Урок 11. кислород: получение, физические и химические свойства,применение. оксиды. круговорот кислорода в природе — Химия — 8 класс — Российская электронная школа

Урок 11. кислород: получение, физические и химические свойства,применение. оксиды. круговорот кислорода в природе -
 Химия -
 8 класс -
 Российская электронная школа Кислород

Все тесты

  • Тест на темуАнализ стихотворения «Не с теми я, кто бросил землю» А. Ахматовой5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Перемена» Б. Пастернака5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Стихи о Петербурге» А. Ахматовой5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Стихи к Блоку» М. Цветаевой5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Клеветникам России» А. Пушкина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Завещание» Н. Заболоцкого5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Стихи о Москве» М. Цветаевой5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Молитва» М. Цветаевой5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «И. И. Пущину!» А. Пушкина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «День и ночь» Ф. Тютчева5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Весна в лесу» Б. Пастернака5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Журавли» Р. Гамзатова5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Люблю» В. Маяковского5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Когда на меня навалилась беда» К. Кулиева5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Гамлет» Б. Пастернака5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Русь» А. Блока5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Ночь» В. Маяковского5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения К. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения Жуковского «Приход весны»5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения Анны Ахматовой «Сероглазый король»5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Июль – макушка лета…»5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Мелколесье. Степь и дали…» С. Есенина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Не позволяй душе лениться» Н. Заболоцкого5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «На дне моей жизни» А. Твардовского5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Нивы сжаты, рощи голы…» С. Есенина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Бабушкины сказки» С. Есенина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Снежок» Н. Некрасова1 вопрос
  • Тест на темуАнализ стихотворения «По вечерам» Н. Рубцова5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом…» Н. Некрасова5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Цветы последние милей…» А. Пушкина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Я знаю, никакой моей вины…» А. Твардовского5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Я не ищу гармонии в природе»Н. Заболоцкого5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Разбуди меня завтра рано» С. Есенина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Снега потемнеют синие» А. Твардовского5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Осень» Н. Карамзина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Молитва» А. Ахматовой5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Вечер» А. Фета5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» С. Есенина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Тучи» М. Лермонтова5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Книга» Г. Тукая5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» В. Маяковского5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Деревня» А. Пушкина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Летний вечер» А. Блока5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Я убит подо Ржевом» А. Твардовского5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Элегия» А. Пушкина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Зимнее утро» А. Пушкина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Троица» И. Бунина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Бабушке» М. Цветаевой5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «О весна без конца и краю» А. Блока5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Море» В. Жуковского5 вопросов

Ракетное топливо

В качестве окислителя для ракетноготоплива применяется жидкий кислород, пероксид водорода, азотная кислота и другие богатые кислородом соединения.

Смесь жидкого кислорода и жидкого озона — один из самых мощных окислителей ракетного топлива (удельный импульс смеси водород — озон превышает удельный импульс для пары водород-фтор и водород-фторид кислорода).

Медицинский кислород хранится в металлических газовых баллонах высокого давления (для сжатых или сжиженных газов) голубого цвета различной ёмкости от 1,2 до 10,0 литров под давлением до 15 МПа (150 атм) и используется для обогащения дыхательных газовых смесей в наркозной аппаратуре, при нарушении дыхания, для купирования приступа бронхиальной астмы, устранения гипоксии любого генеза, при декомпрессионной болезни, для лечения патологии желудочно-кишечного тракта в виде кислородных коктейлей.

Для индивидуального применения медицинским кислородом из баллонов заполняют специальные прорезиненные ёмкости — кислородные подушки.

Для подачи кислорода или кислородо-воздушной смеси одновременно одному или двум пострадавшим в полевых условиях или в условиях стационара применяются кислородные ингаляторы различных моделей и модификаций. Достоинством кислородного ингалятора является наличие конденсатора-увлажнителя газовой смеси, использующего влагу выдыхаемого воздуха.

Для расчёта оставшегося в баллоне количества кислорода в литрах обычно величину давления в баллоне в атмосферах (по манометруредуктора) умножают на величину ёмкости баллона в литрах.

В пищевой промышленности кислород зарегистрирован в качестве пищевой добавкиE948[9], как пропеллент и упаковочный газ.

Свойства и применение кислорода

Цель урока: изучить физические и химические
свойства кислорода, дать общее понятие об
оксидах, реакциях горения; рассмотреть
практическую значимость и применение; доказать,
что кислород — один из важнейших элементов на
Земле.

Задачи урока:

Образовательные

:

  • Расширить представления обучающихся о
    кислороде.
  • Познакомить со свойствами и применением
    кислорода.
  • Совершенствовать умения составлять уравнения
    химических реакций.

Воспитательные

:

  • Формировать умения работать в парах у каждого
    обучающегося, считаться с мнением соседа и
    отстаивать свою точку зрения корректно, выполняя
    упражнения.
  • Воспитывать бережное отношение к своему
    здоровью, окружающей природе, учить понимать
    прекрасное, ценить произведения искусства.

Развивающие

:

  • Способствовать продолжению развития
    устойчивого интереса к химической науке и
    практике.
  • Совершенствовать навыки самостоятельной
    работы, развивать умения наблюдать,
    формулировать высказывания.
  • Способствовать развитию исследовательских
    навыков, соблюдая правила техники безопасности.
  • Совершенствовать умения обобщать и делать
    выводы.

Планируемые результаты:

личностные: готовность и способность
учащихся к саморазвитию, самоопределению;
ответственное отношение к учению; способность
ставить цели и строить жизненные планы;
формирование коммуникативной культуры, ценности
здорового и безопасного образа жизни;

  • метапредметные: уметь ставить цель и
    планировать пути её достижения, выбирая более
    рациональные способы решения данной проблемы;
    учиться корректировать свои действия в связи с
    изменением создавшейся ситуации; уметь
    создавать, применять и преобразовывать знаки и
    символы, модели и схемы для решения учебных и
    познавательных задач; уметь осознанно
    использовать речевые средства в соответствии с
    задачей коммуникации для выражения своих мыслей
    и потребностей; уметь организовывать совместную
    работу со сверстниками в парах; уметь находить
    информацию в различных источниках; владеть
    навыками самоконтроля, самооценки;
  • предметные:
    • знать: основные химические понятия
      “катализаторы”, “оксиды”, “реакции горения”,
      “реакции окисления”; физические и химические
      свойства кислорода; области применения
      кислорода.
    • уметь: отличить кислород от других газов;
      составлять уравнения реакций горения веществ в
      кислороде; записывать химические формулы
      оксидов и давать им названия; объяснять, как
      происходит круговорот кислорода в природе.
  • Тип урока: урок формирования умений и навыков.

    Форма работы: фронтальная,

    групповая,
    работа в парах, игровая.

    Методы обучения: словесный,

    частично-поисковый,
    наглядный, демонстрационный, интерактивный.

    Приемы обучения

    : постановка проблемных
    вопросов.

    Оборудование:

    компьютер, проектор,
    презентация “Свойства и применение кислорода.
    Круговорот кислорода в природе”, колбы, пинцет,
    ложки для сжигания веществ, спиртовка.

    Реактивы:

    уголь, сера, красный фосфор,
    железная пластина, вода, известковая вода.

    ХОД УРОКА

    І. Организационный момент. (1 мин.)

    (Слайд № 1)

    Учитель:

    Добрый день! Прошу
    всех садиться. Тема сегодняшнего урока
    “Свойства и применение кислорода”.

    (Слайд № 2)

    Мы с вами рассмотрим физические и
    химические свойства кислорода, сформулируем
    общие понятия об оксидах, реакциях горения,
    окисления; ознакомимся с практической
    значимостью и применением кислорода; а также
    докажем, что кислород — один из важнейших
    элементов на Земле.

    ІІ. Актуализация знаний. (7 мин.).

    Работа с карточками.

    От 2 до 4 обучающихся
    получают задание на карточках и выполняют его у
    доски.

    (Слайд № 3) Фронтальный опрос “А ну-ка,
    химики”.

    Учитель:

    Но перед тем как приступить к
    изучению новой темы, вам следует ответить на
    следующие вопросы:

    Химический знак кислорода?

    Ответ: О

    Относительная атомная масса кислорода?

    Ответ:
    16.

    Химическая формула кислорода?

    Ответ: О2.

    Относительная молекулярная масса кислорода?

    Ответ:
    32.

    В соединениях кислород обычно какой
    валентности?

    Ответ: II.

    Расскажите о нахождении кислорода в природе.

    Ответ:
    Кислород — самый распространенный химический
    элемент в земной коре. Кислород — самый
    распространенный на Земле элемент, на его долю
    приходится около 49% массы твердой земной коры.
    Морские и пресные воды содержат огромное
    количество
    связанного кислорода — 85,5% (по
    массе), в атмосфере содержание свободного
    кислорода составляет 21% по объёму и 23% по массе.
    Более 1500 соединений земной коры в своем составе
    содержат кислород. Кислород входит в состав
    многих органических веществ и присутствует во
    всех живых клетках. По числу атомов в живых
    клетках он составляет 20,9%, по массовой доле —
    около 65 %.

    Перечислите способы получения кислорода в
    лаборатории?

    Ответ:В лаборатории
    кислород получают следующими способами:

    1) Разложение перманганата калия. 2KMnO

    4 =
    K
    2MnO4 MnO2 O2Урок 11. кислород: получение, физические и химические свойства,применение. оксиды. круговорот кислорода в природе -
 Химия -
 8 класс -
 Российская электронная школа

    2) Разложение перекиси водорода. 2H

    2O2
    = 2H
    2O O2Урок 11. кислород: получение, физические и химические свойства,применение. оксиды. круговорот кислорода в природе -
 Химия -
 8 класс -
 Российская электронная школа

    3) Разложение бертолетовой соли. 2KClO

    3 =
    2KCl 3O
    2Урок 11. кислород: получение, физические и химические свойства,применение. оксиды. круговорот кислорода в природе -
 Химия -
 8 класс -
 Российская электронная школа

    8. Перечислите способы получения кислорода в
    промышленности.

    Ответ: В промышленности
    кислород получают:

    1) Электролиз воды. 2H

    2O = 2H2 O2Урок 11. кислород: получение, физические и химические свойства,применение. оксиды. круговорот кислорода в природе -
 Химия -
 8 класс -
 Российская электронная школа

    2) Из воздуха. ВОЗДУХ давление, -183

    oC=O2
    (голубая жидкость).

    В настоящее время в промышленности кислород
    получают из воздуха. В лабораториях небольшие
    количества кислорода можно получать нагреванием
    перманганата калия (марганцовка) KMnO

    4.
    Кислород мало растворим в воде и тяжелее воздуха,
    поэтому его можно получать двумя способами:

    (Слайд № 4).9. Установите соответствие
    между способом получения кислорода и уравнением
    химической реакцией. Работа в парах.

    Ответ: А-4; Б-2; В-1; Г-5; Д-3.

    10. Что называют катализаторами? Где эти
    вещества применяются?

    Ответ: Вещества,
    которые ускоряют химические реакции, но сами при
    этом не расходуются, называют катализаторами.
    Катализаторы широко применяют в химической
    промышленности. С их помощью удается повысить
    производительность химических процессов,
    снизить себестоимость выпускаемой продукции и
    более полно использовать сырье.

    (Слайд № 5). На какой диаграмме распределение
    массовых долей элементов отвечает
    количественному составу (NH4)3PO4?

    Ответ:
    4.

    Урок 11. кислород: получение, физические и химические свойства,применение. оксиды. круговорот кислорода в природе -
 Химия -
 8 класс -
 Российская электронная школа

    ІІІ. Изучение нового материала. (12 мин.)

    (Слайд № 6) Учитель:

    Физические свойства.

    Кислород
    — бесцветный газ, без вкуса и запаха, относительно
    малорастворим в воде (в 100 объемах воды при
    температуре 20?С растворяется 3,1 объема
    кислорода). Кислород немного тяжелее воздуха: 1л
    кислорода при нормальных условиях весит 1,43 г, а 1л
    воздуха — 1,29г. (Нормальные условия — сокращенно:
    н.у. — температура 0

    o

    С и давление 760 мм.рт.ст.,
    или 1 атм.

    Урок 11. кислород: получение, физические и химические свойства,применение. оксиды. круговорот кислорода в природе -
 Химия -
 8 класс -
 Российская электронная школа

    0,1 МПа). При
    давлении 760 мм.рт.ст. и температуре -183

    o

    С
    кислород сжижается, а при снижении температуры
    до -218,8

    o

    С затвердевает.

    (Слайд № 7)

    Химические свойства.Техника
    безопасности (провести инструктаж!)

    Кислород при нагревании энергично реагирует
    со многими веществами, при этом выделяются
    теплота и свет. Такие реакции называют реакциями
    горения. Если опустить в сосуд с кислородом O

    2

    тлеющий уголек, то он раскаляется добела и
    сгорает, образуя оксид углерода (IV) СO

    2

    .
    Чтобы определить, какое образовалось вещество, в
    сосуд наливают известковую воду — раствор
    гидроксида кальция Са(ОН)

    2

    . Она мутнеет, так
    как при этом образуется нерастворимый карбонат
    кальция СаСO

    3

    :

    CO2 Ca(OH)2 = CaCO3img2.gif (48 bytes) H2O

    Видеодемонстрация №1 “Горение угля в
    кислороде”
    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/695aa82a-e84a-fa4d-7b04-16d28ded2fbb/index.htm

    (Слайд № 8) Сера горит в O2 ярким синим
    пламенем с образованием газа с резким запахом —
    оксида серы (IV)

    S O2 = SO2

    Видеодемонтсрация №2 “Горение серы в
    кислороде”
    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/600cd365-f9f2-ae10-56e4-98ee0af7e4c6/index.htm

    (Слайд № 9) Горение фосфора в кислороде

    Видеодемонстрация №3 “Горение фосфора в
    кислороде”
    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f83beda5-449d-d3dc-442c-a474a89eeca6/index.htm

    Опыт следует проводить под тягой. Следует
    соблюдать правила обращения с нагревательными
    приборами. Не допускать попадания горящего
    фосфора на рабочую поверхность стола. Не вдыхать
    выделяющийся дым фосфорного ангидрида.

    Фосфор Р сгорает в O2 ярким пламенем с
    образованием белого дыма, состоящего из твердых
    частиц оксида фосфора (V).

    4P 5O2 = 2P2O5

    (Слайд № 10) Горение железа в кислороде

    Видеодемонстрация №4 “Горение железа в
    кислороде”
    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/deb6e939-f8c8-fea7-fe24-7b2c80013fd7/index.htm

    В кислороде горят и такие вещества, которые
    обычно считают негорючими, например железо. Если
    к тонкой стальной проволоке прикрепить спичку,
    зажечь ее и опустить в сосуд с кислородом, то от
    спички загорится и железо. Горение железа
    происходит с треском и разбрасыванием ярких
    раскаленных искр — расплавленных капель
    железной окалины Fe3O4. В этом соединении два атома
    железа трехвалентны и один двухвалентен. Поэтому
    реакцию горения железа в кислороде можно
    выразить следующим уравнением:

    3Fe 2O2 = FeO * Fe2O3 или Fe3O4

    (Слайд № 11) Взаимодействие вещества с
    кислородом относится к реакциям окисления.

    (Слайд № 12)

    Горение — это химическая реакция,
    при которой происходит окисление веществ с
    выделением теплоты и света.

    (Слайд № 13)

    В большинстве случаев при
    взаимодействии веществ с кислородом образуются
    оксиды.

    Оксиды — это сложные вещества,
    которые состоят из двух элементов, одним из
    которых является кислород.

    (Слайд № 14)

    Известны химические элементы,
    которые непосредственно с кислородом не
    соединяются. К ним относятся золото Au и некоторые
    другие. Оксиды этих элементов получают косвенным
    путем.

    (Слайд № 15)

    Применение кислорода.

    Основано
    на его химических свойствах. В больших
    количествах кислород используют для ускорения
    химических реакций в разных отраслях химической
    промышленности и в металлургии. Например, при
    выплавке чугуна для повышения
    производительности доменных печей в них подают
    воздух, обогащенный кислородом.

    (Слайд № 16)

    При сжигании смеси ацетилена или
    водорода с кислородом в специальных горелках
    температура пламени достигает 3000

    o

    С. Такое
    пламя используется для сварки металлов. Если
    берут кислород в избытке, то пламенем можно
    резать металл.

    (Слайд № 17)

    Жидкий кислород применяют в
    ракетных двигателях.

    (Слайд № 18)

    В медицине кислород служит для
    облегчения затрудненного дыхания. В этом случае
    кислородом заполняют специальные подушки.
    Кислородные маски необходимы в высотных полетах,
    в космосе и при работе под водой.

    Кислород расходуется в громадных количествах
    на многие химические реакции, например на
    сжигание топлива.

    (Слайд № 19)

    Из сказанного видно, что очень
    много кислорода расходуется на разнообразную
    деятельность человека, тратится на процессы
    дыхания человека, животных, растений, а также на
    процессы гниения. Человек при дыхании в течение 1
    мин в среднем употребляет 0,5 дм

    3

    кислорода,
    в течении суток — 720 дм

    3

    , а в год — 262,8 м

    3

    кислорода, что все жители земного шара (5
    миллиардов) в течение года для дыхания
    используют 1578 миллиардов кубических метров
    кислорода. Если такой объем кислорода при
    нормальном давлении поместить в железнодорожные
    цистерны, то поезд был бы протяженностью более 300
    млн км, что равняется расстоянию до Солнца и
    обратно.

    (Слайд № 20)

    Но все же общая масса кислорода в
    воздухе заметно не изменяется. Это объясняется
    процессом фотосинтеза, происходящим в зеленых
    растениях на свету. В результате этого процесса
    выделяется кислород. С фотосинтезом вы уже
    знакомились в курсе ботаники. Упрощенно процесс
    фотосинтеза изображают так:

    6CO2 6H2O = C6H12O6
    6O2.

    Так в природе происходит непрерывный
    круговорот кислорода.

    В целях сохранения кислорода в воздухе вокруг
    городов и крупных промышленных центров
    создаются зоны зеленых насаждений. Специальная
    служба систематически контролирует содержание
    кислорода в воздухе. При необходимости применяют
    меры по устранению загрязнения воздуха.

    Физкультминутка. (1 мин.)

    IV. Закрепление знаний. (6 мин.)

    (Слайд № 21) Задание №1. “Правда или ложь? Если
    знаешь — разберешь”

    Для кислорода верны следующие утверждения:

    а) Кислород – бесцветный газ, без вкуса и
    запаха.

    б) Кислород немного легче воздуха.

    в) В кислороде горят и такие вещества, которые
    обычно считают негорючими, например железо.

    г) Известны химические элементы, которые
    непосредственно с кислородом соединяются. К ним
    относятся золото Au и некоторые другие.

    д) Применение кислорода основано на его
    физических свойствах.

    е) Непрерывный круговорот кислорода
    непосредственно связан с таким процессом, как
    фотосинтез.

    Ответ:

    а; в; е.

    (Слайд № 22) Задание №2. “Скорая помощь”

    Вставьте пропущенные вещества в уравнениях
    реакций:

    а) …….. Ca(OH)2 = CaCO3Урок 11. кислород: получение, физические и химические свойства,применение. оксиды. круговорот кислорода в природе -
 Химия -
 8 класс -
 Российская электронная школа H2O

    б) S ……. = SO2

    в) ….. 2O2 = FeO * Fe2O3 или Fe3O4

    Ответ: а)CO2 б)O2 в) 3Fe

    (Слайд № 23) Задание №3. “Мозговой штурм”

    Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций.

    а) CO2 H2O = C6H12O6 O2

    б) P O2 = P2O5

    (Слайды № 24-25) Задание №4. “Ассоциации”

    С каким применением кислорода ассоциируется
    данное изображение?

    1) в металлургии;

    2) для резки металлов;

    3) в авиации для дыхания;

    4) в авиации для двигателей;

    5) для сварки металлов;

    6) на взрывных работах;

    7) в медицине.

    (Слайд № 26) V. Домашнее задание. (1 мин.)

    Параграф 20, 21;  №6-9 (с.60). Решите задачи 1-2 (с.60).

    Творческое задание:

    подготовить сообщение
    №10 с. 60 “Что делается в вашей местности для
    поддержания определенного содержания кислорода
    в воздухе? В чем может заключаться ваше участие в
    этой деятельности?”

    (Слайд № 27) VI. Рефлексия. (1 мин.)

    Учитель:

    • Сегодня я узнал…
    • было трудно…
    • я понял, что…
    • я научился…
    • я смог…
    • было интересно узнать, что…
    • меня удивило…
    • мне захотелось…

    VII. Подведение итогов урока. (1 мин.)

    (Слайд № 28)

    В чём горят дрова и газ,


    Фосфор, водород, алмаз?

    Дышит чем любой из нас

    Каждый миг и каждый час?

    Без чего мертва природа?

    Правильно, без….

    Обучающиеся: кислорода

    (Слайд № 29) Учитель: Правильно. Спасибо за
    урок! До свидания!

    Литература

    [1] Горковенко М. Ю. Поурочные разработки по
    химии 8 класс к учебникам О. С. Габриеляна, Л. С.
    Гузея, Г. Е. Рудзитиса. — М: “ВАКО”, 2004;

    [2] Радецкий А. М., Горшкова В. П. Дидактический
    материал: химия 8-9 классы — М: Просвещение, 1997.

    [3] Химия: неорганическая химия: учебник для 8
    класса общеобразовательных учреждений/ Г. Е.
    Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. — М: “Просвещение”, 2022 г.

    Интернет-ресурсы

    1. http://files.school-collection.edu.ru/
    2. http://www.e-osnova.ru/

    Химические свойства кислорода

    кислород горение
    Кислород поддерживает горение.

    Горение — б

    ыстрый процесс окисления вещества, сопровождающийся выделением большого количества теплоты и света.

    Чтобы доказать, что в склянке находится кислород, а не какой-то другой газ, надо в склянку опустить тлеющую лучинку. В кислороде тлеющая лучинка ярко вспыхивает. Горение различных веществ на воздухе – это окислительно-восстановительный процесс, в котором окислителем является кислород. Окислители – это вещества, «отбирающие» электроны у веществ-восстановителей. Хорошие окислительные свойства кислорода можно легко объяснить строением его внешней электронной оболочки.

    Валентная оболочка кислорода расположена на 2-м уровне – относительно близко к ядру. Поэтому ядро сильно притягивает к себе электроны. На валентной оболочке кислорода

    2s

    2

    2p

    4

    находится 6 электронов.

    кислород степени окисления
    Кислород имеет вторую (после фтора) электроотрицательность в шкале Полинга. Поэтому в подавляющем большинстве своих соединений с другими элементами кислород имеет

    отрицательную

    степень окисления. Более сильным окислителем, чем кислород, является только его сосед по периоду – фтор. Поэтому соединения кислорода с фтором – единственные, где кислород имеет положительную степень окисления.

    Итак, кислород – второй по силе окислитель среди всех элементов Периодической системы. С этим связано большинство его важнейших химических свойств.
    С кислородом реагируют все элементы, кроме Au, Pt, He, Ne и Ar, во всех реакциях (кроме взаимодействия со фтором) кислород — окислитель.

    кислород химические свойства
    Кислород легко реагирует с щелочными и щелочноземельными металлами:

    4Li O

    2

    → 2Li

    2

    O,

    2K O

    2

    → K

    2

    O

    2

    ,

    2Ca O

    2

    → 2CaO,

    2Na O

    2

    → Na

    2

    O

    2

    ,

    2K 2O

    2

    → K

    2

    O

    4

    Мелкий порошок железа ( так называемого пирофорного железа) самовоспламеняется на воздухе, образуя Fe

    2

    O

    3

    , а стальная проволока горит в кислороде, если ее заранее раскалить:

    3 Fe 2O

    2

    → Fe

    3

    O

    4

    2Mg O

    2

    → 2MgO

    2Cu O

    2

    → 2CuO


    С неметаллами (серой, графитом, водородом, фосфором и др.) кислород реагирует при нагревании:

    S O

    2

    → SO

    2

    ,

    C O

    2

    → CO

    2

    ,

    2H

    2

    O

    2

    → H

    2

    O,

    4P 5O

    2

    → 2P

    2

    O

    5

    ,


    Si O

    2

    → SiO

    2

    , и т.д

    Почти все реакции с участием кислорода O

    2

    экзотермичны, за редким исключением, например:

    N

    2

    O

    2

    2NO – Q


    Эта реакция протекает при температуре выше 1200

    o

    C или в электрическом разряде.

    Кислород способен окислить сложные вещества, например:

    2H

    2

    S 3O

    2

    → 2SO

    2

    2H

    2

    O   (избыток кислорода),

    2H

    2

    S O

    2

    → 2S 2H

    2

    O   (недостаток кислорода),

    4NH

    3

    3O

    2

    → 2N

    2

    6H

    2

    O   (без катализатора),

    CH

    4 (метан)

    2O

    2

    → CO

    2

    2H

    2

    O,

    4FeS

    2 (

    пирит

    )

    11O

    2

    → 2Fe

    2

    O

    3

    8SO

    2

    .

    Известны соединения, содержащие катион диоксигенила O

    2

    , например, O

    2

    [PtF

    6

    ]

    (успешный синтез этого соединения  побудил Н. Бартлетта попытаться получить соединения инертных газов).

    Озон химически более активен, чем кислород O

    2

    . Так, озон окисляет иодид — ионы I

    в растворе  Kl:

    O

    3

    2Kl H

    2

    O = I

    2

    O

    2

    2KOH

    Озон сильно ядовит, его ядовитые свойства сильнее, чем, например, у сероводорода. Однако в природе озон, содержащийся в высоких слоях атмосферы, выполняет роль защитника всего живого на Земле от губительного ультрафиолетового излучения солнца. Тонкий озоновый слой поглощает это излучение, и оно не достигает поверхности Земли.

    Применение кислорода O

    2

    : для интенсификации процессов получения чугуна и стали, при выплавке цветных металлов, как окислитель в различных химических производствах, для жизнеобеспечения на подводных кораблях, как окислитель ракетного топлива (жидкий кислород), в медицине, при сварке и резке металлов.


    Применение озона О

    3

    :

    для обеззараживания питьевой воды, сточных вод, воздуха, для отбеливания тканей.
    кислород в земной коре теле

    Оцените статью
    Кислород
    Добавить комментарий