Цель: уменьшение гипоксии различного происхождения.
Цель: уменьшение гипоксии в тканях, улучшение снабжения крови кислородом
Показания: недоношенный новорожденный, заболевания органов дыхания и кровообращения, критические состояния
Приготовьте: стерильные: пинцет, марлевая салфетка, лоток, носовой катетер, перчатки, ножницы, шпатель; аппарат Боброва с дистиллированной водой или 70˚ спиртом, изотонический раствор или дистиллированная вода, лейкопластырь, емкости с дезраствором, ветошь, КБУ.
1. Объясните матери цель и ход проведения процедуры.
2. Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне, наденьте перчатки.
3. Обработайте поверхность пеленального стола ветошью, смоченной дезраствором,
4. Положите ребенка на пеленальный с возвышенным изголовьем.
5. Подготовьте аппарата Боброва к работе (см.соответствующиий стандарт по
предмету «Основы сестринского дела»), подсоедините к источнику кислорода.
6. Проверьте проходимость верхних дыхательных путей ребенка, при необходимости очистите носовые ходы.
7. Проверьте срок годности, целостность упаковки носового катетера, откройте
упаковку стерильными ножницами, извлеките катетер пинцетом в стерильный
8. Возьмитесь пинцетом за конец катетера и измерьте расстояние от мочки уха до
кончика носа, сделайте метку лейкопластырем.
9. Возьмите катетер как писчее перо на расстоянии 3-5см от вводимого конца и
увлажните в дистиллированной воде или изотоническом растворе.
10. Держите катетер перпендикулярно к поверхности лица и введите его по
нижнему носовому ходу до метки.
11. Проконтролируйте положение катетера: придавите шпателем корень языка –
кончик катетера виден в зеве и находится на 1см ниже язычка.
12. Закрепите наружную часть катетера на щеке ребенка полоской лейкопластыря.
13. Подсоедините наружную часть катетера через резиновую трубку к короткой
трубке аппарата Боброва, расположенной над жидкостью.
14. Отрегулируйте скорость подачи кислорода, засеките время подачи кислорода
(по назначению врача).
15. Отключите подачу кислорода после истечения назначенного времени.
16. Удалите катетер через салфетку, осмотрите полость носа. Закапайте 2-3 капли
раствора с сосудосуживающим, дезинфицирующим действием.
17. Поместите в емкость с дезраствором пинцет, шпатель, ножницы, катетер.
18. Снимите перчатки, поместите их в КБУ.
19. Вымойте и осушите руки.
-при длительной кислородотерапии каждые 30-60 минут следует менять положение катетера в другой носовой ход после предварительного отключения кислорода.
01 февраля 2019 г. American Thoracic Society опубликовало руководство по оксигенотерапии у детей в домашних условиях. В подготовке документа участвовали 22 эксперта в педиатрии и неонаталогии и пульмонологии.
Специалисты дали определение хронической гипоксемии, которая продолжается 2 недели и диагностируется посредством пульс-оксиметрии:- у детей младше 1-го года, у которых 5% от времени регистрации SpO2 менее чем или равно 90%, либо если измерения производились в перемежающемся порядке, то замеры в трех разных случаях с SpO2 менее чем или равно 90%.- у детей 1-года и старше, у которых 5% от времени регистрации SpO2 менее чем или равно 93%, либо если измерения производились в перемежающемся порядке, то замеры в трех разных случаях с SpO2 менее чем или равно 93%.
— У детей с муковисцидозом, осложненным тяжелой хронической гипоксемией, рекомендуется назначение оксигенотерапии в домашних условиях.
— У детей с муковисцидозом, у которых имеется и умеренная хроническая гипоксемия, и одышка при небольшой нагрузке, рекомендуется назначение оксигенотерапии в домашних условиях.
— У детей с бронхолегочной дисплазией, осложненной хронической гипоксемией, рекомендуется назначение оксигенотерапии в домашних условиях.
— У детей с нарушенным дыханием во сне, осложненным тяжелой ночной гипоксемией, которые не переносят терапию с положительным давлением в дыхательных путях, либо которые ожидают оперативное лечение по поводу нарушенного дыхания во сне, рекомендуется назначение оксигенотерапии в домашних условиях.
— У детей с серповидноклеточной анемией, осложненной тяжелой хронической гипоксемией, рекомендуется назначение оксигенотерапии в домашних условиях.
— У детей с легочной артериальной гипертензией без врожденных пороков сердца, осложненной хронической гипоксемией, рекомендуется назначение оксигенотерапии в домашних условиях.
— У детей с легочной артериальной гипертензией и с врожденными пороками сердца, осложненной хронической гипоксемией, терапия кислородом повлияет на гемодинамику и физиологию. Поэтому назначение оксигенотерапии в домашних условиях таким детям, вне зависимости от предыдущих коррекционных или паллиативных врожденных операций на сердце, до того как не будет проведена консультация с детским пульмонологом или кардиологом, у которых имеется опыт лечения легочной гипертензии в данной клинической ситуации.
— У детей с интерстициальными болезнями легких, осложненными тяжелой хронической гипоксемией, рекомендуется назначение оксигенотерапии в домашних условиях.
— У детей с интерстициальными болезнями легких, у которых имеется умеренная хроническая гипоксемия, и либо одышка при небольшой нагрузке, либо десатурация во время сна или во время нагрузки, рекомендуется назначение оксигенотерапии в домашних условиях.
Категория:
Обзор мировой медицинской периодики 2019
Обзор
Специалисты дали определение хронической гипоксемии: которая продолжается 2 недели и диагностируется посредством пульс-оксиметрии:
— у детей младше 1го года, у которых 5% от времени регистрации SpO2 менее чем или равно 90%, либо если измерения производились в перемежающемся порядке, то замеры в трех разных случаях с SpO2 менее чем или равно 90%.
— у детей 1год и старше, у которых 5% от времени регистрации SpO2 менее чем или равно 93%, либо если измерения производились в перемежающемся порядке, то замеры в трех разных случаях с SpO2 менее чем или равно 93%.
— У детей с легочной артериальной гипертензией и с врожденными пороками сердца, осложненной хронической гипоксемией, терапия кислородом повлияет на гемодинамику и физиологию. Поэтому НЕ рекомендуется назначение оксигенотерапии в домашних условиях таким детям, вне зависимости от предыдущих коррекционных или паллиативных врожденных операций на сердце, до того как не будет проведена консультация с детским пульмонологом или кардиологом, у которых имеется опыт лечения легочной гипертензии в данной клинической ситуации.
Подробнее смотрите в прикрепленном файле.
Посмотреть другие обзоры
Автор обзоров мировой медицинской периодики на портале MedElement — врач общей практики, хирург Талант Иманалиевич Кадыров.Закончил Киргизский Государственный медицинский институт (красный диплом), в совершенстве владеет английским языком. Имеет опыт работы хирургом в Чуйской областной больнице; в настоящий момент ведет частную практику.Регулярное повышение квалификации: курсы Advanced Cardiac Life Support, International Trauma Life Support, Family Practice Review and Update Course (Англия, США, Канада).
Прикреплённые файлы
Если вы не являетесь медицинским специалистом:
: устранение гипоксии различного происхождения.
Методы подачи кислорода можно разделить на ингаляционные, гипербарические и неингаляционные (внелегочные). Самыми распространенными являются ингаляционные методы введения кислорода. Ингаляция кислорода осуществляется с помощью носовых катетеров, масок, кислородных палаток. При непроходимости дыхательных путей подача кислорода проводится через интубационные и трахеостомические трубки. При выхаживании недоношенных детей кислород подается в кувез.
Гипербарическая оксигенация представляет собой лечебное применение кислорода под давлением более 1 атм. Для ее проведения используется барокамера.
При отеке легких, астматическом статусе и некоторых других состояниях, когда обычные методы оксигенотерапии неэффективны, положительный результат дают методы самостоятельного дыхания под постоянным положительным давлением в конце выдоха или через эндотрахеальную трубку.
При проведении оксигенотерапии необходимо выполнять следующие правила:
1) строго соблюдать назначенную врачом концентрацию кислорода (или скорость потока кислородно-воздушной смеси). Обычно оптимальная концентрация кислорода во вдыхаемой смеси составляет 30-40%, за исключением случаев кратковременной терапии 90-100% кислородом при острой гипоксии.
Превышение назначенной концентрации кислорода может оказать токсическое воздействие на ткани легких, центральную нервную систему, привести к утрате зрения, вызвать сухость слизистых оболочек дыхательных путей, остановку дыхания;
2) обеспечивать увлажнение кислорода. Неувлажненный кислород повреждает эпителий слизистой оболочки дыхательных путей, нарушает механизмы очистки ее от секрета и бактерий.
Увлажнение производится пропусканием кислорода через жидкость с помощью аппарата Боброва или его модификации.
Влажность кислородно-воздушной смеси при этом способе подачи достигает 50%. Более эффективным является использование аэрозольных увлажнителей, создающих мельчайшую водяную взвесь, насыщающую кислород до 100%.
В аппарате Боброва высота увлажняющей жидкости должна составлять 15 см. Для увлажнения используют стерильные растворы воды, изотонический раствор натрия хлорида, 2% раствор натрия гидрокарбоната, сурфактантсберегающую смесь (1 часть глицерина и 4 части 0,85% раствора натрия хлорида). При неотложной помощи детям с отеком легких подается кислород, обогащенный парами пеногасителей (спирта или антифомсилана). Смена жидкости в увлажнителе производится один раз в сутки;
3) обеспечить обогрев кислорода. В идеальном случае кислород должен быть подогрет до температуры тела. Обогрев кислорода можно осуществить пропусканием его через сосуд с подогреваемым увлажнителем. Жидкость для увлажнения кислорода нагревают до 40-45°С, за исключением пеногасителей, температура которых должна быть комнатной. В аппаратах ИВЛ подогрев кислорода предусмотрен конструкцией.
Недопустимо превышать указанную температуру увлажнителя во избежание термального ожога при вдыхании перегретого газа;
4) контролировать назначенное врачом время подачи кислорода. Продолжительные сеансы даже малой концентрацией кислорода могут вызвать такой же токсический эффект, как и при воздействии повышенной его концентрации;
5) обеспечивать очистку газовой смеси. Очистка газовой смеси производится в кувезах, аппаратах ИВЛ;
6) соблюдать технику безопасности в работе с кислородом.
Оксигенотерапия с помощью носоглоточного катетера
— источник кислорода;
— увлажнитель кислорода (аппарат Боброва или его модификации);
— стерильный носоглоточный катетер;
— стерильный раствор для увлажнения катетера (изотонический раствор натрия хлорида или дистиллированная вода, фурацилин 1: 5000);
— стерильный материал (марлевые салфетки) в биксе или крафт-пакете;
— пинцет, шпатель в крафт-пакетах;
— лоток для оснащения;
— лоток для использованного материала;
— лейкопластырь, ножницы;
— инструментальный столик;
— пеленальный стол с матрацем, пеленка;
— емкости с дезинфицирующим раствором для обеззараживания поверхностей и использованного оснащения;
Алгоритм выполнения манипуляции:
1) Вымыть руки, надеть перчатки.
2) Обработать дезинфицирующим раствором лоток для оснащения, инструментальный столик, матрац пеленального стола. Вымыть и просушить руки.
3) Приподнять изголовье пеленального матраца, постелить на него пеленку.
4) Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение.
5) Заполнить жидкостью аппарат Боброва. Длинную трубку аппарата погрузить в жидкость и подсоединить к источнику кислорода. Проверить проходимость устройства.
6) Придать ребенку возвышенное положение. Для этого уложить его так, чтобы голова и верхняя часть туловища находились на приподнятом в изголовье матраце.
7) Убедиться в проходимости дыхательных путей, при необходимости очистить носовые ходы.
8) Распечатать упаковку с катетером (предварительно проверив герметичность упаковки и срок годности катетера).
9) Измерить глубину введения катетера. Она определяется расстоянием между крылом носа и козелком уха. Для выполнения измерения необходимо захватить пинцетом марлевую салфетку и положить ее на пальцы левой руки. Извлечь стерильным пинцетом катетер из упаковки, проверить его целостность. Вводимый конец катетера положить в руку на марлевую салфетку. Для предотвращения травмирования глаз конец катетера, удерживаемого рукой, расположить возле носа ребенка, а пинцет с катетером – у козелка уха. При этом запрещается касаться лица ребенка. В случае отсутствия стандартной метки ее следует выполнить полоской стерильного лейкопластыря или влажной стерильной ватой, скрученной вокруг катетера в виде нити.
10) Переложить катетер с марлевой салфеткой в правую руку и взять его, как писчее перо, на расстоянии 3-5 см от вводимого конца.
11) Увлажнить катетер.
12) Ввести катетер по нижнему носовому ходу до метки. При введении катетер держат перпендикулярно к поверхности лица в руке.
13) Проконтролировать положение катетера с помощью шпателя. Катетер введен правильно, если его кончик виден в зеве и находится на 1 см ниже малого язычка. Более высокое его расположение ведет к снижению напряжения кислорода во вдыхаемом воздухе, а более низкое – к аэрофагии (попадание воздушной смеси в желудок).
14) Закрепить наружную часть катетера на щеке больного полосками лейкопластыря.
15) Подсоединить катетер через резиновую трубку (длиной не более 60 см) к короткой трубке увлажнителя, расположенной над жидкостью.
16) Отрегулировать скорость подачи кислорода. Она контролируется ротаметром или быстротой прохождения пузырьков газа через увлажнитель.
17) Через 30-60 мин для предупреждения пролежней и высушивания слизистой оболочки носового хода следует поменять положение катетера в другой носовой ход после предварительного отключения подачи кислорода.
18) После завершения сеанса оксигенотерапии отключить подачу кислорода.
19) Извлечь катетер.
20) Ввести в носовой ход 2-3 капли раствора с сосудосуживающим, дезинфицирующим действием (например, капли, содержащие адреналин и фурацилин).
21) Использованный катетер, перчатки обеззаразить в емкостях с дезинфицирующим раствором.
22) Вымыть и просушить руки.