Баллоны для технического газа. Безопасность, практичность и рекомендации

Баллоны для технического газа. Безопасность, практичность и рекомендации Кислород

Маркировка основных данных баллона

Баллоны для технического газа. Безопасность, практичность и рекомендации

Для хранения и транспортировки технических газов применяются специальные емкости, которые называются газовые баллоны. Эти сосуды должны в полной мере обеспечивать безопасность и экономичность. Для того, чтобы быть уверенным в том, что баллоны, применяемые вами соответствуют всем требованиям безопасности, мы подготовили для вас этот обобщающий материал, из которого вы сможете почерпнуть все основные сведения, касающиеся этого производственного оборудования.

Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос по правильному выбору и применению сварочных смесей и других газов у вас на производстве

В перечень оборудования, необходимого для проведения сварочных и других технологических операций, неизбежно входят газовые баллоны. Их назначение состоит в обеспечении безопасной транспортировки и хранения газа, находящегося в сжатом, сжиженном или растворенном состоянии. Рабочий объем газового баллона составляет от 0.4 до 5 кубических дециметров. Наиболее распространенные газовый баллоны имеют собственный объем 40 литров, при этом давление газа в них зависит от типа наполняемого газа туры и температуры окружающего воздуха.

Для повышения безопасности транспортировки газовые баллоны должны быть закреплены в кузове. Допускается перевозка баллонов в лежачем положении, но не более 3 рядов, а также в вертикальном положении в специальных контейнерах — кассетах или паллетах с фиксацией баллонов, для предотвращения их падения. На вентили баллонов при перевозке должны одеваться защитные колпаки

  • Надпись наносится по окружности баллона на длину не менее 1/3 окружности, а полоса — по всей окружности. При этом высота букв на баллонах вместимостью более 12 л должна быть 60 мм, а ширина полосы — 25 мм. На баллонах вместимостью до 12 л размеры букв и полос должны определяться в зависимости от величины боковой поверхности баллонов.
  • Допускается окраска в серый или желтый цвет малолитражных баллонов (до 12 л) для дыхательных аппаратов и самоспасателей со сжатым воздухом.

Баллоны для технического газа. Безопасность, практичность и рекомендации

Для транспортировки и хранения азота используются газовые баллоны разного объёма: от десяти до сорока литров. Каждая ёмкость должна быть изготовлена с соблюдением ГОСТа 949/73.

Отличительной особенностью баллонов, в которые заправлен азот, является наличие на их поверхности надписи жёлтого цвета и коричневой полосы, которая наносится на поверхность чёрного цвета. В промышленных условиях обычно используются азотные баллоны, вмещающие сорок литров газа.

При осмотре ёмкости для азота необходимо убедиться, что на его горловину нанесена резьба, соответствующая ГОСТу 9909/81. Вентиль, ввинчивающийся в ёмкость, должен быть уплотнён, а после его закручивания должно оставаться два-пять резьбовых сечения.

Заправка азотных баллонов осуществляется с учётом определённых показателей давления и температуры. Так, давление должно быть равным 150 атмосферам, а температура — двумстам градусам Цельсия. Наполнять можно только те ёмкости, которые во время испытаний выдержали передельное давление, равное 225 атмосферам. Данный показатель и прохождение ёмкостью такой проверки отмечается на её поверхности.

Азотные баллоны ни в коему случае нельзя заправлять другими газами. Когда использование баллонов завершено, в них должно сохраниться давление, равное примерно 1-1,5 атмосферы. Подобная мера защищает баллоны от появления в них примесей и воздуха. Спешите купить азот в баллонах по цене ниже рынка у нас в компании.

Во время хранения азотные газовые баллоны оберегаются от влажности и масел. Их складируют вертикально под навесом, предварительно навернув колпаки, которыми защищаются вентили.

Транспортировка ёмкостей с азотом осуществляется на транспорте рессорного типа. Их загружают в контейнеры, чтобы во время движения они не упали. Баллоны можно перевозить вертикально и горизонтально, но в последнем случае транспортное средство должно располагать спецотсеками с амортизаторами.

В процессе погрузки также нужно учитывать, что вентили баллонов должны находиться повёрнутыми в одном направлении.

Согласно ГОСТ 9731-79 баллоны изготавливаются одногорловые и двугорловые, с внутренней и наружней резьбой строго определенных диаметров, фланцем или без него. Они изготавливаются из углеродистой и легированной стали по специальной бесшовной технологии.

Максимальное рабочее давление согласно ГОСТ 949-73 составляет от 100 до 200 кгс/см2 , или от 9.8 до 19,6 МПа. Максимально допустимая температура хранения/перевозки сжиженных газов колеблется в диапазоне от +50 до -60 °C.

Согласно ГОСТ 9909-81 диаметр резьбы должен составлять для баллонов малого объема 19.2 мм., среднего – 27.8 мм., ацетиленовых – 30.3 мм.

Содержимое газового баллона можно определить по пяти признакам: цвет баллона, цвет подписи, цвет полосы, материал корпуса вентиля и направление резьбы бокового штуцера. Первые три признака еще называют цветовой маркировкой, которая сведена в отдельную таблицу.

Так, например, газовый баллон, наполненный азотом, окрашен в черный цвет, подписан желтым, на него нанесена коричневая полоса, вентиль сделан из латуни, резьба штуцера – правая.

Баллон, наполненный водородом – темно-зеленого цвета, название газа подписано красным, полоса на корпусе не предусмотрена, вентиль также изготовлен из латуни, а резьба штуцера наоборот, левая.

Баллон с фреоном-22 окрашен в серебристый цвет, подпись нанесена черным. Также на корпус нанесены три полосы желтого цвета.

Отдельная цветовая маркировка принята для следующих газов: азота, аммиака, аргона сырого, технического и чистого, ацетилена, бутилена, водорода, гелия, закиси азота, кислорода обычного и медицинского, нефтегаза, сернистого ангидрида, сероводорода, сжатого воздуха, углекислоты, фосгена, фреона 11,12,13,22, хлора, циклопропана и этилена.

Баллоны прочих горючих веществ окрашены красным цветом, и на них написано «газ» белыми буквами. Негорючих – окрашены черным цветом, и на них подписано «газ» желтыми буквами.

Последние два признака, согласно ГОСТ 949-73, жестко регламентированы при наполнении баллонов следующими газами: азон, аммиак, аргон, бутан, бутилен, водород, воздух, гелий, кислород, ксенон, пропан и прочие горючие газы, сернистый ангидрид, углекислота, фосген, хладон, хлор, хлорметил, хлорэтил, этилен.

Кроме того, баллоны газовые классифицируются: по объему в литрах, диаметру цилиндрической части, толщине стенки на давление, длине корпуса баллона на давление и массе. Максимальное отклонение по массе – не более 10% от установленной ГОСТом.

Описание

Азот N2 – это технический газ, который нашел широкое применение в промышленности, на производстве, а также в различных сферах деятельности человека. Инертный газ азот без цвета и без запаха, не взрывоопасен. Для транспортировки, хранения и эксплуатации используют азотные баллоны, где газ находится в газообразном или сжиженном состоянии.

Баллоны для технического азота изготавливают из стали – этот материал устойчив к колебаниям давления и температуры и способен выдерживать повышенные нагрузки без деформации. Объем баллонов для азота — 5 литров, 10 литров, 20 литров, 40 литров. Баллон любого объема выдерживает давление в 150 атмосфер.

Баллоны для технического газа. Безопасность, практичность и рекомендации

Баллоны для технического азота (N2) окрашены в черный цвет, надпись «АЗОТ» или «N2» выполняется буквами желтого цвета.

Комплектация баллона для азота:

  • емкость из стали;
  • запорный вентиль;
  • предохранительное резиновое кольцо;
  • опорный башмак для баллонов большого объема;
  • предохранительный колпак.

На верхнюю часть корпуса баллона для азота наносят важную информацию о баллоне – это его «паспорт», который включает:

  • дата выпуска баллона, дата аттестации (поверки);
  • номер баллона от производителя;
  • вес пустого баллона;
  • объем баллона;
  • давление рабочее и проверочное;
  • клеймо завода и организации, производившей аттестацию (поверку).

Баллоны для технического газа. Безопасность, практичность и рекомендации

Масса, размер и другие параметры баллонов для азота 5 литров, 10 литров, 40 литров.

В таблице приведены основные параметры баллонов:

Безопасность

При транспортировке и эксплуатации баллонов с азотом необходимо соблюдать правила безопасности. Основные требования безопасности:

  • не допускается использование баллонов, предназначенных для транспортировки и хранения азота для транспортировки и хранения других газов;
  • не допускается производить какие-либо доработки баллонов, которые нарушают целостность емкости;
  • не допускается эксплуатация баллонов с видимыми дефектами: вмятины, коррозия, повреждения окраски корпуса;
  • транспортировать баллоны с газом необходимо только с надетыми предохранительными колпаками;
  • при транспортировке баллоны с газом необходимо отделить друг от друга прокладками; при горизонтальной транспортировке все баллоны укладываются вентилями в
  • одну сторону; при вертикальной транспортировке емкостей с газом дополнительно устанавливают ограждения от возможного падения баллона;
  • запрещается бросать баллоны с газом, ударять их о твердые предметы;
  • не допускается эксплуатация баллонов с истекшим сроком проверки, отсутствующей необходимой маркировкой;
  • при эксплуатации баллона с азотом углерода не допускается полностью опорожнять емкость, остаточное давление газа в баллоне должно быть не менее 0,05 Мпа;
  • баллоны с азотом должны находиться на расстоянии не менее 1 м от электрического источника отопления и не менее 5 м от открытого источника с огнем.
Про кислород:  Расстояния от газового баллона

Хранение

  • баллоны с углекислотой можно хранить как в специальных помещениях, так и на открытом воздухе. При хранении на открытом воздухе необходимо исключить попадание осадков и прямых солнечных лучей на баллоны;
  • баллоны с башмаками могут храниться в вертикальном положении. Ёмкости должны быть ограничены барьерами или располагаться в специальных клетках, которые предохраняют баллоны от падения;
  • баллоны без башмака могут храниться в горизонтальном положении на специальных стеллажах с приспособлениями, которые не дадут емкостям раскатываться;
  • баллоны с азотом газом хранятся с навернутыми колпаками.

Выбраковка баллона с азотом

Баллон с азотом газом не следует вводить в эксплуатацию, если:

  • наблюдаются внешние повреждения баллона: вмятины, выпучины, коррозия, трещины и подобное;
  • неисправен вентиль баллона;
  • не читается паспорт баллона;
  • истек срок эксплуатации или просрочен срок поверки баллона;
  • поврежден либо косо посажен башмак;
  • несоответствие цвета баллона и надписи.

Срок годности азотного баллона

Срок годности баллона для азота – 20 лет, после чего баллон необходимо изъять из пользования. Азотные баллоны проходят обязательную плановую проверку (аттестацию, освидетельствование) один раз в пять лет.

Проверка включает в себя:

  • внешний осмотр корпуса баллона;
  • проверка работы вентиля;
  • удаление остатков газа из емкости;
  • промывка баллона, гидроиспытание;
  • монтаж нового вентиля;
  • покраска корпуса баллона

Купить новый азотный баллон, баллон с N2 можно в нашей компании по телефону или WhatsApp.
Также мы можем провести аттестацию Вашего баллона для азота, обменять N2 баллон, принять б/у азотный баллон на утилизацию.
В нашей компании можно заказать как пустые баллоны с доставкой, так и заполненные техническим азотом. Мы работаем 24/7, без выходных и праздников.

Окраска и маркировка баллонов
Устройство баллонов
Правила работы с баллонами
Выпускные вентили баллонов
Техника безопасности при работе с газовыми баллонами
Библиография

В лабораторной практике довольно часто приходится пользоваться различными газами, которые обычно хранят в жидком или сжатом состоянии в специальных стальных баллонах различной емкости.

Наиболее часто в лабораториях применяют кислород, азот, хлор, двуокись углерода, водород, сжатый воздух и аммиак, реже – ацетилен и метан.

Окраска и маркировка баллонов

Для хранения газов применяют специальные баллоны, имеющие опознавательную окраску. Согласно Приказу Ростехнадзора от 15 декабря 2020 года № 536
окраску баллонов и нанесение надписей при эксплуатации производят организации-изготовители, наполнительные станции или испытательные пункты в соответствии с требованиями ТР ТС 032/2013:

Азот (N2) – черный с коричневой полосой и желтой надписью: «Азот»

Аммиак (NH3) – желтый с черной надписью: «Аммиак»

Аргон сырой (Ar) – черный с белой полосой и белой надписью: «Аргон сырой»

Аргон технический (Ar) – черный с синей полосой и синей надписью: «Аргон технический»

Аргон чистый (Ar) – серый с зеленой полосой и зеленой надписью: «Аргон чистый»

Ацетилен (C2H2) – белый с красной надписью: «Ацетилен»

Бутан (C4H10) – красный с белой надписью: «Бутан»

Бутилен (C4H8) – красный с черной полосой и желтой надписью: «Бутилен»

Водород (H2) – темно-зеленый с красной надписью: «Водород»

Воздух – черный с белой надписью: «Сжатый воздух»

Гелий (He) – коричневый с белой надписью: «Гелий»

Двуокись углерода (CO2) – черный с белой надписью: «Двуокись углерода»

Закись азота (N2O) – серый с черной надписью: «Закись азота»

Кислород (O2) – голубой с черной надписью: «Кислород»

Нефтегаз – серый с красной надписью: «Нефтегаз»

Сероводород – белый с красной полосой и красной надписью: «Сероводород»

Сернистый ангидрид – черный с желтой полосой и белой надписью: «Сернистый ангидрид»

Фосген (COCl2) – защитная окраска с красной полосой

Фреон-11 (CFCl3) – алюминиевый с синей полосой и черной надписью «Фреон-11»

Фреон-12 (CF2Cl2) – алюминиевый с черной надписью «Фреон-12»

Фреон-13 (CF3Cl) – алюминиевый с двумя красными полосами и черной надписью «Фреон-13»

Фреон-22 (CHClF2) – алюминиевый с двумя желтыми полосами и черной надписью «Фреон-22»

Хлор (Cl2) – защитная окраска с зеленой полосой

Циклопропан (C3H6) – оранжевый с черной надписью: «Циклопропан»

Этилен (C2H4) – фиолетовый с красной надписью: «Этилен»

Все другие горючие газы (метан, этан, пропан и тд.) – красный с белой надписью

Все другие негорючие газы – черный с желтой надписью

В случае, если требования к окраске и тексту надписей для баллонов, используемых в специальных установках или предназначенных для наполнения газами специального назначения, не определены ТР ТС 032/2013, их устанавливают проектной документацией и (или) техническими условиями на продукцию, для хранения которой предназначены эти баллоны, и указывают в распорядительных документах.

В других странах маркировка баллонов отличается от принятой в России. В Европейском союзе окраска баллонов с газом определяется стандартом EN 1089-3. Согласно стандарту газовые баллоны (за исключением баллонов со сжиженным газом и нефтегазом) маркируются на плече, при этом цвет маркера зависит не от содержимого баллона, а от представляющей опасности. Таким образом, для маркирования газовых баллонов применяются следующие цвета:

1.  жёлтый — RAL 1018 (ядовитый и/или коррозионный газ);
2.  красный — RAL 3000 (легковоспламеняющийся газ);
3.  голубой — RAL 5012 (окисляющий газ);
4.  светло-зелёный — RAL 6018 (удушающий инертный газ).

Наряду с такой маркировкой газов стандарт предусматривает и фиксированную маркировку, которая применяется к кислороду, азоту, закиси азота, гелию. Для них предусмотрены белый, чёрный, тёмно-синий и коричневый цвета соответственно. По карте RAL эти цвета имеют номера 9010, 9005, 5010 и 8008.

Отдельно следует упомянуть, что для кислорода дыхательного, который используется, например, аквалангистами или в реанимации, используются баллоны, выкрашенные в зелёный цвет (RAL 6035). При этом все составляющие, которые непосредственно используются с этими баллонами (редукторы, лёгочные автоматы), должны иметь части, выкрашенные в зелёный цвет, во избежание использования на кислородных баллонах частей, не предназначенных для этого.

Устройство баллонов

По конструкции баллоны разделяются на два типа: для сжатых газов и для сжиженных газов (последние обычно внутри имеют сифонную трубку).

Рис. 1. Устройство газовых баллонов (а – простой; б – с сифоном; в – штатив для газового баллона; 1 – корпус; 2 – сифонная трубка; 3 – вентиль; 4 – колпак; 5 – пятка баллона;
6 – баллон; 7 – штатив; 8 – навинчивающийся колпак).

Для хранения сжатых газов применяют простые баллоны (рис. 1, а). Баллон для хлора (рис. 1, б) состоит из корпуса (1), навинчивающегося колпака (4) и вентиля (3). Внутри баллона от его горла и почти до дна проходит сифонная трубка (2), через которую жидкий хлор поступает в вентиль. Однако встречаются также баллоны для хлора и без сифонной трубки.

Для хранения ацетилена применяют специальные баллоны, которые заполняют пористой массой (например, углем), пропитанной раствором ацетилена в ацетоне.

Правила работы с газовыми баллонами

При работе с газовыми баллонами прежде всего нужно следить, чтобы в нерабочем состоянии на баллон был всегда навинчен колпак.

Передвигать баллоны следует по возможности осторожно, так как толчки могут привести к взрыву. Лучше всего баллон поместить в специальный штатив (рис. 1, в).

Нельзя помещать газовые баллоны в местах, где они могут нагреваться, так как это может привести к взрыву. Как правило, баллоны должны стоять не ближе, чем на 1 м от печей, отопительных батарей или других источников тепла. Летом заботятся о том, чтобы на баллон с газом не падали прямые солнечные лучи, что также может вызвать нагревание газа.

Необходимо следить за тем, чтобы выпускной вентиль не был загрязнен, в особенности каким-либо жиром или маслом (это имеет особое значение для баллонов с кислородом и другими газами-окислителями, так как возможно возгорание смазки и взрыв). Поэтому не допускается смазывание вентилей чем бы то ни было.

Сжатые или жидкие газы нельзя отбирать непосредственно в реакционный сосуд – предварительно их следует пропускать через предохранительную склянку, аналогично тому, как это делается при работе с вакуум-насосами. Баллоны со сжиженными газами, имеющие сифонные трубки, при работе следует перевертывать (особенно эти относится к баллонам для хлора), что предохраняет от выбрасывания из баллона струи сжиженного газа.

Жидкая двуокись углерода при медленном выпускании из баллона сразу переходит в газообразное состояние; если же ее выпускать быстро, то она переходит в твердое состояние, образуя «снег» или «сухой лед», имеющий температуру от –79 до –80 °С.

После опорожнения баллона его нужно сразу же отправить на заполнение, причем обязательно следить за тем, чтобы не спутать баллоны из-под разных газов. Если баллон не имеет опознавательной окраски или надписи, обязательно нужно приклеить к баллону ярлык с указанием, какой газ был в нем.

Про кислород:  Ингалятор компрессорный OMRON Comp AIR NE-C28 (NE-C28-RU)

Расходуя газ, никогда не следует снижать давление его в баллоне до атмосферного. При перезарядке баллонов на заводе исследуют находящийся в них газ, что значительно облегчается, когда газ находится под некоторым давлением.

Периодически баллоны необходимо испытывать на давление; это испытание проводят только на заводе. На баллоне должна быть отметка о времени последнего испытания.

Совершенно недопустимо работать с неисправными баллонами или с такими, которые не проверялись в течение нескольких лет. Если в баллоне обнаружится какая-либо неисправность, например не открывается вентиль или происходит просачивание газа через закрытый вентиль, баллон следует немедленно отправить на завод, производивший заполнение.

Ни в каком случае не допускается исправление вентиля собственными средствами. Особенно это нужно помнить при работе с ядовитыми газами, так как неисправность вентиля при попытке открыть его может привести к несчастному случаю.

Выпускные вентили газовых баллонов

Газ из баллона выпускают через выпускной вентиль (рис. 2). На штуцер (1) вентиля навинчивают ниппель – бронзовую или латунную трубку с очень узким внутренним диаметром. Наружный диаметр ниппеля около 2-3 мм. Ниппель имеет припаянную гайку, навинчивающуюся на штуцер (1). В нерабочем состоянии штуцер закрыт навинчивающейся гайкой (2).

Рис. 2. Устройство выпускного вентиля газового баллона (а – общая схема; б – вентиль по Росиньолу для насаживания на него резинового шланга; в – вентиль по Росиньолу для привинчивания ниппеля; г – вентиль точной регулировки (игольчатый); 1 – штуцер; 2 – навинчивающаяся гайка; 3 – маховичок; 4 – прокладка).

Когда на штуцере (1) закреплен ниппель или (в крайнем случае) резиновая трубка для высоких давлений (с прокладкой), осторожно поворачивают маховичок (3). В зависимости от того, какая интенсивность струи газа необходима, маховичок поворачивают больше или меньше, регулируя этим выпуск газа.

После окончания работы прежде всего закрывают как можно плотнее вентиль, затем снимают ниппель и вместо него навинчивают гайку (2) и, наконец, надевают на баллон колпак, следя за тем, чтобы и он был хорошо завинчен.

Для точной регулировки подачи газа необходимо применять так называемые редукционные вентили. Они бывают различных конструкций и отличаются друг от друга (в зависимости от редуцируемого газа) пропускной способностью, величиной рабочего давления, принципом действия.

Лабораторные редукционные вентили имеют небольшую пропускную способность (до 1 м³/ч) и снабжены микрометрическим винтом, при помощи которого можно точно дозировать расход газа. Наиболее совершенные вентили имеют два манометра, один из которых показывает давление газа в баллоне, а другой давление струн выходящего газа.

Различаются редукционные вентили: для кислорода, для водорода, для ацетилена и т. д. Обычно редукционные вентили окрашивают в тот цвет, в который окрашен газовый баллон. Для каждого газа должен быть свой редукционный вентиль.

Редукционный вентиль прикрепляют на баллон при помощи накидной гайки к штуцеру выпускного вентиля в зависимости от того, для какого газа предназначен баллон. Эта гайка имеет правую или левую резьбу. Haпример, вентили для кислорода имеют правую резьбу, а для водорода – левую.

В лабораториях иногда встречаются более простые редукционные вентили, например вентили по Росиньолу (рис. 2). Один из них приспособлен для насаживания на него резинового шланга (б), а другой – для привинчивания ниппеля (в). Гибкий шланг и резиновую трубку для высоких давлений следует прочно закреплять на вентиле проволокой так, чтобы при открытии газа они не слетали.

Применение редукционных вентилей при работе с баллонами гарантирует защиту от слишком бурного вытекания газа и несчастных случаев, которые могут произойти в результате этого. Для точной регулировки пуска газа сначала открывают редукционный вентиль, затем очень осторожно выпускной.

Часто баллоны снабжают так называемыми игольчатыми выпускными вентилями (рис. 2, г), которые дают возможность при отсутствии редукционного вентиля сравнительно точно регулировать выпуск газа. Эти вентили называют также вентилями точной регулировки.

Техника безопасности при работе с газовыми баллонами

Итак, подведем итоги. При работе с газовыми баллонами нужно в основном руководствоваться следующими правилами:

1.  Баллон должен быть правильно закрыт.
2.  Осторожно обращаться с наполненным газом баллоном.
3.  Нельзя пользоваться неисправным баллоном.
4.  При работе с газовым баллоном сначала открывают редукционный вентиль, затем осторожно выпускной, следя, чтобы газ выходил под определенным давлением.
5.  Баллон должен быть защищен от нагревания.
6.  Следить за степенью наполнения баллона газом и, когда он израсходуется, отправить баллон на наполнение.
7.  Запомнить опознавательную окраску баллонов для каждого газа или наклеить на баллон этикетку с обозначением газа и времени наполнения.
8.  Экономно расходовать газ.
9.  Периодически отправлять баллоны на проверку.

Библиография

Баллоны, в которые наполняется сжатый газ (кислород, азот и др. или сварочная смесь), производятся в соответствии с требованиями стандартов (ГОСТ 949). Для изготовления корпуса изделия используется бесшовная труба, которая и определяет специфику конструкции изготавливаемого баллона:

  • Колба цилиндрической формы, ее объем определяет вместимость баллона.
  • Зауженная горловина с коническим резьбовым отверстием для вкручивания запорного вентиля, назначение которого состоит в регулировании подачи газа. Принцип действия вентиля состоит в передвижении шпинделя, который открывает или закрывает подающий клапан в процессе вращения маховика. Его конструкция в свою очередь имеет отличительные особенности в зависимости от типа наполняемого газа (горючий газ или кислород).
  • Натяжное кольцо с резьбой, зафиксированное на горловине, предназначенное для последующей установки предохранительного колпака.
  • Натяжной «башмак» — цилиндрическое кольцо, закрепляемое на выпуклое дно, для обеспечения баллону устойчивости в вертикальном положении.
  • На горловине баллона для установки вентиля делается специальная коническая резьба, позволяющая обеспечить плотную посадку вентиля, исключающую утечки газа через резьбовое соединение. Однако при этом после нескольких ремонтов резьбовое соединение немного расширяется и каждый новый вентиль завинчивается глубже предыдущего. Поэтому на исправном баллоне вентиль всегда должен иметь сверху не менее 3х ниток резьбы.

ТОЛЩИНА СТЕН БАЛЛОНА РАССЧИТЫВАЕТСЯ НА ПОЛУТОРАКРАТНОЕ ДАВЛЕНИЕ. На баллоне недопустимо наличие вмятин, рисок или объемной коррозии, глубиной более 0,7 мм.

Маркировка в США и Европе

Баллоны для технического газа. Безопасность, практичность и рекомендации

Повсеместно, для чистого кислорода, который используется для дыхания (аквалангистами), или в медицинских целях (реанимация), используются баллоны, выкрашенные в зелёный цвет. При этом все составляющие, которые непосредственно используются с этими баллонами (редукторы, лёгочные автоматы), должны иметь части, выкрашенные в зелёный цвет, во избежание использования на кислородных баллонах частей, не предназначенных для этого.

Согласно стандарту EN 1089-3, газовые баллоны (за исключением баллонов со сжиженным газом и нефтегазом) маркируются на плече, при этом цвет маркера зависит не от содержимого баллона, а от представляющей опасности. Однако наряду с такой маркировкой газов стандарт предусматривает и фиксированную маркировку, которая применяется к кислороду, азоту, закиси азота, гелию. Для них предусмотрены белый, черный, темно-синий и коричневый цвета соответственно. По карте RAL эти цвета имеют номера 9010, 9005, 5010 и 8008. Таким образом, для маркирования газовых баллонов применяются следующие цвета:

ГазЦвет баллона RAL Пример

ILNAS EN 1089-3 — Transportable gas cylinders — Gas cylinder identification (excluding LPG) — Part 3: Colour coding.

На баллон с газом может наносится надпись — какой газ находится в баллоне:

газ — английское название
АЗОТ — NITROGEN
АММИАК — AMMONIA
АРГОН СЫРОЙ — ARGON CRUDE
АРГОН ТЕХНИЧЕСКИЙ — ARGON INDUSTRIAL
АРГОН ЧИСТЫЙ — ARGON PURE
АЦЕТИЛЕН — ACETYLENE
БУТИЛЕН — BUTYLENE
БУТАН — BUTANE
ВОДОРОД — HYDROGEN
СЖАТЫЙ ВОЗДУХ — COMPRESSED AIR
ВОЗДУХ — AIR
ГЕЛИЙ — HELIUM
ЗАКИСЬ АЗОТА — NITROUS OXIDE
КИСЛОРОД — OXYGEN
КИСЛОРОД МЕДИЦИНСКИЙ — MEDICALLY PURE OXYGEN
КСЕНОН — XENON
КРИПТОН — KRYPTON
МЕТАН — METHANE
МОНОЭТИЛАМИН — MONOETHYLAMINE
НЕФТЕГАЗ — PETROLEUM GAS
НЕОН — NEOS
НЕЙТРАЛЬНЫЙ ГАЗ — NEUTRAL GAS
ОКИСЬ ЭТИЛЕНА — ETHYLENE OXIDE
ОКИСЬ АЗОТА — NITROGEN OXIDE
ПРОПИЛ — PROPYL
ПРОПАН-БУТАН — PROPANE-BUTANE
ПРОПАН — PROPANE
ПРОПИЛЕН — PROPYLENE
СЕРНИСТЫЙ АНГИДРИД — SULPHUROUS-ACID ANHYDRIDE
УГЛЕКИСЛОТА — CARBON DIOXIDE
ФОСГЕН — PHOSGENE
ФРЕОН-11 -12 -13 -22 -143 — FREON-11 -12 -13 -22 -143
ХЛОР — CHLORINE
ХЛОРМЕТИЛ — CHLOROMETHYL
ФРЕОН — FREON
ЦИКЛОПРОПАН — CYCLOPROPANE
ЭТИЛЕН — ETHYLENE

При эксплуатации азотных газовых баллонов необходимо соблюдать следующие правила

  • обязательно защитить руки рукавицами;
  • не использовать колпак и вентиль для того, чтобы перенести баллон с места на место;
  • перемещать ёмкости на тележках или носилках, надев колпаки;
  • начиная работу, открывать вентиль не спеша;
  • использовать редукторы, которые предназначены для азота;
  • защищать пустые и полные ёмкости от ударов, падения, нагревания.

Маркировка различных газовых баллонов

На баллоне, который содержит технический газ, в обязательном порядке наносятся сведения о том, когда был произведен баллон, массе его корпуса, о дате последнего освидетельствования и многие другие параметры. На основании этих сведение каждый человек, который соприкасается с этим сосудом в процессе его эксплуатации, может сделать вывод о том, насколько пригодна данная емкость для использования.

Про кислород:  Основная часть природного газа это

Помимо специальных паспортных данных, маркировка баллонов включается в себя и окрашивание поверхности в определенный цвет. По цвету баллона можно с точностью определить, какой технический газ в нем содержится. В частности, кислородные баллоны всегда окрашиваются только в синий цвет, углекислотные баллоны – в оранжевый, пропановые баллоны – в красный.

Не допускается заправка в баллоны технического газа, который не соответствует маркировке сосуда. Помимо окраски внешних стенок, на баллон наносятся надписи на специальных полосах, которые должны читаться четко и ясно. Эти надписи указывают на то, какой газ находиться в баллоне.

Маркировочные данные на баллонах наносятся в соответствии с техническими требованиями. На баллонах, которые содержат технический газ пропан, паспортные данные наносятся на специальных металлических шильниках, которые крепятся в округ вентиля. На баллонах, предназначенных для заправки в них таких технических газов, как кислород, ацетилен, азот, аргон и углекислота, технические характеристики выбиваются непосредственно на стенке баллона возле горловины. Емкости с нечитаемыми надписями к эксплуатации не допускаются.

Для баллонов с ацетиленом необходимо наличие такого параметра в паспортных данных, который указывает на качество наполнителя. Это могут быть буквы ЛМ, которые обозначают, что баллон наполнен литой массой, или буквы ПМ, означающие наличие внутри баллона пористой массы.

На любом газовом баллоне содержится его серийный производственный номер и фактическая емкость баллона. Этот параметр всегда оценивается в литрах. Также должна присутствовать дата выпуска емкости. Дата всегда оформляется в таком виде: «ММ.ГГ.АА». При этом следует понимать, что первые две цифры – это месяц изготовления, вторые – год. Последние две цифры означают год следующего освидетельствования баллона. Также паспортные данные маркировки должны содержать сведения о предыдущих аттестациях, с указанием завода, который производил освидетельствование. Масса пустого и заполненного баллона также может быть прочитана среди этих данных.

Производство газовых баллонов. Срок эксплуатации

В настоящее время на территории России газовые баллоны производятся на Первоуральском новотрубном заводе. Сегодня это предприятие изготавливает самые различные типы баллонов. Они отличаются как по своему предназначению для хранения и транспортировки различных газов, таки по своей емкости. Баллоны могут иметь емкость от четырехсот миллилитров до пятидесяти литров.

Для изготовления газовых баллонов применяются легированные, и углеродистые виды стали, из которых делаются трубные бесшовные заготовки.

Каждая такая заготовка проходит специальный ультразвуковой контроль на герметичность. Далее трубу разрезают на детали заданной длины. После этого происходит закатывание баллона при помощи специального оборудования при высоком давлении и температуре. Повышенная прочность баллона обеспечивается специальным способом обработки в трехзонной трубе. Окончательный этап изготовления баллона включает в себя центровку, подрезку краев торца, проточку горловины под кольцо и многие другие отделочные операции. После проверки ОТК баллон поступает в эксплуатацию.

Гарантия на новый баллон составляет 2 года. Для тех баллонов, которые изготовлены из углеродистой стали гарантийный срок службы может продлеваться до четырех лет.

Техническими требованиями допускается интенсивная эксплуатация газовых баллонов в течение сорока лет. Однако очень часто этот период на практике составляет более пятидесяти лет. Вследствие этого в ряде случаев баллоны с техническими газами оказываются в состоянии, которое только с большой натяжкой можно назвать удовлетворительным. С особой осторожностью специалисты советуют относиться к тем баллонам, которые используются для хранения и транспортировки технических газов с коррозийными свойствами. К таким газам относятся углекислота, водород, кислород и их производные.

Детали

Для заправки
Наполненный баллон в обмен на пустой

Цветовая маркировка баллонов по типу газа

Описания газов — см. на странице Технические газы

Техническое обслуживание газовых баллонов

При проведении технического обслуживания и освидетельствования газовых баллонов, специалисты проводят весь комплекс работ, которые способствуют не только повышению безопасности использования баллона, но и значительно продлевают его эксплуатационный срок.

Прежде всего, проводиться внешний осмотр баллона. Оценивается состояние его поверхностей и окраски. Далее следует дегазация. При этом проводиться выкручивание вентиля, после чего можно произвести осмотр внутренних стенок сосуда. После гидроиспытаний, промывки и сушки потоками теплого воздуха, производиться вкручивание нового вентиля. Также в ходе работ производиться взвешивание баллона и на основании полученных данных дается экспертная оценка процента износа стенок.

После всех работ производится окраска баллона, его клеймение и выдача сертификата. Такой баллон может использоваться до следующего освидетельствования пять лет.

Эксплуатационные требования, применяемые к газовым баллонам

К использованию в бытовых и производственных нуждах допускаются только те баллоны, которые не имеют повреждений и которые прошли освидетельствование в установленный срок. Перед использованием необходимо проводить внешний осмотр баллона. Его стенки не могут иметь никаких повреждений, вмятин, трещин, коррозийных изменений, трещин или сильных вздутий. Внешняя поверхность баллона должна быть промаркирована и окрашена в соответствии с предписаниями Госта. При этом Площадь окрашенной поверхности не может быть меньше семидесяти процентов. Если остаточная покраска меньше этого уровня, то баллон изымается из эксплуатации и отправляется на техническое обслуживание и освидетельствование.

После внешнего осмотра необходимо произвести осмотр вентиля. Он должен быть полностью исправным. Также баллон должен содержать остаточное давление. На внешней поверхности баллона должен присутствовать ясно читаемый паспорт, в котором стоит отметка о прошедшем освидетельствовании.

Все работы по ремонту баллона, ремонту его выпускной части, окраске, освидетельствованию и прочим технологическим процедурам имеет право проводить только та организация, которая получила специальное разрешение на осуществление работ с сосудами, работающими под высоким давлением.

Особенности использования ацетиленовых газовых баллонов

Для проведения сварочных работ нередко применяется ацетилен – бесцветный газ, отличающийся характерным неприятным запахом. Стандартный объем баллона для его хранения составляет 40/25/10 литров, при этом давление в баллоне не должно превышать 1.9 МПа. Ввиду повышенной взрывоопасности ацетилена следует исключить ударные воздействия и любой тип нагрева баллонов, включая нагрев от солнечных лучей. Баллон заполнен внутри пористой массой или порошком угля, а также дозированным количеством ацетона. Для оптимального расхода ацетона скорость отбора ацетилена не должна превышать 1700 литров в минуту. Перед каждым наполнением необходимо проверять (взвешивать( фактическое количество угольной массы и ацетона.

Позвоните по контактным телефонам, указанным на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Маркировка газовых баллонов для проведения сварочных работ

Баллоны для хранения сжатых, сжиженных и растворенных газов отличаются по объему и цвету, который используется для их маркировки. Кроме того, техническим регламентом определятся и цвет надписи, выполненной на изделии. Такой подход позволяет максимально облегчить идентификацию нужного газа и обеспечение соответствующих правил техники безопасности в обращении с ним. В частности, баллоны для ацетилена и пропана имеют меньшую толщину стенок и не могут использоваться для наполнения воздушными газами (кислород и пр.).
На баллонах применяются следующие виды маркировки:

  • баллон для кислород окрашивается в синий цвет с черной надписью;
  • белый цвет и красная надпись применяются для балонов с ацетиленом;
  • баллоны с углекислотой, а также с азотом и сварочными смесями окрашиваются в черный цвет и маркируются белой надписью.
  • баллоны с аргоном окрашиваются в серый цвет ;
  • водород наполняется в зеленые баллоны с красными буквами;
  • пропан наполняется в красные баллоны с белыми надписями.

Баллоны для технического газа. Безопасность, практичность и рекомендации

Схема окраски и маркировки баллонов в России

Окраска и нанесение надписей на газовые баллоны осуществляется с целью избежания ошибочного заполнения баллона не предназначенным для него газом. Окраску осуществляют либо на заводе-изготовителе (при изготовлении), либо на газонаполнительных станциях (при эксплуатации). Наружную поверхность баллона окрашивают в определенный цвет и наносят соответствующую газу надпись и сигнальную полосу. Окраска баллонов должна соответствовать «Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением».

В России принята следующая схема окраски и маркировки баллонов со сжатыми газами:

Повсеместно, для чистого кислорода, который используется для дыхания (аквалангистами) или в медицинских целях (реанимация), используются баллоны, выкрашенные в зелёный цвет. При этом все составляющие, которые непосредственно используются с этими баллонами (редукторы, лёгочные автоматы), должны иметь части, выкрашенные в зелёный цвет, во избежание использования на кислородных баллонах частей, не предназначенных для этого.

Согласно стандарту EN 1089-3 газовые баллоны (за исключением баллонов со сжиженным газом и нефтегазом) маркируются на плече, при этом цвет маркера зависит не от содержимого баллона, а от представляющей опасности. Таким образом, для маркирования газовых баллонов применяются следующие цвета:

Однако наряду с такой маркировкой газов стандарт предусматривает и фиксированную маркировку, которая применяется к кислороду, азоту, закиси азота, гелию. Для них предусмотрены белый, чёрный, тёмно-синий и коричневый цвета соотв

Возврат к списку

Оцените статью
Кислород