Лабораторная работа «кислород. оксиды. пероксиды. свойства серы и ее соединений»
ОПЫТ 1. ПОЛУЧЕНИЕ КИСЛОРОДА.
1.1. Для опыта берут хорошо измельченные КClO3 и МnO2. С бертолетовой солью надо обращаться осторожно, т.к. в присутствии малейших примесей горючих веществ (бумаги, угля и т.д.). при трении или нагревании может произойти взрыв. Следует также иметь ввиду, что МnO2 иногда бывает, загрязнен органическими веществами. Для удаления их МnO2 предварительно прокаливают.
Поместить в чистую, сухую пробирку около 0,3 г. КClO3 и укрепить ее вертикально
в зажиме штатива. Нагревать дно пробирки сначала слабо и осторожно, затем сильнее. Когда соль расплавится, испытать, загорается ли внесенная в пробирку тлеющая лучинка. Сделать вывод, интенсивно ли идет разложение бертолетовой соли. Оставить горелку, тотчас же всыпать в пробирку немного заранее приготовленного порошка МnO2. Снова опустись в пробирку, не касаясь соли, тлеющую лучинку. Составить уравнения реакции разложения бертолетовой соли в присутствии МnO2.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Какую роль в этой реакции выполняет МnO2?
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
1.2. Укрепить вертикально в зажиме штатива сухую пробирку с 0,5г. КМnО4 и нагреть. Испытывать выделяющийся газ тлеющей лучинкой. Написать уравнение реакции.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Указать окислитель и восстановитель.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
1.3. Взвесить 5г. КClO3 и 2г. предварительно прокаленного и охлажденного порошка МnO2. Смешать их в фарфоровой чашке стеклянной палочкой и смесь всыпать в сухую пробирку с газоотводной трубкой. Пробирку со смесью взвесить (m1). Цилиндр, предназначенный для собирания газа, предварительно заполнить водой, затем закрыть стеклянной пластинкой или пробкой, опустить вниз отверстием в стеклянную ванну, в которую налита вода, и открыть под водой отверстие цилиндра.
Рассыпав смесь равномерно по всей пробирке, приступить к ее нагреванию. Нагревать пробирку сначала осторожно по всей ее длине. Убедившись в том, что из трубки выделяется газ кислород (как это сделать?), подвести конец ее под цилиндр с водой. Затем вести нагревание, перемещая горелку от отверстия к дну пробирки. Следить за тем, чтобы стекло не расплавилось. Собрать в цилиндр кислород, оставив в нем немного воды.
Вынуть газоотводную трубку из воды и только тогда прекратить нагревание. Закрыть сосуд под водой стеклянной пластинкой или пробкой, вынуть из воды и поставить на стол.
Таким же образом собрать кислород еще в один цилиндр. Нагревать пробирку со смесью до полного разложения КС1О3 и прекращения выделения газа. По окончании опыта вынуть газоотводную трубку из воды и затем оставить горелку. !!! Сосуды с кислородом сохранить для опытов 2.1 и 2.2.
После охлаждения пробирки со смесью КС1О3 и МnO2 взвесить ее (масса m2). Разность (m1 и m2) дает массу выделившегося кислорода. Вычислить теоретический выход кислорода из 5г. КСlО3 (m3). Определить выход кислорода в % от теоретического.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
ОПЫТ 2. ОКИСЛИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА КИСЛОРОДА.
2.1. В железную ложку положить небольшой кусочек серы, зажечь его в пламени горелки и внести в сосуд с кислородом, постепенно опуская ложечку. Сравните интенсивность горения серы в воздухе и кислороде.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
После сжигания влить в сосуд немного воды, закрыть сосуд и хорошо взболтать, чтобы растворить продукт горения серы в воде.
2.2. Проделать такой же опыт, взять вместо серы немного красного фосфора.
2.3. На конце тонкой стальной проволоки, прикрепленной к лучинке, укрепить маленький кусочек угля. Раскалить уголь в пламени горелки и затем внести в сосуд с кислородом. Отметить, как горит железо в кислороде.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Написать уравнение этой реакции, учитывая, что образуется Fe3О4.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
2.4. Взять сухую пробирку и заполнить ее на 1/5 КNO3. Укрепить ее в штативе, вертикально над металлической подставкой и нагревать до расплавления соли. (Нитраты щелочных и щелочноземельных металлов плавясь, разлагаются на нитриты и кислород). Когда из расплавленной массы начнут выделяться пузырьки газа, накалите в пламени горелки кусочек угля, держа его щипцами, и бросить в пробирку. Нагревание прекратить. Наблюдать (осторожно!), как происходит горение угля в выделяющемся кислороде. Когда уголь сгорит, бросить в пробирку кусочек серы. Отметить отличие горения серы в молекулярном и атомном кислороде.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
2.5. Обменной реакцией получите в пробирке осадок гидроксида марганца (II). Обратить внимание на его цвет.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Медленно пропускать в полученную суспензию ток кислорода из газометра до изменения цвета осадка. Составить уравнения реакции.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
В чем состоит разница между процессами горения и медленного окисления?
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
ОПЫТ 3. ОБНАРУЖЕНИЕ ПЕРОКСИДА ВОДОРОДА.
Налить в пробирку 1мл. 3% раствора Н2O2, добавить 1-2 капли раствора КI и несколько капель разбавленной Н2SО4. Добавить к смеси 1-2 мл. крахмального клейстера. Наблюдать изменение окраски.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Написать уравнения реакции.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
ОПЫТ 4. ПОЛУЧЕНИЕ ПЕРОКСИДА ВОДОРОДА.
Влить в пробирку около 5мл. дистиллированной воды и добавить при помощи стеклянной палочки 3-4 крупинки Na2O2. Охладить пробирку водой под краном и прибавлять по каплям разбавленную Н2SО4 до слабокислой реакции (проба лакмусом). Добавить раствор КI в присутствии крахмального клейстера. Написать уравнение реакции образования Н2O2.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
ОПЫТ 5. КАТАЛИТИЧЕСКОЕ РАЗЛОЖЕНИЕ ПЕРОКСИДА ВОДОРОДА.
Налить в пробирку 1-2 мл. 3% раствора Н2О2 , всыпать немного порошка МnО2. Выделяющийся газ испытать тлеющей лучинкой. Написать уравнение реакции.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Какую роль выполняет МnО2 в этой реакции?
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
ОПЫТ 6. ОКИСЛИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ПЕРОКСИДА ВОДОРОДА.
К 2мл. раствора Сr(NO3)3 добавлять раствор NаОН до растворения первоначально образовавшегося осадка. К полученному раствору добавить раствор пероксида водорода. Наблюдать изменение окраски раствора за счет перехода тетрагидроксохромата (III) натрия в хромат (IV). Какую роль в этой реакции выполняет перекись водорода?
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
ОПЫТ 7. ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ПЕРОКСИДА ВОДОРОДА.
Налить в пробирку 1 мл. концентрированного раствора КМnО4, 2мл. раствора Н2SО4 и 1-2 мл. раствора Н2О2. Испытать тлеющей лучинкой выделяющийся газ. Наблюдать изменения цвета раствора. Составить уравнение реакции.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Какова роль в проведенных реакциях пероксида водорода?
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
ОПЫТ 8. ПОЛУЧЕНИЕ ПЕРОКСИДА БАРИЯ.
К насыщенному раствору Ва(ОН)2 прибавлять по каплям 3% раствор пероксида водорода. Наблюдать осаждение блестящих пластинчатых кристаллов состава ВаО2*8Н2О. Какую роль в этой реакции выполняет Н2О2.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
ОПЫТ 9. ОКИСЛИТЕЛЬНЫЕ И ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ПЕРОКСИДА НАТРИЯ.
Поместить в одну пробирку 3-4 мл. раствора КI в другую – 3-4мл. КМnО4. Подкислите оба раствора Н2SО4 и внести в них шпателем по щепотке Na2O2. Обратите внимание на изменение цвета обоих растворов. Выделяющийся во второй пробирке газ испытать тлеющей лучинкой. Написать уравнения обеих реакций.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Отметить, окислителем или восстановителем является в каждом случае Na2O2.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
ОПЫТ 10. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕРЫ С МЕТАЛЛАМИ. Работу проводить в вытяжном шкафу!!!
Взаимодействие серы с железом.
Приготовить 3,5г. смеси, содержащей эквивалентное количество серы и железа. Для опыта следует взять порошок восстановленного железа и серы. Смесь тщательно перемешать стеклянной палочкой, всыпать полученную смесь в пробирку, укрепить ее вертикально в штативе. Нагреть слегка всю смесь, а затем сильно греть в одном месте у дна пробирки. Как только смесь раскалится горелку отставить. Наблюдать за протеканием реакции. Какое вещество образовалось в результате реакции?
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Отметьте его цвет.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Написать уравнение реакции.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Взаимодействие серы с алюминием.
Взвесить на весах 2,4г. порошка серы и эквивалентное количество порошка алюминия. Приготовить однородную смесь серы и алюминия, насыпать ее кучкой на асбестовый картон и поместить под тягой. Коснуться смеси в одном месте кончиком длинной стеклянной палочки, нагретой предварительно в пламени газовой горелки.
При проведении опыта не наклоняться над реакционной смесью!
Отметить происходящее явление.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Какие наблюдаются признаки химической реакции?
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Какие химические свойства проявляет сера при взаимодействии с металлами?
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Лабораторная работа №28. горение серы на воздухе и в кислороде — гдз и решебник по химии за 9 класс габриелян
Глава 3. Неметаллы. Сера. Лабораторная работа №28. Горение серы на воздухе и в кислороде