Несмотря на значительный рост цен на энергоресурсы, газ по-прежнему является самым распространенным видом топлива. Его используют для разных целей, в том числе и для заправки автомобилей. Установка газобаллонного оборудования на машины позволяет снизить затраты на приобретение топлива.
Приобрести подходящие баллоны и другое оборудование можно на сайте http://safegas.com.ua/ru/gazovye-ballony/.
- Необходимое оборудование
- Принцип работы газозаправочной установки
- Материалы
- Как собрать и использовать адаптер для перезаправки баллона
- Смотрите видео
- Подходящие для заправки газом баллоны
- Виды сосудов для хранения и потребления
- Технические особенности производства баллонов
- Хранение газа для индивидуального пользования
- Обслуживание и ремонт газового оборудования
- Технология заправки баллонов газом
- Проверка на дефекты
- А что говорит законодательство?
- Опасность наполнения баллонов на АГЗС без лицензии
- Виды и особенности баллонов для хранения газа
- Типы резервуаров для использования в быту
- Как соотносятся цвет и назначение?
- Освидетельствование баллонов. Как узнать срок службы
- Почему не стоит заправлять на обычных АГЗС ?
- Услуги газонаполнительных станций
- Правила заправки баллонов
- Обмен или заправка?
- Какие проблемы могут подстерегать при заправке
- Замена баллона новым, ремонт
- Порядок замены, безопасность при транспортировке
- Несколько важных нюансов по эксплуатации
Необходимое оборудование
Газ, который подается в жилые дома, стоит намного дешевле, чем сжиженный газ на специализированных заправках. Поэтому заправлять баллоны от кухонной плиты намного выгоднее. Но для того чтобы самостоятельно осуществить этот процесс понадобится специальное оборудование.
На сегодняшний день существует два доступных варианта:
- мобильные газозаправочные станции промышленного изготовление. Такое оборудование в нашей стране не производят. Поэтому придется обратиться к иностранным производителям. Установки для заправки баллоны бытовым газом производят во Франции, Австрии, Германии и многих других странах;
- самодельные установки. Для того чтобы изготовить такое оборудование необходимо обладать определенными навыками. Важно понимать, что при утечке бытового газа возможны несчастные случаи.
Особенностью оборудования, которое позволяет заправлять баллоны бытовым газом, является использование нескольких компрессоров, объединенных в разные контуры. Это позволяет производить постепенное увеличение давления газа.
Принцип работы газозаправочной установки
Поскольку давление газа в газопроводе составляет примерно 0.05 Атм., то перед заправкой его необходимо сжать до 200 Атм. Эту задачу и решает установка для заправки баллонов. Она может включать в себя от 3 до 5 контуров, при этом принцип работы будет неизменным:
- Газ проходит фильтр, установленный на входе в систему, и попадает в цилиндр контура.
- Компрессор нагнетает давление, и сжатый газ подается в радиатор охлаждения.
- По трубопроводу газ подается в следующий контур, где происходит еще большее сжатие.
Все процессы повторяются в каждом контуре. Перед заправкой в баллон высокого давления, газ пропускается через молекулярный фильтр.
Длится процесс заправки от 1.5 до 2 часов. Если использовать резервные баллоны, в которые газ будет нагнетаться заранее, то время можно сократить до 10-15 минут.
Используя самодельное газозаправочное оборудование необходимо быть предельно осторожным. Утечки газа могут стать причиной различных несчастных случаев.
Портативные горелки и таганки для кемпинга работают от небольшого одноразового газового баллона, стоимость которого явно завышенная, в сравнении с ценами пропана на обычных автозаправках. В связи с этим можно существенно сэкономить, заправляя такие баллончики от большого пропанового баллона через самодельный переходник.
Материалы
- штуцер на пропановый баллон;
- шланг;
- портативная газовая горелка на цанговом соединении без электроподжига;
- 2 хомута.
Как собрать и использовать адаптер для перезаправки баллона
На пропановый баллон устанавливается специализированная гайка с левой резьбой со штуцером под тонкий шланг. Эту деталь можно купить в хозяйственном магазине или выточить на токарном станке.
Далее на штуцер устанавливается короткий шланг с прикрепленной на втором конце частью от газовой горелки без электроподжига.
От нее используется только цанговое соединение для фиксации баллончика, краник и часть трубки газопровода. Само сопло отрезается. На шланг обязательно ставятся хомуты.
Чтобы заправить баллончик, нужно сначала полностью выпустить из него остатки газовой смеси.
Для этого достаточно прижать его штуцер отверткой. При этом нужно вовремя остановиться, как только газ перестанет выходить, чтобы внутрь не попал воздух.
Затем большой пропановый баллон, желательно перед этим прогретый под солнечными лучами для увеличения давления, укладывается лежа. В таком положении через переходник будет подаваться пропан в жидком, а не газообразном состоянии.
Перед заправкой нужно взвесить пустой баллончик и посмотреть на нем, на какой вес газа он рассчитан. Это позволит проконтролировать заправку, чтобы не переполнить его пропаном. Обычно баллончик вмещает 220 гр. газа. Его конечная масса после заправки должна равняться сумме фактического пустого веса плюс 220 гр. пропана.
На большом баллоне с установленным переходником открывается вентиль. Далее нужно приоткрыть на секунду краник на спиленной горелке, чтобы удалить из системы воздух. Поле этого на переходник устанавливается баллончик, и его вентиль уже открывается полностью.
Во время заправки баллончик лучше перевернуть штуцером вниз, в таком случае газ внутри него будет меньше испаряться и его поместится больше. Почувствовав, что баллон стал тяжелым нужно остановиться, отсоединить его и взвесить. Ориентируясь по массе можно понять, заполнен он на положенный максимум или еще нет.
Если баллончик неполный, то его следует охладить. В таком случае пропан внутри станет жидким и будет занимать меньше места, что позволит закачать еще. Для этого баллончик можно положить в холодильник или просто придавить его штуцер, чтобы спустить немного газа. При выходе тот охладит баллончик, и оставшийся внутри пропан станет жидким.
Смотрите видео
Инструкция для ознакомления!
Priklad | UPD. С моего разрешения данный обзор размещен товарищем тут . Вероятно, что каждый пользователь портативных газовых баллонов для горелок сталкивался с ситуацией, когда после использования в походе в баллоне остается некоторое количество газа, которого недостаточно для следующего похода, но вроде бы он в баллоне есть. Брать с собой полный и полупустой баллон в многодневный поход, с расчетом потратить остатки газа, означает тащить на себе лишний вес, да и место в рюкзаке ограничено. Кроме того, таких полупустых баллонов может накопиться несколько, и проблема только усугубляется. И в один прекрасный момент я пришел к мысли, что было бы неплохо попробовать перелить газ из нескольких полупустых баллонов в один. Сначала немного теории. В чем отличие резьбовых и цанговых баллонов? На мой взгляд, таки предпочтительнее резьбовые баллоны, которые можно заправлять либо от аналогичных полупустых баллонов, либо от более дешевых цанговых. и переходники с «дихлофосного» на резьбу: Kovea-9504, а немного позже сходный переходник от G-Works. В чем отличие? Kovea-9504 не имеет обратного клапана и выполнен в основном из пластмассы. А продукция G-Works изготовлена из алюминия, внушает ощущение надежности, и даже с эстетической точки зрения выглядит на порядок лучше (не сочтите за рекламу). Для начала, с целью оценки потерь при переливании газа, взвесим исходные материалы — пустой резьбовой баллон Camping World на 450 мл, и два полных цанговых — Kovea и Следопыт. Их вес составил 211, 310 и 301 грамм соответственно. В сумме их вес 822 грамма. Накручиваем адаптер Gas Saver на резьбовой баллон, предварительно закрыв на первом клапан, и смотрим, как подключить к этой конструкции «дихлофосный» баллон. Для этого у нас имеется целых два переходника. В отличие от предыдущего переходника, G-Works садится на Gas Saver как влитой (сказывается разработка одним производителем). Остановимся на этом варианте. Цепляем переходник к Ковеевскому баллону и вкручиваем эту конструкцию в Gas Saver. Соединения выглядят надежными и безопасными, запаха газа не чувствуется. Наверное, можно начинать. Предварительно, знакомясь с этой темой в интернете, я выяснил, что для достижения наилучшего результата полный баллон следует немного подогреть, а пустой наоборот охладить. Ну что ж, последуем рекомендациям опытных людей. Нагреваем горячей водой «дихлофоску» Ковея, а резьбовой охлаждаем ледяной водой. Может стоит заправить в зелененький баллон еще один «дихлофосный»? Ведь номинально резьбовой в два раза больше цангового: Конечно стоит! На этот раз, сразу по прекращению звука льющегося газа, повторно производим температурные экзекуции с баллонами. И продолжаем до победного конца. Интересно, а сколько газа осталось в цанговых баллонах? Простой расчет говорит о 8 граммах в Ковеа, и 25 в Следопыте. Поболтав баллоны звука жидкого газа добиться не удалось, однако подключенная лампа без проблем загорается, и горит без малейших намеках о скорой кончине газа в кажущемся пустым баллоне. На всякий случай проверили исправность перезаправленного резьбового баллона, подключив к нему лампу, ожидаемый результат подтвердился — лампа горит, запаха газа от клапана не чувствуется. Вот и все, жду вопросов! |
urgen | Вопросов нет. Есть жуткий восторг! Уже кто то перелил…. пол дома х-м снесло.. (((( |
Priklad | Боюсь что там использовались баллончики побольше, и техника безопасности не соблюдалась.. . |
Priklad |
И если честно, то я немного очковал при всех этих экспериментах. Держал окно открытым, и тщательно принюхивался ) |
Priklad | Поначалу не в тот раздел разместил. |
philiphardcorov | 21-12-2015 18:32
Реально полезная тема. Тс респект Вам. Где Вы покупали эти переходники? |
Priklad | На Ебее, кроме ковеевского переходника, его можно купить во многих магазинах. |
maior 0763 | 21-12-2015 18:57
с такими переходниками весьма удобно-у меня у друга что то похожее. |
Кецалькоатль | 21-12-2015 19:57
Знание — сила. Стограммовые баллоны, порой, хер где купишь, и вот оно решение. Спасибо. |
strateg | Нормуль приспособа. |
DICOM | Фирма Венто продавала недорогие переходники по 150-200р для заправки стандарта epi-gas от большого баллона с вентилем. Купив два переходника, легко собрал переходник для переливания газа из полупустых баллонов. На мой взгляд, переливать бутан из ‘дихлофосов’ не имеет смысла. |
strateg | Ну как проще. Надо купить большой баллон, заправить его. Мне вот лень заморачиваться. |
kamikadze | 22-12-2015 04:34
Самодельный переходник как на вашем фото, вещь конечно интересная.
Я вот ищу MSRовский старый стограммовый. |
Priklad | Согласен, заправлять с большого баллона выгоднее экономически, но это надо держать его где-то, кроме того, с моим ммм.. . трепетным отношением к газу просто не хочется рисковать с большим объемом газа. |
kamikadze | 22-12-2015 06:15
Кстати, да. Один из рисков. |
Pavel_A |
Можно поставить фильтр. На самом деле не всё так плохо. Баллон, донор газа, надо подготовить. Перед его заправкой на АЗС надо слить конденсат. При заправке много конденсата и грязи в него не попадёт. |
DICOM |
Почему? В чем Вы видите разницу в подключении горелки и переходника для заправки к баллону?
Вот, вот. Удобство перезаправки не только экономия средств, но и времени. Чем бегать на перезаправку, |
kamikadze | 22-12-2015 12:22
Простите, но я не понял вашего вопроса. |
ШИКО | Добрый день!
Вещь. Где приобрели? |
Кецалькоатль | 22-12-2015 16:00
я после читки статьи заказал вот здесь |
Priklad | Да, именно у этого продавца и заказывали. Только это немного другая модель, без кнопки клапана, а смысл тот же. По этому поводу подправил первый пост, разместил ссылку на продавца. |
Кецалькоатль | 22-12-2015 17:54
А если наполняемый баллон отправить на несколько часов в холодильник? |
ШИКО | А вот кстати вопрос. Если заправляемый баллон сильно охладить, и переборщить с заправкой, заправить большем количеством газа? Когда нагреется, не рванет? Или клапан стравит лишнее? |
presidentdelica | 22-12-2015 18:51
А более демократичных цен нет? У китайцев наверняка есть что то похожее |
kamikadze | 22-12-2015 18:54
Ну там же в баллонах клапан не предохранительный. Так что ничего он не стравит. |
Bogdan-Omsk | 22-12-2015 19:25
все есть . и на алиэкспрессе . ролики в ютубе , проще , дешевле . |
Биг Мак |
А можно ссылку? Сам заправлял через переходник двух литровый баллон из 27 литрового. Но переходник был не мой. Там просто переворачивали и переливали. Хваталао на пайку медных труб на полдня. Потом процесс повторялся. |
Priklad |
Скорее всего произойдет не разрыв, а выворот вогнутого дна баллона, которое специально так сконструировано. Читал что люди даже пользуются такими вывернутыми баллонами, но повторной заправке они точно больше не подлежат. |
maior 0763 | 23-12-2015 06:32
если хотите заправлять походные баллоны от 5 литрового баллона или большего то всегда заправляйте такие баллоны на автогазозаправках-там разрешили заправлять бытовые баллоны.. |
MraK111 | Со своей колокольни холодильщика- кондиционерщика — это правильно выглядит так! В пустом баллоне сверлим отверстие и впаиваем туда клапан «шредера». Предварительно удалив на время из клапана потроха. Клапан стоит не дорого. Затем вакуумируем баллон вакуумным насосом. Кто то его делает из старого компрессора от холодильника, к то то из авто компрессора.Ну или готовый можно купить. Вакуумируем через монометрическую станцию. Такая фигня из трёх шлангов с манометром и мановакууметром. Затем откручиваем штуцер от клапана шредера но не до конца, а что б он закрылся. 5-ти литровый баллон пропана ставим на весы и прикручиваем к нему шланг от монометрической станции, а другой у нас не докручен на клапане шредера. Переворачиваем баллон вверх ногами, что бы газ пошёл жидкой фракцией. Открываем вентиль на баллоне и продуваем шланги пропаном. Как только он начал шипеть у клапана шредера, то докручиваем его и заправляем по весам. ВСЁ!
|
kamikadze | 23-12-2015 07:18
MraK111, меня жена за турбаллоны дома третирует, всего боится. |
Bogdan-Omsk | 23-12-2015 08:55
только так и делаю , и дачный 50 литров только на заправке — хватает реально на дольше . |
Кецалькоатль | 23-12-2015 14:37
|
Priklad |
Ну по-моему это уже не домашние условия ))) Больше похоже на промышленное производство ) |
kamikadze | 23-12-2015 15:38
Ну в баню такую хрень на горбу таскать…. |
maior 0763 | 23-12-2015 18:13
Согласен что будет но мой переходник предназначен для полевых условий и потому важен был вес а у ТС конечно намного технологичней. |
Pavel_A |
Да ну нафиг. горелка это не холодильник. Тут всё гораздо проще. Да и холодилькини/кондиционеры уже не все ваккумируют. Продуют и так пойдет. |
Хачита |
Интересно, туристическую горелку прикрутить можно? Такой баллон интересен в авто, всякие там романтические вечера с девушками на живописном берегу реки |
Заправка бытовых газовых баллонов: правила наполнения, обслуживания и хранения баллонов
В таких случаях есть смысл иметь в запасе несколько баллонов, чтобы без проблем продолжать пользоваться газом, пока будет заправлен запасной. Мы расскажем о том, как производится наполнение «колб» для хранения и потребления голубого топлива. Познакомим с правилами, обеспечивающими безопасность заправки и эксплуатации.
Подходящие для заправки газом баллоны
Использование газа в быту неслучайно, поскольку по себестоимости это дешевле, чем электричество, а порою и проще технически.
Помимо применения для приготовления пищи, обогрева жилья и т.д. голубое топливо потребляется в разнообразных сферах деятельности.
Виды сосудов для хранения и потребления
Широкий диапазон использования заставил разработать для каждой из сфер свою тару для хранения и эксплуатации газообразного горючего. Существуют различные модификации баллонов различных объемов, которые служат поставщиками газа в туристических походах, на отдыхе и много где еще.
Газовые баллоны — почти обязательный атрибут частных домов, не подключенных к централизованному газоснабжению. По мере расхода голубого горючего запас его пополняется. При нормальном тех.состоянии заправку производят в те же технологические сосуды
Для туризма и отдыха нет смысла брать с собою баллон большого объема (ну, если не планируется длительный отдых), а небольшого объема может не хватить или он быстро закончится. Баллоны – это не спички, с запасом не возьмешь, лишний вес тащить бессмысленно, да и опасность перемещения сосудов с голубым топливом никто не отменял.
Есть две основные угрозы. Последствия у обеих опасностей одинаковы. Поскольку баллон является сосудом под высоким давлением, а само давление вызвано большим количеством газа, способного при нагреве расширяться внутри баллона, то соответственно он является взрывоопасным .
Если в туристический поход с собою тащить несколько баллонов с газом приходится по необходимости, то в домашних условиях (будь то индивидуальный дом, дача и т.д.), наличие запасных резервуаров с газом для обслуживания кухни, бани, котельной вполне понятно и объяснимо.
Сжиженным баллонным газом пользуются туристы и любители путешествий с остановками в кемпингах. Он нужен для заправки паяльного газового оборудования
Отметим, что газ, который транспортируется по газопроводу непосредственно к потребителю, – это смесь с преобладанием метана. А вот заправку газовых баллонов производят смесью пропана с бутаном, взятых в различных пропорциях.
Как магистральный, так и сжиженный баллонный газ не имеет ни цвета, ни запаха. Для того чтобы можно было безошибочно определить утечку обе смеси одорируют, т.е. обогащают болотным газом, метаном, обладающим характерным неприятным ароматом.
С учетом разницы в потреблении и эксплуатационной специфике газового оборудования промышленность предлагает широкий выбор баллонов, различающихся по емкости и размерам
Если обратиться к поисковым системам интернета, то можно выяснить, что баллонов для транспортировки, использования в быту, для проведения работ и хранения газа – огромное множество. Существенно отличаются не только объемы баллонов, но и техническое исполнение при производстве, срок эксплуатации и даже расчетное рабочее давление баллонов.
Технические особенности производства баллонов
Как простому обывателю не ошибиться при подборе необходимого типа баллона и сопутствующего эксплуатационного оборудования? Давайте рассмотрим данные вопросы более подробно и обратимся к основным источникам информации, которые могут в этом помочь – ГОСТы .
Именно в ГОСТах оговорены все технические нюансы, которые предъявляются к производителям баллонов в зависимости от сферы применения и характеристик горючего. Большая часть нормативных документов относится к производству промышленных емкостей высокого давления, поскольку на производствах применяют далеко не один и не два вида газа.
По этой причине газовые баллоны должны быть окрашены в свой «собственный» цвет, т.е. в цвет, который соответствует газу, который хранится в данном баллоне. Кроме цветовой окраски баллон должен иметь соответствующую надпись, это можно посмотреть на картинке ниже
Окраска газовых баллонов зависит от того, каким видом газа его допускается заполнять. Для пополнения запаса сжиженного газа подходят только ярко-красные резервуары
По правилам, регламентированным государственными стандартами, бытовые баллоны должны быть окрашены в красный цвет и иметь надпись «ПРОПАН» или «ПРОПАН-БУТАН» белого цвета. Это обязательное требование к резервуарам содержащим сжиженный горючий газ.
Основной нормативный документ, который оговаривает условия производства баллонов для бытового (не исключая и производственного) пользования – это ГОСТ 15860-84, который носит название «Баллоны стальные сварные для сжиженных углеводородных газов на давление до 1,6 МПа. Технические условия».
Хранение газа для индивидуального пользования
С какой периодичностью требуется заправка для баллонов, зависит в первую очередь от объемов потребления. Т.е. от количества газового оборудования, которое потребляет газ. В индивидуальном жилом доме при подключенной газовой плите и котле отопления потребление газа значительно больше, чем при пользовании газовой плитой в дачном домике.
Приготовление пищи на даче (даже при постоянном проживании) носит временный характер, поэтому и потребление значительно ниже. В таком случае и заправка газом баллона для работы газовой плиты будет значительно реже, чем для дома, в котором установлен еще и газовый котел.
Основная причина таких отличий по потреблению газа кроется в том, что конструкция газовой горелки котла существенно отличается от конструкции конфорки варочного оборудования. В таких случаях одним баллоном сложно обойтись, даже если баллон большого объема (50л), его придется менять с завидной регулярностью.
Если баллоны объемом 5л и 12л разрешается устанавливать возле газовой плиты (на расстоянии не ближе 1м от баллона до плиты), то баллоны объемом 27л и 50л должны устанавливаться вне помещений в специально оборудованных для этого местах (+)
При высоком потреблении имеет смысл пользоваться индивидуальной баллонной установкой, состоящей из нескольких баллонов. Такой вариант позволяет иметь в запасе значительно больший запас газа, а замену пустых баллонов производить реже.
Однако не стоит забывать, что увеличение объемов хранящегося газа влечет за собою и увеличение ответственности за техническое состояние газового оборудования.
Специально оборудованным местом являются, как правило, расположенные на улице невозгораемые шкафы. В них выполняется фиксация баллонного оборудования и их подключение к газопроводу, питающему газовое оборудование.
Шкафы индивидуальных баллонных установок должны находиться в таких местах, чтобы от путей прохода людей (вход в дом и т.п.) и ними было не менее пяти метров. Их нужно прочно закрепить. Баллоны внутри шкафов должны находиться в устойчивом положении. Рекомендовано фиксировать их для защиты от случайного падения.
Шкаф должен иметь вентиляционные отверстия или вентиляционные решетки, которые должны не позволить скапливаться газу (при возможной утечке) за счет естественной вентиляции. В идеале такой шкаф нужно укомплектовать датчиком сигнализации от опасной концентрации газов
Однако учитывая тот факт, что объем хранимого газа не так велик, а также есть возможность его естественного рассеивания за счет естественного вентилирования, в индивидуальных баллонных установках это может не требоваться.
Обслуживание и ремонт газового оборудования
Важный вопрос, который зачастую упускают из виду владельцы негазифицированного частного дома или дачи, это обслуживание газовых баллонов и индивидуальных баллонных установок. На крупных предприятиях обслуживание выполняется персоналом, который прошел обучение и проверку знаний по технологии, то в индивидуальных хозяйствах такое обучение никто не проходит.
При поставке и замене баллонов организацией, которая предлагает заправленные баллоны, проводится инструктаж с записью в журнале газоснабжающей структуры о его проведении. Такой инструктаж касается вопросов правильной эксплуатации уже установленного баллонного оборудования и мер безопасности при пользовании.
Обслуживание баллонного оборудования и индивидуальных баллонных установок должно выполняться представителями организаций, которые имеют на эти виды работ профильные разрешения. При проведении работ должны быть проверено не только состояние самих баллонов, но и шкафа индивидуальной баллонной установки.
Проводится осмотр газопровода от установки до газового оборудования, исследуется само газовое оборудование. В обязательном порядке проверяют соединения на наличие утечек. Все соединения «обмыливаются» с целью выявления утечек
Если в процессе обслуживания были выявлены какие-либо нарушения, то они должны быть устранены в обязательном порядке.
Ряд правил, которые обязательны к исполнению для тех, кто пользуется баллонами с газом:
- баллоны в местах установки не должны подвергаться прямому нагреву;
- установка газового оборудования в цокольных или подвальных этажах недопустима, поскольку там могут скапливаться газы при утечке;
- устанавливать баллоны около нагревательных приборов (радиаторы и т.п.) и газовой печи следует не ближе, чем 1м;
- помещение, в котором устанавливаются баллоны (и газовое оборудование) не должно иметь подвальных помещений, в которых может скапливаться газ.
Вопросы о том, возможно ли и как можно заправить газовый баллон непосредственно дома, довольно часто задают владельцы индивидуальных баллонных установок. Это объяснимо, ведь для заправки им необходимо везти несколько баллонов, причем порою на значительные расстояния.
Ответ на такой вопрос однозначен – нельзя заправлять баллон газом в домашних условиях. Причин тому несколько и относятся они к технологии заправки баллонов.
Технология заправки баллонов газом
Прежде всего, при приеме баллона на перезаправку организация, которая будет производить работы, должна проверить техническое состояние баллона. Что имеется в виду и что скрывается за этим технологическим определением?
Пополнение запаса сжиженного газа в баллоне допускается производить только на газозаправочных станциях, располагающих оборудованием для заправки и взвешивания сосудов
Основные дефекты, при выявлении которых могут отказать в перезаправке баллона газом:
- если была выявлена неисправность запорной арматуры (неисправен вентиль баллона );
- при наличии явных повреждений целостности корпуса – это могут быть явные трещины в сварном шве, либо следы глубокой коррозии, вмятины или выпуклости на корпусе;
- отсутствие таблички с паспортными данными или не читаемая табличка – это тоже причина, по которой могут отказаться принимать баллон.
Однозначно не подлежит заправке голубым горючим баллон окраски, не соответствующей государственным нормам и требованиям, а также резервуар без стандартной надписи.
При наличии дефектов корпуса и арматуры наполнение баллона газом запрещается. Его потребуется заменить или отремонтировать
Предъявляемые заправщиком требования по окраске баллона и надписи уже рассматривалось выше, технические неисправности арматуры и корпуса – это вполне объяснимые претензии.
Рассмотрим требования к табличке. Это фактически паспорт баллона, в котором отражены все его данные, начиная с момента производства и заканчивая датой последней поверки (освидетельствования).
Что конкретно должно быть указано на табличке:
- в первую очередь – это марка баллона и клеймо ОТК завода-изготовителя;
- далее указывается конкретный тип баллона и номер партии, в которой он был выпущен;
- обязательно указывается вес баллона с погрешностью не более 200грамм;
- соответственно дата производства (выпуска) баллона;
- дата, когда баллон прошел освидетельствование в последний раз и дата следующей поверки;
- указывается рабочее давление баллона и его испытательное давление;
- обязательно должен быть указан объем баллона, т.е. его емкость с точностью до 0,2л.
При ее отсутствии таблички идентифицировать баллон будет проблематично. Поэтому за ее состоянием необходимо регулярно следить. Если эксплуатационные сведения выбиты непосредственно на корпусе баллона, то надпись должна быть покрыта бесцветным лаком и обведена контуром белого цвета.
Таблички, которые не выбиты на корпусе, а прикреплены отдельно, тоже следует сохранять в целостности, а данные на «баллонном паспорте» должны быть хорошо различаемыми и легко читаемыми.
Табличка баллона с сжиженным газом содержит все сведения о технических характеристиках, поверках и прочих данных тары под газ
Для чего нужны эти данные? Именно эти характеристики будут проверяться организацией, выполняющей заправку баллона на соответствие. Сведения о весе баллона и его объеме говорят о том, сколько газа можно заправить в этот баллон.
Чтобы это было понятно, рассмотрим основные нюансы технологии правил заправки бытовых газовых баллонов, которые прописаны в типовых инструкциях по заправке баллонов пропаном или пропанобутановой смесью.
Заправка баллонов должна выполняться в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя, нормы заполнения баллона составляют:
- для технического пропана – это объем порядка 0,425 кг на каждый литр баллона;
- для технического бутана – это объем порядка 0,4338 кг на каждый литр баллона,
При этом жидкая фаза газа не должна превысить 85% от геометрического объема заполняемого баллона.
Заправку сосуда с газом производят так, чтобы 15% от полного объема осталось свободным. Это необходимо на случай теплового расширения газа при нагревании
Баллон должен быть взвешен перед наполнением. Он должен обязательно иметь остаточное давление, если уже был в эксплуатации. После наполнения баллон должен быть взвешен, а заглушка штуцера вентиля резервуара для хранения и использования газа проверена на герметичность при помощи обмыливания всех мест, где возможны утечки.
Проверка на дефекты
Заправка баллонов производится, если при приемке баллона на перезаправку не было выявлено дефектов, а срок поверки еще не истек. Если же срок поверки пропущен, то баллон требует не только обслуживания, но проведения испытаний, которые может выполнить только специализированная организация, владеющая необходимым оборудованием.
Освидетельствование позволяет выявить дефекты, которые могут быть не видны невооруженным глазом, либо вовсе находиться внутри корпуса баллона. Какие именно манипуляции с баллоном будут выполняться, следует рассмотреть подробнее.
Для выявления микротрещин используется гидравлический метод испытания баллонов. Согласно этой методике в заполненном водой баллоне нагнетается давление в 2,5 мПа. Продолжительность тестирования не менее 1 минуты.
Затем давление снижается до нормального рабочего уровня, после чего выполняется осмотр баллона с простукиванием всех сварных швов ( простукивается молотком, имеющим вес 0,5 кг).
Если при проведении гидравлических испытаний не было выявлено никаких протечек, корпус баллона не получил каких-либо значительных деформаций или разрывов, то такой баллон считается прошедшим гидравлические испытания
Окончательным этапом изучения технического состояния баллона является пневматическое исследование. Это помещение баллона в объемную емкость с водой. От верхних деталей баллона до поверхности жидкости, в которую погружен сосуд, должно быть 3-4см.
В баллоне нагнетается давление в 1,6 мПа на время не менее 2 минут. Если в баллоне есть место утечки, то его легко выявить визуально по следам пузырьков. Если пневматическое испытание не выявило дефектов корпуса, то баллон можно просушить и отправлять на перезарядку.
Согласно действующим нормативным актам, срок эксплуатации бытовых газовых баллонов не должен превышать 20 лет. За время пользования баллоном его можно подвергать ремонту, но не более 2-х раз и с последующим проведением освидетельствования после восстановления технических характеристик.
Освидетельствование баллонов должно выполняться не реже одного раза в пять лет, с обязательным указанием на табличке даты проведения освидетельствования и даты следующей проверки.
Мы рассмотрели основные аспекты, которые касаются эксплуатации газовых баллонов в быту, разобрали вопросы эксплуатации и обслуживания газового оборудования. Кроме того, были перечислили основные технические требования по перезарядке баллонов и проведения их освидетельствования специализированными организациями.
Владение полезной информацией позволит избежать массы опасных ситуаций. Внимательный читатель сможет определить, подлежит ли его баллон заправке. Сможет проконтролировать работу сотрудников организации, занимающейся пополнением индивидуальных резервуаров для голубого топлива.
Правила заправки бытовых газовых баллонов на АГЗС: нормы и требования по обеспечению безопасности
Газовый баллон на дачном участке или в загородном доме – явление привычное, но крайне хлопотное. Ведь запас голубого топлива в них придется периодически восстанавливать, соблюдая правила заправки бытовых газовых баллонов на АГЗС. Да и сами баллоны должны соответствовать особым условиям.
А что говорит законодательство?
Заправки, газораспределительные станции и другие объекты газоснабжения относятся к самой сложной эксплуатационной категории. Законодательство предусматривает строгие правила безопасности, в соответствии с которыми выполняются все действия на объектах и прилегающей территории.
Хранение и эксплуатацию газового баллона в бытовой сфере поясняет постановление Правительства РФ от 26.12.2016 г. №1498. Оно регламентирует предоставление коммунальных услуг и эксплуатацию общего имущества. В одном из пунктов описаны вопросы покупки, заправки и обмена бытовых газовых баллонов.
Важные основные моменты, значимые для всех видов газовых баллонов :
- баллон должен быть исправным;
- иметь неистекший срок годности;
- продажа осуществляется только в специальных лицензированных пунктах;
- заправка проводится на «газонаполнительных станциях».
Отсюда следует, что на обычных автомобильных АГЗС заправка запрещена правилами устройства и использования оборудования, работающего под давлением. И это не каприз законодательства, а настоящий акт заботы о гражданах.
Лучше всего обращаться в надежные, специально оборудованные Газонаполнительные станции (ГНС), предназначенные для заправки бытовых баллонов
Опасность наполнения баллонов на АГЗС без лицензии
Дело в том, что бытовые и автомобильные баллоны отличаются по устройству: последние имеют специальные отсекатели, не позволяющие переполнить резервуар.
Система подачи газа отключается автоматически при достижении нормы (не выше 85%). А в баллонах, назначением которых является бытовое использование, таких отсекателей не предусмотрено. Еще один нюанс – автомобильные системы заполняются в литрах, а бытовые – в килограммах.
В лицензионных «газонаполнительных станциях» этот вопрос решается просто – баллон наполняется на весах. Все производится с учетом количества остатков и вновь поданного газа. Сам резервуар обязательно проверяется на утечку, срок эксплуатации, наличие остатков тяжелых фракций.
С 2017 года на обычных заправках для авто бытовые газовые баллоны заправлять перестали. С одной стороны понятно, что после нескольких ЧП со взрывами внимание на эту проблему обратили государственные органы. Однако с другой — решить ее до конца пока не смогли из-за недостатка лицензионных пунктов.
И если при обращении на автомобильную АГЗС вам наполнят баллон, знайте: законодательство нарушаете и вы, и заправочный пункт.
Рассмотрим, какие же законные возможности по наполнению баллона газом мы имеем, какие существуют основные правила, согласно которым производят заправки бытовых газовых баллонов на АГЗС , а также другую важную информацию по эксплуатации газового оборудования со съемным носителем.
Виды и особенности баллонов для хранения газа
Изготовителями выпускаются несколько типов стальных баллонов разного объема: 5, 15, 25 и 50 литров. Вес — от 4 до 22 кг. Например, баллон на 50 литров весит 44 кг. В последнее время разработаны и выпускаются баллоны, изготовленные из полимерных композитных материалов в объемах 14 или 33 литра.
Для редкого сезонного использования можно приобрести небольшие модели 5-12 литров. Для круглогодичного и интенсивного использования выбирают 50-литровые баллоны
Типы резервуаров для использования в быту
По материалу, из которого выполнен корпус, баллоны для бытового использования делятся на следующие группы:
Полимерные баллоны легче транспортировать, так как они меньше весят и меньше подвергаются деформации при ударах или падении. Еще одно преимущество полимерного оборудования — высокая термоустойчивость . Оно может находиться рядом с огнем.
Композитные полипропиленовые евробаллоны безопасны, легко утилизируются, удобны в эксплуатации, но стоят дороже
Как соотносятся цвет и назначение?
По правилам ГОСТ, цвет баллона определяет их назначение:
- белые с желтыми надписями наполняют ацетиленом;
- красные – для пропана;
- голубые – для медицинского или обычного кислорода;
- в темно-зеленых хранят водород;
- в серых с черными элементами – закись азота.
Для использования в наших бытовых условиях и регулярного пополнения запасов сжиженного горючего подходят только резервуары красного цвета с соответствующей маркировкой.
Российская схема окраски баллонов – перепутать невозможно! Для бытовой эксплуатации газового оборудования подходят только варианты красного цвета
Освидетельствование баллонов. Как узнать срок службы
Бытовые баллоны для пропана – это металлические герметичные емкости определенного объема для хранения газа. Материал изготовления – стальной сплав с добавками хрома и молибдена. От завода-изготовителя они попадают в свободный оборот. Используются в специализированных компаниях в качестве оборудования, на предприятиях, в быту у населения.
Каждый баллон сопровождается выдачей бумажного паспорта от завода-изготовителя. Данные дублируются в виде металлических надписей на обратной стороне корпуса, рядом с клеймом предприятия.
Техническое состояние баллонов должно строго контролироваться согласно ГОСТ 15860. Чтобы определить возможность дальнейшей эксплуатации, проводится процедура освидетельствования.
При условии освидетельствования один раз в пять лет:
- изделия, выпущенные раньше февраля 2014 года, могут служить до 40 лет;
- изделия, изготовленные после 1 февраля 2014 года – до 20 лет.
На «металлическом паспорте» указывается дата выпуска изделия, объем, вес, дата последнего освидетельствования. По правилам пользования баллоны без металлических паспортов либо с нечеткими надписями не заправляются и не подлежат обмену.
На корпусе паспортной таблички наносятся данные о массе, дате производства, дате последней аттестации. Важно бережно относиться к изделию, чтобы надписи хорошо читались, иначе баллон будет снят с эксплуатации
И это правильно. «Жизнь» каждого баллона протекает по-разному: какие-то изделия находятся в постоянном пользовании, другие могут годами пылиться в гараже, чтобы в нужный момент быть использованными для определенных целей.
Не стоит забывать о том, что неисправное оборудование для хранения опасных субстанций (газа) может принести беду.
Почему не стоит заправлять на обычных АГЗС ?
Вопрос о том, можно ли заправлять бытовые газовые баллоны на АГЗС, стоит рассмотреть более подробно. По законодательству продавать сжиженный газ можно только в особых оборудованных пунктах. Но многие автомобильные заправки в обход закона пытаются на этом заработать.
Приобретая газ на такой заправке, потребители должны помнить не только о юридической ответственности, но и об опасности, которую таит в себе неправильно заправленный баллон.
Заправлять бытовые баллоны можно только в пунктах, где есть специальное оборудование и лицензия. Соблюдение обозначенных в плакате правил — обязательное условие, гарантирующее безопасность
А риски велики, если:
- емкость не проверяется на наличие утечки;
- контроль освидетельствования, а значит, исправности, не проводится;
- но самое главное – на автомобильных заправках нет возможности проверить наполняемость, предусмотренную утвержденным нормам (85% от объема).
Свободная зона создает «паровую шапку», предотвращающую расширение газа. Например, при нагревании под солнцем. Сколько жидкой субстанции необходимо, легко просчитать, разделив номинальный объем на 1,43. Например, для баллона, рассчитанного на 22 литра, достаточно добавить 15,38 литров сжиженного газа.
Если отсекателя нет, работа проводится буквально «на глаз», поэтому велика возможность переполнения емкости, а значит, возрастания возможности катастрофического риска.
Поэтому перед тем, как заправить пустой газовый баллон на АГЗС , убедитесь, что пункт имеет для этого специальное оборудование, в том числе весы для взвешивания. Но лучше наполнять емкости на специальных газонаполнительных станциях, чтобы гарантированно обеспечить контроль веса.
Перед заправкой баллон взвешивают, чтобы не превысить допустимые параметры массы после заправки
Услуги газонаполнительных станций
Это компании, осуществляющие заправку газа в любые разрешенные емкости. Газонаполнительная станция должна быть укомплектована особым оборудованием, определяющим способ заправки газом.
Существует три способа заправки газом:
- насосный;
- насосно-компрессионный;
- насосно-испарительный.
Само название оборудования говорит за себя. Это насосы, компрессоры для создания повышенного давления, испаритель, нагреватель для обеспечения повышенного давления. Также должны присутствовать: вытяжки, емкости для хранения газа, техническое оснащение (измерители плотности, дозаторы).
Мобильная модульная станция – вариант небольшой газораспределительной станции для заправки кислородных баллонов, чаще всего используется для медицинских учреждений или строительных предприятий, которые используют кислород при проведении сварочных работ.
Газонаполнительные станции предлагают услуги по замене баллонов, проводят инструктаж по безопасности, а также освидетельствование и проверку на пригодность к эксплуатации
На крупных станциях используются посты наполнения баллонов с электронными весовыми установками, включающими промышленный контроллер и клапан подачи газа. При установке баллона на грузовую приемную платформу весов автоматически фиксируется количество остатков и масса нового поступления.
При достижении нужного объема, установленного заранее на электронном блоке, подача газа автоматически прекращается.
Правила заправки баллонов
К заправке стандартного баллона предъявляются требования безопасности. Обязательная маркировка «сжатый газ» и специальная наклейка сигнализируют о взрывоопасности.
Оборудование обязательно должно быть проверено по следующим параметрам:
- исправность;
- наличие остаточного давления;
- дефекты клапана или вентиля;
- наличие ржавчины на поверхности, отслоение материала;
- вмятины или повреждения.
Перед заправкой из баллона удаляется конденсат и остатки газа, он проверяется на исправность. На специализированных станциях применяется инвентарь – шланг для поступления газа с клапанами, переходником — адаптером .
Обмен или заправка?
Получить баллон с газом, необходимым для работы газового котла , плиты, линий наружного освещения и т.д., можно двумя способами: заправить свою емкость или обменять ее на другую, уже заправленную. В первом случае баллоны оставляются на станции на 1-2 дня, потребитель получает свою полную тару.
Во втором — быстрый обмен пустой емкости на заполненную. Потребители сами могут сделать выбор, каким способом пользоваться. Второй способ быстрее, однако вы получаете чужое оборудование, возможно, не самое новое. Стоимость зависит от вида и объема газов. Стандартный случай: 200-300 рублей.
Какие проблемы могут подстерегать при заправке
Нюансы, которые важно знать о наполнении газовых баллонов:
Для того чтобы предупредить возникновение перечисленных проблем и рисков, сопутствующих пополнению запаса сжиженного взрывоопасного вещества, надо заранее продумать процесс и предусмотреть все нюансы.
Качественный баллон и соблюдение правил эксплуатации – залог безопасности. Относится к этой характеристики следует с повышенным вниманием
Замена баллона новым, ремонт
Рано или поздно баллон изнашивается, может выйти из строя вентиль, поверхность начнет расслаиваться. Почти в каждом городе есть пункт замены или ремонта баллонов. Вы можете отдать старое и получить новое изделие, с доплатой примерно от 1500 рублей. Это хорошая альтернатива покупке нового оборудования.
Если вентиль подлежит ремонту, его ремонтируют или полностью меняют . Сам баллон могут ошкурить и покрасить. Стоимость нового пустого баллона для пропана: от 2,500 до 600 рублей, в зависимости от материалов производителя.
Большие баллоны приобретать выгоднее – 50-литровой емкости хватит на приготовление пищи на плите для небольшой семьи в течение 2-х месяцев
Порядок замены, безопасность при транспортировке
Конструкция баллонов различается по наличию закрывающего клапана КБ-2 или технического вентиля ВБ-2 по ГОСТ 21804–94. В вариантах с клапаном имеется быстросъемный редуктор, понижающий давление при появлении пламени.
Редуктор крепится к магистральному шлангу через штуцер с небольшим монтажным хомутом:
- К баллону с клапаном редуктор крепится натягиванием на горловину клапана с уплотнительным кольцом.
- С вентилем соединяется посредством резьбы на штуцере вентиля, в другом случае — накидной гайкой редуктора. В пунктах замены выдается специальная одноразовая прокладка.
Если напор газа заметно снизился и сходит на «нет», не стоит выжимать его до последней капли:
Перекрывайте вентиль всегда, если кухонная плита не работает.
Транспортировка баллонов проводится только с предохранительными колпаками и заглушками. При перевозке проверяйте, чтобы кран был закрыт и защищен колпаком.
Несколько важных нюансов по эксплуатации
Простые правила помогут удобно и безопасно пользоваться баллонами на дачах и в загородных домах:
Соблюдение требований по грамотной и аккуратной эксплуатации резервуаров с сжиженным газом — норма, гарантирующая безопасность пользователю и окружающим, а также сохранность имущества.
Бережно эксплуатируйте газовое оборудование. Старайтесь оградить корпус от ударов, чтобы не допустить утечки газа:
После замены баллона осмотрите и оцените плотность соединений, убедитесь в отсутствии утечек газа. Можно обмазать соединения пеной от мыльного раствора и понаблюдать:
Газовая плита – оптимальный вариант для бытового применения, когда централизованный газопровод отсутствует. Зная, как правильно заправить газовый баллон на АГЗС с необходимым оборудованием, выполняя технику безопасности при транспортировке и эксплуатации, можно сделать жизнь комфортной и удобной.