«Химические свойства и применение кислорода»

"Химические свойства и применение кислорода" Кислород

Химические свойства кислорода

Вещества, их

названия и

обозначения.

1. Фосфор, Р

2. Сера, S

3. Уголь, С

4. Железо


Описание

физически

х свойств


Уравнение реакции

Порошок

красного

цвета

4 P 5O2 =2 P2O5


Порошок

желтого

цвета


Твердое,

темносерого

цвета

Твердое с

металлическ

им блеском

окисления


S O2 = SO2

C O2 = CO2

Продукты

окисления –

оксиды, их

названия и

обозначения


Описание

внешнего вида

оксидов

P2O5 – оксид

фосфора (V)


Белый дым

SO2 — Оксид

серы (IV)

Бесцветный

газ с резким

запахом,

ядовит.


CO2 — Оксид

углерода (IV)

Бесцветный

газ, не

ядовит


FeO·Fe2O3

3 Fe 2O2 = Fe3O4

Оксид

железная Оксид

железа железа

окалина (II)

(III)


Твердое,

хрупкое

Конспект урока по химии: «свойства и применение кислорода»

Тема урока:Свойства и применение кислорода.

Цель урока: изучить физические и химические свойства кислорода, дать общее понятие об оксидах, реакциях горения; рассмотреть практическую значимость и применение; доказать, что кислород — один из важнейших элементов на Земле.

Задачи урока:

Образовательные:

Расширить представления обучающихся о кислороде.

Познакомить со свойствами и применением кислорода.

Совершенствовать умения составлять уравнения химических реакций.

    Воспитательные:

    Формировать умения работать в парах у каждого обучающегося, считаться с мнением соседа и отстаивать свою точку зрения корректно, выполняя упражнения.

    Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, окружающей природе, учить понимать прекрасное, ценить произведения искусства.

      Развивающие:

      Способствовать продолжению развития устойчивого интереса к химической науке и практике.

      Совершенствовать навыки самостоятельной работы, развивать умения наблюдать, формулировать высказывания.

      Способствовать развитию исследовательских навыков, соблюдая правила техники безопасности.

      Совершенствовать умения обобщать и делать выводы.

        Планируемые результаты:

        личностные: готовность и способность учащихся к саморазвитию, самоопределению; ответственное отношение к учению; способность ставить цели и строить жизненные планы; формирование коммуникативной культуры, ценности здорового и безопасного образа жизни;

        метапредметные: уметь ставить цель и планировать пути её достижения, выбирая более рациональные способы решения данной проблемы; учиться корректировать свои действия в связи с изменением создавшейся ситуации; уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и потребностей; уметь организовывать совместную работу со сверстниками в парах; уметь находить информацию в различных источниках; владеть навыками самоконтроля, самооценки;

        предметные:

        знать: основные химические понятия «катализаторы», «оксиды», «реакции горения», «реакции окисления»; физические и химические свойства кислорода; области применения кислорода.

        уметь:отличить кислород от других газов; составлять уравнения реакций горения веществ в кислороде; записывать химические формулы оксидов и давать им названия; объяснять, как происходит круговорот кислорода в природе.

        Тип урока: урок формирования умений и навыков.

        Форма работы: фронтальная, групповая, работа в парах, игровая.

        Методы обучения: словесный,частично-поисковый, наглядный, демонстрационный, интерактивный.

        Приемы обучения: постановка проблемных вопросов.

        Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Свойства и применение кислорода. Круговорот кислорода в природе», колбы, пинцет, ложки для сжигания веществ, спиртовка.

        Реактивы: уголь, сера, красный фосфор, железная пластина, вода, известковая вода.

        ХОД УРОКА

        І. Организационный момент. (1 мин.)

        (Слайд № 1)Учитель: Добрый день! Прошу всех садиться. Тема сегодняшнего урока «Свойства и применение кислорода».

        (Слайд № 2)Мы с вами рассмотрим физические и химические свойства кислорода, сформулируем общие понятия об оксидах, реакциях горения, окисления; ознакомимся с практической значимостью и применением кислорода; а также докажем, что кислород — один из важнейших элементов на Земле.

        ІІ. Актуализация знаний. (7 мин.).

        Работа с карточками. От 2 до 4обучающихся получают задание на карточках и выполняют его у доски.

        (Слайд № 3)Фронтальный опрос «А ну-ка, химики».

        Учитель:Но перед тем как приступить к изучению новой темы, вам следует ответить на следующие вопросы:

        Химический знак кислорода?Ответ: О

        Относительная атомная масса кислорода?Ответ: 16.

        Химическая формула кислорода?Ответ: О2.

        Относительная молекулярная масса кислорода?Ответ: 32.

        В соединениях кислород обычно какой валентности?Ответ: II.

        Расскажите о нахождении кислорода в природе.Ответ: Кислород — самый распространенный химический элемент в земной коре. Кислород — самый распространенный на Земле элемент, на его долю приходится около 49% массы твердой земной коры. Морские и пресные воды содержат огромное количествосвязанного кислорода — 85,5% (по массе), в атмосфере содержание свободного кислорода составляет 21% по объёму и 23% по массе. Более 1500 соединений земной коры в своем составе содержат кислород. Кислород входит в состав многих органических веществ и присутствует во всех живых клетках. По числу атомов в живых клетках он составляет 20,9%, по массовой доле — около 65 %.

        Перечислите способы получения кислорода в лаборатории?Ответ:В лаборатории кислород получают следующими способами:

          1) Разложение перманганата калия. 2KMnO4 = K2MnO4 MnO2 O2

          2) Разложение перекиси водорода. 2H2O2 = 2H2O O2

          3) Разложение бертолетовой соли. 2KClO3 = 2KCl 3O2

          8. Перечислите способы получения кислорода в промышленности. Ответ: В промышленности кислород получают:

          Про кислород:  Продукция

          1) Электролиз воды. 2H2O = 2H2 O2

          2) Из воздуха. ВОЗДУХ давление, -183˚C=O2 (голубая жидкость).

          В настоящее время в промышленности кислород получают из воздуха. В лабораториях небольшие количества кислорода можно получать нагреванием перманганата калия (марганцовка) KMnO4. Кислород мало растворим в воде и тяжелее воздуха, поэтому его можно получать двумя способами:

          (Слайд № 4. Рисунок1).9. Установите соответствие между способом получения кислорода и уравнением химической реакцией. Работа в парах.

          Способы получения кислорода

          Уравнения химических реакций

          А. Разложение перманганата калия.

          Б. Разложение перекиси водорода.

          В. Разложение бертолетовой соли.

          Г. Электролиз воды.

          Д. Из воздуха.

          1) 2KClO3 = 2KCl 3O2

          2) 2H2O2 = 2H2O O2

          3) ВОЗДУХ = O2

          4) 2KMnO4 = K2MnO4 MnO2 O2

          5) 2H2O = 2H2 O2

          Ответ: А-4; Б-2; В-1; Г-5; Д-3.

          10. Что называют катализаторами? Где эти вещества применяются? Ответ: Вещества, которые ускоряют химические реакции, но сами при этом не расходуются, называют катализаторами. Катализаторы широко применяют в химической промышленности. С их помощью удается повысить производительность химических процессов, снизить себестоимость выпускаемой продукции и более полно использовать сырье.

          (Слайд № 5. Рисунок2). На какой диаграмме распределение массовых долей элементов отвечает количественному составу (NH4)3PO4? Ответ: 4.

          ІІІ. Изучение нового материала. (12 мин.)

          (Слайд № 6) Учитель:Физические свойства. Кислород — бесцветный газ, без вкуса и запаха, относительно малорастворим в воде (в 100 объемах воды при температуре 20ºС растворяется 3,1 объема кислорода). Кислород немного тяжелее воздуха: 1л кислорода при нормальных условиях весит 1,43 г, а 1л воздуха — 1,29г. (Нормальные условия — сокращенно: н.у. — температура 0ºС и давление 760 мм.рт.ст., или 1 атм. 0,1 МПа). При давлении 760 мм.рт.ст. и температуре -183ºС кислород сжижается, а при снижении температуры до -218,8ºС затвердевает.

          (Слайд № 7)Химические свойства.Техника безопасности (провести инструктаж!)

          Кислород при нагревании энергично реагирует со многими веществами, при этом выделяются теплота и свет. Такие реакции называют реакциями горения. Если опустить в сосуд с кислородом O2 тлеющий уголек, то он раскаляется добела и сгорает, образуя оксид углерода(IV) СO2. Чтобы определить, какое образовалось вещество, в сосуд наливают известковую воду — раствор гидроксида кальция Са(ОН)2. Она мутнеет, так как при этом образуется нерастворимый карбонат кальция СаСO3:

          CO2 Ca(OH)2 = CaCO3 H2O

          Видеодемонстрация №1 «Горение угля в кислороде»

          (Слайд № 8)Сера горит в O2 ярким синим пламенем с образованием газа с резким запахом — оксида серы(IV)

          S O2 = SO2

          Видеодемонтсрация №2 «Горение серы в кислороде»

          (Слайд № 9)Горение фосфора в кислороде

          Видеодемонстрация №3 «Горение фосфора в кислороде»

          Опыт следует проводить под тягой. Следует соблюдать правила обращения с нагревательными приборами. Не допускать попадания горящего фосфора на рабочую поверхность стола. Не вдыхать выделяющийся дым фосфорного ангидрида.

          Фосфор Р сгорает в O2 ярким пламенем с образованием белого дыма, состоящего из твердых частиц оксида фосфора(V).

          4P 5O2 = 2P2O5

          (Слайд № 10) Горение железа в кислороде

          Видеодемонстрация №4 «Горение железа в кислороде»

          В кислороде горят и такие вещества, которые обычно считают негорючими, например железо. Если к тонкой стальной проволоке прикрепить спичку, зажечь ее и опустить в сосуд с кислородом, то от спички загорится и железо. Горение железа происходит с треском и разбрасыванием ярких раскаленных искр — расплавленных капель железной окалины Fe3O4. В этом соединении два атома железа трехвалентны и один двухвалентен. Поэтому реакцию горения железа в кислороде можно выразить следующим уравнением:

          3Fe 2O2 = FeO * Fe2O3 или Fe3O4

          (Слайд № 11)Взаимодействие вещества с кислородом относится к реакциям окисления.

          (Слайд № 12)Горение — это химическая реакция, при которой происходит окисление веществ с выделением теплоты и света.

          (Слайд № 13)В большинстве случаев при взаимодействии веществ с кислородом образуются оксиды.Оксиды — это сложные вещества, которые состоят из двух элементов, одним из которых является кислород.

          (Слайд № 14)Известны химические элементы, которые непосредственно с кислородом не соединяются. К ним относятся золото Au и некоторые другие. Оксиды этих элементов получают косвенным путем.

          (Слайд № 15)Применение кислорода. Основано на его химических свойствах. В больших количествах кислород используют для ускорения химических реакций в разных отраслях химической промышленности и в металлургии. Например, при выплавке чугуна для повышения производительности доменных печей в них подают воздух, обогащенный кислородом.

          (Слайд № 16)При сжигании смеси ацетилена или водорода с кислородом в специальных горелках температура пламени достигает 3000ºС. Такое пламя используется для сварки металлов. Если берут кислород в избытке, то пламенем можно резать металл.

          (Слайд № 17)Жидкий кислород применяют в ракетных двигателях.

          (Слайд № 18)В медицине кислород служит для облегчения затрудненного дыхания. В этом случае кислородом заполняют специальные подушки. Кислородные маски необходимы в высотных полетах, в космосе и при работе под водой.

          Кислород расходуется в громадных количествах на многие химические реакции, например на сжигание топлива.

          Про кислород:  Кислородный баллончик Основной элемент с мягкой маской 17 л

          (Слайд № 19)Из сказанного видно, что очень много кислорода расходуется на разнообразную деятельность человека, тратится на процессы дыхания человека, животных, растений, а также на процессы гниения. Человек при дыхании в течение 1 мин в среднем употребляет 0,5 дм³ кислорода, в течении суток — 720 дм³, а в год — 262,8 м³ кислорода, что все жители земного шара (5 миллиардов) в течение года для дыхания используют 1578 миллиардов кубических метров кислорода. Если такой объем кислорода при нормальном давлении поместить в железнодорожные цистерны, то поезд был бы протяженностью более 300 млн км, что равняется расстоянию до Солнца и обратно.

          (Слайд № 20)Но все же общая масса кислорода в воздухе заметно не изменяется. Это объясняется процессом фотосинтеза, происходящим в зеленых растениях на свету. В результате этого процесса выделяется кислород. Анимация «Фотосинтез» .

          С фотосинтезом вы уже знакомились в курсе ботаники. Упрощенно процесс фотосинтеза изображают так:

          6CO2 6H2O = C6H12O6 6O2.

          Так в природе происходит непрерывный круговорот кислорода.

          В целях сохранения кислорода в воздухе вокруг городов и крупных промышленных центров создаются зоны зеленых насаждений. Специальная служба систематически контролирует содержание кислорода в воздухе. При необходимости применяют меры по устранению загрязнения воздуха.

          Физкультминутка. (1 мин.)

          IV. Закрепление знаний. (6 мин.)

          (Слайд № 21)Задание №1. «Правда или ложь? Если знаешь — разберешь»

          Для кислорода верны следующие утверждения:

          а) Кислород – бесцветный газ, без вкуса и запаха.

          б) Кислород немного легче воздуха.

          в) В кислороде горят и такие вещества, которые обычно считают негорючими, например железо.

          г) Известны химические элементы, которые непосредственно с кислородом соединяются. К ним относятся золото Au и некоторые другие.

          д) Применение кислорода основано на его физических свойствах.

          е) Непрерывный круговорот кислорода непосредственно связан с таким процессом, как фотосинтез.

          Ответ: а; в; е.

          (Слайд № 22)Задание №2. «Скорая помощь»

          Вставьте пропущенные вещества в уравнениях реакций:

          а) …….. Ca(OH)2 = CaCO3 H2O

          б) S ……. = SO2

          в) ….. 2O2 = FeO * Fe2O3 или Fe3O4

          Ответ: а)CO2 б)O2 в) 3Fe

          (Слайд № 23)Задание №3. «Мозговой штурм»

          Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций.

          а) CO2 H2O = C6H12O6 O2

          б) P O2 = P2O5

          (Слайды № 24-25)Задание №4. «Ассоциации»

          С каким применением кислорода ассоциируется данное изображение?

          1) в металлургии;

          2) для резки металлов;

          3) в авиации для дыхания;

          4) в авиации для двигателей;

          5) для сварки металлов;

          6) на взрывных работах;

          7) в медицине.

          (Слайд № 26)V. Домашнее задание. (1 мин.)

          §20,21; №6-9 (с.60). Решите задачи 1-2 (с.60).

          Творческое задание: подготовить сообщение №10 с. 60 «Что делается в вашей местности для поддержания определенного содержания кислорода в воздухе? В чем может заключаться ваше участие в этой деятельности?»

          (Слайд № 27)VI. Рефлексия. (1 мин.)

          Учитель:

          Сегодня я узнал…

          было трудно…

          я понял, что…

          я научился…

          я смог…

          было интересно узнать, что…

          меня удивило…

          мне захотелось…

          VII. Подведение итогов урока. (1 мин.)

          (Слайд № 28)В чём горят дрова и газ,
          Фосфор, водород, алмаз?
          Дышит чем любой из нас
          Каждый миг и каждый час?
          Без чего мертва природа?
          Правильно, без….

          Обучающиеся: кислорода

          (Слайд № 29) Учитель: Правильно. Спасибо за урок! До свидания!

          Литература:

          [1] Горковенко М. Ю. Поурочные разработки по химии 8 класс к учебникам О. С. Габриеляна, Л. С. Гузея, Г. Е. Рудзитиса. — М: «ВАКО», 2004;

          [2] Радецкий А. М., Горшкова В. П. Дидактический материал: химия 8-9 классы — М: Просвещение, 1997.

          [3] Химия: неорганическая химия: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. — М: «Просвещение», 2022 г.

          Интернет-ресурсы:

          . alhimik.ru/

          Презентация к уроку: «химические свойства кислорода. оксиды. применение. круговорот кислорода в природе.

          06.03.20 Химические свойства кислорода. Оксиды. Применение. Круговорот кислорода в природе.

          06.03.20

          Химические свойства кислорода. Оксиды. Применение. Круговорот кислорода в природе.

          О 2

          О2

          ТЕСТ.  1. Самый распространенный х.э.:  а) водород в) кремний  б) кислород г) алюминий 2. Химический элемент кислород в  природе распространен по массе:  а) 59% в) 49%  б) 94% г) 19%

          ТЕСТ.

          1. Самый распространенный х.э.:

          а) водород в) кремний

          б) кислород г) алюминий

          2. Химический элемент кислород в

          природе распространен по массе:

          а) 59% в) 49%

          б) 94% г) 19%

          3. Впервые кислород получил:  а) А.Лавуазье в)М.Ломоносов  б) Д.Пристли г) Р.Бойль  4. Относительная атомная масса  кислорода:  а) 8 в) 16  б) 32 г) 15

          3. Впервые кислород получил:

          а) А.Лавуазье в)М.Ломоносов

          б) Д.Пристли г) Р.Бойль

          4. Относительная атомная масса

          кислорода:

          а) 8 в) 16

          б) 32 г) 15

          5. Валентность кислорода в  соединениях:  а) II     в) III  б) I     г) V   6. Формула простого вещества  кислорода:  а) О в) Н 2  б) О 2 г) О 3

          5. Валентность кислорода всоединениях:а)IIв)IIIб)Iг)V6. Формула простого веществакислорода:а) О в) Н2б) О2г) О3

          7. Относительная молекулярная  масса кислорода:  а) 8 в) 32  б) 16 г) 23   8. Определяют кислород:  а) по цвету  б) по запаху  в) по вкусу  г) тлеющей лучинкой

          7. Относительная молекулярнаямасса кислорода:а) 8 в) 32б) 16 г) 238. Определяют кислород:а) по цветуб) по запахув) по вкусуг) тлеющей лучинкой

          9. В лаборатории кислород получают:  а) р.соединения  б) р.разложения  в) р.замещения  г) р.обмена  10. В промышленности кислород  получают:  а) разложением воды  б) разложением КМ nO 4   в) из воздуха

          9. В лаборатории кислород получают:а) р.соединенияб) р.разложенияв) р.замещенияг) р.обмена10. В промышленности кислородполучают:а) разложением водыб) разложением КМnO4в) из воздуха

          Явления Физические Химические Замерзание воды Плавление стекла Плавление парафина Горение бумаги Скисание молока Ржавление железа Химические свойства  – способность веществ превращаться в другие под воздействием определенных условий: при изменении температуры, давления и т. д.

          Явления

          Физические

          Химические

          Замерзание воды

          Плавление стекла

          Плавление парафина

          Горение бумаги

          Скисание молока

          Ржавление железа

          Химические свойстваспособность

          веществ превращаться в другие под

          воздействием определенных условий:

          при изменении температуры, давления

          и т. д.

          Химические свойства

          Химические свойства

          Запомнить ! Кислород – сильный окислитель.   Взаимодействие веществ с кислородом называется  окислением .  Реакции окисления, идущие с выделением тепла и света, называются реакциями горения  С кислородом реагируют все элементы, кроме Au , Pt , He (С l 2  , В r 2 , I 2 ) , Ne  и  Ar .  В результате взаимодействия веществ с кислородом образуется оксиды .  Оксиды  – сложные вещества, которые состоят из двух элементов, одним из которых является кислород.

          Запомнить !

          • Кислород – сильныйокислитель.
          • Взаимодействие веществ с кислородом называетсяокислением.
          • Реакции окисления, идущие с выделением тепла и света, называются реакциямигорения
          • С кислородом реагируют все элементы, кромеAu,Pt,Hel2, Вr2,I2) ,NeиAr.
          • В результате взаимодействия веществ с кислородом образуетсяоксиды.
          • Оксиды– сложные вещества, которые состоят из двух элементов, одним из которых является кислород.
          Про кислород:  Основные формулы для решения задач по химии | Дистанционные уроки

          Выполните задание по таблице! Выпишите формулы оксидов и дайте им название Формулы основных классов неорганических веществ № п/п Варианты 1. I С uCl 2 II 2. К O Н III 3. СО 2 НВ r S О 2 4. IV Ва S О 4 ZnCl 2 5. Н Cl Zn ( O Н ) 2 V Са( O Н ) 2 C аО Н I Al 2 O 3 Н Cl 6. VI М g ( O Н ) 2 FeCl 2 7. Р 2 O 5 N а O Н Zn ( NO 3 ) 2 NaBr N 2 O 5 М gCl 2 Нg( NO 3 ) 2  Н 2 С O 3 FeO  М gO Н 3 Р O 4 8. 9. Fe 2 O 3 Si О 2 CaCl 2 Н NO 3 С u О Na 2 О Н F Н 2 S О 4 М gSO 4 10. К NO 3 Ва( O Н ) 2 СО N а NO 3 ZnSO 4 Al(O Н ) 3 S О 3 С u ( O Н ) 2 AgCl LiO Н Нg S Li 2 О Нg O K В r Н 2 S Ag 2 O Н 2 Si О 3 Н 2 S О 3 Fe(O Н ) 2 Са( O Н ) 2 С u 2 О К 3 Р O 4 Н NO 2 Fe(O Н ) 3

          Выполните задание по таблице!

          Выпишите формулы оксидов и дайте им название

          Формулы основных классов

          неорганических веществ

          п/п

          Варианты

          1.

          I

          СuCl2

          II

          2.

          КOН

          III

          3.

          СО2

          НВr

          SО2

          4.

          IV

          ВаSО4

          ZnCl2

          5.

          НCl

          Zn(OН)2

          V

          Са(OН)2

          CаО

          НI

          Al2O3

          НCl

          6.

          VI

          Мg(OН)2

          FeCl2

          7.

          Р2O5

          NаOН

          Zn(NO3)2

          NaBr

          N2O5

          МgCl2

          Нg(NO3)2

          Н2СO3

          FeO

          МgO

          Н3РO4

          8.

          9.

          Fe2O3

          SiО2

          CaCl2

          НNO3

          СuО

          Na2О

          НF

          Н2SО4

          МgSO4

          10.

          КNO3

          Ва(OН)2

          СО

          NаNO3

          ZnSO4

          Al(OН)3

          SО3

          Сu(OН)2

          AgCl

          LiOН

          НgS

          Li2О

          НgO

          KВr

          Н2S

          Ag2O

          Н2SiО3

          Н2SО3

          Fe(OН)2

          Са(OН)2

          Сu2О

          К3РO4

          НNO2

          Fe(OН)3

          О 2 Выполните задание! C оставьте уравнения химических реакций согласно схемам: с неметаллами     Cu   O 2      К   O 2       Fe  O 2   с металлами   C   O 2    S   O 2     H 2   O 2        ZnS   O 2     H 2 S   O 2    C 2 H 4   O 2    со сложными веществами

          О2

          Выполните задание!

          Cоставьте уравнения химических реакций согласно схемам:

          с неметаллами

          Cu O2

          К O2

          Fe O2

          с металлами

          C O2

          S O2

          H2 O2

          ZnS O2

          H2S O2

          C2H4 O2

          со сложными веществами

          Выполните задание! C оставьте рассказ по опорному конспекту.

          Выполните задание!

          Cоставьте рассказ по опорному конспекту.

          Выполните задание! C оставьте вопросы к кроссворду или преобразуйте его. К И С Л О Р О Д

          Выполните задание!

          Cоставьте вопросы к кроссворду или преобразуйте его.

          К

          И

          С

          Л

          О

          Р

          О

          Д

          Нахождение кислорода в природе Он всюду и везде: В камне, в воздухе, в воде. Он и в утренней росе, И в небес голубизне. Литосфера - 47% по m (в составе оксидов, солей) Гидросфера - 85,8%  (в основном в составе  воды ) Атмосфера - 23% по m, 21% по V  Растения - 40% Животные - 20% Тело человека - 65%

          Нахождение кислорода в природе

          Он всюду и везде:

          В камне, в воздухе, в воде.

          Он и в утренней росе,

          И в небес голубизне.

          Литосфера —47%поm(в составе оксидов, солей)

          Гидросфера —85,8%(в основном в составеводы)

          Атмосфера23%поm,21%поV

          Растения —40%

          Животные —20%

          Тело человека —65%

          Круговорот кислорода в природе Растения, поглощая атмосферный кислород в темное время суток, в утренние часы активно выделяют его в процессе фотосинтеза органических веществ: 6 CO 2   6 H 2 O = C 6 H 12 O 6   6 O 2 Образующиеся органические вещества разлагаются. Продолжительность одного цикла в круговороте кислорода 2000 лет. За это время кислород проходит через все живое вещество. При фотосинтезе образуется ежегодно 177 млрд. т органических веществ, химическая энергия которых в 100 раз больше, чем энергия, вырабатываемая всеми электростанциями мира.

          Круговорот кислорода в природе

          • Растения, поглощая атмосферный кислород в темное время суток, в утренние часы активно выделяют его в процессе фотосинтеза органических веществ:

          6 CO2 6 H2O = C6H12O6 6 O2

          • Образующиеся органические вещества разлагаются.
          • Продолжительность одного цикла в круговороте кислорода 2000 лет. За это время кислород проходит через все живое вещество.
          • При фотосинтезе образуется ежегодно 177 млрд. т органических веществ, химическая энергия которых в 100 раз больше, чем энергия, вырабатываемая всеми электростанциями мира.

          Применение кислорода Находит широкое применение в медицине и промышленности. При высотных полётах лётчиков снабжают специальными приборами с кислородом. При многих лёгочных и сердечных заболеваниях, а также при операциях дают вдыхать кислород из кислородных подушек. Кислородом в баллонах снабжают подводные лодки. Горение рыхлого горючего материала, пропитанного жидким кислородом, сопровождается взрывом, что даёт возможность применять кислород при взрывных работах. Жидкий кислород применяют в реактивных двигателях, в автогенной сварке и резке металлов, даже под водой.

          Применение кислорода

          • Находит широкое применение в медицине и промышленности.
          • При высотных полётах лётчиков снабжают специальными приборами с кислородом.
          • При многих лёгочных и сердечных заболеваниях, а также при операциях дают вдыхать кислород из кислородных подушек.
          • Кислородом в баллонах снабжают подводные лодки.
          • Горение рыхлого горючего материала, пропитанного жидким кислородом, сопровождается взрывом, что даёт возможность применять кислород при взрывных работах.
          • Жидкий кислород применяют в реактивных двигателях, в автогенной сварке и резке металлов, даже под водой.

          ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ  § 22, 23  упр. 4—12,  задачи 2, 3 (с. 60)

          ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

          § 22, 23

          упр. 4—12,

          задачи 2, 3 (с. 60)

          Химические свойства кислорода

          Кислород является сильным окислителем, т.к. для завершения внешнего электронного уровня ему не хватает всего 2-х электронов, и он легко их присоединяет. По химической активности кислород уступает только фтору. Кислород образует соединения со всеми элементами кроме гелия, неона и аргона.

          Непосредственно кислород нее вступает в реакции взаимодействия с галогенами, серебром, золотом и платиной (их соединения получают косвенным путем). Почти все реакции с участием кислорода – экзотермические. Характерная особенность многих реакций соединения с кислородом — выделение большого количества теплоты и света. Такие процессы называют горением.


          Взаимодействие кислорода с металлами. Со щелочными металлами (кроме лития) кислород образует пероксиды или надпероксиды, с остальными – оксиды. Например:

          4Li O2 = 2Li2O;

          2Na O2 = Na2O2;

          K O2 = KO2;

          2Ca O2 = 2CaO;

          4Al 3O2 = 2Al2O3;

          2Cu O2 = 2CuO;

          3Fe 2O2 = Fe3O4.

          Взаимодействие кислорода с неметаллами. Взаимодействие кислорода с неметаллами протекает при нагревании; все реакции экзотермичны, за исключением взаимодействия с азотом (реакция эндотермическая, происходит при 3000^{circ}

          4P 5O2 = 2P2O5;

          S O2 = SO2;

          С O2 = СО2;

          2Н2 O2 = 2Н2О;


          N2 O2 ↔ 2NO – Q.

          Взаимодействие со сложными неорганическими веществами. При горении сложных веществ в избытке кислорода образуются оксиды соответствующих элементов:

          2H2S 3O2 = 2SO2↑ 2H2O (t^{circ}3 3O2 = 2N2↑ 6H2O (t^{circ}3 3O2 = 2N2↑ 6H2O (t^{circ}3 5O2 = 4NO↑ 6H2O (t^{circ}3 4O2 = 2H3PO4 (t^{circ}3 4O2 = 2H3PO4 (t^{circ}

          SiH4 2O2 = SiO2 2H2O;

          4FeS2 11O2 = 2Fe2O3 8 SO2↑ (t^{circ}


          Кислород способен окислять оксиды и гидроксиды до соединений с более высокой степенью окисления:

          2CO O2 = 2CO2 (t^{circ}2 O2 = 2SO3 (t^{circ}2 O2 = 2SO3 (t^{circ}2O5);

          2NO O2 = 2NO2;

          4FeO O2 = 2Fe2O3 (t^{circ}

          Взаимодействие со сложными органическими веществами. Практически все органические вещества горят, окисляясь кислородом воздуха до углекислого газа и воды:


          CH4 2O2 = CO2↑ H2O.

          Кроме реакций горения (полное окисление) возможны также реакции неполного или каталитического окисления, в этом случае продуктами реакции могут быть спирты, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты и другие вещества:

          Окисление углеводов, белков и жиров служит источником энергии в живом организме.

          Оцените статью
          Кислород
          Добавить комментарий