Отличительная окраска газовых баллонов
Отличительная окраска газонаполненных баллонов малой, средней и большой емкости отечественного производства (ГОСТ 949-73, ГОСТ 12247-80, ТР ТС 032/2013) и зарубежных производителей (EN 1089-3)
В России принята следующая схема окраски и маркировки баллонов с сжатыми газами:
Маркировка импортных газов различается, так как единого международного стандарта нет.
США и Европа
Повсеместно, для чистого кислорода, который используется для дыхания (аквалангистами), или в медицинских целях (реанимация), используются баллоны, выкрашенные в зелёный цвет. При этом все составляющие, которые непосредственно используются с этими баллонами (редукторы, лёгочные автоматы), должны иметь части, выкрашенные в зелёный цвет, во избежание использования на кислородных баллонах частей, не предназначенных для этого.
Согласно стандарту EN 1089-3, газовые баллоны (за исключением баллонов со сжиженным газом и нефтегазом) маркируются на плече, при этом цвет маркера зависит не от содержимого баллона, а от представляющей опасности. Таким образом, для маркирования газовых баллонов применяются следующие цвета:
Однако наряду с такой маркировкой газов стандарт предусматривает и фиксированную маркировку, которая применяется к кислороду, азоту, закиси азота, гелию. Для них предусмотрены белый, черный, темно-синий и коричневый цвета соответственно. По карте RAL эти цвета имеют номера 9010, 9005, 5010 и 8008.
Ссылки
ОПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ОКРАСКА БАЛЛОНОВ – это специальная окраска и нанесение надписей на баллонах для предупреждения об опасности и избежания ошибочного заполнения баллона рабочим телом, для него не предназначенным. Производят для вновь изготовленных баллонов – изготовители, а при эксплуатации – наполнительные станции или испытательные пункты. Должна соответствовать Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.
Наружную поверхность баллонов окрашивают в определенный цвет (азот – черный, аммиак – желтый, аргон чистый – серый, ацетилен – белый, водород – темно-зеленый, сжатый воздух – черный, гелий – коричневый, кислород – голубой, диоксид углерода – черный).
На поверхность баллонов наносят соответствующую веществу надпись и сигнальную полосу (азот – коричневая, аммиак – коричневая, аргон чистый – зеленая, ацетилен – красная, водород – красная, сжатый воздух – белая, гелий – белая, кислород – черная, диоксид углерода – желтая).
На предприятиях различных отраслей промышленности применяют большое число сосудов, работающих под давлением выше атмосферного (автоклавы, компрессоры, паровые котлы, газовые баллоны, паро- и газопроводы и др.).
Паровые котлы применяют для производства пара, идущего на различные технологические нужды. Кроме того, эти котлы, а также котлы водогрейные используют для отопления помещений.
Газовые баллоны применяют для хранения и использования различных газов в сжатом или сжиженном состоянии. Для газовой резки и сварки металлов применяют различные горючие газы (например, ацетилен) и кислород, находящийся в сосудах под высоким давлением.
Компрессорные установки используют для производства сжатого воздуха, который применяют в качестве носителя энергии для привода машин и технологического оборудования, а также ручного механизированного инструмента, для распыления растворов и красок при их нанесении на различные поверхности и др.
Взрыв емкостей, находящихся под давлением, относится к группе физических взрывов, при которых при разрушении емкости происходит быстрое расширение газа и образование ударной волны и поля осколков.
Основными причинами взрыва паровых котлов являются:
– дефекты изготовления (несоответствие материала котла условиям его эксплуатации, некачественная проварка швов, дефекты заклепочных соединений и т. п.);
– перенапряжение материала стенок в результате длительного воздействия давлений, превышающих расчетные значения;
– перегрев стенок котла в результате чрезмерного понижения уровня воды или вследствие отложения накипи, нарушающей теплоотвод от материала стенок. В результате перегрева металла снижается механическая прочность стенок котла, образуются выпучины и трещины, приводящие к взрыву;
– старение котла в результате его длительной эксплуатации, появление коррозии, раковин и других дефектов, снижающих прочность материала стенок;
– нарушение технических требований при обслуживании котельных установок малоквалифицированным персоналом.
Взрыв котла имеет физический характер и сопровождается выделением в окружающее пространство большого количества пара. Вода, находящаяся в котле в перегретом состоянии, при падении давления мгновенно переходит в пар. При этом из единицы объема воды образуется около 1700 единиц объема пара. Это приводит к взрыву котла, разрушению здания котельной, тяжелому травматизму или гибели находящихся в нем людей. При утечке воды и перегреве неохлаждаемых стенок немедленная подача воды на раскаленные стенки вызывает ее мгновенное испарение и, как следствие, резкое повышение давления. Взрыв котла в этом случае почти неизбежен.
Большую опасность представляет собой отложение шлаков и накипи на стенках котла при его нерегулярной очистке. Эти отложения шлаков и накипи препятствуют охлаждению стенок, в результате чего они перегреваются и теряют механическую прочность.
Воздушные компрессорные установки опасны в отношении взрыва вследствие возможного образования взрывоопасных смесей из продуктов разложения смазочных масел и кислорода воздуха. Разложение смазочных масел происходит под действием высоких температур, которые развиваются в компрессорах в процессе сжатия воздуха или газа без охлаждения компрессора.
К основным причинам взрывов компрессорных установок относятся:
– повышение температуры сжатого воздуха выше установленной;
– образование в сжатом воздухе взрывоопасных смесей, например, при засасывании горючих пылей;
– повышение давления сжатого воздуха в компрессоре сверх установленного;
– вспышка смазочных масел.
Для предотвращения взрывов компрессорных установок необходимо применять качественные смазки, надежно охлаждать компрессоры и тщательно очищать всасываемый воздух от пыли (особенно горючей).
Основные причины взрывов баллонов с сжатыми газами:
– дефекты, допускаемые при изготовлении баллонов, и пороки в металле;
– переполнение баллонов сжатыми газами, так как при повышении температуры (под действием солнца, открытого огня, теплоизлучающих поверхностей) давление газа может значительно превысить нормативное;
– вырывание вентиля из горловины баллонов в результате изношенности нарезки горловины или неисправности вентиля;
– падение баллонов и удары их о твердые предметы, особенно опасно в условиях низких температур порядка – 30 . 40 °С, так как при этих температурах сильно снижается ударная вязкость углеродистых сталей;
– использование баллонов не по назначению, при ошибочном заполнении баллонов другим газом, например кислородного баллона горючим газом;
– нарушение правил безопасности при хранении и транспортировке.
Схема окраски и маркировки баллонов со сжатыми газами
Безопасная эксплуатация сосудов достигается введением повышенных коэффициентов запаса прочности, созданием наиболее рациональных конструкций, применением высококачественных материалов, обязательной установкой предохранительных и блокировочных устройств, контрольно-измерительных приборов.
При взрыве сосуда происходит адиабатическое расширение находящегося в нем сжатого газа, работа которого в этом случае может быть подсчитана по формуле
где pг – давление газа в емкости, Па;
р0 – атмосферное давление, Па;
V0 – объем емкости, м 3 ;
γ – значения показателя адиабаты газа (табл. 4.2).
После разрушения здания (резервуара) образуется воздушная ударная волна и поле осколков. Энергия взрыва распределяется по соотношению
где Е – энергия взрыва в помещении;
Еуд.в – энергия, идущая на образование ударной волны (Еуд.в = 0,6Е);
Еоск – энергия, идущая на разлет осколков (Еоск = 0,4Е).
Пркатическая работа №6.
Защита в чрезвычайных ситуациях
Чрезвычайные ситуации при эксплуатации сосудов, работающих под избыточным давлением
В лабораторной практике довольно часто приходится пользоваться различными газами, которые обычно хранят в жидком или сжатом состоянии в специальных стальных баллонах различной емкости.
Наиболее часто в лабораториях применяют кислород, азот, хлор, двуокись углерода, водород, сжатый воздух и аммиак, реже – ацетилен и метан.
Окраска и маркировка баллонов
Для хранения газов применяют специальные баллоны, имеющие опознавательную окраску. Согласно Приказу Ростехнадзора от 15 декабря 2020 года № 536 окраску баллонов и нанесение надписей при эксплуатации производят организации-изготовители, наполнительные станции или испытательные пункты в соответствии с требованиями ТР ТС 032/2013:
В случае, если требования к окраске и тексту надписей для баллонов, используемых в специальных установках или предназначенных для наполнения газами специального назначения, не определены ТР ТС 032/2013, их устанавливают проектной документацией и (или) техническими условиями на продукцию, для хранения которой предназначены эти баллоны, и указывают в распорядительных документах.
В других странах маркировка баллонов отличается от принятой в России. В Европейском союзе окраска баллонов с газом определяется стандартом EN 1089-3. Согласно стандарту газовые баллоны (за исключением баллонов со сжиженным газом и нефтегазом) маркируются на плече, при этом цвет маркера зависит не от содержимого баллона, а от представляющей опасности. Таким образом, для маркирования газовых баллонов применяются следующие цвета:
1. жёлтый — RAL 1018 (ядовитый и/или коррозионный газ); 2. красный — RAL 3000 (легковоспламеняющийся газ); 3. голубой — RAL 5012 (окисляющий газ); 4. светло-зелёный — RAL 6018 (удушающий инертный газ).
Наряду с такой маркировкой газов стандарт предусматривает и фиксированную маркировку, которая применяется к кислороду, азоту, закиси азота, гелию. Для них предусмотрены белый, чёрный, тёмно-синий и коричневый цвета соответственно. По карте RAL эти цвета имеют номера 9010, 9005, 5010 и 8008.
Отдельно следует упомянуть, что для кислорода дыхательного, который используется, например, аквалангистами или в реанимации, используются баллоны, выкрашенные в зелёный цвет (RAL 6035). При этом все составляющие, которые непосредственно используются с этими баллонами (редукторы, лёгочные автоматы), должны иметь части, выкрашенные в зелёный цвет, во избежание использования на кислородных баллонах частей, не предназначенных для этого.
Устройство баллонов
По конструкции баллоны разделяются на два типа: для сжатых газов и для сжиженных газов (последние обычно внутри имеют сифонную трубку).
Рис. 1. Устройство газовых баллонов (а – простой; б – с сифоном; в – штатив для газового баллона; 1 – корпус; 2 – сифонная трубка; 3 – вентиль; 4 – колпак; 5 – пятка баллона; 6 – баллон; 7 – штатив; 8 – навинчивающийся колпак).
Для хранения сжатых газов применяют простые баллоны (рис. 1, а). Баллон для хлора (рис. 1, б) состоит из корпуса (1), навинчивающегося колпака (4) и вентиля (3). Внутри баллона от его горла и почти до дна проходит сифонная трубка (2), через которую жидкий хлор поступает в вентиль. Однако встречаются также баллоны для хлора и без сифонной трубки.
Для хранения ацетилена применяют специальные баллоны, которые заполняют пористой массой (например, углем), пропитанной раствором ацетилена в ацетоне.
Правила работы с газовыми баллонами
При работе с газовыми баллонами прежде всего нужно следить, чтобы в нерабочем состоянии на баллон был всегда навинчен колпак.
Передвигать баллоны следует по возможности осторожно, так как толчки могут привести к взрыву. Лучше всего баллон поместить в специальный штатив (рис. 1, в).
Нельзя помещать газовые баллоны в местах, где они могут нагреваться, так как это может привести к взрыву. Как правило, баллоны должны стоять не ближе, чем на 1 м от печей, отопительных батарей или других источников тепла. Летом заботятся о том, чтобы на баллон с газом не падали прямые солнечные лучи, что также может вызвать нагревание газа.
Необходимо следить за тем, чтобы выпускной вентиль не был загрязнен, в особенности каким-либо жиром или маслом (это имеет особое значение для баллонов с кислородом и другими газами-окислителями, так как возможно возгорание смазки и взрыв). Поэтому не допускается смазывание вентилей чем бы то ни было.
Сжатые или жидкие газы нельзя отбирать непосредственно в реакционный сосуд – предварительно их следует пропускать через предохранительную склянку, аналогично тому, как это делается при работе с вакуум-насосами. Баллоны со сжиженными газами, имеющие сифонные трубки, при работе следует перевертывать (особенно эти относится к баллонам для хлора), что предохраняет от выбрасывания из баллона струи сжиженного газа.
Расходуя газ, никогда не следует снижать давление его в баллоне до атмосферного. При перезарядке баллонов на заводе исследуют находящийся в них газ, что значительно облегчается, когда газ находится под некоторым давлением.
Периодически баллоны необходимо испытывать на давление; это испытание проводят только на заводе. На баллоне должна быть отметка о времени последнего испытания.
Ни в каком случае не допускается исправление вентиля собственными средствами. Особенно это нужно помнить при работе с ядовитыми газами, так как неисправность вентиля при попытке открыть его может привести к несчастному случаю.
Выпускные вентили газовых баллонов
Газ из баллона выпускают через выпускной вентиль (рис. 2). На штуцер (1) вентиля навинчивают ниппель – бронзовую или латунную трубку с очень узким внутренним диаметром. Наружный диаметр ниппеля около 2-3 мм. Ниппель имеет припаянную гайку, навинчивающуюся на штуцер (1). В нерабочем состоянии штуцер закрыт навинчивающейся гайкой (2).
Рис. 2. Устройство выпускного вентиля газового баллона (а – общая схема; б – вентиль по Росиньолу для насаживания на него резинового шланга; в – вентиль по Росиньолу для привинчивания ниппеля; г – вентиль точной регулировки (игольчатый); 1 – штуцер; 2 – навинчивающаяся гайка; 3 – маховичок; 4 – прокладка).
Когда на штуцере (1) закреплен ниппель или (в крайнем случае) резиновая трубка для высоких давлений (с прокладкой), осторожно поворачивают маховичок (3). В зависимости от того, какая интенсивность струи газа необходима, маховичок поворачивают больше или меньше, регулируя этим выпуск газа.
После окончания работы прежде всего закрывают как можно плотнее вентиль, затем снимают ниппель и вместо него навинчивают гайку (2) и, наконец, надевают на баллон колпак, следя за тем, чтобы и он был хорошо завинчен.
Для точной регулировки подачи газа необходимо применять так называемые редукционные вентили. Они бывают различных конструкций и отличаются друг от друга (в зависимости от редуцируемого газа) пропускной способностью, величиной рабочего давления, принципом действия.
Лабораторные редукционные вентили имеют небольшую пропускную способность (до 1 м³/ч) и снабжены микрометрическим винтом, при помощи которого можно точно дозировать расход газа. Наиболее совершенные вентили имеют два манометра, один из которых показывает давление газа в баллоне, а другой давление струн выходящего газа.
Различаются редукционные вентили: для кислорода, для водорода, для ацетилена и т. д. Обычно редукционные вентили окрашивают в тот цвет, в который окрашен газовый баллон. Для каждого газа должен быть свой редукционный вентиль.
Редукционный вентиль прикрепляют на баллон при помощи накидной гайки к штуцеру выпускного вентиля в зависимости от того, для какого газа предназначен баллон. Эта гайка имеет правую или левую резьбу. Haпример, вентили для кислорода имеют правую резьбу, а для водорода – левую.
В лабораториях иногда встречаются более простые редукционные вентили, например вентили по Росиньолу (рис. 2). Один из них приспособлен для насаживания на него резинового шланга (б), а другой – для привинчивания ниппеля (в). Гибкий шланг и резиновую трубку для высоких давлений следует прочно закреплять на вентиле проволокой так, чтобы при открытии газа они не слетали.
Применение редукционных вентилей при работе с баллонами гарантирует защиту от слишком бурного вытекания газа и несчастных случаев, которые могут произойти в результате этого. Для точной регулировки пуска газа сначала открывают редукционный вентиль, затем очень осторожно выпускной.
Часто баллоны снабжают так называемыми игольчатыми выпускными вентилями (рис. 2, г), которые дают возможность при отсутствии редукционного вентиля сравнительно точно регулировать выпуск газа. Эти вентили называют также вентилями точной регулировки.
Техника безопасности при работе с газовыми баллонами
Итак, подведем итоги. При работе с газовыми баллонами нужно в основном руководствоваться следующими правилами:
Библиография
- Гелий: баллон — красный, надпись — белая
- Азот: баллон — чёрный, надпись — жёлтая
- Кислород: баллон — синий, надпись — чёрная
- Углекислота: баллон — чёрный, надпись — жёлтая
- Аргон: баллон — серый, надпись — зелёная
- Газовая смесь: баллон — чёрный, надпись — белая
Покупателям
Контактная информация
Применяемые в сварке газы подразделяют на активные и инертные, среди активных есть реагирующие и нейтральные. Причем активный газ при одних условиях и видах сварки может быть реагирующим, при других – нейтральным.
Все они закачиваются в специальные сварочные баллоны. Прежде чем заказывать газ для работы, следует ознакомиться с видами стандартной маркировки, возможностью последующей заправки баллонов сварочной смесью, их оснащением.
Все газы закачиваются в баллоны под давлением. Поэтому делают емкости из стали, не имеющей швов. Только при давлении меньше 3 МПа газовые емкости могут быть сварными, иметь шов.
В практике сварочного дела такие виды не встречаются. Газы для сварки поставляют только в баллонах без швов со специальными запорными вентилями. Для разных газов предназначены принципиально отличающиеся вентили.
Баллоны с газообразными легко воспламеняющимися углеводородами – ацетиленом, пропаном, бутаном и прочими – оснащены вентилями с левой резьбой.
Разница в направлениях вращения вентиля исключает возможность случайных ошибок, аварий при сварке или ином применении газа.
Окраска и нанесение надписей на газовые баллоны осуществляется с целью избежания ошибочного заполнения баллона не предназначенным для него газом. Окраску осуществляют либо на заводе-изготовителе (при изготовлении), либо на газонаполнительных станциях (при эксплуатации). Наружную поверхность баллона окрашивают в определенный цвет и наносят соответствующую газу надпись и сигнальную полосу. Окраска баллонов должна соответствовать «Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением».
В России принята следующая схема окраски и маркировки баллонов со сжатыми газами:
Повсеместно, для чистого кислорода, который используется для дыхания (аквалангистами) или в медицинских целях (реанимация), используются баллоны, выкрашенные в зелёный цвет. При этом все составляющие, которые непосредственно используются с этими баллонами (редукторы, лёгочные автоматы), должны иметь части, выкрашенные в зелёный цвет, во избежание использования на кислородных баллонах частей, не предназначенных для этого.
Согласно стандарту EN 1089-3 газовые баллоны (за исключением баллонов со сжиженным газом и нефтегазом) маркируются на плече, при этом цвет маркера зависит не от содержимого баллона, а от представляющей опасности. Таким образом, для маркирования газовых баллонов применяются следующие цвета:
Однако наряду с такой маркировкой газов стандарт предусматривает и фиксированную маркировку, которая применяется к кислороду, азоту, закиси азота, гелию. Для них предусмотрены белый, чёрный, тёмно-синий и коричневый цвета соответственно. По карте RAL эти цвета имеют номера 9010, 9005, 5010 и 8008.
С целью безопасности внедрена строго определенная окраска емкостей и надписи на нем. Наиболее применяемые в варке газы имеют следующую цветовую маркировку:
- баллон с аргоном высокой степени очистки имеет серую окраску, на него нанесена надпись зеленого цвета. Черный баллон с техническим аргоном имеет синюю надпись. Существует еще так называемый сырой аргон со своей маркировкой. В сварке такой газ не применяют;
- углекислотные баллоны покрашены в черный цвет, надпись на них выполнена желтым цветом;
- кислородные баллоны для сварки всегда имеют голубой цвет, а надписи на них черные. Так окрашен и медицинский, и технический сорт газа. В медицине кислород применят очень часто. Его транспортируют на тележках, затем при необходимости устанавливают баллон в специальный футляр;
- емкости с ацетиленом, весьма востребованным в сварке, имеют черную окраску. Ацетилен очень легко взрывается. Поэтому его закачивают не в пустые объемы, а содержащие специальные наполнители с большим количеством пор. Такой способ заполнения значительно уменьшает вероятность взрывов.
Начинающим сварщикам полезно запомнить цветовую маркировку газов на отечественном рынке. Не стоит удивляться, если на импортной продукции окраска будет иной. Международная маркировка несколько отличается от отечественной.
Виды газовых баллонов
Сварочные газовые баллоны различаются по цвету, в зависимости от того, какой газ в них закачивают.
Кроме того, в зависимости от типа газа в емкости, различается и цвет надписи.
Например, ацетиленовый баллон газосварочный для газовой сварки окрашивают в белый цвет. А вот синяя краска используется для кислородных емкостей.
Стоит отметить, что они используются не только для выполнения сварочных работ, но и для других целей. Например, кислород востребован в медицине, производстве сверхчистых материалов и др.
Использование подобных емкостей в различных технических целях жестко ограничено государственными стандартами в целях безопасности выполнения работы. Все это необходимо, чтобы исключить вероятность взрыва, возгорания или использования не того газа.
Ацетиленовые баллоны
В заправленной емкости объемом 40л содержится пять кубометров ацетилена под давлением 1.9 МПа.
Емкости, содержащие ацетилен, отличаются от других из-за своего наполнения. Их заполняют различными материалами с высокой пористостью. Может использоваться пемза, инфузорная земля, уголь.
Специфическое наполнение позволяет надежно и безопасно хранить и транспортировать емкости с газом.
Пропитка наполнения ацетоном позволяет существенно увеличить объем газа. Ацетилен растворяется в ацетоне в соотношении 23л газа на 1 л пропитки. Кроме того ацетон обеспечивает равномерное растворение, а также снижение давления до приемлемого уровня.
Емкости для хранения ацетилена изготавливаются из цельнотянутой трубы, без сварных соединений, окрашиваются в белый цвет и маркируются красной надписью.
Пропановые баллоны
Пропановые емкости окрашиваются в красный цвет и маркируются белой надписью. Это единственный вид емкости, которая может быть сделана с использованием сварного соединения.
Емкость различных баллонов для сварки.
Так как пропан не обладает цветом и запахом его утечку очень тяжело идентифицировать. В связи с этим в него добавляют специальные вещества со специфическим неприятным запахом. Он позволит без труда определить наличие утечки.
Наиболее широко данный тип газа используется в бытовых целях. Красные емкости с пропаном нередко можно встретить в деревнях или дачах. Их подключают к газовой печи, если нет доступа к газовой магистрали.
Также они могут использоваться в газовых горелках. Например, в инфракрасной газовой горелке применяется данный вид топлива в целях разогрева керамического излучателя.
Элементы устойчивости и объем
Она позволяет устойчиво выставлять емкость в вертикальное положение, что важно при сварке. Во время эксплуатации перемещать баллон вместе со сварочным полуавтоматом можно на специальной тележке. Это удобный метод обслуживания сварочного места в любой рабочее зоне.
В продаже представлены емкости от 10 л до 40 л. Соблазнительным кажется вариант приобретения для сварки меньшего объема. Цена его меньше, но после использования газа заправить новый будет не так просто.
Большинство заправочных станций приспособлено для заполнения 40 л. Исключение составляет углекислота. В связи с тем, что ее закачивают в огнетушители, возможности заправочных станций позволяют заполнять маленькие объемы.
Маркировка и характеристики баллонов для сварки
В обычном воздухе содержится кислород, азот и водород – газы, которые негативно влияют на сварочное соединение, вызывая коррозию, старение и растрескивание металла.
Для обеспечения качественной сварки в воздушной атмосфере приходится применять флюсы, а также электрода с покрытиями. Значительно улучшает результат проведение сварки в газовой среде. Для этого требуется специальный сварочный аппарат и газовые баллоны.
Баллоны со всеми остальными газами, включая кислород, азот, углекислый и инертные газы, оборудован вентилями с правой резьбой.
Сверху на всех баллонах обязательно крепится колпак. Он предохраняет вентиль от случайных повреждений при транспортировке. На нижнюю часть плотно насажена основа квадратной формы.
Редуктор
Для работы с любым газом нужен редуктор. Существуют модели, просто показывающие давление в баллоне и с функцией регулирования газового потока.
Последние виды называют регуляторами. Они адаптированы к определенному газу, окрашены в соответствии с цветом баллона. В продаже есть регуляторы со стрелочной шкалой и ротаметрами.
Если планируется провести аргонодуговую сварку, надо взять регулятор с двумя ротаметрами. При работе с нержавейкой нужен поддув с обратной стороны, который сможет контролировать только такая модель регулятора.
В остальных ситуациях вполне подойдет стрелочный регулятор, который к тому же стоит дешевле. Практики считают стрелочную модель более экономной. Она позволяет при грамотном пользовании избежать сброса давления в начале работы. На регуляторах с ротаторами сбрасывание давления вначале практически неизбежно. Это сопровождается некоторыми потерями газа.
Все регуляторы имеют прокладки из инертных полимеров. Загрязнение газов от контакта с ними абсолютно исключается. При сварке приходится пользоваться различными газами. Для таких производственных случаев целесообразно иметь регуляторы, приспособленные для нескольких типов резьбы.
Безопасность
Особенность отечественного менталитета заключается в склонности к экономии, игнорировании многих нормативных требований. В отношении оборудования для сварки пренебрежение правилами безопасности чревато тяжелыми последствиями.
Особенно это касается допустимых сроков использования баллонов. Они должны быть указаны заводом-изготовителем. Если вдруг этой информации нет, то максимальный период эксплуатации составляет 20 лет.
Экспертизу состояния обычных баллонов с объемом до 50 л не проводят. Для больших объемов аттестация может быть проведена. Превышать максимальный срок категорически нельзя. Все модели, выпущенные до 1997 года, не прошедшие аттестацию можно смело сдать в металлолом.
К покупке газовых баллонов для сварки нужно отнестись очень серьезно. Лучше всего найти авторитетного поставщика, убедиться в наличии разрешительных документов, проверить качество маркировки, всей сопроводительной информации. После этого можно смело оформлять заказ.
Как выполняется маркировка газового баллона
Согласно требованиям указанных стандартов, окраска и маркировка баллонов с газами выполняется в соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации работающих под давлением сосудов». Каждый баллон в удобном для обозрения месте должен иметь табличку из материала устойчивого против коррозии, на которую наносятся надписи, содержащие следующую информацию:
- товарный знак изготовителя;
- номер баллона согласно нумерации изготовителя;
- месяц и год выпуска и последнего освидетельствования в формате ММГГ и год следующего освидетельствования в формате АААА или АА, то есть указывается весь год полностью или две последние цифры года;
- вид термообработки (нормализация — N, закалка с отпуском — V);
- рабочее (Р) давление в Мпа;
- пробное гидравлическое (П) давление в Мпа;
- номинальный объем в литрах;
- фактическая масса в кг;
- клеймо ОТК завода -изготовителя;
- обозначение соответствующего стандарта.
Крепление таблички с маркировкой должно быть прочным и долговечным. Высота цифр и букв маркировки не должна быть менее 8 мм. Краска, которой наносится маркировка, должна быть устойчивой к истиранию.
Также на баллон может быт нанесена надпись с названием газа, находящегося в нем.
Таким образом, на корпус нанесена вся необходимая информация о баллоне, позволяющая судить о его пригодности к дальнейшей эксплуатации. На рисунке приведен пример типичной маркировки газового баллона с расшифровкой.