Автомобиль на сжатом воздухе — Старый Русский Топ

Автомобиль на сжатом воздухе — Старый Русский Топ Кислород

Особенности работы кип с различными способами резервирования кислорода

По способу резервирования кислорода КИП делят на три группы: со сжатым, жидким и химически связанным кислородом. Устройство возду-ховодных систем у них может быть одинаковым, кислородоподающие же системы существенно отличаются друг от друга.

В аппарате со сжатым кислородом в качестве резервуара для его хранения используется стальной баллон 15 с запорным вентилем 14. Рабочее давление в баллоне составляет обычно 20 МПа. В современных аппаратах применяются два способа для основной подачи кислорода: постоянная подача с объемным расходом около 1,5 л/мин (НУ) и легочно-автоматическая подача, осуществляемая короткими импульсами с объемным расходом 60-150 л/мин (РУ) в моменты опорожнения дыхательного мешка и создания в нем соответствующего разрежения. Устройство для основной подачи кислорода включает редукционный клапан, снижающий давление кислорода до 0,30,5 МПа и поддерживающий его на постоянном уровне независимо от давления в баллоне, соединенный с редукционным клапаном дозирующий штуцер (дроссель), предназначенный для осуществления подачи кислорода, и легочный автомат, работающий на редуцированном давлении кислорода и управляемый дыхательным мешком прямым или косвенным способом.

Известны модели КИП без легочного автомата с увеличенной, а потому менее экономной подачей кислорода (23 л/мин).

Известны также модели, в которых кислород подается только через легочный автомат. В некоторых подобных конструкциях легочный автомат питается кислородом высокого давления, подаваемым непосредственно от баллона.

Дополнительная подача кислорода осуществляется устройством 12, приводим в действие при необходимости вручную. Данное устройство называется еще аварийным клапаном или байпасом. Им пользуются для продувки воздуховодной системы от скопившегося азота и в аварийных случаях при нарушении нормального действия устройства основной подачи кислорода. Поэтому аварийный клапан питается кислородом от баллона по отдельному каналу. В КИП с небольшим временем защитного действия байпас может отсутствовать или питаться непосредственно от редукционного клапана, либо же быть объединенным с легочным автоматом и приводиться в действие нажатием на кнопку, механически связанную с клапаном легочного автомата.

В аппаратах со сжатым кислородом для контроля его запаса в баллоне служит обычный манометр. В аппаратах, находящихся в рабочем положении на спине человека, манометр размещен в поле зрения человека при помощи металлической капиллярной трубки, свернутой в спираль и защищенной от механических повреждений прорезиненным шлангом. Поскольку эта трубка при работе может быть повреждена, во избежание быстрой потери запаса кислорода рекомендуется применять перекрывное устройство капилляра, приводимое в действие вручную или автоматически. Кислородные изолирующие противогазы со сжатым кислородом благодаря своим принципиальным особенностям и преимуществам по сравнению с другими группами получили в настоящее время наибольшее распространение. К этим особенностям относятся: достаточно экономное расходование запаса кислорода; высокое удельное время защитного действия; благоприятные условия дыхания; постоянная готовность к применению; возможность работы в аппарате отдельными периодами, с выключением и последующим включением, без потери общего времени защитного действия. Манометр в этих аппаратах является идеальным индикатором, в любой момент работы достоверно фиксирующим остаток кислорода, что невозможно осуществить ни в одной модели КИП, относящейся к другим группам. Наконец, накоплен богатый опыт разработки, промышленного выпуска и применения аппаратов со сжатым кислородом, благодаря чему их конструкция достаточно совершенна и весьма надежна.

В аппаратах с химически связанным кислородом последний содержится в гранулированном продукте на базе супероксидов щелочных металлов и выделяется при реакции поглощения продуктом углекислого газа и водяных паров, присутствующих в выдыхаемом воздуху. Указанным кислородосодержащим продуктом снаряжается регенератиый патрон аппрата при прохождении через который выдыхаемый воздух полностью регенерируется. Процесс регенерации включает две фазы: поглощения углекислого газа (и влаги) и добавления выделившегося кислорода. В регенеративном патроне происходит экзотермическая реакция, в результате которой продукт при тяжелой физической нагрузке разогревается до 400°С. Так как выделение кислорода продуктом пропорционально поглощению им углекислого газа, аппарат обеспечивает экономное расходование имеющегося запаса кислорода.

Схема воздуховодной системы аппарата такого типа соответствует схеме, показанной на рис. 7.59 или ее модификациям. Кислородоподающая система отсутствует. Вместо нее в большинстве аппаратов имеется пусковое устройство для подачи в воздуховодную систему небольшой порции дополнительного кислорода в начальный период работы, когда продукт еще не разогрелся и кислородовыделение происходит недостаточно активно. В качестве источника кислорода в пусковом устройстве обычно используется небольшой брикет химического вещества, выделяющего кислород при разложении. В КИП с временем защитного действия 4 ч и более может быть установлено несколько пусковых устройств для включения в аппарат в начале работы, а затем после кратковременных перерывов. Длительные перерывы в работе (более 1 ч) в аппаратах подобного типа недопустимы, так как после охлаждения разогретого кислородосодержащего продукта процесс выделения им кислорода резко замедляется.

Одна из модификаций воздуховодной системы КИП с химически связанным кислородом, широко применяемая в самоспасателях, показана на рис. 7.59.

Циркуляция воздуха в нем осуществляется по маятниковой схеме: выдыхаемый воздух через лицевую часть, тепловлагообменник, дыхательный шланг, регенеративный патрон с фильтром поступает в дыхательный мешок. При вдохе воздух движется в обратном направлении. Регенерация его происходит частично при поступлении воздуха через патрон в прямом направлении и завершается при прохождении его в обратном направлении. Избыток воздуха удаляется из системы в конце вьщохов через избыточный клапан. Пусковое устройство в начале работы выделяет в систему кислород в количестве, достаточном для заполнения дыхательного мешка. Оно приводится в действие автоматически при вскрытии самоспасателя.

Автомобиль на сжатом воздухе — Старый Русский Топ Выдыхаемый воздух (рис. 7.59) от лицевой части противогаза по шлангу направляется в регенеративный патрон, снаряженный смесью перекисей щелочных металлов (калия, натрия, лития, цезия и др.). В регенеративном патроне протекает полный цикл регенерации воздуха, т. е. поглощается углекислый газ и влага и выделяется необходимый для дыхания кислород.

Регенерированный воздух поступает далее в дыхательный мешок. При вдохе воздух из дыхательного мешка вновь проходит через регенеративный патрон, очищаясь вторично, и по шлангу поступает в легкие человека. Данная схема дыхания является маятниковой.

Особенность КИП с химически связанным кислородом — значительное нагревание и осушение регенерированного воздуха, в результате чего, если не принять специальных мер для его кондиционирования, то на вдох поступит горячий и сухой воздух. Выходящий из регенеративного патрона воздух имеет большой температурный перепад с окружающей средой и вследствие малого содержания водяных паров обладает низкой удельной энтальпией. Он быстро охлаждается за счет отдачи тепла в окружающую среду и поэтому в аппаратах с химически связанным кислородом обдув окружающим воздухом регенеративного патрона и элементов воздуховоднои системы, по которым поступает горячий воздух, и применение воздушных холодильников дают хороший кондиционирующий эффект. Возможности охлаждения горячего воздуха в изолирующих самоспасателях ограничены в связи с их небольшими размерами и необходимостью надежной защиты регенеративного патрона от механических повреждений. Кроме того, при циркуляции воздуха по маятниковой схеме он нагревается вновь при втором проходе через регенеративный патрон. Поэтому температура вдыхаемого воздуха в самоспасателях с химически связанным кислородом выше, чем в аналогичных КИП.

Благодаря значительному осушению воздуха в процессе регенерации его последующее охлаждение позволяет создать в дыхательный аппарате с химически связанным кислородом благоприятные микроклиматические условия дыхания.

Оптимизация влажности вдыхаемого воздуха достигается путем частичного тепловлагообмена между регенерированным в аппарате сухим воздухом и выдыхаемым, насыщенным водяными парами. Сущность тепловлагообмена в дыхательном шланге при маятниковой схеме движения воздуха по нему и в лицевой части заключается в смешении части выдыхаемого воздуха с воздухом, поступающим из аппарата на вдох. В результате смешения снижается температура вдыхаемого воздуха и повышается его влагосодержание. С другой стороны, одновременно снижается влагосодержание воздуха, поступающего в регенеративный патрон, что благоприятно сказывается на его действии.

К достоинствам КИП с химически связанным кислородом относятся простота конструкции, экономное расходование кислорода и особенно создание благоприятных микроклиматических условий для дыхания. При их применении исключается необходимость иметь в подразделении бал-лонно-компрессорное или криогенное хозяйство.

Существенным недостатком таких КИП является отсутствие надежно конструкции индикатора степени отработки кислородосодержащего продукта, усугубляемое принципиальными трудностями его создания. Вместо индикатора респираторщик вынужден пользоваться часами для определения степени использования и момента окончания гарантированного времени защитного действия аппарата, которое устанавливается для средней физической нагрузки. Поскольку человек не может субъективно количественно оценить тяжесть выполняемой аварийно-спасательной работы, а она иногда может быть несколько выше средней, фактическое время защитного действия устанавливают на 20% выше гарантированного.

Про кислород:  Правила работы с ацетиленом и инструкции по охране труда при обращении с кислородными и ацетиленовыми баллонами

К недостаткам КИП с химически связанным кислородом относятся также невозможность осуществления длительных перерывов в работе, большее сопротивление дыханию, чем в аппаратах со сжатым кислородом, высокая стоимость эксплуатации.

В угольной промышленности нашей страны широко используются изолирующие самоспасатели с химически связанным кислородом ШС 7М, ШСС-1 и ШСМ-1. Ими оснащены горнорабочие на всех шахтах опасных по внезапным выбросам угля, породы и газа, и значительном числе шахт, опасных по газу. Респираторами и самоспасателями ШСМ-2 оснащались вспомогательные горноспасательные команды.

Для обеспечения безопасности людей, при пожарах и проведении аварийно-спасательных мероприятий широко применяются самоспасатели СПИ-20 и СПИ-50.

§

Кислородный изолирующий противогаз КИП-8 до последнего времени являлся основным СИЗОД в пожарной охране России, а до этого в СССР, он представляет собой аппарат с замкнутым циклом дыхания, регенерацией газовой смеси с использованием газообразного кислорода.

Противогаз КИП-8 состоит из следующих основных узлов:

лицевая часть;

клапанная коробка;

дыхательный мешок;

регенеративный патрон:

кислородный баллон с вентилем;

блок легочного автомата и редуктора;

звукового сигнала;

предохранительного клапана дыхательного мешка;

манометра выносного;

гофрированных трубок вдоха и выдоха;

корпуса с крышкой и ремнями.

Все узлы противогаза, за исключением клапанной коробки со шлем-маской, гофрированных трубок и манометра, размещены в жестком металлическом корпусе с открывающейся крышкой.

Для работы противогаз закрепляется на спине работающего с помощью двух плечевых и поясного ремня.

Противогаз КИП-8 работает по замкнутой (круговой) схеме дыхания. При выдохе газовая смесь проходит через клапан выдоха клапанной коробки, гофрированную трубку выдоха, регенеративный патрон, наполненный ХП-И, в дыхательный мешок.

Выдыхаемая газовая смесь в регенеративном патроне очищается от углекислого газа, а в дыхательном мешке обогащается кислородом, поступающим через дюзу легочного автомата, из кислородного баллона. При вдохе обогащенная кислородом газовая смесь из дыхательного мешка, через звуковой сигнал, гофрированную трубку и клапан вдоха клапанной коробки поступает в легкие человека.

В случае если кислорода, подаваемого через дюзу, не хватает на вдох, то подача недостающего количества кислорода осуществляется через клапан легочного автомата.

Открытие клапана легочного автомата происходит при достижении разряжения в дыхательном мешке 20…35 мм вод. ст.

При возникновении разрежения в полости дыхательного мешка, мембрана легочного автомата прогибается и через систему рычагов и открывает клапан, обеспечивая поступление кислорода через редуктор из кислородного баллона в дыхательный мешок. Кислород через легочный автомат будет подаваться в дыхательный мешок до тех пор, пока разрежение, в дыхательном мошке не достигнет величины меньшей, чем 20…35 мм вод. ст.

Если в полости дыхательного мешка окажется избыточное количество газовой смеси, то последняя стравливается через предохранительный клапан в атмосферу.

В аварийных случаях, подача кислорода в дыхательный мешок производится ручным байпасом. При нажатии на кнопку байпаса клапан легочного автомата, отходит от седла, и кислород через открытый клапан из баллона через редуктор поступает в дыхательный мешок.

Для редуцирования давления кислорода в противогазе имеется редуктор 13, с помощью которого давление кислорода с 200±30 кгс/см2 понижается до 5,8…4,0 кгс/см2.

По выносному манометру контролируется запас кислорода в баллоне.

Таблица 7.50

Основные технические характеристики КИП-8

Наименование параметров Значение
Продолжительность работы в противогазе при нагрузке средней тяжести, мин
Непрерывная подача кислорода при давлении в баллоне 200 ЗС кгс/см2, л/мин 1,4±0,2
Давление кислорода в баллоне, МПа (кгс/см2) 20 (200)
Емкость кислородного баллона, л
Производительность легочного автомата при пользовании им как клапаном аварийной подачи при давлении в баллоне 200±30 кгс/см2, л/мин, не менее
Сопротивление открытию легочного автомата при создании разряжения в дыхательном мешке 6 л/мин, мм вод.ст. 20…35
Сопротивление открытию предохранительного клапана дыхательного мешка при постоянной подаче 1,4±0,2 л/мин, мм вод. ст. 15…30
Сопротивление предохранительного клапана дыхательного мешка при постоянной подаче 100 л/мин, мм вод. ст., не более
Давление в камере редуктора при давлении в баллоне 200 30 кгс/см2 и непрерывной подаче кислорода 1,4±0,2 л/мин, МПа (кгс/см2) 0,58…0,4 (5,8…4,0)
Давление открытия предохранительного клапана редуктора, МПа (кгс/см2) 0,75…1,15 (7,5…11,5)
Звуковой сигнал срабатывает: — при закрытом вентиле кислородного баллона — при давлении в баллоне, МПа (кгс/см2) 3,5…2,0 (35…20)
Полезная емкость дыхательного мешка, л, не менее 4,4
Масса химического поглотителя, кг 1,4
Габариты противогаза, мм 450х345х 160
Масса противогаза, кг

В противогазе имеется звуковой сигнал (типа свисток), который сигнализирует при включении в противогаз с закрытым вентилем кислородного баллона, а также в случае, когда давление в кислородном баллоне будет меньше 35…20 кгс/см2.

Работа звукового сигнализатора заключается в следующем. В случае, если вентиль кислородного баллона закрыт, или давление в кислородном баллоне будет менее 35…20 кгс/см2, клапан под действием пружины плотно перекроет отверстие и при вдохе газовая смесь, проходя через щели корпуса клапана, приводит в колебание металлические пластинки, в результате чего возникает звучание.

Если вентиль кислородного баллона будет открыт, а давление кислорода в баллоне будет более 20…35 кгс/см2, то усилие, развиваемое давлением кислорода на манжету звукового сигнала, окажется больше установочного усилия пружины. Клапан под действием этого усилия отойдет от отверстия, обеспечив свободный проход газа при вдохе через зазор между клапаном и камерой звукового сигнала к отверстиям. Звучание в этом случае возникать не будет.

В линии, подводящей высокое давление к манжете звукового сигнала, имеются две дюзы (малые отверстия), которые предназначены для предотвращения кислородного удара на манжету.

Респиратор Урал-10

Основные технические характеристики респиратора приведены в табл. 7.51.

Таблица 7.51

Основные технические характеристики респиратора Урал-10

Наименование параметров Значение
Продолжительность работы в противогазе при нагрузке средней тяжести, мин
Запас кислорода в баллоне при давлении 20 МПа (200 кгс/ см2), л
Подача кислорода в систему респиратора при давлении в баллоне 200±30 кгс/см2, л/мин: — постоянная — легочно-автоматическая — аварийная (байпасом), не менее 1,3…1,5 60…150 60
Давление кислорода в баллоне, МПа (кгс/см2) 20 (200)
Емкость кислородного баллона, л
Вакуумметрическое давление, при котором открывается легочный автомат, Па (мм вод. ст.) 100…300 (10…30)
Избыточное давление, при котором открывается избыточный клапан, Па (мм вод. ст.) 100…300 (10…30)
Полезный объем дыхательного мешка, л, не менее
Давление в камере редуктора, МПа (кгс/см2) 0,4 (4)
Давление открытия предохранительного клапана редуктора, МПа (кгс/см2) 0,8…1,2 (8…12)
Масса химического поглотителя, кг, не менее 2,0
Масса охлаждающего элемента, кг, не менее 0,75
Габариты противогаза, мм 465x390x170
Масса противогаза, кг, не более:  
— в снаряженном виде, без охлаждающего элемента и крышки холодильника 12,0
— в снаряженном виде с охлаждающим элементом и крышкой холодильника 12,8
— масса лицевой части, кг, не более 0,74

Воздуховодная система респиратора соединяется с органами дыхания человека и составляет вместе с ними единую систему, изолированную от внешней среды, по которой циркулирует вдыхаемый и выдыхаемый, воздух. Она состоит из дыхательных шлангов с соединительной коробкой, лицевой части, дыхательных клапанов, регенеративного патрона, избыточного клапана, холодильника, сигнального устройства и дыхательного мешка.

Дыхательные шланги и лицевая часть обеспечивают циркуляцию воздуха между органами дыхания человека и дыхательным мешком. Шланг вдоха и шланг выдоха с одной стороны надеты на патрубки соединительной коробки, а с другой стороны соединены с патрубками вдоха и выдоха, на которые надеты накидные гайки. С помощью этих гаек шланги вдоха и выдоха соединяются соответственно с холодильником и регенеративным патроном.

Соединительная коробка служит для разделения потоков вдыхаемого воздуха по соответствующим шлангам и присоединения лицевой части. Герметичность соединения этих узлов достигается с помощью прокладок. Для удаления слюны и влаги, скапливающихся в соединительной коробке, в нижней ее части устроен слюноудаляющий насос, состояний из резиновой груши, присоединяемой к коробке, всасывающего клапана, втулки и клапана выбрасывающего грибковидного резинового, закрепленного во втулке.

Про кислород:  Кислородный статус организма и КОР крови: Ключевым фактором, определяющим последовательное нару­шение

Маска имеет обтюратор, обеспечивающий герметичное ее прилегание к лицу человека, и коробку с резьбой М8 для подсоединения к соединительной коробке. Очковые стекла крепятся с помощью металлических обойм на корпусе маски.

Дыхательные клапаны предназначены для направления потоков вдыхаемого и выдыхаемого воздуха в воздуховодной системе респиратора. Клапан вдоха и выдоха одинаковы по конструкции. Дыхательный клапан состоит из пластмассового седла и клапана грибковидного резинового, удерживаемого в седле при помощи ножки, на которую надето кольцо, регулирующее прижатие диска клапана к седлу.

§

Основные технические характеристики аппарата АИР-98МИ и его модификаций приведены в табл. 7.52.

Аппарат выполнен по открытой схеме (рис. 7.60) с выдохом в атмосферу и работает следующим образом:

При открытии вентиля (вентилей) 1 воздух под высоким давлением поступает из баллона (баллонов) 2 в коллектор 3 (при его наличии) и фильтр 4 редуктора 5, в полость высокого давления А и после редуцирования в полость редуцированного давления Б. Редуктор поддерживает постоянное редуцированное давление в полости Б независимо от изменения давления на входе.

Автомобиль на сжатом воздухе — Старый Русский Топ

Рис. 7.60. Принципиальная схема дыхательного аппарата АИР-98МИ (вариант исполнения с одним баллоном)

В случае нарушения работы редуктора и повышения редуцированного давления срабатывает предохранительный клапан 6.

Из полости Б редуктора воздух поступает по шлангу 7 в легочный автомат 11 или в адаптер 8 (при его наличии) и далее по шлангу 10 в легочный автомат 11. Через клапан 9 подсоединяется спасательное устройство.

Легочный автомат обеспечивает поддержание заданного избыточного давления в полости Д. При вдохе воздух из полости Д легочного автомата подается в полость В маски 13. Воздух, обдувая стекло 14, препятствует его запотеванию. Далее через клапаны вдоха 15 воздух поступает в полость Г для дыхания.

Таблица 7.52

Наименование параметров Исполнение
Количество баллонов, шт. 1 — 2
Вместимость баллона, л 4,7 — 9,0
Рабочее давление в баллоне, МПа (кгс/см2) 29,4 (300)
Редуцированное давление при нулевом расходе, МПа (кгс/см2) 0,7…0,85 (7…8,5)
Давление срабатывания предохранительного клапана редуктора, МПа (кгс/см2) 1,2…1,4 (12…14)

При выдохе клапаны вдоха закрываются, препятствуя попаданию выдыхаемого воздуха на стекло. Для выдоха воздуха в атмосферу открывается клапан выдоха 16, расположенный в клапанной коробке 17. Клапан выдоха с пружиной позволяет поддерживать в подмасочном пространстве заданное избыточное давление.

Для контроля за запасом воздуха в баллоне воздух из полости высокого давления А поступает по капиллярной трубке высокого давления 18 в манометр 19, а из полости низкого давления Б по шлангу 20 к свистку 21 сигнального устройства 22. При исчерпании рабочего запаса воздуха в баллоне включается свисток, предупреждающий звуковым сигналом о необходимости немедленного выхода в безопасную зону.

Аппарат дыхательный «Профи»

Аппараты выпускаются в различных вариантах исполнения, отличающихся по следующим признакам:

комплектацией различными типами и количеством баллонов;

комплектацией различными типами лицевых частей;

возможностью комплектации спасательным устройством.

Аппарат представляет собой изолирующий резервуарный дыхательный прибор со сжатым воздухом с рабочим давлением 29,4 МПа и избыточным давлением под лицевой частью. Аппарат комплектуется панорамной маской ПТС «Обзор» ТУ 4854-019-38996367-2002 или «Panorama Nova Standart» № R54450.

В табл. 7.53 приведены характеристики, являющиеся общими для всех исполнений аппаратов, а в табл. 7.54 для каждой конкретной модели.

Таблица 7.53

Наименование параметров Значения
Рабочее давление в баллоне, МПа (кгс/см2) 29,4 (300)
Редуцированное давление при нулевом расходе, МПа (кгс/см2) 0,7…0,85 (7…8,5)
Давление срабатывания предохранительного клапана редуктора, МПа (кгс/см2) 1,2…2,0 (12…20)
Избыточное давление в подмасочном пространстве при нулевом расходе, Па (мм вод. ст.), не более 300…450 (30…45)
Фактическое сопротивление дыханию на выдохе при легочной вентиляции 30 дм3/мин, Па (мм вод. ст.), не более не более 350 (35)
Масса спасательного устройства, кг, не более 1,0
Срок службы, лет

Таблица7.54

Обозначение аппарата Кол-во баллонов, шт Вместимость баллона, л Обозначение баллона Условное ВЗД*, мин Масса**, кг не более Габаритные размеры, мм, не более
«Профи»-168С 6,8 БГ-7,3-30.001-02 15,9 680x290x220
«Профи»-168М 6,8 БК-7,3-300С 12,3 670x290x220

Примечания: * — условное время защитного действия при легочной вентиляции 30 дм3/мин и температуре окружающей среды 25°С;

** — масса снаряженного аппарата с лицевой частью (без спасательного устройства).

Аппарат работает по открытой схеме дыхания (рис. 7.61) с выдохом в атмосферу и работает следующим образом: при открытии вентиля (вентилей) 1 воздух под высоким давлением поступает из баллона (баллонов) 2 в коллектор 3 (при его наличии) и фильтр 4 редуктора 5, в полость высокого давления А и после редуцирования в полость редуцированного давления Б. Редуктор поддерживает постоянное редуцированное давление в полости Б независимо от изменения давления на входе.

В случае нарушения работы редуктора и повышения редуцированного давления срабатывает предохранительный клапан 6.

Из полости Б редуктора воздух поступает по шлангу 7 в легочный автомат 11 и в адаптер 8 и далее по шлангу 10 в легочный автомат 11. Через клапан 9 подсоединяется спасательное устройство.

Легочный автомат обеспечивает поддержание заданного избыточного давления в полости Д. При вдохе воздух из полости Д легочного автомата подается в полость В лицевой части 13. Воздух, обдувая стекло 14, препятствует его запотеванию. Далее через клапаны вдоха 15 воздух поступает в полость Г для дыхания.

При выдохе клапаны вдоха закрываются, препятствуя попаданию выдыхаемого воздуха на стекло. Для выдоха воздуха в атмосферу открывается клапан выдоха 16, расположенный в клапанной коробке 17. Клапан выдоха с пружиной позволяет поддерживать в подмасочном пространстве заданное избыточное давление.

Для контроля за запасом воздуха в баллоне воздух из полости высокого давления А поступает по капиллярной трубке высокого давления 18 в манометр 19, а из полости низкого давления Б по шлангу 20 к свистку 21 сигнального устройства 22. При исчерпании рабочего запаса воздуха в баллоне включается свисток, предупреждающий звуковым сигналом о том, что в аппарате остался только резервный запас воздуха.

Автомобиль на сжатом воздухе — Старый Русский Топ

Рис. 7.61. Принципиальная схема дыхательного аппарата «Профи»

Аппарат дыхательный «Стандарт»

Аппарат дыхательный со сжатым воздухом ПТС «Стандарт» предназначен для защиты органов дыхания и зрения человека от вредного воздействия непригодной для дыхания, токсичной и задымленной газовой среды при проведении работ в различных отраслях промышленности.

Аппарат выполнен в климатическом исполнении У категории размещения 1 по ГОСТ 15150, но рассчитан на применение при температуре окружающей среды от -40 до 60°С и относительной влажности воздуха до 95%.

Аппараты выпускаются в различных вариантах исполнения, отличающихся по следующим признакам:

комплектацией различными типами и количеством баллонов;

возможностью комплектации спасательным устройством;

комплектацией панорамной маской роста 1 с подмасочником размера «М» или роста 2 с подмасочником размера «М», «С», или «Б».

Аппарат представляет собой автономный резервуарный дыхательный прибор со сжатым воздухом с рабочим давлением 29,4 МПа и избыточным давлением под лицевой частью.

Принцип работы и принципиальная схема мало отличается от дыхательного аппарата АИР-98МИ и в данном параграфе не рассматривается.

В табл. 7.55 приведены характеристики, являющиеся общими для всех исполнений аппаратов.

Таблица 7.55

Наименование параметров Значения
Рабочее давление в баллоне, кгс/см2
Редуцированное давление при нулевом расходе, кгс/см2 7…8,5
Давление срабатывания предохранительного клапана редуктора, кгс/см2 12…14
Избыточное давление в подмасочном пространстве при нулевом расходе, мм вод. ст., не более 42…46
Фактическое сопротивление дыханию на выдохе при легочной вентиляции 30 дм/мин, мм вод. ст., не более до 35
Давление срабатывания сигнального устройства, кгс/см2 50…60
Срок службы, лет

Аппарат дыхательный для пожарных ПТС 90D «Базис»

Аппарат выполнен в климатическом исполнении У категории размещения 1 по ГОСТ 15150, но рассчитан на применение при температуре окружающей среды от -40 до 60°С, относительной влажности до 95%.

Про кислород:  Карбид алюминия, химические свойства, получение

Аппараты выпускаются в различных вариантах исполнения, отличающихся по следующим признакам:

комплектацией различными типами и количеством баллонов;

возможностью комплектации спасательным устройством с адаптером;

типом спасательного устройства (с избыточным давлением под лицевой частью или без избыточного давления);

типом основной лицевой части.

Аппарат выполнен по открытой (незамкнутой; схеме (рис. 7.62) с выдохом в атмосферу и работает следующим образом: при открытии вентиля (вентилей) 1 воздух под высоким давлением поступает из баллона (баллонов) 2 в коллектор 3 (при его наличии) и фильтр 4 редуктора 5, в полость высокого давления А и после редуцирования в полость Б редуцированного давления. Редуктор поддерживает постоянное редуцированное давление в полости Б независимо от изменения давления в баллоне (баллонах).

В случае нарушения работы редуктора и, как следствие, повышения редуцированного давления воздуха в полости Б срабатывает предохранительный клапан 7.

Из полости Б редуктора воздух поступает по шлангу 9 в легочный автомат 17. При комплектации аппарата спасательным устройством воздух через адаптер 8 поступает к разъему 18. Через клапан 19 подсоединяется спасательное устройство.

При вдохе воздух из полости В легочного автомата через промежуточный клапан 11 подается в полость Г маски 14. Воздух, обдувая стекло 13, препятствует его запотеванию. Далее через клапаны вдоха 12 воздух поступает в полость Д дыхания.

При выдохе клапаны вдоха закрываются, препятствуя попадайте выдыхаемого воздуха на стекло. Для выдоха воздуха в атмосферу открывается клапан выдоха 16, расположенный в клапанной коробке 15. Подпружиненный клапан выдоха позволяет поддерживать в подмасочном пространстве избыточное давление.

Автомобиль на сжатом воздухе — Старый Русский Топ

Рис. 7.62. Принципиальная схема ПТС 90D «Базис»

Для контроля запаса воздуха в баллоне воздух из полости высокого давления А поступает по капиллярной трубке высокого давления 20 в манометр 23, а из полости редуцированного давления Б через сигнальное устройство 6 по шлангу 21 к свистку 22. При исчерпании рабочего запаса воздуха в баллоне включается свисток, предупреждающий звуковым сигналом о необходимости немедленного выхода в безопасную зону.

§

В обозначениях ПА величину основного параметра показывают в следующих единицах измерений:

Вместимость цистерны для воды – м3;

Вместимость бака для пенообразователя – м3;

Масса вывозимого порошка – кг;

Масса огнетушащего газа – кг;

Подача насоса при номинальном числе оборотов – л/с;

Напор ступеней насоса при номинальном числе оборотов:

нормального давления – м. вод. ст.;

высокого давления – м. вод. ст.;

Расход лафетного порошкового ствола – кг/с;

Длина рукавной линии – км;

Число (количество) мест для боевого расчета (включая место водителя) – шт.

Примеры условных обозначений:

Пример: АЦ 3.0-40/4 (4325) мод. 003-ПС ТУ

Автоцистерна пожарная с вместимостью цистерны 3 м3, комбинированным насосом с подачей 40 (ступень нормального давления) и 4 (ступень высокого давления) л/с, на шасси Урал-4325, модели 003, изготовленная на АООТ «Посевнинский машиностроительный завод» по ТУ.

Рекомендуемые области применения машин отмечаются буквами:

Г – в городах и населенных пунктах;

С – в сельской местности;

Х – в химической и нефтехимической промышленности;

П – первой помощи;

Т – на автомобильном транспорте;

Ч – при чрезвычайных ситуациях;

Л – на объектах лесообработки, лесные и торфяные пожары;

Э – на объектах энергетики.

АЦ – пожарная автоцистерна. Предназначена для тушения пожаров в населенных пунктах и промышленных предприятиях, в сельской местности и других различных объектах.

АЦЛ – пожарная автоцистерна с лестницей. Предназначена для тушения пожаров в населенных пунктах, проведения аварийно-спасателных работ на высоте, подаче огнетушащих веществ на высоту и может использоваться в качестве подъемного крана при сложенном комплекте колен.

АЦКП – пожарная автоцистерна с коленчатым подъемником. Предназначена для тушения пожаров в населенных пунктах, проведения аварийно-спасателных работ на высоте, подаче огнетушащих веществ на высоту и может использоваться в качестве подъемного крана при сложенном комплекте колен.

Подразделения, вооруженные автоцистернами, способны подавать воду и воздушно-механическую пену различной кратности без установки и с установкой автомобилей на водоисточники, могут осуществлять подвоз воды с удаленных водоисточников, забирать ее из водоисточников с плохими подъездными путями с помощью гидроэлеваторов, производить перекачку воды с удаленных источников во взаимодействии с другими подразделениями на основных пожарных автомобилях.

АП – пожарный автомобиль порошкового пожаротушения. Предназначен для тушения пожаров на предприятиях химической, нефтяной, газовой и нефтегазоперерабатывающей промышленности, электрических подстанциях и аэропортах.

АПТ – пожарный автомобиль пенного тушения. Предназначен для тушения пожаров на предприятиях нефтехимической промышленности и мест хранения нефтепродуктов.

АКТ – пожарный автомобиль комбинированного тушения. Предназначен для тушения пожаров комбинированным способом на промышленных предприятиях, объектах химической, нефтехимической и газовой промышленности, авиационных и других видах транспорта, а также в населенных пунктах.

АГТ – пожарный автомобиль газового тушения. Предназначен для тушения пожаров электрооборудования, находящихся под напряжением, ценностей в музеях, архивах, очагов пожара в труднодоступных местах, например в подпольных пространствах.

АГВТ – пожарный автомобиль газоводяного тушения. Предназначен для тушения нефтяных и газовых фонтанов, а также пожаров на технологических установках нефтеперерабатывающих и химических предприятий и охлаждения объектов газоводяной струей.

АПП – пожарный автомобиль первой помощи. Предназначен для тушения загораний в жилых и административных зданиях, на автомобильном транспорте и проведения аварийно-спасательных работ, а также для ведения разведки при тушении развивающихся пожаров.

АНР – пожарный автомобиль насосно-рукавный. Предназначен для прокладки на ходу напорных магистральных рукавных линий, уборки их по окончании тушения пожаров, обеспечение подачи воды или воздушно-механической пены.

АВД – пожарный автомобиль с насосом повышенного давления. Преднозначен для тушения пожаров в высотных зданиях и сооружениях.

ПНС – пожарная автонасосная станция. Преднозначена для подачи воды по магистральным пожарным рукавам непосредственно к переносным лафетным стволам или к пожарным автомобилям с последующей поачей воды на пожар и для создания резервного запаса воды вблизи от места крупного пожара.

ППП – пожарный пеноподъемник. Преднозначен для тушения резервуаров и других технологических установок на объектах хранения и переработки нефти и нефтепродуктов.

Пожарные автонасосы (АН) и насосно-рукавные автомобили (АНР) предназначены для ликвидации горения водой и воздушно-механической пеной, доставки к месту пожара боевого расчета, пожарно-технического вооружения и оборудования, а также запаса пенообразователя. У автонасосов в отличии от автоцистерн отсутствует бак для воды, но высокие ходовые качества, большая емкость для пенообразователя, повышенный запас рукавов и другого ПТВ, возможность прокладки на ходу одной или двух магистральных линий, наличие спасательных устройств позволяют успешно использовать для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Подразделения, вооруженные автонасосами и насосно-рукавными автомобилями, способны осуществлять подачу воды на пожаре и воздушно-механической пеной различной кратности с установкой машин на водоисточники, а во взаимодействии с другими подразделениями на основных пожарных машинах могут быть использованы для подачи воды перекачкой от отдаленных водоисточников.

Пожарные насосные станции предназначены для подачи воды на большие расстояния по магистральным линия диаметром 150 мм. Насосные станции питают водой пожарные автоцистерны и автонасосы, пожарные стволы мониторы, как для подачи воды, так и пены. Одна насосная станция одновременно может питать водой четыре пожарных автомобиля с насосными установками производительностью 30…40 л/с на расстоянии 4…5 км (в зависимости от рельефа местности). Насосные станции используют для заполнения искусственных водоемов при подготовке к тушению пожаров. Совместно с с рукавными автомобилями и передвижными лафетными стволами ПНС обеспечивают успешное тушение крупных пожаров на лесобиржах, а также нефтяных и газовых фонтанов.

Высокая скорость движения, небольшой расход топлива, возможность преодоления труднопроходимых участков позволяют успешно эксплуатировать насосные станции ПНС-100 и ПНС-110 в районах с температурой воздуха от -35 до 35°С.

Подразделения, вооруженные насосными станциями, работают на пожарах во взаимодействии с подразделениями оснащенных другими типами пожарных машин.

В табл. 7.57 – 7.71 представлены технические характеристики некоторых типов пожарных автомобилей.

Оцените статью
Кислород
Добавить комментарий