Оксигенотерапия. Показания и противопоказания, алгоритм. — Капсула Жизни

Оксигенотерапия. Показания и противопоказания, алгоритм. - Капсула Жизни Кислород

Все что необходимо знать о кислороде и кислородной терапии / д.м.н.профессор бабак с.л.

Доктор Медицинских Наук, профессор кафедры фтизиатрии и пульмонологии лечебного факультета МГМСУ,
Сергей Львович Бабак

Степени кислородной недостаточности относительно сатурации (SpO2) — показания пульсоксиметра

  *Рекомендации, необходимый поток кислорода, режим и длительность кислородной терапии при ХОБЛ, назначает лечащий врач! Кислородотерапия в домашних условиях проводится с помощью кислородных концентраторов под контролем показаний пульсоксиметра.

legdok

—  Меня зовут Бабак Сергей Львович. я являюсь профессором кафедры фтизиатрии и пульмонологии лечебного факультета МГСУ А.И.Евдокимова. У меня есть несколько вопросов которым я хотел бы посвятить оставшееся время. Роль кислорода в повседневной жизнедеятельности человека. Дело в том, что те механизмы, которые мы обыкновенно оцениваем окислительной, невозможно без кислорода. Жизнь построена вокруг кислорода.

Он существует в разных формах. Есть понятия атомарного кислорода, есть понятия молекулярный кислород. Самое любопытное, что молекулярный кислород воздуха, в легких превращается в атомарный кислород, который проникает в кровь, доносит до мышцы. И уже внутри мышц, участвует активно в цепи  крэпса давая возможность  организму  получать необходимые белки, жиры, углеводы и питательные вещества окисляя продукты вступающие в организм с едой, водой с жидкостями и так далее. Поэтому, вот эта доставка кислорода легкими в кровь,  выполняет функцию газообмена.

Это важнейшая функция, и если коротко сказать, о том для чего мы дышим. Мы дышим только для того, чтоб поддерживать постоянство атомарного кислорода внутри нашего организма. Легкие человека приспособлены к тому, чтоб вдыхать воздух при давлении в одной  атмосферах содержащих 21% кислорода, почти 80% азота и не содержащие какие- либо дополнительные  другие примеси в виде дымов, в виде твердой частицы и так далее. Но имеющую влажность не выше 60% при температуре порядка 22 градуса.

Вот столько много условий необходимо легким, для того, чтоб превратить молекулярный кислород в атомарный и создать постоянство насыщения артериальной крови кислородом. Если человек например, курит или вдыхает какие-нибудь пылевые частицы, или какие-то еще происходят компоненты примеси в воздухе, то легкие очень жестко реагируют на это, и не позволяют, таким людям иметь адекватный уровень насыщения артериальной крови кислородом. То есть  как бы борется за то, чтобы мы вдыхали все таки  воздух наисвежайший без патогенных примесей или чужой частицы. Второй очень важный компонент, о котором следует говорить, когда мы говорим о роли кислорода в повседневной жизнедеятельности  человека,  это касается влажности окружающей среды и температуры.

Дело в том, что человек приспособлен к тому, чтобы жить и выживать в разных климатических условиях. В условиях очень повышенной влажности, условиях пониженной влажности, в условиях холодных температур, в условиях очень жарких температур. По сути дела, это уникальное существо имеющий высокий адаптационный резерв. Практически все легочные заболевания могут сопровождаться развитием дыхательной недостаточности.

Суть дыхательной недостаточности сводится к тому, что возникает несоответствие между потребностью в кислороде и возможностью доставки кислорода в артериальную кровь. Парциальное напряжение артериальной крови кислородом, менее 55 мл ртутного столба или же повышение парциального напряжения углекислоты в крови артериальной выше 45 мл ртутного столба. Два этих параметра говорит о том, что у человека наступила некая степень дыхательной недостаточности.

К нашей радости, есть косвенный способ, но он достаточно бывает точным, по которым мы можем тоже  узнать какова степень дыхательной недостаточность. Называется этот способ — пульсоксиметрии. Пульсоксиметрии  отражает насыщения артериальной крови кислородом в степень насыщения. По этой степени тоже можно предположить степень дыхательной недостаточности, например, насыщения артериальной крови кислородом в диапазоне от 90 до 93% соответствует парциальному напряжению крови кислородом от 60 до 80 мл ртутного столба. Что соответствует нулевой степени дыхательной недостаточности.

Параметр снижения  до 85% сатурации  крови будет соответствовать первой степени дыхательной недостаточности или снижения до уровня 50 мл ртутного столба. Параметр до 80% сатурации  крови, обычно соответствует уже второй степени  дыхательной недостаточности и 75% ниже насыщения  крови кислородом, соответствует третьей степени дыхательной недостаточности. Считается, что при любом самочувствии пациента, степень насыщения артериальной крови кислородом

не должна быть ниже 90% насыщения артериальной крови кислородом. Болезнь по другому будет протекать у человека , если его насыщения артериальной крови кислородом стоит ниже 90%, то есть, будет наступать некая степень, дыхательной недостаточности.

Какие заболевания обычно сопровождаются дыхательной недостаточностью?  В первую очередь, обструктивные заболевания легких. К  ним относят, бронхиальная астма, к ним относят обструктивный бронхит, к ним относят хроническую обструктивную болезнь легких, к ним относят бронхоэктатическую болезнь, к ним относят муковисцидоз. Насколько распространена популяция дыхательная недостаточность?

Здесь прямого ответа дать невозможно. Поскольку  мы говорим о распространенности болезни, а не о распространенности синдрома. Дыхательная недостаточность, это  синдром и отдельно посчитать  о распространенности синдрома, достаточно тяжело. Если мы говорим про то, какое сравнение болезни при которых может возникать дыхательная недостаточность, то это практически 80% всех легочных заболеваний мы встречаем среди людской популяции.

Поэтому, можно сказать сатонировать данные экстраполяцию данной крови. Сказать, что дыхательная недостаточность, это часто встречаемые явления при обструктивных заболеваниях легких. Что лежит в основе развития дыхательной недостаточности? В первую очередь лежат два основных механизма. Механизм сужения бронхов и невозможность стравления воздуха содержащего 21% кислорода и второй механизм очень важный, это невозможность проникновению кислорода через альвеолярные мембраны .

Вот два основных компонента влияющих на развитие дыхательной недостаточности. Поэтому мы ее делим на два разных типа возникающих при обструктивных заболеваниях легких, возникающих при интерстициальных поражениях легочной ткани. Давайте с вами  попробуем расшифровать обструктивный компонент развития дыхательной недостаточности. С чем связано это? В первую очередь, связано с тем, что при ряде заболеваний появляется сужения просвета бронхиального дерева, сужения просвета бронх.

Это вызвано бронхоспазмом, это вызвано отеком, накоплением слизи. Вот три механизма эти приводят к сужению просвета и невозможность поступления воздуха в дыхательные  пути. Поэтому, даже при нормальных условиях, когда кислорода в воздухе  достаточно вполне,  для обеспечения газообменной функции, он физически не может проникнуть в нижний отдел дыхательной системы и насытить кровь кислородом. За счет того, что не достигается развития неких дыхательных объемов необходимых для поддержания  газообменной функции.

Вторая ситуация совершенно по другому  складывается, она связана с интерсоциальным  поражениям легочной ткани. Когда дыхательный объем уменьшен за счет сжатия легкого. Легкое как поджато немножко с одной стороны, а с другой стороны утолщается мембраны и кислород при давлении в одну атмосферу не может проникнуть через мембраны и проникает хуже , чем должен проникать, не может насыщать адекватно артериально кровь кислородом. В обоих случаях повышение концентрации кислородной смеси подаваемые в легкие, приводит к очень интересному эффекту.

Кислород с большей величиной проникает в кровь и практически человек лишается дыхательной недостаточности. Поэтому мы говорим именно об устройствах в этом случае, которые способны создать повышенную концентрацию  кислорода во выдыхаемой смеси, они называются кислородный концентратор. Отдельно стоит в ряд дыхательной недостаточностью вызванный не кислородным компонентом,  а накоплением углекислоты, называется она гиперкапническая дыхательная недостаточность.

Первый тип дыхательной недостаточности, о которой мы говорили до этого, называется гипоксемическая или гипоксическая дыхательная недостаточность, там где кислород не проникает в кровь, низкие концентрации. А второй тип дыхательной недостаточности называется гиперкапническая, связанная  с накоплением углекислоты. Виновником протогинезии развития этого типа дыхательной недостаточности лежит как раз дыхательная мышца. Человек не может физически создать экскурсию, адекватную потребности проникновения кислорода воздуха в дыхательные пути.  

Обычно это  связано с нейромышечными заболеваниями, с ожирением связано очень часто или с поражением костного скелета грудной клетки. Тоже играет важную роль в расправлении  легких. Как же себя клинически проявляет дыхательная недостаточность? В первую очередь человек ощущает, чувство нехватки воздуха, который носит органическое название — одышка. Одышка бывает в покое, одышка бывает при физической нагрузке, поэтому мы эту одышку градуируем по некой шкале. Присваиваем  бальную оценку, чем выше балл, тем тяжелее одышка такого человека

Всего шкала предусматривает четыре балла, начиная с двух баллов одышка носит хронический характер и является поводом тому, чтобы серьезно подумать о причинах  такой одышки.  Клиническая одышка проявляет себя, если посмотреть на такого пациента с одышкой, вы увидите, что обычно бывают синюшные кожные покровы, синие губы , часто пыхтит.

Правда, при некоторых болезнях, хронических обструктивных болезнях легких, при которых очень характерна одышка, мы выделяем даже два разных  фенотипа такой болезни. Один фенотип называется, розовый пыхтящие больные, а другие больные, синие с одышкой . Розово — пыхтящие носят названия Пинкпуферы, а синие с одышкой носят названия Блю Блоутеры.

Так вот, у Блю Блоутеров обычно является гипоксемический тип дыхательной недостаточности, они синюшные, подача  воздуха им очень полезна. Розово-пыхтящие больные, чаще имеют гиперкапнический тип дыхательной недостаточности с накоплением СО2 и кислород в этом случае бывает не очень полезен. А нужно наоборот иметь способы усиления дизационной части.То есть изменяя вентиляцию легких для того чтоб вымываться СО2 у таких больных, поскольку накопление кислорода в крови вызывает повышение уровень СО2 крови.

Частота и сезонность болезни вызывающих  дыхательной недостаточностью. Если говорить про частоту и сезонность этих болезней, то надо все таки эти болезни, на мой взгляд, разделить на две основных категории: на обструктивные заболевания и заболевания рестриктивные с поражением легких. Если мы говорим про обструктивность заболевания, то конечно в первую очередь, они связаны с изменением влажности и температуры окружающего воздуха.

Поскольку это приводит к тому что мокрота способна разбухать в просвете бронха закупорить бронхи мелкие, это вызывает нарушения хода воздуха  по бронхиальному дереву. Поэтому, два раза в год обычно больные имеют хронический обструктивные  бронхиты. ХОБЛ имеют такого типа обострения связаны с изменением климата. Очень важный компонент влияющий на частоту обострения, это продолжающиеся  курения, у таких  пациентов имеются обструктивные заболевания.

Регулярные ингаляции от токсических газов и дымов поддерживают очень ярко выраженные  воспаления в дыхательных путях и оно наслаивается на ход лечения самой болезни, вызывает повышает частоту обострения. В этом случае обострения болезни, поднимается резкое нарастание одышки, увеличения  секреции мокроты слизи больше обычного, это служит поводом к тому, что пациент начинает задыхаться испытывает разную  степень дыхательной  недостаточности.

С чем он поступает обычно к нам в стационар или подлежит лечению в домашних условиях. Сезонность при этом, не столь важна, как именно поддержания тех факторов, способных поддерживать воспаление дыхательных путей. Совершенно по другому  обстоит  дело с такой обструктивной болезнью, как бронхиальная астма. Это отдельная категория больных , которые обычно являются аллергиками имеют поллиноз и вот в момент цветения трав, растений и флоры, на которую они реагируют очень остро, у них происходит как раз обострения бронхиальной астмы.

Обострения связаны именно с аллергическим компонентом и очень большое внимание уделяется понятию гипоаллергенного режима у больных с астмой, поддержанию этого и борьбы  с поллинозом или с реакцией на цветения растений, трав всевозможных, деревьев и так далее. Если мы говорим про рестриктивные заболевания, таких как легочные фиброзы, то они не имеют ни частоты, ни сезонности обострения, процесс связан с другим.

Процесс связан чаще с дополнительной инфекцией , которую пациент может получить на фоне простуды, на фоне вирусной инфекции. Мы по сути говорим о пневмонии, о воспалении легких. Очень тяжело протекает воспаление легких у таких пациентов и очень часто больных мучают деструктивные заболевания, получая воспаление легких, получают очень выраженную степень дыхательной недостаточности. И буквально погибают от нехватки кислорода в артериальной крови.

Надо сказать, что кислород является лекарством. Как каждое лекарство надо рассматривать его, как некий яд, который дается понемножку в определенных условиях. Поскольку принцип не навредим, должен работать и в этом случае. Нельзя просто так взять и дышать неким объемом или потоком кислорода. Тем самым можно серьезно нарушить и влажность дыхательных путей, и нарушить структуру дыхательных путей, нанесете себе серьезный вред. Кислород, это мощнейший окислитель. Я очень хотел бы, чтобы наши слушатели, зрители запомнили, что озон, о котором говорите:
«- Очень хорошо дышать озоном.»

— Это шибка! Трагическая ошибка! Очень многие люди, которые специально озонируют помещение, создавая так называемый трех молекулярный кислород. Они настолько сильно повреждают легочный аппарат, что могут умереть в итоге, от тяжелых поражений легких тканей от дыхания озона. Поэтому, любое проведение кислородотерапии требует четкого конкретного вмешательства врача.

Интенсивность потока. Какую нужно ставить интенсивность потока для того, чтобы достичь успеха в кислородотерапии?

Поток кислорода должен быть таким, чтобы цифры насыщения артериального кислорода колебались в диапазоне 90% — 95% насыщения артериального кислорода. Если удается достичь этого потока в полтора литра в минуту, этого достаточно. Не нужно повышать поток до 2 литров, 3 литров, 4 литров. Если необходимо 3 литра для этого, нужно создать условия, чтобы пациент получал 3 литра. Поэтому в каждом конкретном случае происходит титрация или подбор того потока кислорода, создающего нормальные цифры насыщения крови кислорода. Считается, что потоки свыше полутора литров в минуту, является небезопасным. То есть, они требуют специальной системы увлажнения воздуха, поскольку могут высушивать дыхательные пути. И требует согревания своего, потому что приведет к охлаждению дыхательных путей.

Приведу простой пример. Например, охлаждение дыхательных путей на один градус, то есть 37.4 там становится 36.4.  Это приводит к тому, что влажность воздуха понижается на 12%. Понижение на 12 % высушивает фактически слизь, она делается в виде корочек, эти корочки никогда не отойдут из нижнего отдела дыхательных путей, образуются дыхательные пробки. Или слизистая пробка мы называем.

Поэтому очень важно, чтобы мы правильно доставляли кислород в дыхательные пути. Правильно увлажняли и при необходимости правильно согревали доставляемый воздух для того, чтобы не вызывать переохлаждение дыхательных путей. Нужно обратиться к специалисту к врачу в первую очередь владеющий данной технологией. И установить параметры необходимые для проведения данного вида лечения.

Как же назначить кислородотерапию, каким больным назначить и как правильно подобрать  этот уровень? Существует понятие дифомизиома тест, если диффузия кислорода снижается, мы видим существенное снижение. То есть процент крови становится ниже 55 мл. ртутного столба, то таким больным показана показана длительная оксигенотерапия. Каким способом оттитровать уровень такой терапии, на титровке используется как раз курс оксинтер, позволяющий достаточно точно определить поток кислорода, поддерживающий нормальные цифры насыщения артериальной крови кислорода.

Необходимость проведения длительности терапии возникает у всех пациентов имеющих дыхательную недостаточность начиная со второй стадии. Поскольку  при такой стадии снижается напряжение артериальной крови кислорода обычно ниже 55 мл. ртутного столба. Фактически, это все больные поступившие в стационар в обострении хронической обструктивной болезни легких, обострение обструктивного бронхита или с тяжелыми приступами бронхиальной астмы. Они будут нуждаться в проведении кислородотерапии.

Если мы говорим про длительность такого маневра, длительность проведения этой методики, здесь как раз важно смотреть на поддерживающую жизнь методику и методику проводимую некоторое время. Естественно, если мы ожидаем, что у пациента восстановится дыхательная функция, восстановится газообмен, то такую терапию мы отменим.

Обычно когда терапия занимает около двух, трех недель кислородной терапии. Мы проводим такую терапию в стационаре и при выписке больные не получают в дальнейшем кислород. Но ряд пациентов, особенно при интерстициальных поражениях легких при тяжелых обструктивных нарушениях, когда невозможно восполнения газообмена, нуждается в пожизненном применении данного вида терапии.

И тогда они вынуждены использовать кислородные концентраторы в домашних условиях. Это важный фактор в продлении жизни таким больным. Было изучено и показано, что применение кислородного концентратора  в домашних условиях продлевает жизнь пациента на 15-20 лет. Это существенно для таких больных при этом степень и риски обострений снижаются до четырех раз.

То есть, если пациента незначительное обострение в год, при использовании длительной кислородотерапии фактически весь год, он не испытывает каких-либо серьезных обострений болезней, требующих госпитализации или изменения объема лекарственной терапии.

Это существенный вклад длительности оксигенотерапии или кислородотерапии в доктрину лечения больных с хронической дыхательной недостаточностью. Есть кислородные концентраторы работающие в диапазоне от одного литра до пяти литров в минуту с высокой концентрацией на выходе. Создающие условия для хорошего насыщения артериального крови кислородом. Они дорогостоящие и у пациента нет денег для того, чтобы приобрести  такое устройство, он ограничивается простыми концентраторами, которые  работают либо нестабильно, с низкой концентрацией кислорода на выходе, либо не дают потока скажем в пять в три с половиной, четыре литра в минуту.

К чему это приводит?Приводит к тому, что реальная  концентрация кислорода  во вдыхаемой смеси падает очень низкой величины и фактически ничем не отличается от комнатного воздуха. А мы знаем прекрасно, что комнатного воздуха пациента не достаточно для снятия нарушения газообмена у такого больного. И дыхательная недостаточность прогрессирует у таких больных, несмотря на то, что якобы они используют кислородную концентраторы в своей  жизни, лечатся с помощью концентраторов. В этом случае предлагаем воспользоваться арендой концентратора кислорода, стоимость аренды кислородного концентратора от 6000 рублей в месяц.

Поэтому именно надежность, процентная надежная выгода кислорода, широкая вариация потоков кислородных устройств, позволяет иметь некий маневр. Для того, чтобы подобрать каждому пациенту в каждом конкретном случае, адекватную надежную кислородотерапию на очень длительное время использования. Одна из компаний, в которых такая линейка легализована это компания Агмунг. Которая взяла на вооружение доктрину различных кислород концентраторов, для различных методик лечения.

Так например, есть модель линейка концентраторов для стационаров и домашнего использования например, где достаточно высокие потоки, сочетаются с очень высокой концентрацией кислородной вдыхаемой смеси.

А есть концентраторы кислорода для домашнего использования, маленькие, портативные, малошумные, когда поток колеблется от одного до трех литров в минуту.

Замечу, что обычно для домашнего использования, потоки свыше полутора литров в минуту, не используются.Поэтому кислород подаваемые в потоке даже три литра в минуту в два раза превосходит потребности пациента, что обеспечивает гарантию надежности и стабильности для таких больных, даже в случае экстренных ситуаций случившихся в домашних условиях. Важно понимать, что иногда и  пациенты сами должны знать, как себя правильно вести в сложившейся ситуации.Например с больным лихорадящим, он ставит градусник или термометр под мышку или в рот и определяет для себя температуру понимает, что с температурой 37.он ведет себя по одному, с температурой 38 по другому, 39 по третьему.

Вопрос: — А как вести себя правильно пациенту имеющему дыхательную недостаточность получающему длительную кислородотерапию?

Для этого существуют понятия пульсоксиметры, маленькое портативное устройство располагающееся на фаланге пальца, и позволяющее измерять насыщение  артериальной крови кислородом.Так вот, если пациент чувствует нарастающую одышку не получая кислород, ставит на фалангу пальца пульсоксиметр и видит, что пульс, показатели оксиметрии начинают снижаться ниже 90%. Это повод к тому, чтоб пересмотреть объем такой терапии, но в присутствии или после консультации со своим лечащим врачом, который назначал ему данный вид длительной кислородотерапии.

Если же он чувствует какие-то недомогания, какую-то слабость, утомляемость, но пульсоксиметрия поддерживается выше 90%, насыщения артериальной крови кислородом, то изменять объем такой терапии не нужно. Эти симптомы связаны с другим проявлением болезни, например, с недополучением бронхолитика, получения гормональной терапии или нарушения дренажа слизи в дыхательной системе, но никак не связаны с проведением длительной кислородотерапии.

Такой простой метод контроля мониторирования самочувствия и насыщения крови кислородом, заставляет пациента быть уверенным в регулярности и надежности проведения данного вида лечения.

Как длительно необходимо подавать кислород в дыхательные пути человека?  

Профессор Людо в начале 80-х годов, во Франции провел огромные исследование клиническое, на огромный выборке пациентов и было установлено. Что при длительной кислородотерапии необходимо двадцать часов в сутки, не менее двадцати часов в сутки, подавать кислород в дыхательные пути для того, чтобы дыхательная недостаточность подвергалась своей коррекции.

При этом, если мы уменьшаем количество часов проведения кислородотерапии до 15 и меньше, то это равносильно тому, как если бы мы вообще не проводили таких сеансов длительной кислородотерапии.

То есть границы поведения колеблется от 15 до 24 часов в сутки. А желательное время проведения, это двадцать часов который пациент дышит некоей концентрацией кислорода для купирования любой степени дыхательной недостаточности.

Тема: «химические свойства кислорода. оксиды. применение. круговорот кислорода в природе». 8 класс | план-конспект урока по химии (8 класс): | образовательная социальная сеть

УРОК №

Тема:  «Химические свойства кислорода. Оксиды. Применение. Круговорот кислорода в природе».

Девиз урока: «Кислород – это вещество, вокруг которого вращается земная химия».                                                        (Я. Берцелиус).

Цель: сформулировать у учащихся  представление о кислороде, изучить его свойства, дать общее понятие об оксидах, окислении, рассмотреть практическую значимость и применение.

Задачи: 

Образовательные:  изучить  химические свойства кислорода, дать понятие об оксидах и окислении, познакомить с нахождением кислорода в природе и его применением.

Развивающие: развитие навыков самостоятельной деятельности через работу с учебником, дополнительной литературой развитие познавательного интереса, развитие логического мышления, расширение кругозора.

Воспитательныеформирование  основных  мировоззренческих  идеи материальности мира, воспитание настойчивости в овладении знаний, самостоятельности, дисциплины, аккуратности, воспитание  любви к окружающей среде, предмету.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма работы: фронтальная при опросе, индивидуальная и самостоятельная при изучении нового материала.

Методы и методические приемы: словесный, наглядный, демонстрационный.

Оборудование и реактивы: химический стакан, лучина, спички, прибор для собирания газа, рисунок, изображающий опыт Пристли, свеча, спиртовка, перманганат калия, ватка, штатив, пробирки, газовая трубка.

Ход урока:

I.  Организационный момент.

II. Опрос:

        Общие сведения о кислороде

        Открытие кислорода

        Физические свойства кислорода

        Получение кислорода

III. Изучение нового материала (с использованием кластеров- опорных конспектов)

1. Химические свойства кислорода.

2. Окисление. Оксиды.

3. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе.

Химические свойства. Кислород при нагревании энергично реагирует со многими веществами, при этом выделяется теплота  и свет. Такие реакции называют реакциями горения. Если опустить в сосуд с О2 тлеющий уголёк, то он раскаляется добела и сгорает. Чтобы определить, какое образовалось вещество, в сосуд наливают известковую воду. Она мутнеет, т.к. при горении угля образуется оксид углерода(IV):

                 t

С О2    →  CO2

Сера горит в кислороде ярким, синим пламенем  с образованием газа с резким запахом — оксида серы (IV):

              t

 S O→ SO2 

Фосфор  Р сгорает в кислороде ярким пламенем с образованием белого дыма, состоящего из твёрдых частиц оксида фосфора(V):

                   t

4Р 5О→ 2Р2О5 

В О2 горят и такие вещества, которые обычно считают не горючими, например, железо. Если к тонкой стальной проволоке прикрепить спичку, зажечь её и опустить в сосуд с кислородом, то от спички загорится и железо. Горение железа происходит с треском и разбрасыванием ярких искр – расплавленных капель железной окалины Fe3O4. В этом соединении 2 атома железа трёхвалентны и один двухвалентен. Поэтому реакцию горения железа в кислороде можно выразить следующим уравнением:

                     t

3Fe 2O2  → FeO  *  Fe2O3 или  (Fe3O4)

Горение – это химическая реакция, при которой происходит окисление веществ с выделением теплоты и света.

6.Окисление. Оксиды. 

Понятие <<окисление >> является более общим, чем понятие <<горение>>. Взаимодействие вещества с кислородом относится к реакциям окисления. В большинстве случаях в этих реакциях образуются оксиды. Оксиды – это сложные вещества, которые состоят из двух элементов, одним, из которых является кислород. Почти все химические элементы образуют оксиды, исключением являются лишь некоторые инертные элементы. Известны химические элементы, которые непосредственно с кислородом не соединяются. К ним относится золото Аu и некоторые другие. Оксиды этих элементов получают косвенным путём.

7.Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе.

Используя дополнительную литературу, двое учащихся составляют сообщение о применении кислорода и круговороте его в природе. Еще двое учащихся, используя литературу [2], составляют доклады по темам:<<Ископаемый кислород>> и <<Кислород и жизнь>>.

IV. Закрепление.

Двое учащихся идут к доске и выполняют работы по карточкам  № 1 и № 2 .

Карточка № 1.

Выпишите из предложенного перечня формулы оксидов:

SO3, Ca(OH)2, FeO, H2O, H2CO, Na2SO4, ZnO, KOH, P2O5, Fe3O4

Дайте названия.

Карточка № 2.

Составьте химические уравнения реакций  между кислородом и следующими веществами:

Кальций Са, Литий Li, этан С2Н6.

Расставьте коэффициенты и дайте названия образовавшимся веществам.

Остальные учащиеся  выполняют следующее задание:

I.Игра в «Крестики нолики»

 Выйграшный путь в обоих случаях составляют формулы оксидов.

HNO3            SO2           SO3                    KCIO3      ZnO        Na2O

CO2              CuO —         MnO                  NaOH       SO2        H2SO4

O2                 NaOH         ZnSO4                    Cu(OH)2      N2O3         CO2

II. Найдите в правом столбце названия оксидов, формулы которые приведены в левом столбце:

1. P2O5                                                               а) оксид серы (IV)

      2. CO2                                                                Б) оксид фосфора (V)

3. SO2                                                                в) оксид железа (II)

4. FeO                                                                г) оксид серы (VI)

5. K2O                                                                д) оксид меди (II)

6. CuO                                                                е) оксид углерода (II)

7. SO3                                                                ж) оксид калия

8. CO                                                                з) оксид кальция 

9. CaO                                                                и) оксид углерода (IV)

III. Найдите формулы всех оксидов, которые можно составить и записать в приведенных карточках:

Число карточек равно числу оксидов

Ответы: CaO, SO2, SO3, CO, CO2, Al2O3, MgO, NO, NO2, Fe2O3 – 10 оксидов.

Дополнительные вопросы: можно задать учащимся по ходу закрепления пройденного материала:
1) Назовите химический элемент, наиболее распространенный в земной коре? В состав, каких соединений входит этот элемент и каково его содержания в природе?

2) Как получают кислород в лаборатории?

3) Что такое катализаторы, и каково их значение в химических процессах?

4) Охарактеризуйте химические и физические свойства кислорода.

5) Какие процессы относятся к процессам окисления? Какие вещества называются оксидами?

V. Домашнее задание:

 П. 24, упр. 4, т/з с. 83

Используемая литература.

1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф. Г.  Неорганическая химия: Учеб, для 8 кл. сред. шк.  – М.: Просвещение, 2005.

2. Ходаков Ю.В.  «Рассказы о веществах – невидимках»  – М.: Просвещение, 2000.

3. Ходаков Ю.В. Неорганическая химия: Учеб, для 8 кл. сред. шк.  –М.: Просвещение, 2000.

4.«Химия и жизнь» — журнал №3, 1992 г.

5.«Химия и жизнь» — журнал №5, 1992 г.

Карточка №1.

Составьте формулы веществ, получающихся в результате реакций (валентности элементов указанны) и расставьте коэффициенты в уравнениях реакций (полужирным шрифтом указан готовый вариант ответа):

               IV II                                                                               III   II

С О2 → СО2                   соединения                4AI  3O2 → 2AI2O         соединения

                IV II

S O2 → SO2           соединения                   2H2S  3O2 → 2SO2  2H2O     замещения

                       V II

4P  5O2 → 2P2O5   соединения                 2HgО → 2Hg O   разложения

Определить тип химической реакции.

Карточка №2

Расставьте коэффициенты в следующих уравнениях реакций (полужирным шрифтом указан готовый вариант ответа):

12H2O → 2H2  O2            

              MnO2

2) 2H2O2     →    2H2O O2

             t

3) 2HgO → 2Hg O2

                 MnO2

4) 2KCLO3  →   2KCI  3O2

5) 2KMnO4 → K2MnO4  MnO2  O2

Карточка №3

В каких уравнениях допущены ошибки при расстановке коэффициентов. Исправьте их.

А) 2C2H2  3O2 → 2CO 2H2O

Б) 2FeCl2  3Cl2 → 2FeCl3

В) 4Al 3O2 → 2Al2O3

Г) 2CrCl3  Cr → 3CrCl2

Карточка №4

В каких уравнениях неправильно расставлены коэффициенты? Исправьте их.

А) 2ZnS 3O2 → 2ZnO 2SO2

Б) ZnS 2HCl → ZnCl2  H2S

В) 2Fe2O3  3H2 → 2Fe 3H2O

Г) ZnO 2NaOH → Na2ZnO2  H2O

Карточка №5

Рассчитайте относительные молекулярные массы веществ:

А) Cu(NO3)2                Mr[Cu(NO3)2]=Ar(Cu) 2Ar(N) 6Ar(O)= 64 14*2 16*6=188

Б) Al2O3                Mr(Al2O3)=2Al(Al) 3Ar(O)=2*27 3*16=102

В) Na2SO4                 Mr(Na2SO4)=2Ar(Na) Ar(S) 4Ar(O)= 2*23 32 4*16=142

Лабораторные опыты:

1.Получение и свойства кислорода.

А) Соберите прибор, как показано на рисунке 24 страница 49 [1] и проверьте его на герметичность. В пробирку насыпьте примерно на ¼ ее объема перманганата калия и у отверстия пробирки положите рыхлый комочек ваты (стекловаты). Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Укрепите пробирку в лапке штатива, так что бы конец газоотводной трубки почти доходил до дна стакана или цилиндра, в котором будет собираться кислород. Сначала обогрейте всю пробирку. Затем постепенно передвигайте пламя от ее дна в сторону пробирки.

Полноту заполнения стакана (цилиндра) кислородом проверяйте тлеющей лучиной. Как только сосуд наполнится кислородом, закройте его картоном или стеклянной пластинкой.

Б) Соберите прибор, как показано на рисунке 25 (с.49 [1]) и проверьте его на герметичность. В сосуд с водой опрокиньте пробирку с водой (или цилиндр закрытый стеклянной пластинкой). Затем пробирку (цилиндр) с водой наденьте на конец газоотводной трубки и нагрейте пробирку с перманганатом калия. Когда сосуд заполнится кислородом, закройте его под водой стеклянной пластиной. Собранный кислород сохранить для следующих опытов.

2. Горение в кислороде угля.  

Положите в железную ложечку кусочек древесного угля и раскалите его в пламени. Затем ложечку с тлеющим углем внесите в сосуд с кислородом и наблюдайте за происходящим. Когда горение прекратится, влейте в сосуд немного известковой воды и взболтайте, происходит помутнение.

CO2  Ca(OH)2 → CaCO3        H2O

                                                      Белый

                                                     осадок.

Оцените статью
Кислород
Добавить комментарий