Гдз химия 8 класc габриелян о.с. , остроумов и.г., сладков с.а. 2022 §34 ионная химическая связь
ГДЗ Химия 8 класc Габриелян О.С. , Остроумов И.Г., Сладков С.А. 2022 §34 ИОННАЯ ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ
Красным цветом даются ответы, а фиолетовым ― объяснения. |
Задание 1
Что такое ионы?
Ионы — это положительно или отрицательно заряженные частицы, в которые превращаются атомы химических элементов в результате отдачи или присоединения электронов.
Как они образуются?
Если атом принимает электроны, то он заряжается отрицательно и становится анионом. Если атом отдает электроны, то он заряжается положительно и становится катионом.
Задание 2
Найдите черты сходства и различия между:
а) атомом кальция и ионом кальция;
Сходства: строение ядра атома (заряд ядра атома ( 20), число протонов (20), число нейтронов 20 (40-20=20)), масса частицы 40.
Различия:
1.
Строение электронной оболочки(общее количество электронов (в атома кальция 20, а в ионе кальция 18), число энергетических уровней, или слоёв, электронной оболочки атома (в атома кальция 4, а в иона кальция 3), количество электронов на внешнем слое (в атома кальция 2, а в иона кальция — 8 (является завершённым))
3. Атом кальция электронейтральная частица (Са0), образует простое вещество — металл, а ион кальция заряженная частица(Са2 ), входит в состав сложных ионных соединений.
б) атомом кислорода и ионом кислорода.
Сходства: строение ядра атома (заряд ядра атома ( 8), число протонов (8), число нейтронов (16-8=8)), число энергетических уровней электронной оболочки атома(2).
Различия:
1.
Строение электронной оболочки (общее количество электронов (в атома кислорода 8, а в ионе кислорода 10), количество электронов на внешнем слое (в атома кислорода 6, а в иона кислорода — 8 (является завершённым)).
2. Атом кислорода электронейтральная частица (О0), образует простое вещество — неметалл, а ион кислорода заряженная частица (О2-), входит в состав сложных ионных соединений.
Задание 3
Составьте схему образования ионной связи между атомами лития и элементами-неметаллами:
а) фтором;
Li )2)1 -e ⟶ Li )2)0
F )2)7 e ⟶ F)2)8
Li0 -1e ⟶ Li и F0 1e ⟶ F—
атом ион атом ион
Найдем наименьшее общее кратное между зарядами образовавшихся ионов 1 (1 и 1). Чтобы атомы лития отдали 1 электрон их нужно взять 1 (1:1=1), чтобы атомы фтора приняли 1 электрон их нужно взять 1 (1:1=1).
Li0 F0 ⟶ Li F— ⟶ LiF — фторид лития
└ 1e ┘
б) кислородом;
Li )2)1 -e ⟶ Li )2)0
O )2)6 2e ⟶ O)2)8
Li0 -1e ⟶ Li и O0 2e ⟶ O—
атом ион атом ион
Найдем наименьшее общее кратное между зарядами образовавшихся ионов 2 (1 и 2). Чтобы атомы лития отдали 1 электрон их нужно взять 2 (2:1=2), чтобы атомы кислорода приняли 2 электроны их нужно взять 1 (2:2=1).
2Li0 O0 ⟶ Li2 O2- ⟶ Li2O — оксид лития
└ 2e ┘
в) азотом.
Li )2)1 -e ⟶ Li )2)0
N )2)5 3e ⟶ N)2)8
Li0 -1e ⟶ Li и N0 3e ⟶ N3-
атом ион атом ион
Найдем наименьшее общее кратное между зарядами образовавшихся ионов 3 (1 и 3). Чтобы атомы лития отдали 1 электрон их нужно взять 3 (3:1=3), чтобы атомы азота приняли 3 электроны их нужно взять 1 (3:3=1).
3Li0 N0 ⟶ Li3 N3- ⟶ Li3N — нитрид лития
└ 3e ┘
Задание 4
Составьте схему образования ионной связи между атомами фтора и элементами-металлами:
а) калием;
F )2)7 e ⟶ F)2)8
K )2)1 -e ⟶ K )2)0
K0 -1e ⟶ K и F0 1e ⟶ F—
атом ион атом ион
Найдем наименьшее общее кратное между зарядами образовавшихся ионов 1 (1 и 1). Чтобы атомы калия отдали 1 электрон их нужно взять 1 (1:1=1), чтобы атомы фтора приняли 1 электрон их нужно взять 1 (1:1=1).
K0 F0⟶ K F—⟶ KF — фторид калия
└ 1e ┘
б) кальцием;
F )2)7 e ⟶ F)2)8
Ca )2)8)8)2 -2e ⟶ Ca )2)8)8)0
Ca0 -2e ⟶ Ca2 и F0 1e ⟶ F—
атом ион атом ион
Найдем наименьшее общее кратное между зарядами образовавшихся ионов 2 (2 и 1). Чтобы атомы кальция отдали 2 электрона их нужно взять 1 (2:2=1), чтобы атомы фтора приняли 2 электроны их нужно взять 2 (2:1=2).
Ca0 2F0⟶ Ca2 F2—⟶ CaF2 — фторид кальция
└ 2e ┘
в) алюминием.
F )2)7 e ⟶ F)2)8
Al )2)8)3 -3e ⟶ Al )2)8)0
Al0 -3e ⟶ Al3 и F0 1e ⟶ F—
атом ион атом ион
Найдем наименьшее общее кратное между зарядами образовавшихся ионов 3 (3 и 1). Чтобы атомы алюминия отдали 3 электроны их нужно взять 1 (3:3=1), чтобы атомы фтора приняли 3 электроны их нужно взять 3 (3:1=3).
Al0 3F0⟶ Al3 F3—⟶ AlF3 — фторид алюминия
└ 3e ┘
Задание 5
Найдите соотношение чисел положительных и отрицательных ионов в соединениях:
а) хлорид натрия NaСl; 1:1 (» » : «-«)
Na0 -1e ⟶ Na и Cl0 1e ⟶ Cl—
атом ион атом ион
Найдем наименьшее общее кратное между зарядами образовавшихся ионов 1 (1 и 1). Чтобы атомы натрия отдали 1 электрон их нужно взять 1 (1:1=1), чтобы атомы хлора приняли 1 электрон их нужно взять 1 (1:1=1).
Na0 Cl0⟶ Na Cl—
б) хлорид кальция СаСl2;1:2 (» » : 2•»-«)
Ca0 -2e ⟶ Ca2 и Cl0 1e ⟶ Cl—
атом ион атом ион
Найдем наименьшее общее кратное между зарядами образовавшихся ионов 2 (2 и 1). Чтобы атомы кальция отдали 2 электроны их нужно взять 1 (2:2=1), чтобы атомы хлора приняли 2 электроны их нужно взять 2 (2:1=1).
Ca0 2Cl0⟶Ca2 Cl2—
в) фторид алюминия АlF3. 1:3 (» » : 3•»-«)
Al0 -3e ⟶ Al3 и F0 1e ⟶ F—
атом ион атом ион
Найдем наименьшее общее кратное между зарядами образовавшихся ионов 3 (3 и 1). Чтобы атомы алюминия отдали 3 электроны их нужно взять 1 (3:3=1), чтобы атомы фтора приняли 1 электрон их нужно взять 3 (3:1=3).
Al0 3F0⟶ Al3 F3—
Задание 6
Предложите свой вариант графического отображения образования химической связи для соединения, имеющего формулу СаF2.
Ca0 20 )2)8)8)2 F0 9 )2)7 ⟶ Ca2 F2— [ 20 )2)8)8]2 [ 9 )2)8]—
Лабораторный опыт № 4изготовление моделей молекул бинарных соединений
Используя шаростержневые наборы, соберите модели молекул следующих веществ:
- вариант 1 — хлороводорода НС1, четырёххлористого углерода СС14;
- вариант 2 — сернистого газа SО2, хлорида алюминия AlCl3.
Ключевые слова и словосочетания
- Ковалентная неполярная и ковалентная полярная химические связи.
- Электроотрицательность.
- Частичный заряд.
- Валентность.
- Составление формул ковалентных соединений по валентности.
- Определение валентности по формулам.
Работа с компьютером
- Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал урока и выполните предложенные задания.
- Найдите в Интернете электронные адреса, которые могут служить дополнительными источниками, раскрывающими содержание ключевых слов и словосочетаний параграфа. Предложите учителю свою помощь в подготовке нового урока — сделайте сообщение по ключевым словам и словосочетаниям следующего параграфа.
Вопросы и задания
- У атомов водорода и фосфора почти одинаковые значения ЭО. Каков тип химической связи в молекуле фосфина РН3?
- Определите тип химической связи и запишите схему её образования для веществ с формулами: a) S2, К2О и H2S; б) N2, Li3N и C13N.
- В какой из молекул — хлороводорода НС1 или фтороводорода HF — ковалентная химическая связь более полярна?
- В следующих предложениях впишите пропущенные слова и выражения: «Ковалентная химическая связь образуется за счёт …. По числу общих электронных пар она бывает …. По ЭО ковалентную связь делят на … и …».
- Определите валентности элементов в соединениях с формулами: PbS, PbО2, FeS2, Fe2S3, SF6.
- Запишите формулы хлоридов — соединений элементов с одновалентным хлором: железа (III), меди (I), меди (II), марганца (IV), фосфора (V).