Настоящий стандарт распространяется на газообразные и жидкие продукты разделения воздуха — кислород, азот, аргон, неон, криптон, ксенон, а также газовые смеси на основе этих продуктов с другими газами и устанавливает правила их упаковки, маркировки, транспортирования и хранения.
Стандарт не распространяется на поверочные газовые смеси — стандартные образцы состава, а также в части упаковки и маркировки, на газы, предназначенные для метрологических целей.
Настоящий стандарт не распространяется на стационарно установленные резервуары и сосуды, предназначенные для хранения газов и криогенных продуктов.
УПАКОВКА, МАРКИРОВКА,ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ
РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕНМежгосударственным Техническим Комитетом МТК 137 «Кислород»
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН ВДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от21.03.85 № 674
Изменение № 1 принято Межгосударственным советом постандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 13 от 28.05.98)
За принятие измененийпроголосовали:
Ограничение срокадействия снято по протоколу № 5-94 Межгосударственного совета постандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 11-12-94)
Издание (март 2004 г.) сИзменением № 1, утвержденным в ноябре 1998 г (ИУС 1-99)
Дата введения 01.07.86
Настоящий стандартраспространяется на газообразные и жидкие продукты разделения воздуха -кислород, азот, аргон, неон, криптон, ксенон, а также газовые смеси на основеэтих продуктов с другими газами и устанавливает правила их упаковки,маркировки, транспортирования и хранения.
Стандарт не распространяетсяна поверочные газовые смеси — стандартные образцы состава, а также в частиупаковки и маркировки, на газы, предназначенные для метрологических целей.
Настоящий стандарт нераспространяется на стационарно установленные резервуары и сосуды,предназначенные для хранения газов и криогенных продуктов.
(Измененная редакция, Изм. №1).
Газообразными продуктами разделения воздуха наполняют стальные баллонымалого и среднего объема по , а также баллоны большого объема по , стационарно укрепленные на автомашине и прицепе (автореципиенты).
Наружная поверхность баллонов должна быть окрашена, содержание надписейи цвет поперечных полос должны соответствовать табл.
Надписи на баллонах наносятпо окружности на длину не менее 1/3 окружности, а полосы — по всей окружности.Высота букв на баллонах вместимостью более 12 дм3 должна быть 60 мм,а ширина полосы 25 мм. Размеры надписей и полос на баллонах вместимостью до 12дм3 должны определяться в зависимости от площади боковой поверхностибаллонов.
Окраску вновь изготовленныхбаллонов и нанесение надписей проводят заводы-изготовители, а в дальнейшем -наполнительные станции или испытательные пункты.
Окраску сферической частибаллонов, отличительные полосы и надписи подновляют по мере необходимости,обеспечивая хорошие отличительные признаки баллона по заполняемому продукту.
Баллоны среднего объема, используемые для наполнения техническимигазами, должны быть оснащены вентилями типа ВК-86 и ВК-94 по нормативномудокументу.
Баллоны среднего объема,используемые для наполнения газами высокой и особой чистоты, а также газовымисмесями на их основе, должны быть оборудованы мембранными вентилями типаКВБ-53.
Баллоны среднего объема,используемые для наполнения аргоном высокой чистоты, азотом особой чистоты ивысокой чистоты и кислородом особой чистоты, могут быть оснащены вентилями типаВК-86 и ВК-94.
Баллоны малого объема должныбыть оснащены мембранными вентилями типа КВ-1М.
Баллоны, используемые длягорючих смесей, должны быть оснащены вентилями типа ВВ-55, ВВ-88 и ВВБ-54 понормативному документу.
Боковые штуцеры вентилейбаллонов, наполненных газами высокой чистоты, газовыми смесями на их основе, атакже смесями, содержащими токсичные или горючие компоненты, должны бытьгерметично закрыты металлическими заглушками.
, 1.3. (Измененная редакция, Изм. № 1).
После наполнения баллонов криптоном, ксеноном или криптоно-ксеноновойсмесью колпаки баллонов должны быть опломбированы.
Подготовка баллонов и автореципиентов и их наполнение газообразнымипродуктами разделения воздуха и смесями газов выполняется в соответствии стехнологической инструкцией (технологическим регламентом), утвержденной вустановленном порядке.
Номинальное давление газов при 20 °С в баллонах и автореципиентахдолжно соответствовать требованиям нормативно-технической документации накаждый продукт.
При наполнении баллонов иавтореципиентов азотом, аргоном и кислородом, их хранении и транспортировании винтервале температур от минус 50 °С до плюс 50 °С, давление газа в баллонедолжно соответствовать указанному в приложении.
Наполнение, хранение итранспортирование наполненных баллонов при температуре выше 50 °С недопускается.
Давление газа в баллонах и автореципиентах измеряют манометром по : класса не ниже 1,5 — для газов высокой чистоты, а также газовыхсмесей на их основе; класса не ниже 2,5 — для технических газов.
Перед измерением давлениягаза наполненный баллон должен быть выдержан при температуре измерения не менее5 ч.
При наполнении баллонов ксеноном масса продукта в наполненном баллонене должна превышать 0,7 и 1,45 кг на 1 дм3 вместимости баллона длярабочих давлений 9,8 и 14,7 МПа соответственно.
1.6 — 1.8. (Измененная редакция, Изм. № 1).
Запрещается наполнять баллоны газами, не соответствующими маркировкебаллона, и проводить какие-либо операции, которые могут привести к загрязнениювнутренней поверхности баллона.
а При транспортировании по железной дороге, автомобильным и речнымтранспортом баллоны малого объема должны быть упакованы в дощатые ящики по , изготовленные по . Баллоны должны укладываться в ящики горизонтально, вентилями в однусторону с обязательными прокладками между баллонами, предохраняющими их отударов друг от друга. Материал прокладок должен быть инертным по отношению ккислороду. Масса груза в каждом ящике не должна превышать 65 кг.
Баллоны малого объема,транспортируемые всеми видами транспорта, и баллоны среднего объема,транспортируемые по железной дороге и речным транспортом, формируют втранспортные пакеты по и с использованием средств крепления по и поддонов по и .
дополнительно, Изм. № 1
Жидкие азот, кислород и аргон наливают в транспортные цистерны понормативному документу, предназначенные для хранения и перевозки криогенныхпродуктов, и в транспортные газификационные установки по нормативнымдокументам.
Жидкие технические кислороди азот наливают также в криогенные сосуды по нормативному документу.
Количество криогенного продукта, наливаемого в транспортную цистерну,должно соответствовать нормативно-технической документации на наполняемуюцистерну. Количество продукта в цистерне определяют по указателю уровняжидкости или взвешиванием.
Устройство и эксплуатация баллонов, автореципиентов, криогенныхсосудов и цистерн, на которые распространяются правила устройства и безопаснойэксплуатации сосудов, работающих под давлением, утвержденные Госгортехнадзором,должны соответствовать требованиям этих правил.
Транспортная маркировка — по с нанесениемманипуляционного знака «Беречь от нагрева».
Маркировка, характеризующаятранспортную опасность груза, — по в соответствиис классификацией продуктов, приведенной в табл. .
Транспортную маркировку разрешается не наносить при перевозке баллоновавтомобильным транспортом.
Знаки и надписи на железнодорожных цистернах для жидких кислорода,азота и аргона должны соответствовать правилам перевозок опасных грузов,действующим на железнодорожном транспорте.
2.1 — 2.3. (Измененная редакция, Изм. № 1).
Газы и криопродукты транспортируют всеми видами транспорта всоответствии с правилами перевозок грузов, действующими на транспорте данноговида, правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих поддавлением, утвержденными Госгортехнадзором, а также правилами безопасности притранспортировании опасных грузов железнодорожным транспортом, утвержденнымиГосгортехнадзором.
Продукция, не указанная валфавитных перечнях правил перевозок грузов железнодорожного ведомства, но допущеннаяк транспортированию по аналогам, перевозится в соответствии с действующимидополнениями и изменениями к этим правилам.
Опасные грузы транспортируютавтомобильным транспортом в соответствии с инструкцией по обеспечениюбезопасности перевозок опасных грузов автомобильным транспортом.
Наполненные баллоны, а также порожние баллоны из-под смесей на основеинертных газов с токсичными газами (подкласс 2.2) и с легковоспламеняющимися итоксичными газами (подкласс 2.4), транспортируют по железной дороге повагоннымиотправками в крытых вагонах или контейнерах. Баллоны малого и среднего объемаперевозят в транспортных пакетах.
3.1 — 3.2. (Измененная редакция, Изм. № 1).
Для механизации погрузочно-разгрузочных работ и укрупнения перевозокавтомобильным транспортом баллоны среднего объема помещают в металлическиеспециальные контейнеры (поддоны).
Баллоны малого и среднего объема транспортируют речным транспортом взакрытых грузовых помещениях судов и в универсальных контейнерах на палубахсогласно п.
Баллоны с газовыми смесями,имеющими классификационные шифры 2211, 2311, 2411 и 2221, перевозят вколичествах, не превышающих 500 баллонов на одно судно.
Помещения, в которыхвозможно накопление газовых продуктов, должны быть оборудованы механическойприточной и вытяжной вентиляцией и приборами контроля воздушной среды согласно .
Технические газообразные азот, аргон и кислород транспортируют такжепо трубопроводу. Окраска трубопроводов — по . Давление газа в трубопроводе измеряют манометром по , класса не ниже 1,5.
Криогенные продукты разделения воздуха транспортируют:
железнодорожным транспортом — в специальныхжелезнодорожных цистернах грузоотправителя (грузополучателя), допущенных кперевозке;
автомобильным транспортом -в транспортных цистернах для жидких кислорода, азота и аргона по нормативному документу,а также в криогенных сосудах по нормативному документу и в автомобильныхгазификационных установках по нормативным документам;
воздушным транспортом — втранспортных цистернах по нормативному документу и в криогенных сосудах понормативному документу.
3.4 — 3.6. (Измененная редакция, Изм. № 1).
Баллоны, наполненные газами и газовыми смесями, хранят в специальныхскладских помещениях или на открытых площадках под навесом, защищающим их отатмосферных осадков и прямых солнечных лучей.
Допускается совместноехранение на открытых площадках баллонов с различными продуктами разделениявоздуха, а также совместно с баллонами, наполненными горючими газами, приусловии отделения площадок для хранения баллонов с различными продуктамиразделения воздуха друг от друга несгораемыми барьерами высотой 1,5 м, а отплощадок для хранения баллонов с горючими газами — несгораемыми защитнымистенками высотой не менее 2,5 м.
Зависимость давления азота,аргона и кислорода от температуры при наполнении, транспортировании и хранениибаллонов
Вопрос хранения жидкого азота актуален не только для специалистов в научных лабораториях или на предприятиях. Он применяется и в строительстве, и в медицине, и в IT-сфере, и даже в индустрии красоты.
Температура, при которой жидкий азот начинает интенсивно испаряться (температура кипения), очень низкая — около минус 196 градусов Цельсия. Это значит, что в обычных условиях он очень быстро перейдёт в газообразное состояние, и использовать его по прямому назначению не получится. Именно поэтому для хранения жидкого азота используются специальные ёмкости — сосуды Дьюара, названные так в честь их изобретателя.
По сути, сосуд Дьюара представляет собой обычный термос из алюминия или нержавеющей стали. Сосуды Дьюара бывают как небольшого объёма в 2-5 литров, так и более внушительные, до 100 литров. Чем больше объем сосуда Дьюара, тем медленнее происходит испарение азота. Так, в маленьких сосудах суточная потеря жидкого азота достигает 5%, а в больших составляет около 1,5%. Сосуд Дьюара закрывается специальным негерметичным клапаном. Испаряющемуся азоту обязательно нужно выходить из сосуда наружу. Если сосуд закрыть герметично, вскоре его просто разорвёт стремительно нарастающим давлением газообразного азота.
Главное преимущество сосуда Дьюара перед иными возможными способами хранения жидкого азота — его хорошие термоизоляционные свойства. Поэтому сосуд хорошо сохраняет низкую температуру внутри и его содержимое достаточно медленно нагревается под воздействием окружающей среды. Все это позволяет азоту дольше сохранятся в жидком состоянии.
Часто люди интересуются, можно ли хранить жидкий азот дома в обычном термосе. Ведь иногда его бывает нужно совсем немного. Так, жидкий азот используют для изготовления домашнего мороженого, для удаления мозолей или просто для интересных опытов. Например, если поместить в жидкий азот цветок, он моментально замёрзнет. После этого замёрзший цветок разбивается об пол и разлетается на мелкие кусочки — зрелище необычное и весьма эффектное.
Так вот, для всего вышеперечисленного действительно не нужно много азота — поэтому его можно, при желании, хранить и в термосе. Разумеется, не так долго, как в сосуде Дьюара, поскольку бытовой термос на такие подвиги не рассчитан. Но на несколько часов хватит и его. Только ни в коем случае не стоит забывать о том, что крышка термоса не должна быть герметичной. Лучше всего сделать её самостоятельно, например, из пенопласта — и обязательно оставить отверстие диаметром примерно миллиметр для выхода испаряющегося газа. Вместо пенопласта можно использовать небольшой кусок ткани (например, носок) — она также неплохо пропускает испаряющийся газ.
Тем не менее, специалисты советуют использовать термос лишь непосредственно во время работы с жидким азотом. Для более длительного хранения все же рекомендуется приобрести сосуд Дьюара. Кстати, покупать его не обязательно — можно взять в аренду. Это прекрасный способ за небольшие деньги гарантированно сохранить жидкий азот на несколько недель.
Газообразные кислород, азот, аргон наполняются согласно ГОСТа в стальные баллоны под давлением 150 атм. (при То =20оС).
Потребитель при эксплуатации и транспортировке баллонов должен выполнять требования «Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением», утв. Госгортехнадзором России 18.04.1995 г.:
— На предприятии-потребителе должно быть установлено лицо, ответственное за хранение, эксплуатацию и транспортировку баллонов http://www.gazpd.ru/technical-gas/azotnye/.
— Транспортировать и хранить баллоны на складах необходимо с навернутыми колпаками для предотвращения поломок вентиля и попадания в баллон влаги и масла. Хранить баллоны необходимо в специально оборудованном месте в складах или под навесами, исключающими попадания в баллона масла.
— Под наполнение баллоны должны предоставляться чистыми, без вмятин, забоин и других повреждений, с исправными вентилями.
— Под наполнение кислородом, азотом, аргоном пригодны только баллоны, имеющие рабочее давление (Р) -150 аем., пробное (П) — 225 атм. Давление баллона выбито в паспорте баллона на его корпусе. В паспорте баллона должен четко виден номер баллона, клеймо завода-изготовителя и дата изготовления.
— Баллоны должны иметь четкую отличительную окраску. Кислородные баллоны голубого цвета счерной надписью на корпусе «Кислород», азотные баллоны — черного цвета, с желтой надписью «Азот», аргонные баллоны — серого цвета с зеленой надписью «Аргон чистый».
— Запрещается использование баллонов для наполнения другими газами. Использование баллонов не по назначению может привести к тяжелым последствиям. Кислород. заполненный в азотные баллоны, может у потребителя быть использован в системах с масляной смазкой и быть причиной взрыва и аварий. Аргон и азот, заполненные в кислородные баллоны, могут быть использовыны в мед. учреждениях для дыхания больных и привести к гибели людей.
— Баллоны должны иметь остаточное давление газа — 1,0-1,5 атм. Остаточное давление исключает возможность загрязнения баллонов воздухом и другими примесями. Категорически запрещается создавать остаточное давление путем поддува пустых баллонов. Качество аргона, азота, кислорода в значительной степени зависит от состояния баллонов, поступающих от потребителей.
— Запрещается использовать под наполнение кислородом, аргоном, азотом углекислотные баллоны (Р-125П-190). Кроме опасности разрыва этих баллонов под наполнением, остаточное давление углекислоты в этих баллонах, попадая в технологические аппараты, вызывают забивку аппаратов и нарушение технологии.
— Транспортировка наполненных газом баллонов должна производится на рессорном транспорте в специальных контейнерах в вертикальном положении. Контейнер должен быть исправным, исключающим падение баллонов при транспортировке.