«кислород» ивана вырыпаева — кино и сериалы на dtf
Фильм, ставший голосом поколения нулевых: 10 разговоров-заповедей о смысле жизни, Родине и совести
1526просмотров
Иван Вырыпаев – важный российский драматург, а «Кислород» – знаковая пьеса нулевых, которая показывалась в столичном театре DOC, а спустя несколько лет была экранизирована.
Вырыпаев, уроженец Иркутска, в конце 90-х основал в родном городе театр-студию «Пространство игры». С 2006-го Вырыпаев работал (или служил, если быть предельно корректным) в театре «Практика», экспериментальной театральной площадке Москвы, сперва в должности арт-директора, а затем — худрука.
Раздавать непрошенные советы — последнее дело, но если вы вдруг в следующий свой приезд в Москву не будете знать, на какие культурные мероприятия потратить лишний вечер, настойчиво рекомендую вам посетить «Практику». Только стоит учитывать, что билеты (в силу маленького зала и просто большого количества желающих) придется покупать сильно заранее.
В 2009 году Вырыпаев перенес свою пьесу «Кислород» на большие экраны, убрав из нее часть содержания (некоторые главы в спектакле и в фильме различаются).
«Кислород» — второй фильм Вырыпаева как режиссера, до этого Иван снял, пожалуй, даже более известную зрителям драму «Эйфория», которая в 2006-м получила «Малого золотого льва» на Венецианском кинофестивале.
Кислород также собрал немало, в том числе международных, наград, включая несколько призов «Кинотавра».
Из любопытного киноопыта стоит еще отметить, что Вырыпаев был, например, одним из сценаристов картины «Бумер. Фильм второй» и даже сыграл там эпизодическую роль, обозначенную в титрах как «бомж в кафе».
«Кислород» — это не фильм в привычном для нас понимании этого слова. Он даже начинается с уточняющего титра: ТЕКСТ ИВАНА ВЫРЫПАЕВА.
По форме — это десять музыкальных видеоклипов, в каждом из которых мы видим рассказчика, повествующего нам об истории главных героев, и собственно, видеоряд с этими самыми безмолвными героями.
В самом начале нам так и заявляют эти клипы — музыкальным альбомом, сопровождая каждый «трек» названием и продолжительностью.
Режиссер монтажа картины уточнял, что такая форма была использована сознательно, «для доступа к подсознанию молодежи», воспитанной MTV. В какой-то момент череда видеоклипов даже прерывается на рекламную паузу (реклама, разумеется, вымышленная, про грибы из Санкт-Петербурга).
По содержанию «Кислород» — это десять монологов, разговоров-заповедей, каждый из которых начинается с прямого цитирования Библии (буквально первые слова, звучащие в фильме: «вы слышали, что сказано в Библии «не убивай»? Кто же убьет — подлежит суду»).
Прочитавшие предыдующие несколько абзацев неизбежно вспомнят Евгения Гришковца, еще одного прославленного мастера моноспектаклей, а также поляка Кшиштофа Кесьлёвского и его «Декалог». Наверно, для понимания того, что вам предстоит посмотреть (если вы этого еще не делали), в какой-то мере, сравнения будут уместными.
Ну и еще я нашел для себя забавным, что, как любитель постить на DTF тенриды, я рассказываю про фильм, который вновь состоит из 10 частей.
Сюжет «Кислорода» (если рассказывать о нем буквально, без каких-либо метафор) — это история о простом пареньке Саше из подмосковного города Серпухов, который приезжает в столицу и влюбляется в рыжеволосую девушку (тоже Сашу), которую случайно встречает на улице. Саша-мальчик влюбляется в Сашу-девочку, понимая, что она для него тот самый жизненно необходимый «чистый кислород». Тогда он убивает свою нелюбимую жену лопатой и закапывает её в огороде. А Саша-москвичка замужем за человеком, которого точно также никогда не любила. И муж узнает об измене, и Саша уходит от него, и уезжает в Серпухов, потому что Саша из Серпухова тоже дает ей столь необходимый в ее жизни «чистый кислород».
Если хотите, вот более точно авторское описание истории (спектакля, не фильма) с официального сайта Вырыпаева (там же, кстати, можно скачать PDF с самой пьесой, если надумаете еще и почитать ее):
10 разговоров-заповедей на самые острые темы, от терактов 11 сентября до мировых экологических проблем. И двое молодых героев, отчаянно выхватывающих кислород из окружающего мира, мужчина Саша и девушка Саша, нашедшие друг друга, чтобы разложить на десять композиций поколенческие размышления о смысле жизни, Родине, импотенции и совести. А поводом для этих разговор становится сквозной сюжет, в котором парень Саша слушал музыку в плеере, когда говорили “Не убий” и, поэтому, не найдя в своей жене кислорода, решил убить её лопатой, чтобы потом вместе с рыжеволосой девушкой Сашей, внезапно оказавшейся для него тем самым необходимым ему для жизни кислородом, на могиле жены слепить снеговика, “Не сотворив себе кумира”.
Главные (и в принципе, единственные сколько-нибудь значимые) роли в фильме исполняют Каролина Грушка и Алексей Филимонов.
Филимонов — актер театра и кино (тоже, кстати, иркутянин) впервые появился на экране все в том же продолжении «Бумера», а недавно вы могли видеть его, например, в картинах «Бык» и «Девятаев». В прошлом году Филимонов исполнил главную роль в сериале Авдотьи Смирновой «Вертинский» о знаменитом русском шансонье.
Грушка — многолетняя муза Вырыпаева. Полячка по происхождению, Каролина с самого раннего детства появлялась на экранах Польши, а первую свою роль в кино и вовсе исполнила у Кшиштофа Занусси в фильме «Шопен во дворце».
С начала двухтысячных актриса стала появляться и в российском кино («Русский бунт», «В августе 44-го…»).
Любопытно отметить, что Каролина сыграла и в «Ведьмаке». Только не в том, о котором вы подумали, а в польском телесериале 2002 года, где исполнила роль Моренн, дриады, обитающей на болотах близ Вызимы.
Грушка и Вырыпаев женаты и Каролина практически неизменно появлялась в каждом дальнешем кинопроекте режиссера: «Танец Дели», «Спасение».
Фильм «Кислород» каждый, его посмотревший, совершенно очевидно, охарактеризует кратким «артхаус». Тем забавней цитата из самого Вырыпаева:
Тут стоит пояснить, что сам Иван не считает себя кинорежиссером и вообще не очень хочет снимать авторское кино, которое «о чем-то». При этом, отвечая на прямой вопрос, режиссер говорит, что вполне был бы не прочь снять какой-нибудь большой фильм вроде уже упомянутых «Джокера» или «Чернобыля».
Из нереализованных в кино задумок, Вырыпаев упоминает лишь одну идею, у которой пока нет даже сценария — фильм про драматурга. «Просто рассказать людям, кто такой драматург«.
В 2022 году, когда вышел закон о запрете мата на экране, Вырыпаев заявлял, что не будет заниматься больше режиссурой. Мат — один из естественных инструментов для рассказа истории и режиссер сам признавал, чтобы посмотреть его произведения — нужно быть готовым пройти опреденные блоки, первый же из которых — возможная обсценная лексика. Говоря об этом, Иван рассуждал в рамках кинематографа в целом, а не только своего творчества, приводя в пример Квентина Тарантино, чьи фильмы, при всей их популярности и кассовости, никогда не будут иметь столь же широкий диапазон зрителей, как более «причесанное» голливудское кино, без такого количества насилия и ругательств на минуту экранного времени.
Однако, недавно режиссер сменил гнев на милость и стал в 2020 году генеральным продюсером бюро «Okko Театр», успев выпустить на платформе фильм «UFO», также основанный на своем одноименном спектакле — сборнике историй, рассказанных людьми из разных стран мира о своем контакте с внеземной цивилизацией. В «Практике» Вырыпаев сам исполнял всю пьесу (но был и другой вариант постановки), в кино это делают актеры, каждый со своей ролью. Если вдруг вы смотрели «Кислород» и он пришелся вам по душе, но не видели «UFO» — посмотрите, вам точно понравится.
То же самое касается и тех, кто «Кислород» не смотрел и кого отторгает формат фильма — в «UFO» форма подачи более традиционная, а само высказывание ничуть не слабее. Так что вполне можно начать свое знакомство с творчеством Вырыпаева с «UFO» (снятого уже вместе со старшим сыном режиссера Геннадием Вырыпаевым).
Практически все кинокритики сходились на том, что «Кислород» — фильм новаторский и такого по форме, по крайней мере в России, не снимал никто (правда, противники картины тут же поправляли, что никакого новаторства тут нет, и это просто какая-то бессвязная нарезка музыки и текста). Сам режисер отмечал, что ему удалось сделать то, что, в принципе, считается странным или даже невозможным для киноязыка — чтобы «с экранов зазвучал текст«.
Вообще, стоит отметить, что противников фильма было слышно гораздо громче и выступали они гораздо эмоциональней, чем его поклонники. Достаточно залезть в верхние пользовательские рецензии фильма на киноагрегаторах или посмотреть программу «Закрытый показ» с Александром Гордоном, в рамках которой «Кислород» был показан по Первому каналу в январе 2022 года.
Разумеется, сама суть подобных ток-шоу в том, чтобы вызывать бурное обсуждение, состоящее из броских безапелляционных мнений (что-то напоминает, неправда ли?), но забавно отметить, что из часа с небольшим эфирного времени, процентов восемьдесят приходится именно на монологи противников картины. Негативные эмоции всегда сильнее позитивных, и как на это ответил сам режиссер:
Ведь фильм, по задумке его создателей, построен именно как диалог со зрителем. Да, у нас нет никакой возможности отвечать рассказчикам на экране, но картина скорее задает вопросы, чем отвечает на них. Как было замечено в одном из сюжетов о новой российской драме начала нулевых, где в числе прочего упоминался и «Кислород»:
А вопросы фильм поднимает, порой, весьма деликатные, учитывая, что каждый акт начинается с одной из библейских заповедей (что послужило еще одной причиной шквала критики по отношению к картине), а одна из частей носит название «Арабский мир».
Прикрепляю ссылку на видео «Закрытого показа», если кому-то будет интересно посмотреть:
«Кислород» — музыкальный фильм. На протяжении всей картины звучит музыка, задающая настроение происходящему на экране, это не просто саундтрек, а важная эмоциональная составляющая, о чем сам режиссер неоднократно упоминал — для него важно, чтобы музыка была «на одной волне» с его собственным восприятием мира и при этом несла в себе какой-то авторский смысл.
В фильме звучат мелодии, например, питерских рокабилли Markscheider Kunst или Айдара Гайнуллина, баяниста с мировым именем, а также Андрея Самсонова, неизменного композитора всех кинокартин Вырыпаева.
Сам режиссер неоднократно упоминал, что его любимая музыка — Radiohead, но, полагаю, даже всего трехмилионного бюджета «Кислорода» не хватило бы, чтобы затащить Тома Йорка в российское кино.
Кстати, о бюджетах: фильм провалился в прокате. При бюджете в 3 миллиона долларов, его сборы составили менее 200 тысяч. Стоило ли ожидать от подобного кино другого результата, справедливо спросит часть из вас, и какое это вообще имеет значение для таких картин, не менее справедливо ответит другая часть.
Заканчивается фильм титром-посвящением трем людям, для обративших на это внимание поясню: тут нет никакого трагизма или символизма, эти имена — коллеги Ивана, с которыми он вместе работал над спектаклем «Кислород», и потому решил поблагодарить их в кино.
Подходя к самому интересному вопросу, о чем, собственно, кино, что оно нам хочет сказать, хотелось бы остановиться. Мне видится, что для подобных картин это будет, с одной стороны, попыткой объяснить смысл синих занавесок, а с другой — невольным программированием ожиданий тех, кто фильм еще не смотрел. Любопытно, что этим же самым вопросом (что, собственно, хочет нам сказать автор?) Гордон замучил не одного зрителя своего «Закрытого показа».
Кто-то видит в заглавном для картины «кислороде» очевидную метафору любви, кто-то — свободы, кто-то — совести (которая, кстати, упоминается героями самого фильма, на что Гордон, вновь закрыв все форточки в студии, начал выяснять «а что такое совесть?»).
Кто-то может увидеть в фильме историю эдаких серпуховских Бонни и Клайда. Кто-то — современное высказывание на тему «Преступления и наказания».
Кто-то скажет, что это просто фильм-медитация, ведь недаром он заканчивается «бонусным треком» ведийской Гаятри-мантры. Или что это сборник красивых треков с хорошим текстом и приятной музыкой, которые, в общем-то, можно просто слушать в плеере по дороге на работу (главное, не прослушать при этом, совсем как Саша, важные заповеди).
Пожалуй, все эти люди будут по-своему правы, ведь, как мы уже говорили, фильм скорее задает вопросы, чем старается на них ответить. Кому-то, из все тех же многоуважаемых экспертов с «закрытого показа», это показалось в корне неправильным, возможно, покажется таким и кому-то из вас.
Главное, что если хоть кто-то после прочтения этого поста посмотрит фильм «Кислород» и придет сюда же в комментарии, чтобы высказать свое мнение – я уже буду рад. Ведь как сказал сам Иван Вырыпаев:
Так давайте говорить друг с другом, люди. Говорить и слушать.
Спасибо, что прочитали.
P.S. Прикрепляю ссылку на КиноПоиск; для всех, у кого есть Яндекс Плюс — фильм бесплатный.
#лонгрид#кислород#вырыпаев#кино
Кислород — актеры и съемочная группа — кинопоиск
Кислород — видео — кинопоиск
§