презентация к уроку "Аллотропные модификации кислорода" | Презентация к уроку по химии (8 класс) на тему: | Образовательная социальная сеть

Аллотропия кислорода | образовательная социальная сеть

Урок разбора нового материала

Тема:  Диеновые углеводороды.

План урока:

  1. Запись темы и основных вопросов (3 мин.)
  2. Изучение нового материала (15 мин.)
  3. Просмотр кинофрагментов «Природный и синтетический каучук» (7 мин.)
  4. Закрепление материала по инструкции (20 мин.)
  5. Домашнее задание.

Оборудование: Реактивы: раствор брома в бензине, резиновый клей, бутадиен, раствор перманганата калия.

        Набор стержней и шариков для изготовления моделей молекул. Набор «Каучуки». Кинофильм «Природный и синтетический каучуки». Электронные уроки и тесты «Химия в школе».  

Ход урока:

  1. Изучение нового материала. Демонстрация опыта.
  2. Состав и строение диеновых углеводородов.

I.        Природный каучук, его строение и свойства.

Для ознакомления со свойствами натурального каучука извлекаем его из сока фикуса.

При помощи пресса до урока (соковыжималкой) выжимаем мельчайший сок из двух-трёх листов фикуса. Сок разбавляем в воде и добавляем 1 г. Хлорида кальция. Смесь взболтать и чуть-чуть подогреть.

По каплям в смесь добавляем спирт до появления хлопьев каучука. При помощи стеклянной палочки каучук извлекают и демонстрируют его эластичность, непредельность, растворимость в бензине.

— К диеновым углеводородам относятся органические соединения с общей формулой,

СnH2n – 2 в молекулах, которых имеются двойные связи.

СТРОЕНИЕ

Атомы углерода при двойных связях находятся в состоянии sp2 – гибридизации.

Различают:

а) изолированные двойные связи

        H2C=CH-CH2-CH=CH2        пентадиен-1,4;

б) сопряжённые двойные связи

        H2C=CH-CH=CH-CH3        пентадиен-1,3;

в) кумулированные двойные связи

        H2C=C*=CH-CH2-CH3        пентадиен-1,2;

Наибольший интерес представляют молекулы с сопряжёнными двойными связями. Длина всех связей приблизительно одинакова, что объясняется перераспределением электронной плотности  π- связи (сопряжением).

  1. Изомерия диенов.
  1. Изомерия углеродного скелета:

а) H2C=CH-CH=CH-CH3        пентадиен – 1,3;

                    СH3        презентация к уроку "Аллотропные модификации кислорода" | Презентация к уроку по химии (8 класс) на тему:  | Образовательная социальная сеть

б) H2C= CH — C=CH2        2-метилбутадиен-1,3 (изопрен)

  1. Изомерия положения кратных связей:

а) H2C = CH – CH = CH2        бутадиен – 1,3;

б) H2C = C = CH – CH3        бутадиен – 1,2;

  1. Пространственная изомерия;

презентация к уроку "Аллотропные модификации кислорода" | Презентация к уроку по химии (8 класс) на тему:  | Образовательная социальная сетьпрезентация к уроку "Аллотропные модификации кислорода" | Презентация к уроку по химии (8 класс) на тему:  | Образовательная социальная сеть

H              CH2—                                     H                    H                                презентация к уроку "Аллотропные модификации кислорода" | Презентация к уроку по химии (8 класс) на тему:  | Образовательная социальная сетьпрезентация к уроку "Аллотропные модификации кислорода" | Презентация к уроку по химии (8 класс) на тему:  | Образовательная социальная сетьпрезентация к уроку "Аллотропные модификации кислорода" | Презентация к уроку по химии (8 класс) на тему:  | Образовательная социальная сетьпрезентация к уроку "Аллотропные модификации кислорода" | Презентация к уроку по химии (8 класс) на тему:  | Образовательная социальная сеть

              C = C                                                 C = Cпрезентация к уроку "Аллотропные модификации кислорода" | Презентация к уроку по химии (8 класс) на тему:  | Образовательная социальная сетьпрезентация к уроку "Аллотропные модификации кислорода" | Презентация к уроку по химии (8 класс) на тему:  | Образовательная социальная сетьпрезентация к уроку "Аллотропные модификации кислорода" | Презентация к уроку по химии (8 класс) на тему:  | Образовательная социальная сетьпрезентация к уроку "Аллотропные модификации кислорода" | Презентация к уроку по химии (8 класс) на тему:  | Образовательная социальная сеть

— CH2              H                                        -CH2                    CH2

                                         n                                                           n

        трансположение                                        цисположение

        бутадиен-1,3;                                                бутадиен-1,3;

  1. межгрупповая изомерия (с алкинами).
  1. Номенклатура диенов.

В названии цифрами указываются атомы углерода, после которых стоит двойная связь. Перед суффиксом – ен

частица ди-, например:

              1          2        3         4        5

        а) Н2С = СH – CH2 – CH = CH2                 пентадиен-1,4;

                  1     2    3         4         5        6

        б) H2C = C – CH2 – CH2 – CH = CH2        2-метил-гексадиен-1,5; презентация к уроку "Аллотропные модификации кислорода" | Презентация к уроку по химии (8 класс) на тему:  | Образовательная социальная сеть

                   СH3

IV.                Химические свойства диенов.

        — Вступают в реакции присоединения за счёт разрыва R-связей.

Реагенты к диенам присоединяются по концевым группам, имеющим свободные валентности за счёт разрыва R-связей.

                                      t

H2C = CH – CH = CH2  Cl:Cl          [H2C–CH=CH–CH2] [Cl] [Cl]       презентация к уроку "Аллотропные модификации кислорода" | Презентация к уроку по химии (8 класс) на тему:  | Образовательная социальная сетьпрезентация к уроку "Аллотропные модификации кислорода" | Презентация к уроку по химии (8 класс) на тему:  | Образовательная социальная сеть

Бутадиен -1,3;

H2C–CH = CH – CH2презентация к уроку "Аллотропные модификации кислорода" | Презентация к уроку по химии (8 класс) на тему:  | Образовательная социальная сеть

                        презентация к уроку "Аллотропные модификации кислорода" | Презентация к уроку по химии (8 класс) на тему:  | Образовательная социальная сетьпрезентация к уроку "Аллотропные модификации кислорода" | Презентация к уроку по химии (8 класс) на тему:  | Образовательная социальная сеть

         Сl                     Cl

1,4-дихлорбутен-2                                                                                                                                      

— Вступают в реакции полимеризации:  

nCH2 = CH – CH = CH2               (- CH2 – CH = CH – CH2 -) nпрезентация к уроку "Аллотропные модификации кислорода" | Презентация к уроку по химии (8 класс) на тему:  | Образовательная социальная сеть

                                       мономер полибутадиена

Диеновые легко полимеризуются, образуя каучуки.

                                                Каучуки делятся        

презентация к уроку "Аллотропные модификации кислорода" | Презентация к уроку по химии (8 класс) на тему:  | Образовательная социальная сетьпрезентация к уроку "Аллотропные модификации кислорода" | Презентация к уроку по химии (8 класс) на тему:  | Образовательная социальная сеть

                                    Природные                Синтетические

                                 презентация к уроку "Аллотропные модификации кислорода" | Презентация к уроку по химии (8 класс) на тему:  | Образовательная социальная сетьпрезентация к уроку "Аллотропные модификации кислорода" | Презентация к уроку по химии (8 класс) на тему:  | Образовательная социальная сеть

                        Это полимер на основе                Получают путём полимеризации

                        Изопрена                                на катализаторах диеновых.

                        Углеводородов,

                        (2-метилбутадиен – 1,3;).

  1. Синтез каучука впервые был разработан С. В. Лебедевым в 1932 г. на основе бутадиена – 1,3.

nCH2 = CH – CH = CH2               (- CH2 – CH = CH – CH2 -) nпрезентация к уроку "Аллотропные модификации кислорода" | Презентация к уроку по химии (8 класс) на тему:  | Образовательная социальная сеть

  1. Наивысшей эластичностью обладают каучуки стереорегулярного строения (цис-формы):

презентация к уроку "Аллотропные модификации кислорода" | Презентация к уроку по химии (8 класс) на тему:  | Образовательная социальная сеть

СH3              CH2—                                                         презентация к уроку "Аллотропные модификации кислорода" | Презентация к уроку по химии (8 класс) на тему:  | Образовательная социальная сетьпрезентация к уроку "Аллотропные модификации кислорода" | Презентация к уроку по химии (8 класс) на тему:  | Образовательная социальная сеть

              C = C                         мономер изопрена. презентация к уроку "Аллотропные модификации кислорода" | Презентация к уроку по химии (8 класс) на тему:  | Образовательная социальная сетьпрезентация к уроку "Аллотропные модификации кислорода" | Презентация к уроку по химии (8 класс) на тему:  | Образовательная социальная сеть

— CH2              СH2                                        

                                      n        

  1. из каучуков путём нагревания с серой получают резину (вулканизация каучука).

 В данном процессе происходит разрыв связей на некоторых участках макромолекулы и присоединение серы.

                                     Sn1, t

2…-СH2 – CH = CH –CH2— …               …CH2 – CH – CH – CH2  …презентация к уроку "Аллотропные модификации кислорода" | Презентация к уроку по химии (8 класс) на тему:  | Образовательная социальная сеть

                                                        презентация к уроку "Аллотропные модификации кислорода" | Презентация к уроку по химии (8 класс) на тему:  | Образовательная социальная сеть

                                                        S

презентация к уроку "Аллотропные модификации кислорода" | Презентация к уроку по химии (8 класс) на тему:  | Образовательная социальная сетьпрезентация к уроку "Аллотропные модификации кислорода" | Презентация к уроку по химии (8 класс) на тему:  | Образовательная социальная сетьпрезентация к уроку "Аллотропные модификации кислорода" | Презентация к уроку по химии (8 класс) на тему:  | Образовательная социальная сетьпрезентация к уроку "Аллотропные модификации кислорода" | Презентация к уроку по химии (8 класс) на тему:  | Образовательная социальная сеть

                                                        S

презентация к уроку "Аллотропные модификации кислорода" | Презентация к уроку по химии (8 класс) на тему:  | Образовательная социальная сеть

                                        … CH2 – CH – CH- CH2  ….

Образуется сетчатая структура полимера (резина) за счёт сливания нескольких макромолекул каучука дисульфидными связями.

  1. Закрепление материала.
  1. Запишите формулы трёх представителей сопряжённых диенов.

Сравните их структурные формулы со структурой алкенов и сделайте вывод:

а) о пространственном строении их молекул.

б) возможных изомерах диеновых углеводородов.

  1. Составьте формулы изомеров пентадиена, отличающихся:

а) по положению двойной связи;

б) по строению углеродного скелета;

  1. Запишите уравнения реакций, характерные для диенов:

а) гидрогенизации;

б) галогенирования;

в) присоединение галогеноводородов;

г) полимеризации;

  1. Составьте уравнения реакций горения бутадиена – 1,3;
  1. Рассмотрите образцы натурального и синтетического каучуков. Убедитесь в эластичности каучуков.
  1. Проведите эксперимент, подтверждающий непредельный характер каучуков.

К 1 мл. раствора Br2 в бензине прибавить 1 мл. резинового клея (раствор каучука в бензине), смесь хорошо встряхните. Что наблюдаем? (обесцвечивание окраски брома).

  1. Запишите уравнения реакции получения каучуков на основе:

а) дивинила (бутадиен-1,3);

б) изопрена (2-метилбутадиен – 1,3);

  1. Изобразите фрагменты макромолекул стереорегулярного строения.

а) поливинила;

б) полиизопрена;

  1. Заслушивание докладов извлечения натурального каучука из млечного сока гевеи. (подводная работа).
  1. Заслушивание доклада о решении проблемы синтеза каучука в нашей стране (подводная работа).

VI.        Домашнее задание. Ознакомление с текстом учебника.

Кислород

Кислород — это бесцветный газ, без вкуса и запаха, немного тяжелее воздуха, малорастворим в воде.

Молекула кислорода образована двумя атомами кислорода. Атомные орбитали, занятые валентными электронами в атоме кислорода, те же, то и в атоме азота. Следовательно, при их линейной комбинации получим аналогичные молекулярные орбитали, отличающиеся только количеством электронов.

Кислород применяют в металлургии для интенсификации доменных и сталеплавильных процессов, при выплавке цветных металлов в шахтных печах, как окислитель во многих химических производствах, для резки и сварки металлов, для жизнеобеспечения экипажей подводных лодок и космических кораблей, на больших высотах и в подводном плавании, в медицине (кислородные, водяные и воздушные ванны, кислородные подушки). Жидкий кислород используют в качестве окислителя ракетного топлива, а также окислителя водорода в топливных элементах.

Нахождение в природе.

Кислород на Земле — самый распространенный элемент. Его содержание в атмосфере составляет 20,95% по объему и 23,15% по массе. В гидросфере и литосфере содержание связанного кислорода составляет соответственно 85,82 и 47,0% по массе или 58% по числу атомов.

Кислород входит в состав белков, жиров и углеводов, т.е. веществ, образующих живые организмы.

Природный кислород представляет собой смесь трех изотопов с массовыми числами 16, 17 и 18. Соотношение составляет 99,759: 0,037: 0,204.

Презентация к уроку "аллотропные модификации кислорода" | презентация к уроку по химии (8 класс) на тему: | образовательная социальная сеть

Слайд 1

«Аллотропные модификации кислорода» Челнокова Ольга Васильевна МБОУ « Сухобезводненская средняя школа» учитель химии, первая квалификационная категория

Слайд 2

Сегодня с вами мы говорим О том, чем дышим, а он невидим, Но разве можно б было на свете жить? Жизнь без него тяжёлой бы была Вернее, не было её бы никогда. Да и вода состоит из него, А без воды на Земле- ничего. Итак, речь идёт о … 2

Слайд 3

«Кислород является центром, вокруг которого вращается вся химия» ( Й.Я.Берцелиус )

Слайд 4

Адрес точный, если спросят 32, 16,8 Кислород

Слайд 5

В атмосфере, где-то зона Газа с буквой «О»………

Слайд 6

Справка по «Кислороду» — газ без цвета, запаха, вкуса, плохо растворим в воде, тяжелее воздуха, при температуре — 183 С превращается в подвижную жидкость . Кислород в химических реакциях выступает в роли окислителя, уступая лишь фтору.

Слайд 7

Справка по «Озону» обладает запахом, который вы явственно ощущаете после грозы. Само слово «озон» в переводе с греческого означает « пахнущий », имеет голубой цвет В 10 раз лучше кислорода растворяется в воде Молекула озона очень непрочная и поэтому легко вступает в химические реакции, является более сильным окислителем.

Слайд 8

Проанализируйте информацию и заполните таблицу

Слайд 9

Характеристика/свойства Кислород Озон Агрегатное состояние Состав молекулы Относительная молекулярная масса Цвет Запах Растворимость в воде Окислительная способность/устойчивость Действие на живой организм Значение в природе

Слайд 10

Трансформироваться Преобразовываться Превращаться Видоизменяться АЛЛОТРОПИЯ Понятие с которым мы сегодня познакомимся

Слайд 11

Явление , когда один и тот же химический элемент образует несколько простых веществ называется аллотропией Х.Э.

Слайд 12

Кислород и озон являются а ллотропными модификациями или видоизменениями атома химического элемента кислорода О О 2 О 3

Слайд 13

Причина аллотропии Причиной аллотропии элементов является разное количество атомов химического элемента, различное строение кристаллических решёток

Слайд 14

Проверь себя 1. атомы кислорода могут образовывать два простых вещества: кислород и озон ( ) 2. свойства кислорода очень похожи на свойства озона (-) 3. вездесущий, всемогущий и невидимый это всё о кислороде ( )

Слайд 15

4. аллотропия это явление существования нескольких простых веществ состоящих из одного химического элемента ( ) 5. кислород и озон это единственные аллотропные видоизменения (-)

Слайд 16

Источники http://www.pokupalkin.ru/upload/medialibrary/621/621763f313c0d5c753e0592dd18eb843.jpg (озон) http://www.separation.ru/cat/o2.jpg (кислород) http://www.weather.gov.hk/education/edu06nature/images/ele-ozone-1.jpg (озоновый слон) http://www.energy-green.net/blog/upload/energy-saving-eco-friendly.jpg (значение кислорода) http://static1.keep4u.ru/2008/11/24/d2819f3987f01b5d29.jpg (образование озона)

Слайд 17

http://techmash.co.uk/wp-content/uploads/2022/01/xl_O2_logo_610-600×337.jpg (свойства кислорода) http://veronium.narod.ru/AllHimiki.files/image002.gif (Й.Я. Берцелиус)

Оцените статью
Кислород
Добавить комментарий