- Разложение оксида ртути (II)
- Разложение перманганата калия
- История открытия кислорода
- Обобщение сведений о классах неорганических соединений.
- Получение водорода и его сжигание.
- Ход работы:
- Получение кислорода в промышленности
- Получение кислорода и изучение его свойств.
- Практическая работа №6, химия 8 класс. автор – минченков е.е.
- Обобщение сведений о классах неорганических соединений.
- Разложение нитратов
- Разложение пероксида водорода
- Разложение хлората калия
- Способы получения и собирания кислорода в лаборатории
Разложение оксида ртути (II)
Одним из способов получения кислорода в лаборатории, является его получение по описанной выше реакции разложения оксида ртути (II). Ввиду высокой токсичности соединений ртути и паров самой ртути, данный способ используется крайне редко.
Разложение перманганата калия
Перманганат калия (в быту мы называем его марганцовкой) – кристаллическое вещество темно-фиолетового цвета. При нагревании перманганата калия выделяется кислород. В пробирку насыплем немного порошка перманганата калия и закрепим ее горизонтально в лапке штатива.
Недалеко от отверстия пробирки поместим кусочек ваты. Закроем пробирку пробкой, в которую вставлена газоотводная трубка, конец которой опустим в сосуд- приемник. Газоотводная трубка должна доходить до дна сосуда-приемника. Ватка, находящаяся около отверстия пробирки нужна, чтобы предотвратить попадание частиц перманганата калия в сосуд-приемник (при разложении выделяющийся кислород увлекает за собой частички перманганата). Когда прибор собран, начинаем нагревание пробирки. Начинается выделение кислорода.
Уравнение реакции разложения перманганата калия:
2KMnO4 t° → K2MnO4 MnO2 O2↑
Как обнаружить присутствие кислорода? Воспользуемся способом Пристли. Подожжем деревянную лучину, дадим ей немного погореть, затем погасим, так, чтобы она едва тлела. Опустим тлеющую лучину в сосуд с кислородом. Лучина ярко вспыхивает!Газоотводная трубка была не случайно опущена до дна сосуда-приемника.
Кислород тяжелее воздуха, следовательно, он будет собираться в нижней части приемника, вытесняя из него воздух. Кислород можно собрать и методом вытеснения воды. Для этого газоотводную трубку необходимо опустить в пробирку, заполненную водой, и опущенную в кристаллизатор с водой вниз отверстием. При поступлении кислорода газ вытесняет воду из пробирки.
История открытия кислорода
Открытие кислорода ознаменовало новый период в развитии химии. С глубокой древности было известно, что для горения необходим воздух. Процесс горения веществ долгое время оставался непонятным. В эпоху алхимии широкое распространение получила теория флогистона, согласно которой вещества горят благодаря их взаимодействию с огненной материей, то есть с флогистоном, который содержится в пламени.
2HgO t° → 2Hg O2↑
Оксиды – бинарные соединения, в состав которых входит кислородПри внесении тлеющей лучины в сосуд с газом она ярко вспыхивала. Ученый считал, что тлеющая лучина вносит в газ флогистон, и он загорается. Д. Пристли пробовал дышать полученным газом, и был восхищен тем, как легко и свободно им дышится.
Имея хорошо оснащенную на то время лабораторию, А. Лавуазье повторил и усовершенствовал опыты Д. Пристли. А. Лавуазье измерил количество газа, выделяющееся при разложении определенной массы оксида ртути. Затем химик нагрел в герметичном сосуде металлическую ртуть до тех пор, пока она не превратилась в оксид ртути (II).
Он обнаружил, что количество выделившегося газа в первом опыте равно газу, поглотившемуся во втором опыте. Следовательно, ртуть реагирует с каким-то веществом, содержащимся в воздухе. И это же вещество выделяется при разложении оксида. Лавуазье первым сделал вывод, что флогистон здесь совершенно ни при чем, и горение тлеющей лучины вызывает именно неизвестный газ, который в последствии был назван кислородом. Открытие кислорода ознаменовало крах теории флогистона!
Обобщение сведений о классах
неорганических соединений.
Цель
Получение водорода и его сжигание.
Цель:
и химические свойства водорода,
совершенствовать приемы работы с лабораторным
оборудованием и с веществами;
трудолюбие, сотрудничество, наблюдательность,
прилежность, внимание;
получения водорода, проверять на чистоту,
уметь оформлять результаты практической работы,
делать правильные выводы из наблюдаемых опытов.
Приборы:
пробирки, газоотводная
трубка, спички, штатив.
Реактивы:
цинк, соляная кислота.
Требование безопасности при работе:
осторожно с кислотой, с огнём, стеклянной
посудой, вещества брать в малой дозе, соблюдать
порядок и тишину, не мешать соседа.
Ход работы:
Физические свойства | Химические свойства | |||
Молекула водорода | Молекулы водорода Са H2=CaH2 Взаимодействует с При нагревании он отнимает кислород от CuO H2=Cu H2O | |||
Что делаю | Наблюдения | Уравнение реакции | Вывод | |
1.Получение водорода. Осторожно опускаем в пробирку 3-4 2.Проверка водорода на чистоту. Через 3.Горение водорода. Поднесем горящую спичку к концу 4.Над пламенем горящего водорода | 1.Выделяется газ. Так 2. Если водород сгорит с легким глухим 3.Водород горючий газ, поэтому горит. 4. Внутренняя стенка стакана | Zn 2HCl=ZnCl2 H2 2H2 O2= 2H2O | Атомы металла вытеснили При взаимодействии молекул водорода с |
Промышленный способ получения
водорода. Реакция метана с водой при высокой
температуре.CH4 2H2O=CO2 4H2 — 165кДж.
Лабораторный способ. Разложение воды
электрическим током. 2H2O=2H2 O2
Вывод работы. Научились получать
водород. Изучили физические и химические
свойства водорода.
Получение кислорода в промышленности
В промышленности кислород получают путем выделения его из воздуха.
Воздух – смесь газов, основные компоненты которой представлены в таблице.
Сущность этого способа заключается в глубоком охлаждении воздуха с превращением его в жидкость, что при нормальном атмосферном давлении может быть достигнуто при температуре около -192°С. Разделение жидкости на кислород и азот осуществляется путем использования разности температур их кипения, а именно: Ткип.
О2 = -183°С
N2 = -196°С (при нормальном атмосферном давлении).
При постепенном испарении жидкости в газообразную фазу в первую очередь будет переходить азот, имеющий более низкую температуру кипения, и, по мере его выделения, жидкость будет обогащаться кислородом. Многократное повторение этого процесса позволяет получить кислород и азот требуемой чистоты. Такой способ разделения жидкостей на составные части называется ректификацией жидкого воздуха.
Итог статьи:
- В лаборатории кислород получают реакциями разложения
- Реакция разложения – реакция, в результате которой сложные вещества разлагаются на более простые
- Кислород можно собрать методом вытеснения воздуха или методом вытеснения воды
- Для обнаружения кислорода используют тлеющую лучину, она ярко вспыхивает в нем
- Катализатор – вещество, ускоряющее химическую реакцию, но не расходующееся в ней
Получение кислорода и изучение его
свойств.
Цель:
Практическая работа №6, химия 8
класс. автор – минченков е.е.
Обобщение сведений о классах
неорганических соединений.
Цель
- изучить свойства веществ, зкрепить основные
признаки и условия протекания химических
реакций, научиться составлять уравнения
химических реакций, делать выводы из наблюдений,
совершенствовать приемы работы с веществами и
лабораторными оборудованиями. - воспитывать самостоятельность, аккуратность,
трудолюбие, сотрудничество, наблюдательность,
прилежность, внимание. - учащиеся должны уметь делать выводы из
наблюдений, уметь оформлять результаты
практической работы, уметь правильно ставить
опыты.
Оборудование и реактивы
: cпиртовка,
держатель, предметное стекло, пробирки, СuO, HCl, NaOH,
Mq, CuSO
4
Требования безопасности при работе
:
Осторожно с кислотой, щелочью, спичкой и
стеклянной посудой; вещества брать аккуратно в
малой дозе, соблюдать порядок и тишину, не мешать
соседа.
Зад. 1.
СuO
CuCl
2
Cu(OH)
2 Зад. 2. Mg Зад. 2. Mg 222
Зад. 3.
СuSO
4
Сu(OH)
2
CuO
CuCl
2
Вывод работы.
Изучили физические и химические
свойства основных классов неорганических
веществ. Выяснили существование генетической
связи между классами неорганических веществ. Из
оксидов получили соли, из солей основания, а из
оснований оксиды. Ещё раз вспомнили основные
признаки и условия протекания химических
реакций.
Разложение нитратов
Нитраты – вещества, содержащие в своем составе ионы NO3⎺. Соединения данного класса используются в качестве минеральных удобрений, входят в состав пиротехнических изделий.
Нитраты – соединения термически нестойкие, и при нагревании разлагаются с выделением кислорода:
Обратите внимание, что все рассмотренные способы получения кислорода схожи. Во всех случаях кислород выделяется при разложении более сложных веществ.
Реакция разложения – реакция, в результате которой сложные вещества разлагаются на более простые В общем виде реакцию разложения можно описать буквенной схемой:
АВ → А В.
Реакции разложения могут протекать при действии различных факторов. Это может быть нагревание, действие электрического тока, применение катализатора. Существуют реакции, в которых вещества разлагаются самопроизвольно.
Разложение пероксида водорода
Пероксид водорода – вещество всем известное. В аптеке оно продается под названием «перекись водорода». Данное название является устаревшим, более правильно использовать термин «пероксид». Химическая формула пероксида водорода Н2О2 Пероксид водорода при хранении медленно разлагается на воду и кислород. Чтобы ускорить процесс разложения можно произвести нагрев или применить катализатор.
Катализатор – вещество, ускоряющее скорость протекания химической реакции
Нальем в колбу пероксид водорода, внесем в жидкость катализатор. Катализатором может служить порошок черного цвета – оксид марганца MnO2. Тотчас смесь начнет вспениваться вследствие выделения большого количества кислорода. Внесем в колбу тлеющую лучину – она ярко вспыхивает. Уравнение реакции разложения пероксида водорода:
2H2O2 MnO2 → 2H2O O2↑
Обратите внимание: катализатор, ускоряющий протекание реакции, записывается над стрелкой, или знаком «=», потому что он не расходуется в ходе реакции, а только ускоряет ее.
Разложение хлората калия
Хлорат калия – кристаллическое вещество белого цвета. Используется в производстве фейерверков и других различных пиротехнических изделий. Встречается тривиальное название этого вещества – «бертолетова соль». Такое название вещество получило в честь французского химика, впервые синтезировавшего его, – Клода Луи Бертолле.
2KClO3 t°, MnO2 → 2KCl 3O2↑.
Способы получения и собирания кислорода в лаборатории
Лабораторные способы получения кислорода весьма разнообразны. Существует много веществ, из которых можно получить кислород. Рассмотрим наиболее распространенные способы.