Получение кислорода и изучение его свойств.
Цель работы: освоить один из лабораторных способов получения кислорода и собирание его методом вытеснения воздуха; закрепить знания о физических и химических свойствах кислорода.
1. Получение и собирание кислорода.
1) Соберите прибор для получения газов. Проверьте его на герметичность.
2) В пробирку примерно на четверть её объема насыпьте порошок KMnO4. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Закрепите прибор в штативе в наклонном положении, как показано на риснуке. Подготовьте стакан (или пробирку) для собирания кислорода. Нагрейте сначала всю пробирку, а потом только ту её часть, где находится KMnO4.
3) Убедившись, что стакан или пробирка заполнились кислородом, прекратите нагревание и закройте сосуд с кислородом.
2. Исследование свойств кислорода.
1) Какие физические свойства кислорода можно установить, рассматривая полученный газ?
2) Внесите в сосуд с кислородом тлеющую лучинку. Что вы наблюдаете? О чём это свидетельствует?
3. Сделайте отчет о проделанной работе по плану:
1) Название работы.2) Цель работы.3) Использованное оборудование.4) Название каждой части работы с краткой записью результатов, рисунком прибора, пояснительными надписями и и ответами на поставленные в работе вопросы.5) Составление уравнения соответствующих химических реакций.6) Общий вывод.
Исследование свойств кислорода1) Рассматривая полученный кислород, мы видим, что газ прозрачный и не имеет цвета. Если открыть сосуд, то можно убедиться в том, что кислород не имеет запаха.2) При внесении тлеющий лучинки в сосуд мы видим, что её тление усиливается (угольки становятся ярче). Это свидетельствует о том, что кислород поддерживает горение.
Название: Получение кислорода и изучение его свойств.
Цель: освоить один из лабораторных способов получения кислорода и собирание его методом вытеснения воздуха. Подтвердить на практике физические и химические свойства кислорода.
Использованное оборудование: пробирка с газоотводной трубкой, спиртовка, штатив с лапкой, химический стакан, вата, лучинка, спички, перманганат калия.
Вывод: мы освоили лабораторный способ получения кислорода путём разложения перманганата калия и собирания кислорода методом вытеснения воздуха. На практике изучили физические и химические свойства кислорода.
КОНКУРС «Я ИДУ НА
УРОК»Получение и свойства
кислородаПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (1 ч) 8 КЛАССРабота проводится учащимися
самостоятельно под контролем учителя.
Предлагаю результат моей многолетней работы по
подготовке и проведению практических работ в
общеобразовательной школе на уроках химии в 8–9-х
классах:«Получение и свойства
кислорода»,«Приготовление
растворов солей с определенной массовой долей
растворенного вещества»,«Обобщение сведений о
важнейших классах неорганических соединений», «Электролитическая
диссоциация»,«Подгруппа кислорода»
(см. след. номера газеты «Химия»).Все они апробированы мною на занятиях. Их
можно использовать при изучении школьного курса
химии как по новой программе О.С.Габриеляна, так и
по программе Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана.
Ученический эксперимент – это вид
самостоятельной работы. Эксперимент не только
обогащает учащихся новыми понятиями, умениями,
навыками, но и является способом проверки
истинности приобретенных ими знаний,
способствует более глубокому пониманию
материала, усвоению знаний. Он позволяет более
полно осуществлять принцип вариативности
восприятия окружающего мира, т. к. главная
сущность этого принципа – связь с жизнью, с
будущей практической деятельностью учащихся. Цели. Уметь получать кислород в
лаборатории и собирать его двумя методами:
вытеснением воздуха и вытеснением воды;
подтвердить опытным путем свойства кислорода;
знать правила техники безопасности.
Оборудование. Металлический штатив с
лапкой, спиртовка, спички, пробирка с
газоотводной трубкой, пробирка, комочек ваты,
пипетка, химический стакан, лучинка,
препаровальная игла (или проволока),
кристаллизатор с водой, две конические колбы с
пробками.
Реактивы. KMnO4 кристаллический (5–6
г), известковая вода Сa(OH)2, древесный уголь,
Fe (стальная проволока или скрепка).Правила техники безопасности.
Осторожно обращайтесь с химическим
оборудованием!
Помните! Пробирку прогревают, держа ее в
наклонном положении, по всей длине двумя-тремя
движениями в пламени спиртовки. При нагревании
направляйте отверстие пробирки в сторону от себя
и соседей.Предварительно учащиеся получают
домашнее задание, связанное с изучением
содержания предстоящей работы по инструкции,
одновременно используя материалы учебников 8-го
класса авторов О.С.Габриеляна (§ 14, 40) или
Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана (§ 19, 20). В тетрадях для
практических работ записывают название темы,
цель, перечисляют оборудование и реактивы,
оформляют таблицу для отчета. Один опыт я ставлю выше,
чем тысячу мнений,
рожденных только
воображением.Получение кислорода
методом вытеснения воздуха(10 мин)1. Перманганат калия (КMnO4) поместите в
сухую пробирку. У отверстия пробирки положите
рыхлый комочек ваты.
2. Закройте пробирку пробкой с газоотводной
трубкой, проверьте на герметичность (рис. 1).(Пояснения учителя, как проверить
прибор на герметичность.) Укрепите прибор в лапке
штатива.3. Газоотводную трубку опустите в стакан, не
касаясь дна, на расстоянии 2–3 мм (рис. 2).4. Подогрейте вещество в пробирке.
(Помните правила техники безопасности.)
5. Проверьте наличие газа тлеющей лучинкой
(угольком). Что наблюдаете? Почему кислород можно
собирать методом вытеснения воздуха?
6. Соберите полученный кислород в две колбы для
проведения следующих опытов. Колбы закройте
пробками.
7. Оформите отчет, пользуясь табл. 1, которую
разместите на развороте тетради.Получение кислорода
методом вытеснения воды(10 мин)1. Пробирку заполните водой. Закройте пробирку
большим пальцем и переверните ее вверх дном. В
таком положении опустите руку с пробиркой в
кристаллизатор с водой. Подведите к концу
газоотводной трубки пробирку, не вынимая ее из
воды (рис. 3).2. Когда кислород вытеснит воду из
пробирки, закройте ее большим пальцем и выньте из
воды. Почему кислород можно собирать способом
вытеснения воды?
Внимание! Выньте газоотводную трубку из
кристаллизатора, не прекращая нагревать
пробирку с КMnО4. Если этого не сделать, то
воду перебросит в горячую пробирку. Почему?Горение угля в кислороде(5 мин)1. Закрепите уголек на металлической проволоке
(препаровальной игле) и внесите в пламя
спиртовки.
2. Раскаленный уголек опустите в колбу с
кислородом. Что наблюдаете? Дайте объяснение
(рис. 4).3. После извлечения несгоревшего угля
из колбы, прилейте в нее 5–6 капель известковой
воды
Са(ОН)2. Что наблюдаете? Дайте объяснение.
4. Оформите отчет о работе в табл. 1.Горение стальной (железной) проволоки
в кислороде(5 мин)1. Прикрепите к одному концу стальной проволоки
кусочек спички. Зажгите спичку. Проволоку с
горящей спичкой опустите в колбу с кислородом.
Что наблюдаете? Дайте объяснение (рис. 5).2. Оформите отчет о работе в табл. 1. Сделайте
письменный общий вывод о проделанной работе (5
мин).ВЫВОД. Один из способов получения
кислорода в лаборатории – разложение КMnO4.
Кислород – газ без цвета и запаха, тяжелее
воздуха в 1,103 раза (Mr(O2) = 32, Mr(возд.)
= 29, из чего следует 32/29 1,103),
малорастворим в воде. Вступает в реакции с
простыми веществами, образуя оксиды. Приведите рабочее место
в порядок (3 мин): разберите прибор, расставьте
посуду и принадлежности на свои места. Сдайте тетради на
проверку.Задача. Определите, какое из соединений
железа – Fe2О3 или Fe3О4 –
богаче железом?(Х) = n•Ar(X)/Mr,
где n – число атомов элемента Х в формуле
вещества.Mr(Fe2O3) = 56•2 + 16•3 = 160,(Fe) = 56•2/160 = 0,7,
(Fe) = 70%,Mr (Fe3O4) = 56•3 + 16•4 = 232,
(Fe)
= 56•3/232 = 0,724,
(Fe) = 72,4%.Ответ. Fe3O4 богаче железом, чем Fe2O3.Учитель во время практической работы наблюдает
за правильностью выполнения приемов и операций
учащимися и отмечает в карточке учета умений
(табл. 2).Карточка учета уменийОбразец отчета о проделанной практической
работе (табл. 1)О.М.БЫКОВА,
учитель химии
Красноярской средней школы № 2
(с. Красный Яр, Астраханская обл.)