Опасные грузы — классификация и характеристики — — Екатеринбург и вся Россия

Опасные грузы - классификация и характеристики -  - Екатеринбург и вся Россия Кислород

1 класс опасностивзрывчатые вещества и изделия

Класс опасности 1 — это ВЗРЫВЧАТЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ВМ), которые по своим свойствам могут взрываться, вызывать пожар с взрывчатым действием, а также устройства, содержащие взрывчатые вещества и средства взрывания, предназначенные для производства пиротехнического эффекта.

Для перевозки грузов 1 класса опасности вы можете:ПОЗВОНИТЬ НАМ↔ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК↔СДЕЛАТЬ ЗАЯВКУ

Описание подклассов опасности

  • Подкласс 1.1— Вещества и изделия, которые характеризуются опасностью взрыва массой (взрыв массой — это такой взрыв, который практически мгновенно распространяется на весь груз).
  • Подкласс 1.2— Вещества и изделия, которые характеризуются опасностью разбрасывания, но не создают опасности взрыва массой.
  • Подкласс 1.3— Вещества и изделия, которые характеризуются пожарной опасностью, а также либо незначительной опасностью взрыва, либо незначительной опасностью разбрасывания, либо тем и другим, но не характеризуются опасностью взрыва массой: а) которые при горении выделяют значительное количество лучистого тепла, или b) которые, загораясь одно за другим, характеризуются незначительным взрывчатым эффектом или разбрасыванием либо тем и другим.
  • Подкласс 1.4  Вещества и изделия, представляющие лишь незначительную опасность взрыва в случае воспламенения или инициирования при перевозке. Эффекты проявляются в основном внутри упаковки, при этом не ожидается выброса осколков значительных размеров или на значительное расстояние. Внешний пожар не должен служить причиной практически мгновенного взрыва почти всего содержимого упаковки.
  • Подкласс 1.5— Вещества очень низкой чувствительности, которые характеризуются опасностью взрыва массой, но обладают настолько низкой чувствительностью, что существует очень малая вероятность их инициирования или перехода от горения к детонации при нормальных условиях перевозки. В соответствии с минимальным требованием, предъявляемым к этим веществам, они не должны взрываться при испытании на огнестойкость.
  • Подкласс 1.6  Изделия чрезвычайно низкой чувствительности, которые не характеризуются опасностью взрыва массой. Эти изделия содержат только крайне нечувствительные к детонации вещества и характеризуются ничтожной вероятностью случайного инициирования или распространения взрыва.

Дополнительная информация о классе

Вещества и изделия класса 1 отнесены к одной из групп совместимости, обозначенных заглавными буквами латинского алфавита от А до S. Обращение со взрывчатыми веществами и изделиями требует большой осторожности.

Группы совместимости веществ и изделий

  • A — Первичное взрывчатое вещество.
  • B — Изделие, содержащее первичное взрывчатое вещество и не имеющее двух или более эффективных предохранительных устройств. В эту группу включаются некоторые изделия, такие как детонаторы для взрывных работ, сборки детонаторов для взрывных работ и капсюли-воспламенители, даже если они не содержат первичных взрывчатых веществ.
  • C — Метательное взрывчатое вещество или другое дефлагрирующие взрывчатое вещество или изделие, содержащее такое взрывчатое вещество.
  • D — Вторичное детонирующее взрывчатое вещество или черный порох, или изделие, содержащее вторичное детонирующее вещество, не имеющее в любом случае средств инициирования и метательного заряда, или изделие, содержащее первичное взрывчатое вещество и имеющее два или более эффективных предохранительных устройств.
  • E — Изделие, содержащее вторичное детонирующее взрывчатое вещество, без средств инициирования, но с метательным зарядом (кроме заряда, содержащего легковоспламеняющиеся жидкость или гель или самовоспламеняющиеся жидкости).
  • F — Изделие, содержащее вторичное детонирующее взрывчатое вещество, с собственными средствами инициирования, с метательным зарядом (кроме заряда, содержащего легковоспламеняющиеся жидкость или гель либо самовоспламеняющиеся жидкости) или без метательного заряда.
  • G — Пиротехническое вещество или изделие, содержащее пиротехническое вещество, или изделие, содержащее как взрывчатое вещество, так и осветительное, зажигательное, слезоточивое или дымообразующее вещество (кроме водоактивируемого изделия или изделия, содержащего белый фосфор, фосфиды, пирофорное вещество, легковоспламеняющиеся жидкость или гель либо самовоспламеняющиеся жидкости).
  • H — Изделие, содержащее как взрывчатое вещество, так и белый фосфор.
  • J — Изделие, содержащее как взрывчатое вещество, так и легковоспламеняющиеся жидкость или гель.
  • K — Изделие, содержащее как взрывчатое вещество, так и токсичный химический агент.
  • L — Взрывчатое вещество или изделие, содержащее взрывчатое вещество и представляющее особую опасность (например, в связи с водоактивируемостью или ввиду присутствия самовоспламеняющихся жидкостей, фосфидов или пирофорного вещества), требующую изоляции каждого вида.
  • N — Изделия, содержащие только чрезвычайно нечувствительные детонирующие вещества.
  • S — Вещество или изделие, упакованное или сконструированное таким образом, что любые опасные последствия случайного срабатывания не выходят за пределы упаковки, а в случае повреждения упаковки огнем все эффекты взрыва или разбрасывания ограничены настолько, что существенно не препятствуют принятию противопожарных или других аварийных мер в непосредственной близости от упаковки.

Классификационный код состоит из номера подкласса и буквы, обозначающей группу совместимости. Подклассы1.1, 1.2 и 1.3 имеют символ (взрывающаяся бомба): черный; фон: оранжевый;

4 класс опасностилегковоспламеняющиеся вещества и материалы

Класс опасности 4 — это ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИЕСЯ ТВЁРДЫЕ и САМОВОЗГОРАЮЩИЕСЯ ВЕЩЕСТВА (ЛВТ и СВ).  Легковоспламеняющиеся вещества и материалы, (кроме классифицированных как взрывчатые), способные во время перевозки легко загораться от внешних источников воспламенения, в результате трения, поглощения влаги, самопроизвольных химических превращений, а также при нагревании.

Для перевозки грузов 4 класса опасности вы можете:ПОЗВОНИТЬ НАМ↔ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК↔СДЕЛАТЬ ЗАЯВКУ

Описание подклассов опасности:

К классу 4.1 относятся легковоспламеняющиеся вещества и изделия, десенсибилизированные взрывчатые вещества, являющиеся твердыми веществами, и самореактивные жидкости или твердые вещества. Легковоспламеняющимися твердыми веществами являются твердые вещества, способные легко загораться, и твердые вещества, способные вызвать возгорание при трении.

Твердыми веществами, способными легко загораться, являются порошкообразные, гранулированные или пастообразные вещества, которые считаются опасными, если они могут легко загораться при кратковременном контакте с источником зажигания, таким, как горящая спичка, и если пламя распространяется быстро.

Опасность может исходить не только от пламени, но и от токсичных продуктов горения. Особенно опасны в этом отношении порошки металлов, так как погасить пламя в этом случае трудно из-за того, что обычные огнетушащие вещества, такие, как диоксид углерода или вода, могут усугубить опасность.

Твердые десенсибилизированные взрывчатые вещества — это вещества, которые смочены водой или спиртами либо разбавлены другими веществами для подавления их взрывчатых свойств. Самореактивными веществами являются термически неустойчивые вещества, способные подвергаться бурному экзотермическому разложению даже без участия кислорода (воздуха).

Вещества и изделия класса 4.1 подразделяются на:

Классификационный код состоит из букв / чисел, обозначающих группу опасных свойств. Символ (пламя): черный; фон: белый с семью вертикальными красными полосами; цифра «4» в нижнем углу.

К классу 4.2 относятся: пирофорные вещества — вещества, включая смеси и растворы (жидкие или твердые), которые даже в малых количествах воспламеняются при контакте с воздухом в течение пяти минут. Эти вещества класса 4.2 наиболее подвержены самовозгоранию; и самонагревающиеся вещества и изделия — вещества и изделия, включая смеси и растворы, которые при контакте с воздухом без подвода энергии извне способны к самонагреванию.

Эти вещества воспламеняются только в больших количествах (килограммы) и лишь через длительные периоды времени (часы или дни). Причиной самонагревания этих веществ, приводящего к самовозгоранию, является реакция вещества с кислородом (содержащимся в воздухе), при которой выделяемое тепло не отводится достаточно быстро в окружающую среду.

Самовозгорание происходит тогда, когда скорость образования тепла превышает скорость теплоотдачи и достигается температура самовоспламенения. Веществам и изделиям, отнесенным к различным позициям, назначается группа упаковки I, II или III.

Вещества и изделия класса 4.2 подразделяются на:

  • S — Вещества, способные к самовозгоранию, без дополнительной опасности:
  • S1 — Органические жидкие
  • S2 — Органические твердые
  • S3 — Неорганические жидкие
  • S4 — Неорганические твердые
  • S5 — Металлоорганические
  • SW — Вещества, способные к самовозгоранию, выделяющие при соприкосновении с водой легковоспламеняющиеся газы
  • SO — Вещества, способные к самовозгоранию, окисляющие
  • ST — Вещества, способные к самовозгоранию, токсичные:
  • ST1 — Органические токсичные жидкие
  • ST2 — Органические токсичные твердые
  • ST3 — Неорганические токсичные жидкие
  • ST4 — Неорганические токсичные твердые
  • SC — Вещества, способные к самовозгоранию, коррозионные:
  • SC1 — Органические коррозионные жидкие
  • SC2 — Органические коррозионные твердые
  • SC3 — Неорганические коррозионные жидкие
  • SC4 — Неорганические коррозионные твердые.

Классификационный код состоит из букв / чисел, обозначающих группу опасных свойств. Символ (пламя): черный; фон: верхняя половина белая, нижняя — красная; цифра «4» в нижнем углу.

К классу 4.3 отнесены вещества, которые при реагировании с водой выделяют легковоспламеняющиеся газы, способные образовывать с воздухом взрывчатые смеси, а также изделия, содержащие такие вещества. Некоторые вещества при соприкосновении с водой могут выделять легковоспламеняющиеся газы, способные образовывать взрывчатые смеси с воздухом. Такие смеси легко воспламеняются от любых обычных источников зажигания, например открытого огня, искр слесарных инструментов или незащищенных электрических ламп. Образующиеся в результате этого взрывная волна и пламя могут создать опасность для людей и окружающей среды. Веществам и изделиям, отнесенным к различным позициям, назначается группа упаковки I, II или III.

Вещества и изделия класса 4.3 подразделяются на:

  • W — Вещества, которые выделяют легковоспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой, без дополнительной опасности, а также изделия, содержащие такие вещества:
  • W1 — Жидкие
  • W2 — Твердые
  • W3 — Изделия
  • WF1 — Вещества, которые выделяют легковоспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой, жидкие, легковоспламеняющиеся
  • WF2 — Вещества, которые выделяют легковоспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой, твердые, легковоспламеняющиеся
  • WS — Вещества, которые выделяют легковоспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой, твердые, самонагревающиеся
  • WO — Вещества, которые выделяют легковоспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой, окисляющие, твердые
  • WT — Вещества, которые выделяют легковоспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой, токсичные:
  • WT1 — Жидкие
  • WT2 — Твердые
  •  — Вещества, которые выделяют легковоспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой, коррозионные:
  • WС1 — Жидкие
  • WС2 — Твердые
  • WFC — Вещества, которые выделяют легковоспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой, легковоспламеняющиеся, коррозионные.

Классификационный код состоит из букв / чисел, обозначающих группу опасных свойств. Символ (пламя): черный или белый; фон: синий; цифра «4» в нижнем углу.

Какими документами должна сопровождаться внутрироссийская перевозка опасных грузов?

Во-первых, транспортным документом — транспортной или товарно-транспортной накладной, где обязательно необходимо указать следующие сведения:

  • идентификационный код UN (номер ООН);
  • отгрузочное наименование, дополненное при необходимости техническим названием;
  • номер знака опасности, который дан в 5-й колонке таблицы «Перечень опасных грузов» (если указано несколько номеров опасности, то следующие за первым должны браться в скобки; если образец знака опасности не предписан, нужно написать номер класса, к которому относится вещество/изделие);
  • группу упаковки (можно просто римскими цифрами, а можно перед римскими цифрами проставить буквенное обозначение «ГУ»), если она не указана, ничего проставлять не требуется;
  • количество и описание упаковок, дополнительно можно назвать код транспортной тары по ООН;
  • общее количество каждого опасного груза, имеющего отдельный номер ООН, надлежащее отгрузочное наименование и, если назначена, группу упаковки;
  • если есть, то код ограничения проезда через туннели.

Например: UN 1223, керосин, 3, III (бочки, 10 штук, 2 000 кг), (D/E).

Кроме того, в транспортном документе могут указываться дополнительные сведения: то, в соответствии с каким пунктом осуществляется перевозка ДОПОГ, значение контрольной и аварийной температуры, название или символ каждого радионуклида и пр. Необходимость дополнительных записей зависит от класса и наименования транспортируемого груза и требований, которые к нему предъявляются (они все перечислены в тексте ДОПОГ).

Во-вторых, перевозка опасных грузов обязательно должна сопровождаться письменными инструкциями: они составляются на случай чрезвычайной ситуации и описывают все необходимые меры, которые должен предпринять водитель, если произошла авария и т.п. Помимо перечисления этих мер, в инструкциях также даны общие памятки о том, какую угрозу несет в себе опасный груз каждого класса и как обезопасить себя в каждом отдельном случае. Там же содержится список находящихся в автомобиле средств индивидуальной и общей защиты.

В-третьих, разрешением на перевозку опасного груза (с согласованием маршрута), свидетельством о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов и свидетельством ДОПОГ о соответствующей подготовке водителя, перевозящего опасные грузы.

В зависимости от вида груза могут также понадобиться паспорт вещества (или паспорт безопасности — для химической продукции) и сертификаты — пожарный, радиационного контроля и пр.

И, естественно, в обязательный пакет документов входят: технический паспорт, технический талон и водительское удостоверение. Кроме того, сам груз может сопровождаться еще и счет-фактурой.

Кстати, если перевозка опасного груза является смешанной и в нее включено перемещение по морю, то понадобится еще свидетельство о загрузке контейнера/транспортного средства. Дело в том, что качка по волнам настолько воздействует на груз, что он, будучи изначально недостаточно закрепленным и неправильно размещенным, рискует повредиться и нанести вред и людям, и судну, и окружающей среде… А потому все погрузочные операции должны быть выполнены в строгом соответствии с существующими правилами и требованиями, установленными Международным кодексом морской перевозки опасных грузов. Именно этот факт (правильной загрузки и крепления) и подтверждает данное свидетельство.

Впрочем, четкое проведение погрузочно-разгрузочных работ и строгая приемка груза к отправке важны вне зависимости от того, на каком транспорте едет груз.

Можно ли перевозить опасные вещества и изделия в составе сборных грузов?

Да, можно, но не все. Чтобы узнать, какие грузы выдерживают «соседство» друг с другом в одном кузове/контейнере и чья близость не приведет к возникновению опасной ситуации, необходимо свериться с «Таблицей совместимости при погрузке опасных грузов разных классов» (7.5.2.1)

Кроме того, на сборную перевозку опасных грузов тоже могут распространяться изъятия, связанные с количествами, перевозимыми в одной транспортной единице. Единственное — необходимо точно высчитать сумму количества всех веществ и изделий, которая не должна превышать 1 000 условных единиц.

Например, требуется перевезти:

  • один барабан с охлажденным жидким кислородом (№ООН 1073) массой нетто 150 кг,
  • десять 40-литровых баллонов со сжатым кислородом (№ООН 1072),
  • пять 40-литровых баллонов со сжатым азотом (№ООН 1066).

Прежде всего, смотрим по таблице совместимости, могут ли эти вещества «ехать» вместе. Так как все они относятся ко 2-му классу, то их совместная перевозка не запрещена.

Далее узнаем транспортную категорию: грузы относятся к 3-й транспортной категории, максимальное общее количество для них равняется 1 000, а значит, по отдельности каждый из перечисленных грузов не противоречит требованиям по изъятию: 150 кг жидкого кислорода, 400 л сжатого кислорода и 200 л сжатого азота в баллонах — каждое из этих чисел меньше 1 000.

Но это по отдельности, а вместе? Складываем количества каждого груза — и получаем общее значение 750 (150 400 200). И это тоже меньше 1 000! То есть на данную перевозку распространяются соответствующие послабления.

Однако при совместной перевозке грузов разной транспортной категории нужно всегда помнить об одном нюансе: просто складывать числа, обозначающие количества, в которых перевозится каждый груз, нельзя.

Для грузов:

1-й транспортной категории умножаем количество вещества/изделий на 50;1-й транспортной категории под №№ООН 0081, 0082, 0084, 0241, 0331, 0332, 0482, 1005, 1017 — на 20;2-й транспортной категории — на 3;3-й транспортной категории оставляем количество вещества/изделий без изменений.

После складываем полученные числа: высчитанная таким образом сумма тоже не должна превышать значения в 1 000 условных единиц.

Например, необходимо перевезти:

  • один барабан с охлажденным жидким кислородом (№ООН 1073) массой нетто 150 кг,
  • один барабан с хлором (№ООН 1017) массой нетто 50 кг,
  • один барабан, содержащий карбид кальция (№ООН 1402, группа упаковки II) массой нетто 40 кг.

Опять-таки, сверяемся по таблице совместимости: охлажденный жидкий кислород и хлор относятся ко 2-му классу, карбид кальция — к классу 4.3. Смотрим на пересечение соответствующих столбца и строки — все хорошо, перевозка разрешена.

После этого определяем транспортные категории данных грузов:

  • охлажденный жидкий кислород относится к 3-й категории, значит, оставляем его количество без изменений — 150;
  • хлор — это вещество 1-й транспортной категории, однако оно является исключением, а потому умножаем его количество не на 50, а на 20 и получаем 1 000 (50×20);
  • карбид кальция принадлежит ко 2-й транспортной категории: умножаем 40 на 3 — конечное число равно 120.

Складываем: 150 1 000 120=1 270. Значит, на эту перевозку освобождения не распространяются.

Итак, что требуется для того, чтобы качественно осуществить перевозку опасного груза и не допустить его вредного воздействия на людей, животных, окружающую среду, здания, сооружения, технику и пр.?

Главное — это знать отгрузочное наименование вещества/изделия и его номер по ООН. По этому номеру легко определить класс груза, его транспортную категорию, группу упаковки, ту опасность, которую он представляет, требования к упаковке, погрузке/разгрузке, транспортировке, выбору транспортного средства и его обозначению, совместимость с другими опасными грузами и т.д.

Кроме того, чтобы определить, действуют ли в данном случае какие-либо освобождения и изъятия или нет, необходимо знать точное количество предъявляемого к перевозке груза (как общее, так и приходящееся на внутреннюю и наружную тару).

Нахождение в природе

Кислород

Накопление O

2

в атмосфере Земли. Зелёный график — нижняя оценка уровня кислорода, красный — верхняя оценка.

1

. (3,85—2,45 млрд лет назад) — O

2

не производился

2

. (2,45—1,85 млрд лет назад) O

2

производился, но поглощался океаном и породами морского дна

3

. (1,85—0,85 млрд лет назад) O

2

выходит из океана, но расходуется при окислении горных пород на суше и при образовании озонового слоя

4

. (0,85—0,54 млрд лет назад) все горные породы на суше окислены, начинается накопление O

2

в атмосфере

5

. (0,54 млрд лет назад — по настоящее время) современный период, содержание O

2

в атмосфере стабилизировалось

Кислород — самый распространённый в земной коре элемент, на его долю (в составе различных соединений, главным образом силикатов) приходится около 47 % массы твёрдой земной коры. Морские и пресные воды содержат огромное количество связанного кислорода — 85,82 % (по массе). Более 1500 соединений земной коры в своём составе содержат кислород.

В атмосфере содержание свободного кислорода составляет 20,95 % по объёму и 23,10 % по массе (около 1015 тонн). Однако до появления первых фотосинтезирующих микробов в архее 3,5 млрд лет назад, в атмосфере его практически не было. Свободный кислород в больших количествах начал появляться в палеопротерозое (3—2,3 млрд лет назад) в результате глобального изменения состава атмосферы (кислородной катастрофы).

Наличие большого количества растворённого и свободного кислорода в океанах и атмосфере привело к вымиранию большинства анаэробных организмов. Тем не менее, клеточное дыхание с помощью кислорода позволило аэробным организмам производить гораздо больше АТФ, чем анаэробным, сделав их доминирующими.

С начала кембрия 540 млн лет назад содержание кислорода колебалось от 15 % до 30 % по объёму. К концу каменноугольного периода (около 300 миллионов лет назад) его уровень достиг максимума в 35 % по объёму, который, возможно, способствовал большому размеру насекомых и земноводных в это время.

Основная часть кислорода на Земле выделяется фитопланктоном Мирового океана. Около 60 % кислорода от используемого живыми существами расходуется на процессы гниения и разложения, 80 % кислорода, производимого лесами, уходит на гниение и разложение растительности лесов.

Деятельность человека очень мало влияет на количество свободного кислорода в атмосфере. При нынешних темпах фотосинтеза понадобится около 2000 лет, чтобы восстановить весь кислород в атмосфере.

Кислород входит в состав многих органических веществ и присутствует во всех живых клетках. По числу атомов в живых клетках он составляет около 25 %, по массовой доле — около 65 %.

В 2022 году датские учёные доказали, что свободный кислород входил в состав атмосферы уже 3,8 млрд лет назад.

Общие требования к транспортировке опасных грузов

Впрочем, вместе с некоторыми особыми условиями, указанными для отдельных веществ и изделий, при транспортировке опасных грузов применяются и общие требования.

Прежде всего, транспортировка опасных грузов возможна в том случае, если транспортное средство имеет допуск к их перевозке, а водитель прошел специальное обучение ДОПОГ.

При этом следует иметь в виду, что пройти обучение и получить свидетельство ДОПОГ может водитель с непрерывным, как минимум трехлетним стажем по управлению транспортными средствами соответствующей категории.

Обучение ДОПОГ, в свою очередь, подразумевает разные уровни:

  • базовый (обязательный) курс, после которого можно перевозить опасные грузы в упаковках (кроме взрывчатых и радиоактивных веществ);
  • специализированный курс по перевозке опасных грузов в цистернах;
  • специализированный курс по перевозке веществ и изделий 1-го класса;
  • специализированный курс по перевозке радиоактивных материалов (7-й класс).

Что касается допуска транспортного средства, то специальное свидетельство (его выдает ГИБДД) требуется только для автомобилей, относящихся по классификации ДОПОГ к типу EX/II, EX/III, FL, OX, AT и MEMU (грубо говоря, те, которые перевозят взрывчатые вещества или вещества в цистернах), для остальных таким допуском является диагностическая карта, подтверждающая факт прохождения технического осмотра (грузовые автомобили, предназначенные для перевозки опасных грузов, должны проходить его каждые полгода).

Однако в случае перевозки грузов повышенной опасности, помимо допуска транспортного средства и свидетельства ДОПОГ водителя, требуется также получение специального разрешения. Это правило действует как для международного, так и внутрироссийского сообщения.

Перечень грузов повышенной опасности можно найти в Таблице 1.10.3.1.2 ДОПОГ.

За выдачу специального разрешения отвечает Ространснадзор, если маршрут движения транспортного средства должен проходить по федеральным трассам или по территории двух и более регионов.

Если же по дорогам регионального или межмуниципального значения, то за разрешением следует обращаться в региональный орган исполнительной власти. Если по дорогам местного значения — в орган местного самоуправления. Если по частной автомобильной дороге — к собственнику этой дороги. И так далее.

К слову, ранее согласовывать маршрут перевозки груза повышенной опасности нужно было с ГИБДД, теперь за согласование маршрута отвечает тот же орган, который ответственен и за выдачу разрешения.

Получив заявление, он либо отказывает в перевозке, либо направляет в местные органы исполнительной власти, через территорию которых должна осуществляться транспортировка, заявку на согласование маршрута.

В случае положительного ответа и отсутствия нарушений выдается специальное разрешение. Максимальный срок его действия — один год, а охватывать оно может как одну, так и несколько идентичных перевозок опасного груза. В разрешении обязательно должна содержаться следующая информация:

  • наименование органа, который выдал разрешение;
  • класс, номер ООН, наименование и описание опасного груза;
  • установленный маршрут перевозки и условия движения по нему;
  • наименование и местонахождение грузоотправителя и грузополучателя;
  • сведения о перевозчике: для юридического лица — наименование, организационно-правовая форма, юридический адрес; для физического лица — фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность;
  • тип, модель, марка транспортного средства, государственный регистрационный знак автомобиля, прицепа или полуприцепа;
  • номер специального разрешения;
  • дата выдачи и срок действия разрешения.

Для получения разрешения необходимо вместе с заявлением (где описан груз, маршрут его перевозки и т.п. сведения) предъявить:

  • копию свидетельства о регистрации транспортного средства;
  • документ, подтверждающий право владения транспортным средством на законных основаниях (если оно не является собственностью перевозчика);
  • копию свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов;
  • копию свидетельства о подготовке водителя транспортного средства, перевозящего опасные грузы;
  • документы, подтверждающие полномочия представителя (если заявление подает не сам перевозчик, а его представитель).

Относятся ли объекты, использующие баллоны с ацетиленом, пропаном, кислородом, углекислотой, аргоном, азотом к опасным производственным объектам?

Вопрос:

На предприятии используются стандартные баллоны с ацетиленом, пропаном, кислородом, углекислотой, аргоном, азотом (объем 40-50 л, давление до 14 МПа). Применяются данные баллоны для сварки практически в каждом цехе на территории города. Из анализа положений Федерального закона N 116-ФЗ «О промышленной безопасности…» и ПБ 03-576-03 эти баллоны относятся к сосудам, работающим под давлением, а объекты, их использующие, — к опасным производственным объектам IV класса опасности.

Наши предположения являются действительными, и данные объекты подлежат регистрации со всеми вытекающими отсюда последствиями?

Ответ:

Использование баллонов с ацетиленом, пропаном, кислородом, углекислотой, аргоном, азотом с давлением до 14 МПа позволяет  идентифицировать опасный производственный объект как объект III либо IV класса опасности (в зависимости от давления). Следовательно, объект подлежит регистрации опасных производственных объектов на основании постановления Правительства РФ от 24.11.98 N 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов».

Обоснование:

В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

Таким образом, законодатель определяет два основных признака, одновременное наличие которых позволяет отнести тот или иной объект к опасным производственным объектам:

1) стационарный характер производственного объекта:

  • предприятие;
  • цех;
  • участок;
  • площадка;
  • иные производственные объекты.

2) осуществление на опасном производственном объекте видов работ и деятельности, указанных в приложении 1 к Закону:

  • получение, использование, переработка, образование, хранение, транспортирование, уничтожение в указанных в приложении 2 к Закону количествах определенных опасных веществ;
  • использование оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля при определенных в приложении 1 к Закону условиях;
  • использование стационарно установленных грузоподъемных механизмов (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторов в метрополитенах, канатных дорог, фуникулеров;
  • получение, транспортирование, использование расплавов черных и цветных металлов, сплавов на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;
  • ведение горных работ (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работ по обогащению полезных ископаемых;
  • осуществление хранения или переработки растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществление хранения зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию.

Так, в соответствии с п.2 приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.97 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых  используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля:

а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);

б) воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия;

в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля.

Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к Федеральному закону от 21.07.97 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», на четыре класса опасности:

I класс опасности — опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности;

II класс опасности — опасные производственные объекты высокой опасности;

III класс опасности — опасные производственные объекты средней опасности;

IV класс опасности — опасные производственные объекты низкой опасности.

Так, согласно п.5 приложения 2 к Федеральному закону от 21.07.97 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» для опасных производственных объектов, указанных в пункте 2 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, устанавливаются следующие классы опасности:

1) III класс опасности — для опасных производственных объектов, осуществляющих теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством РФ в сфере теплоснабжения, а также иных опасных производственных объектов, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 мегапаскаля и более или при температуре рабочей среды 250 градусов Цельсия и более:

2) IV класс опасности — для опасных производственных объектов, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта.

Присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре.

Порядок регистрации опасных производственных объектов определяется постановлением Правительства РФ от 24.11.98 N 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов».

С учетом вышеизложенных требований, использование баллонов с ацетиленом, пропаном, кислородом, углекислотой, аргоном, азотом с давлением до 14 МПа позволяет  идентифицировать опасный производственный объект как объект III либо IV класса опасности (в зависимости от давления).

Берлов А.С.,эксперт Линии профессиональной поддержки

Погрузка и транспортировка опасных грузов

Погрузка опасного груза осуществляется в соответствии со всеми необходимыми требованиями, предъявляемыми к каждому классу и наименованию вещества/изделия и детально описанными в тексте ДОПОГ.

При этом вне зависимости от вида опасного груза упаковки с ним ни в коем случае нельзя бросать или подвергать ударам, они должны быть правильно закреплены, а если речь идет о перевозке груза в цистернах, то при их наполнении следует оставлять т.н. «недолив» для предотвращения утечки и деформирования тары в результате расширения жидкости.

Двигатель транспортного средства во время погрузочно-разгрузочных работ должен быть выключен (за исключением тех случаев, когда он используется для запуска насосов и пр. механизмов, с помощью которых и проводится погрузка/разгрузка).

Рядом с опасными грузами ни в коем случае нельзя курить и принимать пищу. Во время погрузки также запрещается использовать топливные обогревательные приборы.

Если в одном автомобиле планируется везти несколько различных грузов, то, прежде чем загрузить их, необходимо удостовериться в том, что их совместная перевозка разрешена. Для этого существует специальная «Таблица совместимости при погрузке опасных грузов разных классов» (7.5.2.1), а для грузов 1-го класса — «Таблица совместимости при загрузке опасных грузов 1-го класса опасности, принадлежащих к разным группам совместимости» (7.5.2.2).

При транспортировке водителю
запрещается:

  • уклоняться от установленного маршрута: все изменения в пути необходимо дополнительно согласовывать;
  • превышать скорость;
  • резко трогаться с места и резко тормозить: маневры должны быть плавными;
  • курить в транспортном средстве или на расстоянии менее 50 метров от места стоянки;
  • обгонять транспортные средства, движущиеся со скоростью более 50 км/ч;
  • перевозить посторонних лиц: в кабине может находиться только тот, кто сопровождает груз, или второй водитель;
  • буксировать транспортное средство;
  • отлучаться от автомобиля без крайней необходимости, оставлять его на неохраняемой стоянке.

При остановке или стоянке транспортного средства водитель обязательно должен пользоваться стояночным тормозом, а в случае уклона использовать не менее двух противооткатных упоров.

Кроме того, транспортные средства, перевозящие опасные грузы классов 1, 2, 3, 4.1, 4.2, 4.3 и 7, не могут заправляться на АЗС общего пользования. Заправка автомобиля должна производиться на расстоянии не менее 25 метров от территории АЗС.

Сам маршрут движения не должен проходить через зоны отдыха, заповедники и пр. охраняемые территории, крупные населенные пункты, вблизи лечебных, образовательных, развлекательных учреждений и крупных промышленных объектов. Если все-таки иначе, как через крупный населенный пункт, проехать нельзя, то допускается движение транспортного средства, однако с одним условием: путь не должен пролегать рядом с лечебными, учебными, дошкольными, а также культурно-просветительскими и развлекательными учреждениями.

Впрочем, все нюансы маршрута прежде установлены и согласованы Ространснадзором, главное, как уже отмечалось, не уклоняться от предписанного.

Для перевозки опасных грузов может также назначаться сопровождение. Обычно такое решение принимается, если осуществляется доставка грузов повышенной опасности (Таблица 1.10.3.1.2 «Перечень грузов повышенной опасности» ДОПОГ) или опасные грузы перевозятся колонной транспортных средств, состоящей из пяти и более автомобилей.

Решение — назначить сопровождение или нет — в каждом конкретном случае принимает Ространснадзор при согласовании маршрута и выдаче разрешения на проезд по автомобильным дорогам. Однако при движении колонны транспортных средств (пяти и более) сопровождение осуществляется всегда.

При аварии водитель должен следовать требованиям, изложенным в письменных инструкциях, выданных ему грузоотправителем. В этих инструкциях перечислены все меры, которые необходимо предпринять в том или ином случае, описаны действия водителя и экипажа, а также то, стоит ли ему самостоятельно, до прибытия служб спасения, пытаться устранить угрозу.

Однако так или иначе водитель должен:

  • включить тормозную систему, выключить двигатель, отключить аккумуляторную батарею и привести в действие главный переключатель, если таковой имеется;
  • проинформировать аварийные службы, сообщив им как можно более подробную информацию об инциденте и том опасном грузе, который перевозится;
  • надеть аварийный жилет и установить на дороге предупреждающие знаки;
  • достать из автомобиля транспортные и сопроводительные документы, дабы сохранить их и передать аварийным службам;
  • не подпускать к месту аварии посторонних, если опасность велика, самому отойти как можно дальше.

Если в пути произошла поломка автомобиля и водитель не может самостоятельно в течение двух часов устранить неисправность, он должен вызвать машину технического обеспечения перевозок и сообщить о своей вынужденной остановке в ближайший территориальный орган внутренних дел.

Когда груз доставлен, грузополучатель должен:

  • проверить целостность упаковки, соответствие количества опасного груза с заявленным, сверить данные, указанные на таре, с информацией, размещенной в сопроводительных документах;
  • после окончания разгрузки очистить кузов автомобиля, контейнер, цистерну от остатков груза и обеззаразить их;
  • после разгрузки, очистки и обеззараживания убрать с контейнеров/цистерн маркировочные знаки и знаки, указывающие на опасность груза.

Разработка и регистрация паспорта безопасности на кислород жидкий технический (i и ii сорт) и медицинский

Кислород жидкий технический и медицинский производится по ГОСТ 6331-78 — Кислород жидкий технический и медицинский. Технические условия.

В нормальных условиях представляет собой бесцветный газ без вкуса и запаха. При охлаждении до минус 182,98 °С сжижается в прозрачную бледно-синюю жидкость, легкоподвижную и быстроиспаряющуюся при комнатной температуре, без запаха. При температуре минус 218,7 °С затвердевает, образую синие кристаллы. Формула: О2. Молекулярная масса (по международным атомным массам 1985 г.) — 31,9988.

Идентификация опасности (опасностей)

Был произведен анализ и идентифицированы следующие опасности:

  • Кислород малоопасен при соблюдении правил обращения. Степень токсического действия зависит от концентрации кислорода и давления.
  • Сигнальное слово в соответствии с ГОСТ 31340-2022 – ОПАСНО.
  • Краткая характеристика опасности (Н-фразы) по ГОСТ 31340-2022:
    Н281 — охлажденный газ; может вызвать обморожение;
    Н270 — окислитель; может вызвать или усилить возгорание.

Символы и знаки опасности

Состав (информация о компонентах)

Основной опасный компонент: кислород, ПДК р.з. не установлена, класс опасности не установлен.

Стабильность и реакционная способность

Стабилен при соблюдении правил хранения и эксплуатации. Сильный окислитель, образующий соединения (окислы) со всеми химическими элементами, кроме инертных газов. С водородом при обычных температурах реагирует медленно, при температуре выше 550 °С реакция с водородом идет со взрывом. Активно окисляет почти все металлы, органические соединения с двойной или тройной связью, альдегиды,
фенолы, высыхающие масла, скипидар. Характерная особенность окисления — значительное выделение тепла.

Информация о токсичности

Степень токсического действия и скорость наступления интоксикации зависят от концентрации кислорода, давления, длительности ингаляции и индивидуальной чувствительности пострадавшего. Основное проявление токсического действия кислорода в высоких концентрациях при нормальном атмосферном давлении и достаточно длительной ингаляции — поражение органов дыхания, главным образом легких, вплоть до развития отека. При действии кислорода под повышенным давлением на первый план выступает поражение центральной нервной системы. Длительное или повторное воздействие кислорода под повышенным давлением вызывает раздражение верхних дыхательных путей в виде гиперемии и набухания слизистых, особенно носа, появления чувства жжения и сухости во рту, покраснение век, слезотечение. Затем появляются кашель, боли за грудиной, учащение дыхания, повышается температура тела, развиваются трахеобронхит, пневмония. «Холодовый» и тепловой ожоги при попадании жидкого кислорода на ткани и горении.

Информация о воздействии на окружающую среду

Содержится в воздухе, воде, почве. Участвует во всех природных процессах, в том числе в процессе тления, гниения погибших животных растений и др. Убыль кислорода в атмосфере в результате процессов окисления, горения, тления и дыхания возмещается его выделением растениями (фотосинтез).

Информация при перевозках (транспортировании)

Транспорт всех видов. Автомобильный — в транспортных цистернах для жидкого кислорода, в криогенных сосудах и в автомобильных
газификационных установках. Железнодорожный — только в специальных цистернах грузоотправителя (грузополучателя). Воздушный транспорт — в специальных транспортных цистернах и криогенных сосудах. Цистерны с жидким кислородом при перевозке должны быть закреплены так, чтобы они не перемещались и не подвергались ударам; криогенные сосуды транспортируют в вертикальном положении.

Транспортное наименование: Кислород жидкий технический … сорта.

Надлежащее отгрузочное наименование: КИСЛОРОД, ОХЛАЖДЕННЫЙ ЖИДКИЙ.

Номер ООН 1073, класс 2, подкласс 2.2, дополнительная опасность — 5.1.

Информация о национальном и международном законодательствах

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ.

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ.

Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ.

Федеральный закон «Об отходах производства и по-требления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 31.12.2022) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (21 июля 1997 г.).

Дополнительная информация

Паспорт безопасности разработан впервые в соответствии с требованиями ГОСТ 30333-2007.

Опасные грузы - классификация и характеристики -  - Екатеринбург и вся Россия

Требования к маркировке тары и обозначению транспортных средств

Прежде всего, как отмечалось, транспортное средство должно быть допущено к перевозке опасных грузов. Такое свидетельство оно получает после технического осмотра, призванного проверить состояние автомобиля (прицепа, контейнера, цистерны и пр.) и его соответствие требованиям безопасности. Действует разрешение только на протяжении года, после истечения срока необходимо проходить осмотр заново.

Что важно, автомобили, перевозящие опасные грузы, в соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ №285 от 31.07.2022 в обязательном порядке должны быть оборудованы системами спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Во время перевозки транспортное средство непременно должно быть обозначено: так, чтобы по нему сразу можно было понять, что оно везет опасный груз, и определить, какой именно груз оно везет и какую опасность этот груз представляет. Для этого используются специальные таблички оранжевого цвета, сделанные из стойкого и долговечного материала, способного выдержать неблагоприятные атмосферные условия, не сгореть в огне, находясь в нем как минимум 15 минут, и сохранить помещенные на нем надписи.

К чему такие требования? Если, например, во время пути с транспортным средством случится авария (а сопроводительные документы будут утеряны), прибывшие спасатели все равно смогут распознать опасность и принять все необходимые меры, чтобы ее нейтрализовать.

Ведь в нижней половине табличек наносится идентификационный номер груза (или номер ООН), а в верхней — код опасности. Код опасности, кстати, состоит из двух или трех цифр: первая обозначает основную опасность, вторая (или вторая и третья) — дополнительную.

Цифра «2»: выделение газа в результате давления или химической реакции.Цифра «3»: воспламеняемость жидкостей (паров) и газов или самонагревающейся жидкости.Цифра «4»: воспламеняемость твердых веществ или самонагревающегося твердого вещества.

Цифра «5»: окисляющий эффект (эффект интенсификации горения).Цифра «6»: токсичность или опасность инфекции.Цифра «7»: радиоактивность.Цифра «8»: коррозионная активность.Цифра «9»: опасность самопроизвольной бурной реакции.

Если цифра удвоена, это говорит о том, что опасность, которую представляет груз, очень высока. Если перед кодом стоит буква X, значит, перевозимое вещество способно вступать в опасную реакцию с водой.

Впрочем, точное обозначение опасности дается по каждому номеру ООН в таблице «Перечень опасных грузов» и расшифровывается в 5-й главе ДОПОГ.

Кроме табличек, на транспортном средстве должно размещаться информационное табло в форме ромба с символом/номером класса или подкласса груза. Оно, правда, не требуется, если хорошо виден и различим знак опасности, размещенный на перевозимых контейнерах, цистернах-контейнерах и переносных контейнерах.

Особого обозначения требует также и наружная тара, в которую упакован груз, на нее должны быть нанесена разборчивая и долговечная маркировка:

  • информационная табличка с указанием номера ООН, а для 1-го, 2-го и 7-го классов — отгрузочного наименования вещества/изделия;
  • соответствующий классу или подклассу знак опасности;
  • дополнительный маркировочный знак для веществ, представляющих опасность для окружающей среды;
  • для комбинированной тары с внутренней тарой, содержащей жидкость, для одиночной тары с вентиляционными отверстиями и для криогенных сосудов, предназначенных для перевозки охлажденных сжиженных газов, — стрелки, указывающие положение груза и то, как его правильно ставить.
Оцените статью
Кислород
Добавить комментарий