» — две последние цифры года следующей переаттестации). Буква «N» — клеймо завода, свидетельствующее о том, что запись относится к сведениям об изготовлении баллона.
7. Буквенно-цифровой шифр, обведенный в круг — клеймо завода или лаборатории, где проводилась переаттестация.
8. Сведения о дальнейшей переаттестации баллона в формате «MM.ГГ.АААА», где «MM» — номер месяца переаттестации, «ГГ» — две последние цифры года переаттестации, «АААА» — год следующей переаттестации (либо «АА» — две последние цифры года следующей переаттестации). Если баллон проходил несколько переаттестаций, то сведения о них, как правило, выбиваются друг под другом или, что реже, к существующей записи добавляется год следующей переаттестации в формате «.АА» и эта запись заверяется клеймом. При этом надпись приобретает следующий, например, вид: «R 1.92.97.02 R», что следует читать так: баллон переаттестовывался в январе 1992 года и, затем, в январе 1997 года снова прошел переаттестацию, которая будет действительна до января 2002. (символ «R» изображает здесь клеймо участка переаттестации.)
Надписи на приведенном на рисунке баллоне следует читать так: баллон № 36847 изготовлен в феврале 1990 года. Масса корпуса 63.4 кг, вместимость 40.1 литра. Проведены гидравлические испытания корпуса на 225 атм, разрешенное номинальное (рабочее) давление 150 атм. В марте 1995 года баллон прошел очередную переаттестацию на участке «Ц4», дата следующей переаттестации — март 2000 года.
Пропановые баллоны
Надписи нанесены на специальный металлический шильдик, закрепленный в верхней части корпуса баллона вокруг вентиля.
1. Рабочее давление баллона в мегапаскалях (1 МПа ~ 10 атм).
2. Проверочное (испытательное) давление баллона в мегапаскалях.
3. Фактический объем баллона при изготовлении в литрах.
4. Заводской номер баллона.
5. Дата изготовления баллона в формате «MM.ГГ.АА», гдк «ММ» — месяц изготовления, «ГГ» — год изготовления, «АА» — год следующей аттестации баллона.
6. Масса порожнего баллона при изготовлении в килограммах.
7. Номинальная масса баллона, полностью заполненного газом.
8. Сведения о дальнейшей переаттестации баллона в формате «R-АА», где «R» — клкймо завода или участка переаттестаци баллонов, «АА» — год, до которого будет действительна данная аттестация.
Таким образом паспорт приведенного на рисунке баллона читается следующим образом: баллон №066447 изготовлен в ноябре 1999 года и допущен к эксплуатации до ноября 2004 года. Проведены гидравлические испытания баллона при давлении 2,5 МПа (25 атм) и баллон разрешен к эксплуатации при наоминальном давлении 1,6 МПа (16 атм). Фактическая масса баллона при изготовлении — 22,4 кг, объем — 50,4 литра. По истечении срока аттестации, участком, которому присвоен шифр «Ц4», была проведена переаттестация баллона и баллон допущен к эксплуатации до ноября 2009 года.
Существенные дополнения: запрещается эксплуатация баллонов, имеющих нарушения геометрии (вмятины, вздутия, общую бочкообразность и т.п.); баллоны не должны иметь следов повреждения краски огнем; Баллоны с поражением ржавчиной свыше 30% поверхности баллона к обмену также не принимаются.
Добрый день, дорогие друзья. Сегодня я подготовил большую тему о правилах эксплуатации газовых баллонов. Начнем!
На верхней сферической части баллона должны быть отчетливо выбиты данные о баллоне:
1. Номер баллона
2. Клеймо испытательного пункта (диаметр 12 мм)
3. Товарный знак изготовителя
4. Рабочее давление (кгс/см2)
5. Фактическая масса порожнего баллона, кг
6. Клеймо ОТК завода-изготовителя (диаметр 10 мм)
7. Вместимость, л
8. Пробное гидравлическое давление, (кгс/см2)
9. Месяц и год изготовления (IV-1999) и год следующего (2004) освидетельствования
10. Месяц и год проведенного (IV-2004) и год последующего (2009) освидетельствования
На баллонах для ацетилена, кроме того, должны быть указаны:
М III-99 — дата (месяц и год) наполнения баллона пористой массой
III-01 — месяц и год проверки пористой массы
— клеймо наполнительной станции
— клеймо диаметром 12 мм, удостоверяющее проверку пористой массы
Выпускать газ из баллона разрешается только через редуктор, предназначенный для данного газа и окрашенный в соответствующий цвет!
1. Защитный колпак
2. Вентиль
4. Паспортные данные
6. Подкладные кольца
Отбраковка баллонов
Внешние повреждения баллона, из-за которых он должен быть отбракован:1.
Неисправность вентиля2.
Износ резьбы горловины3.
Выбиты не все данные или истек срок освидетельствования4.
Сильная наружная коррозия5.
Трещины6.
Окраска и надпись не соответствуют норме7.
Вмятины8.
Выпучины9.
Раковины и риски глубиной более 10% номинальной толщины стенки10.
Косо насаженный или поврежденный башмак
Также газовые баллоны не допускаются к использованию, если:
Запрещается расходовать газ из баллона полностью! Остаточное давление должно составлять не менее 0,05 МПа (0,5 кгс/см 2)
Остаточное давление в ацетиленовых баллонах должно быть не ниже следующих значений:
Надписи на баллонах
Нерабочее и рабочее положение редуктора
На левом рисунке редуктор находится в нерабочем положении. Газ (область наполнения газа окрашена в голубой цвет) в этом случае не проходит. На правом рисунке редуктор находится в рабочем положении, газ проходит черезе редуктор.
Строение редуктора:
1. Накидная гайка для присоединения редуктора к штуцеру вентиля
2. Манометр высокого давления
3. Обратная пружина
4. Манометр низкого давления (рабочий)
5. Предохранительный клапан
6. Ниппель для присоединения шланга
7. Мембрана для прорезиненной ткани
8. Нажимная пружина
9. Регулировочный винт
10. Рабочая (низкого давления) камера
11. Редукционный клапан
12. Камера высокого давления
Транспортировка и хранение
Транспортировка газовых баллонов на автомобиле: Баллоны укладывают горизонтально в пределах высоты борта не более чем в 3 ряда.
Транспортировка газовых баллонов на автокаре:
Баллоны укладывают горизонтально в один ряд, вентилями в одну сторону — вправо от кабины.
Транспортировка газовых баллонов в специальном контейнере:
Баллоны перевозятся в вертикальном положении.
Допускается перевозить в контейнере совместно кислородные и ацетиленовые баллоны.
Пропановые баллоны допускается провозить в вертикальном положении без контейнеров, обязательно с прокладками между баллонами и ограждением их от падения.
1. Деревянный брусок с вырезанными под баллон гнездами
2. Обивка гнезд: войлок, резина или другой мягкий материал
3. Колпаки должны быть навернуты до отказа, штуцеры заглушены
4. Веревочные или резиновые кольца толщиной не менее 25 мм (по два кольца на баллон)
ЗАПРЕЩАЕТСЯ перевозить совместно баллоны с разными газами, а также порожние вместе с наполненными!
Доставка баллонов к месту работ
При погрузке или выгрузке запрещается:
Хранение баллонов
Колпаки и заглушки на штуцерах должны быть завернуты
Расстояние до отопительных приборов не менее 1 м. Расстояние до источников тепла с открытым огнем не менее 5 м
Баллоны должны быть защищены от солнца и осадков (максимальная температура корпуса баллона +45 градусов С)
В горизонтальном положении баллоны хранят на деревянных рамах или стеллажах
Вентили должны быть направлены в одну сторону, высота штабелей не более 1,5 м
Запрещается хранить кислород в одном помещении с ацетиленом или другими горючими газами
При вертикальном хранении баллоны устанавливают в специальные гнезда, клети, или ограждают барьером от падения
Наполненные и порожние баллоны хранят раздельно, обозначая места хранения соответствующими табличками
Запрещается хранить баллоны в подвалах и на чердаках
Запрещается в местах хранения баллонов размещать легковоспламеняющиеся и горючие вещества
Не допускайте соприкосновения баллонов с электрическими проводами
Перерывы в работе и её окончание
При кратковременных перерывах в работе закрывать только вентиль горелки, не меняя положение регулировочного винта.
При любой неисправности немедленно закрыть вентиль баллона и выпустить из редуктора газ.
Прекратить отбор газа при снижении давления до остаточного.
Закрыть вентиль баллона, навернуть заглушку, колпак и сдать пустой баллон на склад.
Баллоны устанавливаются вертикально и закрепляются цепью или хомутом. Кислородный баллон допускается укладывать наклонно — так, чтоб вентиль располагался выше башмака.
Отвинтить колпак и заглушку штуцера. Внимание: убедитесь, что на кислородном баллоне (а также на руках и спецодежде) нет следов масла и жира. Пользоваться баллоном со следами масла или жира ЗАПРЕЩАЕТСЯ!
Кратковременным (1-2 с) поворотом маховичка на пол-оборота продуть штуцер для удаления из него влаги, грязи и т.п. Стоять надо позади или сбоку от штуцера. Газ нельзя пробовать рукой.
Присоединить рукой накидную гайку редуктора.
Затянуть накидную гайку редуктора ключом.
При присоединении ацетиленового редуктора следить за правильностью установки хомута.
Маркировка кислородных баллонов необходима в процессе производства, поскольку содержит важные сведения о том, что содержится внутри, а также кем были изготовлены емкости. Собственно кислородные баллоны предназначены для перевозки и дальнейшего хранения содержащегося в них газа.
Что важного?
Несмотря на кажущуюся неважность информации, содержащуюся на баллонах, специалисты могут почерпнуть для себя необходимые для работы данные. В процессе производства маркировка занимает важное место. Без нее продукция просто не пройдет проверку и не будет допущена к дальнейшей реализации. Маркировка кислородных баллонов по ГОСТ – позволяет сразу разобраться во всех нюансах. По нормативам все надписи наносятся на верную часть корпуса емкостей.
Маркировка содержит сведения не только о том, кто именно изготовил баллон, но и о том, каковы его технические характеристики. Кроме того, на той же части баллонов можно узнать и дату изготовления, следовательно, рассчитать время для проверки и срок годности. Важно помнить, что маркировка кислородных баллонов должна быть сохранена на весь период использования.
Следует проверять во время покупки, как нанесена информация – она должна быть выбита на корпусе, а не просто нарисована краской, пусть и самой устойчивой. Кроме того, маркировка надежно защищается от коррозии, происходит это по причине того, что поверх собственно информации наносится специальный лак, бесцветный и полностью прозрачный.
Как правильно прочитать маркировку
Обычно маркировку наносят в определенном порядке – четыре строки с набором чисел и букв, отвечающих требованиям ГОСТа.
Что же содержится в этой надписи:
При указании на баллоне его массы важно помнить, что не учитывается масса входящего в комплект вентиля, также масса колпака, который надевается непосредственно на вентиль для его дополнительной защиты. Нередко в последней строке ставится клеймо предприятия – завода-изготовителя.
Маркировка кислородных баллонов помогает во время его осмотра, производящегося в целях повышения безопасности. Кроме того, он помогает выяснить техническое состояние, определить, наличие коррозии, вмятин или трещин.
Информация на корпусе баллона
На корпусе нанесены сведения о баллоне (масса корпуса, дата производства, даты аттестаций и прочее), позволяющие сделать вывод о пригодности баллона к дальнейшей эксплуатации. Ниже приведены наиболее типичные записи и дается их расшифровка. Кислородные, ацетиленовые, азотные, аргоновые и углекислотные баллоны.