Автомобили на метане или пропане — что лучше в использовании

С каждым годом возрастает количество автомобилистов, которые отдают предпочтение ГБО. Основным преимуществом данного выбора является цена, ведь стоимость газа намного меньше бензина. Но вот какое газомоторное топливо лучше, пропан-бутан или метан? В чем отличия?

Классификация метана
Из всех автомобилей с ГБО, оборудование для метана использует лишь четвертая часть и то чаще всего это коммерческий транспорт. В зависимости от класса оборудования двигатель теряет в мощности от 10 до 25%, средний расход этого газа — 12 литров/100 км. Метан представляет собой простой природный газ, который не имеет запаха и цвета и как любой газ является взрывоопасным. В него, как и в пропан, добавляют специальные вещества, которые придают газу запах, дабы при утечке его было слышно. Для того чтобы метан можно было использовать как топливо его сжимают в сверхмощных специальных баллонах. Он находится там в газообразном виде под давлением до 270 атмосфер, а все потому что метан в несколько тысяч раз меньше по плотности нежели бензин. С виду на это, ГБО для метана более объёмное, дорогое и требует для установки рук настоящих профессионалов.

Преимущества метана:
• немного дешевле пропана;
• абсолютно экологичен;
• быстрорастворяем в воздухе, что снижает риск взрыва при утечке в открытом пространстве.

Недостатки:
• стоимость оборудования в 2 – 3 раза выше, чем у пропан-бутана;
• в баллон помещается мало топлива, которого хватает максимум на 200 км;
• тяжелый и объёмный баллон, который занимает весь багажник;
• мало заправок, в которых этот газ имеется в наличии;
• далеко не каждая компания по установке ГБО может предложить установку оборудования для метана.

Что представляет собой пропан?
Пропан и бутан — это углеродные газы. Они являются побочными продуктами при добыче нефти, а также их можно выделять при крекинге нефти или из природного газа. Смешивают эти газы для того чтобы добиться нужного октанового числа. Их процентное соотношение в топливе в разное время года может меняться – так как зимой больше пропана, а летом — бутана. Пропан-бутан в баллонах сохраняется в жидком виде под давлением до 15-ти атмосфер. Соответственно для этого топлива используют баллоны из более легкого металла, стенки которого гораздо тоньше. На пропане двигатель теряет в мощности от 5 до 10%, средний расход — 13 литров/100 км.

Преимущества пропан-бутана:
• недорогое оборудование;
• множество компаний, которые предоставляют услуги по установке и обслуживанию;
• хранится при низком давлении в жидком виде;
• компактное и легкое ГБО;
• полного баллона хватает на пробег до 650 км;
• меньшая потеря мощности двигателя.

Недостатки:
• немного дороже, чем метан;
• более взрывоопасен, поэтому необходима регулярная диагностика оборудования.

Каждый вид газомоторного топлива имеет свои достоинства и недостатки, поэтому на вопрос какое ГБО лучше устанавливать нет однозначного ответа, это индивидуальный выбор каждого автолюбителя.

Последнее обновление — 6 ноября 2020 в 07:42

Автомобили на метане или пропане — что лучше в использовании

Метан или пропан на авто, что лучше – этот вопрос всегда задаёт та категория водителей, которая решила перейти на альтернативные источники топлива. Попытаемся разобраться какой газ лучше для автомобиля. Выясним слабые и сильные стороны оборудования, сделаем соответствующие выводы.

  • Сравнение двух видов топлива
  • Заключение
Содержание
  1. Сравнение двух видов топлива
  2. Отличия ГБО метан от пропанового
  3. Расход газа и окупаемость
  4. Влияние газомоторного топлива на двигатель
  5. Заправка и запас хода
  6. Заключение
  7. В чем отличия автомобилей на метане и пропан-бутане?
  8. Пропан или бутан – отличие двух газов
  9. Отличие метана от пропана
  10. Преимущества метана
  11. Качество
  12. Технологические преимущества
  13. Взрывоопасность
  14. Недостатки метана
  15. Вес и запас хода
  16. Возможность заправки метаном
  17. Отличие метана от пропана — что в итоге
  18. Автомобили на метане и пропане
  19. Особенности ГБО на метане
  20. Баллоны для метана
  21. Какие бывают баллоны для метана
  22. Баллоны с лейнером
  23. Автомобили на метане — редукторы и запорная арматура
  24. Влияние метана на двигатель автомобиля
  25. Стоимость ГБО на метане, сервис и заправка газом
  26. Затраты на топливо и пробег
  27. Автомобили на метане — безопасность эксплуатации
  28. При ДТП
  29. Автомобили на метане — утечки газа

Сравнение двух видов топлива

Между газами существуют солидные различия. Это касается хранения и эксплуатации (пользования). Применимо к автотранспорту:

  • Метан – экологически чистый природный газ, добывается в месторождениях из недр земли. Автомобили с метановым ГБО маркируются — CNG (Compressed Natural Gas) сжатый природный газ или КПГ (компримированный);
  • Пропан-бутан – смесь двух газов, получаемая при деятельности нефтяной промышленности. Маркировка LPG (Liquified Petroleum Gas) или СНГ (сжиженный нефтяной газ).

Хранение и перевозка метана как автомобильного топлива осуществляется под давлением 200-250 атмосфер (измеряется кубическими метрами), пропан-бутана 14-18 атм. (в литрах). Оба вида горючего широко применяются на легковых авто, грузовых, пассажирских и сельхозтехнике. В двигателях внутреннего сгорания бензиновых, дизельных (газодизель), газовых.

Рассмотрим основные плюсы и минусы авто на метане и пропане, в таких показателях как:

  • Цена и конструктивная разница между газовым оборудованием.
  • Финансово экономические выгоды.
  • Характеристики мотора.
  • Безопасность.
  • Наличие заправочных станций.
  • Вопросы, касающиеся экологии.

Отличия ГБО метан от пропанового

Стоимость и установка газобаллонного оборудования работающего на пропане обойдётся дешевле, нежели монтаж ГБО на метане. Цифры впечатляющие, разница в цене может составить колоссальный разрыв. Например пропановая газовая установка 4 поколения на легковое авто в среднем может стоить от 25-35 тыс. рублей. Аналогичное метановое оборудование на тот же автомобиль обойдётся в самом дешёвом варианте от 60 тысяч рублей. С коммерческим транспортом всё ещё сложнее.

Основной вклад в отличие вносит цена на газовые баллоны и их установку. А если этот факт применить к мощным машинам или грузовым, где ставят не один и не два баллона, то переоборудование обойдётся в круглую сумму.

Автомобили на метане или пропане — что лучше в использовании

Так как газ метан сжимается под большим давлением, для его транспортировки требуются толстостенные, тяжёлые ёмкости. К тому же метановые сосуды имеют только цилиндрическую форму, что может затруднить выбор места под установку и занять полезный объём багажного отделения. В отношении массы есть альтернативное решение – композитные баллоны разных размеров, но цена их слишком велика (к примеру, сосуд на 80 литров будет стоить от 35 000 рублей в комплекте с запорной арматурой и крепежом).

Пропан в этом плане выгоднее – существует огромный выбор относительно лёгких, дешёвых тороидальных (в нишу запасного колеса) или цилиндрических баллонов.

Также отличаются газовый редуктор, топливные магистрали (для метана ставят металлические с защитным покрытием, опять же из-за давления). В пропановом ГБО применяется медь или пластик. С КПГ редуктором ставится манометр для контроля давления и как опция, электронный датчик с выводом индикации в салон — топливомер газа.

Автомобили на метане или пропане — что лучше в использовании

Метановый манометр с выводом для индикации давления в салоне авто

Своё заправочное устройство у метанового оборудования. В остальном газовые системы схожи.

Расход газа и окупаемость

Сравнивая и выбирая, какое ГБО поставить на автомобиль, метан или пропан, в первую очередь считают срок окупаемости оборудования.

По понятным причинам просчёт точной экономики, в рамках данной статьи, сделать сложно (скачки цен на топливо и оборудование, особенности ТС, амортизация). Поэтому произведём усреднённый расчёт, где каждый, зная параметры своей машины, может подставить их, получив более конкретные цифры.

  • цена бензина 43 руб., пропана 20 руб., метана 17 руб.;
  • пробег за месяц 3000 км.;
  • автомобиль (ДВС 4 цилиндра, бензин, расход бензина на 100 км пробега 10 л. – 12900 рублей за месяц);
  • стоимость ГБО: пропан 30 000 руб., метан 60 000 руб.

Считается, что расход пропан-бутана по отношению к бензину выше на 10-35%. Возьмём максимальное значение – 35%, таким образом, коэффициент потребления относительно бензина составит 1,35. Получается, что на пропане расход на сотню составит 13,5 литров. В месяц 405 л. газа – 8100 руб. Выгода 37% или 4800 рублей.

Метан измеряется в кубометрах, его потребление к бензину в среднем на 10% меньше (выведено опытным путём) — коэф. 0,9. В нашем случае – 9 м3. По итогам месяца 270 метров кубических – 4590 руб. Выгоднее почти на 65% или 8310 рублей.

1. СНГ (стоимость ГБО/выгоду): 30000/4800=6,25 месяцев или (окуп.*пробег): 6,25*3000=18750 км. пробега;

2. КПГ – 60000/8310=7,22 мес. или – 7,22*3000=21661 км.

Влияние газомоторного топлива на двигатель

Газ в двигателе сгорает медленнее бензина, так как октановое число метана 120, а пропан-бутановой смеси около 105. По этой причине появляются температурные нагрузки на выпускной тракт, потеря мощности и завышенный расход горючего.

Решаются эти проблемы с установкой вариатора опережения угла зажигания (на некоторых марках делается прошивка контроллера ГБО). Рекомендуется установка на метан и на пропан.

Преимуществом метана, также является тот факт, что сам по себе газ на много чище СНГ. Соответственно газовое оборудование проще и дешевле в обслуживании. К тому же при зимней эксплуатации нет проблем с замерзающим конденсатом. Недостатком будет меньшее количество СТО занимающихся КПГ. С пропаном ситуация обратная.

При утечке пропана газ концентрируется по низу, с этой точки он более пожароопасен. Метан же напротив очень быстро растворяется в воздухе. Но если утечка происходит на открытом пространстве можно не переживать. В закрытом помещении – жди беды.

Многочисленные рассказы о взрыве метановых баллонов, имеют место быть, но эти случаи во многом происходят из-за не своевременного контроля установленного оборудования и игнорирование требований по переосвидетельствованию емкостей.

Заправка и запас хода

На метане дальние загородные поездки противопоказаны – это правда. Заправочные комплексы АГНКС – скорее экзотика, нежели реальность. Их катастрофически не хватает и расположение неудобное. А в сосуд на 80 литров — один из распространённых вариантов для легковой машины, входит 19м3 метана (примерно 200 км хода).

Про кислород:  Симптомы кислородного голодания у плода и симптомы, лечение

При определённых обстоятельствах, имеется решение данного вопроса. Заправлять личный автомобиль можно с помощью индивидуального домашнего компрессора (мини АГНКС, АГНКУ). Но цена на него в районе 350-500 тысяч рублей, хоть и газ обойдётся более чем вполовину дешевле.

Автомобили на метане или пропане — что лучше в использовании

Домашняя заправочная колонка (метан)

Пропановая сеть АГЗС весьма разветвлённая, заправиться можно практически в любом месте. Вот только качество СНГ часто оставляет желать лучшего.

Ещё один несущественный, но минус – процесс закачки CNG длится немногим дольше.

Этот показатель интересует автолюбителей в последнюю очередь, но в экологическом плане к метану претензий практически нет. Он гораздо чище конкурента, у которого содержится достаточно большое количество вредных примесей. При сгорании метана почти полностью отсутствуют загрязняющие окружающую среду вещества. В современных мегаполисах этот вопрос очень актуален.

Заключение

Безусловно, что после сравнения видов газового топлива выбор остаётся за владельцем транспортного средства. Именно он принимает решение и сам определяет, какое газовое оборудование лучше выбрать, ведь всё очень индивидуально. Ко всему прочему перечисленные показатели зависят от ряда факторов:

  • поколения оборудований;
  • правильность и своевременность регулировки, обслуживания установки;
  • манера вождения транспортного средства;
  • климатические, а также географические условия эксплуатации.

Сравнительная таблица основных отличий метана от пропана

В чем отличия автомобилей на метане и пропан-бутане?

Автомобили на метане или пропане — что лучше в использовании

Учитывая постоянно растущие цены на бензин, установкой на автомобиль газобаллоного оборудования интересуется все больше владельцев авто и тех, кто только планирует приобрести транспортное средство. Но выясняется что газ для автомобилей может быть разных видов, есть авто на метане, и авто на пропан-бутане. В чем отличия, и какие имеет преимущества авто на пропан-бутане — в нашей статье.

Лидер и аутсайдер

ГБО на пропан-бутане используют 80% автомобилистов, в то время, как метан “заслужил доверие” лишь 20% населения. Чаще всего, в меньшинстве оказываются те люди, которых выбирают топливо не самостоятельно, то есть водители транспортных средств на различных предприятиях. Почему же так происходит? Возможно, метан еще недостаточно изучен и к нему просто предвзято относятся? Ответить на эти вопросы поможет сравнительная характеристика двух видов газа.

Особенности метана
  • Разница между метаном и пропаном для авто существенная. Метан (CH4) представляет собой простейший легкий бесцветный углерод, который не имеет запаха, не растворяется в воде. Для того, чтобы пользователи могли почувствовать утечку газа и вовремя среагировать, производители добавляют в него специальное вещество — одорант, которое придает топливу “предупреждающий” запах.
  • Чтобы применить данный вид газа в качестве топлива для машины, его сжимают до 200-270 атмосфер, так как CH4 по плотности в несколько тысяч раз меньше, чем бензин. То есть метан сжимается, но остается в газообразном состоянии, в то время как пропан-бутан превращается в жидкость и хранится в жидком виде. Соответственно если метан разместить в стандартном баке, емкость разорвется из-за огромного внутреннего давления. Поэтому необходимо покупать большие тяжелые, прочные емкости, которые стоит в несколько раз дороже, чем сосуды для его конкурента.
  • Расход среднестатистической машины, которая использует ГБО на CH4 — 10-12 литров на 100 км, а для городских условий — это мало.
  • Что касается мощности двигателя, то показатель уменьшается в среднем на 10-25%, в зависимости от специфики оборудования. Авто на пропан-бутане тоже уменьшает мощность, но всего на 3-5%.
  • Еще один минус — небольшое количество заправок, к которым тяжело добираться.
  • Но есть и положительные моменты: данный вид газа абсолютно экологичный, дешевле конкурента, быстро испаряется в воздухе, если происходит утечка.

Автомобили на метане или пропане — что лучше в использовании

Теперь перейдем к плюсам и минусам авто на пропане. Характерные черты C3H8
  • Пропан образуется при высокотемпературной переработке нефтепродуктов, не имеет запаха, является абсолютно безопасным и безвредным для людей. В него также добавляют одоранты. В баллонах хранится в сжиженном виде, имеет жидкую, а не газообразную структуру. Рабочее давление составляет 12-15 атмосфер, благодаря чему его можно размещать в легких небольших резервуарах с тонкими стенками. Компактный сосуд свободно размещается в багажнике, не занимая много места.
  • Владельцы ГБО могут активно использовать свое транспортное средства и при полной заправке преодолеть от 650 до 850 км, что значительно превышает показатель оппонента.
  • Резервуар для C3H8 стоит гораздо дешевле.
  • Большое количество АГЗС на пропане в СПб — еще одно преимущество. Вам не нужно будет долго искать заправку, так как АГЗС расположены во многих районах города.
  • Если говорить о поколениях газового оборудования, то в отличие от метана, который может работать только с первыми четырьмя, пропан-бутановый газ подходит и для более современных моделей 5 и 6 поколения, которые набирают все большую популярность за счет высокой технологичности.

Среди минусов: цена немного выше, чем у метана.

Автомобили на метане или пропане — что лучше в использовании

Цена установки пропана на авто зависит от объема газового баллона, модели автомобиля и поколения ГБО. (при установке ГБО в Санкт-Петербурге, вы можете воспользоваться нашей партнерской акцией и немного сэкономить).

День добрый дорогие посетители нашего сайта. А вы знали, что в качестве топлива для газовых систем может использоваться разный газ – метан, пропан, бутан или изобутан.Использование природного газа (или метана) осуществляется в системах централизованного газоснабжения, использование пропана и бутана – в автономных системах.

Природный газ – это метан, имеющий формулу СН4 и являющийся бесцветным газом. Природный газ метан не имеет запаха, поэтому для того, чтобы человек мог самостоятельно обнаружить утечку газа и принять необходимые меры, в состав метана добавляют примеси с характерным запахом.

Критическая температура метана равна  -82,5оС (это температура, при которой возможен переход природного газа в жидкое состояние при дальнейших манипуляциях с давлением метана). А температура кипения метана составляет -161,5оС – это температура при которой природный (натуральный) газ точно переходит в жидкое состояние из газообразного.

Пропан – это газ из группы алканов (углеводородов, ряд которых описывается формулой СnН2n+2), имеющий формулу С3Н8. Как и в случае с метаном, газ пропан не имеет цвета и запаха, однако, как и метан, этот газ при высоких концентрациях способен нанести вред самочувствию и здоровью человека, а при определенных концентрациях метана и пропана возможен взрыв.

Поэтому производство пропана, как и метана, сопровождается добавлением реагентов с характерным запахом. Температура кипения пропана равна -43оС. Если с понижением температуры может быть сжижен метан, то пропан можно сжижать более дешевыми способами – через компрессию (повышение давления).

Бутан – это так же газ из группы алканов, имеющий формулу С4Н10, бесцветный, как пропан или метан, и не имеющий запаха. Как и в другой газ, метан или пропан, производство бутана сопровождается применением реагентов с запахом. Что радикально отличает от перечисленных алканов этот газ – это температура кипения бутана, равная -0,5оС. Что накладывает определенные ограничения на его применение в качестве топлива. Другие газы – это пропан и метан – без проблем использующиеся при минусовых температурах в качестве топлива, дополняют бутан в составе горючих газов. Так, в качестве компонентов сжиженного углеводородного газа используются пропан и бутан (или изобутан).

Разница в физических свойствах газов накладывает следующие ограничения на применение бутана и пропана по отдельности:

Сжиженный бутан не может использоваться в качестве топлива при отрицательных температурах (так как отопление помещений должно происходить при помощи доставки в газовый котел бутана в газообразном состоянии)

ГОСТ 20448-90 «Газы углеводородные сжиженные топливные для коммунально-бытового потребления» запрещает самостоятельное использование бутана или пропана в системах газификации, а также устанавливает ограничения на то, как бутан или пропан (в процентном соотношении) могут быть использованы в смеси – содержание первого не должно превышать 60%. В зимнее время пропан в смеси для севера России допускается в количестве не менее 75% от общего объема смеси газов.

На сегодня все, дорогие читатели, наша команда ГазЭкоСеть желает Вам хорошего дня и прекрасного настроения.

Пропан или бутан – отличие двух газов

Пропан и бутан используются как основные компоненты сжиженного углеводородного газа, использующегося в системах автономной газификации объектов. Как и пропан, бутан может использоваться в качестве топлива самостоятельно, однако разница в физических свойствах газов существенна, что накладывает ограничения на их самостоятельную эксплуатацию.

Пропан благодаря хорошей теплотворной способности, имеет широкое применение в быту и промышленности — от автомобильного топлива и источника питания для газовых плит и систем отопления до процесса резки металлов и сварки металлических конструкций. Бутан широко используется в качестве топлива для зажигалок, в качестве реагента в холодильных установках.

Существенную разницу составляет коэффициент объемного расширения газов — у пропана он в 1,5 раза выше (0,003 против 0,002 на 1 градус по Цельсию). Пропан гораздо более «упругий» газ — упругость его паров достигает 1,5МПа,  в то время, как бутан при той же температуре сжимается на 283кПа. Практическую ценность эта разница имеет при выборе баллона — для хранения чистого жидкого пропана нужна более прочная емкость, чем для бутана.

Однако наиболее продуктивно газы используются в смеси. Так, ГОСТ 20448-90 «Газы углеводородные сжиженные топливные для коммунально-бытового потребления» запрещает самостоятельное использование бутана или пропана в системах газификации, а также устанавливает ограничения на то, как бутан или пропан (в процентном соотношении) могут быть использованы в смеси.

Бутан имеет химическую формулу С4Н10, пропан – С3Н8. Оба газа относятся к классу алканов (углеводородов, ряд которых описывается формулой СnН2n+2). Различия в составе бутана и пропана почти не сказываются на отличиях в их физических свойствах. Оба газа имеют схожий молекулярный вес и теплотворную способность. Однако бутан кипит (имеет температуру кипения) всего в -0,5оС, в то время как пропан гораздо более устойчив к отрицательных температурам. Температура кипения пропана – -43оС.

Про кислород:  Пиролиз опилок в домашних условиях для изготовления топлива

То есть, бутан не может эксплуатироваться топлива при отрицательных температурах. В газовый котел доставляется не жидкий бутан, а вещество в газообразной форме (в то время, как наш газ при температуре окружающего воздуха ниже нуля находится в состоянии жидкости).

В свою очередь, пропан также имеет существенный недостаток. Использование в качестве топлива чистого пропана опасно при высоких температурах. При нагревании происходит существенное расширение пропана, газ начинает давить на стенки баллона или газгольдера, что, в конечном итоге, приводит к появлению трещин на внутренней поверхности сосуда и к взрыву.

В отличие от пропана, газ С4Н10 более устойчив к высоким температурам. Поэтому ГОСТ 20448-90 устанавливает параметры пропан-бутановой смеси (сжиженного углеводородного газа) в процентном соотношении содержания обоих газов. Для пропана и бутана установлены минимальная и максимальная процентная величина соответственно. Так, в зимнее время пропан для северных регионов страны должен присутствовать в смеси в количестве не менее 75% от общего объема обоих газов. А содержание бутана в смеси не должно превышать 60%.

Эти газы широко применяются в качестве моторного топлива. Понимая отличие метана от пропана можно сделать выбор, что удобнее использовать.

Автомобили на метане или пропане — что лучше в использовании

Отличия метана от пропана дают возможность сделать правильный выбор при переводе машины на газ

В любом случае владелец машины получает выгоду по стоимости топлива против бензина. Газы имеют еще ряд свойств, благоприятно влияющих на состояние двигателя. Кроме того, они являются более экологически чистым видом топлива.

Отличие метана от пропана

Для удобства рассмотрения вопроса разберем достоинства и недостатки метана в сравнении с более популярным и широко используемым пропаном.

Преимущества метана

При использовании метана расходы на топливо сокращаются примерно в полтора раза даже против пропана. Сегодня один кубический метр метана стоит (19,5 рубля) дешевле, чем один литр пропана (29,4 рубля). К тому же расход на сто километров пробега для метана ниже, чем у пропана.

В сравнении с бензином для преодоления 100 километров пути пропана нужно примерно на 20% больше, а метана наоборот, на эту же величину меньше. Поэтому отличие метана от пропана по стоимости и расходу делают его более выгодным топливом.

Качество

Сжиженный газ для автомобилей всегда является смесью пропана (легко испаряемого) и бутана (трудно испаряемого). Их правильное сочетание при подготовке перед продажей представляет собой зимний или летний газ. Отсюда возможные недостатки в составе (качестве) топлива для теплого и холодного времени года.

Автомобили на метане или пропане — что лучше в использовании

Заправочный терминал для закачки метана — АГНКС (автомобильная газонаполнительная компрессорная станция)

Это может негативно отразиться на работе мотора зимой или летом. Иногда возможно присутствие газового конденсата (грубо говоря воды). Поэтому устанавливаются определенные периоды обслуживания элементов ГБО (например, фильтров).

Отличие метана от пропана в том, что он является однородным газом и его качество не вызывает сомнений. Отсюда обслуживание оборудования делается значительно реже. Соответственно и затраты на это меньше, чем при использовании пропана.

Технологические преимущества

Естественное природное состояние метана – газообразное. Для использования в автомобильном двигателе его не нужно испарять, он уже находится в этом состоянии. Отсюда уменьшение количества технологических процессов, связанных с доведением его до состояния газа (испарение). Это преимущество особенно важно для запуска двигателя на газе при низких температурах (например, зимой).

Отличие метана от пропана в том, что основная масса пропана в баллоне хранится и подается в топливопрод в сжиженном состоянии. Только пройдя редуктор-испаритель, пропан изменяет свое состояние и становится газом.

Взрывоопасность

Метан легче воздуха и при утечке стремится вверх. Пропан-бутан в сжиженном состоянии, наоборот – тяжелый газ. При утечке стремится вниз и заполняет все ниши, скапливаясь в них. Здесь он испаряется и может создать взрывоопасную смесь. Для обеих газов главное условие исключения взрыва — проветривание помещения и недопущение открытого огня.

Автомобили на метане или пропане — что лучше в использовании

Цельнометаллические баллоны для метана имеют большой вес

Отличие метана от пропана в том, что взрывоопасная концентрация метана составляет от 5% до 15% в составе воздуха. Пропан-бутан более опасен. Для взрыва его смеси с воздухом достаточно концентрации от 2% до 9%.

Недостатки метана

При его использовании в качестве моторного топлива имеет место потеря мощности двигателя. Это видно, например, по седану Lada Vesta с битопливным двигателем (метан). Скорости 100 километров в час на бензине машина достигает за 11,8 секунды. На газе это происходит за 12,9 секунды. Большая это разница или нет, решать каждому.

ГБО на метане существенно дороже оборудования на пропане. Основную стоимость составляют баллоны. Они должны выдерживать давление примерно на порядок больше (до 250 бар), чем емкости для пропана. Отсюда и цена на них. В среднем покупка и монтаж оборудования на метане стоит примерно в два раза больше, чем на пропане.

Автомобили на метане или пропане — что лучше в использовании

Комплект ГбО на метане с баллоном

Отличие метана от пропана в том, что баллоны для этого газа выпускаются только цилиндрической формы. Поэтому возможности установить их в нишу для запасного колеса нет. Значит частью багажника придется пожертвовать. Хотя при этом почти всегда удается сохранить запаску на своем месте. В то же время вариант с тороидальным баллоном для пропана не идеальный. Ведь запасное колесо все равно нужно возить в багажнике, так же отнимая его объем.

Вес и запас хода

Вес металлического баллона для метана значительно больше, чем емкости для пропана. Например, баллон емкостью 70 литров весит 77 килограммов. В то же время баллон для пропана на 70 литров весит 27 килограммов. Разница минимум в 2,5 раза.

Существуют емкости для метана, изготовленные из композитных материалов. Они значительно легче металлических, но стоят существенно дороже их. Тот же баллон на 70 литров весит около 55 килограммов.

Автомобили на метане или пропане — что лучше в использовании

Отличие метана от пропана в возможности применения баллонов высокого давления из композитных материалов

Отличие метана от пропана в том, что запас хода при одинаковой емкости баллона самый меньший по сравнению с пропаном и бензином. Для примера: в 50 литровый баллон пропана можно залить не более 40 литров сжиженного газа. В тот же объем закачивается около 11 кубических метров метана. Естественно, что 50-литровый бак войдет 50 литров бензина.

Отсюда показатель дальности хода на метане проигрывает всем конкурентам. Увеличение числа баллонов для метана вряд ли обрадует владельца автомобиля. Выходом из этого положения является более частая заправка.

Возможность заправки метаном

Постепенно это перестает быть проблемой. Хотя еще довольно много территорий, где таких заправок мало. Это является недостатком для владельцев ГБО на метане. Поэтому при принятии решения, на какой газ перевести автомобиль (или купить готовый с завода), этот фактор следует учесть. Иначе придется тратить запас этого газа на дорогу до и от заправочного терминала. При поездках на дальние расстояния также нужно понимать, где можно будет в попутном направлении закачать газ.

Отличие метана от пропана — что в итоге

Размышляя о возможности установки ГБО на метане следует обратить внимание на два момента. Во-первых, будет ли приемлемой та дальность хода, которую обеспечит одна заправка. Во-вторых, сможет ли ваш автомобиль выдерживать дополнительный вес от баллонов для метана. Если ответы на эти вопросы являются положительными, тогда есть смысл устанавливать ГБО на метане.

Внимание! Эта статья депонирована и защищается законом об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA). Запрещается любое копирование без моего разрешения.

Разбираясь, что лучше – автомобили на метане или пропане, нужно знать основные отличия в этих видах топлива. Также отметим особенности газовой аппаратуры.

Автомобили на метане или пропане — что лучше в использовании

Эта статья должна помочь правильно оценить ситуацию и, если необходимо, сделать выбор.

Автомобили на метане и пропане

Эти два вида природного топлива стали составлять серьезную конкуренцию бензину. Однако, решив перевести свою машину на газ, автовладелец всегда строит перед выбором — какой газ выбрать?

Его называют природный газ (химическая формула CH4) и все время находится в газообразном состоянии. Транспортируется под давлением по газопроводам по улицам городов.

Автомобили на метане или пропане — что лучше в использовании

Метан перемещается по газопроводам

Доставляется, во-первых, в квартиры граждан с целью использования для отопления и приготовления пищи. Во-вторых, на промышленные предприятия. В-третьих, на АГНКС (автомобильная газонаполнительная компрессорная станция) для заправки автомобилей.

Для бытовых нужд и автомобилей используется смесь газов – пропана и бутана (химические формулы C3H8 и C4H10). Они закачиваются в баллоны в сжиженном состоянии под давлением 16 атмосфер. Имеют свойство испаряться.

В емкости находятся одновременно в двух состояниях – сжиженном и газообразном. Поэтому 20% объема баллона жидкой фазой не заполняется для скопления здесь их паров.

Автомобили на метане или пропане — что лучше в использовании

Смесь пропан-бутана тяжелее воздуха. Поэтому при утечке она стремиться опуститься вниз и скапливаться в низинах местности. Испаряясь и смешиваясь с воздухом. В результате образует взрывоопасную смесь при содержании в воздухе газа от 2% до 9%. При наличии источника огня такая смесь взорвется.

Пропан-бутановая смесь имеет разный состав в зависимости от периода года, когда используется газ. Пропан легко испаряется, а бутан – наоборот, трудно. Именно из-за этого, в чистом виде такие газы для бытовых нужд и автомобилей не применяются. На их свойства оказывает влияние температура воздуха.

Про кислород:  Чем опасна гипоксия для мозга ребенка?

Поэтому, оптимальной для применения считается именно их смесь, а не чистый газ пропан или бутан. Для зимних условий в смеси должно быть больше пропана, чтобы она лучше испарялась. Для летних – больше бутана, чтобы давление газа при испарении не превышало допустимое.

В составе этих газов много примесей. Они оказывают неблагоприятное влияние на процесс их сгорания. Поэтому, для автомобилей важен качественный сжиженный газ.

Особенности ГБО на метане

Отличием использования метана от пропана в качестве моторного топлива для автомобиля является давление газов. В газобаллонном оборудовании (ГБО) на метане оно составляет около 220 атмосфер. Это почти на полтора порядка больше, чем при использовании пропана (максимум 16 атмосфер).

Отсюда и два основных отличия ГБО для метана. Во-первых, баллоны повышенной прочности. Во-вторых, редуктор с несколькими (чаще с двумя) ступенями снижения давления газа.

Есть еще незначительные отличия при использовании метана. Однако, в общем, процесс сжигания газа и оборудование такие же, как и на пропане.

Баллоны для метана

Этот газ имеет небольшую плотность — в тысячу раз ниже, чем бензин. Поэтому при его накоплении в достаточном количестве для обеспечения запаса хода применяют принудительное сжатие. Газ закачивают в баллоны под давлением 200 – 220 атмосфер. Это требует, чтобы баллон был достаточно прочным.

Автомобили на метане или пропане — что лучше в использовании

Стальные баллоны для метана

Таких свойств можно достигнуть за счет применения для их изготовления качественного металла. Необходима специальная технология изготовления и соответствующая толщина стенки баллона.

Современные технологии позволяют изготавливать такие баллоны высокого давления не только из металла. Используются и другие высокопрочные материалы. Все эти особенности приводят в итоге к тому, что стоимость баллона становится довольно не малой.

Какие бывают баллоны для метана

Изготовленные из стали — это старые конструкции, используемые много лет. Вопрос обеспечения высокой прочности здесь решается за счет толщины стенки баллона. Это приводит к огромному весу и, как правило, невозможности использования для легкового автомобиля.

Емкость баллона невелика. Поэтому для достижения хотя бы среднего запаса хода необходимо использовать сразу несколько их единиц. Это значительно повышает вес автомобиля и занимает почти все пространство багажника.

Автомобили на метане или пропане — что лучше в использовании

Автомобили на метане со старыми стальными баллонами страдают отсутствием места в багажнике

Например, возьмем один баллон объемом 53 литра для легкового автомобиля. Его диаметр 322 мм, длина – 882 мм и объем газа – 10, 6 м3. Вес составляет 70 килограммов. Этого количества газа хватает примерно на 90 километров пробега.

В основном автомобили на метане такие баллоны применяют для грузового и пассажирского транспорта (автобусов). Для сравнения — баллон такой же емкости для пропана весит 22 килограмма.

Баллоны с лейнером

Это облегченный вариант баллонов для метана. Здесь основная оболочка изготовлена из специальной прочной легированной стали. Ее толщина меньше, чем у обычного стального баллона, за счет усиления прочным армирующим покрытием.

Автомобили на метане или пропане — что лучше в использовании

Баллоны с лейнером для метана

Вес такого баллона меньший. Он приемлем для использования в легковом автомобиле. Примерно один килограмм массы соответствует одному литру емкости баллона. Стоимость – около $4,5 за литр объема.

Баллоны с лейнером из алюминия усилены специальным очень прочным покрытием из карбоволокна. Оно пропитано усиливающим составом из эпоксидной смолы. Вес – примерно 0,8 килограмма на один литр емкости. Стоимость – около $12 за один литр.

Есть баллоны, изготовленные из композитных материалов. Здесь лейнер состоит из полимерной основы с армирующей композитной оболочкой из углеродного волокна. Вес – около 0,8 килограмма на один литр емкости. Стоимость – около $12,0 за один литр.

Автомобили на метане или пропане — что лучше в использовании

Автомобили на метане — компактный баллон для метана из композитных материалов

В этом перечне каждый последующий тип баллона стоит дороже, чем предыдущий. Следует иметь в виду, что все баллоны для метана имеют только цилиндрическую форму. Поэтому, разместить его в месте, предусмотренном для хранения запаски в легковом автомобиле, невозможно.

Автомобили на метане — редукторы и запорная арматура

Давление метана в баллоне при полной заправке превышает 200 атмосфер. В этой связи процесс его снижения происходит в несколько этапов. Их может быть два и даже три.

Автомобили на метане или пропане — что лучше в использовании

Газовый редуктор Tomasetto AT12 для ГБО на метане

Переходя от одной ступени к другой, давление поэтапно снижается до рабочей величины. Только после этого автомобили на метане могут использовать этот газ в двигателях.

Особенностью запорной арматуры ГБО на метане является то, что вентиль на баллоне оснащен скоростным клапаном. Это устройство для мгновенного прекращения истечения газа из баллона.

Автомобили на метане или пропане — что лучше в использовании

Автомобили на метане — вентиль баллонный OMB со скоростным клапаном

Оно срабатывает в случае, если произошел разрыв газовой магистрали от баллона до редуктора.

Влияние метана на двигатель автомобиля

Когда метан горит в цилиндрах, он не срывает масляную пленку с их стенок. При октановом числе 120 (по исследовательскому методу) детонация при использовании метана исключена.

Это является полной противоположностью бензину, и положительно сказывается на ресурсе мотора. Соответственно, масло в нем можно менять реже.

Двигатель на метане теряет мощность до 20%, в то время как на пропане – до 10%. Причиной этому в основном являются регулировки ГБО. Для метана это еще и его неспособность в требуемой пропорции связываться с составляющими компонентами воздуха.

Стоимость ГБО на метане, сервис и заправка газом

Оборудование для перевода автомобиля на метан примерно на 50% стоит дороже, чем на пропан. Все связано с большой стоимостью баллонов и арматуры высокого давления.

Сервисов по установке ГБО на метане гораздо меньше, чем на пропане. Причиной является гораздо меньшее количество желающих использовать метан, чем пропан.

Заправлять автомобили на метане нужно только на специальных заправках (АГНКС).

Автомобили на метане или пропане — что лучше в использовании

АГНКС для заправки автомобилей метаном

Их в больших городах пока не так много, а в малых вообще может не быть. Одной заправки таким газом хватает примерно на 200 километров пробега. Для сравнения – один полностью заправленный баллон пропана позволит проехать до 500 километров.

Затраты на топливо и пробег

Расход газа в соотношении с одним литром бензина равен:

  • примерно 0,9 – 1,0 кубическому метру метана;
  • около 1,2 литра пропана.

Метан дешевле пропана. Один его кубический метр стоит 15 рублей, в то время как пропан – 18 рублей. Могут быть и другие цены в зависимости от региона. Расход на 100 километров пробега в среднем:

  • метана – 10 кубических метров;
  • пропана – 12 литров.

Можно привести реальный пример из жизни. В баллон для метана на 95 литров входит 23 кубических метров газа. На Skoda Octavia удается проехать 180 километров до следующей заправки. Давление в полностью закачанном баллоне 220 атмосфер и 22,5 кубических метра газа. Это стоит 122 рубля (ноябрь 2017 год).

Реальная экономия денег против бензина (стоимостью 39 рублей за литр) при езде на газе составляет:

  • на пропане – в 1,6 раза. Во многом расход пропана, а соответственно и экономия на нем зависит от правильной регулировки состава газовоздушной смеси.
  • на метане – в 2,8 раза.

В любом случае использование газа вместо бензина является выгодным.

Автомобили на метане или пропане — что лучше в использовании

Экономим деньги — заправляем газ

Здесь многое зависит от правильного выбора газовой установки и ее обслуживания классными специалистами. Нельзя сбрасывать со счетов и то, в какой манере управляются автомобили на метане.

Автомобили на метане — безопасность эксплуатации

Главным опасением при рассмотрении вопроса о переводе машины на природный газ, является огромное давление, под которым он находится в баллоне. Для правильного понимания этого момента следует знать больше информации об этих емкостях и их безопасности.

При ДТП

Надежность баллона под природный газ очень высока. Он проходит многократные тесты на прочность. Это испытания повышенным давлением (300 атмосфер), удары, падения, поджоги и даже отстреливание пулями.

Проведенные опробования показывают, что вероятность повреждения баллона для метана составляет от одного до пяти процентов случаев.

Автомобили на метане или пропане — что лучше в использовании

Он устанавливается в машине в наименее уязвимом месте при ДТП, куда к нему трудно добраться. Правильно расположенный в кузове автомобиля баллон, менее опасен, чем бак для бензина.

Есть одно обязательное условие безопасного пользования баллоном для метана. Оно состоит в периодическом испытании емкости. Это делается один раз в пять лет.  На прочность избыточным давлением (300 атмосфер) и на плотность давлением 200 кгс/см2.

При удачных результатах опробований, вы получаете всестороннюю гарантию. Баллон выдержит значительно большее давление, чем то, с каким в него закачивают газ на заправке.

Автомобили на метане — утечки газа

Природный газ легче воздуха и при утечке стремится подняться вверх. В смеси с воздухом в соотношении от 4 до 15% при наличии источника огня взрывается. Выход метана из трубопровода от баллона до редуктора отсекается скоростным клапаном. Утечка прекращается. К тому же сам трубопровод изготовлен из стали и является достаточно прочным.

Нельзя сказать, что автомобили на метане абсолютно безопасны. Все неприятности, как правило, случаются в результате халатного отношения к оборудованию. Статистика говорит о том, что происшествия, связанные с газом, происходят реже, чем с бензиновыми авто.

Большинство людей к таким машинам относятся более ответственно, понимая, что газ – это опасно. Отсюда, и внимание к этому оборудованию больше, и ухода, что снижает риски пользования.

Внимание! Это статья защищается законом об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA). Запрещается любое копирование без моего разрешения.

Оцените статью
Кислород