Поздно обнаруживается, растет быстро. Лор-онколог — о коварстве рака носоглотки и гортани

Поздно обнаруживается, растет быстро. Лор-онколог — о коварстве рака носоглотки и гортани Кислород

Задания части 1

Выберите один, наиболее правильный вариант. У кузнечика развитие1) непрямое2) с куколкой3) прямое4) с полным превращением

Выберите один, наиболее правильный вариант. Какие функции выполняет кровеносная система насекомых?1) переносит питательные вещества и вредные продукты жизнедеятельности2) осуществляет перенос газов3) доставляет к клеткам кислород4) участвует в обмене веществ и превращении энергии в клетке

Выберите один, наиболее правильный вариант. Неполное превращение свойственно1) бабочке Павлиний глаз2) жуку-пожарнику3) стрекозе-коромыслу4) мухе домашней

Выберите один, наиболее правильный вариант. К ароморфным изменениям у членистоногих относят появление1) органов зрения и осязания2) замкнутой кровеносной системы3) конечностей, состоящих из отделов4) нервной системы в виде цепочки

ЧЛЕНИСТОНОГИЕ1. Выберите три варианта. Какие признаки объединяют речного рака, паука-крестовика и майского жука в тип Членистоногие?1) одинаковое строение органов выделения2) хитиновый покров тела3) фасеточные глаза4) замкнутая кровеносная система5) деление тела на отделы6) брюшная нервная цепочка

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. По каким признакам ракообразных, паукообразных и насекомых объединяют в тип Членистоногие?1) хитиновый покров2) трахейное и лёгочное дыхание3) сегментированное тело, представленное отделами4) рычажные конечности5) кровеносная система замкнутого типа6) развитие с полным превращением

ЧЛЕНИСТОНОГИЕ — ПОЗВОНОЧНЫЕ1. Установите соответствие между характеристиками и классами животных, к которым их относят: 1) Насекомые, 2) Пресмыкающиеся. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.А) скелет наружныйБ) расположение сердца на брюшной стороне телаВ) наличие костного скелетаГ) нервная система узлового типаД) наличие туловищных или тазовых почекЕ) наличие разнообразных паразитических форм

2. Установите соответствие между особенностями систем кровообращения и видами животных, у которых имеются данные системы: 1) обыкновенная медведка, 2) атлантическая треска. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.А) кровеносная система незамкнутаяБ) сердце расположено на брюшной сторонеВ) кровь течёт по сосудам и полости телаГ) в сердце венозная кровьД) сердце двухкамерное

рак и паук
РАКИ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие особенности нервной системы имеет большинство организмов класса, один из представителей которого изображен на рисунке?

1) есть окологлоточное нервное кольцо
2) по брюшной стороне проходит цепочка из ганглиев
3) нервная система диффузного типа
4) нервная система узлового типа
5) полушария мозга лишены коры
6) нервная система трубчатого типарак и паук
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Для организма, изображенного на рисунке, характерны следующие признаки:

1) наличие членистых конечностей
2) нервная система лестничного типа
3) сердце на брюшной стороне тела
4) имеются две пары усиков
5) способен к размножению партеногенезом
6) промежуточный хозяин широкого лентеца

РАКИ — НАСЕКОМЫЕ1. Установите соответствие между признаком и классом типа Членистоногие: 1) Ракообразные, 2) Насекомые. Запишите цифры 1 и 2 в правильнном порядке.А) Головогрудь и брюшкоБ) Выделительная система — антенальные железыВ) Органы дыхания — трахеиГ) Органы дыхания — жабрыД) Три пары ходильных конечностейЕ) Голова, грудь и брюшко

2. Установите соответствие между классами животных и их признаками:1) ракообразные, 2) насекомые. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.А) органы дыхания – трахеиБ) органы дыхания – жабрыВ) три пары ходильных ногГ) пять пар ходильных ногД) развитие прямоеЕ) развитие с полным и неполным превращением

3. Установите соответствие между признаком животных и классами: 1) Насекомые, 2) Ракообразные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.А) органы дыхания – трахеиБ) три пары конечностейВ) пять пар ходильных ногГ) органы дыхания – жабрыД) твердый хитиновый панцирьЕ) выделительная система – мальпигиевы сосуды

рак и паук
Установите соответствие между характеристиками классов и животными – представителями этих классов, представленными на рисунках. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) на грудных ножках располагаются жабры
Б) обитает в водной среде
В) выделительные органы – мальпигиевы сосуды
Г) имеет одну пару антенн
Д) тело разделено на голову, грудь и брюшко
Е) трахейное дыхание

РАКИ — ПАУКИУстановите соответствие между характеристиками и классами членистоногих, к которому его относят: 1) ракообразные, 2) паукообразные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.А) наличие двух пар усиковБ) регулирование численности насекомыхВ) наличие четырех пар конечностейГ) перенос некоторыми видами опасных для человека заболеванийД) внешнее пищеварениеЕ) очищение водоемов от органических остатков

рак и паук
Установите соответствие между характеристиками и организмами. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) дыхание жаберное
Б) имеет две пары антенн
В) глаза простые
Г) имеет пять пар ходильных ног
Д) как правило, имеет паутинные железы
Е) ходильные ноги не имеют клешней на конце рак и паук
Установите соответствие между характеристиками и беспозвоночными животными, изображенными на рисунках. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) имеет развитые антенны
Б) имеет непарный глазок
В) является переносчиком вируса энцефалита
Г) паразитирует на млекопитающих животных
Д) входит в состав зоопланктона

РАКИ — ПАУКИ — НАСЕКОМЫЕ ПРИЗНАКИУстановите соответствие между характеристиками и классами членистоногих: 1) Ракообразные, 2) Паукообразные, 3) Насекомые. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.А) одна пара усиковБ) жаберное дыханиеВ) выделение с помощью зелёных желёзГ) две пары усиковД) дыхание с помощью лёгочных мешков и трахейЕ) разделение тела на голову, грудь и брюшко

РАКИ — ПАУКИ — НАСЕКОМЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ1. Установите соответствие между членистоногим животным и классом, к которому его относят: 1) Ракообразные, 2) Паукообразные, 3) Насекомые. Запишите цифры 1, 2 и 3 в правильном порядке.А) скорпионБ) паук-крестовикВ) наездник-яйцеедГ) камчатский крабД) черноморская креветкаЕ) постельный клоп

2. Установите соответствие между примерами и классами животных: 1) Паукообразные, 2) Насекомые, 3) Ракообразные. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.А) камчатский крабБ) постельный клопВ) божья коровкаГ) паук-крестовикД) черноморская креветкаЕ) обыкновенный богомол

ПАУКИВыберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Паук крестовик относится к классу Паукообразные, так как у него1) нет усиков2) сложные фасеточные глаза3) четыре пары ног4) наружный хитиновый скелет5) сердце находится на брюшной стороне тела6) тело состоит из двух отделов: головогруди и брюшка

Паук
ПАУКИ РИС
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для животного, изображенного на рисунке?

1) замкнутая кровеносная система
2) разделение тела на голову, грудь и брюшко
3) брюшная нервная цепочка
4) четыре пары ног
5) одна пара усиков
6) дыхание с помощью легочных мешков и трахейПаук
2. Все приведенные ниже характеристики, кроме двух, используются для описания животного, изображенного на рисунке. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) пять пар ходильных ног
2) наличие от двух до двенадцати простых глаз
3) наличие зеленой железы
4) тело состоит из головогруди и брюшка
5) наличие паутинной железыПаук
3. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используются для описания животного, изображённого на рисунке. Определите два термина, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) четыре пары ходильных ног
2) наличие двух пар сложных глаз
3) трахейное дыхание
4) тело состоит из головогруди и брюшка
5) наличие ядовитой железы

ПАУКИ — НАСЕКОМЫЕ ПРИЗНАКИ1. Установите соответствие между признаком животного и классом, для которого он характерен: 1) паукообразные, 2) насекомыеА) предварительное переваривание пищи вне организмаБ) разделение тела на головогрудь и брюшкоВ) глаза простые, от двух до восьми парГ) наличие одной пары усиков на головеД) наличие трех пар конечностей на грудиЕ) глаза фасеточные, сложного строения

2. Установите соответствие между признаком животного и классом, для которого он характерен: 1) паукообразные, 2) насекомыеА) наличие головогруди и брюшкаБ) одна пара усиковВ) четыре пары ходильных ногГ) глаза простые или отсутствуютД) дыхание только трахейное

3. Установите соответствие между признаками и животными, для которых они характерны: 1) паук, 2) насекомоеА) органы дыхания — только трахеиБ) развиты хелицерыВ) орган выделения – жировое телоГ) три пары ходильных ногД) тело разделено на три отделаЕ) четыре пары ходильных ног

4. Установите соответствие между особенностями строения членистоногих и классом, для которого они характерны: 1) паукообразные, 2) насекомые. Запишите цифпы 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.А) тело состоит из головы, груди, брюшкаБ) имеются усикиВ)

ПАУКИ — НАСЕКОМЫЕ ПРИМЕРЫУстановите соответствие между животным и классом к которому его относят: 1) Паукообразные, 2) НасекомыеА) медоносная пчелаБ) скорпионВ) рыжий лесной муравейГ) малярийный комарД) таежный клещ

5. Установите соответствие между характеристиками и классами членистоногих: 1) Паукообразные, 2) Насекомые. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.А) органы дыхания – исключительно трахеиБ) прямое развитие у большинстваВ) наличие трех пар конечностейГ) кровь не переносит газыД) тело состоит из головогруди и брюшкаЕ) наличие одной пары усиков

ПАУКИ — НАСЕКОМЫЕ ОТЛИЧИЯВыберите три утверждения, относящиеся к отличию паукообразных от насекомых.1) Имеют внешний хитиновый скелет, который служит каркасом всему телу.2) Четыре пары простых глаз.3) Незамкнутая кровеносная система.4) Имеются мальпигиевы сосуды.5) Четыре пары ходильных ног.6) Тело состоит из брюшка и головогруди.

НАСЕКОМЫЕ1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для насекомых?1) деление тела на головогрудь и брюшко2) деление тела на голову, грудь и брюшко3) трахейная система дыхания4) легочная система дыхания5) четыре пары ходильных конечностей6) шесть ходильных конечностей

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие особенности организации способствовали широкому распространению насекомых на планете?1) развитие вторичной полости тела2) наличие нервной системы узлового строения3) высокая плодовитость4) разнообразие ротовых аппаратов5) наличие жалящих органов6) наличие крыльев

Поздно обнаруживается, растет быстро. Лор-онколог — о коварстве рака носоглотки и гортани
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для животного, изображённого на рисунке, характерны
1) дыхание при помощи лёгочных мешков
2) выделение при помощи мальпигиевых сосудов
3) грызущий тип ротового аппарата
4) развитие с неполным превращением
5) нервная система лестничного типа
6) замкнутая кровеносная системаПоздно обнаруживается, растет быстро. Лор-онколог — о коварстве рака носоглотки и гортани
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если у животного в процессе эволюции сформировался орган, представленный на рисунке, то это животное
1) имеет простые светочувствительные глазки
2) выделяет продукты обмена с помощью мальпигиевых сосудов
3) имеет прямое эмбриональное развитие
4) имеет тело, разделённое на голову, грудь и брюшко
5) дышит атмосферным кислородом
6) питается исключительно мальками рыб

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Выберите насекомых, которые во взрослом состоянии имеют грызущий ротовой аппарат.А) капустная белянкаБ) сверчок полевойВ) рыжий тараканГ) ягодный клопД) стрекоза синяя стрелкаЕ) комнатная муха

Установите соответствие между особенностями насекомых и их отрядами: 1) Тараканы, 2) Перепончатокрылые. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.А) ротовой аппарат грызущего типаБ) метаморфоз не полныйВ) две пары прозрачных крыльевГ) ротовой аппарат лакающего типаД) метаморфоз полныйЕ) большинство представителей – общественные насекомые

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К отряду Двукрылые относятся1) плавунцы2) мухи3) долгоносики4) комары5) усачи6) оводы

сердце
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если у животного сердце имеет строение, изображенное на рисунке, то для этого животного характерны

1) наличие гемоглобина в эритроцитах
2) тазовые почки
3) нервная система трубчатого типа
4) незамкнутая кровеносная система
5) разветвленные трахейные трубочки
6) непрямое развитиеТаблица
Проанализируйте таблицу «Отряды насекомых». Для каждой буквы выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) пчелы, осы, муравьи
2) неполное
3) лижущий
4) жужелица садовая, майский жук
5) сосущий
6) полное
7) саранча, кузнечики, медведкиТаблица
Проанализируйте таблицу «Тип Членистоногие». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка:
1) две пары
2) пять пар
3) три пары
4) ноль пар
5) пучки трахей
6) легкие
7) легкие или жабры

ПОЛНОЕ ОТРЯДЫВсе приведенные ниже примеры, кроме двух, относятся к отрядам насекомых с полным превращением. Определите два примера, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.1) Жесткокрылые2) Полужесткокрылые3) Двукрылые4) Прямокрылые5) Чешуекрылые

ПОЛНОЕ — НЕПОЛНОЕ ОТРЯДЫУстановите соответствие между отрядами насекомых и типами их развития: 1) с неполным превращением, 2) с полным превращением. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.А) ЧешуекрылыеБ) ДвукрылыеВ) ЖесткокрылыеГ) ПрямокрылыеД) ПерепончатокрылыеЕ) Стрекозы

ПОЛНОЕ — НЕПОЛНОЕ ВИДЫ1. Установите соответствие между насекомым и типом его постэмбрионального развития: 1) с неполным превращением, 2) с полным превращениемА) азиатская саранчаБ) майский жукВ) капустная белянкаГ) комнатная мухаД) зеленый кузнечикЕ) медоносная пчела

2. Установите соответствие между видом животного и типом его постэмбрионального развития: 1) с полным превращением, 2) с неполным превращением. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.А) пустынная саранчаБ) хлебная жужелицаВ) обыкновенный богомолГ) пчела медоноснаяД) березовая пяденица

3. Установите соответствие между представителем класса насекомых и типом его развития: 1) с неполным превращением, 2) с полным превращением. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.А) саранчаБ) жук-оленьВ) тараканГ) кузнечикД) постельный клопЕ) бабочка-капустница

4. Установите соответствие между видами насекомых и типами их развития: 1) с полным превращением, 2) с неполным превращением. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.А) жужелицаБ) лесной клопВ) зеленый кузнечикГ) майский жукД) бабочка-крапивница

5. Установите соответствие между видами насекомых и типами их развития: 1) с полным превращением, 2) с неполным превращением. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.А) жук-плавунец Б)
перелетная саранча

В) медведкаГ) божья коровкаД) стрекоза коромыслоЕ) рыжий муравей

СОБИРАЕМ 6

А) жук-могильщик

Б) колорадский жукВ) клоп вредная черепашкаГ) бабочка репейница

ПОЛНОЕ — НЕПОЛНОЕ ПРИЗНАКИВыберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите признаки, характерные для насекомых с неполным превращением:1) три стадии развития2) внешнее оплодотворение3) личинка похожа на кольчатого червя4) личинка cходна по внешнему строению со взрослым насекомым5) за стадией личинки следует стадия куколки6) личинка превращается во взрослое насекомое

НЕПОЛНОЕВыберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите признаки, характерные для насекомых с неполным превращением:1) три стадии развития2) внешнее оплодотворение3) личинка похожа на кольчатого червя4) личинка cходна по внешнему строению со взрослым насекомым5) за стадией личинки следует стадия куколки6) личинка превращается во взрослое насекомое

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯУстановите последовательность процессов, происходящих при развитии комара-пискуна, начиная с процесса роения. Запишите соответствующую последовательность цифр.1) откладывание яиц2) оплодотворение3) окукливание4) четыре последовательные линьки5) выход имаго

Установите соответствие между характеристиками и органами дыхания членистоногих: 1) трахеи, 2) жабры, 3) лёгочные мешки. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.А) встречаются только у пауковБ) тонкие ветвистые трубочкиВ) углубление в теле с листовидными пластинкамиГ) пронизывают всё телоД) свойственны ракообразнымЕ) плёнчатые выросты на конечностях

рак и паук
Установите соответствие между характеристиками и объектами, обозначенными на рисунках выше цифрами 1, 2, 3, 4. Запишите цифры 1-4 в порядке, соответствующем буквам.

А) обитает в почве
Б) обладает замкнутой кровеносной системой
В) является паразитом человека
Г) дышит с помощью наружных ветвистых жабр
Д) не способен к самостоятельному движению
Е) ведёт хищный образ жизни

Лечение рака ротоглотки

При лечении онкологических заболеваний используются три основных метода: хирургический, химиотерапевтический и лучевой. Их сочетание и последовательность проведения определяет онкологический консилиум, в который входят хирург-онколог, химиотерапевт и радиолог [2][3].

Химиолучевая терапия

Опухоли ротоглотки чувствительны к химиолучевой терапии. Обычно сначала применяют химио-, а потом лучевую терапию, но в последнее время их часто сочетают — во время лучевой терапии примерно раз в три недели внутривенно вводят химиопрепараты.

Лучевую терапию (ЛТ) проводит врач-радиотерапевт, специалист в области головы и шеи. ЛТ рекомендуется делать на первичную опухоль и шейные метастазы ежедневно в течение 6–7 недель [4].

Предпочтительнее использовать высокопрецизионные методы лучевой терапии: IMRT (ЛТ с модуляцией интенсивности), VMAT (объёмно-модулированная ЛТ). Возможно проведение 3D-конформной ЛТ [4]. Эти методы позволяют точнее воздействовать на зону опухоли, благодаря чему меньше страдают окружающие органы. На голове и шее много критических зон, которые нельзя облучать: глаза, спинной мозг и т. д.

При локальном поражении ротоглотки (T1–2N0) допустимо проведение брахитерапии — местной лучевой терапии, при которой радиоактивное вещество контактирует непосредственно с опухолью, что уменьшает лучевую нагрузку на окружающие зоны.

Протонная терапия — ещё один современный метод лучевой терапии, который позволяет снизить частоту и выраженность осложнений. Этот метод ещё до конца не изучен, в России только появляются первые центры.

Современные методы лучевой терапии очень эффективны, но могут сопровождаться осложнениями: лучевым дерматитом, эпителиитом, пациентов может длительно беспокоить сухость слизистой полости рта, остеорадионекрозы челюстей. Считается, что ЛТ может через время (в среднем лет через 10–15) провоцировать возникновение радиоиндуцированных опухолей, но такое встречается нечасто, примерно в 5 % случаев.

Химиотерапия, т. е. лекарственное лечение рака ротоглотки, позволяет уменьшить опухоли и усиливает последующий эффект ЛТ. Изолированно в лечении рака ротоглотки этот метод применяется только для уменьшения опухоли, но не для полного излечения (паллиативное лечение). Чаще всего используются препараты платины (Цисплатин, Карбоплатин), 5-фторурацил, таксаны.

К осложнениям химиотерапии относятся снижение количества нейтрофилов, тромбоцитов и эритроцитов, а также алопеция, тошнота, рвота и др.

Таргетная терапия

В последнее время в онкологии развивается таргетная терапия — это лекарственное лечение, но не химиотерапия. При таргетной терапии препарат действует только непосредственно на опухолевую клетку и не влияет на другие ткани. Химиотерапия же действует на любую активно делящуюся клетку, поэтому у неё больше осложнений.

При лечении рака ротоглотки применяется Цетуксимаб. Его вводят внутривенно в стационаре. Лечение проводится бесплатно.

Хирургическое лечение

Если опухоли I и II стадий можно вылечить хирургически, то зачастую химиолучевая терапия не требуется. Помимо удаления опухоли ротоглотки, при необходимости могут быть удалены шейные лимфоузлы, такую операцию называют лимфодиссекцией. При хирургическом лечении локальных опухолей I и II степени доступ к ним может осуществляться через рот, может использоваться СО2 лазер и роботическая хирургия [7][9].

Хирургическое лечение имеет важное значение при лечении рецидивов, т. е. в тех случаях, когда опухоль продолжает расти после лечения. Также операцию проводят при опухолях любой стадии, которые остались после химиолучевого лечения, чаще это будут опухоли III и IV стадий. Обычно в таких случаях применяется открытый чрезшейный доступ, объёмные резекции органов ротоглотки и соседних органов. Утраченные ткани восстанавливают перемещёнными либо свободными лоскутами [5].

После таких обширных вмешательств возможны осложнения. В 20–30 % случаев встречаются местные осложнения: кровотечение, расхождение швов, частичные либо полные некрозы лоскутов с формированием оростом (сообщение полости рта с внешней средой) и т. д. [2]. Общие осложнения такие же, как и при любых других хирургических операциях (ТЭЛА, инсульт и т. д.). Такие осложнения встречаются редко.

Общая характеристика членистоногих. особенности внешнего строения ракообразных на примере речного рака

Тема урока: Общая характеристика Членистоногих. Особенности внешнего строения Ракообразных на примере речного рака.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока: сформировать знания об особенностях строения речного рака в связи с водной средой обитания, развивать понятия «взаимосвязь строения и функции», «приспособленность строения организма к образу жизни», развивать умения сравнивать, обобщать, делать выводы, самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой, с иллюстрациями, воспитывать умение выслушивать чужое мнение.

Оборудование: таблица «Тип членистоногие. Класс Ракообразные. Речной рак», живой рак в аквариуме, коллекция «Членистоногие. Речной рак», инструкция к лабораторной работе, дополнительный материал по теме «Ракообразные», компьютер, проектор, диск с видеороликом «Зрение ракообразных» (для просмотра видеоролика необходима программа воспроизведения Flash-анимации), презентация.

Ход урока

Занятие сопровождается компьютерной презентацией.

I. Организационный момент

— Сегодня мы работаем по плану: разминка, изучение нового материала, закрепление.

II. Актуализация знаний

Разминка. Игра «Путаница»

(Вопросы составляет учитель или учащиеся.)

1. Способность организма восстанавливать утраченные или поврежденные части тела это рефлекс (регенерация).
2. Часть организма, имеющая определенную форму, строение и выполняющая одну или несколько функций – система органов (орган).
3. Ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая и контролируемая нервной системой – рефлекс.
4. Совокупность органов, объединенная общей функцией – система органов.
5. Полость тела, имеющая свои собственные стенки, называется первичной (вторичной).

III. Мотивационный момент

— Чтобы узнать животное, о котором пойдет речь, отгадайте загадку. На столе под покрывалом спрятан живой рак в аквариуме.

Не брожу в полях и рощах,
Не топчу земных дорог,
Хоть имею, между прочим,
Тридцать восемь цепких ног.
(Рак)

— Речной рак относится к типу Членистоногие, классу Ракообразные. (Слайд 1)

Тема урока: Общая характеристика членистоногих. Особенности внешнего строения ракообразных на примере речного рака. (Учащиеся записывают число и тему в тетрадь.)

— Какие высказывания, связанные с этим животным нам известны из обычной жизни?

«Покраснел как рак».

«Я покажу тебе, где раки зимуют».

— Сегодня в течение урока мы должны ответить на вопросы:

Почему раки краснеют?

Где зимуют раки?

Послушайте басню Крылова «Лебедь, щука и рак».

Лебедь, Щука и Рак

Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;
Да только воз и ныне там.
И.А. Крылов

— Всегда ли рак пятится назад?

Для решения этих задач определите цели урока. (Учащиеся самостоятельно определяют цели урока.) (Слайд 2)

Цели урока: вы узнаете характерные признаки членистоногих, их классификацию, особенности внешнего строения ракообразных в связи с водной средой обитания.

IV. Изучение нового материала

— Членистоногие самый богатый видами тип животных. Известно более миллиона видов членистоногих. Внимание вопрос.

Почему Членистоногие составляют более 2/3 всех видов животных на Земле? (Слайд 3)

— Для ответа на этот вопрос заполните общую характеристику членистоногих в тетради (Приложение 1), пользуясь учебником § 24 стр. 114. На это задание 5 мин.

Проверка записей в тетрадях, заполнение схемы «Тип членистоногие» в тетради. (См. Приложение 1)

Тип членистоногие включает три класса. (Слайд 4)

Поздно обнаруживается, растет быстро. Лор-онколог — о коварстве рака носоглотки и гортани

Почему Членистоногие составляют более 2/3 видов всех животных на Земле? Какие черты усложнения появились у Членистоногих?

Признаки типа «Членистоногие»

1. Плотный хитиновый покров – воздухо- и водонепроницаемый.
2. Членистые конечности.
3. Сегментированность тела, что указывает на их родство и происхождение от древних кольчатых червей.
4. Появление отделов тела: головы, груди и брюшка. (Слайд 5)

Все вышеперечисленные признаки позволили членистоногим так широко расселиться на Земле и приспособиться к самым разным условиям обитания.

Самое крупное изменение – это возникновение хитинового покрова. С одной стороны, хитиновый покров обладает высокой прочностью и препятствует испарению влаги с поверхности тела, с другой стороны, он не растяжим и воздухонепроницаем. В связи с этим у животных появились трудности. (Слайд 6)

1. Как могли сгибаться конечности, покрытые сплошным жестким хитиновым футляром?

2 Хитиновый покров очень прочный и нерастяжимый. Как происходит процесс роста ракообразных?

3. Голова у рака неподвижна. Каким образом он может одновременно смотреть в разные стороны, не поворачивая головы?

— Для ответа на эти вопросы рассмотрим внешнее строение речного рака, выполнив лабораторную работу. (Приложение 2)

Пользуясь демонстрационным материалом коллекции «Речной рак», дополнительным материалом (Приложение 5) и текстом учебника, определите особенности внешнего строения и ответьте на вопросы по вариантам устно. Ответы занесите в таблицу. (Приложение 3) На задание 10 минут. (Слайд 7)

Проверка выполнения лабораторной работы.(Слайд 8)

Окраска у речного рака зеленовато-черная. Тело покрыто панцирем, состоящим из хитина, пропитанного углекислым кальцием. Покровы речного рака служат наружнымскелетом, к которому изнутри прикрепляются пучки поперечно-полосатых мышц.

Тело речного рака состоит из двух отделов – головогруди и брюшка.

На переднем конце головогруди расположена пара длинных и пара коротких усиков – органы осязания и обоняния. Шаровидные глаза сидят на длинных стебельках. Поэтому рак может одновременно смотреть в разные стороны. Каждый глаз состоит из множества мелких глазков – фасеток. (Приложение 6) На переднем конце тела у рака три пары челюстей: пара верхних челюстей и две пары нижних челюстей. Ими рак разрывает добычу на маленькие кусочки.

На головогруди располагаются три пары ногочелюстей. Они служат для подачи пищи ко рту. Есть 5 пар ходильных ног. При помощи четвертой пары передвигается по дну водоема. А первая пара превращена в большие клешни. Ими рак схватывает добычу, обороняется.

На брюшке располагаются плавательные ноги и хвостовой плавник. Резко подгибая брюшко, рак отталкивается о воду хвостовым плавником, как веслом, и может в случае опасности быстро плыть задом наперед.

Какое строение имеют конечности рака? (Конечности состоят из многочисленных члеников.) (Слайд 9)

— Как передвигается рак? Всегда ли рак пятится назад? (Слайд 10)

Благодаря какому веществу, наружный скелет рака отвердевает? Найдите это вещество в классе. (Известь, мел.) Основной элемент, содержащийся в извести – кальций. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваши волосы и ногти были крепкими, а кости твердыми, то необходимо употреблять продукты, содержащие кальций – творог, молочные продукты.

Учащиеся отвечают на вопросы по вариантам. (Слайд 11)

1. Как могли сгибаться конечности, покрытые сплошным жестким хитиновым футляром?

Хитиновый покров на стыке соседних члеников развит гораздо слабее, что позволяет конечностям изгибаться в разных направлениях. По строению конечностей весь тип и получил свое название — «Членистоногие».

2. Как связано появление головной лопасти с функциями ног у ракообразных?

Захват пищи у членистоногих осуществляется конечностями. Челюсти и ногочелюсти специализируются на захвате пищи, проталкивании ее в рот и измельчении. Это привело к важным последствиям – к образованию отделов тела, в первую очередь головы! При развитии мощной мускулатуры «скопившихся» вокруг рта жевательных конечностей потребовался и мощный скелет для прикрепления мышц. В связи с этим несколько передних сегментов сливаются, образуя хорошо обособленную головную капсулу.

3. Голова у рака неподвижна. Каким образом он может одновременно смотреть в разные стороны, не поворачивая головы?

Шаровидные глаза сидят на длинных стебельках. Поэтому рак может одновременно смотреть в разные стороны. В случае опасности он прячет глаза в углублениях панциря.

4. Хитиновый покров очень прочный и нерастяжимый как происходит процесс роста ракообразных?

Рак периодически линяет — сбрасывает покровы. Пока новый панцирь не окреп (на это уходит около 1,5 недель), рак беззащитен и не может питаться. В это время он прячется в убежищах.

При линьке рак некоторое время не ощущает положение своего собственного тела. Почему?

Статоцисты представляют собой углубления в основании коротких усиков, где помещается песчинка. При нормальном положении тела эти песчинки нажимают на находящиеся под ними нижние чувствительные волоски; если же у плавающего рака тело перевернется вверх ногами, песчинки перемещаются и нажимают уже на другие чувствительные волоски и тогда рак ощущает, что тело его вышло из нормального положения. При линьке рака сбрасываются и песчинки. Тогда рак сам клешнями засовывает новые песчинки. (Слайд 12)

5. При ловле речных раков иногда попадаются особи, у которых одна клешня меньше другой. Как можно объяснить такое явление?

Иногда линька происходит очень трудно для рака: он, не будучи в силах освободить из старой кожи свою клешню или ходильную ногу, обрывает ее. Но поврежденная конечность способна к регенерации, поэтому-то и попадаются раки, у которых одна клешня меньше другой. Иногда рак, когда ему грозит опасность, при помощи своего мускульного усилия отламывает свою клешню.

6.Где зимуют раки? Почему когда варят раков, они краснеют?

Где раки зимуют? Вечный вопрос, волнующий тысячи русских людей. Всем культурным людям нужно знать, где раки зимуют. Итак, раки — это пресноводные животные, живущие в чистой воде рек, озер и прудов. Зимой своего местожительства они не меняют, а просто опускаются значительно глубже, туда, где вода не замерзает. С поздней осени до ранней весны раки ведут малоактивный образ жизни, отсиживаясь в укрытиях по 20 часов в сутки. Жизнь у самок в этот период более насыщенная, чем у самцов. Ведь через две недели после спаривания, которое происходит в октябре, самка откладывает себе на брюшко около 100 икринок и вынашивает их долгие 8 месяцев, то есть до начала лета, когда из них вылупляются молодые рачки. Для полноценного развития икринок заботливым мамашам приходится время от времени покидать нору, чтобы выгулять их и почистить. Весной, когда вода прогревается, раки становятся весьма активными, добывая пропитание, львиная доля которого приходится на растительную пищу, и защищая свой дом, который представляет собой длинную, до 35 см, нору. Так что никакой загадки, касающейся места, где раки зимуют, вовсе и не существует.

Красящие вещества (пигменты), содержащиеся в покровах рака, при кипячении разрушаются. За исключением одного красного пигмента. Поэтому при варке раки становятся красными.

V. Закрепление

(Слайд 13)

— Закончите предложения:

1. Тип членистоногие имеют… (смешанную) полость тела.
2. Панцирь ракообразных состоит из… (хитина).
3. Тело ракообразных разделено на… (головогрудь и брюшко).

4. Сложные глаза состоят из мелких глазков… (фасеток).
5. Способ смены покрова — … (линька).
6. Речной рак имеет … (5) пар ходильных ног.

— Какие выводы мы можем сделать? (Слайд 14)

Выводы

1. Тело ракообразных имеет хитиновый покров.
2. Конечности членистые и специализированны по выполняемым функциям.
3. Отделы тела ракообразных — головогрудь и брюшко.
4. Рост раков происходит благодаря линьке.

Тест на усвоение материала. (Приложение 4)

VI. Домашнее задание

§24. Ответить на вопрос: Почему среди членистоногих не было, и нет таких крупных животных, как слон или, хотя бы, как собака?

Литература

1. Бодрова Н.Ф. Рабочая тетрадь по зоологии. 7-й класс. Воронеж: ВГПУ, 2007.
2. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология. Животные. 7-й класс. М.: «Вентана-Граф», 1999.
3. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии. 7 – 8-й классы. М.: «ВАКО», 2004.

Оцените статью
Кислород
Добавить комментарий