Схема работы ГБА Новогрудского завода
Конструктивные решения заводами-изготовителями газобаллонной аппаратуры (ГБА) отличаются большим разнообразием.
Рассмотрим схему работы ГБА (рис. 3) Новогрудского завода.
Сжиженный нефтяной газ под давлением 1,6 МПа (16 кгс/см2) из баллона 26 по гибкому газопроводу высокого давления 25 поступает в газовый фильтр, где подвергается очистке от смолистых веществ и механических примесей. Далее очищенный газ ‘по трубопроводу проходит в первую ступень двухступенчатого редуктора-испарителя 12, где давление понижается до 0,2 МПа, а затем во вторую ступень, где оно понижается до значения, близкого к атмосферному. Под действием разрежения, создаваемого в коллекторе 22 работающего двигателя, газ из полости второй ступени редуктора-испарителя поступает в дозирующее устройство и по шлангу низкого давления через тройник-дозатор 15 поступает в карбюратор 23 через смесительное устройство (проставку) или со стороны фланца (воздушной заслонки) через два газоподводящих патрубка 20, впаянных в переходную коробку воздушного фильтра 24. После смешения газа с воздухом образуется однородная горючая смесь, которая поступает в цилиндры двигателя.
Подогретая жидкость из рубашки цилиндра Двигателя через тройник поступает в нижний патрубок редуктора-испарителя и по шлангу 6 в радиатор-отопитель 5 салона через кран 16. Дальнейшее движение жидкости: из верхнего патрубка редуктора-испарителя через еще один тройник 8 во всасывающую полость водяного насоса (циркуляция теплоносителя параллельна движению охлаждающей жидкости в двигателе). В зимнее время для обогрева салона автомобиля включается в работу радиатор-отопитель 5. Кран 16 служит для отключения радиатора -отопителя в летнее время.
Рис. 3. Схема газобаллонной аппаратуры Новогрудского завода: 1 — аккумулятор; 2 — катушка зажигания; 3 -бензонасос; 4 — электрическая цепь; 5 — радиатор-отопитель; 6 — шланг подачи жидкости; 7 — ленточный хомут; 8 — тройник; 9 — предохранитель; 10 — переключатель вида топлива; 11 — замок зажигания; 12 — редуктор-испаритель низкого давления; 13 — шланг низкого давления; 14 — электромагнитный газовый клапан с фильтром; 15 — тройник-дозатор; 16 — кран перекрытия отопительной системы; 17 — шланг подачи бензина; 18 — вакуумный шланг; 19 -электромагнитный бензиновый клапан с рукояткой; 20 — патрубки, впаянные в переходную коробку воздушного фильтра; 21 — соединитель с накидной гайкой; 22 — коллектор двигателя; 23 — карбюратор; 24 — воздушный фильтр;25 — гибкий газопровод высокого давления; 26 — баллон для сжиженного газа; 27 — блок запорно-предохранительной арматуры (мультипликатор); 28 — рукав вентиляционный
Чтобы достичь высокой надежности и безопасной эксплуатации на автомобилях газовых баллонов, а также исключить возможность нарушения их герметичности, на обечайке баллона устанавливается один компактный блок 27. Он состоит из датчика-указателя уровня сжиженного газа (контрольная арматура), мультиклапана, ограничивающего уровень заправки баллона (предохранительная арматура), который срабатывает при заполнении баллона на 80%, а также вентилей — расходного магистрального и наполнительного, открывающего подачу газа в баллон на автомобильной газозаправочной станции (АГЗС).
Конструкция и принцип действия расходного и наполнительного вентилей одинаковы. Вентили должны надежно перекрывать газовую магистраль при неработающем двигателе и обеспечивать плотное и прочное соединение, а также быть герметичными в положении полного закрытия.
Блок запорно-предохранительной арматуры закрыт вентилируемым кожухом, сообщающимся с атмосферой с помощью двух вентиляционных рукавов 28.
Резервная карбюраторная система питания бензином работает следующим образом. Бензин из бензобака по шлангу подачи 17 поступает в карбюратор через электромагнитный бензиновый клапан 19. Клапан снабжен рукояткой, открывающей его в случае ручной подкачки бензонасоса. Ручной подкачкой бензина в карбюратор пользуются в двух случаях: при неработающем двигателе в зимнее время или при выходе из строя электрической цепи газового оборудования.
Принцип работы электрической системы газобаллонной установки следующий. В системе питания двигателя, работающего на универсальном топливе, имеются два электромагнитных клапана. Клапан 19 предназначен для отключения подачи бензина при работе двигателя на газе, а клапан 14 — для отключения подачи газа при работе на бензине. Переключатель вида топлива 10 установлен в удобном месте под щитком приборов и подключен через замок зажигания к электрической цепи катушки зажигания 2 (клемма ВК), включаемой замком зажигания 11. Электрическая цепь 4 может работать только при включенном зажигании.
Возможность работы двигателя на выбранном топливе и переход с одного топлива на другое без остановки двигателя обеспечивает переключатель вида топлива 10.
Схема работы ГБА Московского завода им. М.В. Хруничева
На Московском машиностроительном заводе им. М.В. Хруничева устанавливали газобаллонную аппаратуру на автомобилях семейства ВАЗ и АЗЛК по универсальной системе питания двигателя — и газом и бензином (рис. 4).
Дуралюминевый баллон 15 длиной 793 мм, наружным диаметром 308 мм, толщиной стенки обечайки 5 мм и собственной массой 10,5 кг под рабочим давлением 1,6 МПа заполняется газом массой 25 кг (40 л), что соответствует 80% его полного объема. Заправочное устройство с предохранительным клапаном 18 вынесено за пределы багажника автомобиля с помощью переходной трубки 17 диаметром 10 мм. Запорно-контрольная и предохранительная арматура собраны в один компактный блок 3. Герметичная коробка 2 служит для вентиляции багажника и удаления газа в случае его утечки в днище автомобиля. Для этой цели предусмотрены два эжектора 16, к которым присоединяются гофрированные трубки 1 от коробки.
Газ из баллона по трубопроводу диаметром 6 мм высокого давления 14 поступает в электромагнитный клапан газа 8, где очищается от механических примесей, и далее поступает в редуктор-испаритель 9. В редукторе происходит испарение жидкого газа за счет обогрева редуктора охлаждающей жидкостью (теплоносителем) двигателя независимо от положения клапана термостата и снижение давления газа до близкого к атмосферному.
При пуске двигателя газ из редуктора под воздействием разрежения, возникающего во всасывающем тракте двигателя, по шлангу, соединяющему редуктор с дозатором газа б, обеспечивающим автоматическое регулирование количества газа, подается в карбюраторно -смесительную проставку 5 (в зависимости от режима работы двигателя — холостой ход, частичные нагрузки и полная мощность), что обеспечивает экономичное протекание рабочего процесса.
Далее по шлангу, соединяющему дозатор с карбюраторно — смесительной проставкой, газ смешивается с воздухом, поступающим из воздушного фильтра. Образованная газовоздушная смесь через карбюратор направляется во впускной коллектор и цилиндры двигателя.
Надо сказать, что схема газобаллонной установки Новогрудского завода очень похожа на схему итальянской фирмы «Бедини», а схема установки машиностроительного завода имени М.В. Хруничева — на схему Рязанского завода автомобильной аппаратуры произведенную по лицензии итальянской фирмы «Полиавто». Эта схема, по оценке некоторых специалистов считается аппаратурой нового поколения для легковых автомобилей.
Схема работы ГБА марки «Элплин» (Югославия)
Читателю предлагается еще одна схема соединения и питания газовой аппаратуры марки «Элплин» (Югославия), представленная на рис. 5.
Газовая аппаратура состоит из баллона 1, фланца на обечайке баллона 2, к которому прикреплен блок запорно-предохранительной арматуры 3, назначение которого обеспечить:
Из баллона по гибкому медному газопроводу 23 высокого давления диаметром 6х1 мм газ поступает в электромагнитный газовый клапан с фильтром 22.
Прокладку магистрального газопровода от баллона до моторного отделения ведут ниже пола автомобиля параллельно с трубопроводом бензина и крепят крепежными скобами с винтами- саморезами, снабдив трубопровод перед подключением к электромагнитному газовому клапану 22 компенсационным устройством (виток трубы диаметром 80 мм), предохраняющим трубопровод от поломок.
От электромагнитного газового клапана труба продолжается до редуктора, т. е. до места входа газа. Магистральный газопровод в местах, где он может быть подвергнут трению или удару, облицовывают пластмассовым или резиновым шлангами.
Соединение редуктора со смесителем производится упругим армированным шлангом 12 от выпускного патрубка редуктора до смесителя 9. Редуктор монтируют как можно ближе к смесителю (оптимальное расстояние 400 мм) и соединяют со смесителем без резких изменений направления.
Резиновым шлангом 17 (вакуумный шланг) соединяется патрубок холостого хода редуктора с патрубком карбюратора 10 (или впускным коллектором).
Связь бензонасос — карбюратор осуществляется пластмассовым шлангом от бензонасоса до электромагнитного бензинового клапана 7 и от него шлангом 8 до карбюратора 10.
Для подогрева и испарения газа в редукторе разрезают шланг, соединяющий отопитель салона с водяным насосом охлаждающей системы двигателя, и устанавливают соединительный тройник. Теплую воду подводят по шлангу 16 к нижнему патрубку редуктора, ибо теплая вода должна втекать в редуктор снизу. К верхнему патрубку отвода воды из редуктора присоединяют шланг 4 и направляют его к штуцеру водяного насоса.
В салоне, в удобном месте, устанавливают переключатель вида топлива 13, подключая его к источнику напряжения 20 (аккумулятору) через клемму замка зажигания 18 и предохранитель 19. По схеме осуществляют монтаж электрической цепи 15 дополнительного электрооборудования автомобиля, переоборудованного на сжиженный нефтяной газ.
Отличительной особенностью системы является блок запорно-предохранительной арматуры со многими назначениями и герметичной защитой, гарантирующей максимальную надежность функционирования системы.
Схема работы ГБА «САГА-6»
Теперь, когда мы познакомили читателя с наиболее распространенными и давно эксплуатируемыми системами газобаллонной аппаратуры, перейдем к описанию новой конструкции этого вида техники — Автомобильной Газовой Топливной Системы (АГТС) «САГА-6», созданной под руководством главного конструктора В. А. Щербинина Акционерным обществом «Лаборатория сертификации автомобильной газовой аппаратуры».
По всем показателям технический уровень АГТС «САГА-6» соответствует международным требованиям ЕЭК ООН. Относительно же всех прочих систем, рассмотренных выше, «САГА-6» обладает целым рядом преимуществ.
Конструктивные особенности этой системы, рассчитанной с учетом отечественных условий эксплуатации, и высокое качество изготовления на авиационном заводе АО «ИНКАР» в г. Перми обеспечивают безотказную работу аппаратуры и чистый воздух в салоне автомобиля.
Схема этой установки приведена на рис. 6.
В комплект газовой аппаратуры входят:
он оказывает минимальное сопротивление потоку воздуха;
Газопроводы, выполненные из нержавеющей стали, шланги, крепежные детали также входят в комплект оборудования.
Конструктивные особенности АГТС «САГА-6»
1. Благодаря применению в качестве уплотнителей-колец из мягкой меди вместо резиновых конструкция обеспечивает надежную герметичность соединений системы на весь срок эксплуатации.
Рис. 6. Схема автомобильной газовой топливной системы САГА-6: 1 — двухступенчатый газовый редуктор-испаритель;2 — переключатель вида топлива (газ-0-бензин); 2 — клапан отключения газа; 4 — газонепроницаемый кожух; 5 -блок арматуры; 6 — газовый баллон; 7 — выносная заправочная горловина; 8 — клапан отключения бензина; 9 — смеситель
2. На арматуре баллона имеется один расходно-наполнительный вентиль.
3. Для выпуска паровой фазы в случае, если на заправочной станции нет компрессора для нагнетания газа, на арматуре баллона имеется вентиль, обеспечивающий заправку методом перелива.
4. Изменена конструкция электромагнитных клапанов бензина и газа, уменьшен ток потребления в 2 раза,, а напряжение срабатывания составляет всего 6-7В.
5. Арматура баллона по сравнению с другими конструкциями более надежна.
6. Арматура баллона и заправочное устройство обеспечивают быструю (3 мин.) заправку газом.
Конструктивные особенности редуктора-испарителя см. в гл. «Двухступенчатый газовый редуктор низкого давления».
Таковы достоинства новой газовой системы для автолюбителей «САГА-6».
Основные элементы и узлы газобаллонной аппаратуры
Схема
работы ГБА Новогрудского завода
Конструктивные
решения заводами-изготовителями
газобаллонной
аппаратуры (ГБА)
отличаются большим разнообразием.
Рассмотрим
схему работы ГБА (рис. 3) Новогрудского
завода.
Сжиженный
нефтяной газ под давлением 1,6 МПа (16
кгс/см2)
из баллона 26 по гибкому газопроводу
высокого давления 25 поступает в газовый
фильтр, где подвергается очистке от
смолистых веществ и механических
примесей. Далее очищенный газ ‘по
трубопроводу проходит в первую ступень
двухступенчатого редуктора-испарителя
12, где давление понижается до 0,2 МПа, а
затем во вторую ступень, где оно понижается
до значения, близкого к атмосферному.
Под действием разрежения, создаваемого
в коллекторе 22 работающего двигателя,
газ из полости второй ступени
редуктора-испарителя поступает в
дозирующее устройство и по шлангу
низкого давления через тройник-дозатор
15 поступает в карбюратор 23 через
смесительное устройство (проставку)
или со стороны фланца (воздушной заслонки)
через два газоподводящих патрубка 20,
впаянных в переходную коробку воздушного
фильтра 24. После смешения газа с воздухом
образуется однородная горючая смесь,
которая поступает в цилиндры двигателя.
Подогретая
жидкость из рубашки цилиндра Двигателя
через тройник поступает в нижний патрубок
редуктора-испарителя и по шлангу 6 в
радиатор-отопитель 5 салона через кран
16. Дальнейшее движение жидкости: из
верхнего патрубка редуктора-испарителя
через еще один тройник 8 во всасывающую
полость водяного насоса (циркуляция
теплоносителя параллельна движению
охлаждающей жидкости в двигателе). В
зимнее время для обогрева салона
автомобиля включается в работу
радиатор-отопитель 5. Кран 16 служит для
отключения радиатора -отопителя в летнее
время.
Рис.
3. Схема газобаллонной аппаратуры
Новогрудского завода: 1
— аккумулятор; 2 — катушка зажигания; 3
-бензонасос; 4 — электрическая цепь; 5 —
радиатор-отопитель; 6 — шланг подачи
жидкости; 7 — ленточный хомут; 8 — тройник;
9 — предохранитель; 10 — переключатель
вида топлива; 11 — замок зажигания; 12 —
редуктор-испаритель низкого давления;
13 — шланг низкого давления; 14 —
электромагнитный газовый клапан с
фильтром; 15 — тройник-дозатор; 16 — кран
перекрытия отопительной системы; 17 —
шланг подачи бензина; 18 — вакуумный
шланг; 19 -электромагнитный бензиновый
клапан с рукояткой; 20 — патрубки, впаянные
в переходную коробку воздушного фильтра;
21 — соединитель с накидной гайкой; 22 —
коллектор двигателя; 23 — карбюратор; 24
— воздушный фильтр;25 — гибкий газопровод
высокого давления; 26 — баллон для
сжиженного газа; 27 — блок
запорно-предохранительной арматуры
(мультипликатор); 28 — рукав вентиляционный
Чтобы
достичь высокой надежности и безопасной
эксплуатации на автомобилях газовых
баллонов, а также исключить возможность
нарушения их герметичности, на обечайке
баллона устанавливается один компактный
блок 27. Он состоит из датчика-указателя
уровня сжиженного газа (контрольная
арматура), мультиклапана, ограничивающего
уровень заправки баллона (предохранительная
арматура), который срабатывает при
заполнении баллона на 80%, а также вентилей
— расходного магистрального и
наполнительного, открывающего подачу
газа в баллон на автомобильной
газозаправочной станции (АГЗС).
Конструкция
и принцип действия расходного и
наполнительного вентилей одинаковы.
Вентили должны надежно перекрывать
газовую магистраль при неработающем
двигателе и обеспечивать плотное и
прочное соединение, а также быть
герметичными в положении полного
закрытия.
Блок
запорно-предохранительной арматуры
закрыт вентилируемым кожухом, сообщающимся
с атмосферой с помощью двух вентиляционных
рукавов 28.
Резервная
карбюраторная система питания бензином
работает следующим образом. Бензин из
бензобака по шлангу подачи 17 поступает
в карбюратор через электромагнитный
бензиновый клапан 19. Клапан снабжен
рукояткой, открывающей его в случае
ручной подкачки бензонасоса. Ручной
подкачкой бензина в карбюратор пользуются
в двух случаях: при неработающем двигателе
в зимнее время или при выходе из строя
электрической цепи газового оборудования.
Принцип
работы электрической системы
газобаллонной установки
следующий. В системе питания двигателя,
работающего на универсальном топливе,
имеются два электромагнитных клапана.
Клапан 19 предназначен для отключения
подачи бензина при работе двигателя на
газе, а клапан 14 — для отключения подачи
газа при работе на бензине. Переключатель
вида топлива 10 установлен в удобном
месте под щитком приборов и подключен
через замок зажигания к электрической
цепи катушки зажигания 2 (клемма ВК),
включаемой замком зажигания 11.
Электрическая цепь 4 может работать
только при включенном зажигании.
Возможность
работы двигателя на выбранном топливе
и переход с одного топлива на другое
без остановки двигателя обеспечивает
переключатель вида топлива 10.
Схема
работы ГБА Московского завода им. М.В.
Хруничева
На
Московском машиностроительном заводе
им. М.В. Хруничева устанавливали
газобаллонную
аппаратуру
на автомобилях семейства ВАЗ и АЗЛК по
универсальной системе питания двигателя
— и газом и бензином (рис. 4).
Дуралюминевый
баллон 15 длиной 793 мм, наружным диаметром
308 мм, толщиной стенки обечайки 5 мм и
собственной массой 10,5 кг под рабочим
давлением 1,6 МПа заполняется газом
массой 25 кг (40 л), что соответствует 80%
его полного объема. Заправочное устройство
с предохранительным клапаном 18 вынесено
за пределы багажника автомобиля с
помощью переходной трубки 17 диаметром
10 мм. Запорно-контрольная и предохранительная
арматура собраны в один компактный блок
3. Герметичная коробка 2 служит для
вентиляции багажника и удаления газа
в случае его утечки в днище автомобиля.
Для этой цели предусмотрены два эжектора
16, к которым присоединяются гофрированные
трубки 1 от коробки.
Газ
из баллона по трубопроводу диаметром
6 мм высокого давления 14 поступает в
электромагнитный клапан газа 8, где
очищается от механических примесей, и
далее поступает в редуктор-испаритель
9. В редукторе происходит испарение
жидкого газа за счет обогрева редуктора
охлаждающей жидкостью (теплоносителем)
двигателя независимо от положения
клапана термостата и снижение давления
газа до близкого к атмосферному.
При
пуске двигателя газ из редуктора под
воздействием разрежения, возникающего
во всасывающем тракте двигателя, по
шлангу, соединяющему редуктор с дозатором
газа б, обеспечивающим автоматическое
регулирование количества газа, подается
в карбюраторно -смесительную проставку
5 (в зависимости от режима работы двигателя
— холостой ход, частичные нагрузки и
полная мощность), что обеспечивает
экономичное протекание рабочего
процесса.
Далее
по шлангу, соединяющему дозатор с
карбюраторно — смесительной проставкой,
газ смешивается с воздухом, поступающим
из воздушного фильтра. Образованная
газовоздушная смесь через карбюратор
направляется во впускной коллектор и
цилиндры двигателя.
Надо
сказать, что схема
газобаллонной установки
Новогрудского завода очень похожа на
схему итальянской фирмы “Бедини”, а
схема установки машиностроительного
завода имени М.В. Хруничева — на схему
Рязанского завода автомобильной
аппаратуры произведенную по лицензии
итальянской фирмы “Полиавто”. Эта
схема, по оценке некоторых специалистов
считается аппаратурой нового поколения
для легковых автомобилей.
Схема
работы ГБА марки “Элплин” (Югославия)
Читателю
предлагается еще одна схема соединения
и питания газовой аппаратуры марки
“Элплин” (Югославия), представленная
на рис. 5.
Газовая
аппаратура состоит из баллона 1, фланца
на обечайке баллона 2, к которому
прикреплен блок запорно-предохранительной
арматуры 3, назначение которого обеспечить:
Из
баллона по гибкому медному газопроводу
23 высокого давления диаметром 6х1 мм газ
поступает в электромагнитный газовый
клапан с фильтром 22.
Прокладку
магистрального газопровода от баллона
до моторного отделения ведут ниже пола
автомобиля параллельно с трубопроводом
бензина и крепят крепежными скобами с
винтами- саморезами, снабдив трубопровод
перед подключением к электромагнитному
газовому клапану 22 компенсационным
устройством (виток трубы диаметром 80
мм), предохраняющим трубопровод от
поломок.
От
электромагнитного газового клапана
труба продолжается до редуктора, т. е.
до места входа газа. Магистральный
газопровод в местах, где он может быть
подвергнут трению или удару, облицовывают
пластмассовым или резиновым шлангами.
Соединение
редуктора со смесителем производится
упругим армированным шлангом 12 от
выпускного патрубка редуктора до
смесителя 9. Редуктор монтируют как
можно ближе к смесителю (оптимальное
расстояние 400 мм) и соединяют со смесителем
без резких изменений направления.
Резиновым
шлангом 17 (вакуумный шланг) соединяется
патрубок холостого хода редуктора с
патрубком карбюратора 10 (или впускным
коллектором).
Связь
бензонасос — карбюратор осуществляется
пластмассовым шлангом от бензонасоса
до электромагнитного бензинового
клапана 7 и от него шлангом 8 до карбюратора
10.
Для
подогрева и испарения газа в редукторе
разрезают шланг, соединяющий отопитель
салона с водяным насосом охлаждающей
системы двигателя, и устанавливают
соединительный тройник. Теплую воду
подводят по шлангу 16 к нижнему патрубку
редуктора, ибо теплая вода должна втекать
в редуктор снизу. К верхнему патрубку
отвода воды из редуктора присоединяют
шланг 4 и направляют его к штуцеру
водяного насоса.
В
салоне, в удобном месте, устанавливают
переключатель вида топлива 13, подключая
его к источнику напряжения 20 (аккумулятору)
через клемму замка зажигания 18 и
предохранитель 19. По схеме осуществляют
монтаж электрической цепи 15 дополнительного
электрооборудования автомобиля,
переоборудованного на сжиженный нефтяной
газ.
Отличительной
особенностью системы является блок
запорно-предохранительной арматуры со
многими назначениями и герметичной
защитой, гарантирующей максимальную
надежность функционирования системы.
Схема
работы ГБА “САГА-6”
Теперь,
когда мы познакомили читателя с наиболее
распространенными и давно эксплуатируемыми
системами
газобаллонной аппаратуры,
перейдем к описанию новой конструкции
этого вида техники — Автомобильной
Газовой Топливной Системы (АГТС) “САГА-6”,
созданной под руководством главного
конструктора В. А. Щербинина Акционерным
обществом “Лаборатория сертификации
автомобильной газовой аппаратуры”.
По
всем показателям технический уровень
АГТС “САГА-6” соответствует международным
требованиям ЕЭК ООН. Относительно же
всех прочих систем, рассмотренных выше,
“САГА-6” обладает целым рядом преимуществ.
Конструктивные
особенности этой системы, рассчитанной
с учетом отечественных условий
эксплуатации, и высокое качество
изготовления на авиационном заводе АО
“ИНКАР” в г. Перми обеспечивают
безотказную работу аппаратуры и чистый
воздух в салоне автомобиля.
Схема
этой установки приведена на рис. 6.
он
оказывает минимальное сопротивление
потоку воздуха;
Газопроводы,
выполненные из нержавеющей стали,
шланги, крепежные детали также входят
в комплект оборудования.
Конструктивные
особенности АГТС “САГА-6”
1.
Благодаря применению в качестве
уплотнителей-колец из мягкой меди вместо
резиновых конструкция обеспечивает
надежную герметичность соединений
системы на весь срок эксплуатации.
Рис.
6. Схема автомобильной газовой топливной
системы САГА-6: 1 — двухступенчатый газовый
редуктор-испаритель;2 — переключатель
вида топлива (газ-0-бензин); 2 — клапан
отключения газа; 4 — газонепроницаемый
кожух; 5
—
блок арматуры; 6 — газовый баллон; 7 —
выносная заправочная горловина; 8 —
клапан отключения бензина; 9 — смеситель
2.
На арматуре баллона имеется один
расходно-наполнительный вентиль.
3.
Для выпуска паровой фазы в случае, если
на заправочной станции нет компрессора
для нагнетания газа, на арматуре баллона
имеется вентиль, обеспечивающий заправку
методом перелива.
4.
Изменена конструкция электромагнитных
клапанов бензина и газа, уменьшен ток
потребления в 2 раза,, а напряжение
срабатывания составляет всего 6—7В.
5.
Арматура баллона по сравнению с другими
конструкциями более надежна.
6.
Арматура баллона и заправочное устройство
обеспечивают быструю (3 мин.) заправку
газом.
Конструктивные
особенности редуктора-испарителя см.
в гл. “Двухступенчатый газовый редуктор
низкого давления”.
Таковы
достоинства новой газовой системы для
автолюбителей “САГА-6”.
Редуктор-испаритель новогрудского завода газовой аппаратуры
Редуктор
компактен, прост в устройстве, удобен
в обслуживании. Источником тепла для
редуктора служит жидкость системы
охлаждения автомобиля.
Корпус
10 (рис. 7) представляет собой литую
конструкцию, выполненную из алюминиевого
сплава. Он состоит из следующих полостей:
А — полость испарителя; Б — полость
первой ступени; В — полость второй
ступени; Г — полость разгрузочного
устройства; Д и Е — полости атмосферного
давления; Ж — полость холостого хода.
Сзади и спереди на корпусе имеются
крышки 8 и 11, сообщающиеся с атмосферой.
Рис.
7. Редуктор-испаритель Новогрудского
завода газобаллонной аппаратуры:
1
—
входной газовый штуцер; 2, 18 -патрубки
ввода и вывода охлаждающей жидкости; 3
— винт регулировки давления во второй
ступени; 4 — регулировочный винт системы
холостого хода; 5 — крышка вакуумного
устройства; 6 — вакуумный штуцер; 7 —
электромагнитный клапан; 8 — задняя
крышка; 9 — выходной патрубок; 10 — корпус
редуктора; 11 — передняя крышка; 12 —
уплотнительное резиновое кольцо; 13 —
пружина фильтра газа; 14 — цилиндр с
отверстиями в боковых стенках; 15 —
уплотнительное резиновое кольцо; 16 —
сетчатый газовый фильтр; 17 — перепускной
клапан (слив отстоя); 19 — пружина
разгрузочного устройства; 20 — разгрузочное
кольцо; 21 — предохранительный щиток; 22
— диафрагма разгрузочного устройства;
23 — диафрагма второй ступени; 24 — рычаг
клапана второй ступени; 25 — втулка
регулировочного винта; 26 — уплотнительное
кольцо; 27 — упор; 28 — регулировочная
пружина второй ступени; 29 — клапан второй
ступени; 30 — седло клапана второй ступени;
31 — пружина первой ступени; 32, 40 —
регулировочные шайбы; 33 — диафрагма
первой ступени; 34 — рычаг клапана первой
ступени; 35 — клапан первой ступени; 36 —
седло клапана; 37 — верхняя прокладка; 38
— клапан холостого хода в сборе с
диафрагмой; 39 — пружина клапана холостого
хода; 41 — седло пускового клапана; 42 —
корпус клапана холостого хода; 43 — нижняя
прокладка; 44 — переходник; 45 — седло
пускового клапана; 46 — клапан; 47 — прокладка;
А — полость испарителя; Б — полость первой
ступени; В — полость второй ступени; Г —
полость разгрузочного устройства; Д, Е
-полости атмосферного давления; Ж —
полость холостого хода
В
каждой ступени редуктора имеются
регулировочные клапаны высокого 35 и
низкого 29 давления. Плоские клапаны,
изготовленные из алюминиевого сплава,
имеют уплотнители из бензомаслостойкой
резины. Седла клапанов выполнены из
латунного сплава.
Редуцирующих
ступеней две.
Они предназначены для снижения давления
газа, поступающего в редуктор на входе,
до требуемого давления на выходе из
него. Так, например, если давление газа
на входе 1,6 МПа, то после редуцирования
оно снижается до 0,2 МПа, приближаясь в
конечном счете к атмосферному.
В
каждой ступени имеются плоские диафрагмы
высокого 33 и низкого 23 давления,
выполненные из прорезиненной ткани, и
соответственно пружины 31 и 28 и рычаги
34 и 24, соединяющие диафрагмы с клапанами.
Технические
характеристики регулировочных элементов
РНД приведены в табл. 2.
Для
тех, кто не знает, или просто забыл,
напомним, что Паскаль (Па) — это давление,
вызванное силой 1 Ньютон (Н), равномерно
распределенной по нормальной к ней
поверхности площадью 1 м2.
Мегапаскаль (МПа) равен 10е
Па или 10 кгс/см2.
Килопаскаль (кПа) — это 103
Па или 0,01 кгс/см2.
1 мм вод. ст. — это 9.8 Па.
Регулирование
давления в первой ступени редуктора
осуществляется подбором шайб 32.
Регулирование давления во второй ступени
редуктора осуществляется изменением
усилий пружины 28 с помощью регулировочного
винта 3.
Клапан
29 крепится непосредственно к рычагу 24
и в свободном состоянии приподнят над
седлом 30. К седлу клапан прижимается
пружинами 28 и 19 через рычаг 24.
Разгрузочное
устройство
диафрагменно-пружинное, вакуумного
типа, служит для автоматического пуска
газа и прекращения его подачи при
остановке двигателя. В нем имеется
полость Г, соединенная через вакуумный
штуцер 6 с вакуумной трубкой, врезанной
во впускной коллектор или карбюратор
за дроссельной заслонкой. В разгрузочное
устройство передается разрежение не
менее 450 Па, которое регулирует степень
открытия клапана 29 второй ступени.
Диафрагма 22 начинает прогибаться, сжимая
пружину 19 (двигатель работает на холостом
ходу). При исчезновении вакуума под
воздействием пружины, усилие которой
передается на рычаг 24 и клапан 10 второй
ступени 29, обеспечивается при неработающем
двигателе его закрытие.
Для
извлечения разгрузочного устройства
из РНД снимают переднюю крышку 11, вынимают
диафрагму второй ступени, снимают
предохранительный щит 21, отвернув два
винта, а затем снимают рычаг 24 клапана.
Для разборки разгрузочного устройства
отворачивают еще 4 винта, после чего все
детали (накладное кольцо, уплотнительная
прокладка, диафрагма, пружина) свободно
вынимаются.
Для
обеспечения надежного пуска двигателя
на редукторе установлен электромагнитный
клапан 7, корпус которого крепится к
корпусу редуктора с помощью переходника
44 и уплотняется прокладкой 47.
Система
холостого хода и испаритель
расположены на корпусе редуктора.
Снаружи система холостого хода ограничена
крышкой 5 и совмещена с вакуумным
устройством. Она состоит из корпуса 42,
в котором находятся вакуумный и газовый
каналы, регулировочный винт 4 холостого
хода, клапан 38, выполненный в сборе с
диафрагмой, седло 41, пружина 39, усилие
которой регулируется с помощью набора
шайб 40, и штуцер 6 для подсоединения
вакуумной части системы к впускному
коллектору двигателя. Сверху и снизу
корпус уплотнен прокладками 43 и 37.
С
внешней стороны редуктора расположены:
входной штуцер 1 для подачи газа в первую
ступень редуктора, патрубок 9 отвода
газа из второй ступени, перепускной
клапан 17 в нижней части редуктора-испарителя
для слива масляного отстоя и конденсата
и патрубки 2 и 18 для подачи охлаждающей
жидкости из системы охлаждения автомобиля
в полость А испарителя и вывода ее.
В
корпусе входного штуцера 1 подачи газа
находится газовый фильтр. В его состав
входит фильтрующий элемент 16, выполненный
в виде медной сетки, которая навертывается
на каркас в виде цилиндра 14 и прижимается
с помощью спиральной пружины 13 к
уплотнительному кольцу 12. Работа
двигателя без сетчатого фильтра
недопустима, так как это приводит к
быстрому выходу из строя клапанов
газового редуктора. Сам корпус штуцера
1 плотно соединен с корпусом редуктора
кольцом 15. На задней крышке 8 редуктора
имеются прорезь, плоскость, шпилька и
гайка для крепления его к кронштейну
при монтаже в подкапотном пространстве.
Редуктор-испаритель
устанавливается с правой стороны
моторной части автомобиля так, чтобы
центральная ось редуктора была направлена
перпендикулярно к вертикальной плоскости
автомобиля.
Редуктор
автоматически регулирует количество
газа, подаваемого в карбюратор-смеситель
для образования газовоздушной смеси.
Количество газа, подаваемого редуктором,
зависит от нагрузки и частоты вращения
коленчатого вала двигателя. Газ подается
во время пуска двигателя и при различных
режимах его работы. При остановке
двигателя подача газа прекращается.
Работа
редукторов Новогрудского завода фирм
“Бедини” и “Ловато” в разных режимах
работы двигателя
В
нашей стране эксплуатируются редукторы
как отечественного производства, так
и зарубежные. Но все они выполняют одну
и ту же работу и отличаются друг от друга
только конструктивно.
Рассмотрим
более детально работу редукторов трех
разных фирм (рис. 8). Все они работают по
одной принципиальной схеме, что и
показано на рисунке. И если взять еще
десяток редукторов разных фирм, то
окажется, что в основе работы каждого
из них лежит все тот же единый принцип.
Так,
рассмотрим функции редукторов при
различных режимах работы двигателя.
Двигатель
еще не работает, электромагнитный клапан
(газовый с фильтром) открыт, зажигание
включено.
Газ,
поступающий в редуктор по магистрали
через открытый клапан 35 ( см. рис. 8),
заполняет полость Б первой ступени, в
которой создается избыточное давление.
В
результате перепада давлений в полостях
Б и Е на диафрагме 33 возникает усилие
(полость Е всегда сообщается с атмосферой),
уравновешивающее усилие пружины 31 и
давление газа на клапан 35 со стороны
магистрали.
Диафрагма
33 начинает перемещаться вверх, преодолевая
усилие пружины 31, и закрывает связанный
с ней через рычажную передачу клапан
35, герметично прижимая его к седлу.
Герметичность обеспечива ется кольцевым
выступом седла и резиновым уплотнителем
клапана. Дальнейшее поступление газа
в полость Б прекращается. РНД в этом
случае выполняет функцию автоматического
вентиля.
Рис.
8. Схемы работы редукторов разных типов:
а — редуктор Новогрудского завода
(Беларусь); б — редуктор “Бедини”
(Италия); в — редуктор “Ловато” (Италия).
Позиции см. на рис. 7
При
снижении давления в полости Б до
определенного значения давления газа
на диафрагму 33 становится недостаточным
для удержания клапана 35 в закрытом
положении. Под действием суммарного
усилия от пружины 31 и давления газа во
входной газовой магистрали клапан 35
открывается, давление в полости Б
возрастает. Вновь поднимается вверх
диафрагма 33, преодолевая усилие
сжимающейся пружины 31, и клапан 35
закрывается. В полости Б устанавливается
постоянное избыточное давление.
Давление
в первой ступени редуктора может быть
отрегулировано с помощью регулировочной
прокладки 32, изменяющей усилие пружины
31.
Давление
в полостях Г и Ж равно атмосферному.
Клапан холостого хода 38 под действием
пружины 39 закрыт.
Разгрузочное
устройство удерживает клапан второй
ступени 29 под действием пружины 19 в
закрытом положении и клапан оказывается
плотно прижатым к седлу 30 дополнительной
пружиной 28 регулировочного винта 3.
Пусковой
клапан 46 под действием электромагнитного
пускового устройства 7, управляемого
переключателем вида топлива, расположенным
под панелью приборов автомобиля,
открывается, и газ поступает в полость
В второй ступени и через выходной штуцер
9 поступает в смеситель.
Во
впускной системе двигателя увеличивается
разрежение, которое передается через
вакуумный штуцер 6. Диафрагма прогибается,
преодолевая усилие пружины 39, и открывает
клапан 38 системы холостого хода. Газ
поступает в полость В второй ступени,
что обеспечивает пуск двигателя (это
относится только к редукторам с системой
холостого хода. В более поздних моделях
редукторов эта система отсутствует).
Одновременно
в полость Г разгрузочного устройства
также передается разрежение. Увлекаемый
упорным диском рычаг 24 приподнимается,
частично открывая клапан 29 второй
ступени, вследствие чего газ начинает
понемногу поступать через полость В на
выход к смесителю, встроенному в
карбюратор.
Двигатель
работает на холостом ходу
Клапан
первой ступени редуктора 35 открыт. Газ
выходит из полости Б редуктора в систему
холостого хода через клапан 38 и отверстие
регулировочного винта холостого хода
4. Минуя клапан 29, газ попадает в полость
В, несмотря на то, что этот клапан
открывается частично. Разгрузочное
устройство обеспечивает поддержание
в полости В второй ступени небольшого
избыточного давления в 50 Па (5,1 мм вод.
ст.).
Через
патрубок отвода газа 9 и тройник-дозатор,
установленный за пределами редуктора
газ подается в смеситель, образуя горючую
газовоздушную смесь, и направляет ее
через карбюратор в двигатель.
Двигатель
работает при малой и средней нагрузках
По
мере открытия дроссельной заслонки
первичной камеры карбюратора и при
относительно небольшой частоте вращения
коленчатого вала двигателя расход
воздуха, поступающего через всасывающий
коллектор и карбюратор, возрастает,
разрежение в диффузоре карбюратора
усиливается и, как следствие, в полости
В понижается давление газа и увеличивается
разрежение, которое передается на
диафрагму 23. Диафрагма прогибается
вверх и открывает клапан 29, увеличивая
расход газа.
В
то же время вследствие разрежения в
полости Г происходит изгиб диафрагмы
22, поднятие рычага 24 и также открытие
клапана 29 на величину необходимую для
пропуска небольшого количества газа.
Тем
временем клапан 35 первой ступени все
больше открывается под действием пружины
31, и через него пропускается необходимое
количество газа.
Диафрагмы
23 и частично 22 автоматически регулируют
подачу газа в соответствии с разрежением
в диффузоре карбюратора.
Из
редуктора через штуцер 9 газ по системе
смесителя поступает в двигатель.
Двигатель
работает при полной нагрузке
Дроссельные
заслонки карбюратора приближаются к
положению полного открытия.
Возрастает
разрежение в полости В, что увеличивает
перепад давлений в полостях В и Д, В и
Б, что в свою очередь приводит к
возникновению дополнительных усилий,
действующих на диафрагму 23 и клапан 29.
По мере открытия клапана 29 увеличивается
расход газа, поступающего через этот
клапан.
Разрежение
в полости Б первой ступени редуктора
также возрастает, растет перепад давлений
в полостях Б и Е. Под влиянием усилий
воздействующих на диафрагму, открывается
клапан 35, через который устремляется
газ. И чем больше становится нагрузка
на двигатель, тем шире открываются
клапаны 29 и 35, увеличивая подачу газа.
Увеличение
подачи газа редуктором приводит к
обогащению газовоздушной смеси, чем
обеспечивается работа двигателя на
полную мощность.
Двухступенчатый газовый редуктор низкого давления
Универсальный
автомобильный газовый редуктор-испаритель
низкого давления (РНД) осуществляет
переход сжиженной пропан-бутановой
смеси в газообразное состояние,
автоматически снижает ее давление до
рабочего, близкого к атмосферному,
независимо от объема имеющегося газа,
обеспечивает дозировку подачи газа на
смеситель с четким переходом двигателя
с одного режима работы на другой,
автоматически прекращает подачу газа
при остановке двигателя. Выполнен по
двухступенчатой схеме. Принцип работы
(упрощенно) следующий. В редуктор подается
жидкий газ. В полости первой ступени
обеспечивается снижение его давления
до 0,2 МПа. В полости второй ступени
завершается переход в газообразное
состояние и на выходе обеспечивается
рабочее давление. Для компенсации
тепловых потерь при испарении газа и
подтверждения эффекта замерзания
клапанов в редуктор параллельно движению
охлаждающей жидкости в двигателе
подается горячая жидкость, которая
циркулирует в специальной полости
испарителя, выполненной в виде
теплообменника. Для дозировки выхода
газа редуктор через вакуумную трубку
и специальный штуцер соединяется с
впускным коллектором двигателя или
врезается в карбюратор за дроссельной
заслонкой. Разрежение в нем управляет
степенью открытия клапана второй
ступени. Специальное устройство
обеспечивает стабильную подачу газа
через так называемый “протекающий”
клапан второй ступени при холостых
оборотах двигателя. Оно имеет регулировочный
винт, позволяющий устанавливать обороты
холостого хода.
Пружины
диафрагм и клапанов редуктора
отрегулированы таким образом, что при
остановке двигателя подача газа к
карбюратору прекращается.
При
пуске двигателя для надежной подачи
количества газа на редукторе устанавливается
электромагнитное пусковое устройство,
которое позволяет кратковременно подать
на вход в карбюратор нужное количество
газа.
В
нижней части редуктора имеются дренажная
резьбовая пробка или краник, через
который при неработающем горячем
двигателе каждые 5—10 тыс. км пробега
следует сливать накапливающийся в
редукторе конденсат маслянистых фракций
газа и влаги.