Откуда берется газ пропан

ПРОПА́Н

уг­ле­во­до­род ря­да , CH323; го­рю­чий газ без цве­та и за­па­ха; плкип рас­тво­ря­ет­ся в эфи­ре, бен­зо­ле, хло­ро­фор­ме, пло­хо – в во­де. Сме­си П. с воз­ду­хом (2,1–9,5% по объ­ё­му С3Н8) взры­во­опас­ны. П. об­ла­да­ет свой­ст­ва­ми -ал­канов (бо­лее ре­ак­ци­он­но­спо­со­бен, чем ме­тан и этан). П. вхо­дит в со­став при­род­но­го го­рю­че­го га­за (0,1–11,0% по мас­се П.), по­пут­ных га­зов неф­те­до­бы­чи и неф­те­пе­ре­ра­бот­ки (16–20%), га­зо­об­раз­ных про­дук­тов гид­ро­ге­ни­за­ции уг­лей (до 80%), его вы­де­ля­ют из га­зо­вых сме­сей, об­ра­зую­щих­ся при пи­ро­ли­зе уг­ле­во­до­ро­дов, кре­кин­ге неф­ти, син­те­зе уг­ле­во­до­ро­дов по ме­то­ду Фи­ше­ра – Троп­ша. П. ис­поль­зу­ют в ка­че­ст­ве сы­рья для по­лу­че­ния про­пи­ле­на и его ок­си­да, изо­про­па­но­ла и т. д., при­ме­ня­ют в га­зо­вой свар­ке, как бы­то­вой и то­п­лив­ный газ (в т. ч. как ав­то­мо­биль­ное то­п­ли­во), хла­да­гент в хо­ло­диль­ных ус­та­нов­ках и сис­те­мах кон­ди­цио­ни­ро­ва­ния, про­пел­лент и пр. П. ма­ло­ток­си­чен, об­ла­да­ет сла­бым нар­ко­тич. дей­ст­ви­ем.

Лит.: Пэ­рэу­ша­ну В., Ко­ро­бя М., Мус­ка Г. Про­из­вод­ст­во и ис­поль­зо­ва­ние уг­ле­во­до­ро­дов. М., 1987; . . Этан, про­пан, бу­тан в при­род­ных га­зах неф­те­га­зо­нос­ных бас­сей­нов. М., 1990.

Простыми словами — это бесцветный газ, не имеющий запаха. Его получают в процессе переработки нефти. Поскольку он крайне пожароопасен, в техническую форму добавляют одорант. Так можно вовремя заметить, что в помещении скопилась высокая концентрация вещества. Газ слаботоксичен, но вдыхание паров негативно влияет на центральную нервную систему человека. Легко сжижается при высоком давлении. Именно поэтому его используют как топливо. Газ транспортируют в баллонах или по газопроводам. Наиболее распространенной формой является смесь пропана и бутана.

Свойства

Пропан относят к классу алканов. Он представляет собой углеродистое соединение с водородом. В воде малорастворим.

Галогенизация — свойство этого газа, которое научились применять в изготовлении осветительных приборов. Окисление пропана используют в сварочных работах. С помощью крекинга получают смесь с кислородом. Реакцию катализации алканов в химической отрасли используют для производства спиртов, кислот, пищевой добавки Е 944, а также для упаковки.

Что такое пропан-бутан

При добыче и переработке нефти эти два газа образуются как сопутствующий продукт. Смесь сжижают, заправляют в баллоны и транспортируют для дальнейшего использования.

Пропан-бутановая смесь чувствительна к температуре окружающего воздуха. Пропан более устойчив, а бутан испаряется уже при температуре 0˚С. Чтобы использование газа было безопасным, создано два сезонных варианта топлива:

Пропан-бутан используют для подогрева воды и отопления жилых домов, производственных зданий, цехов в тех местностях, где нет центрального газопровода или его подведение затруднено.

Откуда берется газ пропан

Преимущества сжиженного газа:

Применение пропана в сфере ЖКХ

Сжиженный газ используют повсеместно, он решает множество задач в промышленной и бытовой сферах. С его помощью:

Хотите получить консультацию?

Позвоните нам по телефону!

+7 (495) 532 17 17 Пн.-Пт. с 9:00 до 18:00, обед с 13:00 до 14.00, Сб. с 9.00 до 15:00

Пропан в промышленности

Техническая форма вещества используется:

ГБО для транспорта

Пропан-бутановая смесь приобретает популярность как альтернативное топливо для автомобилей, водного транспорта и летательных аппаратов. Теплота сгорания у нее больше, чем у бензина. Цены на газ приблизительно вдвое меньше, заправка машины становится в несколько раз экономичнее.

Откуда берется газ пропан

Пропан — более экологичное топливо, количество вредных выбросов в атмосферу (по сравнению с бензином) ниже примерно в четыре раза. Газовая смесь не образует нагар на подвижных частях, так как полностью сгорает. Масло надо менять реже. Оно не разжижается, дольше сохраняет свои свойства. Цилиндры и поршни меньше изнашиваются, а значит увеличивается срок службы двигателя.

Меры предосторожности при транспортировке и хранении

Сжиженный пропан в баллонах используют повсеместно. Поскольку газ закачивают в емкости под высоким давлением, надо с особой осторожностью соблюдать правила эксплуатации. Любое нарушение может привести к взрыву и пожару.

Правила использования СУГ:

Если вы почувствовали запах газа или услышали посторонние звуки (например шипение), закрутите вентиль и вынесите баллон на улицу. Помещение нужно тщательно проветрить.

Пропан — это природный малотоксичный газ. Он недорог в производстве, поэтому широко распространен во всех сферах нашей жизни. На нем работает холодильное оборудование, системы кондиционирования воздуха, центральное отопление. Привычные фонарики, зажигалки, прожекторы тоже заправляют пропаном.

Многие отрасли промышленности, например, химическая, полиграфическая, не обходятся без пропана. Он нужен для сварочных работ, при укладке асфальта и ремонте крыш, для обогрева ферм, больших производственных цехов, агрокомплексов.

Про кислород:  Применение увлажнителей кислорода при кислородной терапии

ООО «ТАНТАЛ-Д» предлагает заправку баллонов разными видами газов. Мы используем современное оборудование, соблюдаем все меры безопасности. Работаем с частными лицами и организациями.

Это газообразные вещества, которые относятся к насыщенным углеводородам метанового ряда. Они содержатся в газах, сопутствующих добыче нефти. В промышленных условиях пропан и бутан получают в процессе переработки нефти путем термического крекинга, а также при каталитическом синтезе из смеси водорода и двуокиси углерода.

Одно из важнейших свойств этих газов – это высокие теплотворные показатели. Пропан и бутан при полном сгорании разлагаются на воду и углекислый газ, не образуя при этом вредных побочных продуктов.

Применение пропан-бутановой смеси в качестве топлива в горелках котельного оборудования – хорошая альтернатива природному газу. Цена этого топлива гораздо ниже, чем стоимость природного газа, так как оба компонента (пропан и бутан) являются побочными продуктами переработки нефти. Пропан-бутановую смесь можно использовать в котельных, работающих на природном газе, в качестве второго вида топлива. Большинство стандартных газовых горелок не нуждаются в технических изменениях при переходе с природного газа на смесь пропан-бутан.

Сегодня пропан-бутановые смеси достаточно широко применяется в качестве автомобильного топлива. Это обусловлено недорогой стоимостью (в два раза дешевле, чем бензин) и экологичностью этого вида топлива. Затраты на установку дополнительного газобаллонного оборудования окупаются очень быстро.

В производственных условиях и на строительных площадках пропан-бутановую смесь применяют для сварочных работ, термической обработки деталей и резки металлов. При сушке окрашенных поверхностей и термической обработке различных деталей используют не только смесь пропан-бутан, но и чистый технический газ пропан. В техническом газе должно содержаться не менее девяноста процентов пропана, остальная часть приходится на этилен, пропан и его производные, метан.

Сжиженный пропан-бутан может поставляться в больших промышленных емкостях либо в специальных баллонах объемом от пяти до пятидесяти литров. Пропановые баллоны – это оборотная тара. То есть, после того, как газ из баллона использован, его можно заправить вновь. Заправка баллонов пропаном может производиться только на специализированных газозаправочных станциях, где помимо заправки проводят и проверку технического состояния баллонов.

Пропан используют на химических производствах в качестве сырья для получения полипропилена. В процессе реакции каталитического дегидратирования (в качестве катализатора применяют оксид хрома) при высоких температурах пропан преобразуется в пропилен. Выход чистого пропилена очень высок – около 95%.

Смесь химически чистого пропана и изобутана используют как хладагент в холодильных установках и кондиционерах. Эта смесь, в отличие от применяемых ранее хладагентов, не повреждает озоновый слой.

Добывают природный газ — метан. Откуда берется пропан на бытовые нужды?

Насколько помню курс органической химии со школы — любое органическое вещество переходит в другое, насыщаясь молекулами, которые это вещество составляют. Формула метана — CH4, далее за ним идет этан, его формула — C2H6, а уже потом — пропан, с формулой C3H8, следовательно, пропан из метана получают путем добавления в метан двух молекул углерода и четырех водорода, но только через прохождение стадии этана.

Должна предупредить — такой ответ на экзамене не пройдет, но эту информацию можно получить из учебника по химии за 10-11 классы.

Газ пропан и бутан производят при обработке нефтепродуктов.

Метан — это природный газ, хотя в него может домешиваться и некоторое количество пропана, так же, как и этана и бутана. Но в основном, это конечно — метан.

Пропан же для бытовых нужд получается синтетическим способом (то есть способом искусственного соединения) пропана и бутана — газов, которые образуются при выходе нефти из скважин (то есть он тут выступает попутным газом, точно также, как метан — попутный газ при угольных разработках).

Эту смесь, как правило, сжижают (конденсируют) и в таком виде употребляют в баллонах. Кстати, на них очень часто можно увидеть надпись именно «пропан-бутан», а не «пропан».

Еще одним значительным источником промышленного пропана является крекинг нефтепродуктов, при которым он является побочным веществом.

Тут были очень смешные ответы: «берем метан и прибавляем к нему атомы углерода и водорода». Пинцетом, наверное. Или мелом на доске. Конечно, получают пропан и при переработке нефти (пиролиз, когда большие молекулы распадаются на маленькие). А вот насчет природных газов. Берем сведения по одному из западно-сибирскому месторождению и смотрим состав попутных нефтяных газов (они растворены в нефти и выделяются при ее добыче. И вот состав в процентах (именно для данного месторождения):

Про кислород:  Чем природный газ отличается от пропана?

метан — 43,4% (всего-то!), этан — 20,4%, пропан — 16,2% (!), оба бутана — 6,4%, ну, и т.д. А вот состав природного горючего газа Оренбургского месторождения: метан — 85,2% (а в Уренгойском — до 98%!), этан — 5%, пропан — 1,7%, бутаны — 0,8% и т.д. Бывают месторождения, в которых пропана практически нет. Природа богата разнообразием! А еще прочитайте на эту тему короткую смешную сказочку Ольгина и Кривича «Не может быть!» (давно была опубликована в «Химии и жизни», а сейчас есть в сети).

Пропан и бутан (сжиженные газы) получают несколькими путями.

Первый путь — это высоко температурная переработка нефти (крекинг).

Второй — разделение попутного нефтяного или жирного природного газа.

Третий — получение этих газов при некоторых других химических реакциях.

Берётся пропан (если точней, то образуется) при высокотемпературной переработки нефти (есть и другие варианты).

А Метан, да действительно природный газ, причём без запаха и без цвета, при определённой концентрации может быть взрывоопасным.

Любой. Единственное отличие углекислого газа из различных источников — это отклонение изотопного состава углерода. Это во-первых соотношение C13/C12, которое в различных источниках углерода варьирует на 12%. В биологических процессах преимущественно принимает участие изотоп С12. Преимущество очень мизерное, но из-за циклического характера круговорота вещества в живой природе его накопление относительно С13 становится заметным по сравнению с углеродсодержащим веществом, давно выведенным из этого круговорота (например, древними карбонатами). Но само это различие в единичном акте усвоения углерода ничтожно, поэтому и углекислый газ, выдыхаемый нами, и углекислый газ из нефти, растениями усваивается практически одинаково.

Главное отличие (для практических целей) — в температуре и давлении перехода газа в жидкое состояние. Именно в жидком газе можно запасти в баллоне намного больше энергии (при сгорании), чем в сжатом газообразном состоянии (метан). При нормальном давлении (760 мм) пропан сжижается только при охлаждении до минус 44оС, а бутан — при минус 3оС. При комнатной температуре давление над жидким пропаном равно 9 атм, а над жидким бутаном — всего при 2 атм. Если баллон с жидким пропаном нагреется (например, в жарких странах или на солнце) до 50оС, то давление в нем поднимется до 17 атм, что может быть опасно, тогда как в баллоне с жидким бутаном давление при 50оС будет всего 5 атм.

Температура воспламенения газа метан (температура при которой начинается) составляет 645 градусов Цельсия. Газовоздушная смесь, в которой газ занимает лишь 5% — не горит. Если газ метан занимает от 5 до 15% — смесь взрывается при наличии закрытого помещения и температуры воспламенения. Если метана в газовоздушной смеси больше 15% — происходит горение при постоянной подаче кислорода. Когда в помещении метана больше 20% — наступает удушье, если там находится живое существо. Если газ метан не полностью сгорает – выделяется угарный газ СО, который действует на организм отравляющее. Для того, чтобы человек мог определить в воздухе присутствие газа метан — в него добавляют одорант (одорируют этилмеркаптаном С2Н5SH).

Откуда берется газ пропан

Природный газ — это в основном метан. Хранить его неудобно. Для этого нужно его или сжать до высокого давления, порядка 150 атмосфер (а для этого нужны очень тяжелые стальные баллоны), или хранить в жидком виде, при температуре минус 163°С (а для этого нужно затратить очень много энергии). Пропан же сжижается уже при комнатной температуре под не очень большим давлением, порядка 10 атмосфер. Жидкость содержит намного больше вещества, чем газ, даже если он под давлением. Можно подсчитать, что если сжечь весь метан, содержащийся в стандартом стальном баллоне (объем 40 л, давление 150 атм, вес 65 кг), то выделится порядка 220 мегаджоулей тепловой энергии. А если сжечь пропан из наполовину заполненного стандартного баллона (его объем 50 литров, вес тоже не очень велик: пустой баллон весит 22,5 кг, а полный 43,7 кг.), то выделится примерно 650 мегаджоулей — в три раза больше! Но опасность взрыва от такого баллона в случае утечки газа неизмеримо больше, чем от магистрального метана. Он (вернее, его смесь с воздухом) обычно взрывается, если поврежден трубопровод и большая утечка.

Про кислород:  Сигнал-4 переносной газоанализатор взрывоопасных и токсичных газов и паров - Газ-Анализ

Больше шняги в баллон помещается, и под меньшим давлением.

Метан, как тут уже заметили, — газ. Чтоб хранить МНОГО метана в баллоне — его надо туда закачивать полд высоким давлением, и всё равно сильно много не закачать. Или же баллон придётся делать сверхпрочным, а значит — тяжёлым.

Пропан-бутановая смесь — это не газ, а легкокипящая жидкость, со сравнительно высокой — по сравнению с метаном, по крайней мере, — температурой кипения. И даже если эта температура близка к нулю — всё равно при повышенном давлении, причём умеренно повышенном, до нескольких атмосфер (не сотен, как для метана), эта смесь будет жидкой. А значит, в баллон той же ёмкости её можно залить больше, чем метана (по массе) без того, чтоб создавать там высокое давление.

К тому ж в процессе расходования давление в баллоне будет поддерживаться постоянным автоматически, чисто за счёт того, что равновесие между жидкой и газовой (паровой) фазой при данной температуре соответствует некоторой постойнной величине давления.

Многие водители интересуются, какой газ заправляют в автомобили и на что это влияет. Для заправочных целей используют пропан и метан. Рассмотрим, в чем отличия веществ, что лучше выбрать для вашей машины.

Особенности пропана

Для заправки авто часто применяется пропан-бутан. Он представляет собой сжиженный нефтяной газ, относится к категории нефтепродуктов. Создается как побочный продукт при обработке «черного золота», потому в России особенно распространен.

Создание пропан-бутана в качестве побочного сырья сильно отражается на стоимости. Вещество значительно дешевле бензина.

Большая распространенность в нашей стране делает заправку пропан-бутаном доступнее — его можно встретить на многих АГЗС. Два газа смешиваются друг с другом, чтобы повысить рабочие характеристики и компенсировать потенциальные недостатки.

Хранение и перевозка проходят в сжиженном виде. При этом строго контролируют давление внутри емкости. Оно должно находиться в пределах от 12 до 16 атм.

Есть несколько преимуществ пропан-бутана:

Цена переоснащения на это горючее небольшая, а автомобиль во время эксплуатации не теряет мощности. Главный минус — увеличенный расход по сравнению с бензином. Он может возрастать до 10% из расчета на аналогичный пробег. Но это компенсируется низкой ценой и помогает многим автомобилистам экономить.

Позвоните нам по телефону!

+7 (495) 532 17 17 Пн.-Пт. с 9:00 до 18:00, обед с 13:00 до 14.00, Сб. с 9.00 до 15:00

Откуда берется газ пропан

Особенности метана

Метан — это природный газ. Его также называют биогазом, получают как в качестве ископаемого, так и при специальной обработке органических отходов, продуктов жизнедеятельности животных в сельском хозяйстве.

При рассмотрении вопроса о том, каким газом заправляют машины, метан обычно ставится на второе место. Он менее распространен и имеет ряд недостатков. Для хранения вещества применяются баллоны с толстыми стенками. В них нужно создавать давление до 200 атмосфер. Это делает тару очень тяжелой. Производители активнее применяют пластиковые емкости, но это не всегда дает нужную степень облегчения конструкции.

При этом у метана есть ряд преимуществ:

Есть и недостатки, которые стоит учитывать, если вы собираетесь ставить ГБО под метан. К примеру, количество заправок, предлагающих топливо, сильно меньше. Это станет проблемой, если вы живете в небольшом городе или регионе, где направление пока не так сильно развито. Автомобиль при закачивании биогаза терпит потерю мощности до 10%. Конструкция тоже становится тяжелее — сказывается применение больших баллонов с толстыми стенками.

Откуда берется газ пропан

Отличия между пропаном и метаном

Разница между метаном и пропаном больше, чем кажется многим автовладельцам. Чтобы наглядно оценить ее, достаточно посмотреть в таблицу ниже:

Какое вещество выбрать в качестве топлива? В России сегодня удобнее использовать пропан. Да, его стоимость выше, чем у метана, но все еще выгоднее, чем у бензина. При этом потеря мощности несущественная, оборудование дешевле, заправок больше.

Есть вероятность, что в будущем биогаз тоже получит большое распространение. Но сегодня, устанавливая такое ГБО, автомобилист скорее прибавит себе головной боли, и экономия на топливе не оправдает все неудобства.

Оцените статью
Кислород