- Что такое воздух, его значение, свойства и химический состав?
- Давайте теперь определим, что же такое есть кислород
- Благородные газы
- Воздух • большая российская энциклопедия — электронная версия
- Воздух как смесь газов. кислород. озон
- Воздух, его роль и значение в жизни планеты:
- Загрязнение воздуха
- История открытия кислорода
- Кислород
- Можно ли увидеть воздух?
- Норма кислорода в воздухе
- Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха
- Состав и свойства воздуха
- Состав и свойства воздуха — урок. окружающий мир, 3 класс.
- Углекислый газ
- Физические свойства воздуха:
Что такое воздух, его значение, свойства и химический состав?
Если кратко, то Воздух, это газовая смесь состоящая на 98-99% из азота и кислорода, образующая газовую оболочку вокруг планеты Земля, её ещё называют — Атмосфера Земли.
Масса воздуха всей атмосферы Земли составляет примерно 5.13х1015 тонн и оказывает давление на поверхность Земли на уровне моря равное в среднем около 1,0333 кг на 1 см2.
Объём атмосферы Земли подсчитать достаточно сложно. Можно было бы умножить площадь поверхности Земли 5,1×108 км2 на её высоту. Но что считать высотой? Известно, что на больших высотах воздух практически отсутствует, а его плотность плавно уменьшается с набором высоты.
Так, если на уровне моря плотность воздуха составляет 1,2250 кг/м³, то на высоте 10 км она составляет 0,4135 кг/м³, на высоте 100 км — 5,55⋅10−7кг/м³, а на высоте 1000 км — 3,56⋅10−15, но воздух присутствует и там. Если принять за высоту атмосферы высоту, на которой плотность воздуха уменьшается в 1000 раз по отношению к его плотности на уровне моря (это примерно 50 км), то в этом случае объём атмосферы составляет около 2,5×1010 км3.
Давайте теперь определим, что же такое есть кислород
Кислород есть химическим элементом периодической таблице элементов Менделеева, кислород не имеет ни запаха, ни вкуса, ни цвета. Кислород в воздухе крайне необходим для дыхания человека, а также для горения ведь не для кого не секрет, что если не будет воздуха, то никакие материалы не будут гореть. В состав кислорода входит смесь из трех стабильных нуклидов, массовые числа которых 16. 17 и 18.
Итак, кислород является самым распространенным элементом на земле, что касается процентного соотношения то кислорода наибольше процентов находиться в силикатах это около 47.4 процентов массы твердой земной коры. Также в морских и пресных водах всей земли содержится огромное количество кислорода, а именно 88.
Что касается получения кислорода то его получают при разделении воздуха при низких температурах. Этот процесс происходит так, в начале сжимают воздух при помощи компрессора при сжимании воздуха начинает нагреваться. Сжатому воздуху дают остыть до комнатной температуры, а после охлаждения обеспечивают его свободное расширение.
Когда происходит расширение температура газа резко начинает понижаться, после того как воздух охладился его температура может быть на несколько десятков градусов ниже комнатной температуры, такой воздух опять подвергают сжатию и отбирают выделившуюся теплоту.
И здесь возникает еще один вопрос что тяжелее кислород или же углекислый газ. Ответ просто конечно же углекислый газ будет тяжелее чем кислород. Плотность углекислого газа составляет 1,97кг/м3, а вот плотность кислорода в свою очередь составляет 1,43кг/м3.
Что касается углекислого газа то он, как оказывается играет одну из главных ролей в жизнедеятельности всего живого на земле, а также имеет влияние на круговорот углерода в природе. Доказано, что углекислый газ участвует в регуляции дыхания, а также кровообращения.
Благородные газы
Благородные газы — это 6 элементов 8-й группы периодической таблицы. Они чрезвычайно инертны химически. Только они существуют в виде отдельных атомов, не образующих молекулы. Из-за их пассивности некоторыми из них наполняют лампы.
Ксенон практически не используется человеком, зато аргон накачивают в электролампочки, а криптоном наполняют люминесцентные лампы. Неон вспыхивает красно-оранжевым светом при прохождении электрического разряда. Он используется в натриевых уличных лампах и неоновых лампах.
Радон радиоактивен. Он образуется в результате распада металла радия. Никакие соединения гелия науке неизвестны, и гелий считается абсолютно инертным. Его плотность в 7 раз меньше плотности воздуха, поэтому им наполняют дирижабли. Наполненные гелием воздушные шары оснащаются научной аппаратурой и запускаются в верхние слои атмосферы.
Воздух • большая российская энциклопедия — электронная версия
ВО́ЗДУХ, смесь газов, образующая атмосферу Земли. Плотность, давление и состав В. непрерывно изменяются при увеличении расстояния от земной поверхности (см. в ст. Атмосфера). Состав В. зависит от времени, места, темп-ры, влажности, наличия загрязняющих примесей и пр. В среднем чистый сухой В. (на уровне моря, при темп-ре 0 °C и давлении 1013,25 гПа) содержит 78,084% (по объёму) азота, 20,9476% кислорода, 0,934% аргона, 0,0314% диоксида углерода, следовые количества остальных благородных газов, оксидов азота и серы, монооксида углерода, метана, аммиака, озона, водорода и ряд др. примесей. До высоты 100–110 км поддерживается относительно стабильный состав В. по осн. его компонентам – азоту и кислороду. Наименее постоянны ср. концентрации озона и диоксида углерода, влияющих на изменение климата (см. Парниковый эффект). В результате антропогенных воздействий (см.Загрязнение окружающей среды) повышаются концентрации диоксида углерода, оксидов азота, диоксида серы, углеводородов и др. вредных примесей. Содержание паров воды может составлять от 2·10–5 до 4% от массы В. Существенно изменяется количество взвешенных в В. твёрдых и жидких частиц – атмосферного аэрозоля (пыли, микроорганизмов, спор, пыльцы растений, дымовых выбросов пром. предприятий и пр.). При неблагоприятных погодных условиях вблизи пром. зон и в крупных городах может возникать смог – опасное для здоровья людей сильное местное повышение запылённости и загрязнённости воздуха.
В. образовался в результате естеств. эволюции Земли и её атмосферы. Он содержится в почве, растворён в воде океанов, морей и др. водоёмов. Общая масса В. на Земле ок. 5·1015 т.
В. участвует в геологич. процессах выветривания горных пород; циркуляция В. в нижних слоях атмосферы – важнейший климатообразующий процесс. Кислород, азот, оксиды углерода и ряд др. компонентов В. участвуют в общем круговороте веществ. Содержащийся в В. кислород необходим для существования большинства живых организмов (см. Дыхание). Так, каждый человек в среднем ежесуточно вдыхает 12 кг В., потребляя при этом ок. 0,7 кг кислорода и выделяя эквивалентное количество диоксида углерода.
То, что В. является смесью газов, впервые в 1775–77 установил А. Лавуазье. В 1877 физики Л. Кальете (Франция) и Р. Пикте (Швейцария) практически одновременно получили сжиженный В. Сжижение В. в пром. масштабах впервые было организовано нем. инж. К. Линде в 1895. См. также Сжижение газов.
В. бесцветен, не имеет вкуса и запаха. Для чистого сухого В. условная ср. молекулярная масса равна 28,966; при 0 °C плотность составляет 1,2928 кг/м3, растворимость в воде – 29,18 см3/дм3. При нормальном давлении и темп-ре –192 °C В. превращается в голубоватую жидкость с плотностью 960 кг/м3.
В. служит осн. сырьём для получения кислорода, азота, благородных газов (см. Воздуха разделение). В. находит широкое применение в технике: благодаря содержащемуся в нём кислороду выступает химич. реагентом в разл. процессах (горение топлива, получение металлов из руд и концентратов, произ-во серной и азотной кислот, мн. др. веществ). Так, сжигание разл. видов органич. топлива даёт более 95% необходимой человечеству энергии. На окислении углерода основана выплавка чугуна и стали (получение 1 т стального проката требует более 10 тыс. м3 воздуха). Ещё выше расход В. при получении цветных металлов, где он применяется, напр., для обжига сульфидных концентратов.
В. является средой в тепло- и звукоизоляц. материалах; служит упругим наполнителем в пневматич. шинах; играет роль рабочего тела в пневматич. устройствах (возд. тормоза, перфораторы, распылители), в судах на возд. подушке, линиях пневмотранспорта и пневматич. почты; действует как теплоноситель в системах возд. охлаждения и нагревания. Сжатый, обогащённый кислородом или содержащий азот и благородные газы В. используют в медицине, авиации, космонавтике, водолазном деле, на подводном флоте. В пром-сти и в жилищном строительстве находят применение системы кондиционирования воздуха, воздушного отопления и вентиляции. Для применения на транспорте (электромобили и др.) создаются электрохимич. генераторы с топливными элементами, в которых кислород В. является окислителем.
На пром. предприятиях действуют системы воздухоподготовки забираемого В. и воздухоочистки сбрасываемого воздуха.
В системе мероприятий по охране окружающей среды важное значение имеют санитарный контроль за состоянием В., тщательная очистка и обезвреживание пром. газов перед выбросом в атмосферу, вынос пром. предприятий за пределы жилых районов и пр. (см. в ст. Охрана природы).
Воздух как смесь газов. кислород. озон
С этим файлом связано 30 файл(ов). Среди них: Novogodnyaya_masterskaya_Deda_Moroza_i_Snegurochki.doc, Метод проектов.pptx.pptx, 31585.pdf, 98661528.doc, Биоэнергетика 4. Учимся считать баланс.ppt.ppt, Bumazhnaya_kukla_Zlaya_koroleva.pdf, Novogodniy_utrennik.doc, Положение к конкурсу Береги воду.doc и ещё 20 файл(а).
Показать все связанные файлы
Тема: «Воздух как смесь газов. Кислород. Озон».
Цель: Образовательная:
— Организовать работу учащихся по ознакомлению с составом воздуха;
— Создать организационные условия для обучения учащихся собирать газы различными способами;
— Организовать работу учащихся по формированию представления о кислороде и озоне как о простых веществах, образованных атомами одного и того же элемента
Развивающая:
-Создать условия для развития у учащихся умения анализировать результаты лабораторных исследований, практических умений работать с оборудованием в соответствии с правилами ТБ;
-Создать условия для развития у школьников умения работать во времени;
-Содействовать развитию у детей осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Воспитательная:
-Способствовать развитию познавательной активности, умения наблюдать, задумываться над сутью происходящего;
-Подвести учащихся к осознанию экологической культуры, а так же понимания места и роли человека на планете Земля.
Реактивы и оборудование:
Пробирки, держатели, пробки с газоотводной трубкой, химический стакан, стеклянная чашка.
Тип урока: Изучение нового материала.
Средства обучения: лабораторный опыт, мультимедийная презентация.
Эпиграф:«Знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли, а не только памятью»
Л.М. Толстой
Ход урока.
- Организационный момент.(1 мин)
— Здравствуйте, дети! Ребята, надеюсь, что на урок вы пришли с хорошим настроением. Давайте друг другу улыбнёмся и мысленно пожелаем себе успеха.
- Мотивационно-ориентационный этап. (3 мин.) ? проблемный вопрос:
Сегодня начнем наш урок с вопроса:
Комнату, в которой отсутствует мебель и более мелкие предметы, мы обычно называем пустой и говорим: «В этой комнате ничего нет».
Вопрос классу: Точное ли данное выражение? Действительно ли это так? (Ответ ученика: нет, в комнате есть воздух).
Молодцы, правильно! Действительно в комнате находится то, по сравнению с чем все остальное на этом свете кажется нам ненужным и второстепенным. Сегодня на уроке мы будем говорить о воздухе и о таких его компонентах как кислород и озон. Итак, тема нашего урока «Воздух как смесь газов. Кислород. Озон».
Давайте откроем свои тетради, на полях запишем число, а по центру тему урока.
Ребята, сегодня на уроке вы должны узнать:
— состав воздуха;
— методы собирания газов;
— историю открытия кислорода;
— понятие о кислороде как простом веществе и химическом элементе;
— понятие о озоне и его роли в природе,
а так же научиться:
— собирать простейшие приборы для получения и собирания газов;
— различать понятия кислород как элемент и простое вещество.
- Изучение нового материала и первичный контроль. (31 мин.)
( Изучение нового материала проведём, используя метод «Вертушка Ревина»)
Учащиеся делятся на три группы (1-е, 2-е, 3-и парты) и самостоятельно готовят ответы на заданные им вопросы. Затем свои вопросы они объясняют ученикам своего ряда, пересаживаясь на другие парты по принципу «вертушки». [ 12 мин.]
Вопросы 1-ой группы (первые парты): Прочитайте §19, с.86-89 до Лабораторного опыта №4 и подготовьте свой рассказ, отвечая на вопросы.
Состав воздуха. Получение, собирание и хранение газов.
- Как называется воздушная оболочка Земли?
- Что представляет собой воздух?
- Какие газы преобладают в воздухе?
- Сколько азота и кислорода содержится в атмосфере по объёму (в %)?
- Какова молярная масса воздуха?
- Каким образом, минуя эксперимент можно определить, тяжелее или легче газ воздуха?
- Как можно получить газы в лаборатории?
- Какие два способа собирания газов вам известны? В каких случаях можно применять тот или иной способ?
- От чего будет зависеть положение сосуда-приемника при собирании газов способом вытеснения воздуха?
- Как проверить прибор для получения газов на герметичность?
Вопросы 2-ой группы (вторые парты): Прочитайте §20, с.90-92 до озона и подготовьте свой рассказ, отвечая на вопросы.
Кислород. История открытия кислорода.
- Какой химический знак у кислорода?
- Какова относительная атомная масса кислорода?
- Что подразумевают, когда говорят о кислороде как о химическом элементе?
- Какова формула простого вещества кислорода?
- Какова относительная молекулярная масса кислорода?
- Что подразумевают, когда говорят о кислороде как о простом веществе?
- Как связаны имена Дж. Пристли, К. Шееле, А. Лавуазье с кислородом?
Вопросы 3-ей группы (третьи парты): Прочитайте §20, с.92-93 и подготовьте свой рассказ, отвечая на вопросы.
Озон
- Что представляет из себя озон? Какова его формула?
- Каковы физические свойства озона?
- Где и как образуется озон?
- Какие вещества при попадании в атмосферу могут разрушать озоновый слой?
Ребята, надеюсь, что вы хорошо ознакомились с новым материалам. Теперь давайте ещё раз повторим основные вопросы нашей темы и выполним несколько заданий, чтобы получше усвоить новый материал.
Итак, так, что же из себя представляет воздух и что вы о нём знаете или узнали нового? [ 1 мин.]
Ответ ученика:Воздушная оболочка Земли называется атмосферой. Она представляет собой смесь различных газов. Основными компонентами воздуха являются такие газы как азот и кислород. По объёму азота в воздухе 78%, а кислорода – 21%. Молярная масса воздуха равна 29 г/моль. Газы, у которых молярная масса меньше, чем 29 г/моль называются газами легче воздуха, а те, у которых она больше 29 г/моль – газами тяжелее воздуха.
Молодец, всё верно. (можно создать презентацию) А теперь ребята посмотрите на экран. Вверху расположены газы. Вам необходимо расположить эти газы сверху горизонтальной стрелки, если газ легче воздуха и снизу – если газ тяжелее воздуха. [ 2 мин.]
Н2, СО2, NН3, SО2, Не, О2, СН4, N2.
А теперь проверьте себя и на полях пометьте, сколько газов вы разместили?.
Ребята, вы познакомились с двумя способами собирания газов. Пользуясь схемой на объясните в каких случаях можно применять тот или иной способ?
Ответ ученика:Собрать газ можно двумя методами: вытеснением воды и вытеснением воздуха. Методом вытеснения воды можно собрать только нерастворимые в воде газы (например: кислород, азот, водород), а методом вытеснения воздуха можно собрать как растворимые, так и нерастворимые в воде газы. Причём, если газ легче воздуха, то сосуд для сбора газа нужно держать дном вверх, а если тяжелее воздуха, — то дном вниз. [ 1 мин.]
Верно! Теперь давайте попробуем самостоятельно собрать прибор для собирания газов. Возьмите на столе карточки с лабораторным опытом №4. Внимательно прочитайте инструкцию и выполните лабораторный опыт. Но перед выполнением лабораторного опыта, хочу вам напомнить правила работы с химическим оборудованием и химической посудой: выполняйте работу аккуратно, не торопитесь, друг друга не толкайте, помните, что вы работаете со стеклянной посудой – если нечаянно разбили посуду, то необходимо сообщить об этом учителю и не трогать разбитое стекло руками. Пробирку в держатель закрепляют около горлышка пробирки. [ 7 мин.]
Лабораторный опыт №4
Сборка простейших приборов для получения и собирания газов.
- Из имеющихся на вашем рабочем столе частей соберите один из приборов для получения газов в химической лаборатории и укрепите в держателе для пробирок.
- Оформите результаты в таблицу и выполните задания.
Цель : получить представление о простейших приборах для получения газов, научиться собирать газы.
Правила работы: _____________________________________________________
___________________________________________________________________
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ.
Задание 1: Укажите использованное вами оборудование.
Задание 2: Ответьте на вопросы, приведённые ниже (устно):
А) Как следует проверять приборы на герметичность?
Б) Почему надо проверять прибор на герметичность?
— Надеюсь, что все справились с заданием. А теперь проверьте свою работу (можно по слайду на экране)
Задания проверяем устно: Ответы учеников
- Пробирки, пробка с газоотводной трубкой, держатель для пробирок, резервуар с водой.
- А) для проверки прибора на герметичность следует закрыть пробирку пробкой с газоотводной трубкой и опустить конец последней в воду. Пробирку согреть в руках или подогреть на спиртовке. При выделении пузырьков – прибор герметичен.
Б) Прибор проверяем на герметичность для избежания утечки газа и для соблюдения ТБ.
Ребята, что вы знаете и узнали нового о кислороде? [ 1 мин.]
Ответ ученика: Химический знак кислорода О. Его относительная атомная масса равна 16. Простое вещество кислород состоит из 2-х атомов, его формула О2. Следовательно молярная масса вещества кислорода равна 32. Кислород – это газ, без запаха, без цвета и без вкуса, не ядовит.
Да, всё верно. Как вы заметили данный элемент и простое вещество образованное атомами этого элемента имеют одинаковое название – кислород. Вам необходимо уметь различать когда речь идёт о элементе, а когда о веществе.
Сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем. Ребята, встаньте из-за парт. Я вам буду говорить утверждения, а вы определите в каких утверждениях речь идёт о элементе, а в каких – о веществе. И если речь идёт о элементе, вы согинаетесь и опускаете руки вниз, а если о веществе, то поднимаете руки вверх. [ 2 мин]
- Кислород мало растворим в воде.
- В состав сахара и глюкозы входит кислород.
- Баллоны с кислородом окрашивают в голубой цвет.
- В состав воды входит кислород.
- Для дыхания человека и животных необходим кислород.
- Самым распространенным в земной коре является кислород.
Молодцы! А теперь давайте сделаем глубокий вдох, побольше кислорода наберём в лёгкие, чтобы он с кровью поступил в клетки головного мозга и мы легче запомнили новый материал.
А что мы знаем про историю открытия кислорода? Об этом нам расскажут ….. . А все остальные внимательно слушайте и фамилии учёных, которые имеют отношение к открытию кислорода записывайте в тетрадь.
(ребята могут рассказать около доски, а портреты можно демонстрировать на экране)[3 мин.]
1750 год Михаил Васильевич Ломоносов провёл опыты и доказал, что в состав воздуха входит вещество, которое окисляет металл.
1772 год Шведский химик Карл Вильгельм Шееле получил кислород.
1774 год Независимо от Шееле кислород был получен английским химиком Джозефом Пристли из оксида ртути.
Та история простая…
Джозеф Пристли как-то раз,
Окись ртути нагревая,
Обнаружил
Странный газ!
Газ без цвета,
Без названья,
Ярче в нем горит свеча.
А не вреден для дыханья?..
(Не узнаешь у врача.)
Новый газ из колбы вышел!
Никому он не знаком:
Этим газом дышат мыши
Под стеклянным колпаком.
Человек им тоже дышит!
Джозеф Пристли быстро пишет:
«Воздух делится на части…»
Эта мысль весьма нова…
Здесь у химика от счастья
И от воздуха от части
(От его важнейшей части!)
Закружилась голова…
Кошка греется на крыше.
Солнца луч в окошко бьет.
Джозеф Пристли,
С ним две мыши,
Открывают кислород!
Ефим Ефимовский
Но главная фигура в истории открытия кислорода – великий французский химик Антуан Лоран Лавуазье, который дал название веществу – кислород.
Из атомов мир создавала Природа:
Два атома легких взяла водорода,
Прибавила атом один кислорода,
И… получилась частица воды,
Море воды, океаны и льды …
И кислород стал
Повсюду начинкой.
С кремнием он обернулся песчинкой.
В воздух попал кислород,
Как ни странно,
Из голубой глубины океана.
И на Земле
Появились растения.
Жизнь появилась —
Дыханье, горение…
Первые птицы и первые звери,
Первые люди, что жили в пещере.
Огонь добывали с помощью трения,
Хотя и не знали причины горения.
Роль кислорода на нашей земле
Понял великий Лавуазье.
Спасибо. Продолжим наш урок и поговорим о таком веществе как озон. Расскажите, что вы узнали об этом веществе? [2 мин.]
Ответ ученика:Молекулы озона состоят из трёх атомов кислорода. Озон – газ с резким раздражающим запахом, токсичен. Он образуется в воздухе во время грозы, при взаимодействии смолы хвойных деревьев с кислородом, при работе копировальных аппаратов и лазерных принтерах. В верхних слоях атмосферы Земли образуется озоновый слой, который защищает нашу планету от губительного излучения.
Молодцы, всё верно.
- Итоговое закрепление полученных знаний. (7 мин.)
А теперь вы проверите себя, и выясните, что на уроке вы хорошо запомнили, а что необходимо ещё подучить дома, выполнив тест.
Возьмите листочки с тестом и приступайте к его выполнению.
Вариант — 1 Вариант — 2 Вставьте пропущенные слова: - Воздух представляет собой ….
(смесь газов)
- Основными газами в воздухе являются ……… и …….. .
(азот и кислород)
- Молярная масса воздуха рана ….
- /моль)
- При нормальных условиях в воздухе объёмом 100 дм3 содержится азот объёмом ….
(78 дм3)
- В лабораторных условиях газ можно собрать двумя методами: ………………. и ………………
(вытеснением воды и вытеснением воздуха)
- Сосуд для сбора газа, который легче воздуха необходимо держать дном ………(вверх)
- О3 — ……… (озон)
- Химическая формула кислорода как простого вещества — … (О2)
- ………….. дал название кислороду. (А. Лавуазье)
- Углекислый газ СО2 ………. воздуха. (тяжелее)
- Аммиак NН3 …… воздуха.
(легче)
- Газ образованный атомами кислорода, с резким запахом, ядовит в больших количествах – это …….. (озон).
- В верхних слоях атмосферы Земли существует …….. ……., который защищает нашу планету от губительного излучения (озоновый слой).
- Молярный объём кислорода при нормальных условиях равен ….
(22,4 дм3/моль)
- В промышленности кислород хранят в баллонах ……… цвета.
(голубого)
- Сосуд, не сообщающиеся с окружающей средой называют …… (герметичным).
- Относительная молекулярная масса углекислого газа равна 44 г/моль. Он тяжелее воздуха в …. раза (1,5)
- Озон тяжелее кислорода в …. раза (1,5).
- « Массовая доля кислорода в воде равна 88,9%». Речь идёт о кислороде как о …………..(химическом элементе)
10. «Для горения древесины необходим кислород». Речь идёт о кислороде как о ………..(простом веществе)
А теперь поменяйтесь с соседом тетрадкой и проверьте друг друга. Правильные ответы можно разместить на экране. На полях поставьте число правильных ответов.
- Этап организации домашнего задания. (2 мин.)
§19, §20 ; упражнения 8, с. 90 и 5,6, с.93.
Для сильных: дополнительно решить задачу 7 на с.90.
- Оценочно-рефлексивный этап. (1 мин.)
Подведение итогов (возвращение к эпиграфу)
Рефлексия – на экране высвечиваются пронумерованные пробирки с «эмоциями». Учащиеся, оценивая своё эмоциональное состояние на уроке, отдают предпочтение какой-то из них, записывая номер предположим пробирки на полях тетради.
перейти в каталог файлов
Воздух, его роль и значение в жизни планеты:
Федеральный закон Российской Федерации № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999, так определяет понятие атмосферного воздуха:
«Атмосферный воздух – жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.»
Воздух окружающий планету Земля и образующий её атмосферу удерживается гравитационным полем Земли. Атмосфера Земли, как щит защищает жизнь всех живых существ на планете, создавая давление, благодаря которому вода удерживается на поверхности Земли в жидком состоянии, поглощая жёсткое ультрафиолетовое солнечное излучение смертельное для всего живого, удерживая тепло образуемое от нагревания поверхности земли солнечным светом (парниковый эффект) и сглаживая перепады между дневной и ночной температурой (суточное изменение температуры).
Воздух необходимая среда для жизни всех организмов на Земле. Жизнь человека также невозможна без воздуха. Для всех животных и человека главным жизненно важным компонентом воздуха является кислород. Благодаря кислороду воздух используется ими в процессе дыхания.
Кислород усваивается лёгкими и через кровь поступает во все клетки организма, где используется во внутриклеточных процессах окисления. В результате внутриклеточных химических реакций выделяются энергия необходимая для жизни клеток (метаболизм, аэробы) и выделяется углекислый газ, который выводится через кровь и выбрасывается лёгкими обратно в атмосферу.
Загрязнение воздуха
Копоть и ядовитые газы — угарный газ, диоксид азота, диоксид серы — загрязняют атмосферу. Угарный газ образуется при горении. Многие вещества сгорают так быстро, что не успевают присоединить достаточно кислорода и вместо углекислого газа (СО2) образуется угарный газ (СО).
Угарный газ очень ядовит; он мешает крови животных переносить кислород. В молекуле угарного газа только один атом кислорода. Выхлопные газы автомобилей содержат угарный газ, а также диоксид азота, вызывающий кислотные дожди. Диоксид серы выделяется при сгорании ископаемого топлива, в особенности угля.
Он ядовит и затрудняет дыхание. К тому же он растворяется в воде и служит причиной кислотных дождей. Частицы пыли и копоти, выбрасываемые в атмосферу предприятиями, также загрязняют воздух; мы вдыхаем их, они оседают на растениях. В бензин для лучшего сгорания добавляют свинец (правда, сейчас многие автомобили работают на бензине без свинца).
История открытия кислорода
История открытия самого важного для человека газа была долгой и запутанной. Впервые об открытии кислорода было сообщено в 1774 г. английским химиком Дж. Пристли. Он получил его при нагревании вещества HgO. Однако Дж. Пристли в то время не понял, что он получил новое газообразное вещество, и считал его разновидностью воздуха. Еще раньше в 1772 г. кислород был получен К. Шееле, но сообщение об этом он опубликовал только в 1777 г.
В 1774 г. Дж. Пристли сообщил о своих результатах великому французскому химику А. Лавуазье. Он тут же начал свои опыты и уже в 1775 г. сделал в Академии наук доклад «Мемуар о природе вещества, соединяющегося с металлами при прокаливании и увеличивающего их вес».
Происхождение названия «кислород» связано с образованием кислот в результате растворения в воде некоторых сложных веществ, содержащих атомы этого элемента. А. Лавуазье считал, что кислород — это обязательная составная часть всех кислот, что он «рождает» кислоты.
Кислород
Кислород необходим для жизни. Животные дышат им, с его помощью усваивают пищу и получают
. Днем в растениях происходит процесс
фотосинтеза
, и растения выделяют кислород. Кислород также необходим для сгорания; без кислорода ничто не может гореть. Почти 50% соединений в земной коре и
содержат кислород. Обычный песок — это соединение кремния с кислородом. Кислород используют в дыхательных аппаратах водолазов и в больницах. Кислород также используется при производстве стали (см. статью «
») и ракетной технике (см. статью «
»).
В верхних слоях атмосферы атомы кислорода соединяются по три, образуя молекулу озона (О3). Озон — это аллотропная модификация кислорода. Озон — ядовитый газ, но в атмосфере озоновый слой защищает нашу планету, поглощая большую часть вредного ультрафиолетового излучения Солнца (подробнее в статье «Воздействие Солнца на Землю»).
Можно ли увидеть воздух?
Не смотря на то, что воздух не имеет цвета и почти абсолютно прозрачен, увидеть его (а вернее воздушные потоки его пронизывающие) всё же можно. Есть несколько способов это сделать:
- Один из них – подкрашивание потоков воздуха с помощью дыма. Так изучают воздушные потоки в аэродинамике, путём продувания различных моделей (например, моделей самолётов или автомобилей) в аэродинамической трубе и наблюдения за движением воздуха обдувающего эти модели.
- Другой способ увидеть потоки воздуха — наклеить на модель лёгкие нити или ленты, которые укажут направление потока воздуха.
- Ещё один способ основан на неоднородном преломлении света движущимися воздушными массами. Увидеть воздушные потоки можно наблюдая отбрасываемые ими тени на светлом экране при просвечивании воздушных масс точечным источником света.
Норма кислорода в воздухе
Итак, что касается соотношения кислорода в воздухе существуют определенные нормы, к примеру, для рабочей зоны. Для того что бы человек мог полноценно работать то норма кислорода в воздухе составляет от 19 до 23 процентов. При эксплуатации оборудования на предприятиях необходимо обязательно следить за герметичностью аппаратов, а также различных машин.
Если при тестировании воздуха в помещении где работают люди показатель кислорода будет ниже 19 процентов, то необходимо обязательно покинуть помещение и включить аварийную вентиляцию. Контролировать уровень кислорода в воздухе на рабочем месте можно пригласив лабораторию “ЭкоТестЭкспресс” и исследовать химический анализ воздуха.
Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха
Теперь разберём состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Для начали определим, что же такое дыхание. Дыханием называют сложный непрерывный процесс, с помощью которого постоянно обновляется газовый состав крови. Состав вдыхаемого воздуха 20.94 процента кислорода, 0.
Можно заметить, что вдыхаемый воздух отличается от выдыхаемого содержанием кислорода, а также количеством углекислого газа. Вот какие вещества входят в состав воздуха, которым мы дышим и который выдыхаем. Таким образом наш организм насыщается кислородом и отдаёт весь ненужный углекислый газ наружу.
Сухой кислород улучшает электрические, а также защитные свойства плёнок за счет отсутствия воды, а также их уплотнения и снижения объёмного заряда. Также сухой кислород при обычных условиях не может реагировать с золотом медью или же серебром. Чтобы провести химический анализ воздуха или другое лабораторное исследование, включая комплексное исследование качества воды, можно в нашей лаборатории «ЭкоТестЭкспресс».
Воздух есть атмосферой планеты, на которой мы живем. И у нас всегда возникая вопрос что входит в состав воздуха, ответ просто набор газов, как выше было уже описано какие газы и в какой пропорции находиться в воздухе. Что касается содержания газов в воздухе то здесь все легко и просто, соотношение процентов почти для всех местностей нашей планеты есть сталым.
Состав и свойства воздуха
Воздух состоит не только из смеси газов, но еще и различных аэрозолей, и паров. Процентный состав воздуха — это соотношение азота кислорода и других газов в воздухе. Итак, сколько кислорода содержится в воздухе, ответ прост всего лишь 20 процентов. Компонентный состав газа, что касается азота то он содержит львиную долю всего воздуха, и стоит отметить что при повышенном давлении азот начинает обладать наркотическими свойствами.
Это имеет не малое значение, ведь при работе водолазов им зачастую приходиться работать на глубины под огромным давлением. Уже не мало было сказано и об кислороде ведь он имеет огромное значение для жизни человека на нашей планете. Стоит отметить, что вдыхание человеком воздуха с повышенным кислородом в не длительный период не сказывается пагубно на самого человека.
А вот если человек будет вдыхать воздух с повышенным уровнем кислорода долгое время, то это приведет к возникновению патологических изменений в организме. Еще одним основным составляющим воздуха, о котором уже было много сказано есть углекислый газ, как оказываться человек без него не может также прожить, как и без кислорода.
Если бы на земле не было воздуха, то не один живой организм не смог бы жить на нашей планете, а тем более как-то функционировать. К сожалению, в современном мире огромное количество промышленных объектов, которые загрязняют наш воздух, в последнее время все чаще призывают к тому что нужно беречь окружающую среду, а также следить за чистотой воздуха.
Поэтому и следует проводить частые замеры воздуха и определить насколько он чист. Если вам кажется, что воздух в вашем помещении недостаточно чист и этому виной есть внешние факторы вы всегда можете обратиться в лабораторию “ЭкоТестЭкспресс”, которая проведет все необходимые анализы (микробиологический анализ воздуха, исследование микроклимата) и даст заключение о чистоте воздуха, вдыхаемого вами.
Состав и свойства воздуха — урок. окружающий мир, 3 класс.
Углекислый газ
Углекислый газ — это соединение углерода и кислорода. В воздухе содержится около 0,003% углекислого газа. Молекула углекислого газа (СО2) состоит из двух атомов кислорода и одного атома углерода. Углекислый газ — один из элементов круговорота углерода.
Растения поглощают его при фотосинтезе, а животные выдыхают его. Углекислый газ образуется также при сгорании веществ, содержащих углерод, например древесины или бензина. Поскольку наши машины и заводы сжигают очень много топлива, доля углекислого газа в атмосфере растет.
Большинство веществ не могут гореть в углекислом газе, поэтому он применяется в огнетушителях. Углекислый газ плотнее воздуха. Он «душит» пламя, перекрывая доступ кислорода. Углекислый газ слегка растворяется в воде, образуя при этом слабый раствор угольной кислоты.
Физические свойства воздуха:
Воздух абсолютно прозрачен и не имеет цвета, запаха и вкуса. Он хорошо сжимаем и упруг.
Воздух имеет свойство сжиматься при охлаждении и расширяться при нагревании, поэтому теплый воздух легче холодного.
Воздух плохо проводит тепло и хорошо удерживает его.
Он заполняет собой весь свободный объём любого пустого пространства.
Воздух, благодаря присутствию в нём кислорода, поддерживает горение горючих веществ.
Наименование параметра | Значение |
Цвет | бесцветный |
Вкус | без вкуса |
Запах | без запаха |
Прозрачность | полностью прозрачен |
Средняя молярная масса (средняя масса одного моля вещества), г/моль | 28,98 |
Плотность сухого воздуха, кг/м3 | 1,29 |
Плотность сухого воздуха, г/см3 | 0,00129 |
Температура кипения воздуха, оС | -192 |
Температура плавления воздуха, оС | -213 |
Средняя удельная теплоемкость, кДж / (кг·К) | 1,006 |
Средняя удельная теплоемкость при постоянном объеме, кДж/(кг·К) | 0,717 |
Показатель адиабаты воздуха (отношение теплоемкости при постоянном давлении к теплоемкости при постоянном объеме) | 1,40 |
Теплопроводность воздуха при 0 ℃, Вт / (м·К) | 0,0243 |
Скорость звука в воздухе при 0 ℃, м/с (км/ч) | 331 (1193) |
Средний коэффициент теплового расширения воздуха в интервале температур 0-100°C (изменение объема при постепенном увеличении температуры), 1/К | 3,67·10−3 |
Коэффициент динамической вязкости воздуха при нормальных условиях и нормальном атмосферном давлении (динамическая вязкость – внутреннее сопротивление молекул движению внутри вещества согласно закону Ньютона), мкПа·с | 17,2 |
Растворимость воздуха в воде, см3/л | 29,18 |
Показатель преломления воздуха при нормальных условиях и нормальном атмосферном давлении (показатель преломления означает изменение угла движения световых и любых других волн в веществе) | 1,0002926 |
Коэффициент изменения показателя преломления (при нормальных условиях), 1/Pa | 2,8·10−9 |
Средняя поляризуемость молекулы (при нормальных условиях) | 1,7·10−30 |
(При нормальном атмосферном давлении – 101 325 Па или 1 атм.)