- Какие показания еще может выдать мультиметр и что они означают?
- Виды зондов и их совершенствование
- Из-за чего ломается лямбда-зонд
- Как осуществляется проверка?
- Как отремонтировать лямбда-зонд
- Метод первый
- Назначение датчика кислорода
- Новый ультрафиолетовый датчик и датчик оксигенации крови в galaxy note 4 и note edge
- Признаки неисправности лямбда-зонда
- Проверка кислорода в крови с помощью смартфона samsung s7
- Проверяем работу лямбда зонда через сигнальные провода
- Проверяем с помощью вольтметра и мультиметра
- Проверяем с помощью осциллографа или мотор-тестера
- Различия и взаимозаменяемость титановой и циркониевой лямбды
- Срок службы лямбда-зонда
- Типы датчиков и температурные режимы их работы
Какие показания еще может выдать мультиметр и что они означают?
Не меняющееся значение 0,8 – 0,9 вольт указывает на то, что топливная смесь постоянно обогащенная (высококалорийная), кислорода мало.
На это будет указывать и ряд других признаков (хлопки в глушитель, изменился цвет дыма из выхлопной трубы и так далее.
Причины проблемы сразу нужно искать в:
- загрязнении воздушного фильтра;
- регулировок зажигания и топливной системы;
- неправильной работе форсунок (льет топливо);
- выходе из строя датчика расхода воздуха;
- неправильной работе экономайзера;
- другие причины.
Если показания мультиметра остаются неизменными в пределах 0,1- 0,2 вольта, то смесь постоянно обедненная (кислорода много, 15-17 кг на 1 кг бензина). Или, наоборот, кислорода норма, а бензина поступает мало, при том же соотношении 17 к 1.
Причин избытка воздуха в цилиндрах много, в первую очередь, нужно смотреть прокладки выпускного коллектора, не порвана ли диафрагма усилителя тормозов, правильно ли работает система вентиляции картера (проверьте хорошо ли закручена пробка маслозаливной горловины, плотно ли вставлен масляной щуп – воздух не должен попадать в картер извне).
Если есть подозрения, что топлива поступает мало, то вспомните, когда последний раз чистились форсунки, менялся топливный фильтр. Обратите внимание на бензонасос, скорее всего, срок его службы подходит к концу, и он работает на пределе.
Возможны и другие неисправности диагностика которых требует профессионального подхода.
Проверить можно и другим способом.
Проводим тесты на богатую и обедненную топливную смесь
Для проведения теста на богатую топливную смесь сделайте следующее:
- Тест лучше делать на уже прогретом двигателе и с напарником;
- Отключите от датчика все провода, при этом он должно находиться на штатном месте;
- Подключите к лямбда зонду мультиметр (в режимах 2 или 20 вольт);
- Запустите мотор и доведите частоту оборотов коленвала до 2600 в минуту;
- Резко сбросьте обороты и сразу же отсоедините патрубок от вакуумного регулятора давления, т.е., происходит искусственное обогащение топлива;
- Зафиксируйте показания мультиметра, они должны быть в пределах 0,7 — 0,9 вольт. Если динамики изменений не происходит или цифры далеки от указанных выше, значит, лямбда зонд неисправен.
Проверка на обедненную смесь:
- На заведенном автомобиле возьмите конец уже снятой трубки вакуумного регулятора давления и создайте в ней любым удобным методом подсос воздуха (искусственно обедняем смесь);
- Одновременно замерьте показания мультиметра, они должны быть в пределах 0,1 – 0,2 вольта. При этом показания должны измениться менее чем за 1 секунду.
Как провести тест на динамические режимы работы показано ниже.
Виды зондов и их совершенствование
Определить визуальные признаки неисправности лямбда зонда можно, если знать, датчик какого типа установлен в системе. Их принцип работы остается таким же, но способы измерения О2 различаются. Изготовители стараются следить за работой зондов, периодически вносят в них коррективы.
Это помогает улучшить точность измерения кислорода. К примеру, совсем недавно был введен предварительный подогрев наконечника. Это помогло обеспечить отличную работу двигателя на холостом ходу. Первое поколение приборов разогревалось от тепла выхлопных газов.
Следующей разработкой стали широкополосные датчики. Сначала в системе устанавливался один датчик, но его показатели были не столь точны, как хотелось бы. Было принято решение монтировать второй датчик, который помог увеличить точность измерений. Таким образом, широкополосный тип датчика работает на основе принудительной закачки кислорода в камеру.
Сегодня λ-зонды подразделяются на циркониевые, широкополосные и титановые. Самым распространенным видом является циркониевые. Титановые сильно схожи с циркониевыми визуально и технически. Что касается широкополосных, то они имеют две камеры, каждая из которых выполняет свою задачу.
Из-за чего ломается лямбда-зонд
- Механическое повреждение. Сильный удар в результате аварии, наезда на бордюр или езды по бездорожью отрицательно
влияет на состояние датчика; - Некорректная работа двигателя и неисправности системы зажигания приводят к перегреву ДК и поломке;
- Засорение системы. Основной причиной неисправности будут продукты сгорания некачественного топлива.
Чем больше тяжелых металлов, тем скорее сломается лямбда; - Поломка в поршневой группе. Неисправные поршень, поршневой палец и шатун пропускают масло в выхлопную систему,
которое забивает зонд; - Попадание жидкости. Загрязнение любого вида сократит срок работы лямбда-зонда;
- Замыкание в проводке;
- Слишком богатая или бедная топливно-воздушная смесь;
- Разгерметизация выпускной системы пропускает воздух и отработавшие газы, что выводит датчик кислорода из строя;
- Пропуски зажигания;
- Естественный износ.
Сравнение рабочего и неисправного датчиков кислорода.
Выход из строя лямбда-зонда происходит постепенно. Последствия выливаются в аварийный режим управления двигателем.
Так производители уберегают машину от серьезных поломок, а водителя от аварийных ситуаций.
Неисправность предотвращается регулярной профилактикой и диагностикой, выявляющей поломки на начальных стадиях.
Читайте про способы отключения датчика кислорода, если он вышел из строя.
Как осуществляется проверка?
Подключите осциллограф к сигнальному проводу, как его найти вы уже знаете.
Заведите автомобиль и прогрейте его до 60 – 700С. За это время прогреется О2-датчик и включился режим обратной связи.
Уже по мере прогрева на приборе будет видно, как лямбда зонд генерирует небольшой ток в пределах 1 вольта.
По мере прогрева лямбды уровень напряжение будет расти (тоже в пределах до 1В), и по мере выхода на рабочую температуру до 300 – 400 0С она начинает свои осцилляции.
На прогретом двигателе выйдите на режим 2500 – 3000 оборотов в минуту, если лямбда исправна на приборе появится такая диаграмма.
При резком опускании газа смесь должна какое-то время обогащаться, на диаграмме это выглядит так.
На холостых оборотах смесь сначала переходит в режим бедной.
А затем переходи в режим неуверенных осцилляций.
Итак, проверяется:
- Время прогрева — через сколько лямбда выходит на рабочий режим;
- На оборотах двигателя 2000 – 3000, проверяется вот такая картина.
Если на графике видно, что лямбда зависла в нижнем или верхнем положении, т.е. дает постоянно низкий или высокий уровень сигнала, то это значит, что датчик кислорода нужно менять. Но при условии, что двигатель прогрет, а внешний осмотр дал положительный результат.
Если вы наблюдаете такую картину, как показано ниже, то, скорее всего, лямбда зонд вышел из строя в результате перегрева.
Как отремонтировать лямбда-зонд
Ремонт лямбда зонда своими руками выполнить довольно просто, для этого необходимо определить, в каком именно узле произошел сбой.
Если проблема связана с контактами цепи, то в первую очередь необходимо найти место разрыва и проверить, не окислились ли контакты. Сигнал может, элементарно, не идти от блока управления. Поэтому проверьте питание лямбды. Если контакты элемента окислились их необходимо обработать WD40.
Если на корпусе зонда образовалось много нагара, то может потребоваться чистка всех частей системы. И тут возникает закономерный вопрос, чем промыть лямбда зонд. Дело в том, что обрабатывать платиновые электроды и керамический стержень наждачной бумагой категорически запрещено. Поэтому необходимо использовать специализированные средства, предназначенные для растворения ржавчины.
Для очистки датчика необходимо выполнить следующие шаги:
- Демонтируйте лямбда зонд, предварительно нагрев его корпус до 50 градусов.
- Снимите защитный колпачок.
- Замочите датчик в ортофосфорной кислоте на 30 минут (она справится даже с самыми сложными отложениями).
- Ополосните лямбду в воде, высушите и установите элемент обратно. Не забудьте смазать резьбу датчика специальным средством для создания полной герметичности (но только не используйте силиконовый герметик).
Так как стоимость датчиков колеблется от 1000 – 3000 рублей за один элемент, то вполне разумно попробовать осуществить ремонт лямбда зонда своими руками (видео смотрите ниже), а уже потом приступать к установке нового элемента.
Метод первый
Предполагает очистку элемента подогре от нагара (применяется когда возникает неисправность нагревателя датчика кислорода). Для реализации этого метода необходимо обеспечить доступ к чувствительной керамической части устройства, которая скрыта за защитным колпачком.
Снять указанный колпачок можно с помощью тонкого напильника, с помощью которого нужно сделать надрезы в области основания датчика. Если демонтировать колпачок полностью не получится, то допускается сделать маленькие окошки размером около 5 мм. Для дальнейшей работы необходимо около 100 мл ортофосфорной кислоты либо преобразователя ржавчины.
Когда защитный колпачок был демонтирован полностью, то для его восстановления на его посадочном месте придется воспользоваться аргоновой сваркой.
Процедура по восстановлению выполняется по следующему алгоритму:
- Налить 100 мл ортофосфорной кислоты в стеклянную емкость.
- Опустить керамический элемент датчика в кислоту. Полностью опускать датчик в кислоту нельзя! После этого подождать около 20 минут с тем, чтобы кислота растворила сажу.
- Извлечь датчик и промыть его проточной водой из крана, а затем дать ему высохнуть.
Порой на выполнение чистки датчика таким методом нужно потратить до восьми часов времени, ведь если с первого раза очистить сажу не получилось, то имеет смысл повторить процедуру два и более раза, причем можно воспользоваться кистью для выполнения механической обработки поверхности. Вместо кисти можно воспользоваться зубной щеткой.
Назначение датчика кислорода
Датчик кислорода устанавливается в выпускном коллекторе (у различных машин конкретное место и ко-во может отличаться), и выполняет мониторинг наличия кислорода в выхлопных газах. В автопромышленности греческая буква «лямбда» обозначает коэффициент избытка кислорода в топливовоздушной смеси. Именно по этой причине зачастую датчик кислорода называют «лямбда-зонд».
Предоставленная датчиком информация о количестве кислорода в составе выхлопных газов электронным блоком управления двигателем (ЭБУ) используется для корректировка впрыска топлива. Если кислорода в выхлопных газах много, значит, топливовоздушная смесь, подаваемая в цилиндры, бедная (напряжение на датчике 0,1…0,3 Вольта), а если кислорода много — значит, богатая (напряжение на датчике 0,6…0,9 Вольта).
В большинстве случаев диапазон эффективной работы катализатора составляет 14,6…14,8 долей воздуха на одну долю топлива. Это соответствует значению лямбда, равной единице. Таким образом, датчик кислорода является своеобразным контролером, расположенным в выпускном коллекторе.
На некоторых автомобилях конструктивно предусмотрено использование двух датчиков концентрации кислорода. Один расположен до катализатора, а второй — после. Задача первого состоит в коррекции состава топливовоздушной смеси, а второго — проверка эффективности работы катализатора. Сами же датчики по конструкции, как правило, идентичны.
Новый ультрафиолетовый датчик и датчик оксигенации крови в galaxy note 4 и note edge
Причина установки ультрафиолетового датчика и его применение довольно понятны. Расположен он рядом со вспышкой основной камеры (а также на передней панели Gear S, кстати) и он измеряет уровень ультрафиолетового излучения. S Health умеет быстро определить этот уровень и посоветовать вам что нужно сделать. Инструкции крайне просты, так что вам Galaxy Note 4 может посоветовать взять с собой солнцезащитный крем или избегать прогулок на солнце.
Датчик оксигенации крови это довольно сложный механизм определения насыщения кислородом крови. Расположен он на задней панели, а работает датчик SpO2 за счет дифференциального поглощения двух цветов – красного и инфракрасного. Оксигемоглобин, гемоглобин или красные кровяные клетки, что связывает кислород, поглощает инфракрасный и пропускает красный. Дезоксигемоглобин, гемоглобин, что не связывает кислород, поглощает красный и инфракрасный пропускает. Не имея медицинского образования, могу пояснить принцип работы лишь так.
В результате датчик SpO2 способен при нормальном атмосферном давлении определить более-менее точно уровень оксигенации крови (насыщении кислородом). Этот датчик на данный момент тестируется регулирующими органами и мы ожидаем новости о получении сертификата соответствия у Galaxy Note 4 и Note Edge.
Samsung постоянно расширяет возможности S Health. Ультрафиолетовый датчик определенно имеет полезную ценность, но все же в повседневной жизни еще предстоит выяснить его эффективность. Что касается датчика SpO2, то его наверняка будут критиковать, но все равно мы придем к выводу, что Galaxy Note 4, да и Note Edge, это самые многофункциональные гаджеты, которые будут еще заботиться о вашем здоровье.
Признаки неисправности лямбда-зонда
- Повышается уровень токсичности газов. Определить токсичность можно с помощью профессиональной диагностики.
Внешне никак не диагностируется, даже запах выхлопа практически не изменится. - Увеличивается расход топлива. В зависимости от серьезности неисправности, он вырастает на 1–4 литра.
Повышенный расход, конечно, способен вызвать не только неисправный ДК. - Появляются ошибки кислородного датчика (P0131, P0135, P0141 и другие), загорается «Check Engine».
Обычно чек горит при неисправности зондов или катализатора. Диагностика установит точную причину. - Перегревается катализатор. Неисправные лямбда-зонды подают неправильные сигналы в ЭБУ, что может привести к
некорректной работе катализатора, его перегреву и поломке. - Появляется дерганье и нехарактерные хлопки в двигателе. Лямбда-зонды перестают генерировать правильный сигнал,
из-за чего дестабилизируется работа оборотов холостого хода. Обороты колеблются в широком диапазоне, что приводит к
ухудшению качества топливной смеси. - Ухудшаются динамические характеристики автомобиля, теряется мощность, тяга.
Если вас беспокоит один из этих признаков неисправности датчика кислорода, обратитесь к специалисту.
С помощью диагностического оборудования он определит точную область поломки и поможет с ремонтом.
Проверка кислорода в крови с помощью смартфона samsung s7
Не спешите продавать или утилизировать ваш смартфон Samsung Galaxy S7, то что есть в этом старичке, нет ни в одном новом телефоне, а именно, наличие специального датчика с помощью которого можно проводить замеры кислорода в крови, пульс и даже уровень стресса вашего организма.
Для того, чтобы измерить кислород в крови с помощью данного смартфона, достаточно зайти в его оригинальное, предустановленное приложение Samsung Health, выбрать необходимую функцию проверки и приложить указательный палец к датчику, который расположен на тыльной стороне телефона. Как только вы это сделаете, программа автоматически начнёт измерение, а по окончанию цикла выдаст результат о содержании кислорода в крови. Нормальным показателем считается от 95% и выше.
#проверка#кислорода#крови#samsung
§
Из информации некоторых пользователей ВК, для того, чтобы поставить гифку (GIF) необходимо загрузить графический файл в формате APNG своеобразным способом в раздел фото и далее установить в качестве аватарки.
Я решил попробовать этот метод, но у меня ничего не вышло. Использовал различные файлы, такие как: APNG, GIF, но анимация не работает, даже если я просматриваю свою страницу ВК через браузер.
Отсюда можно сделать выводы, что поставить анимированную аву ВКонтакте не получится.
Странно, почему GIF или APNG не работает в ВК, в тех же одноклассниках все работает отлично. Для примера можете зайти 👉 посмотреть 👈 как круто это выглядит. Только обязательно входите через приложение OK, а не через сайт.
§
§
Бесплатные социальные сети, с бесплатной регистрацией на сегодняшний момент набирают популярность. Вы скажите: а где ты видел платные соцсети? Да, они в принципе являются все бесплатными, но сейчас речь идёт не о масштабных площадках, а о сообществах, где люди знакомятся, парни находят девушек, а девушки парней! Так вот, по большому счёту, подобные проекты являются платными и наполнены ботами, иногда очень «тупыми» и такую картину я наблюдал неоднократно.
Например, молодой парень заходит на сайт для знакомств, видит фото красивых девушек, регистрируется и естественно начинает знакомиться, писать личные сообщения красоткам, но до определенного момента он даже и не подозревает, что это либо бот, либо девушка, которая работает совместно с администрацией соцсети, а цель одна, выжать по максимуму денег с парня.
Подобные социальные сети, как правило имеют бесплатную регистрацию. Но когда пользователь зарегистрируется, вот здесь и начнётся высасывание денег. Например: он напишет сообщение понравившейся девушке, она очень завораживающе ему ответит, на что тот захочет снова отправить ей сообщение, но столкнётся с всплывающем Банером: «Для продолжения общения, оплатите такую-то сумму» и многие на это ведутся! Вот у меня и стал вопрос: о бесплатных социальных сетях для знакомств.
Я вот тут подумал, xsmix — не имеет тематики, а что если мы сами сделаем из этой социальной сети, сайт для знакомств? Я думаю админы против не будут, так как Финансист уже писал о том, что он вёл переписку с ними на эту тему и они ему ответили, что в этом и есть вся фишка:
Мы не будем устанавливать конкретной тематики для нашей социальной сети, мы хотим отдать выбор нашим пользователям. Пусть интернет сообщество само решат, что им больше подходит.
Сейчас я вижу xsmix, очень похожей на pikabu, vc.ru и подобные!Так, что я предлагаю сделать именно сайт знакомств, а какие ваши предложения? Админы, если у вас есть вопросы? Свяжитесь со мной, есть идея!
§
Проверяем работу лямбда зонда через сигнальные провода
Проверять будем лямбда зонд с 4 проводами. Для этого лучше использовать мультиметр. Двигатель уже прогрет, если нет, то заведите машину и дайте ей поработать на холостых 5-10 минут.
Нам нужно чтобы прогрелся керамический элемент и включились режимы обратной связи ЭБУ с датчиком кислорода и управления подачей топлива, а происходи это после прогрева двигателя до 60-700С.
Отключать датчик кислорода от колодки нельзя, для подключения к проводам нужно использовать острые иголки на концах проводов мультиметра.
Подключите тестер к сигнальным проводам параллельным способом — плюс к « », минус к «-», двигатель должен работать.
Обратите внимание на показатель напряжения, если он равен опорному 0.45В и цифра постоянна, то лямбда зонд неисправен.
Если напряжение циклически скачет в пределах от 0,1 до 0,9 вольт с частотой 1,5 – 2 раза в секунду, то лямбда зонд исправный, в ином случае он подлежит замене.
Если показания зависли или внизу (0,1 – 0,3В) или вверху (0,8-0,9В), то может быть еще не включился режим обратной связи, которой активируется после прогрева двигателя до 60 – 70 градусов по Цельсию. Т.е. сам датчик уже прогрелся, а режим еще не активировался.
Подключить мультиметр к датчику кислорода можно и другим способом. Минусовой провод прижмите к корпусу (масса), а плюсовой с помощью иглы через резинку к черному проводу (плюсовой). Снимите показания.
Проверяем с помощью вольтметра и мультиметра
Распространенный случай, это когда лямбда зонд с четырьмя проводами. Два сигнальных, а два идут на подогреватель.
Распиновка двух, трех и четырех проводных лямбда зондов показана ниже.
Сначала необходимо проверить опорное напряжение, так как сделать это можно на неработающем двигателе.
Включаем зажигание, берем вольтметр, ставим переключатель на 2 или 20В. Находим два сигнальных провода (как это сделать расписано ниже) и подключаем к ним вольтметр, показания должны быть в пределах 0.45 – 0.50 вольт. Эти замеры можно сделать и с помощью мультиметра.
ВНИМАНИЕ: у трех проводных датчиков кислорода провод сигнальной массы отсутствует, поэтому минусовой провод вольтметра (мультиметра) подсоединяем к корпусу автомобиля.
Далее заводим машину и пока прогревается датчик кислорода (его проверка осуществляется только после прогрева более 300 °С), проверяем подогреватель (напряжение и сопротивление).
ВАЖНО: проверку нужно начинать именно с подогревателя, а потом уже всего устройства. Дело в том, что при отсутствии питания на разъеме подогревателя датчик может либо вообще не работать, либо работать очень плохо, неадекватно и с опозданиями.
Нам нужно проверить подается ли на него напряжение в 12В это можно сделать, найдя нужные провода по цвету (смотрите распиновку выше). На большинстве датчиков они белого цвета.
Берем вольтметр и проверяем напряжение, все просто. Это можно сделать еще проще, включить зажигание не заводя машины, но полученный результат замера нужно сравнить с напряжением на клеммах АКБ.
Но бывают ситуации, когда проводка настолько износилась и поцвела, что определить ее цвет невозможно.
Поэтому берем вольтметр или мультиметр, минусовой провод подсоединяем к корпусу авто, а плюсовым поочередно дотрагиваемся до каждого провода до тех пор, пока на вольтметре не появиться 12 или близкая к ней цифра.
Так можно найти плюсовой провод подогревателя. Для поиска минусового не отсоединяя контакт вольтметра от найденного плюсового провода, поочерёдно втором концом подключаемся к оставшимся трем до тех пор, пока на вольтметре не появиться цифра близкая к 12 как в первом случае.
Запоминаем положение сигнальных проводов и идущих на подогреватель.
Если на плюсовом проводе напряжение обнаружено не было, проверяем его состояние. Как правило, он подключен напрямую к блоку предохранителей.
Если нерабочий минусовой провод, то тут сложнее, он идет до ЭБУ, если обрыва нет, и он прозванивается, то проблема может быть в блоке управления.
Также нужно будет замерить сопротивление нагревателя, для этого понадобится мультиметр. Замеры можно проводить и на снятом O2 датчике без машины.
Нормативный показатель от 2 до 10 Ом, но для каждой марки автомобиля, он может сильно отличаться, часто встречаются нормы 4.5 – 6 Ом.
- Берем мультиметр и переключаем его в режим измерения сопротивления;
- Подключаем прибор к проводам нагревателя;
- Делаем замеры.
Если сопротивление не соответствует норме или на приборе стоит цифра 1 и ничего не происходит, значит в цепи обрыв, меняйте 02 датчик.
Проверяем с помощью осциллографа или мотор-тестера
Основное преимущество проверки О2-датчика осциллографом, это фиксация промежутка времени, за которое изменяется выходной напряжение.
Вольтметром и мультиметром такие показания вы не снимите.
Даже система контроля автомобиля не в состоянии выявить замедленную реакцию лямбда зонда на изменения объема кислорода в выхлопных газах, поэтому при такой неисправности вероятность появления «CHECK ENGINE» на панели приборов минимальна.
Хотя в автомобилях, выпускаемых в последнее время, уже устанавливаются ЭБУ, которые справляются с этой задачей.
Нормативный показатель изменения напряжение 120 мСек и не более. Если время реакции превышает нормативное (датчик медленный), то на графике это выглядит так.
В таком случает нужно проверить лямбда зонд на закоксованность, если это не помогло, значит, произошло старение керамического элемента.
На графике ниже видно, как медленно он реагирует при резком нажатии на педаль газа.
Правильная работа лямбда зонда показана на графике ниже.
Здесь видно, что верхний предел напряжения не превышает 0,8 вольт, а нижний не заходит за отметку 0,1В. Также временные показатели в норме.
Если посмотреть другой график, то здесь проглядывается другая ситуация.
Здесь нижний придел ушел за отметку 0,1В, а это недопустимо, значит, лямбда зонд неисправен. На панели приборов появится «CHECK ENGINE».
Различия и взаимозаменяемость титановой и циркониевой лямбды
Это касается различий титановой и циркониевой лямбды. Работа их основана на разных принципах. Циркониевая генерирует ЭДС при обнаружении остаточного кислорода в выхлопных газах.
Титановая лямбда изменяет свое сопротивление при обнаружении остаточного кислорода в выхлопных газах. В соответствии с этим включение их в бортовую сеть различное.
Подключение циркония через разъем, в котором два пина — подогрев, один пин — сигнал (напряжение в вольтах от 0,1 в до 0,9В в зависимости от количества кислорода в выхлопных газах) и один пин — масса лямбды.
Подключение титана через разъем, в котором два пина — подогрев, один пин — сигнал лямбды (напряжение в вольтах от 0,1 в до 0,9В, которое меняется в зависимости от изменения сопротивления лямды от количества кислорода в выхлопных газах) и один пин это опорное напряжение 1В, которое подается на лямбду от ЭБУ.
ВЫВОД: Замен титановой лямбды на циркониевую возможен без применения всяких дополнительных электронных устройств. В этом случае надо использовать трех проводную циркониевую лямбду.
Возможно использовать четырех проводную лямбду, но при этом надо проверить прозванивается ли массовый провод на массу лямбды, если прозванивается, его можно обрезать, если не звониться, то подключаем его на массу автомобиля.
Срок службы лямбда-зонда
Средняя продолжительность срока службы датчика кислорода на российском бензине 40 000–100 000 км.
Для увеличения срока работы рекомендуем заливать качественное топливо с низким содержанием примесей и тяжелых металлов.
Самостоятельно определить неисправность лямбды достаточно сложно, установить причину — практически невозможно.
Это может быть износ, низкое качество бензина, механическое повреждение и другие факторы.
Работы по диагностике кислородного датчика.
Если у вас возникли подозрения в неисправности датчика кислорода, обратитесь к профессиональным диагностам. При помощи
осциллограммы специалист определит причины неисправности и подскажет способы устранения.
Типы датчиков и температурные режимы их работы
На рынке представлены два типа датчиков кислорода – титановые и циркониевые.
Первые изготовлены на основе диоксида титана, а вторые – диоксида циркония.
Отличают их между собой только конструктивные особенности, принцип работы одинаковый.
Титановые датчики в последнее время практически не используются, ранее устанавливались на некоторые марки автомобилей, встречаются сейчас очень редко. Циркониевые наоборот, получили широкое распространение.
Основа устройства – керамический элемент, выполненный из указанных выше диоксида циркония (ZrO2) или диоксида титана (Tio2), покрытый платиновой сеткой.
Одна часть элемента расположена в выхлопной трубе и контактирует с выхлопными газами, а другая снаружи, контактирует с атмосферным воздухом через места соединения проводов.
Температура, при которой лямбда зонд начинает функционировать, варьирует от 300 до 400 °С, опасный предел 900 – 1000 °С, за которым устройство может перегреться и выйти из строя. Оптимальный температурный режим в движении – около 600 °С.
В современных лямбда зондах, но не во всех, конструктивно предусмотрен нагревательный элемент, который при запуске мотора на холодную прогреет устройство до рабочей температуры в 300 – 400 °С.
Отличительная особенность – наличие трех или четырех проводов, два из которых белого цвета (на японских авто могут быть черного) идут на подогреватель.
Такие устройства могут устанавливаться в выхлопной трубе на значительном расстоянии от двигателя, так как им не нужен интенсивный прогрев выхлопными газами.
В двух или одно проводных датчиках кислорода подогреватели отсутствуют, поэтому устанавливаются они как можно ближе к двигателю, как правило в выпускном коллекторе, но так, чтобы лямбда зонд не вышел из строя от перегрева.
У многих типов датчиков, особенно установленных на немецкие автомобили, но, кроме японских, черный провод является сигнальным, а серый (может быть не всегда) является сигнальной массой.
На датчиках кислорода, установленных на японские автомобили, провода имеют индивидуальную цветовую гамму для каждой модели, поэтому этот момент нужно каждый раз уточнять.
Но один плюс все же есть, лямбда зонды, идущие на замену вышедшим из строя аналогам, касается только японских авто, имеют постоянную цветовую гамму проводов: сигнальный — синего, а не черного цвета, сигнальная масса белого, а не серого цвета, а на подогреватель идут два черных провода, а не белые, как обычно.
Почему именно 300 °С? Именно после превышения данного показателя керамический элемент устройства, который смело можно назвать твердым электролитом, начинает пропускать через себя ионы кислорода, которые собираются на электродной сетке из платины.
Представьте себе условно две 5-литровые емкости (канистры), наполненные водой, стоящие на одном уровне и соединенные друг с другом шлангом, посередине которого находится краник.
Если просто открыть краник, куда потечет вода? Правильно, никуда. А если поднять одну из канистр, то куда? Правильно, в ту канистру, которая находится ниже.
Схожий принцип работает и в случае с лямбда зондом. Открытие крана – это превышение температуры на керамическом элементе выше 300 °С.
А перетекание ионов кислорода по нему обеспечивается благодаря формированию на его концах разности потенциалов (поднятие одной или другой канистры), чем больше разность, тем сильнее напряжение (чем выше емкость, тем сильнее течет вода).
На той стороне датчика, которая контактирует с атмосферным воздухом (эталонным), содержание кислорода небольшое и, как правило, меняется только при изменении условий эксплуатации автомобиля (горы, карьеры и так далее), потенциал там маленький, но он присутствует постоянно.
А на той стороне устройства, которое вкручено во выхлопную трубу, объем кислорода может варьировать от малого до значительного.
Но нужно понимать, что в выхлопных газах небольшое количество O2 считается нормой, так как это обеспечивает полное догорание топлива в выхлопном коллекторе и защищает катализатор в случае сильного переобогащения топливной смеси (несгоревшее топливо выбрасывается в коллектор и догорает там).
Если в выхлопных газах количество O2 будет равно содержащемуся кислороду в атмосфере, то разность потенциалов будет отсутствовать (если это ассоциировать с канистрами, то они будут находиться на одном уровне), а опорное напряжение, поступающее от блока управления будет ровно 0,45 вольтам — уровень лямбда равен 1.
Допустим, объем кислорода в выхлопных газах значительно ниже атмосферного.
Благодаря разности потенциалов образуется электрический ток, который течет от внутренней стороны гальванического элемента, контактирующей с эталонным воздухом, к внешней (значение « »). Его величина повышает опорное напряжение с 0,45 вольт от 0,5 до 0,8-0,9.
ЭБУ видит, что смесь обогащена (уровень лямбда меньше 1), и производит корректировку.
Если показатели уровня кислорода в выхлопных газах высокие (больше атмосферных), то изменится разность потенциалов, электрический ток будет течь в другую сторону (значение «-») снизив опорное напряжение до 0,1 – 0,3 вольт. ЭБУ будет видеть, что топливная смесь поступает в цилиндры обедненной — уровень лямбда больше 1.