- Почему автомобили с ГБО почти невозможно взорвать
- Редакция рекомендует
- Возможен ли взрыв газового оборудования в авто
- Из-за чего происходит взрыв баллона
- Взрывоопасность метанового баллона
- Причины взрыва метанового баллона
- Может ли взорваться ГБО в автомобиле
- Почему случаются взрывы
- Как исключить вероятность взрыва
- Взрыв ГБО
- Можно ли предотвратить взрыв газового баллона?
- Основные причины взрыва газового баллона и способы их предотвращения
- Взрыв газового баллона возможен при разгерметизации
- Перечень причин взрыва газового баллона
- Наиболее распространенные причины
- Взрыв при монтаже натяжного потолка
- Взрыв газового баллона в автомобиле
- Вывод
- Почему взрывается кислородный баллон
- Наиболее частая причина — человеческий фактор
- Взрыв баллона с кислородом от масла
Почему автомобили с ГБО почти невозможно взорвать
Многие отечественные водители до сих пор считают, что автомобили с ГБО склонны взрываться, поэтому лучше от них держаться подальше. Тема установки газового оборудования для таких граждан принципиально закрыта. В действительности, чтобы взорвать газовый автомобиль, нужно сильно постараться. Объясняем, почему.
Сразу отметим, в этой статье мы говорим о современном пропановом ГБО — четвёртого поколения и выше. Именно такое оборудование ставится на машины на протяжении ряда последних лет. Более ранние системы действительно обладают меньшей степенью защиты, что вполне логично.
Самым опасным и пугающим элементом любого ГБО является ёмкость, в которой хранится газ. В баллоне содержится нечто, способное при неудачном стечении обстоятельств превратить автомобиль в груду металлолома. Страхи водителей, разумеется, небеспочвенны. Однако паниковать от одного вида баллона уж точно не стоит.
При заправке автомобиля с ГБО резервуар наполняется не парообразным, а жидким пропан-бутаном. Выглядит данная субстанция как газ в зажигалке или как обычная вода. Сжиженный газ находится под относительно небольшим давлением – до 16 атмосфер. Сам по себе баллон не несёт опасности взрыва, равно как и обычный автомобильный бензобак. Это возможно лишь при его повреждении. Толщина металла у баллона такова, что он легко выдерживает даже самые суровые ДТП – без деформации и разрывов стенок. Вероятность его физического повреждения ничтожна.
Впрочем, есть один важный нюанс: заполняться жидким газом баллон должен не более чем на 80%. Нужно это для того, чтобы при повышении температуры баллона внутри не создавалось чрезмерное давление – такое, которое может привести к разрушению ёмкости изнутри. За объёмом заправляемого газа следит специальное устройство, встроенное в мультиклапан. Как только объём газа в баллоне достигает максимально дозволенного значения, заправка автоматически прекращается.
Но что случится, если этот клапан внезапно сломается? Логичный вопрос, ответ на который прост. Не случится ничего. Любая газовая заправка снабжена собственным клапаном: по достижении максимального давления в баллоне автомобиля подача газа остановится сама. Заполнить баллон под завязку на практике почти нереально. Впрочем, даже если это случится, для взрыва автомобиль нужно ещё резко и мощно нагреть.
Предположим, вам удалось соблюсти все перечисленные условия и давление в ёмкости стало критически большим. Взорвать автомобиль снова вряд ли получится. Этому воспрепятствует клапан сброса лишнего давления, который сам, без посторонней помощи, выпустит лишний газ из баллона.
Разумеется, ничего приятного в этой процедуре нет – газ окажется не где-нибудь, а прямо в багажнике вашего авто. Теоретический шанс поджечь или взорвать его уже появится. Правда, для этого потребуется мощная искра или открытое пламя. Где их взять в багажном отделении – большой вопрос. Да и не заметить проблему вряд ли получится: в газ добавляют специальный состав – одорант. Именно он придаёт едкий запах изначально не пахучему веществу. Для взрыва нужно, чтобы концентрация пропан-бутана в воздухе достигла 1,9-8,5%. Одорант даёт знать об утечке задолго до достижения указанной отметки.
А что с газовыми магистралями? Трубки, по которым пропан-бутан поступает в двигатель автомобиля, защищены не хуже, чем сам баллон. Они изготавливаются из меди или пластика – не менее надёжного и прочного, чем обычные бензиновые магистрали любого современного автомобиля. Повредить их даже специально крайне сложно. При неаккуратном вождении или аварии порвать, конечно же, можно и их, но взорвать машину, опять же, не получится.
Фишка в том, что на выходе из баллона стоит так называемый скоростной клапан, не позволяющий газу выходить из ёмкости со слишком большой скоростью. Заподозрив неладное, он мгновенно перекрывается, уберегая тем самым автомобиль от возможного пожара и взрыва.
Но и это ещё не всё. Газ из баллона начинает поступать в магистраль лишь после того, как откроется электромагнитный запорный клапан на баллоне. Управляется нехитрое устройство автоматически и кнопкой из салона. Перекрыли клапан – и магистрали можно смело ломать. На волю сможет вырваться лишь то, что осталось в трубках. А газа там – как в паре-тройке зажигалок. Под капотом автомобиля находится ещё один электромагнитный клапан, точно так же отсекающий подачу газа нажатием кнопки.
Нетрудно догадаться, что современные системы ГБО по ряду параметров даже превосходят в плане безопасности традиционные бензиновые системы. Подачу бензина в топливные трубки, напомним, прервать в принципе невозможно. При обрыве магистрали топливо из бака будет литься самотёком, пока не вытечет полностью. Поджечь или взорвать обычный бензобак в разы проще, чем уничтожить газовый баллон. Если бензины самовоспламеняются при температуре в 400-500 градусов по Цельсию, то газы – при 600-700. Предел объёмной доли взрываемых паров в воздухе также не в пользу бензина – ему нужно лишь 0,75%.
Может ли взорваться газовый баллон в автомобиле? Может. Но, сразу успокоим вас
Мораль истории простая. Газобаллонное оборудование не опаснее, чем бензиновое, но только при условии правильного монтажа и отсутствия «тюнингов». Напоминаем: пропан-бутановая смесь находится в баке под давлением 12-15 атмосфер в сжиженном состоянии, а метан – при 200 атм. в сжатом. Но сам по себе баллон не опаснее бензобака. Толщина металла у баллона такова, что вероятность его физического повреждения ничтожна. Разработчики современного ГБО учли все возможные варианты развития событий, оснастив его многоуровневой защитой. В нее входят клапан отсечки, клапан аварийного сброса давления, скоростной клапан (действует при обрыве расходной магистрали), противопожарная плавкая вставка и т.п.
Редакция рекомендует
Случиться может всякое и 100% гарантии безопасности ГБО не даст никто. Конечно, правильно установленное и регулярно обслуживаемое газобаллонное оборудование не должно преподнести никаких сюрпризов и машина с ГБО будет не опаснее той, что работает на бензине. Но это в теории. А на практике вмешивается человеческий фактор, который становится причиной 99% аварий и ЧП.
И так, давайте разберем все страхи, связанные с ГБО, по порядку. Причем нужно разделить машины на сжиженном газе – пропан-бутане, и на сжатом природном газе – метане, так как свойства и условия хранения этих газов не одинаковые.
Газовый баллон в автомобиле
А вот, казалось бы, более безопасный пропан-бутан, который мы привыкли видеть с детства в газовых баллонах на даче, весьма коварен. Да, давление, под которым он находится в баллоне относительно невелико. И баллоны для такого газа проще и дешевле, при этом никто не припомнит случая, чтобы они взрывались сами по себе. Но вот сжиженная газовая смесь таит в себе опасность.
Чем опасен пропан-бутан
Сжиженный газ тяжелее воздуха. И в случае утечки газа из-за неправильного монтажа или разгерметизации системы ГБО от времени, даже небольшого свища хватит, чтобы произошла трагедия. Ведь в отличие от метана, попав в атмосферу пропан-бутановая смесь никуда не улетучивается. Газ может скапливаться в багажнике, под автомобилем, в ямах и подвалах гаражей. Достаточно небольшой искры и смесь моментально воспламенится. Именно поэтому машины с ГБО не пускают на подземные стоянки – опасно.
Но если доверять своему нюху и проводить регулярное ТО, то проблем не возникнет. И природный газ и нефтяной в чистом виде не пахнет, поэтому к нему добавляют так называемые одоранты, обладающие резким запахом, которые позволяют почувствовать утечку. Появился характерный «аромат» — бегом на сервис. Ведь запах бензина в машине вы не считаете нормой. Вот и при малейшем запахе газа не стоит мешкать, а лучше сразу показать машину специалисту. возможно проблему можно будет решить «малой кровью» и предотвратить большую беду.
Что еще почитать:
Почему ставить ГБО не выгодно
Когда установка ГБО в машину будет ошибкой
Почему узаконить установку ГБО стало сложнее
Обычно при обдумывании установки газобаллонного оборудования на свой автомобиль, многие автолюбители задумываются не только о вопросах окупаемости, но и вопросах безопасности автомобилей с ГБО. Это и неудивительно, интернет завален видеороликами о взрывах газового баллона в машине. В этой статье мы будем разбираться, почему машины взрываются, может ли взорваться газовый баллон в машине, как и почему это происходит.
Возможен ли взрыв газового оборудования в авто
На самом деле, газобалонное оборудование не опаснее, чем машина на бензине, но при условии правильного монтажа. Устройство не такое уж и сложное. Случаи взрывов и сгорания машин в последнее время участились. Связано это во многом с развитием и популярностью газовых систем на авто, а также с попыткой собственников, максимально сократить затраты на установку.
В автомобилях с газобаллонной установкой взрывается именно баллон. Емкости бывают для метана и для пропана. Пропан-бутановая смесь находится в баке под давлением 12-15 атмосфер в сжиженном состоянии, а метан 200 атм. в сжатом. Поэтому устройство баллонов разное, равно как причины и последствия после их взрыва.
Из-за чего происходит взрыв баллона
Сам по себе баллон не несёт опасности взрыва, равно как и обычный автомобильный бензобак. Это возможно лишь при его повреждении. Толщина металла у баллона такова, что он легко выдерживает даже самые суровые ДТП – без деформации и разрывов стенок. Вероятность его физического повреждения ничтожна. Но, есть один важный нюанс — заполняться жидким газом баллон должен не более чем на 80%. Нужно это для того, чтобы при повышении температуры баллона внутри не создавалось чрезмерное давление – такое, которое может привести к разрушению ёмкости изнутри. За объёмом заправляемого газа следит специальное устройство, встроенное в мультиклапан. Как только объём газа в баллоне достигает максимально дозволенного значения, заправка автоматически прекращается.
Разработчики современного устройства специально просчитали все возможные варианты развития событий, оснастив его многоуровневой защитой:
— клапан отсечки — работает совместно с поплавком, ограничивает перелив топлива при заправке (по нормативу при наполнении баллона в нем должно остаться 20% пустого объёма для возможности расширения газа.)
— клапан аварийного сброса давления – сбрасывает давление, превышающее 27 атмосфер
— скоростной клапан – действует при обрыве расходной магистрали
— противопожарная плавкая вставка – срабатывание клапана происходит на открытом огне, после достижения заданной температуры
— механический вентиль для ручного перекрытия подачи топлива к редуктору-испарителю
— электромагнитный клапан – предотвращает подачу газа при выключенном зажигании
Кроме многофункционального устройства, система газового оборудования защищена от утечек дополнительным электроклапаном. Он ставится перед редуктором или входит в его конструкцию (вместе с фильтром грубой очистки газа).
Со стороны заправочной магистрали монтируется выносное заправочное устройство, которое работает по принципу обратного клапана и предотвращает возможную утечку.
Сам баллон состоит из стали толщиной не менее 3 мм. Его заводская опрессовка происходит при давлении 30 атм., а испытания на разрыв более 70 атмосфер.
Таким образом, казалось бы, система ГБО защищена со всех сторон. Так почему же взрываются пропановые баллоны и сгорают авто.
Взрыв баллона со сжиженным нефтяным газом происходит из-за превышения критического давления. Причины, которые чаще всего приводят к несчастному случаю, это:
- Установщик ГБО неверно отрегулировал мультиклапан и поставил «какой был в наличии» (важно подбирать под тип емкости), либо удалил клапан отсечки и поплавок, для того чтобы была возможность заправки до отказа.
- Установлена арматура устаревшего класса не имеющая достаточных степеней защиты.
- Смонтирован б/у мультиклапан.
- Установлен мультиклапан не известного производителя.
Если представить ситуацию, что после заправки газом баллона с таким защитным устройством, автомобиль был поставлен на стоянку на солнце или в теплый гараж зимой. При нагревании бака давление газа повысится и произойдёт взрыв.
При надлежащем монтаже сработает защита баллонной арматуры, и пропан просто выйдет наружу через вентиляционный канал.
Пропан-бутановая смесь тяжелее воздуха, сам по себе пропан не воспламеняется. Возгорание газа в машине может произойти только по причине его утечки и наличия искры.
Причинами утечек могут быть ненадлежащая установка/эксплуатация газового оборудования, а именно: использование б/у компонентов, монтаж баллона без крепления, низкое качество деталей, установка сосудов с вышедшим сроком годности, нарушение сроков технического обслуживания, несвоевременное переосвидетельствование емкости.
Часто газ травит в соединениях, через ВЗУ или электроклапан под капотом. Предотвратить выход топлива поможет установка запорной арматуры баллона с электромагнитным клапаном, который перекрывает подачу газа при остановке двигателя. Также необходимо обязательно устанавливать вентиляционную камеру для вывода газового топлива за пределы автомобиля.
Ко всему прочему, причиной пожара может быть не соблюдение элементарных мер безопасности на заправке (статическое электричество, курение).
Взрывоопасность метанового баллона
По причине высокого давления, взрыв метана в автомобиле, происходит с более разрушительными последствиями. Особенно часто такое случается на заправке.
Метановые емкости бывают 4 классов, самые надёжные 1-2 типа. Сделаны они из металла толщиной от 7 до 23 – первый тип, 4.8-6мм мм – второй тип. 3 и 4 класс – состоят целиком или частично из композитных материалов (углеродное волокно).
Из-за веса наиболее распространенные на легковом транспорте емкости второго класса. Прочность менее тонких стенок достигнута кольцевой обмоткой из стекловолокна. Разрывная нагрузка 670 кг/см2 (Атм).
Функцию системы безопасности метанового ГБО выполняет автоматический запорный вентиль баллона, который при установке закручивается динамометрическим ключом моментом 320-340 кг (данные указываются в паспорте). Качественный вентиль имеет несколько ступеней защиты:
- клапан сброса аварийного давления
- устройство отсечки при обрыве магистрали
- клапан с плавкой вставкой рассчитанный на температуру 110°C
Также в системе применяется стальная сертифицированная магистраль с толщиной стенки 1мм.
Причины взрыва метанового баллона
- установка б/у емкостей
- монтаж емкости с истекшим сроком эксплуатации
- монтаж вентиля без необходимых степеней защиты
- установка бака неизвестного производителя (без паспорта и соответствующей сертификации на территории РФ)
- установка баллона без надёжной фиксации (без рамки)
- монтаж поврежденного сосуда
- истирание баллона при вибрационных нагрузках (коррозия, микротрещины, вмятины)
- несвоевременное переосвидетельствование
Краш-тест автомобиля с газовой установкой ГБО:
https://youtube.com/watch?v=ocnD-6AATtE%3Ffeature%3Doembed
Может ли взорваться ГБО в автомобиле
Смесь пропана и метана с воздухом идеально подходит для хорошей детонации при наличии искры. Поэтому целью разработчиков ГБО было создать такую систему, которая полностью нивелирует возможность взрыва и по максимуму «возьмет» все лучшее от газа. С каждым новым поколением ГБО езда становится более безопасной.
В баллонах предусмотрены вентили и клапаны, которые могут выдерживать предельное давление (и даже с запасом). Газопроводы топливной магистрали производят из медных сплавов, а в последних поколениях стали внедрять армированные пластиковые и даже термопластиковые трубы.
Риск утечки газа мизерный, но он все-таки есть, и это можно отнести к минусам ГБО.
Даже если герметичность в каком-то месте нарушена (что при правильной эксплуатации – редкость) и газ вырвался наружу, водитель сразу же почувствует резкий запах. В баллон добавляется специальный состав – одорант, который усиливает запах настолько, что даже при малейшей утечке человек почувствует его, примет меры и не даст газу достичь опасной концентрации в воздухе.
Предел взрываемости пропана – 2,1-9,5 %, пропан-бутана – 1,9-8,5%. Именно поэтому пропан-бутановая смесь уступает по безопасности метану. Еще один неприятный «бонус» – сжиженный газ тяжелее воздуха и при утечке оседает ближе к земле. Но даже при этих показателях одорант даст знать об утечке задолго до достижения отметки 2,1.
Метан взрывается при концентрации в воздухе в пределах 5–16 %, самая опасная концентрация – 9,5%. Если концентрация газа менее 5%, он не взрывается, а горит, хотя горение может происходить очень быстро, в виде хлопка, что также очень опасно для людей, но само по себе к взрыву баллона не приведет. Разве что начнется пожар и баллон взорвется от того, что давление в нем в результате нагрева повысилось.
Метан легче воздуха, и, покинув баллон, его потоки стремятся вверх. Накапливаться он может только в закрытых помещениях, под потолком.
Допустим, события развиваются по худшему сценарию и газа в воздухе достаточно для потенциального взрыва. Без хорошей искры детонация не произойдет.
Неблагоприятные факторы для ГБО при утечке – горение проводки и других деталей авто. Поэтому взрыв может произойти только под действием мини-пожара в остальных системах.
Сам по себе газовый баллон не взрывоопасен при условии, что он качественно изготовлен, испытан и оборудован в соответствии с правилами и требованиями к ГБО.
Почему случаются взрывы
Разрушение (взрыв) баллона возможно при наличии таких неисправностей:
- Появление микротрещин в результате коррозии металла (именно поэтому в последних поколениях оборудования не используют металлические емкости и трубопроводы).
- Нарушение герметичности вследствие мощного удара (это приводит к утечке, но не обязательно к взрыву).
- Емкость перегревается, в результате газ стремится к расширению и создает колоссальное давление. Но бояться не стоит, ведь при разработке баллоны проходят испытания под огромными температурами (рабочий диапазон примерно от -40 до +650 С). Одна из причин, почему взрываются газовые баллоны в машине от перегрева, – резкий перепад температур. Например, в сильные морозы водитель ставит автомобиль в теплый гараж, да еще и таким образом, что баллон находится в самой обогреваемой зоне.
- Переполнение баллона. Именно заполненная на 100 % емкость может привести к вышеуказанному взрыву от перепада температур. Чтобы этого не произошло, применяется мультиклапан, который при наполнении 80 % объема баллона перекрывает доступ к его заправке.
- Еще один возможный вариант – установка некачественного ГБО и неправильная настройка системы.
Как исключить вероятность взрыва
Чтобы ваше авто не стало героем видео «В машине взорвался газовый баллон», избегайте неопытных установщиков. Обратитесь в сервис или на специализированную станцию, где работают опытные монтажники.
Если водитель выбрал поколение ГБО, в котором нет мультиклапана, он должен сам контролировать, чтобы на заправке в баллон не попадало больше 80 % газа, а также следить, чтобы топливо было качественным. Желательно регулярно проверять соединения на герметичность (с помощью мыльного раствора).
Если почувствовали запах газа в дороге, немедленно остановитесь, заглушите мотор, откройте в салоне все окна. Не заводите автомобиль, пока не выявите причину неисправности.
Взрыв ГБО
Практикующий юрист с 10 летним стажем. Специализации: уголовное право, страховое право, административные правонарушения.
Можно ли предотвратить взрыв газового баллона?
Многие автомобилисты до сих пор отказываются от установки газобаллонного оборудования на свой автомобиль, поскольку наслышаны о том, что газовый баллон в любой момент времени может взорваться. На самом же деле это не так, и при правильной эксплуатации и своевременном обслуживании газового оборудования никакого взрыва не будет. Тем не менее, если всё-таки произошёл взрыв баллона ГБО, причины объяснения данного явления могут быть разными.
Основные причины взрыва газового баллона и способы их предотвращения
Дешёвое и некачественное ГБО может не только ухудшить качество работы двигателя, но и привести к детонации газового баллона. Поэтому, чтобы уберечь себя, стоит избегать покупки дешёвых запчастей и комплектующих сомнительного качества. То же самое относится и к выбору самого газового баллона. Покупая б/у баллон, вы не можете точно знать о том, где, как и сколько он служил предыдущему хозяину. Одно дело, когда продавец уверяет вас, что с баллоном всё в порядке, а другое дело — это реальное состояние резервуара, которое в действительности может быть совершенно иным. Помните, что газ в баллоне находится под давлением, и при покупке б/у баллона вы не можете быть уверенным в том, как он поведёт себя в процессе дальнейшей эксплуатации.
Отдавать своё предпочтение стоит лишь проверенным и известным производителям ГБО. На сегодняшний день среди лидеров по производству и продаже газового оборудования можно назвать такие торговые марки, как Ловато, Томасетто, Диджитроник, Atiker, BRC и OMVL. Эти компании уже давно зарекомендовали себя на рынке с позиции надёжности, бесперебойной работы и высокого качества. Поэтому, выбирая продукцию этих производителей, вы можете быть уверены в высоком качестве оборудования!
В целях получения ещё большей экономии некоторые водители зачастую прибегают ко всевозможным уловкам, которые, по их мнению, позволят им получить ещё больше выгоды от установки газового оборудования.
Так, например, автомобилисты очень любят экспериментировать с мультиклапаном, подгибая или полностью убирая с него поплавок, отключая или демонтируя предохранительный клапан. Эти и ещё множество других «экспериментов», которые на свой страх и риск проводят водители с составляющими газового оборудования, в крайнем случае могут привести к взрыву баллона. Чтобы уберечь себя от таких печальных последствий, не рекомендуется самостоятельно проводить какие-либо переделки ГБО. Если же вас что-то беспокоит в работе транспортного средства, то лучше всё-таки обратиться к специалистам.
Многие водители ошибочно считают, что, однажды установив газовое оборудование на свой автомобиль, оно будет служить ему чуть ли не до конца службы транспортного средства. На самом же деле максимальный срок службы ГБО составляет порядка 10 лет, и по прошествии этого промежутка времени оно подлежит обязательной замене.
Очень важно регулярно осматривать баллон на наличие в нём каких-либо деформаций (трещины, сильные потёртости, вмятина и пр.). Даже если вы не попадали в аварию, это не значит, что баллон обязательно всегда будет в целости и сохранности. Запомните, что при любых повреждениях газового баллона, его дальнейшее использование запрещается в целях безопасности. В противном случае может произойти взрыв.
Установив однажды на свой автомобиль газобаллонное оборудование, о нём ни в коем случае нельзя забывать! При эксплуатации автомобиля с ГБО всегда соблюдайте правила безопасности, производите своевременное обслуживание и замену составных элементов системы, регулярно проводите визуальный осмотр рабочих механизмов ГБО и при малейших неполадках обращайтесь к специалистам.
Таким образом, все вышеперечисленные причины, способные привести к взрыву газобаллонного оборудования, являются основными, но далеко не единственными. Чтобы уберечь себя и своих близких от возможной детонации газового баллона, очень важно своевременно проходить ТО оборудования и соблюдать простую технику безопасности. Только в таком случае передвижение на автомобиле с ГБО действительно принесёт желаемую экономию и не приведёт к возникновению серьёзных неприятностей!
Наверняка, каждый человек хотя бы раз в жизни по новостям слышал, что где-то в каком-то доме взорвался газовый баллон. Такая пугающая информация невольно заставляет задумывать о собственной безопасности. Поэтому важно узнать основные причины, по которым баллон может взорваться.
Последствия от взрыва газового баллона могут быть трагическими. Самые безобидные – потеря имущества, самое страшное – потеря жизни. На реальных жизненных примерах эксперты рассказали, почему происходят взрывы.
Взрыв газового баллона возможен при разгерметизации
Газовый баллон может разгерметизироваться из-за резкого повышения давления в резервуаре. Как следствие, происходит пожар или взрыв. Требования к безопасному использованию баллонов и к их качеству ужесточены, тем не менее каждый год более 200 россиян погибают от их взрывов, тысячи – травмируются. Колбы могут быть разрушены при давлении:
- 5-литрового баллона: 15 – 16 Мпа или 120 – 160 атм;
- 27-литрового баллона: 7.5 – 13 Мпа или 75 – 130 атм;
- 50-литрового баллона: 7.5 – 12 Мпа или 75 – 120 атм.
Взрыв баллона отличается от воспламенения. Происходит взрыв непосредственно пропан-бутана, смешанного с кислородом, в воздухе снаружи баллона или внутри, когда давление колбы становится таким же, как атмосферное.
Перечень причин взрыва газового баллона
Газовые баллоны в домах взрываются по следующим причинам:
1. зона горения, пожара – при падании в нее большая вероятность взрыва. Согласно ГОСТ, баллон с углеводородом не должен нагреваться более чем на 45 градусов. В зоне горения температура повышается, смесь начинает закипать, увеличивается давление внутри баллона. К тому же, поверхность прогревается неравномерно, первоначальная его прочность снижается, стенки разрушаются.
— Стремительно испаряясь и воспламеняясь, выбрасываемый из баллона углеводород в жидком и парообразном состоянии оказывает дополнительное термическое воздействие в зоне огня на всё окружающее.
2. чрезмерное наполнение газом баллона – во время заправки часто их переполняют. Причины – халатность или просто безответственность, желание сэкономить. Необходимо, чтобы в баллоне был некий свободный объем для паровой фазы углеводородов – 15% минимум от всего объема баллона.
3. нагрев/охлаждение стенок баллона – у пропан-бутановой смеси большой объем коэффициента расширения. Если температура смеси хотя бы немножко повышается, ее объем значительно увеличивается.
4. удары/падения баллона – при резком механическом повреждении сосуд с газом может воспламениться, особенно, если баллон находится в условиях низкой или высокой температуры. При слишком низкой температуре ударная вязкость металла снижается, при слишком высокой – повышается давление газа внутри и при дополнительном ударе сосуд может взорваться.
5. посторонние примеси в газе – если в сосуд попадает вода, сероводород, например. В таком случае на поверхности сосуда появляются расслоения и отдулины.
6. бракованный сварной шов – по этой причине часто происходит разгерметизация.
Это вопрос актуален, поскольку такие изделия нельзя назвать безопасными, хотя существует целый свод правил их безопасного использования. Здесь мы рассмотрим причины взрывов бытовых баллонов с пропаном в домах, квартирах, а также автомобильных баллонов.
Наиболее распространенные причины
В домашних условиях наиболее часто к взрыву газового баллона с пропаном приводит нарушение правил безопасности при хранении и использовании баллонов с газом. Вот самые распространенные причины:
- Плохо закручен вентиль баллона. В таком случае горючий газ выходит из емкости и наполняет помещение. Поскольку пропан тяжелее воздуха, он опускается вниз и распределяется у пола. Человек на всегда может почувствовать его запах и заподозрить утечку. Любое появление пламени, зажженная спичка или сигарета, маленькая искра могут спровоцировать сильный взрыв и пожар.
- Баллон, долго находящийся на холоде, принесен в помещение. Резкое повышение температуры приводит к расширению газа, существенно возрастает риск выхода из строя вентиля, что приводит к утечке газа из баллона. А при сильном температурном скачке разрывается сам резервуар безо всякого контакта газа с источником огня. Вот почему недопустимо сосуд, принесенный с холода, сразу вносить в помещение с высокой температурой воздуха, а также помещать его рядом с источником тепла.
- Коррозия и микроскопические трещины в баллоне. Их появление может быть не заметным, а угроза от их появления весьма существенна, поскольку они так же могут привести к утечке газа с последующим его возгоранием. Кстати, резкая сиена температуры от отрицательной к положительной приводит к образованию на баллоне конденсата. Это увеличивает риск коррозии, если баллон металлический, и в дальнейшем может привести к аварийной ситуации. Не металлическим ёмкостям такая опасность не угрожает.
В целом же изменение температурного режима хранения баллона с пропаном не является опасным, если выполнять правила безопасности, поскольку в характеристиках газовых баллонов указан диапазон температур от –40 °C до +50 °C.
Также взрыв баллона может произойти из-за ненормированного количества газа в баллоне. Если баллон был заправлен неверно и количество топлива в нем превышает допустимую норму, то, оказавшись в теплом помещении, он может взорваться в результате расширения газа.
Другие распространенные причины взрыва:
- Газовый баллон не прошел переосвидетельствование и не годен к использованию;
- Заправка баллона совершалась с нарушением требований безопасности — уровень топлива определялся по массе емкости, а не по давлению газа в нем;
- Баллоны находились в непредусмотренном для их хранения помещении.
Взрыв при монтаже натяжного потолка
Баллоны с пропаном используются в работах по установке натяжных потолков. Какие же причины могут привести к взрыву газового баллона при выполнении таких работ? Анализ показывает, что это все связано с нарушениями правил безопасности при хранении и использовании емкостей с газом. А именно:
- Попадание в баллон потока горячего воздуха может в любой момент привести к взрыву.
- В результате искусственной фиксации кнопки запуска газа при перегреве не происходит ее автоматического отключения, что так же чревато взрывом.
- Размещение баллона ближе, чем на 1,5 метра, к тепловой пушке.
- Не надежное соединение шланга с баллоном.
- Слив конденсата производился не на специальной станции, а в домашних условиях, и был осуществлен неправильно.
- Использование баллонов с истекшим сроком годности к применению.
Взрыв газового баллона в автомобиле
Баллоны с пропаном, используемые в автомобилях, тоже порой взрываются. Каковы же причины, приводящие к этому?
Наиболее распространенная причина взрывов заключается в низком качестве приобретенного ГБО и нарушение правил его эксплуатации, а именно:
- неправильная настройка;
- утечка из-за коррозии и малозаметных трещин;
- нарушение герметичности в результате повторяющихся ударных воздействий;
- перегрев емкости с газом;
- превышение нормы при заполнении баллона газом.
Вывод
Любой взрыв газового баллона не только наносит материальный ущерб, он является угрозой человеческой жизни. Поэтому необходимо тщательно соблюдать правила безопасности при использовании газовых баллонов. Меньшую опасность представляют собой композитно-полимерные емкости. Они не боятся коррозии, а при резком изменении температуры их стенки становятся непроницаемыми для газа.
Неправильная эксплуатация или транспортировка кислородного баллона могут стать причиной взрыва с печальными последствиями, а порой и с человеческими жертвами. Разрушения, вызванные взрывом кислородного баллона, порой соизмеримы с разрушениями от взрыва тротила.
Почему взрывается кислородный баллон
Существует несколько причин взрыва кислородного баллона.
- Высокая окислительная активность кислорода. Многие горючие вещества и материалы становятся взрывоопасными при контакте с кислородом. В результате может произойти взрыв и возникнуть пожар.
- Опасность взрыва может возникнуть из-за высокого давления внутри баллона, нагрева, повышения содержания кислорода в объеме воздуха.
- Взрыв может быть вызван искрой, возникшей при работе металлическим инструментом, например, гаечным ключом.
- Резиновые уплотнители, укрепляющие и герметизирующие выходной вентиль баллона, могут загореться при высоком давлении.
- Пористые органические вещества (угольная мелочь, сажа, торф, ткани из шерсти и хлопка и т.п.), пропитанные жидким кислородом, могут стать причиной воспламенения и сильного взрыва.
- Контакт кислорода с маслом или другими смазочными материалами может закончиться возгоранием и привести к взрыву.
Наиболее частая причина — человеческий фактор
Согласно статистике чаще всего причиной трагических аварий является человеческий фактор, в первую очередь — нарушение правил техники безопасности и техники эксплуатации. Порой это происходит по причине незнания, порой по причине небрежности и безответственности.
Чтобы избежать этого, на предприятии должны регулярно проводиться инструктажи и с последующей проверкой уровня подготовки персонала к работе с газовыми баллонами и другими устройствами. Должно быть выделено и специально оборудовано помещение, предназначенное для работы с газовым оборудованием. Кроме того, для транспортировки и хранения баллонов должны иметься специальные приспособления.
Все это существенно снижает риск возгорания и взрыва баллона с кислородом, но, к сожалению, не исключает его полностью.
Взрыв баллона с кислородом от масла
Причиной сильного взрыва баллона и пожара может стать контакт горюче-смазочных материалов с жидким кислородом. В результате их соприкосновения образуются взрывоопасные соединения, которые могут сдетонировать и взорваться при нагревании баллона, его трении, ударе или сотрясении. При высокой концентрации кислорода в воздухе опасность образования таких соединений увеличивается. Особо опасным является соединение масел с жидким кислородом или под большим давлением. Опасность возгорания и взрыва имеет место и при заправке баллона, если в него попадает масло. Взрывы кислородных баллонов происходят и при откручивании вентиля кислородного баллона испачканными маслом рукавицами. По правилам ТБ в местах хранения и использования кислорода должен висеть плакат с надписью «Маслоопасно».
При погрузке, разгрузке, транспортировке, хранении и использовании баллонов с кислородом необходимо исключить: удары их друг о друга, падение, повреждение и загрязнение баллонов смазочными материалами. Баллоны необходимо защитить от действия осадков, солнечных лучей и других источников тепла.
Газовые взрывы попадают в СМИ
За последний месяц в СМИ по всей стране регулярно появляются сообщения о взрыве газа — взрываются как автомобильные баллоны, так и бытовые. Многие инциденты заканчиваются гибелью людей: в Новосибирске при хлопке в гаражном кооперативе погиб автовладелец, а в Волгограде при взрыве машины скончался ребенок, массовой гибелью заканчивается нахождение баллонов в квартирах многоэтажек. Почему газ утекает из герметичных емкостей, как это заметить и как вообще предотвратить взрывы — подробнее в нашем материале.
Начнем с автомобильного газобаллонного оборудования, которое включает в себя сам баллон и систему редукторов, клапанов, топливных магистралей. Разумеется, вся эта система должна быть герметичной, любая утечка приведет к накоплению газа, образованию газовоздушной смеси, которая при определенной пропорции может взорваться от любой искры. Утечка может произойти не только в месте соединения самого баллона с редуктором (устройство для понижения давления до рабочего, своего рода переходник), но и в любом другом месте системы.
— Когда ставят газобаллонное оборудование, в первую очередь хотят сэкономить. Следовательно, экономят, как правило, на всем. Оборудование должно работать на смеси пропано-бутановой — это система низкого давления, до 16 атмосфер. Но мы знаем что пропано-бутановая смесь стоит дорого относительно природного газа метана, на котором сейчас все хотят ездить, потому что он дешевый. А метан идет под давлением до 200 атмосфер, ставятся понижающие редукторы, и эту систему нужно опрессовывать постоянно. И за счет этого давления любая самая маленькая неплотность превращается в большую утечку. Баллон, шланги, трубки, краны — аппаратура должна быть качественной, а качественная стоит дорого, — объясняет гендиректор автоцентра «7 ключей» Геннадий Евграшин.
Оборудование в автомобиле
Таким образом, есть два фактора, которые влияют на возможные утечки газа в машине: во-первых, установка некачественного оборудования непонятно в каких полугаражных сервисах из разряда «лишь бы подешевле». И второе — плохое обслуживание и отсутствие контроля за состоянием системы. Люди не просто не производят опрессовку компонентов газобаллонного оборудования, но и элементарно не следят, что там у них в машине происходит, игнорируют даже запах газа. Соответственно, чтобы минимизировать опасность, нужно хотя бы следить за состоянием оборудования и мелкими утечками, которые могут превратиться в большие.
Ситуация с бытовыми баллонами для нужд домохозяйств во многом похожа, только там добавляется фактор небрежного обращения с опасными емкостями. Если в автомобиле эта емкость спокойно проводит время на своем монтажном месте, то бытовые баллоны таскают туда-сюда, отвозят на заправку.
За баллонами надо следить
— Необходимо прежде всего быть бдительными, строго соблюдать требования безопасности. При эксплуатации баллонов для отопления или приготовления пищи необходимо понимать, что редуктор должен быть плотно присоединен к баллону, не должно быть травления газа. Герметичность проверяется так: наносится мыльная вода, и если газ травит, то появятся пузырьки. Газовый шланг должен быть надежно присоединен через хомуты, — говорит руководитель пресс-службы ГУ МЧС РФ по Новосибирской области Павел Винаков.
— Принес пустой баллон, бросил — с этими баллонами обращаются все как грузчики с чемоданами в аэропорту. Где-нибудь там «бах!» — и ударился, что-то произошло, его маленько повело, деформировало. Всё, он будет подтекать, пропускать, травить. Хотя у них там четко пробивают клейма на баллонах, когда надо их проверять, — отмечает Геннадий Евграшин.
Зимой особая опасность
Есть факты, когда люди покупают и заправляют баллоны не в специализированных центрах, а «у дороги» — у неофициалов. В таких баллонах за ту же цену, что выставят в спеццентре закачивают больше газа, соответственно, давление становится выше, а значит опасность больше. Особенно сейчас, когда при перепадах температур давление может сильно скакать.
Покупать газ следует в специализированных компаниях
— С наступлением холодов мы отмечаем рост происшествий с газовыми баллонами. При хранении баллона на улице при низкой температуре после перемещения его в теплое помещение возможно расширение газа, как следствие баллон начинает травить. При определенной концентрации происходит хлопок газовоздушной смеси, — заключает Павел Винаков.
Газ таит в себе огромную энергию, а значит и разрушительную силу — именно поэтому газовоздушная смесь способна сносить многоэтажки с бетонными перекрытиями. И даже взрыв простого газового баллона можно примерно сравнивать с попаданием артиллерийского снаряда калибра 122 мм.
В Новосибирске на улице Мира 10 декабря произошел взрыв в гаражном кооперативе. Было разрушено четыре гаража, повреждено десять сооружений. Хронику ЧП можно почитать здесь.