Причины выбраковки баллонов

Баллоны, в которых при осмотре наружной и внутренней поверхностей выявлены трещины, плены, вмятины, отдулины, раковины и риски глубиной более 10 % номинальной толщины стенки, надрывы и выщербления, износ резьбы горловины и отсутствуют некоторые паспортные данные, должны быть выбракованы (рис. 20).

Ослабление кольца на горловине баллона не может служить причиной браковки последнего. В этом случае баллон может быть допущен к дальнейшему освидетельствованию после закрепления кольца или замены его новым.

Бесшовные стандартные баллоны вместимостью от 12 до 55 л при уменьшении массы на 7,5% и выше, а также при увеличении их вместимости более чем на 1 % бракуются и изымаются из эксплуатации.

1. Перечислить, в каком состоянии находятся различные газы в баллонах.

2. На какие группы по емкости подразделяются стандартные газовые баллоны?

3. На какие типы подразделяются стандартные газовые баллоны?

4. Для какой цели окрашиваются баллоны и делают надписи на них?

5. В какой цвет окрашиваются баллоны для воздуха, ацетилена, кислорода?

6. Для каких газов баллоны окрашиваются в черный цвет?

7. В какой цвет окрашиваются баллоны с горючими газами?

8. Где и какие паспортные данные выбиваются на баллонах?

9. Для чего заполняют пористой массой ацетиленовые баллоны?

10. Какие требования предъявляются к пористой массе?

Причины выбраковки баллонов

Работа с техническими газами требует неукоснительного соблюдения правил эксплуатации газоиспользующего оборудования и газовых резервуаров, которые должны периодически подвергаться аттестации. Важно понимать, что плановое освидетельствование баллонов – это не прихоть контролирующих органов, а необходимая мера для своевременного выявления дефектов конструкции и предотвращения опасных ситуаций на производстве.

Вместе с тем, ответственные организации заботятся о безопасности своих клиентов, выполняя требования ФНП, которые касаются обустройства испытательных пунктов для освидетельствования баллонов. Чтобы получить разрешения от контролирующих органов на проведение испытаний, компания должна иметь:

Содержание
  1. Когда выполняется аттестация газовых емкостей
  2. Освидетельствование баллонов
  3. Какие сосуды подлежат выбраковке
  4. Период допустимой эксплуатации
  5. Периодичность проведения проверки годности баллонов
  6. Процесс освидетельствования и восстановления емкостей для промышленных газов
  7. Порядок проведения очередных испытаний баллонов
  8. Правила хранения
  9. Виды и устройство вентилей
  10. Ремонт вентиля газового баллона
  11. Меры предосторожности при замене
  12. Пошаговая инструкция по замене вентиля
  13. Проверка герметичности и завершение работ
  14. Зачем делать ремонт газового баллона
  15. Виды ремонта газового баллона в частности, ремонт пропановых баллонов
  16. Навигация по записям
  17. ТРЕБОВАНИЯ К ОБУСТРОЙСТВУ ПУНКТОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ ГАЗОВЫХ БАЛЛОНОВ
  18. СРОКИ И ПОРЯДОК ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ ГАЗОВЫХ БАЛЛОНОВ
  19. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРАЦИЙ ПРИ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИИ
  20. ВЫБРАКОВКА БАЛЛОНОВ

Когда выполняется аттестация газовых емкостей

Периодичность технической аттестации для работающих под избыточным давлением сосудов составляет 5 лет. То есть с даты изготовления каждые 5 лет баллон должен обязательно подвергаться испытаниям, во время которых определяют целостность корпуса и вентиля, массу конструкции, внутреннюю емкость и способность выдерживать повышенное давление.

Однако в некоторых ситуациях освидетельствование выполняют раньше установленного срока, когда:

Решение о ремонте или выбраковке таких сосудов принимают только по результатам визуального осмотра и технических исследований.

Освидетельствование баллонов

Проверку состояния осуществляют в следующей последовательности:

На этапе подготовки из емкости удаляют остаток газа, демонтируют вентиль, после чего осуществляют продувку воздухом и тщательную очистку поверхности с применением воды и, при необходимости, растворителя. Демонтированный вентиль подвергают отдельной проверке, а в случае неисправности направляют в ремонт или бракуют с последующей заменой.

Причины выбраковки баллонов

Подготовка баллона перед проверкой

2) Визуальный осмотр. Целью визуального осмотра является выявление любых дефектов конструкции: трещин, вмятин, плен, раковин, глубоких рисок (более 10% толщины стенки), износа резьбы и т.п. Для внутреннего осмотра допускается применение осветительного прибора с напряжением питания до 12 В. В случае обнаружения ослабления кольца на горловине или неправильной насадки башмака, испытание приостанавливается до устранения данных неисправностей.

Причины выбраковки баллонов

Осмотр на наличие дефектов

3) Проверка массы и вместительности. Чтобы определить, насколько коррозия и другие физико-химические преобразования металла уменьшили толщину стенок, осуществляют измерение массы и внутреннего объема изделия, а также сравнение полученных показателей с первоначальными данными из паспорта. Взвешивание выполняют на весах с точностью 200 г. Для определения вместимости сначала взвешивают пустой сосуд, а затем наполненный водой, после чего по разности показателей находят массу воды с дальнейшим расчетом ее объема.

Причины выбраковки баллонов

Проверка массы и вместимости взвешиванием

4) Гидравлическое испытание. Для определения прочности емкости ее наполняют водой под высоким давлением. Величину проверочного давления устанавливает завод-производитель, оно должно быть как минимум в 1,5 раза выше рабочего показателя. Длительность проверки составляет не меньше 1 минуты. Гидроиспытание считается успешным, если во время его выполнения манометр показывал стабильную величину, а на корпусе не были обнаружены трещины, течи, слезы и видимые деформации.

5) Монтаж вентиля. Перед соединением вентиля и резервуара оба компонента подвергают обезжириванию, после чего просушивают и продувают воздухом. Установка осуществляется с применением уплотнителя, а сила затяжки для резьбы W27,8 составляет 300-400 н. м.

Причины выбраковки баллонов

6) Нанесение клейма. Если по результатам тестирования резервуар допускается к дальнейшей эксплуатации, организация, проводившая аттестацию, выбивает на корпусе индивидуальное клеймо, а также дату проведенной и следующей проверки.

Причины выбраковки баллонов

7) Покраска корпуса. В случае неудовлетворительного качества внешнего покрытия цилиндрический корпус покрывается масляной или эмалевой краской или нитроэмалью. При этом не допускается производить окраску емкости под давлением.

Причины выбраковки баллонов

Покраска и сушка

Какие сосуды подлежат выбраковке

При наличии одного из приведенных ниже условий баллон не подлежит освидетельствованию и подвергается выбраковке:

На резервуарах, которые не прошли освидетельствование, деформируется резьба горловины посредством нанесения насечек или сверлится отверстие в корпусе. Это делается для того, чтобы дальнейшая эксплуатация бракованного сосуда была невозможной.

Поскольку некоторые недобросовестные компании восстанавливают выбракованные сосуды и потом предоставляют их клиенту в качестве новых изделий, важно покупать и делать заправку только у проверенных поставщиков, где вся продукция соответствует строгим государственным нормам. Подробнее о типах заправляемых газов и емкостей Вы можете узнать здесь.

214. При эксплуатации сосудов, работающих под давлением, должны выпол­няться требования инструкции по эксплуатации, а также правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.

215. Техническое освидетельствование баллонов должно производиться на пунктах наполнения или на специально организованных испытательных пунктах, имеющих соответствующее разрешение (лицензию) МЧС.

216. Испытательные пункты для технического освидетельствования кислородных баллонов изолирующих противогазов могут организовываться при базах ГДЗС в соответствии с правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.

Про кислород:  2. Аммиак

217. Периодичность испытания баллонов:

стальные баллоны изолирующих противогазов, транспортные баллоны, должны подвергаться периодическому освидетельствованию 1 раз в 5 лет, или в соответствии с требованиями технических условий (далее-ТУ) завода-изготовителя;

баллоны установленные стационарно, а также установленные постоянно на передвижных средствах – 1 раз в 10 лет или в соответствии с требованиями ТУ завода-изготовителя;

металлопластиковые (композитные) баллоны подвергаются периодическому освидетельствованию в соответствии с требованиями ТУ завода-изготовителя;

полный срок службы металлопластиковых (композитных) баллонов устанавливается в календарных годах или по количеству циклов (раз) заправки в соответствии с требованиями технических условий завода-изготовителя. Учет количества циклов наполнения баллонов производится в формуляре согласно приложению 35.

218. Подготовка баллона к гидравлическому испытанию:

подготовить ванну с раствором едкого калия (каус­тической содой). Концентрация раствора должна быть 15-200 грамм едкого калия на 10 литров воды;

партию баллонов с остаточным давлением кислорода от 2 до 5 кгс/см 2 погрузить по шейку в ванну с раствором на 4 часа;

вынуть баллон из ванны и, поливая его водой, с помо­щью кисти удалить краску с его наружной поверхности, после этого баллон оставить для просушки;

открыть вентиль и выпустить оставшийся в баллоне кис­лород;

разжечь паяльную лампу и в течение 3-5 минут нагре­вать шейку баллона,

зажать баллон в тиски и вывернуть вентиль;

очистить изогнутым скребком внутреннюю поверхность баллона от окалин и ржавчины. Опустить электролампу внутрь баллона, произвести внутренний осмотр стенок и днища балло­на.

При осмотре наружной и внутренней поверхностей бал­лона могут быть выявлены следующие дефекты, служащие основанием для выбраковки баллона: трещины, вмятины, рако­вины и риски глубиной более 10% от номинальной толщины стенки, надрывы и выщерблины, износ резьбы горловины и от­сутствие паспортных данных.

В случае поломки вентиля при вывертывании необходимо рассверлить отверстие сверлом диаметром 10-12 мм. Нагреть шейку баллона до красного каления, охладить и с помощью трехгранника вывернуть остатки вентиля.

219. При положительных результатах внешнего и внутреннего осмотров баллон заполнить водой, зажать в тиски и ввернуть в горловину баллона угловой штуцер.

220. Партию баллонов установить на испытательную рампу. К угловым штуцерам накидными гайками присоединить трубопро­воды.

221. Произвести гидравлическое испытание баллонов проб­ным давлением. Величина пробного давления должна превы­шать рабочее давление в 1,5 раза или соответствовать величине пробного давления указанного в паспорте завода-изготовителя.

222. Баллоны при гидравлическом испытании должны находиться под пробным давлением в течение 1 минуты, после этого необходимо давление постепенно снижать до рабочего, при котором производится осмотр баллонов.

223. Баллоны признаются выдержавшими гидравлическое испы­тание, если у них нет разрывов, видимых де­формаций, течи, слезок или следов запотевания.

224. Разборка, осмотр, протравливание, промывка и сбор­ка вентиля кислородного (воздушного) баллона:

разобрать вентиль и вынуть прокладки;

подготовить ванну с раствором едкого калия (каустической содой) в соотношении: 100 грамм едкого калия на 2 литра воды;

погрузить все детали вентиля, кроме пружины, в ванну с раствором на 4 – 5 часов;

вынуть детали из ванны, сложить в металлическое ре­шето и промыть теплой водой. Корпус и шток вентиля очистить от глета металлической щеткой;

в сушильном шкафу просушить все детали вентиля;

произвести осмотр деталей вентиля. Негодные детали заменить, произвести обезжиривание и собрать вентиль;

проверить вентиль на герметичность при рабочем дав­лении.

225. Сборка кислородного (воздушного) баллона. Подготовить глет (окись свинца) и развести его в химиче­ски чистом глицерине. Промазать глетом резьбу баллона и вентиля. Зажать баллон в тиски и ввернуть вентиль. Вместо свинцового глета для сборки баллона допускается применение ленты «ФУМ». После удовлетворительных результатов освидетель­ствования баллонов на каждом баллоне выбиваются следую­щие клейма:

клеймо испытательного пункта, на котором произведено освидетельствование баллона согласно приложению 9;

дата произведенного и следующего освидетельствования (выбивается в одной строке с клеймом испытательного пункта).

226. На баллонах, не прошедших техническое освидетельствование, рядом с датой последнего осви­детельствования выбивается клеймо испытательного пункта, с изображением знака выбраковки внутри круга, а сами баллоны должны быть приведены в негодность (путем нанесения насечек на резьбе горловины, сквозного сверления корпуса), исключающую возможность их дальнейшего использования.

227. Для учета испытаний баллонов составляется список всех баллонов, подвергшихся гидрав­лическому испытанию согласно приложению 7, и протокол внутреннего осмотра и гидравлического испытания кислородных (воздушных) баллонов согласно приложению 10. Результаты освидетельствования баллонов записываются в журнал внутреннего осмотра и гидравлических испытаний кислородных (воздушных) баллонов согласно приложению 11.

228. Меры безопасности при ремонте и испытании кисло­родных (воздушных) баллонов:

не допускать подогрев шейки баллона раньше, чем в нем не будет снижено давление кислорода до атмосферного;

кислород из баллона следует выпускать в сторону от се­бя. В помещении не должны находиться промасленные тряпки, жиры и масла. Руки должны быть чистыми;

при вывертывании вентиля из баллона не допускать на­хождения людей напротив вентиля;

при гидравлическом испытании баллонов запрещается при­сутствие людей в помещении, на рампе. Рам­па должна иметь защитную стенку высотой 2 м;

для внутреннего осмотра баллонов применять перенос­ные электролампочки с напряжением не более 12 вольт.

229. Наружная поверхность баллонов окрашивается в соответствии с государственными стандартами или ТУ на их изготовление. Баллон с медицинским кислородом окрашивается в голубой цвет, на него наносится надпись черного цвета «кислород медицинский». Транспортный баллон с воздухом окрашивается в черный цвет, на него наносится надпись белого цвета – «сжатый воздух». Для окраски и надписей могут применяться краски масляные, эмалевые или нитрокраски.

Окраска и нанесение надписей на баллонах производится на заводах-изготовителях, а в дальнейшем – на пунктах наполнения и испытания баллонов.

230. Не допускается приемка и эксплуатация базами ГДЗС, наполненных кислородом (воздухом) транспортных баллонов, если они не соответствуют требованиям правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Для хранения и транспортирования сжатых и сжиженных газов применяют емкости, выполненные из металла или композитных материалов. Эти сосуды рассчитаны на то, что газ будет храниться в них под определенным давлением. Так, ГОСТ 15860-84 определяет, что рабочее давление в емкости с пропаном не должно превышать 1,6 МПа. Существуют и емкости, рассчитанные на более высокое давление в 5 МПа. Все емкости, применяемые для хранения газов должны проходить испытания и периодические освидетельствования.

Баллоны,” которые работают в стационарных условиях и предназначены для хранения инертных газов проходят необходимые освидетельствования один раз в десять лет.

Про кислород:  Как безопасно перевозить баллоны с пропаном в автомобиле

Обозначенные сроки освидетельствования должны строго соблюдаться. Все дело в безопасности. Если емкости предназначены для хранения и перевозки пропаном, ацетиленом или другим взрывоопасным газом любой дефект на наружной поверхности баллона может привести к непоправимым последствиям.

Как только возникают сомнения в работоспособности емкости для хранения газа необходимо вывести ее из оборота и приобрести, или арендовать новый.

Период допустимой эксплуатации

ГОСТ 949-73 определил то, что для баллонов, выполненных из стали и рабочим давлением до 19,6 МПа составляет 20 лет.

Периодичность проведения проверки годности баллонов

Транспортировка и эксплуатация технических газов связано со значительной опасностью. Это обусловлено не столько их взрывоопасностью или воспламеняемостью, а, сколько наличием высокого давления в сосудах, предназначенных для их хранения и доставки к месту потребления.

https://youtube.com/watch?v=JiBJP6PZKRg%3Ffeature%3Doembed

При таких условиях даже самый незначительный дефект может оказаться причиной серьезного происшествия. Именно поэтому огромную роль играет своевременное освидетельствование и необходимое обслуживание баллонов.

Процесс освидетельствования и восстановления емкостей для промышленных газов

К примеру, освидетельствование баллонов для ацетилена проводится один раз в пять лет. В то время, как масса, находящаяся внутри баллона, должна проверятся как минимум один раз в 2 года. Кстати, на баллоне должна быть нанесена отметка о сроках проведения освидетельствования, результате осмотра пористой массы и указаны сроки следующего освидетельствования баллона.

В соответствии с техническими условиями, к эксплуатации допускают только те емкости, которые прошли все необходимые испытания и об этом сделаны все соответствующие записи. Новые сосуды, проходят необходимый цикл испытаний во время приемки продукции службой технического контроля.

https://youtube.com/watch?v=VKxz6p6_ZNg%3Ffeature%3Doembed

По истечении сроков освидетельствования баллоны должны проходить переосвидетельствование, то есть полное освидетельствование технического состояния. При этом те, которые переосвидетельствование не прошли должны быть изъяты из оборота и отправлены на вторичную переработку (утилизацию).

Емкости, на которых обнаружены исправимые дефекты, то они подлежат ремонту и после выполнения требуемых работ, проведения надлежащих испытаний могут быть возвращены в эксплуатацию.

Порядок проведения очередных испытаний баллонов

Очередные испытания баллонов проводят, руководствуясь РД 03112194-1094-03 и РД 03112194-1095-03. Сотрудники, которые выполняют такую работу, должны пройти соответствующие курсы и обладать надлежащими знаниями и навыками.

https://youtube.com/watch?v=Fa2uvaMycTs%3Ffeature%3Doembed

Очередные испытания проводят в следующей последовательности:

https://youtube.com/watch?v=W6eHgsGcZm4%3Ffeature%3Doembed

После проведения гидравлических испытаний (опрессовки) необходимо просушить сосуд от следов реагента. Вернуть на место демонтированную арматуру.

Баллон необходимо подготовить к грунтовке и покраске. Для этого его подвергают пескоструйной обработке. После нанесения покрытия соответствующего цвета и ее просушки на поверхность баллона необходимо выполнить маркировку в соответствии с нормативной документацией. Окончание работ по освидетельствованию оформляется соответствующим актом. Общее время на выполнение всех указанных работ составляет 3 – 5 часов. В это время входят и подготовительные и основные операции.

Правила хранения

Баллоны, предназначаемые для технических газов, хранят на основании требований безопасности, которые определены в «Правилах эксплуатации сосудов под давлением ПБ 03-576-03».

В частности, весь рабочий и инженерно-технический персонал должен пройти должный теоретический и практический инструктаж. Сосуды, содержащие газ, хранят или в отдельных помещениях (зданиях), или допустимо их хранение и на открытом пространстве, но в этом случае, они должны быть ограждены от воздействия осадков и солнца.

Между тем хранить в одном помещении (здании) емкости с кислородом и горючими газами запрещено!

Емкости с газом могут быть установлены, для дальнейшей эксплуатации, не ближе чем на один метр к источникам тепла. Если для обогрева применяют открытый огонь, то расстояние до баллона не должно быть меньше 5 метров.

Виды и устройство вентилей

Несмотря на то, что все баллоны для хранения и перевозки газов отличаются друг от друга формой, цветом покрытия, объемом и многими другими характеристиками все они имеют одинаковое устройство. Баллон включает в свой состав – кран, бак и пр. Краны могут отличаться друг от друга конструктивными особенностями и материалами, которые были использованы для их производства. Кроме, их разделяют по типу применения – одни применяют для кислорода, другие для пропана, третьи для ацетилена. Соответственно на их поверхность наносят покрытия следующего типа:

Типовой газовый кран состоит из:

Корпуса, выполненного в виде тройника, состоящего из трех штуцеров, на каждом из них нарезана резьба. На некоторых моделях в корпус вмонтирован предохранительный клапан. Главная задача этого устройства стравливание излишнего давления, возникшего в баллоне.

Штуцера, расположенного внизу предназначенного для присоединения крана к емкости для хранения газа. К верхнему крепится регулирующих маховик (штурвал). К боковому штуцеру присоединяют внешние коммуникации или выполняют закачку газа. Корпус и основные детали выполняют из латуни или стали.

https://youtube.com/watch?v=tx5PGUJO9RI%3Ffeature%3Doembed

Краны, применяемые для негорючих газов, выполняют с правой резьбой на штуцерах, для тех, которые используют для горючих газов, нарезают левую.

Ремонт вентиля газового баллона

Основные неисправности газовых кранов

На самом деле конструкция газового крана не отличается сложностью и особо в нем ломаться нечему. Но и тем не менее в силу ряда причин, он может или начать пропускать газ или полностью выйти из строя. Одна из причин его поломок – это небрежное отношение со стороны персонала. Например, прикладывание излишних усилий при открывании или закрывании. Это может привести или к срыву резьбы или поломке штока.

Кроме этого, попадание в регулятор посторонних частиц может привести к тому, что они не дадут полностью закрыть затвор, а это неизбежно приведет к утечке газа. В любом случае при малейшем подозрении на наличие дефектов в корпусе или механизме газового крана, баллон необходимо изымать с рабочего места или бытового помещения и отправить его на ремонт.

https://youtube.com/watch?v=vDulevv3WrY%3Ffeature%3Doembed

Да, бесспорно, газовый кран, можно снять с баллона и самостоятельно его осмотреть и при необходимости его продуть или отремонтировать, но нельзя забывать о том, что любая работа с газовым баллоном несет в себе потенциальную опасность. Именно поэтому еден строгий запрет на демонтаж газовых кранов самостоятельно в кустарных условиях. Если есть даже небольшая возможность передать ремонт газового крана в мастерскую, то лучше так и сделать.

Меры предосторожности при замене

Замена вентиля на газовом баллоне должна проводиться с соблюдением определенных мер безопасности, среди них такие, как:

При установке вентиля на штатное место в баллоне необходимо использовать фум-ленту и другие типы герметиков, которые обеспечивают надежность соединения. Надо отметить, что уплотнители любого типа могут создавать определенные сложность при извлечении вентиля. Для облегчения этой задачи допустимо использовать строительный фен.

Про кислород:  Газоаналитика.РФ - Кислород (О2) - газоанализаторы, сигнализаторы, газосигнализаторы на кислород.

https://youtube.com/watch?v=ykjmSvSodEc%3Ffeature%3Doembed

Выполнять нагрев арматуры, устанавливаемой на баллон допустимо только после стравливания содержимого емкости.

Пошаговая инструкция по замене вентиля

Новый регулировочный клапан не фиксируется к баллону на чистую резьбу. Обязательно необходимо применять уплотнительные материал: герметики или фум-ленту.

Проверка герметичности и завершение работ

По окончании работ по замене вентиля на газовом сосуде необходимо выполнить проверку герметичности вновь собранных соединений. Для этого используют способ, проверенный десятилетиями – нанесение мыльной пены.

Если стыки собраны некачественно, то в месте утечки газа будут образовываться пузыри и поэтому нужно будет выполнить работу, по сборке по новой.

Зачем делать ремонт газового баллона

Делать или не делать ремонт газовых баллонов определяют на стадии их обследования. В процессе освидетельствования проводят осмотр внешней и внутренних полостей баллона.

Кроме того, осматривают состояние опорного башмака, если его состояние не в состоянии обеспечить вертикальную установку баллона, то эксплуатировать его недопустимо.

Виды ремонта газового баллона в частности, ремонт пропановых баллонов

Ремонт газовых баллонов выполняют на основании данных полученных при освидетельствовании в частности. В частности, при проведении восстановительно-ремонтных работ заменяют, вентили, заменяют башмак, выполняют ремонт горловины и пр.

https://youtube.com/watch?v=dhy2WOAOkzc%3Ffeature%3Doembed

Кроме того, разумеется, при необходимости, на поверхности сосуда наносят дополнительные надписи. Но надо всегда помнить о том, что иногда безопаснее приобрести новый баллон, чем продолжать эксплуатировать старый.

Чаще всего ремонту подлежат пропановые баллоны. Это связано в первую очередь с тем, что эти баллоны имеют широкое применение и в промышленности, и в быту. Но, владельцы бытовых баллонов, должны быть готовы к тому, что они ремонту не подлежат.

Случаи, при которых газовые баллоны не обменивают и к дальнейшему использованию непригодны.

Если на поверхностях баллона выявлены дефекты поверхности, которые превышают 10% от площади поверхности, то такое оборудование ремонту не подлежит и, должно быть, утилизировано.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Указом за № 116 Ростехнадзора от 25.03.2014 утверждены Федеральные нормы и правила (ФНП) в области промышленной безопасности, относящиеся к объектам, на которых применяется оборудование, работающего под избыточным давлением. В частности, это относится и к газовым баллонам. Согласно этим правилам, газовые баллоны должны периодически проходить освидетельствование и подвергаться аттестации. Периодическое освидетельствование газовых баллонов представляет собой необходимую меру для своевременного выявления дефектов оборудования с целью предотвращения опасных ситуаций на предприятиях его использующих.

Согласно ФНП, техническое освидетельствование баллонов должно проводиться в соответствии с методикой, утвержденной разработчиком конструкции сосудов, в которой указываются периодичность проведения освидетельствования и нормы, согласно которым выполняется браковка.

ТРЕБОВАНИЯ К ОБУСТРОЙСТВУ ПУНКТОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ ГАЗОВЫХ БАЛЛОНОВ

Освидетельствование баллонов, помимо организаций-изготовителей, проводят специализированные организации, имеющие наполнительные станции или пункты наполнения и испытательные пункты, получившие разрешение на испытания. Для получения такого разрешения от контролирующих органов, организация должна иметь:

СРОКИ И ПОРЯДОК ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ ГАЗОВЫХ БАЛЛОНОВ

В большинстве случаем плановое техническое освидетельствование сосудов, работающих под избыточным давлением, должно выполняться раз в 5 лет. Во время испытаний определяются: целостность корпуса баллона, исправность вентиля, масса конструкции, внутренняя емкость и способность сосуда выдерживать необходимое давление.

Внеочередное освидетельствование должно выполнятся в следующих случаях:

Решение о ремонте такого баллона или его выбраковке принимается на основании результатов визуального осмотра и технических испытаний.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРАЦИЙ ПРИ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИИ

При выполнении освидетельствования выполняются следующие работы:

Подготовка. При подготовке из баллона удаляется остаток газа, демонтируется вентиль. Затем выполняется продувка воздухом и тщательная очистка поверхности. Для очистки используется воды а, при необходимости, и растворитель. Демонтированный вентиль проверяется отдельно, и в случае его неисправности бракуют с последующей заменой или, отправляют в ремонт, если он ремонтопригоден.

Визуальный осмотр. При визуальном осмотре устанавливается наличие любых возможных дефектов баллона: вмятин, трещин, раковин, глубоких (более 10% от толщины стенки) рисок, износа резьбы и пр. Внутренний осмотр может проводиться с применением осветительного прибора на напряжение до 12 В. При обнаружении неправильной насадки башмака или ослабления кольца горловины перед продолжением испытания устраняют данные неисправности.

Проверка массы и вместимости. Для определения насколько толщина стенок уменьшилась под влиянием коррозии и других физико-химических изменений металла, определяют массу и внутренний объем сосуда и сравнивают полученные результаты с первоначальными паспортными данными. Взвешивают изделие на весах с точностью до 200 г. Вместимость определяют, сначала взвешивая пустой сосуд, а затем наполненный водой. После этого рассчитывается объем сосуда по разности полученных результатов и известных массе и объеме воды.

Гидравлические испытания. Эти испытания выполняются для определения прочности сосуда. Его заполняют водой под высоким давлением. Величина проверочного давления устанавливается заводом-производителем, она должна превышать величину рабочего давления как минимум в 1,5 раза. Длительность операции не меньше 1 минуты. Гидравлическое испытание успешно, если в процессе его показания манометра были стабильны, а на корпусе не обнаружились слезы, трещины, течи и прочие видимые деформации.

Монтаж вентиля. Перед установкой вентиля на резервуар они оба обезжириваются, просушиваются и продуваются воздухом. При установке применяется уплотнитель, а сила затяжки резьбы W27,8 равняется 300–400 Н/м.

Нанесение клейма. При положительных результатах испытаний баллон допускается к дальнейшей эксплуатации, и организация, выполняющая его аттестацию, на корпус его наносит индивидуальное клеймо и указывает даты проведенного и следующего освидетельствования.

Окраска корпуса. При неудовлетворительном качестве внешнего покрытия корпус баллона окрашивается эмалевой или масляной краской или покрывается нитроэмалью. Окраска баллона под давлением не допускается.

ВЫБРАКОВКА БАЛЛОНОВ

Наличие одного из следующих результатов, полученных при испытаниях, свидетельствует о том, что баллон освидетельствованию не подлежит и подвергается выбраковке:

На сосудах, не прошедших освидетельствование, деформируют резьбу горловины нанесением насечек или сверлят отверстие в корпусе. Делается это для того, чтобы данный отбракованный баллон невозможно было использовать для хранения и транспортировки газов в дальнейшем.

Существуют недобросовестные компании, которые, восстановив выбракованные баллоны, выдают их покупателю за новые изделия, выбирайте для приобретения и заправки баллонов проверенные организации, работающие в полном соответствии с установленными государством требованиями, правилами и нормами безопасности.

Оцените статью
Кислород