Можно ли использовать баллон от воздуха для углекислоты? — Технологии сварки — Металлический форум

Можно ли использовать баллон от воздуха для углекислоты? - Технологии сварки - Металлический форум Кислород

Основные сведения о газосварочных горелках

Горелки типа Г2 «Малютка», «Звездочка» являются самыми распространенными и универсальными сварочными горелками, и при покупке горелки для общих целей стоит приобретать именно их. Горелки могут комплектоваться разными наконечниками, и в зависимости от установленного наконечника обладать разными характеристиками:

Наконечник №1 — толщина свариваемого металла 0,5 — 1,5 мм — средний расход ацетилена/кислорода 75/90 л/час Наконечник №2 — толщина свариваемого металла 1 — 3 мм — средний расход ацетилена/кислорода 150/180 л/час Наконечник №3 — толщина свариваемого металла 2 — 4 мм — средний расход ацетилена/кислорода 260/300 л/час

Важно знать и помнить, что ацетиленовые горелки не могут устойчиво работать на пропане, и для сварки, пайки, нагрева деталей пропан-кислородным пламенем необходимо применять горелки типа ГЗУ и прочие, специально предназначенные для работы на пропан-бутане.

Необходимо учитывать, что сварка пропан-кислородным пламенем дает худшие характеристики шва, чем сварка на ацетилене или электросварка, и поэтому к ней следует прибегать только в исключительных случаях, а вот пайка или нагрев на пропане могут быть даже более комфортны, чем на ацетилене. Характеристики пропан-кислородных горелок, в зависимости от установленного наконечника, следующие:

Наконечник №1 — средний расход пропан-бутана/кислорода 50/175 л/час Наконечник №2 — средний расход пропан-бутана/кислорода 100/350 л/час Наконечник №3 — средний расход пропан-бутана/кислорода 200/700 л/час

Для правильной и безопасной работы горелки очень важно установить правильное давление газа на входе в неё. Все современные горелки выполняются инжекторными, т.е. подсос горючего газа в них выполняется струей кислорода, проходящей по центральному каналу инжектора, и поэтому давление кислорода должно быть выше давления горючего газа. Обычно устанавливают следующее давление:

Давление кислорода на входе в горелку — 3 кгс/см2 Давление ацетилена или пропана на входе в горелку — 1 кгс/см2

Инжекторные горелки наиболее устойчивы к обратному удару пламени и рекомендуется использовать именно их. В старых, безинжекторных горелках, давление кислорода и горючего газа устанавливается равным, в силу чего развитие обратного удара пламени облегчается, это делает такую горелку более опасной, особенно для начинающих газосварщиков, которые часто умудряются макнуть мундштук горелки в сварочную ванну, что чрезвычайно опасно.

Также следует всегда соблюдать правильную последовательность открывания/закрывания вентилей горелки при её зажигании/гашении. При зажигании первым всегда открывается кислород, потом горючий газ. При гашении сначала закрывается горючий газ, а потом кислород. Учтите, что при гашении горелки в такой последовательности может происходить хлопок — не бойтесь, это нормально.

Обязательно нужно правильно выставлять соотношение газов в пламени горелки. При правильном соотношении горючего газа и кислорода ядро пламени (небольшая яркая светящаяся область прямо у мундштука) жирное, густое, четко очерчено, не имеет вокруг вуали в пламени факела.

При избытке горючего газа вокруг ядра будет вуаль. При избытке кислорода ядро станет бледным, острым, колючим. Чтоб правильно выставить состав пламени сначала дайте избыток горючего газа, чтоб появилась вуаль вокруг ядра, и потом плавно добавляйте кислород или убирайте горючий газ до момента, когда вуаль полностью исчезнет, и тут же прекращайте крутить вентили, это и будет оптимальное сварочное пламя.

Не стоит путать сварочную горелку и газовый резак. Сварочные горелки имеют два вентиля, а газовый резак — три вентиля. Два вентиля газового резака отвечают за подогревающее пламя, а третий дополнительный вентиль открывает струю режущего кислорода, который, проходя по центральному каналу мундштука, заставляет металл гореть в зоне реза.

Важно понимать, что газовый резак режет не выплавлением металла из зоны реза, а его выжиганием с последующим удалением шлака динамическим воздействием струи режущего кислорода. Для того, чтобы разрезать газовым резаком металл, необходимо зажечь подогревающее пламя, действуя также, как в случае зажигания сварочной горелки, поднести резак к краю реза, нагреть небольшой локальный участок металла до красного свечения и резко открыть кран режущего кислорода.

После того, как металл загорится и начнет образовываться рез, резак начинают перемещать в соответствии с необходимой траекторией реза. По окончании реза кран режущего кислорода обязательно закрывают, оставляя только подогревающее пламя. Рез всегда нужно начинать только с края, но если есть острая необходимость начать рез не с края, а с середины, то не стоит «пробивать» металл резаком, лучше просверлить сквозное отверстие и начать резку от него, это намного безопаснее.

Некоторые сварщики-акробаты умудряются резать металл небольшой толщины обычными сварочными горелками, ловко манипулируя вентилем горючего газа, периодически перекрывая его и оставляя чистый кислород, а потом снова зажигая горелку о горячий металл, и хотя видеть такое можно достаточно часто, стоит предупредить, что делать это опасно, а качество реза получается низкое.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Баллоны должны изготовляться в соответствии с требованиями
настоящего стандарта и «Правил устройства и безопасной эксплуатации
сосудов, работающих под давлением», утвержденных Госгортехнадзором СССР
по рабочим чертежам, утвержденным- в установленном порядке.(Измененная редакция, Изм. N 4).

2.la. Баллоны должны изготовляться из труб, прошедших ультразвуковой
контроль сплошности металла.

Примечание. Требование п. 2.1а вводят с 01.01.89.(Введен
дополнительно, Изм. N 4).

2.2. Механические свойства материала баллонов должны соответствовать
указанным в табл. 3.

Таблица 3
Наименование свойствИз углеродистой сталиИз легированной стали
Временное сопротивление 6в, Н/мм2 (кгс/мм2), не менее638 (65)883 (90)
Предел текучести Ов, Н/мм2 (кгс/мм2), не менее373 (38)687 (70)
Относительное удлинение бз, °/о, не менее1.510
Ударная вязкость KCU, Дж/см2 (кгс-м/см2), не менее, при 20°С29,4 (3)98,1 (10)

(Измененная редакция, Изм. N 4).

2.3. Материалы корпусов вентилей баллонов в зависимости от
наполняемого газа, а также направление резьбы бокового штуцера указаны в приложении. Боковые штуцера вентилей для ядовитых и горючих газов
должны быть снабжены заглушками.(Измененная редакция, Изм. N 1, 4).

2.4. Наружная и внутренняя поверхности баллонов должны быть без плен, раковин, закатов, трещин.Углубления, риски, следы от окалины или
инструмента, уплотненные и раскрытые морщины на внутренней поверхности
горловин и днищ и другие незначительные дефекты не должны выводить.
толщину стенки за наименьшие значения, указанные в табл. 1.(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.5. Резьба горловины баллонов должна изготовляться в соответствии с
ГОСТ 9909-81, при этом:

  • наружный диаметр резьбы в плоскости торца должен быть:
    • для баллонов малого объема- 19,2 мм, . для баллонов среднего объема — 27,8 мм,
    • для баллонов среднего объема (ацетиленовых)-30,3 мм;
  • количество ниток с полным профилем должно быть не менее 8, а
    для баллонов малого объема — не менее 7;
  • на вентиле, ввинченном в горловину баллона, должно оставаться 2-5
    запасных ниток;
  • установка вентилей должна производиться с применением уплотнителя.

2.6. По заказу потребителей баллоны могут изготовляться с
согласованными размерами наружного диаметра горловины.

2.7. На горловине баллонов с предохранительными колпаками должно быть надежно закреплено стальное кольцо.

2.8. Кольца и предохранительные колпаки должны быть взаимозаменяемы.

2.9. В резьбе колец и колпаков не более чем на одной трети общего
количества ниток допускаются местные незначительные-надрывы и
выщербления длиной не более одной трети длины окружности.

2.10. Башмаки, изготовляемые из отрезка стальной трубы,. должны быть
плотно насажены на баллоны с зазором между опорной плоскостью башмака и
днищем баллона не менее 10 мм.

2.11. Вентили баллонов, предназначенных для жидкого хлора,. должны
быть снабжены стальной сифонной трубкой, длина которой должна
соответствовать указанной в табл. 4. ‘

Таблица 4
Объем баллона, л2025324050
Длина трубки, мм, не более675825104512751575

2.12. Перед ввинчиванием вентилей или установкой в горловины пробок
внутренняя поверхность баллонов должна быть очищена от стружки и
отстающей окалины. Допускается тонкий прочий слой окислов, полученный
при нормализации, а также отдельные пятна, вызванные способом очистки
баллонов.

2.13. Баллоны для кислорода или водорода должны быть обезжирены, а
без вентилей должны дополнительно обезжириваться у заказчика. В баллонах не допускается наличие воды и грязи..(Измененная редакция, Изм. N
2).

2.14. Баллоны должны быть окрашены снаружи масляной, эмалевой или
нитрокраской. Клейма после окраски должны быть отчетливо видны. По
требованию заказчика баллоны могут не окрашиваться.

2.15. Баллоны должны комплектоваться следующими деталями:

  • а) баллоны малого объема-вентилями, а по заказу потребителя-без
    вентилей;
  • б) баллоны среднего объема для ацетилена — кольцами, кол-лаками и
    башмаками;
  • в) баллоны среднего объема для аммиака, хлора, фосфена,
    псевдобутилена, сернистого ангидрида — вентилями, кольцами и колпаками;
  • г) баллоны среднего объема за исключением баллонов, указанных в
    подпунктах б и в, вентилями, кольцами, колпаками и башмаками.

Допускается по заказу потребителя комплектование баллонов отдельными
деталями.

МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

5.1. Маркировку баллонов осуществляют в соответствии с требованиями
«Правил устройства и безопасной эксплуатация сосудов, работающих под
Давлением».Дополнительно наносят данные по виду термообработки:

  • N — нормализация;
  • V — закалка с отпуском.

Примечание. До 01.01.89 указывают номинальный объем баллона.

5.2. Надписи на баллонах и их окраску производят в соответствии с
«Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под
давлением» и табл. 5.

5.3. Баллоны, транспортируемые без вентилей, должны быть
‘предохранены от загрязнения полиэтиленовыми или капроновыми пробками.

5.4. Баллоны малого объема транспортируют’в
контейнерах,-изготовленных по ГОСТ 18477-79, без упаковки. При
повагонной отправке в крытых вагонах баллоны малого объема
транспортируют упакованными в ящики по ГОСТ 2991-85 (тип III-1) массой
груза не более 200 кг или укладывают в штабеля до полной вместимости
вагона.

Размеры ящиков по нормативно-технической документации в
соответствии с требованиями ГОСТ 21140-88;Баллоны среднего объема
транспортируют без упаковки в. крытых вагонах, полувагонах или
контейнерах, изготовленных по ГОСТ 18477-79.Допускается
транспортировать баллоны в многооборотных средствах пакетирования в
полувагонах или пакетами в спецвагонах.

Таблица 5
Наименование газаОкраска баллоновТекст надписиЦвет надписиЦвет полосы
АзотЧернаяАзотЖелтыйКоричневый
АммиакЖелтаяАммиакЧерный
Аргон сыройЧернаяАргон сыройБелыйБелый
Аргон техническийЧернаяАргон техническийСинийСиний
Аргон чистыйСераяАргон чистыйЗеленыйЗеленый
АцетиленБелаяАцетиленКрасный
БутанКраснаяБутанБелый
БутиленКраснаяБутиленЖелтыйЧерный
ВодородТемно-зеленаяВодородКрасный
ВоздухЧернаяСжатый воздухБелый
ГелийКоричневаяГелийБелый
Закись азотаСераяЗакись азотаЧерный
КислородГолубаяКислородЧерный-=-
Кислород медицинскийГолубаяКислород медицинскийЧерный
НефтегазСераяНефтегазКрасный
СероводородБелаяСероводородКрасныйКрасный
Сернистый ангидридЧернаяСернистый ангидридБелыйЖелтый
УглекислотаЧернаяУглекислотаЖелтый
ФосгенЗащитнаяКрасный
ХладоныАлюминиевая или светло-сераяR (с указанием его номера)Черный
ХлорЗащитнаяЗеленый
ЦиклопропанОранжеваяЦиклопропанЧерный
ЭтиленФиолетоваяЭтиленКрасный
Все другие горючие газыКраснаяНаименование газаБелый
Все другие негорючие газыЧернаяНаименование газаЖелтый

5.1; 5.2. (Измененная редакция, Изм. N 4).

Схема размещения и крепления баллонов на транспортных средствах
должна соответствовать требованиям «Технических условий погрузки и
крепления грузов», утвержденных МПС.(Измененная редакция, Изм. N 4).

5.4а. На одной из боковых сторон каждого ящика должна быть нанесена
транспортная маркировка, включающая основные, дополнительные и
информационные надписи по ГОСТ 14192-77.(Введен дополнительно, Изм. N 4).

5.5. Баллоны транспортируют транспортом всех видов в соответствии с
правилами, действующими на каждом виде.

5.6. Каждая партия баллонов должна сопровождаться документом о
качестве, удостоверяющим соответствие баллонов требованиям настоящего
стандарта, в котором должно быть указано:

  • наименование предприятия-изготовителя и его место нахождения (город
    или условный адрес);
  • условное обозначение изделия;
  • количество баллонов и их номера;
  • результаты гидравлического и пневматического испытаний;
  • обозначение настоящего стандарта.

5.5; 5.6. (Измененная редакция, Изм. N4).

5.7. Хранение баллонов-по группе Ж2 ГОСТ 15150-69.

5.8. На каждый баллон, которому в установленном порядке присвоен
государственный Знак качества, и сертификат должно-быть нанесено
изображение государственного Знака качества в. порядке, установленном
Госстандартом.(Введен дополнительно, Изм. N 3).

Можно ли использовать баллон от воздуха для углекислоты?

6 часов назад, Koly@n сказал:

если сразу, то варит нормально, а потом шов начинает пузыриться и треск. Спецы говорят; «Углекислый газ кончился«. Но в баллоне 5 очков! И при нажатии на курок шипение нормальное! И что интересно: после перерыва в 15-20 минут шов опять нормальный. На выходном манометре около 0.3, Вдвоём настраивали расход — вроде нормально должно быть

Шо то я не допонял:wacko:  Что за 5 очков? 

Собстно давай сначала

Что за редуктор? Редуктор для углекислоты должен быть с подогревом :acute:естественный процес , что он обмерзает и чудит. На крайняк,  (особенно если редуктор мелкий,  особенно если китайский,) нужно одеть на него жестяную банку с лампочкой (не светодиодной :classic_biggrin:

Что значит 0,3 на выходе . Для измерения расхода газа используется  ротаметры… гы но я ни чего не использую,  на щеку оно привычней :rolf:

Ну и огнетушителем не получится, у него трубка до дна , ну и маленький, ещё и будет обмерзать и сам баллон

§

9 часов назад, Koly@n сказал:

Редуктор БКО-50 ЗАО ПО «Джет» — мне его продали

Ну редуктор мелкий,  для кислорода не бяды, а для кислоты не очень ..Здоровенные старые советские ведут себя адекватней, а ещё лучше, поставить последовательно 2, этот можно крайним … длинна шлангов тоже может играть плохую службу,  из за остывания  мелкого редуктора, в шланги попадает не до испаренный газ( в баллоне жидкость) в шлангах газ испаряется, и при нажатии на курок происходит так называемый пшик… количество газа  не пропорционально увеличиватся, избыток газа тоже не есть гут, как и недостаток…в холодное время года ситуация станет ещё более не предсказуемой.

Если обьемы сварки не промышленные , может имеет смысл перейти на смесь?

§

Резьба на вентиле баллона

Святогор 22.01.2008 — 23:12

Метчик для нарезания резьбы в металле.

Слушай ты мне великую тайну открыл, чесное слово не догадывался!

[QUOTE][B]И так, уж коли вы не дружите с технической литературой,

???????????????????????

1.Наружний диаметр резьбы(с точностью до десятых долей миллиметра)?

Ктобы мне стандартный балон показал с резьбой выполненной до этих самых тысячных

2.Шаг резьбы(замерянный резьбомером).У меня сложилось мнение что дюймовым резьбомером(для резьбы с углом профиля 55 ни кто не мерил. Хочется узнать какой вам понятен шаг.

1 О том какие дюймовые резьбы бывают, я знаю прекрано по роду своего занятия, и наю, что порой и зачасту в некоторых областя производители отходят от стандартных резьб (дабы очумелые ручки не лезли, а покупали то, что нужно) у меня уже почти сложилось такое впечатление что и здесь я имею нечто подобное. Уже непоню довновато было мерил по метчику шаг совпадает, а сделаешь гайку то х… длиный то рубашка короткая пепребрали всю кладовую инстр. завода больше нет ничего подходящего. По резьбомеру ты можешь сравнить шаг, но какой метчик брать? Дюймовые резьбы есть и мелко резьбовые!

ibik 23.01.2008 — 12:38

Мне неизвестно, какая резьба на баллоне, однако скажу следующее.
Когда мне изготавливали зарядную станцию под баллон вд 7 литровый точили накидную гайку 5/8
Мне токарь сказал -принести ему баллон. ??? Потому, что при вытачивании резьбы 5/8 на токарнике с
соблюдением всех допусков, указанных в справочнике ( так у них было неоднократно)
гайка не подходила все равно, как он мне объяснил
Вот токарь при вытачивании моей гайки примерял её к вентилю- т к она первоначально как и предполагалось, не завинчивалась.
Снимать металл пришлось ещё, как обычно. Примеряли пару раз, чтобы резьбу не прослабить.
Неумелые токари там работают, или резцы у них «не той системы», или ошибка в справочнике, или стандарт » изменился»-не знаю.
Но это происходит у них всякий раз, когда точат подобные резьбы на газовых баллонах

AndDont 21.02.2008 — 20:01

Если есть конкретный ответ по конкретному вопросу ответьте пожалуйста.

Резьба на баллонах специальная и ГОСТ есть, в твоем случае резьба
W21.8х14/1″. Угол 55 градусов, наружный диаметр 21.8 мм, 14 ниток на 1 дюйм, то есть шаг 1,814 мм.
Поэтому трубная резьба G1/2″ и G5/8″ не подходит хотя угол тоже 55 градусов, там диаметры другие. В обычных машиностроительных и конструкторских справочниках ее нет, поэтому почти все токаря про нее не знают и мучаются и требуют баллоны для подгонки в ручную. У меня есть метчик под эту резьбу, только с левой резьбой.
Кстати на самих баллонах может быть коническая резьба W27,8х14/1″ ГОСТ (Резьба коническая для вентилей и баллонов для газов ГОСТ 9909-81). В справочнике Анурьева 2006 года издания она уже есть, или в инете смотрите. Ну вроде все.

maxxxus 21.02.2008 — 20:06

AndDont

Резьба на баллонах специальная и ГОСТ есть, в твоем случае резьба
W21.8х14/1″. Угол 55 градусов, наружный диаметр 21.8 мм, 14 ниток на 1 дюйм, то есть шаг 1,814 мм.
Поэтому трубная резьба G1/2″ и G5/8″ не подходит хотя угол тоже 55 градусов, там диаметры другие. В обычных машиностроительных и конструкторских справочниках ее нет, поэтому почти все токаря про нее не знают и мучаются и требуют баллоны для подгонки в ручную. У меня есть метчик под эту резьбу, только с левой резьбой.
Кстати на самих баллонах может быть коническая резьба W27,8х14/1″ ГОСТ (Резьба коническая для вентилей и баллонов для газов ГОСТ 9909-81). В справочнике Анурьева 2006 года издания она уже есть, или в инете смотрите. Ну вроде все.

Примного благодарен!

Сколько баллонов можно перевозить без оформления специальных разрешительных документов

Правила перевозки газов автомобильным транспортом регламентируются Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (ПОГАТ), которые в свою очередь согласуются с требованиями Европейского соглашения о международной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).

В пункте ПОГАТ 1.2 указывается, что «Действия Правил не распространяются на … перевозки ограниченного количества опасных веществ на одном транспортном средстве, перевозку которых можно считать как перевозку неопасного груза. Ограниченное количество опасных грузов определяется в требованиях по безопасной перевозке конкретного вида опасного груза.

Согласно ДОПОГ, все газы относятся ко второму классу опасных веществ, при этом разные газы могут иметь различные опасные свойства: A — удушающие газы, O — окисляющие вещества, F — легковоспламеняющиеся вещества. Удушающие и окисляющие газы отностся к третьей транспортной категории, а легковоспламеняющиеся — ко второй.

Максимальное количество опасного груза, перевозка которого не подпадает под Правила, указывается в ДОПОГ п.1.1.3.6, и составляет 1000 единиц для третьей транспортной категории (классов 2A и 2O), а для второй транспортной категории (класса 2F) максимальнное количество составляяет 333 единицы. Для газов под одной единицей понимается 1 литр вместимости сосуда, либо 1 кг сжиженного или растворенного газа.

Таким образом, согласно ПОГАТ и ДОПОГ, на автомобиле можно свободно перевозить следующее количество баллонов: кислород, аргон, азот, гелий и сварочные смеси — 24 баллона по 40 литров; углекислота — 41 баллон по 40 литров; пропан — 15 баллонов по 50 литров, ацетилен — 18 баллонов по 40 литров. (Примечание: ацетилен хранится в баллонах растворенным в ацетоне, и каждый баллон, помимо газа, содержит 12,5 кг такого же горючего ацетона, что учтено при расчетах.)

При совместной перевозке различных газов следует руководствоваться ДОПОГ п. 1.1.3.6.4: «Если в одной и той же транспортной единице перевозятся опасные грузы, относящиеся к разным транспортным категориям, сумма количества веществ и изделий транспортной категории 2, помноженного на «3», и количества веществ и изделий транспортной категории 3 не должна превышать 1000 единиц».

Также в ДОПОГ п. 1.1.3.1 содержится указание, что: «Положения ДОПОГ не применяются … к перевозке опасных грузов частными лицами, когда эти грузы упакованы для розничной продажи и предназначены для их личного потребления, использования в быту, досуга или спорта, при условии, что приняты меры для предотвращения любой утечки содержимого в обычных условиях перевозки».

Дополнительно имеется разъяснение ДОБДД МВД России от 26.07.2006 г. исх. 13/2-121, в соответствии с которым «Перевозку аргона сжатого, ацетилена растворенного, кислорода сжатого и пропана, находящихся в баллонах емкостью по 50 л. без соблюдения требований Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, возможно осуществлять на одной транспортной единице в следующих количествах: ацетилен растворенный или пропан — не более 6 баллонов, аргон или кислород сжатые — не более 20 баллонов.

В случае совместной перевозки двух из указанных опасных грузов возможны следующие соотношения по количеству баллонов: 1 баллон с ацетиленом и 17 баллонов с кислородом или аргоном; 2 и 14; 3 и 11; 4 и 8; 5 и 5; 6 и 2. Такие же соотношения возможны в случае перевозки пропана и кислорода или аргона сжатых.

Исходя из вышеизложенного, рекомендуется руководствоваться указанием ДОБДД МВД России от 26.07.2006 г. исх. 13/2-121, там разрешается меньше всего и прямо указывается количество, чего можно и как. В этом указании конечно забыли про углекислоту, но всегда можно сказать, что она равна аргону, сотрудники ГИБДД как правило не являются великими химиками и им этого хватает.

Помните, что ПОГАТ / ДОПОГ тут полностью на вашей строне, углекислоты по ним можно перевозить даже больше, чем аргона. Правда по-любому будет за вами. На 2022 год автору известно как минимум о 4 выигранных судебных процессах против ГИБДД, когда людей пытались наказать за перевозку меньшего количества баллонов, чем подпадает под ПОГАТ / ДОПОГ.

Технические газы, баллоны и с чем их едят

Морнинг, комарадос!!!

Вот и прошел год с выхода моего последнего поста «по делу». Что могу сказать, многое произошло, поменял работу, мастерская разбухла аж до трех гаражей, была сделана целая куча крутых и интересных штук, но об этом позже.

Раз уж ковид плотно закрыл меня в квартире пора выполнять обещания.

Как-то при обсуждении расположения баллонов с газом в моей мастерской, обещал уделить этому внимание (#comment_142672750), и вот не прошло и трех лет))

Господа, @Mattew89, @nsn57@spudi90, подтягивайтесь, будем обсуждать!

Предвижу срач, именно по этому ВНИМАНИЕ!!! ВОРНИНГ!!! АХТУНГ!!!

Все что будет написано дальше является исключительно моим мнением. Почему в данном вопросе я могу иметь свое мнение… Во-первых в постоянном использовании у меня находится семь баллонов разного объема, давления и содержания. Во-вторых я несколько лет проработал в руководящей инженерной должности на предприятии, занимающемся изготовлением этих самых газов. Что-то да я в этом понимаю (но это не точно).

Важно! Я не пытаюсь никого учить, к чему-то подталкивать, тем более не пытаюсь навязать свое мнение. Этот пост преследует больше развлекательную цель как для профессионалов, сталкивающихся с газами ежедневно, так и для обывателей, которым интересно, зачем баллон при продаже кваса и почему кислород не горит.

С удовольствием подискутирую с понимающими и не очень в вопросе людьми, ведь в споре рождается истина)))

Итак… Вроде бы для старта все что хотел сказал, приступим.

О чем это все я… Хотелось бы поговорить о максимально распространенных газах различного применения, ибо так или иначе все мы с ними сталкиваемся.

Начнем с газов негорючих, среди них можно выделить четыре основных. Это кислород, азот, аргон и углекислый газ (с его названием как правило никто не заморачивается, называя его углекислота, либо просто кислота).

Собственно кислород.

Дабы не растягивать, основные факты:

Молекула O2

В воздухе 21%

Не имеет цвета, вкуса, запаха и совести (но об этом через минуту).

Крайне важен в процессах жизнедеятельности и бла-бла-бла…….

Думаю, в школе все учились и прекрасно все это знают.

Основное свойство и предназначение этого газа — окислять. Эта бессовестная тварь вступает в химическую реакцию практически со всем подряд, оставляя после себя только гору оксидов.

Так вот, сгнил любимый забор? Вопросы к кислороду!

Картофель поменял цвет? Вопросы туда же!

Сгорела баня? Без кислорода не сгорела бы!

Бессовестный кислород! Не нравится он вам? Попробуйте не дышать))

В промышленности его получают из воздуха, путем отделения его молекул от остальных через специальные вещества, либо криогенным способом, путем сжижения воздуха и разделения его путем ректификации (как в самогонном аппарате).

Как правило простой обыватель встречается с кислородом в виде газа в баллоне. Вот в таком.

Да ладно, шучу, как правило баллон выглядит вот так:

Если говорить о стандарте, к которому все привыкли, то это 40/150, то есть объем баллона 40 литров с давлением внутри 150 кгс/см2. Однако существуют и другие стандарты баллонов, например 10/150, 20/150 или же 50/200.

Для чего же применяется этот самый кислород…

В медицине — для обогащения дыхательных газовых смесей в наркозной аппаратуре, для профилактики заболеваний в виде кислородных коктейлей;

В пищевой промышленности — зарегистрирован в качестве пищевой добавки Е948, как пропеллент и упаковочный газ;

В сельском хозяйстве — для изготовления кислородных коктейлей , для прибавки в весе животных, для обогащения кислородом водной среды в рыбоводстве;

Для сварки и газорезки металлов.

Но не весь кислород одинаков… Основным критерием его качества является содержание кислорода в кислороде)) для сломавших мозг поясняю)) сколько чистого О2 находится в том, что в баллоне, и сколько в нем примесей всего остального.

Самый простой кислород имеет первый сорт. Объемная доля кислорода в нем не менее 99,7%.

Также существует кислород медицинский (реаниматологи внимательно) в нем объемная доля кислорода не менее 99,5%. То бишь по стандартам сварщик Вася режет канализационную трубу более чистым кислородом, чем дышит пациент во время операции. Однако для медицинского кислорода регламентируется объемная доля двуокиси углерода (не более 0,01%), а также окиси углерода, кислот, озона и прочих окислителей.

С точки зрения стандартов все выглядит так, однако при криогенном способе получения кислорода, что кислород первого сорта, что кислород медицинский имеют абсолютно одинаковый состав)) при этом и Вася доволен, ибо кислород чистый и пациенту нормально, кислород по трубкам чистый да и доктор-анестезиолог кайфушки добавил))

Однако у этих двух видов газа есть более чистый собрат, кислород повышенной чистоты. Объемная доля кислорода в нем не менее 99,95%. Этот газ интересен владельцам точного оборудования, которое требует газ такой чистоты и на «первом сорте» работать отказывается наотрез.

Вот в общем-то и все, что нужно знать о кислороде в первом приближении.

Следующим достаточно распространенным газом является азот.

Также основные факты:

Молекула N2

В воздухе 78%

Не имеет цвета, вкуса, запаха.

В отличие от бессовестного кислорода азот наоборот является инертным газом. Проще говоря, он ленивый ему впадлу. Влом ему вступать в реакции со всем подряд, условия ему нужны видите ли…

Именно поэтому азот предназначен для создания инертной атмосферы при производстве, хранении и транспортировании легко окисляемых продуктов, при высокотемпературных процессах обработки металлов, не взаимодействующих с азотом, для консервации замкнутых металлических сосудов и трубопроводов.

Проще говоря, не хотите, чтобы любимое яблочко потемнело на воздухе? Суйте его в пакет с азотом))

В жизни простой обыватель встречается с азотом в виде такого же газа в баллоне, только другого цвета (скоро и об этом поговорим).

Стандарты баллонов такие же как и для кислорода.

По чистоте все что имеет объемную долю ниже 99,999% можно смело называть словом «шмурдяк», ибо свои инертные функции оно выполнять не будет.

У азота есть благородный инертный бро. Зовут его аргон.

Молекула Ar

В воздухе 0,9%

Не имеет цвета, вкуса, запаха.

Этот товарищ еще ленивее. Заставить его прореагировать это та еще задачка))

Для чего используется?

В качестве защитной среды при сварке, как металлов, так и неметаллов, резке и плавке активных и редких металлов и сплавов;

В аргоновых лазерах;

В лампах накаливания и при заполнении внутреннего пространства стеклопакетов;

В качестве огнетушащего вещества в газовых установках пожаротушения;

В медицине во время операций для очистки воздуха и разрезов, т.к. аргон не образует химических соединений при комнатной температуре;

В пищевой промышленности аргон зарегистрирован в качестве пищевой добавки Е938 в качестве пропеллента и упаковочного газа.

Как вы уже поняли достаточно специфический газ со свои специфическим применением.

По «чистоте»… объемная доля не менее 99,998%

По баллонам и стандартам все то же самое.

Отдельно хочется поговорить о углекислом газе он же углекислота.

Молекула CO2

В воздухе содержится по разному, предельная концентрация 9г/м3

Не имеет цвета, вкуса, запаха.

Сфера использования углекислоты достаточна обширна. Чаще всего CO2 применяется в пищевой отрасли, где помогает сохранности продуктов в течение длительного срока. Еще углекислота помогает при очищении и освежении воды, производстве упаковки для пищевых продуктов, газировании напитков, заморозке и охлаждении продуктов питания.

Двуокись углерода часто используется при тушении пожаров, для медицинских нужд, в лазерных технологиях, производстве сельскохозяйственной продукции. В химической отрасли углекислота входит в газовые смеси как один из компонентов.

Именно этот баллон стоит в пивном ларьке рядом с кегой, именно этот газ находится в упаковке с вашими любимыми сосисками, именно эти гранулы не стоит высыпать в бассейн((

Как правило фасуется в такие же баллоны с такими же стандартами.

И вот когда мы знаем, с чем имеем дело, думаю, стоит поговорить о технике безопасности.

Существует ГОСТ 26460-85. Называется он «Продукты разделения воздуха. Газы. Криопродукты. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение».

Что в нем есть важное…

Во-первых цвет…

Думаю, вы обратили внимание, что баллон с кислородом синий… Так вот у каждого газа свой цвет баллона.

С синим кислородом разобрались. Аргон всегда серый. Азот, углекислота и часть инертных газов черные. Все вроде бы просто.

Обязательно на каждом баллоне должна быть надпись, рассказывающая, что у баллона внутри.

Далее посмотрим в верхнюю часть баллона. Тут находится паспорт. На нем выбита вся необходимая информация.

Вот! Нашел правильную картинку.

Теперь о хранении и эксплуатации.

Чего мы хотим меньше всего при использовании и хранении баллона?

Конечно этого:

Все, думаю, хоть раз на просторах интернета видели, как взрываются эти самые баллоны. Согласитесь, такое себе…

Что может стать причиной взрыва?

Обратимся к правилам безопасной эксплуатации, там много интересного.

1. Повреждение корпуса баллона в случае его падения или удара до нему.

Тут все правда, однако можно внести несколько оговорок. Самой хрупкой частью любого баллона является латунный вентиль, именно поэтому транспортировка баллонов разрешается только с использованием защитного колпака. Сам баллон имеет достаточно толстую стенку и особо ничего не боится. Матвеев все детально показал тут:

https://www.youtube.com/watch?v=BjtxZcJcU7o

А вот с вентилем нужно быть осторожным:

2. Повышение температуры газа в баллоне, приводящее к росту давления и разрыву баллона.

Ну тут нужно порядочно погреть баллон, при этом убедиться, что греть вы собрались баллон полный, ибо испытательное давление для баллона на 150 атмосфер равняется 225 атмосфер, соответственно 225 он держит длительное время и без проблем. Об этом ребята много говорили тут:

https://www.youtube.com/watch?v=CtQHANo12Dw

3. Попадание масла и других жировых веществ во внутреннюю полость вентилей кислородных баллонов.

Тут я согласен полностью, однако стоит развеять один миф. Многие думают, что кислород масло=бигбадабум! Да, но далеко не всегда. Сколько раз я слышал эту фразу от людей и никто ни разу не упомянул, что для бубуха нужна либо искра (хотя тоже не гарантирует бубух), либо ДАВЛЕНИЕ! Опять же Матвеев все подробно объяснил тут:

https://www.youtube.com/watch?v=NGmUgYFpfzc

Соответственно. Если вы хотите навернуть промасленный редуктор на баллон с кислородом, убедитесь, что вы один и обувь у вас прочно примотана к ногам, ибо искать обувь и ноги отдельно — процесс утомительный. Но если искать ноги неохота, то все кислороднесущие магистрали, работающие под давлением должны быть должным образом ОБЕЗЖИРЕНЫ!!!

Далее идет достаточно важный пункт:

4. Загрязнение баллонов с горючими газами кислородом.

Тут все в принципе ясно, если в закрытом объеме собрать смесь из какой-либо горючки и кислорода, будет следующее:

Здесь все произошло специально в маленьком объеме и пластиковой таре. В случае со стальным баллоном, думаю, автор видео так бы не смеялся…

Железное правило: НЕ ИСПОЛЬЗУЙ БАЛЛОН ДО КОНЦА!

В разных источниках встречал величину минимального неснижаемого давления от 0,5 до 5 атмосфер. На некоторых заморских баллонах даже устанавливаются вентили с клапаном, который предотвращает падение давление ниже минимального.

И правило №2: ИСПОЛЬЗУЙ ЗАЩИТНЫЕ ОБРАТНЫЕ КЛАПАНА! Ну тут все и без комментариев понятно.

В принципе для непрофессиональной эксплуатации и понимания вопроса этого достаточно.

Резюмируем.

1. Видим баллон, смотрим на цвет, надпись, паспорт. Понимаем, что внутри.

2. Переносим, перевозим без истерики, но осторожно. Стараемся не ронять (я пару раз ронял).

3. Бережем вентиль (я, если что про баллон).

4. Не пытаемся погреть баллон в костре, но если на него попадет небольшое количество искр от болгарки — это не повод начинать биться в истерике.

5. Не даем кислороду контактировать с маслом, но при этом не пытаемся отнести баллон от промасленной ветоши на два километра.

6. Не мешаем горючие газы с кислородом в закрытом объеме.

7. Применяем защитную арматуру.

8. Руководствуемся здравым смыслом!

Оцените статью
Кислород
Добавить комментарий