Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 февраля 2015 года; проверки требуют 56 правок.
Эта статья — о баллонах для газа. Об оружии самозащиты см. Газовый баллончик.
Га́зовый балло́н — сосуд под избыточным внутренним давлением для хранения сжатых, сжиженных (превращающихся в жидкость при повышенном давлении) и растворенных под давлением газов.
К газам, хранящимся в сжатом виде при нормальной температуре относятся: кислород, воздух, водород, азот, метан, фтор, гелий и другие газы.
Сжиженные газы при повышении давления переходят в жидкое состояние и хранятся в баллонах без охлаждения. Например: хлор, аммиак, углекислый газ, закись азота, сжиженные углеводородные газы и другие.
Ацетилен при хранении требует особых условий (наличие адсорбента в баллоне).
Первый запуск газового баллона Жаком Шарлем и Ле Фрером Робертом, 27 августа 1783 г. на Марсовом поле, Париж. Иллюстрация конца 19 века.
A газовый баллон — это баллон, который поднимается и плавает в воздухе, потому что он заполнен газом легче воздуха (например, гелий или водород ). Когда он не в полете, он привязан, чтобы предотвратить его улет, и герметизирован внизу, чтобы предотвратить утечку газа. Газовый баллон также можно назвать Шарльером в честь его изобретателя, француза Жака Шарля. Сегодня знакомые газовые шары включают большие дирижабли и маленькие латексные воздушные шары для вечеринок. В течение почти 200 лет, вплоть до 20-го века, пилотируемые воздушные шары использовали газовые шары, прежде чем воздушные шары стали доминирующими. Без электричества, тепла и топлива беспрепятственный полет газовых шаров зависел от навыков пилота. Газовые шары имеют большую подъемную силу для данного объема, поэтому они не обязательно должны быть такими большими, и они могут оставаться в воздухе намного дольше, чем воздушные шары с горячим воздухом.
История открытия пропана
А знаете ли Вы, как и кем был открыт пропан? История достаточно интересная.
В 1785 году известный французский химик Клод Луи Бертолле (1748-1822) обнаружил первый из насыщенных углеводородов. При изучении болотного газа Бертолле определил его молекулярную формулу, так был открыт метан.
Предыстория открытия пропана связана с обнаружением Клодом Луи Бертолле в 1785 году первого газа в гомологическом ряду насыщенных углеводородов. Французский химик, изучая болотный газ, определил его состав и молекулярную формулу. Газ был назван метаном.
История открытия сжиженного нефтяного газа неоднозначна и началась в начале 20 века с анекдотического случая. Американский автолюбитель заметил, что приобретенный им бензин слишком быстро испаряется. Заподозрив продавцов в недобросовестности, он отнес «некачественный» продукт химику Уолтеру Снеллингу для проведения экспертизы. В ходе исследования Снеллинг обнаружил, что быстро испаряющаяся жидкость представляет собой смесь пропана, бутана и других углеводородных газов. Через несколько лет химик построил первую установку для разделения бензина на жидкие и газообразные компоненты и уже в 1913 году был испытан первый автомобиль на сжиженном нефтяном газе.
В 1910 году эксперт по взрывчатым веществам Горного бюро США – талантливый химик доктор Уолтер О. Снеллинг – впервые выделил пропан, опираясь на данные, полученные ранее Бертолле и Райхенбахом. К 1911 году доктор Снеллинг сумел подготовить некоторое количество этого газа в чистом виде. В 1913 году использованный им способ производства газа был запатентован.
Впервые пропан был выделен Уолтером О.Снеллингом в 1910 году. Этот талантливейший химик работал в Горном бюро США специалистом по взрывчатым материалам. В своих исследованиях он опирался на труды Бертолле и Райхенбаха. Спустя год Снеллинг смог собрать небольшое количество «рафинированного» (без примесей) пропана, а в 1913 году он запатентовал способ получения этого горючего газа.
Так продают газ в баллонах за границей
Только в 1930-е годы сжиженный нефтяной газ, который ранее считался промышленными отходами, стал приобретать самостоятельное значение. В основном его использовали как топливо для автомобилей.
В течение 20-го века область применения сжиженного нефтяного газа значительно расширилась. Во многих странах мира смесь пропан-бутана используют для нужд хозяйства и промышленности уже не одно десятилетие.
Интересные факты о пропане
Одной из причин, по которым пропан смешивают с бутаном, является специфический резкий запах последнего. Сам пропан никакого цвета и запаха не имеет, что затрудняет его идентификацию без проведения соответствующих химических реакций.
Процесс газификации частных домов при помощи пропана набирает обороты по причине относительной дешевизны этого газа в сравнении с прочими видами топлива. Кроме того, пропан весьма экологичен, а его теплоотдача очень высока.
Спутником планеты Сатурн является Титан, который часто называют двойником Земли в силу схожести рельефа поверхности и наличия вулканов, океана, озер, атмосферы с высоким содержанием азота. Реки на этой планете полны пропана и метана, а вулканы при извержениях выбрасывают в атмосферу все тот же пропан, в сочетании с метаном и ледяной водой.
В конце 50-х годов ХХ века в нашем небольшом городе кирпичными домами была застроена только центральная часть. В первых трехэтажных домах кухни были с печками, которые топились дровами. На кухне в коммунальной квартире каждая семья готовила на маленькой одноконфорочной электрической плитке.
Первый газовый баллон я увидела в 1961 году. Квартира в «хрущевской» пятиэтажке была оборудована газовой плитой. Часть маленькой кухоньки занимал большой красный пятидесятилитровый газовый баллон. Мне категорически запрещалось его трогать. Уходя на работу, утром родители плотно закручивали вентиль баллона, чтобы перекрыть поступление газа в плиту. Зажигали горелки спичками, и дети допускались к этому сложному процессу не раньше десяти лет.
Одного баллона хватало надолго, но вот наступал момент, когда высота голубого огонька становилась все ниже и ниже. Значит, пора заказывать новый баллон. Для этого надо было пойти в горгаз, сделать заявку, оплатить ее, потом назначали день доставки.
Примерно через две недели приезжала грузовая машина, наполненная множеством баллонов. Пустой баллон забирали и устанавливали полный. Точное время приезда не сообщали, поэтому в день привоза газа надо было целый день дежурить дома. Все операции, связанные с газом, отмечались в абонентской книжке.
Стройка на улице Труда (Ленина) 1958 — 1962 гг., Россия, Удмуртия, Ижевск
О сетевом газе я впервые узнала в 1968 году. Под Новый год наша семья получила трехкомнатную квартиру в новом доме. Какая эта была радость! И хотя в доме были только вода и отопление, а свет и газ еще не подключили, торопились переехать до праздника.
Меня отправили на центральный рынок, там в то время стояла будка, где можно было купить маленькие двух- и пятилитровые газовые баллоны для портативной плитки. Не сидеть же в Новый Год без горячей еды! Жилых домов сдавалось много, поэтому такая проблема была не только у нас. Очередь была огромная, стоять приходилось на улице. Придя на рынок утром, смогла купить заветные баллончики только к вечеру. Замерзла страшно, но уйти, не сделав дело, было невозможно. Это был Новый год при свечах, но с горячим чаем.
Газ подключили только после праздника. Во дворе была небольшая площадка, огороженная красным металлическим забором с запрещающей надписью. Нам объяснили, что под землей находятся газовые емкости, из которых газ поступает в квартиры. Было удивительно, какие же огромные, наверное, эти емкости, если хватает на большой многоквартирный дом.
В 70-х годах впервые увидела газовую колонку. В то время как новые дома были с централизованной горячей водой, квартиры в районе старой застройки почему-то оборудовали газовыми колонками.
Чтобы пошла горячая вода, надо было сначала включить кран с холодной водой, потом зажечь газовую колонку, и через несколько минут из крана шла горячая вода. Категорически запрещалось сначала включать газ, а потом воду. Летом, когда во многих домах были многомесячные отключения горячей воды, владельцам газовых колонок завидовали, ведь у них горячая вода была круглогодично.
Не могу не вспомнить и о первом знакомстве с «газовой аварией». Было это в начале 70-х годов прошлого века. Рано утром в доме напротив раздался мощный взрыв. Из двух окон вылетели стекла. К дому подъехали «Скорая помощь» и аварийная машина горгаза. Потом из рассказа взрослых узнали подробности трагедии.
Один из членов семьи вернулся вечером со второй смены, поужинал и чуть-чуть не до конца закрыл поступление газа на плите. Всю ночь газ слегка сочился на кухне, запах был слабый, никто его не почувствовал. Утром женщина пошла на кухню, спросонья включила свет, и скопившийся газ от электрического разряда мгновенно взорвался. Женщину в тяжелом состоянии увезли в больницу, где она скончалась. Остальные члены семьи не пострадали.
Это был очень хороший урок! С газом надо быть осторожным и внимательным!
В конце 70-х годов помню круглосуточно горящие газовые факелы, которые издалека были видны при подъезде к Новокуйбышевску (городу-спутнику Куйбышева, сейчас Самары). Богатая же наша страна!
В конце 80-х годов впервые попала в коттедж с газовым отоплением. Результат газификации стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни.
История газовых баллонов: прослеживание эволюции от истоков до наших дней
Газовые баллоны — это незаменимый элемент во многих сферах нашей жизни, от кухни до медицины. Но мало кто задумывается, какой путь прошли газовые баллоны от своего создания до настоящего времени. Именно об этом и будет рассказано в данной статье.
Газовые баллоны в 19 веке
Истоки создания газовых баллонов уходят в глубину времен. В древние времена газы использовались для создания взрывчатых веществ, а также для освещения улиц и зданий. Однако первые газовые баллоны появились в начале 19-го века и были использованы для хранения угарного газа.
Спустя несколько десятилетий, в 1871 году, французский физик Эдуард Деламар зарегистрировал патент на первый газовый баллон для промышленного использования. Он был сделан из железа и использовался для хранения и транспортировки углекислого газа.
Газовые баллоны в 20 веке
В начале 20-го века газовые баллоны стали широко использоваться в медицине, особенно для анестезии и лечения бронхиальной астмы. В 1930-х годах началось производство газовых баллонов для бытовых нужд, таких как заправка зажигалок и фонариков
С развитием автомобильной промышленности в 1950-х годах газовые баллоны стали использоваться для хранения и транспортировки газообразного топлива. Они стали незаменимым элементом в оборудовании грузовиков и автобусов, работающих на газовом топливе.
В 1970-х годах газовые баллоны стали широко применяться в промышленности, особенно в нефтегазовой отрасли, для хранения и транспортировки опасных газов и жидкостей.
В 1980-х годах появилась новая технология производства газовых баллонов — . Они состоят из нескольких слоев материала, таких как стекловолокно и эпоксидная смола, что делает их более легкими, прочными и безопасными. Такие баллоны стали широко использоваться в авиации, а также в подводных лодках и космических кораблях.
Газовые баллоны в 21 веке
В настоящее время производство газовых баллонов стало высокотехнологичным процессом, требующим соблюдения строгих норм и стандартов. Современные газовые баллоны изготавливаются из различных материалов, включая алюминий, сталь и композиты.
В последние годы наблюдается повышение спроса на газовые баллоны для хранения и транспортировки сжиженного природного газа (СПГ) и сжатого природного газа (СППГ). Эти газы являются более экологически чистыми, чем традиционные виды топлива, и все больше стран переходят на их использование в качестве основного источника энергии.
Одним из наиболее распространенных методов производства газовых баллонов является процесс намотки на автоматизированное оборудование. В начале производственного процесса готовятся материалы, которые включают в себя высокопрочную сталь и алюминий. Сначала стальная лента пропускается через процесс обработки, который включает очистку, выравнивание, укрепление и отжиг.
Затем стальная лента проходит через автоматический станок, который наматывает ее на специальную форму. После этого форма покрывается клеем и обматывается волокнами углерода и стекла, чтобы усилить баллон и сделать его более легким. После окончания процесса намотки баллон проходит тестирование на прочность и герметичность. Затем он может быть отправлен на заправку газом или отправлен заказчику.
Кроме того, существуют и другие технологии производства газовых баллонов, такие как гидроформирование и литье под давлением. В этих методах производства используются различные материалы, такие как легкие сплавы, которые позволяют создавать более легкие и прочные баллоны.
В целом, производство газовых баллонов сегодня основано на высоких технологиях и инновационных методах, которые позволяют создавать более безопасные и эффективные баллоны для различных нужд.
Компания «Гермес-газ» активно участвует в развитии технологий производства газовых баллонов, и всегда готова предложить нашим клиентам самые передовые решения в этой области. Приобретая газовые баллоны у нас, вы можете быть уверены в их безопасности и качестве. Мы стремимся предоставить нашим клиентам только лучшие продукты и услуги, чтобы удовлетворить все их потребности в использовании газовых баллонов. Чтобы взять в аренду газовые баллоны или заправить баллон газом, вы можете связаться с нами через сайт компании.
Газовые баллоны должны проходить обязательную процедуру технического освидетельствования через заданный для конкретной конструкции и условий эксплуатации промежуток времени. Результаты проведения технического освидетельствования заносятся способом ударного клеймения в паспорт: на сварных баллонах — на металлическую пластинку, закреплённую около горловины, на бесшовных баллонах на днище со стороны горловины. В паспорте указаны сведения о баллоне — масса, вместимость, дата изготовления и д.р. К эксплуатации допускаются только полностью исправные и прошедшие процедуру технического освидетельствования газовые баллоны.
Требования по эксплуатации, хранению, транспортировке указаны в Федеральных Нормах и Правилах в области промышленной безопасности № 536 от 15.12.2020.
Срок эксплуатации, согласно ФНП, не более 20 лет, если не регламентировано Заводом-изготовителем иной срок.
ТО — проходит 1 раз в 5 лет. При этом специализированная организация указывает не только дату проведения, но и наименование организации.
Для механической защиты баллонов при транспортировании могут использоваться резиновые кольца .
Рекорды
24 октября 2014 г. Алан Юстас, бывший руководитель Google, совершил прыжок из стратосферы, сломив Феликса Баумгартнера 2012 мировой рекорд. Отправной точкой для его прыжка была заброшенная взлетно-посадочная полоса в Розуэлле, Нью-Мексико, где он рано утром начал свой подъем на воздушном шаре. Он достиг максимальной высоты 135 908 футов (41,425 км; 25,7402 миль), но окончательное число, представленное Всемирной федерацией воздушного спорта, составило 135,889,108 футов (41,419000 км; 25,7365735 миль). Юстас в своем скафандре висел на привязи под воздушным шаром, без капсулы, которую использовал Феликс Баумгартнер. Юстас начал свое падение с помощью взрывного устройства, чтобы отделиться от гелиевого шара.
Предыдущий рекорд высоты полета человека на воздушном шаре был установлен 14 октября 2012 г. в 39,045 км Феликсом Баумгартнером, побив рекорд в 34,7 км 4 мая 1961 г. Малкольмом Росс и Виктор Пратер на воздушном шаре, запущенном с палубы USS Antietam в Мексиканском заливе.
Рекорд высоты для беспилотного аэростата — 53,0 километров. Это было достигнуто на воздушном шаре производства Fujikura Parachute объемом 60 тысяч кубометров, запущенном в мае 2002 года из Санрику, Иватэ, Япония. Это самая большая высота, которую когда-либо достигал атмосферный аппарат. Выше взлетели только ракеты, ракетопланы и баллистические снаряды.
В 2015 году пилоты Леонид Тюхтяев и Трой Брэдли благополучно прибыли в Нижняя Калифорния, Мексика, пройдя путь длиной 10711 км. Двое мужчин, родом из России и Соединенных Штатов Америки соответственно, стартовали в Японии и полетели на гелиевом шаре над Тихим океаном. За 160 часов и 34 минуты воздушный шар, названный «Два орла », прибыл в Мексику, установив рекорд дальности и продолжительности для газовых шаров.
Газовые баллоны используются как в бытовых, так и в промышленных целях. Они необходимы для удобной транспортировки, хранения и применения различных газов.
Окраска и маркировка
На территории стран таможенного союза — ТР ТС 032. Международный стандарт на маркировку газовых баллонов способом ударного клеймения — ИСО 13769.
Олимпийские игры 1900 года полеты на воздушном шаре в парке аэростанций в Париже
Первый газовый шар совершил полет в августе 1783 года. Разработан профессором Жаком Шарлем и Ле Фререс Робер, на нем не было ни пассажиров, ни груза. 1 декабря 1783 года их второй воздушный шар, наполненный водородом, совершил пилотируемый полет, пилотируемый Жаком Шарлем и Николя-Луи Робертом. Это произошло через десять дней после первого полета человека на воздушном шаре Монгольфье.
Следующим проектом Жака Шарля и братьев Робер стал La Caroline, удлиненный управляемый самолет. корабль, который последовал за предложениями Жана Батиста Мюзнье о дирижабле, включающем внутренние элементы (воздушные ячейки), руль направления и метод движения. 19 сентября 1784 года братья и М. Коллин-Хуллен летели за 6 часов 40 минут, преодолев 186 км от Парижа до Беври около Бетюна. Это был первый полет на расстояние более 100 км.
Газовые шары оставались популярными на протяжении всего периода до полетов с двигателями. Заполненные водородом или угольным газом, они могли летать выше, дальше и экономичнее, чем воздушные шары с горячим воздухом. Высота контролировалась с помощью балластных грузов, которые сбрасывались, если шар опускался слишком низко; Для посадки часть подъемного газа выпускалась через клапан. Привязанные пилотируемые газовые аэростаты использовались для целей наблюдения в наполеоновских войнах (в очень ограниченной степени), в Гражданской войне в США (пилотировал Таддеус Лоу ) и в Первой мировой войне авиаторы с парашютами. На протяжении 19 века они были популярны как объекты всеобщего восхищения среди любителей и артистов шоу, таких как Blanchards.
Полеты на газовых баллонах были популярны в Европе, особенно в Германии, с использованием водорода в качестве подъемного газа. Клубы газовых шаров существуют по всей стране. По приблизительным подсчетам, в Европе работают 150 пилотов по газу. Напротив, в США на газовых баллонах может быть задействовано не более 30 пилотов, которые обычно летают только один раз в год на Albuquerque International Balloon Fiesta в октябре.
Aerophile — самый большой в мире истребитель. чем авиаперевозчик, который ежегодно перевозит 300 000 пассажиров на своих восьми привязных газовых баллонах в Уолт Диснейленд, Сафари-парк зоопарка Сан-Диего, Смоки-Маунтинс и Ирвин в США и Париже, Парижский Диснейленд и Парк-дю-Пти-Принс во Франции.
Кислород в баллонах высокого давления.
Разгонный блок «Фрегат», малые сферы — баллоны высокого давления
Сварные газовые баллоны состоят из обечайки, днищ и горловины, бесшовные стальные баллоны состоят из цилиндрической части, днищ и горловины. К горловине баллонов крепятся различные устройства — фланцы, штуцеры, вентили. Толщина стенок определяется стандартом на изготовление. Для изготовления стальных бесшовных баллонов обычно используются бесшовные стальные трубы.
Основные межгосударственные стандарты для изготовления баллонов для промышленных (технических) газов — ГОСТ 949-73, ГОСТ 9731-79, ГОСТ 12247-80, сварных баллонов для сжиженных углеводородных газов используемых в том числе в быту — ГОСТ 15860-84. Для стальных бесшовных баллонов используются стали марок 34CrMo4, 45, 30ХГСА.
Стандарты для изготовления автомобильных газовых баллонов — ГОСТ 33986-2016, ГОСТ ISO 11439-2014, ГОСТ Р 55891-2013.
Кроме цилиндрических, могут применяться баллоны сферической формы.
Для хранения, например, сжиженных углеводородных газов также используются баллоны тороидальной формы или композитные баллоны.
На других планетах
Советский Союз космические зонды Вега 1 и Вега 2 сбросили гелиевый шар с научными экспериментами в атмосферу . Венеры в 1985 году. Воздушные шары сначала вошли в атмосферу и опустились примерно на 50 км, а затем надулись для горизонтального полета. В противном случае полет был неконтролируемым. Каждый воздушный шар отражал ветер и атмосферные условия в течение 46 часов из возможных 60-часовых электрических батарей запас энергии.