Водная-наземно-воздушная среда обитания: особенности

Водная-наземно-воздушная среда обитания: особенности Кислород

Все тесты

  • Тест на темуАнализ стихотворения «Не с теми я, кто бросил землю» А. Ахматовой5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Перемена» Б. Пастернака5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Стихи о Петербурге» А. Ахматовой5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Стихи к Блоку» М. Цветаевой5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Клеветникам России» А. Пушкина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Завещание» Н. Заболоцкого5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Стихи о Москве» М. Цветаевой5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Молитва» М. Цветаевой5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «И. И. Пущину!» А. Пушкина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «День и ночь» Ф. Тютчева5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Весна в лесу» Б. Пастернака5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Журавли» Р. Гамзатова5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Люблю» В. Маяковского5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Когда на меня навалилась беда» К. Кулиева5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Гамлет» Б. Пастернака5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Русь» А. Блока5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Ночь» В. Маяковского5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения К. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения Жуковского «Приход весны»5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения Анны Ахматовой «Сероглазый король»5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Июль – макушка лета…»5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Мелколесье. Степь и дали…» С. Есенина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Не позволяй душе лениться» Н. Заболоцкого5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «На дне моей жизни» А. Твардовского5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Нивы сжаты, рощи голы…» С. Есенина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Бабушкины сказки» С. Есенина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Снежок» Н. Некрасова1 вопрос
  • Тест на темуАнализ стихотворения «По вечерам» Н. Рубцова5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом…» Н. Некрасова5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Цветы последние милей…» А. Пушкина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Я знаю, никакой моей вины…» А. Твардовского5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Я не ищу гармонии в природе»Н. Заболоцкого5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Разбуди меня завтра рано» С. Есенина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Снега потемнеют синие» А. Твардовского5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Осень» Н. Карамзина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Молитва» А. Ахматовой5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Вечер» А. Фета5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» С. Есенина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Тучи» М. Лермонтова5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Книга» Г. Тукая5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» В. Маяковского5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Деревня» А. Пушкина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Летний вечер» А. Блока5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Я убит подо Ржевом» А. Твардовского5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Элегия» А. Пушкина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Зимнее утро» А. Пушкина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Троица» И. Бунина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Бабушке» М. Цветаевой5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «О весна без конца и краю» А. Блока5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Море» В. Жуковского5 вопросов

Задания части 1

НАЗЕМНАЯ — ВОДНАЯУстановите соответствие между характеристиками и средами жизни: 1) водная, 2) наземно-воздушная. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.А) плотность высокаяБ) разнообразие условий низкоеВ) лимитирующий фактор – температураГ) лимитирующий фактор – обеспеченность кислородомД) плотность низкая

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Наземно-воздушная среда по сравнению с водной характеризуется1) большим содержанием кислорода2) высокой плотностью3) слабыми перепадами давления4) низкой степенью прозрачности5) резкими изменениями температуры6) низкой степенью освещённости

Установите соответствие между характеристиками и типами экосистем: 1) экосистема суши, 2) экосистема моря. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.А) биомасса продуцентов больше биомассы консументовБ) биомасса консументов больше биомассы продуцентовВ) богата йодомГ) богата неорганическими соединениями азотаД) занимает бóльшую часть Земли

Установите соответствие между животными и средами обитания, в которых они размножаются: 1) водная, 2) наземно-воздушная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) дельфин белобочка

Б) обыкновенная жаба

В) гребенчатый тритон


Г) травяная лягушка

Д) императорский пингвин

Е) нильский крокодил

Установите соответствие между животными и средами их размножения: 1) водная, 2) наземно-воздушная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.А) акула катранБ) серая жабаВ) морская черепахаГ) обыкновенная гадюкаД) травяная лягушка

НАЗЕМНАЯ — ОРГАНИЗМЕННАЯУстановите соответствие между характеристиками и средами обитания: 1) наземно-воздушная среда, 2) организменная среда. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.А) освещенность отсутствуетБ) плотность низкаяВ) высокие колебания температурГ) умеренное количество водыД) малое количество воды

Установите соответствие между средой обитания живых организмов и ее характеристиками: 1) организменная, 2) наземно-воздушная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.А) постоянство температурного, солевого и осмотического режимовБ) нехватка кислорода и светаВ) является самой сложной по экологическим условиям средойГ) ограниченность жизненного пространстваД) резкие колебания температуры, влажности и освещения

ВОДНАЯ — ПОЧВЕННАЯУстановите соответствие между характеристиками и средами обитания: 1) водная среда, 2) почвенная среда. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.А) умеренное количество водыБ) освещенность низкаяВ) плотность средняяГ) небольшие размеры животныхД) обтекаемая форма тела животных

ПОЧВЕННАЯВыберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Почву как среду обитания организмов характеризуют1) отсутствие света2) резкие перепады давления3) низкое содержание углекислого газа4) низкая плотность5) незначительные колебания температуры6) недостаток кислорода

ОРГАНИЗМЕННАЯ ПРИЗНАКИВсе перечисленные ниже термины, кроме двух, используются для описания условий внутриорганизменной среды обитания. Определите эти два термина и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.1) постоянство температуры2) готовая пища3) защищённость обитателя4) плодовитость хозяина5) постоянная смена хозяина

Выберите три варианта. Какие признаки характерны для среды обитания внутриполостных червей-паразитов?1) обилие легко усвояемой пищи2) постоянство температуры, солевого и осмотического режимов3) отсутствие естественных врагов4) ограниченность пищевых ресурсов5) резкие колебания температуры и водно-солевого режима6) высокий процент содержания кислорода

Установите соответствие между признаком животных и экологической группой, которую он характеризует: 1) свободноживущие, 2) паразиты. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.А) высокая плодовитостьБ) развитие органов чувствВ) развитие со сменой хозяинаГ) наличие специальных органов прикрепленияД) наличие хорошо развитых конечностейЕ) склонность к гермафродитизму

ОРГАНИЗМЕННАЯ ПРЕДСТАВИТЕЛИВыберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Паразитический образ жизни ведут.1) актиния2) аскарида3) красный коралл4) подберезовик5) раффлезия6) ришта

Установите соответствие между организмами и образом жизни: 1) свободноживущие, 2) паразитические. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.А) инфузория-туфелькаБ) паук-крестовикВ) малярийный плазмодийГ) эхинококкД) таежный клещЕ) пресноводная гидра

БИОМЫ1. Установите соответствие между характеристиками и основными биомами суши: 1) тундра, 2) смешанные леса. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.А) низкорослая и карликовая растительностьБ) умеренный климатВ) неплодородная почва со слоем вечной мерзлотыГ) почвы с хорошим дренажемД) ярусность и мозаичностьЕ) короткий вегетационный период у растений

2. Установите соответствие между характеристиками и основными биомами суши: 1) степи, 2) пустыни. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.А) преобладание многолетнего разнотравьяБ) в основном плодородные почвыВ) лист видоизменен в колючку или имеет восковую кутикулуГ) летний период засушливый, зимний – хорошо увлажненныйД) растения имеют длинные или поверхностные корниЕ) у животных выражен ночной образ жизни

3. Установите соответствие между характеристиками и основными биомами суши: 1) тропический лес, 2) тайга. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.А) большое разнообразие продуцентовБ) большое количество годовых осадковВ) доминируют хвойные растенияГ) отсутствие насекомых зимойД) малое количество травянистых растенийЕ) высокая влажность воздуха

4. Установите соответствие между характеристиками и основными биомами суши: 1) пойменный луг, 2) смешанный лес. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.А) практически отсутствуют древесные растенияБ) крупные животные перемещаются в основном по тропинкамВ) толстая влажная подстилкаГ) присутствуют организмы одного-двух ярусовД) почва плотная, утоптаннаяЕ) присутствуют светолюбивые и тенелюбивые растения

5. Установите соответствие между характеристиками и основными биомами суши: 1) река, 2) верховое болото. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.А) гниение на дне в анаэробных условияхБ) цепи питания обычно длинныеВ) часто покрыт сплавиной из мховГ) продуценты представлены в основном водорослямиД) присутствуют хищные растенияЕ) часто наблюдается недостаток азота

6. Установите соответствие между адаптациями млекопитающих животных и биомами: 1) пустыня, 2) тундра. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.А) рытьё норБ) равномерное распределение подкожного жираВ) запасание метаболической водыГ) наличие крупных сильно выступающих ушейД) выделение концентрированной мочиЕ) развитый подшёрсток

7. Установите соответствие между характеристиками и экологическими группами птиц: 1) обитатели открытых пространств, 2) обитатели болот и побережий. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.А) крупные размеры телаБ) ноги высокие и мощныеВ) хорошо развита копчиковая железаГ) клюв широкий с поперечными пластинками по краямД) хорошо развиты пуховые перья

Установите соответствие между характеристиками растений и их экологическими группами: 1) водные растения, 2) растения сухих мест. Запишите цифры 1-2 в порядке, соответствующем буквам.А) часто отсутствие корнейБ) наличие толстой кутикулы на стеблях и листьяхВ) слабо развитая механическая тканьГ) слизистый слой на поверхности листовых пластинокД) развитая воздухоносная ткань в стеблях и листьяхЕ) развитая водоносная паренхима в стеблях и листьях

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из приведённых ниже признаков будут характерны для растений, произрастающих в тундре?1) исключительно ветроопыление2) низкорослость3) запасание воды в тканях4) поверхностное расположение корней5) крупные листья6) короткий период цветения

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных особенностей свойственны продуцентам влажных тропических лесов?1) опыление ветром большинства видов растений2) опыление животными большинства видов растений3) многообразие древесных форм4) хорошо выраженные годичные кольца у древесных пород5) высокая численность растений-эпифитов6) видоизменение листьев в иголки

НЕДОСТАТОК ВОДЫ РАСТЕНИЯ1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Приспособлением растений к жизни в засушливых условиях служитА) наличие воскового налёта на листьяхБ) цветение до распускания листьевВ) образование многочисленных устьиц на листьяхГ) способность накапливать воду в тканяхД) ярусное расположение организмовЕ) глубоко уходящая в почву корневая система

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Приспособлением растений к жизни в засушливых условиях служат:1) устьица на нижней стороне листа2) широкие листья3) мелкие листья4) густое опушение листьев5) небольшое количество устьиц6) тонкие листья

3. Выберите три варианта. Какие приспособления к добыванию и сохранению воды имеются у растений – обитателей пустынь?1) сильно развитая запасающая ткань2) поверхностная корневая система3) крупные хлоропласты4) тонкие темно-зеленые листья5) длинные мощные корни6) крупные листья

4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для растений сухих мест местобитания характерно1) запасание воды в листьях и стеблях2) наличие крупных блестящих листьев3) расположение устьиц на нижней стороне листа4) видоизменение листьев в колючки5) наличие мелких жестких листьев, покрытых кутикулой6) поверхностно расположенная корневая система

НЕДОСТАТОК ВОДЫ РАСТЕНИЯ — ЖИВОТНЫЕУстановите соответствие между царством организмов и приспособлениями их представителей к недостатку воды: 1) Растения, 2) Животные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.А) формирование больших запасов водыБ) повышение осмотического давления клеточного сокаВ) извлечение воды из пищиГ) образование воскоподобного слоя поверхности клетокД) получение воды путем окисления липидовЕ) экономия воды в выделительных органах

Водная-наземно-воздушная среда обитания: особенностиПроанализируйте таблицу «Экологические группы растений по отношению к воде». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) сапрофиты
2) суккуленты
3) мезофиты
4) сухие и влажные места
5) переувлажнённые местообитания
6) верблюжья колючка, кактус
7) роголист, стрелолист
8) росянка, венерина мухоловкаВодная-наземно-воздушная среда обитания: особенностиПроанализируйте таблицу «Экологические группы птиц». Для каждой ячейки таблицы, обозначенной буквой, выберите соответствующие термин, понятие и характеристику из предложенного списка.
1) древесно-кустарниковые птицы
2) птицы открытых ландшафтов
3) птицы культурных ландшафтов
4) дятлы, клесты, рябчики, тетерева
5) поганки, веслоногие, утки
6) пищу добывают на поверхности и в толще воды
7) долотовидный клюв; пальцы ног: два – вперёд, два – назад
8) имеют длинные тонкие ноги и шею, большой клювВодная-наземно-воздушная среда обитания: особенностиПроанализируйте таблицу «Отряды птиц». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Проанализируйте таблицу «Экологические группы птиц». Для каждой ячейки таблицы, обозначенной буквой, выберите соответствующие термин, понятие и характеристику из предложенного списка.
1) орлы, соколы, ястребы, грифы
2) жаворонки, ласточки, скворцы, вороны, дрозды
3) ночные хищные птицы с крепким загнутым клювом, острыми когтями, чутким слухом и острым зрением, имеют мягкое оперение, позволяющее летать бесшумно
4) крылья узкие, непригодные к полету, на лапах есть перепонки, скелет тяжелый
5) куриные
6) птицы болот, пресноводных водоемов и их побережий
7) воробьинообразные

БИОМЫ ПРЕДСТАВИТЕЛИ1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Каких из приведённых ниже организмов могут быть звеньями пищевой цепи озера?1) красный коралл2) щука3) жук-плавунец4) ламинария5) камыш6) сельдь

2. Установите соответствие между представителями и типами экологических сообществ: 1) донная фауна, 2) пелагическая фауна (фауна толщи воды). Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.А) устрицаБ) кальмарВ) актинияГ) медуза аурелияД) речной ракЕ) морской ёж

3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для широколиственного леса характерны следующие растения:1) ель2) липа3) сосна обыкновенная4) дуб5) бук6) пихта

4. Установите соответствие между организмами и экосистемами: 1) смешанный лес, 2) луг. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.А) дятел большой пёстрыйБ) глухарь обыкновенныйВ) клевер ползучийГ) короед-типографД) кузнечик серыйЕ) ландыш майский

Виды, адаптируясь к среде в процессе эволюции, могут использовать одну из двух возможных стратегий для поддержания численности вида: при r-стратегии организмы имеют высокую скорость размножения, а при К-стратегии, наоборот, размножаются медленно.

Классическими r-стратегами являются кролики, классическими К-стратегами — слоны. Установите соответствие между особенностями и экологическими стратегиями выживания у животных: 1) r-стратегия, 2) К-стратегия. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.А) переменчивые, нестабильные условия среды обитанияБ) хорошо развитая забота о потомствеВ) ранняя половая зрелостьГ) высокая специализация для жизни в устойчивых местообитанияхД) малое количество детёнышей в помётеЕ) изменчивый, неравновесный размер популяции

Установите соответствие между примерами выполнения экологических закономерностей и самими закономерностями: 1) правило Бергмана 2) правило Аллена. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.А) Очковый медведь, обитающий в Южной Америке, мельче белого медведя, обитающего в Арктике.Б)

Амурский тигр, обитающий на Дальнем Востоке, крупнее суматранского, обитающего в Индонезии.В) У пустынной лисички фенека очень длинные уши и лапы, а у полярного песца — короткие уши и лапы.Г) Лисица на Среднерусской равнине может достигать 10 кг, а в Туркмении – не более 3 кг.Д)

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите признаки, характерные для спячки животных.1) полная остановка жизнедеятельности2) замедление дыхания3) снижение массы тела4) усиление потоотделения5) постепенное расщепление жира6) учащение сердцебиения

Классификация экологических факторов

Жизнедеятельность отдельных организмов и устойчивость целых экологических систем напрямую зависят от относительного постоянства воздействующих на них экологических факторов. По отношению к экосистеме факторы подразделяются на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные).

Внешние факторы действуют на организм и экологическую систему, а сами практически не подвержены их влиянию. В число таких факторов входят солнечная радиация, атмосферные осадки и давление, скорость ветра и др.

Внутренние факторы зависят от свойств данного организма или экосистемы и входят в их состав. Примерами таких факторов могут служить численность и биомасса популяций, объемное содержание различных химических элементов, характеристики воды и почвы и др.

Существует также классификация экологических факторов (рис. 1.3) по признаку подразделения на неживую (абиотические) и живую (биотические) природу; при этом отдельно выделяются факторы, связанные с воздействием человека (антропогенные).

Классификация экологических факторов

Рис. 13.Классификация экологических факторов

Абиотические факторы представляют собой факторы неживой природы и включают три группы.

Климатические факторы — наиболее важны для жизни животных и растений. К ним относятся солнечная энергия, температура, влажность, движение воздуха, атмосферное давление и др.

Солнечная энергия поступает в виде электромагнитных волн. Спектр солнечных лучей включает видимую часть (48%), инфракрасные лучи (45%) и ультрафиолетовые лучи (7%), различающиеся по биологическому действию. Видимые лучи особенно важны для живых организмов — они создают условия для осуществления процесса фотосинтеза, влияют на деление клеток, процессы роста и развития растений, определяют сроки их цветения и плодоношения.

Живые организмы физиологически приспособлены к циклическому характеру светового воздействия — смене дня и ночи. По отношению к условиям освещения растения подразделяются на светолюбивые, тенелюбивые и теневыносливые. Для большинства животных свет является необходимым условием ориентации в пространстве. Практически у всех животных существуют суточные ритмы активности (дневные, ночные).

Инфракрасные лучи являются важным источником внутренней энергии организмов и воспринимаются как тепло. Ультрафиолетовое излучение участвует в процессах фотосинтеза. В больших дозах оно оказывает губительное действие на живые клетки.

Температура напрямую связана с солнечной энергией. Критические температуры для различных растений и животных варьируются чрезвычайно широко. Температурные колебания (суточные, сезонные) вызывают приспособительные реакции у животных и растений.

Влажность для живых организмов — необходимое условие жизни. Влага входит в состав их клеток и тканей. Наземные организмы адаптируются к дефициту влажности, но часто он ограничивает их жизнедеятельность. Анализ динамики дефицита влажности за длительные периоды позволяет прогнозировать различные явления в животном и растительном мире, что имеет особое значение для сельского хозяйства.

Эдафические факторы определяют физико-механические особенности почвы. Они включают механический состав, плотность, влагоемкость, воздухопроницаемость почвы. Почва обеспечивает водоснабжение и минеральное питание организмов. Важнейшим ее свойством является плодородие, зависящее от наличия слоя гумуса — верхнего горизонта почвы.

Механический состав является важнейшим физическим свойством почвы, по которому выделяют ее типы — песок, супесь, суглинок и глину. От механического состава зависят плотность, воздухопроницаемость и водный режим почвы. Физико-механические показатели почвы определяют специфику передвижения, условия обитания животных и произрастания растений.

Химические факторы учитывают химические компоненты среды и включают газовый состав атмосферы, солевой состав воды, кислотность воды и почвы.

Газовый состав атмосферы по своим химическим особенностям имеет первостепенное значение для существования живых организмов. Кислород обеспечивает процессы дыхания и окисления, но ввиду высокого содержания в воздухе он не является лимитирующим фактором развития биосферы.

Азот играет роль важнейшего биогенного элемента, участвующего в образовании белковых структур организмов. Углекислый газ удерживает тепло у поверхности Земли, его недостаток тормозит процессы фотосинтеза, но в избыточных количествах он вызывает интоксикацию растений.

Для обитателей водной среды одним из основных факторов является солевой состав воды. Он определяется наличием растворенных карбонатов, сульфатов, хлоридов. Пресная вода содержит в основном карбонаты, причем в небольшом количестве. В морских водах растворены в основном хлориды и частично сульфаты.

Океаническая вода имеет концентрацию солей в среднем 35 г/л. Водные организмы приспособились к определенному солевому режиму и при отклонениях перемещаются в поисках благоприятной среды. Количество видов, способных существовать как в пресной, так и соленой воде, очень ограничено.

Воды и почвы имеют различную кислотность, выражаемую величиной pH и зависящую от концентрации ионов водорода. Для чистой воды кислотность равна 7, что соответствует нейтральной реакции, при pH < 7 среда считается кислой, при pH > 7 — щелочной. Весь диапазон кислотности — щелочности составляет от 0 (соляная кислота)

до 14 (техническая сода). Кровь человека имеет показатель pH, равный 7. Уменьшение pH на одну единицу означает увеличение кислотности в 10 раз, на две единицы — в 100 раз и т.д. Изменение кислотности влечет за собой гибель организмов или, что случается реже, замещение одних видов другими.

Биотические факторы представляют факторы живой природы. Их источником служит прямое и опосредованное воздействие живых организмов друг на друга и на среду обитания. В составе биотических факторов выделяют три группы — фитогенные, зоогенные и микробиогенные.

Фитогенные факторы учитывают влияние на живые существа со стороны растений, которые вырабатывают первичное органическое вещество — основу питания всех организмов. Фотосинтез растений является главным источником кислорода в атмосфере Земли.

Поглощение и испарение воды наземными растениями влияет на водный режим их местообитания и на климат в целом. Одно только дерево березы испаряет в день до 100 л воды. Растительность, особенно лесная, создает особый микроклимат, смягчающий условия существования многих живых организмов.

Растения увлажняют воздух, задерживают движение ветра, выравнивают тепловой режим, снижают уровень грунтовых вод в зоне их произрастания, задерживают осадки, предотвращают эрозию почвы. Сбрасывая листву, растительность способствует образованию почвы.

Зоогенные факторы связаны с воздействием многоклеточных животных на живую природу. Специалисты утверждают, что если бы многоклеточные животные вдруг исчезли из биосферы, жизнь стала бы возможна только в непосредственной близости от водоемов и в самих водоемах.

Зоогенные факторы определяют также типы взаимоотношений между животными. Формами сосуществования организмов являются хищничество, паразитизм, комменсализм (сотрапезничество), мутуализм (способность одних видов развиваться только в присутствии других), протокооперация (совместное гнездование птиц) и нр.

Все многообразие взаимоотношений организмов может быть подразделено на антагонистические и неантагонистические. Антагонистические взаимоотношения предполагают, что один организм подавляет другой, неантагонистические — независимое сосуществование видов, поскольку каждый вид обладает своей собственной экологической нишей.

Микробитенные факторы представляют собой воздействие вирусов, простейших, микроскопических грибов и водорослей, бактерий на живые организмы. Роль микроорганизмов в развитии нашего мира невозможно переоценить — они участвуют в жизненно важных процессах в биосфере, таких как формирование газового состава атмосферы и плодородия почв, образование грунтовых вод и полезных ископаемых, обеспечение механизма самоочищения планеты.

В частности, роль бактерий заключается в разложении отмерших организмов и возвращении исходных элементов в окружающую среду. Значительная часть этой работы происходит в пищеварительных трактах многоклеточных животных. Второе назначение бактерий состоит в вовлечении в кругооборот новых порций минеральных веществ. Например, определенные виды бактерий способны фиксировать азот атмосферы.

В человеческом организме обитают мириады микробов. Эта микрофлора определяет микроэкологию всего человеческого организма, участвует в активации иммунной системы, детоксикации вредных веществ, синтезирует многие жизненно необходимые продукты и т.д.

Вирусы (от лат. virus — яд) — самые мелкие и простые доклеточные живые существа. Вирусы настолько малы, что их называют фильтрующимися, так как они проходят сквозь любые фильтры, задерживающие даже бактерии, которые в среднем раз в 50 крупнее. Большинство вирусов можно увидеть только в электронный микроскоп с рекордным разрешением.

Вирусы — это мельчайшие возбудители инфекционных заболеваний человека, животных, растений и бактерий. Они являются внутриклеточными паразитами. Вирусные инфекционные болезни широко распространены. В результате их воздействия люди болеют гриппом, корью, свинкой, полиомиелитом, бешенством, СПИДом, оспой и т.д.

Возникают все новые инфекции, поражающие человека. Причем вирусы более опасны в этом отношении, чем бактерии, против которых есть антибиотики. Средств для лечения вирусных инфекций почти нет. Животные и растения, в том числе домашние, тоже страдают (и нередко погибают) от вирусных заболеваний.

Оцените статью
Кислород
Добавить комментарий