- Почему при окислении органических соединений освобождается энергия?
- Введение
- . Гликолиз
- . Гликолиз
- . Гликолиз
- . Гликолиз
- . Брожение
- . Брожение
- . Задания:
- . Задания:
- . Задания:
- . Задания:
- Превращение энергии в организмах
- Реакции окисления и восстановления
- Аккумуляторы энергии
- ГТФ, НАД , НАДФ и ФАД являются акцепторами электронов и атомов водорода. Энергия, запасенная в данных молекулах,
- Этапы энергетического обмена
- Биологическое окисление
- Валентность и окисление
- Виды биологического окисления
- Горение
- Онлайн урок: энергетический обмен по предмету биология 9 класс |
- Охрана атмосферы
- Получение энергии живым организмом
- Понятие о топливе
- Реакция над водой
- Реакция над металлами
- Урок 6. обмен веществ: фотосинтез и биологическое окисление. (гликолиз и цикл кребса) — биология — 10 класс — российская электронная школа
Почему при окислении органических соединений освобождается энергия?
Электроны, входящие в состав
органических соединений, обладают
большим запасом энергии, т.к.
находятся на высоких энергетических
уровнях молекул.
Перемещаясь на более низкий
энергетический уровень своей или
чужой молекулы, электроны
освобождают энергию.
Конечным акцептором электронов
может служить кислород.
Введение
С основной и изначальной точки зрения, окисление – это процесс химического характера, что сопровождается увеличением степени атомарного окисления вещества, которое ему подвергается. Это явление происходит, благодаря передаче электронов от одного атома (восстановителя и донора) до второго (акцептора и окислителя).
Данная терминологическая единица была введена в оборот химии в начале XIX века, а сделал это академик В.М. Севергин для создания обозначения, указывающего на взаимодействие веществ с кислородом из атмосферного воздуха.
В некоторых случаях окисление молекулы сопровождается созданием нестабильности в структуре вещества и приводит к его распаду на молекулы, обладающие большей стабильностью и маленькими размерами. Дело в том, что данный процесс повторяться может на нескольких разных уровнях измельчения.
В химии есть понятие низшей и высшей степени окисления. Это позволяет классифицировать атомы по возможности их проявлять данное свойство. Высшая окислительная степень соответствует номеру группы, в котором находится элемент. Низшая степень, как правило, определяется по соответствию четного и нечетного числа: высшая 8 = низшая 2, высшая 7 = низшая 1.
. Гликолиз
С6Н12О6
глюкоза
2С3Н4О3 4Н Q
пировиноградная
кислота
2НАД 2Н 2е
2НАД . Н
. Гликолиз
Если кислорода в клетке недостаточно, то образуется молочная
кислота.
2С3Н4О3 2НАД . Н 2Н
пировиноградная
кислота
2С3Н6О3 2НАД
молочная кислота
. Гликолиз
Происходит без участия мембран
митохондрий в цитоплазме, может быть
осуществим в пробирке.
Процесс многоступенчатый. Состоит из 10
следующих друг за другом реакций.
Суммарное количество энергии, которое
выделяется при гликолизе, – 200 кДж.
50-60% энергии превращается в энергию
АТФ, остальные 40-50% рассеиваются в виде
теплоты.
Оставшаяся энергия идет на синтез 2-х
молекул АТФ.
. Гликолиз
2АДФ 2Н3РО4
2АТФ 2Н2О
. Брожение
В некоторых организмах (бактериях,
простейших грибах) первый этап
окисления – брожение.
Промежуточные продукты реакций
гликолиза и брожения сходны.
. Брожение
Спиртовое.
Молочнокислое.
Уксусное.
. Задания:
1. На каком этапе энергетического
обмена синтезируются 2 молекулы
АТФ?
1) гликолиза;
2) подготовительного этапа;
3) кислородного этапа;
4) поступления веществ в клетку.
. Задания:
2. Синтез молекул АТФ происходит:
1) в процессе биосинтеза белка;
2) в процессе синтеза крахмала из глюкозы;
3) на подготовительном этапе
энергетического обмена;
4) во время бескислородного этапа
энергетического обмена.
. Задания:
3. На бескислородном этапе
энергетического обмена расщепляются
молекулы:
1) белка до аминокислот;
2) крахмала до глюкозы;
3) глюкозы до пировиноградной кислоты;
4) пировиноградной кислоты до углекислого
газа и воды.
. Задания:
4. Установите соответствие между характеристикой
энергетического обмена веществ и его этапом:
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБМЕНА
ЭТАПЫ ОБМЕНА
1) происходит в цитоплазме;
А) подготовительный
2) происходит в лизосомах;
Б) гликолиз
3) вся освобождаемая энергия
рассеивается в виде тепла;
4) за счет освобождаемой энергии
синтезируются 2 молекулы АТФ;
5) расщепляются биополимеры до мономеров;
6) расщепляется глюкоза до пировиноградной кислоты.
Превращение энергии в организмах
Энергия солнечного света превращается
фототрофами в энергию химических связей
органических веществ.
В клетках гетеротрофных организмов 50-60 %
энергии органических соединений
превращается в митохондриях в энергию АТФ,
остальные 40-50% рассеиваются во внешней
среде в виде теплоты.
Энергия, запасенная в АТФ, выделяется при
ее распаде и затрачивается на процессы
жизнедеятельности.
Реакции окисления и восстановления
Восстановление – присоединение
электронов или атомов водорода
акцептором.
Сопровождается поглощением
энергии.
Окисление – потеря электронов или
атомов водорода донором.
Сопровождается выделением
энергии.
Аккумуляторы энергии
АТФ, ГТФ
НАД – никотинамидадениндинуклеотид:
НАД . Н – восстановленная форма,
НАД – окисленная форма.
НАДФ –
никотинамидадениндинуклеотидфосфат:
НАДФ . Н – восстановленная форма,
НАДФ – окисленная форма.
ФАД – флавинадениндинуклеотид:
ФАД . Н2 – восстановленная форма.
ГТФ, НАД , НАДФ и ФАД являются акцепторами электронов и атомов водорода. Энергия, запасенная в данных молекулах,
ГТФ, НАД НАДФ и ФАД
являются акцепторами электронов и
атомов водорода.
Энергия, запасенная в данных
молекулах, впоследствии
используется для синтеза АТФ.
Этапы энергетического обмена
Подготовительный этап
Расщепление сложных органических веществ до
более простых:
Полисахаридов – до моносахаридов.
Жиров – до глицерина и жирных кислот.
Белков – до аминокислот.
Нуклеиновых кислот – до нуклеотидов.
Гликолиз – бескислородное окисление.
Дыхание – кислородное окисление.
Биологическое окисление
В биологии реакции окисления – это процессы, что в своей совокупности сходятся к изменению степени окисления атомов, участвующих в реакции, а происходит это благодаря электронному распределению между взаимодействующими компонентами.
Первое предположение о том, что во всех живых организмах протекают сложнейшие хим. реакции, было выдвинуто в восемнадцатом столетии. Изучал проблему химик из Франции А. Лавуазье. Он обратил внимание на то, что протекание горения и окисления в биологии являются схожими друг с другом.
Учеными было совершено исследование пути кислорода, что был поглощен живом существом вследствие дыхания. Они сообщили, что данные процессы окисления – это аналогичные процессы, протекающие с разной скоростью. Он заострил внимание на процессе разложения, в основе которого, как оказалось, лежит явление взаимодействия молекулы кислорода (окислителя) с органическим веществом, включающим в себя атомы углерода и/или водорода. Вследствие разложения происходит абсолютная трансформация вещества.
Оставались моменты процесса, которые ученые не могли до конца понять, среди которых вопросы:
- По какой причине осуществляется окисление в условиях низкой температуры тела, несмотря на его наличие вне организма, только при высокой температуре.
- По какой причине реакции окисления – это явления, которые не сопровождаются выбросом пламени, а также огромными выбросами высвободившейся энергии.
- Как осуществляется «горение» питательного ряда веществ в теле, если оно на 80% (приблизительно), состоит из жидкости – воды H2O.
Валентность и окисление
Степень окисления – это валентность. Однако между ними существует некоторая разница. Дело в том, что валентностью хим. элемента человек определяет возможность атома установить определенное количество химических связей с другими видами атомов. Это обусловлено наличием у разных типов атома, соответственно, разной возможностью создавать взаимосвязь.
Однако валентность может быть только в ковалентном соединении и образуется благодаря созданию между атомами общей электронной пары. Степень окисления в отличие от валентности является степенью условного заряда, которым обладает атом вещества. Она может быть положительной « », нулевой «0» и отрицательной «-». Также степень окисления предполагает, что все связи в веществе являются ионными.
Виды биологического окисления
В соответствии с условиями среды, в которой происходит окисление, его делят на два вида. Большинство грибков и микроорганизмов энергетические ресурсы получают путем преобразования питательного вещества посредством анаэробного способа. Данная реакция происходит без доступа молекулярного кислорода, а также ее называют гликолизом.
Более сложным способом преобразования веществ питания является аэробная форма биологического окисления или тканевого дыхания. Отсутствие кислорода вызывает неспособность клеток осуществлять окисление для получения энергии, и они гибнут.
Горение
Горение – это процесс окисления. В атмосферном воздухе (а также в среде чистого кислорода) могут поддаваться окислению в форме горения. Примером могут служить разнообразные вещества: простейшие элементы веществ металлов и неметаллов, неорганические и органические соединения.
Однако самым практически значимым является горючее вещество (топливо), среди которых выделяют природные запасы нефти, газов, угля, торфа и т. д. Чаще всего они образуют из сложной смеси углеводородов с малой долей кислорода, серы, азотосодержащих соединений органического типа, а также включениями следового количества прочих элементов.
Онлайн урок: энергетический обмен по предмету биология 9 класс |
Задача 1
В процессе гликолиза в клетках эукариот образовались 120 молекул пировиноградной кислоты (ПВК).
Какое количество молекул глюкозы подверглось расщеплению и сколько молекул АТФ образуется при полном ее окислении? Ответ поясните.
Решение:
1) В процессе гликолиза при расщеплении 1 молекулы глюкозы образуются 2 молекулы пировиноградной кислоты и выделяется энергия, которой хватает на синтез двух молекул АТФ
2) Так как образовалось 120 молекул пировиноградной кислоты, то расщеплению подверглось 120 : 2 = 60 молекул глюкозы
3) При полном окислении в расчете на одну молекулу глюкозы образуется 38 молекул АТФ
4) Следовательно, при полном окислении 60 молекул глюкозы образуются
38 х 60 = 2280 молекул АТФ
Задача 2
Гликолизу подверглись две молекулы глюкозы, окислению только одна.
Определите количество образовавшихся в результате этого процесса молекул АТФ и углекислого газа.
Решение:
Для решения используем уравнения 2 этапа (гликолиза) и 3 этапа (кислородного) энергетического обмена.
1) При гликолизе одной молекулы глюкозы образуются 2 молекулы АТФ
2) По условию задачи гликолизу подверглось 2 молекулы глюкозы:
2х2= 4 молекулы АТФ образовалось
3) При окислении (кислородный этап) из одной молекулы глюкозы образуются 36 молекул АТФ
4) По условию задачи окислению подверглась только одна молекула глюкозы:
1 х 36= 36 молекул АТФ образовалось
5) Таким образом образовалось 4 36 = 40 молекул АТФ
6) Углекислый газ образуется только на 3 этапе, при полном окислении одной молекулы глюкозы образуется 6 молекул СО2
Ответ: образовалось 40 молекул АТФ и 6 молекул СО2
Задача 3
В процессе окислительного фосфорилирования образовалось 1728 молекул АТФ.
Определите, какое количество молекул глюкозы подверглось расщеплению и сколько молекул АТФ образовалось в результате подготовительного и бескислородного этапов катаболизма.
Решение:
1) При окислительном фосфорилировании (третий этап энергетического обмена) из одной молекулы глюкозы образуется 36 молекул АТФ, следовательно, гидролизу подверглось:
1728 : 36 = 48 молекул глюкозы
2) При гликолизе она молекула глюкозы расщепляется до двух молекул пировиноградной кислоты (ПВК) с образованием двух молекул АТФ, следовательно, образовалось:
48 х 2 = 96 молекул АТФ
3) При полном окислении одной молекулы глюкозы образуется 38 молекул АТФ, следовательно, при полном окислении 48 молекул глюкозы образовалось:
48 х 38 = 1824 молекул АТФ (1728 АТФ третьего этапа 96 АТФ второго этапа = 1824)
Задача 4
Сколько молекул АТФ будет синтезировано в клетках в процессе гликолиза, если происходит окисление участка молекулы крахмала, содержащего 50 остатков глюкозы?
Решение:
1) В процессе гликолиза при окислении одной молекулы глюкозы образуется 2молекулы АТФ
2) Из фрагмента молекулы крахмала, содержащего 50 остатков глюкозы в результате гликолиза образуется 100 молекул АТФ (50 х 2 = 100)
Задача 5
В процессе полного расщепления глюкозы образовалось 342 молекулы АТФ.
Сколько молекул глюкозы поверглось расщеплению?
Сколько молекул АТФ образовалось в результате гликолиза?
Объясните полученный результат.
Решение:
1) В результате полного расщепления одной молекулы глюкозы образуется 38 молекул АТФ
2) Расщеплению поверглись 342 : 38 = 9 молекул глюкозы
3) Гликолиз– бескислородный этап катаболизма, в результате которого из одной молекулы глюкозы образуется 2 молекулы АТФ
4) Следовательно, в результате гликолиза образовалось 9 х 2 = 18 молекул АТФ
Задача 6
При беге со средней скоростью мышцы ног расходуют за 1 минуту 24 кДж энергии.
Определите сколько граммов глюкозы израсходуют мышцы ног за 25 минут бега, если кислород доставляется кровью к мышцам в достаточном количестве?
Для сведения: один моль содержит 180 грамм глюкозы, и из этого количества образуется 38 молекул АТФ.
Решение:
1) Определим, сколько всего энергии было израсходовано за 25 минут бега:
25 минут х 24 кДж = 600 кДж энергии
2) Определим сколько молекул АТФ образовалось, учитывая, что 1 молекула АТФ образует 40 кДж энергии:
600 : 40 = 15 молекул АТФ
3) Определим сколько глюкозы было израсходовано. Из условия ясно, что 1 моль глюкозы образует 38 молекул АТФ:
С6Н12О6 6 О2→ 6 СО2 6 Н2О 38 АТФ
Составляем пропорцию:
1 моль (C6H12O6) — 38 (АТФ)
Х моль (C6H12O6) — 15 (АТФ)
Х=1 х 15/38
Х= 0,4 моль (C6H12O6)
4) Определяем, сколько грамм глюкозы содержится в 0,4 молях, для этого опять составляем пропорцию:
1 моль (C6H12O6) = 180 гр
0,4 моль (C6H12O6) = Х гр
Х=180 х 0,4/1
Х = 72 гр (C6H12O6)
Ответ: 71 гр глюкозы израсходуют мышцы при беге продолжительность 25 минут
Охрана атмосферы
В результате деятельности человека происходит загрязнение атмосферы самыми различными веществами, многие из которых ядовиты для человека, животных и растений. Изменение состава атмосферы приводит к ослаблению здоровья населения, снижению продолжительности жизни, распространению болезней.
В состав почти всех известных традиционных видов топлива входят вещества, при сгорании которых образуются не только СО2 и Н2О. При неполном сгорании топлива может образовываться весьма ядовитый угарный газ (СО). Также очень неблагоприятны для человека продукты сгорания соединений, содержащих атомы серы и азота, которыми являются оксиды серы (SO2) и азота (NO, NO2).
Для улучшения качества бензина в него добавляют соединения свинца. При сгорании такого бензина в окружающую среду выбрасывается большое количество ядовитых для человека веществ, содержащих свинец.
На сжигание различных видов топлива потребляется огромное количество кислорода. Так, в течение 1 ч. полета реактивный самолет (рис. 91) потребляет количество кислорода, вырабатываемое лесом площадью 1 га. за месяц.
Смог (рис. 92) — это туман, смешанный с пылью и сажей и содержащий продукты взаимодействия оксидов серы и азота с водой.
Кислотные дожди. Дождевая вода более кислая, чем обычная, так как в ней содержатся вещества, называемые кислотами. Они образуются при взаимодействии оксидов серы и азота с парами воды.
Парниковый эффект (рис. 93) возникает в результате повышения температуры воздуха за счет накопления в атмосфере некоторых газов, называемых парниковыми. Основным парниковым газом является углекислый газ. В результате парникового эффекта повышается температура воздуха в нижних слоях атмосферы, происходит изменение климата, возможны таяния ледников, наводнения.
Поскольку атмосфера у всех народов Земли общая, разные государства предпринимают совместные меры по ее защите от вредных выбросов. Для этого на заводах устанавливаются очистительные установки, совершенствуются системы очистки выхлопных газов автотранспорта, разрабатываются новые экологически чистые производства и виды транспорта.
Уменьшить влияние химических веществ на природу, здоровье людей возможно, только сделав самые тщательные исследования источников и состава ядовитых соединений. Химия как наука позволяет человеку найти пути решения указанных выше проблем охраны атмосферы.
Краткие выводы урока:
- Окисление — химическая реакция, в результате которой атомы кислорода присоединяются к атомам других элементов.
- Топливо — это вещество, которое горит с выделением тепловой энергии.
- Основными видами топлива являются каменные и бурые угли, торф, древесина, нефть и природный газ.
- Сжигание различных видов топлива приводит к таким неблагоприятным последствиям, как смог, кислотные дожди и парниковый эффект.
Получение энергии живым организмом
В биологии окисление – это многосоставное явление:
Из этого следует, что окисление – это процесс, включающий в себя:
- явление отщепления водорода от субстрата, что подвергается окислению (дегидрированию);
- явление отдачи электрона субстратом;
- явление присоединения молекулы кислорода к субстрату.
Понятие о топливе
Процессы горения издавна используются для удовлетворения нужд человека в энергии и тепле.
Топливо — это вещество, которое горит с выделением тепловой энергии.
По агрегатному состоянию топливо бывает твердое, жидкое и газообразное.
Запасы топлива могут быть восполнимыми (древесина, древесный уголь) и невосполнимыми (уголь, торф, нефть).
Каменные и бурые угли. Уголь (рис. 87) является древнейшим источником энергии, с которым знакомо человечество. Он представляет собой полезное ископаемое, которое образовалось из растительного материала на протяжении многих миллионов лет.
Торф. В Беларуси важное значение для бытового отопления и работы небольших предприятий имеет торф (рис. 88). Это топливо, которое образуется без доступа воздуха на низинных болотах из мха сфагнума и другой растительности. В последнее время его спрессовывают с угольной крошкой и получают торфоугольные брикеты, которые также используются как топливо.
Древесина
. Как топливо древесина используется преимущественно на бытовом уровне. Основная масса ее применяется как строительный материал, а также идет на химическую переработку.
Нефть. Источник самых разнообразных жидких видов топлива на Земле — нефть (рис. 89). При ее переработке получают такие важные виды горючего, как бензин, керосин, лигроин, мазут. Эти виды топлива используются в автомобилях и тракторах, реактивных авиационных двигателях, а также на тепловых электростанциях и в системах теплообеспечения жилья и предприятий.
Природный газ. Примерно на 90 % состоит из метана CH4. Использовать его в качестве топлива стали только в XX в. Сегодня наша жизнь немыслима без газопроводов (рис. 90), доставляющих «голубое топливо» в наши квартиры, на ТЭС, ТЭЦ, промышленные предприятия.
Реакция над водой
Более двух млрд лет тому назад, растительные организмы совершили один из важнейших шагов на пути к началу эволюции. Начал формироваться процесс фотосинтеза. Однако изначально подвергались фотоокислению только восстановленные вещества сероводородного типа, что были представлены на земле в крайне малых размерах.
Окисление воды – это процесс, привнесший в атмосферу значительное количество молекулярного кислорода. Это позволило перейти биоэнергетическим процессам на новый аэробный уровень. Это же явление позволило образоваться озоновому экрану, который защищает жизнь на Земле.
Реакция над металлами
Окисление металла – это реакция, в ходе которой посредством взаимодействия элемента из группы металлов и O2, происходит образование окислов (оксидов).
В широком значении – реакция, в которой атом теряет электрон и создает разнообразные соединения, например, вещества хлоридов, сульфидов и т. п. В природном состоянии чаще всего металлы находиться могут лишь в полностью окисленном состоянии (в виде руды).
Именно по этой причине, процесс окисления представлен в виде реакции восстановления различных компонентов соединения. Практически применяемые вещества металлов и их сплавов при взаимодействии с окружающей средой постепенно окисляются – подвергаются коррозии. Процессы окисления металлов происходят, благодаря термодинамическим и кинетическим факторам.
Урок 6. обмен веществ: фотосинтез и биологическое окисление. (гликолиз и цикл кребса) —
биология —
10 класс —
российская электронная школа
Биология, 10 класс
Урок 6. «Обмен веществ: фотосинтез и биологическое окисление (Гликолиз и цикл Кребса)»
3. Перечень вопросов, рассматриваемых в теме;
Урок посвящен изучению процессов обмена веществ в клетке и его роли в синтезе веществ и обеспечении энергией для процессов жизнедеятельности.
4. Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке);
Автотрофы, анаэробный гликолиз, ассимиляция, аэробный гликолиз, биологическое окисление, гетеротрофы, диссимиляция, окислительное фосфорилирование, пласический обмен, световая и темновая фазы фотосинтеза, строма хлоропластов, тилакоиды гран, фотолиз воды, фотосинтез, цикл Кребса, энергетический обмен.
- Автотрофы – организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических.
- анаэробный гликолиз— сложный ферментативный процесс последовательных превращений глюкозы, протекающий в тканях человека и животных без потребления кислорода.
- аэробный гликолиз — процесс окисления глюкозы до пировиноградной кислоты, протекающий в присутствии кислорода
- биологическое окисление— это совокупность окислительно-восстановительных превращений веществ в живых организмах
- гетеротрофы — организмы, использующие для питания готовые органические вещества.
- окислительное фосфорилирование— метаболический путь, при котором энергия, образовавшаяся при окислении питательных веществ, запасается в митохондриях клеток в виде АТФ
- пластический обмен или ассимиляция– биологический синтез сложных веществ из более простых. При этом все реакции идут с использованием энергии.
- Энергетический обмен или диссимиляция– ферментативное расщепление (гидролиз, окисление) сложных органических соединений на простые. Все эти реакции идут с выделением энергии в виде АТФ.
- фотолиз воды — расщепление молекулы воды, в частности в процессе фотосинтеза, при этом образуется кислород, выделяющийся зелеными растениями на свету.
- фотосинтез – процесс превращения зелеными растениями и фотосинтезирующими микроорганизмами неорганических веществ (воды и углекислого газа) в органические за счет солнечной энергии.
5. Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц);
Обязательная литература:
- Учебник «Биология.10-11класс», созданный под редакцией академика Д.К. Беляева и профессора Г.М. Дымшица / авт.-сост. Г.М. Дымшиц и О.В. Саблина. — М.: Просвещение, 2022г., стр.44-54 ,Базовый уровень.
Дополнительные источники:
Дополнительные источники:
1.Общая биология 10-11, дидактические материалы/ авт.-сост. С.С. Красновидова, С. А. Павлов, А. Б. Павлов, — М. Просвещение, 2000г., стр.6-42
2. Общая биология 10-11 классы: подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г. И. Лернер. – М.: Эксмо, 2007.стр 46-53
3. Биология: общая биология. 10-11 классы: учебник/ А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2022. Стр.81-95
4. А. Ю. Ионцева, А. В. Торгалов «Биология в схемах и таблицах». .
5. Е. Н. Демьянков, А. Н. Соболев «Сборник задач и упражнений. Биология 10-11», учебное пособие для общеобразовательных организаций.
6. открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);
7. Теоретический материал для самостоятельного изучения;
Каждая живая клетка – это сложная, высокоупорядоченная система. Эксперименты показали, что содержимое клетки находится в состоянии непрерывной активности. Различные вещества поступают в клетку, а наружу из нее выходят продукты жизнедеятельности, то есть происходит обмен веществ — основа существования живых организмов.
Таким образом, обмен веществ или метаболизм – это совокупность реакций биосинтеза и расщепления веществ в клетке.
Метаболизм = Анаболизм Катаболизм
или (ассимиляция) (диссимиляция)
или (пластический обмен) (энергетический обмен)
Пластический обмен – биологический синтез сложных веществ из более простых. При этом все реакции идут с использованием энергии. В результате интенсивно происходит рост организма. Это процессы фотосинтеза и синтеза белка.
Энергетический обмен – ферментативное расщепление (гидролиз, окисление) сложных органических соединений на простые. Все эти реакции идут с выделением энергии в виде АТФ. (энергия используется на поддержание жизненных процессов, работу организма)
Как объяснить такой сложный процесс, как фотосинтез, кратко и понятно?
Растения являются единственными живыми организмами, которые могут производить свои собственные продукты питания. Как они это делают? Для роста и развития растения получают все необходимые вещества из окружающей среды: углекислый газ — из воздуха, воду и питательные вещества — из почвы. Также они нуждаются в энергии, которую получают из солнечных лучей. Эта энергия запускает определенные химические реакции, во время которых углекислый газ и вода превращаются в глюкозу (питание) и кислород. Это и есть фотосинтез
В процессе фотосинтеза солнечная энергия преобразуется в химическую энергию. Химическое уравнение фотосинтеза: 6CO2 12H2O свет = С6Н12О6 6O2 6Н2О.
Растения «придумали», как использовать солнечную энергию еще миллионы лет назад, потому что это было нужно для их выживания. Фотосинтез кратко и понятно можно объяснить таким образом: растения используют световую энергию солнца и преобразуют ее в химическую энергию, результатом которой является сахар (глюкоза), избыток которого хранится в виде крахмала в листьях, корнях, стеблях и семенах растения. Энергия солнца передается растениям, а также животным, которые эти растения едят. Когда растение нуждается в питательных веществах для роста и других жизненных процессов, эти запасы оказываются очень полезными.
Фотосинтез. Световая и темновая фазы фотосинтеза.
Существуют две фазы фотосинтеза (описание и таблица — далее по тексту). Первая называется световой фазой. Она происходит только в присутствии света в мембранах тилакоидов при участии хлорофилла, белков-переносчиков электронов и фермента АТФ-синтетазы. Что еще скрывает фотосинтез? Световая и темновая фазы фотосинтеза сменяют друг друга по мере наступления дня и ночи (циклы Кальвина).
Во время темновой фазы происходит производство той самой глюкозы, пищи для растений. Этот процесс называют еще независимой от света реакцией.
Световая фаза
1. Реакции, происходящие в хлоропластах, возможны только при наличии света. В этих реакциях энергия света преобразуется в химическую энергию
2. Хлорофилл и другие пигменты поглощают энергию от солнечного света. Эта энергия передается на фотосистемы, ответственные за фотосинтез
3. Вода используется для электронов и ионов водорода, а также участвует в производстве кислорода
4. Электроны и ионы водорода используются для создания АТФ (молекула накопления энергии), которая нужна в следующей фазе фотосинтеза
Темновая фаза
1. Реакции внесветового цикла протекают в строме хлоропластов
2. Углекислый газ и энергия от АТФ используются в виде глюкозы
Заключение Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы: Фотосинтез — это процесс, который позволяет получать энергию от солнца. Световая энергия солнца преобразуется в химическую энергию хлорофиллом. Хлорофилл придает растениям зеленый цвет. Фотосинтез происходит в хлоропластах клеток листьев растений. Углекислый газ и вода необходимы для фотосинтеза. Углекислый газ поступает в растение через крошечные отверстия, устьица, через них же выходит кислород. Вода впитывается в растение через его корни. Без фотосинтеза в мире не было бы еды.
История развития знаний о биологическом окислении Процесс, который лежит в основе получения энергии, сегодня вполне известен. Это биологическое окисление.
Виды биологического окисления. Можно выделить два основных типа рассматриваемого процесса, которые протекают при разных условиях. Так, самый распространенный у многих видов микроорганизмов и грибков способ преобразования получаемой пищи − анаэробный. Это биологическое окисление, которое осуществляется без доступа кислорода и без его участия в какой-либо форме. Подобные условия создаются там, куда нет доступа воздуху: под землей, в гниющих субстратах, илах, глинах, болотах и даже в космосе. Этот вид окисления имеет и другое название − гликолиз. Он же является одной из стадий более сложного и трудоемкого, но энергетически богатого процесса − аэробного преобразования или тканевого дыхания. Это уже второй тип рассматриваемого процесса. Он происходит во всех аэробных живых существах-гетеротрофах, которые для дыхания используют кислород. Таким образом, виды биологического окисления следующие. Гликолиз, анаэробный путь. Не требует присутствия кислорода и заканчивается разными формами брожения. Тканевое дыхание (окислительное фосфорилирование), или аэробный вид. Требует обязательного наличия молекулярного кислорода. биологическое окисление биохимия
Все биохимические процессы живых организмов чрезвычайно многогранны и сложны. Окислительно-восстановительные реакции, примеры которых могут проиллюстрировать описанные выше процессы окисления субстрата, следующие. Гликолиз: моносахарид (глюкоза) 2НАД 2АДФ = 2ПВК 2АТФ 4Н 2Н2О НАДН. Окисление пирувата: ПВК фермент = диоксид углерода ацетальдегид. Затем следующий этап: ацетальдегид Кофермент А = ацетил-КоА. Множество последовательных преобразований лимонной кислоты в цикле Кребса. Данные окислительно-восстановительные реакции, примеры которых приведены выше, отражают суть происходящих процессов лишь в общем виде. Известно, что соединения, о которых идет речь, относятся к высокомолекулярным, либо имеющим большой углеродный скелет, поэтому изобразить все полными формулами просто не представляется возможным.
Энергетический выход тканевого дыхания: По приведенным выше описаниям очевидно, что подсчитать суммарный выход всего окисления по энергии несложно. Две молекулы АТФ дает гликолиз. Окисление пирувата 12 молекул АТФ. 22 молекулы приходится на цикл трикарбоновых кислот. Итог: полное биологическое окисление по аэробному пути дает выход энергии, равный 36 молекулам АТФ. Значение биологического окисления очевидно. Именно эта энергия используется живыми организмами для жизни и функционирования, а также для согревания своего тела, движения и прочих необходимых вещей. ферменты биологического окисления.
Молочнокислое брожение осуществляется молочнокислыми бактериями, а также некоторыми грибками. Суть состоит в восстановлении ПВК до молочной кислоты. Этот процесс используют в промышленности для получения: кисломолочных продуктов; квашеных овощей и фруктов; силоса для животных. Этот вид брожения является одним из самых применяемых в нуждах человека. Спиртовое брожение известно людям с самой древности. Суть процесса заключается в превращении ПВК в две молекулы этанола и две диоксида углерода. Благодаря такому выходу продукта, данный вид брожения используют для получения: хлеба; вина; пива; кондитерских изделий и прочего. Осуществляют его грибы дрожжи и микроорганизмы бактериальной природы. биологическое окисление и горение Маслянокислое брожение — достаточно узкоспецифичный вид брожения. Осуществляется бактериями рода Клостридиум. Суть состоит в превращении пирувата в масляную кислоту, придающую продуктам питания неприятный запах и прогорклый вкус. Поэтому реакции биологического окисления, идущие по такому пути, практически не используют в промышленности.
8. примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий).
Задание 1.
Задание 2.